Митрополит Варсонофий принял участие в заседании Священного Синода декабря 2016 Заседание Священного Синода состоялось в патриаршей резиденции Данилова монастыря 27 декабря под председательством Святейшего Патриарха Кирилла. Перед заседанием члены Священного Синода совершили литию по жертвам катастрофы самолета Ту-154 Министерства обороны РФ . Члены Синода заслушали доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия о юбилейных мероприятиях, посвященных 70-летию Предстоятеля Русской Православной Церкви и с удовлетворением отметили участие в торжествах официальных делегаций всех Поместных Православных Церквей. Святейший Патриарх проинформировал членов Синода о своих поездках в ноябре и декабре в Корсунскую, Калининградскую, Черняховскую и Санкт-Петербургскую епархии. Он также сообщил о проведении в Москве XX Всемирного русского народного Собора и о работе Высшего церковного совета во второй половине 2016 года. Также были заслушаны доклады о VI Общецерковном съезде по социальному служению, II Международном православном студенческом форуме, фестивале достижений молодежи " Славим Отечество " , съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви. Священный Синод счел важным регулярное проведение съездов регентов и певчих и постановил образовать при Патриархе Московском и всея Руси церковно-общественный совет по развитию русского церковного пения под руководством протоиерея Александра Агейкина. Синод утвердил " Последование покаянного молебна о прощении греха убийства чад во утробе (аборте) " . Текст последования отправлен в издательство Московской Патриархии для включения в молитвословы. В рамках обсуждения вопросов, касающихся системы духовного образования утверждено положение о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц, не обладающих образовательным цензом и " Положение о курсах повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви " . Из состава Челябинской епархии выделена Златоустовская епархия, а из состава Костромской епархии - Галичская с образованием Костромской митрополии, включающей две вышеуказанные епархии. Епископом Галичским и Макарьевским избран иеромонах Алексий (Елисеев), клирик Русской духовной миссии в Иерусалиме, а епископом Златоустовским и Саткинским - игумен Викентий (Брылеев), клирик Челябинской епархии.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Фильм «Мать рода человеческого» Код плеера Livejournal Liveinternet 16 августа 2007 г. 19:15 Великая православная святыня — чудотворная икона Божией Матери Феодоровская — будет находиться в Кемеровской епархии с 14 по 26 августа. Икона прибыла для поклонения верующих 14 августа в 22:00 в Кемеровский аэропорт специальным авиарейсом из постоянного места своего пребывания — кафедрального Богоявленско-Анастасиина собора Костромской епархии . В здании аэропорта духовенство епархии во главе с епископом Кемеровским Аристархом  совершило перед иконой молебен, после чего святыня была доставлена в Знаменский кафедральный собор г. Кемерово, где будет находится до 17 августа. Принесение иконы в Кузбасс осуществляется по просьбе губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и приурочено к областному празднованию Дня Шахтера. Организаторы прибытия святыни в Кузбасс — Кемеровская и Новокузнецкая епархия, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Администрация Кемеровской области. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием в XIII веке близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ. После чудесного обретения, князем был основан первый монастырь на костромской земле — Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя — лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева Пятница, покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Братиславой.

http://patriarchia.ru/db/text/282460.htm...

Важнейший документ, принятый Собором – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» – уже был рассмотрен в первой главе диссертации. Одним из документов вызвавших наибольшую полемику стали «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Многим церковным людям показалось, что это чрезмерно либеральный документ допускающий слишком много уступок по отношению к инославным. В целом можно констатировать, что Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года – важнейший этап истории Российского Православия, решивший целый ряд важнейших задач стоявших перед Церковью. 358 См.: Мы готовы начать. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий отвечает на наши вопросы//Московский церковный вестник. 1990. Февраль. С. 4. 367 См.: «Нужно много молиться, много трудиться и делать добро людям». К 10-летию архиерейской хиротонии Архиепископа Костромского и Галичского Александра. Кострома, 1999. 368 См.: «Нужно много молиться, много трудиться и делать добро людям». К 10-летию архиерейской хиротонии Архиепископа Костромского и Галичского Александра. Кострома, 1999. 373 Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1994 год. л. 2.;//Ивановский епархиальный вестник. 1998. 7 (7). С. 8. 383 Слово Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в день интронизации в Богоявленском патриаршем соборе (10.06.1990)//Журнал Московской Патриархии. 1990. 9. С. 20–22. 385 См.: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1990 год. л. 4. 387 См.: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Дело «Переписка с управляющими других епархий» 390 См.: Православная газета для простых людей. –2000. 1 (19); Православный Суздаль. 2000. 1 (11); Владимирская епархия. Информационный бюллетень. 1999. 1 (1). 391 См.: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Дело «Религиозное образование и духовное просвещение». 392 См.: Белова Т.В. Православная библиотека.//Ивановский епархиальный вестник. 1998. Сентябрь. С. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во Владимирской епархии, согласно ходатайству ее управляющего, 22.03.1990 года, было передано епархии и Успенскому кафедральному собору г. Владимира 3 жилых дома во Владимире, общей площадью 2100 квадратных метров. Костромской епархии, в 1990 году, был передан собор Богоявленско – Анастасьина женского монастыря в центре Костромы 366 . Епархии возвратили и ряд других церковных зданий, в одном из которых удалось организовать духовное училище 367 . С 1980 года началась борьба за Ипатьевский монастырь. Епископ Костромской и Галичский Александр сразу заявил позицию епархии, которая не изменилась и по сей день: этот величайший памятник истории и культуры, жемчужину Поволжья, необходимо использовать совместно государству и Церкви. После многих встреч с музейными работниками и представителями администрации, после долгой публичной полемики компромиссное решение нашли: часть зданий монастыря получила монашеская община, а ряд музейных экспозиций стали готовиться к переезду в помещения в историческом городском центре 368 . В 1992 году материальное положение Церкви стало ухудшаться. Это было связано с ухудшением уровня жизни населения. Особенно это сказалось на Ивановской епархии. И если в 1992 году еще была значительная материальная помощь, оказываемая епархии предприятиями области и местными советами, то даже уже в 1993 году епархия не могла уже ожидать значительной помощи, т.к. многие предприятия области начали останавливать свое производство, разоряться, появились безработные, число которых все увеличилось. Несмотря на это, новые приходы не переставали открываться. Народ, духовно голодный, истосковавшийся по церковной молитве и богослужениям, наполнял храмы, особенно городские. Несмотря на то, что многие храмы, открывшиеся в сельской местности, были не укомплектованы церковной утварью, книгами, а порою в них не было даже и хора, они медленно, но все же реставрировались на радость верующему народу 369 . В 1993 году, с одной стороны, наблюдался приток в храмы все большего количества людей, с другой – жизнь епархии в материальном плане становилась все тяжелее. В своем отчете в Патриархию в 1993 году архиепископ Амвросий отмечал: «Особенно осложняется процесс реставрации храмов из-за политики правительства, проводимых в отношении текстильных предприятий области. Не имея средств, текстильные предприятия области не в состоянии больше помогать храмам, а рабочий народ, трудящийся на предприятиях и помогавший своими пожертвованиями восстановлению храмов, оставлен без средств к существованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решение о ее создании путем выделения из Костромской принял Священный Синод 27 декабря. ПРАВМИР. Иеромонах Алексий (Елисеев), клирик Русской духовной миссии в Иерусалиме, избран епископом Галичским и Макарьевским. Как сообщил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, решение о назначении главы созданной сегодня епархии принял Священный Синод. Галичская епархия образована в административных границах Антроповского, Вохомского, Галичского, Кадыйского, Кологривского, Макарьевского, Мантуровского, Межевского, Нейского, Октябрьского, Островского, Павинского, Парфеньевского, Поназыревского, Пыщугского, Солигаличского, Чухломского, Шарьинского районов Костромской области ( журнал 113 ). Синод постановил правящему архиерею Галичской епархии иметь титул «Галичский и Макарьевский». Иеромонах Алексий (в миру Елисеев Александр Емельянович) родился 3 мая 1969 года в поселке Шача Бондарского района Тамбовской области. В 1990 году закончил агрономический факультет Плодоовощного института имени И.В.Мичурина (ныне Аграрный университет) в г. Мичуринск. С 1990 года по 1995 год  работал в государственных и коммерческих структурах главным агрономом и ведущим специалистом районного управления сельского хозяйства. В 1996 году зачислен в братию Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря и назначен на послушание агронома обители. В 2000 году пострижен в мантию с наречением имени в честь свт. Алексия, митрополита Московского. В октябре 2000 года назначен келарем монастыря с совмещением несения послушания агронома. В феврале 2003 года был переведен на Санкт-Петербургское подворье Валаамского монастыря с назначением на послушание помощника игумена Валаамского монастыря по землеустройству и делам собственности. 27 февраля 2005 года рукоположен во иеродиакона. В 2009 году закончил Костромскую духовную семинарию, защитив дипломную работу на тему «Вопросы истории Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в период с 1900 по 1940 гг.».

http://pravmir.ru/ieromonah-aleksiy-elis...

Лит.: Покровский Н. В. Памятники церк. старины в Костроме. СПб., 1909; Некрасов А. И. Костромской край в истории древнерус. искусства. Кострома, 1923; Михайловский Б. В., Пуришев Б. И. Очерки истории древнерус. монументальной живописи. М.; Л., 1941. С. 97-149; Постникова-Лосева М. М. Костромское серебряное дело XVIII-XIX вв.//Статьи по истории материальной культуры XVII-XIX вв. М., 1947. С. 145-206. (Тр. ГИМ; Вып. 18); она же. Рус. ювелирное искусство, его центры и мастера: XVI-XIX вв. М., 1974; Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982; она же. Ипатьевский мон-рь. М., 1982; она же. Рус. живопись XVII в. М., 1984; Рус. золото XIV - нач. XX вв. из фондов ГММК. М., 1987; Каткова С. С. Из истории ювелирного промысла в с. Красном Костромской обл.//Из истории собирания и изуч. произв. нар. искусства: Сб. науч. тр./ГРМ. Л., 1991. С. 107-116; она же. Редкие произведения деревянной скульптуры в собр. КИАХМЗ//Древнерус. скульптура: Проблемы и атрибуции. М., 1993. Вып. 2. Ч. 2. С. 244-266; она же. Усадебная ц. Николы-Бережки и роль заказчика в становлении программы худож. решения иконостасов//Рус. усадьба. М.; Рыбинск, 1994. Вып. 1(17). С. 160-162; она же. Века и судьбы: Сб. ст. Кострома, 2001; она же. Костромские серебряники XVII-XVIII вв.//Губернский дом. Кострома, 2002. 1/2. С. 31; она же. Нерехта и ее храмы//Наше наследие. 2002. 62. С. 6-25; она же. Резные царские врата XVII в. в ц. Воскресения на Дебре//Народное искусство: Мат-лы и исслед.: Сб. ст./ГРМ. СПб., 2005. Вып. 2. С. 13-14; она же. Роспись купола Владимирской ц.//Страницы времен. Кострома, 2011. 3. С. 141-161; она же. Наружные росписи Троицкого собора Ипатьевского мон-ря сер. XVII в.//Вестн. архивиста. 2013. 3. С. 41-57; она же. Иконостас Троицкого собора Ипатьевского мон-ря. М., 2014; Демидов С. В., Кудряшов Е. В. Нерехта. М., 1996; Кильдышев А. В. Фрески ц. Воскресения на Дебре. Кострома, 1996; Памятники архитектуры Костромской обл. Кострома, 1996-2009. Вып. 1-11; Кочетков. Словарь иконописцев; Костромская икона. 2004; Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. С. 17-19; Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря. М., 2008. 2 т.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

в Костромском кремле - Феодоровская ц., в которую была помещена обретенная икона Божией Матери, получившая имя Феодоровской; в нач. XIV в. в Галиче существовала Спасская ц., рядом с которой находился мон-рь; в 1334 г. был возведен собор Воскресенского мон-ря, положившего начало городу Соли Галицкой (совр. г. Солигалич). До нач. XVIII в. большинство храмов строили из дерева. Судя по письменным источникам, в нач. XV в. в Костроме существовало не менее 30 церквей, к нач. XVII в. в 35 городских приходах их было 62; в Соли Галицкой к 1628 г.- 9 церквей. Из 840 храмов К. и Г. е. в нач. ХХ в. 100 остались деревянными, среди них - постройки XVI - нач. XVII в.: церкви свт. Николая Чудотворца в Кадые (1570), в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ивановском под Нерехтой (1613), Успения в с. Сенная под Чухломой (1628). Церковь прор. Илии в с. В. Берёзовец Солигалического р-на. Кон. XVIII — нач. XIX в. Фотография. Кон. XIX в. Церковь прор. Илии в с. В. Берёзовец Солигалического р-на. Кон. XVIII — нач. XIX в. Фотография. Кон. XIX в. Древнейшая сохранившаяся ц. в честь Собора Пресв. Богородицы в с. Холм Галичского р-на (1552, перевезена в Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода», он же - Музей деревянного зодчества, далее - МДЗ) принадлежит к известному на севере типу «круглых» храмов с 8-гранным основным объемом, асимметричной 5-гранной апсидой и небольшой трапезной с поднятой на бревенчатых консолях галереей-гульбищем и одновсходной лестницей. Вероятно, изначальное шатровое завершение в XVIII в. заменили невысоким малым восьмериком с пятиглавием на крещатой бочке. Самым распространенным был тип клетского храма с высокой двускатной кровлей и пониженными объемами чуть зауженного граненого алтаря и трапезной, по ширине равной наосу. Так выделяли церкви Спаса Всемилостивого (1712) из с. Фоминского Костромского р-на (ныне в МДЗ) и Воскресения Христова (1762-1763) в с. Кужбал (Нейский р-н). Все помещения соединялись широкими арками.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

277 5-го апреля 1829 года окончательно утвержден был доклад синода о новочеркасской епархии, по которому она поставлена последнею в числе второклассных епархий, на том основании, что 1) церкви Кавказской области и войска черноморского состоят в старшей второклассной епархии (астраханской) и 2) потому, чтобы тем удобнее было переводить в оную из действительно служащих епископов дознанной способности. На содержание архиерейского дома, консистории и кафедрального причта определено, по примеру прочих второклассных епархий, 18.491 р. 32½ коп. асс. Кроме того, велено отвести земли и угодья для содержания архиерейского дома, на первый раз около 600 десятин, к которым, по представлению наказного атамана войска Донского, в 1837 г. прибавлено было еще 400 десятин. За неотысканием готовой мельницы близ Новочеркасска, отпущено было в распоряжение новочеркасского архиерея единовременно 15.000 р. для постройки её на месте, которое найдет удобным без стеснения города, или какой-либо из ближайших к нему станиц. На первоначальное обзаведение выдано из казны 10.000 р. асс. Из числа трех кандидатов на новую кафедру: епископа тамбовского Афанасия, епископа ревельского, с.-петербургского викария Никанора и ректора костромской семинарии, архимандрита Евгения, Государь утвердил первого. Так как в состав новоучрежденной кафедры отошли от епархий астраханской и воронежской такие места, от которых архиереи этих епархий имели вторые наименования, то вследствие сего положено было астраханскому архиерею называться астраханским и енотаевским, а воронежскому – воронежским и задонским. Новая епархия заключала в себе землю войска Донского, Кавказскую область и Черноморию. Пребывание архиерею назначено было в Новочеркасске, где куплен был для него дом за 8.000 руб. 4) Симбирская епархия Обстоятельства, вызвавшие учреждение симбирской епархии, были совершенно другие, чем трех ей предшествовавших. Губернии Казанская и Симбирская заключают в себе, кроме православного народонаселения, множество язычников (черемисов, чувашей, мордву) и магометан и, несмотря на то, что этот край вошел в состав русского царства уже со времен Иоанна Грозного, православие здесь не сделало больших успехов и не могло осилить идолопоклонства и магометанства, из которых последнее особенно упорно держалось в этих местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полное собрание русских летописей: в 24 т./Издано Археографической комиссией. – СПб., 1841–1921. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. – СПб., б. г. Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – изд. 2. – М., 1788–1791. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского . СПб., 1900–1911. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев, 1913. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви. – М., 2001. Православная энциклопедия. – М., 2000. Кроме перечисленной выше основной литературы, использовались источники по конкретным епархиям: Учреждение Архангелогородской епархии и её архипастыри. Архангельск, 1889. Холмогорско-Архангельская иерархия//Христианское чтение. 1879, 1. Платон (Любарский), архимандрит. Иерархия Вятская и Астраханская с предисловием П. Казанского //Чтения в обществе истории и древностей российских. – 1848, 7. Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности (по архивным документам). – Харьков, 1902. Попов Е. А., протоиерей. Велико-Пермская и Пермская епархия (1379–1879). – Пермь, 1879. Богословский Г.К., священник. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях, Казань, 1893. Марков Н.М., священник. Коломенская епархия. – М., 1888. Самарянов В.А. Памятная книжка для Костромской епархии.Кострома, 1868. Соловьёв Н. Сарайская и Крутицкая епархии//Чтения в Московском Обществе истории древностей российских, – 1894, ч. 3. Рункевич С.Г. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии (1793–13 апреля 1893). Минск, 1893. Сапунов А.П. Витебская Старина: в 3 т. (пт. 1, 4, 5; 2 и 3 т. – не изданы). – Витебск, 1883–1888.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1774 г. ректором ДС недолгое время состоял архим. Тарасий (Вербицкий), 20 авг. 1774 г. принял постриг учитель риторики Иоанн Заболотский (впосл. архиеп. Иоасаф (Заболотский) ). В 1774-1782 гг. ДС возглавлял архим. Феофил (Раев). В его ректорство, впервые после братьев Лихудов, в Новгороде появились педагоги с европ. образованием - выпускник Лейденского ун-та Василий Багрянский (в монашестве Вениамин (Багрянский) ; пострижен в Антониевом мон-ре 24 июня 1776, в 1784-1788 ректор ДС, впосл. епископ Иркутский) и уроженец «австрийской Сербии» архим. Николай (Киждобрянский), перешедший в дек. 1781 г. в российское подданство. В 1776 г. приняли постриг 2 выпускника ДС - Емельян Романов (впосл. Костромской еп. Евгений), обучавший «русскую школу» (в один день с В. Багрянским), и Пахомий Петров (впосл. Архангельский и Холмогорский еп. Парфений), учитель синтаксимы (26 нояб.). В 1782-1783 гг. ДС возглавлял архим. Амвросий (Серебренников ; впосл. архиепископ), 26 дек. 1783 г. хиротонисанный в викарного епископа Олонецкого и Каргопольского (последним с этим титулом). В 1786 г., при подготовке к открытию Главных народных уч-щ в 25 губерниях, для «учения нижних классов» было приказано выбрать 40 семинаристов (ПСЗ. Т. 22. 16342); из Новгородской ДС было выбрано 3 чел. 6 мая 1788 г. имп. Екатерина II подписала указ о соединении сумм, предназначенных для Новгородской и С.-Петербургской духовных семинарий, и об учреждении Главной семинарии для обеих этих епархий в Александро-Невском мон-ре в С.-Петербурге (Там же. 16659). Другим указом, подписанным в тот же день, ликвидировалась Великоустюжская епархия вместе с местной ДС, а еще ранее, в марте 1787 г., была упразднена Олонецкая ДС в Александровом Свирском монастыре. В результате Новгородская ДС оказалась урезана до 4 младших «школ» и, по словам историка Г. И. Светлова, оказалась «как бы на нелегальном положении». В 1788 г. в ней была упразднена должность префекта, в 1791-1795 гг. она не имела и ректора (настоятелем Антониева мон-ря числился и получал соответствующее жалованье ректор Александро-Невской Главной семинарии в С.-Петербурге архим. Иннокентий (Дубровицкий)).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010