Скачать epub pdf Хиротонисан: 18.09.1821, еп. Орловский и Севский; с 22.05.1828 еп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический; с 31.12.1832 архиепископ; с 9.05.1837 архиеп. Херсонской и Таврический; с 1.03.1848 архиеп. Тверской и Кашинский; с 15.02.1857 на покое; умер: 8.09.1858. Гавриил (в миру Василий Феодорович Розанов) – архиепископ, бывший Тверской; сын сельского священника Костромской епархии, родился 26 января 1781 г. После обучения сначала в Костромской, а потом в Троице-Лаврской семинариях Розанов был назначен учителем пиитики в Костромскую семинарию, где скоро занял место префекта. В 1811 г. Розанов приехал в Петербург, где ректором Академии был товарищ его по семинарии архимандрит Филарет Дроздов , и представился митрополиту Амвросию «с поднесением слабых своих опытов труда на поприще наук». Митрополит предложил Розанову постричься и предназначал его в бакалавры по кафедре философии в Академии, но оставил это намерение вследствие противодействия своего постоянного антагониста, архиепископа Феофилакта Русанова . Постриженный 15 октября 1811 г. в монашество с именем Гавриила, Розанов был назначен префектом Вологодской семинарии и архимандритом Спасо-Каменного монастыря. Назначенный в 1814 г. ректором семинарии и настоятелем Спасо-Прилуцкого монастыря, Гавриил в 1819 г. был вызван «на чреду» в Петербург и определен законоучителем 1-го Кадетского Корпуса. Получив в 1820 г. настоятельство в первоклассном Ярославском Толгском монастыре, с исправлением должности ректора семинарии, Гавриил 18 сентября 1821 г. в Москве был посвящен во епископа Орловского. 22 мая 1828 г. был переведен в Екатеринославскую епархию, обнимавшую в то время, кроме Екатеринославской губернии, губернию Таврическую и восточную часть Херсонской. В 1829 г. он получил орден Анны 1-й степени, а 31 декабря 1832 г. был возведен в сан архиепископа. В 1837 г. Екатеринославская епархия была разделена на Екатеринославскую и Херсонскую, и Гавриил, «как пастырь опытный», был 9 мая 1837 г. назначен архиепископом Херсонским и Таврическим, причем к его епархии были присоединены и уезды Одесский, Ананьевский и Тираспольский, принадлежавшие к Кишиневской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Романова А. А. К истории Игрицкого монастыря и списка чудотворной иконы Смоленской Богоматери Рецензия на: Семенова А. В. Игрицкий монастырь и его святыня/Авт.-сост. А. В. Семенова; науч. ред. А. Г. Авдеев. Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2015. 280 с., ил. Игрицкая Смоленская икона Божией Матери, явленная в урочище Игрище на реке Песошне в 15 км от Костромы в 1-й половине 1620-х гг., – одна из древних святынь Костромской земли. К сожалению, в настоящее время местонахождение образа неизвестно: он был похищен в 1982 г. из Воскресенского храма села Любовниково, где хранился после прекращения богослужений в Игрицком монастыре в начале 1930-х гг. сохранилась только копия XIX столетия, хранящаяся ныне в Александро-Антониновском храме Костромы. Вышедшее летом 2015 г. издание по истории Богородицкого Игрицкого монастыря относится к возрождающемуся жанру историко-статистических описаний монастырей, который был широко распространен в литературе 2-й половины XIX – начала XX в., а потом, по понятным причинам, прекратил свое существование. Богородицкий Игрицкий монастырь Костромской епархии не имел прежде полного печатного описания, и вообще, по характеристике автора, может быть назван «забытой обителью». Так, и в период существования монастыря публикаций, посвященных Игрицкой иконе и Песошенской обители, было очень немного. В библиографическом списке, приводимом в исследовании, значится 15 печатных работ – преимущественно статей в периодических и справочных изданиях. Впрочем, некоторые справочные материалы по истории монастыря в список не включены в то же время как отдельные работы в библиографическом списке посчитаны заметки, публиковавшиеся частями в местной периодике (с. 265–266). Восстановлению памяти о святыне и ее почитании способствует исторический очерк монастыря (часть 1), в котором, в частности, уточняется время обретения иконы. Большинство списков Сказания о явлении иконы датируют это событие 12 июня 7132(1624) г., однако более ранний, если сравнивать с литературными памятниками, документальный источник по истории монастыря – челобитная 1642 г. 1-го строителя Игрицкого монастыря старца Гурия царю Михаилу Федоровичу – содержит иную датировку – 7130(1621/22) г., и эта дата, что достаточно убедительно показывает автор, более точная.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033382/

(Доклад, читанный в заседании IV Костромского Областного Археологического Съезда 22 июня 1909 г.) Предлагая просвещенному вниманию Гг. членов настоящего Съезда напечатанные мною материалы, касающиеся Костромской старины, позволяю себе в дополнение и объяснение их в связи с общей русской историей сказать несколько слов. Базисом своих работ, предназначенных для Съезда, я ставлю исследования об упраздненных монастырях. В предисловии к своей книге «Упраздненные монастыри Костромской епархии» я указал, что главным источником для составления этой брошюры послужили рукописи покойного (3 февраля 1866 г.) костромского историка, протоиерея М.Я. Диева. Кроме того, я пользовался и другими рукописями, принадлежащими мне и собранию И.А. Вахромеева, а в особенности – исследованиями покойного (11 февр.1878 г.) протоиерея И.Д. Троицкого, историка Ярославской епархии. Я включил в свою книгу лишь 53 упраздненных монастыря, опустив те, которые впоследствии были отчислены к Ярославской епархии. Этот пропуск сделан мною на том основании, что в своих предыдущих трудах 1 я имел возможность довольно подробно коснуться истории указанных монастырей, упраздненных в разное время. Костромская территория с давних времен входила в состав обширной Ростовской епархии, пределы которой совпадали с границами Ростовского княжества. Затем, при учреждении в 1213 г. епархии Суздальской, часть Костромской области отошла к последней, и только в 1745 г. из этой области была образована самостоятельная епархия. В 1788 г., при округлении границ епархий сообразно с пределами наместничеств, г. Любим с близлежащими селами отошел от Костромской епархии к Ярославской, a несколько сел по нагорной стороне Волги – наоборот, от Ярославской к Костромской. Известно, что обитатели всех северо-восточных епархий древней Руси отличались склонностью к подвижничеству. Об этом свидетельствует многочисленный сонм св. угодников, а также повсеместное обилие монастырей и пустынь, большинство которых теперь уже не существует. Огромное количество монастырей Северной Руси обращало на себя особое внимание древних путешественников-иностранцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/k...

Колокольня Костромского Кремля с Богоявленским собором (на стройплощадке прошлым летом). Фото Владимира Ходакова ЖМП 1 январь 2020 /  28 февраля 2020 г. 12:45 Соборное дело: от Мурома до Мурманска КАК ВОЗДВИГАЮТ ГЛАВНЫЕ ХРАМЫ ЕПАРХИЙ Вряд ли прежде в Русской Церкви был другой столь краткий по историческим меркам период, когда в разных епархиальных градах одновременно возводилось бы столько кафедральных соборов. Беспрецедентное по интенсивности строительства и частоте освящения число соборных храмов, предназначенных для служения епархиальных архиереев, объясняется двумя наложившимися друг на друга во времени процессами. С одной стороны, продолжается эпоха церковного возрождения, когда после практически векового перерыва Церковь получила возможность воздвигать большие соборы-новостройки и воссоздавать утраченные. С другой — реформа административно-территориального деления с разукрупнением епархий и созданием митрополий. PDF-bepcuя Сейчас кафедральные соборы возводятся параллельно в Геленджике и Мурманске, ­Нарьян-Маре и Архангельске, Караганде и Владивостоке, Ейске и Муроме, Ярославле и Улан-Удэ, Новороссийске и Сургуте, Воркуте и Горно-­Алтайске, Челябинске и Чебоксарах, Барна­уле и Салехарде, Клинцах (Брянская область) и Георгиевске ( Брянская и Ставропольская митрополии соответственно). Только за пять последних лет великим чином (подавляющее большинство — лично Предстоятелем) освящены соборы: Богоявленский в Енисейске (2019 год, Красноярская митрополия ), Успенский в Салавате (2018 год, Башкортостанская митрополия ), Воскресенский в Бишкеке и Успенский в Ташкенте (2017 год), Христорождественский в Солигорске (2017 год, Слуцкая епархия Белорусского Экзархата), Христорождественский в Южно-Сахалинске (2016 год), Андреевский в Североморске (2016 год, Мурманская митрополия ), Благовещенский в Йошкар-Оле (2016 год, Марийская митрополия ), Богородицерождественский в Уфе (2016 год, Башкортостанская митрополия), Успенский в Иванове (2015 год), Вознесенский войсковой всеказачий в Новочеркасске (2015 год, Донская митрополия ), Вознесенский в Ульяновске (2015 год, Симбирская митрополия ), Георгиевский в Орске (2014 год, Оренбургская митрополия ). «Журнал Московской Патриархии» рассказывает, как на местах сооружают соборы, которые на наших глазах становятся архитектурными достопримечательностями и новыми «визитными карточками» своих городов.

http://e-vestnik.ru/church/kafedralnye_s...

Матвеево. Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1796 и 1855. Адрес: Костромская область, Парфеньевский район, село Матвеево. Координаты: 58.641082, 43.486027 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В селе 2 церкви, Воскресенская каменная, теплая, с такою же колокольней, построена в 1796 г. старанием прихожан, и Богородицерождественская тоже каменная, холодная, построена в 1845-1855 гг. старанием прихожан. Вокруг церквей каменная ограда. Два кладбища, одно в 1/2 в., другое в 1 в. от церкви, окопаны рвом. Престолов 6: в теплой - а) в честь Воскресения Христова, б) во имя архистратига Михаила в) во имя святит. Николая; в холодной - а) в ч. Рождества Богородицы, б) во имя прор. Илии, в) во имя Макария, Унженского чудотворца. Расстояние от Костромы 185 в., от Кологрива 65 в. Ближайшие церкви: Николаевская с. Шири в 7 в., Ильинская с. Ильинского в 8 в., Троицкая с. Горельца и Преображенская с. Малой Вохтомы Чухломского уезда в 12 в. В XVII в. село входило в состав Парфеневской осады Галичского уезда. В 1639 г. упоминается как церковь " Рождество Пречистыя Богородицы в селе Матвеевском в вотчине стольника князь Бориса Михайловича Репнина " . В июне 1712 г. " князь Никита Иванович сын Репнин в прошении, поданном на имя в. г. царя в патр. каз. приказ, писал: " в Галицкой моей вотчине в селе Матвееве есть церковь Рождество Пр. Богородицы с приделы св. пророка Илии и пр. о. Макария чудотворца холодная, а крестьяне оной моей вотчины обещались в том же селе построить вновь церковь во имя Воскресения Христова, да в приделе арх. Михаила теплую и прошу вели государь из патр. каз. приказа о строении вышеупомянутой церкви Божии дать благословенную грамоту " . В феврале 1716 г. в новопостроенную Воскресенскую церковь с приделом выдан антиминс для освящения. http://old-churches.ru/kg_001.htm Пришедшие к власти в октябре 1917 г. большевики воинственно ополчились против духовных традиций русского народа, против всей Церкви. 23 января 1918 г. новой властью был издан декрет “Об отделении церкви от государства”, по сути дела, объявивший все институты Православия в России вне закона. Все священнослужители и члены их семей лишались гражданских прав. А в начале 1922 г. власть обрела давно желаемый повод для борьбы с Церковью. В самый разгар голода началась агитация якобы за использование церковного имущества для оказания помощи голодающим. За малейшее неповиновение властям суду предавались не только отдельные лица, но и целые церковные причты. По всей стране начали закрываться и предаваться поруганию храмы. А с 1930-х гг. начались массовые репрессии священнослужителей.

http://sobory.ru/article/?object=59698

Матвеево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Церковь.    Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1845 и 1855. Адрес: Костромская область, Парфеньевский район, Матвеево Координаты: 58.641325, 43.485885 Проезд:плохой асфальт от Парфеньево Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1816 г. в Матвеево приехал священник Фёдор Никитич Елизаров — первый, обосновавшийся здесь и потянувший за собой священническую ветвь рода Елизаровых-Розановых, в нескольких поколениях являвшихся служителями и устроителями здешних церквей. Фёдор Никитич — дед известного философа, писателя, публициста Василия Васильевича Розанова, оригинального мыслителя, интересовавшегося вопросами пола, семьи, религии. Сам философ родился в 1856 г. в городе Ветлуге. Матвеево — родина его отца, Василия Фёдоровича Розанова; здесь прошли его детские годы. В 1839 г., будучи старшим священником прихода, Фёдор Никитич Елизаров в клировой ведомости записал, что “каменная церковь с такою же колокольней” — крепка, а Богородицкая крепка стенами, однако крыши её “уже ветхи… и полы опустились”. К середине сороковых годов появилась необходимость в строительстве нового храма. О сооружении каменного храма повествует И. Х. Тлиф в книге “Корень рождения моего…” (К истории рода В. В. Розанова): “Возведение храма — это дело эпохальное. Возглавлял его начальный священник, но строили храм всем приходом. Объявили сбор средств, устроили в определённых местах кружки для пожертвований, состоятельные горожане поддерживали предприятие крупными вкладами. По составлении нужной суммы отправили прошение епископу — о разрешении строительных работ. По приходе храмозданной грамоты начали подвозить лес, железо для кровли, известь, камни для фундамента. Если же случалась поблизости годная глина, прямо на месте выделывали кирпич, ставили печи для обжига, сараи для его хранения. Мастеров-строителей обычно присматривали загодя. Справлялись в других приходах, а порою и за пределами епархии, прочен ли и благолепен видом их новый храм. В случае, если работа сделана по совести, сговаривали умельцев к себе на взаимовыгодных кондициях”.

http://sobory.ru/article/?object=58963

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ Евгений (Баженов), архиеп. Псковский и Порховский. Литография П. Ф. Бореля. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ) Евгений (Баженов), архиеп. Псковский и Порховский. Литография П. Ф. Бореля. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ) (Баженов [Бажанов] Александр Филиппович; 1784, с. Заглухино Каширского у. Тульской губ.- 29.06.1862, Псков), архиеп. Псковский и Порховский. Род. в семье причетника. В 1795-1808 гг. учился в Коломенском ДУ, Тульской ДС, в 1811 г. окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию. С 16 сент. 1811 г. назначен преподавать словесность в Тульской ДС. С 1 сент. 1818 г. преподавал риторику, а позже - гражданскую историю в Казанской ДС. 16 февр. 1819 г. в Казани Баженов был пострижен в монашество, 19 февр. рукоположен во диакона, 22 февр.- во иерея. С 6 апр. 1819 г. игумен Седмиезерной пустыни , с 20 июля того же года архимандрит, настоятель симбирского Покровского мон-ря. С 14 авг. 1819 г. ректор и профессор богословия Тобольской ДС, с 22 авг. того же года настоятель тобольского Знаменского мон-ря, с 15 сент. 1824 г. ректор и профессор богословия Костромской ДС, настоятель костромского Богоявленского мон-ря. Кроме того, с 1819 по 1828 г. Е. был поочередно в Казанской, Тобольской и Костромской епархиях присутствующим консистории, кафедральным цензором и благочинным мон-рей. В 1828 г. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди, назначен законоучителем С.-Петербургского 1-го кадетского корпуса. Когда в апр. 1829 г. была учреждена Новочеркасская епархия, Святейший Синод предложил имп. Александру I кандидатуру Е. в качестве главы новой кафедры, но вскоре последний получил др. назначение - в Тамбовскую и Шацкую епархию. 9 июня 1829 г. состоялось наречение, а 11 июня в Успенском соборе Московского Кремля - хиротония Е. во епископа Тамбовского и Шацкого, к-рую возглавил митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) . Современники называли Е. «крайне ретивым при исполнении своих обязанностей и надменным по отношению к духовенству».

http://pravenc.ru/text/186965.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИНЕШЕМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Костромской епархии, названо по г. Кинешма (ныне Ивановской обл.), существовало в 1866-1936 гг. К. в. было образовано 11 мая 1866 г. Комментируя это событие, свт. Игнатий (Брянчанинов) , живший на покое в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (Костромская епархия), писал 11 июня 1866 г. своему брату П. А. Брянчанинову: «Костромскому и Нижегородскому (архиереям.- Н. З.) даны викарии, преимущественно для обращения раскольников» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2007. Т. 8. С. 451). Местопребыванием Кинешемских епископов был назначен костромской Ипатиевский во имя Св. Троицы мон-рь , в южном крыле Архиерейского корпуса в 1875 г. была устроена крестовая ц. во имя сщмч. Ипатия, еп. Гангрского, и ап. Филиппа (малая крестовая церковь). В управление викарию был предоставлен Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-рь неподалеку от Костромы. Первым Кинешемским епископом в 1866 г. стал Ионафан (Руднев) , в 1869 г. он был назначен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. На рубеже XIX и XX вв. видную роль в духовной жизни Костромской епархии играл Кинешемский еп. Вениамин (Платонов ; 1883-1905). За годы жизни в Костроме он приобрел широкую известность как старец, имевший дар прозорливости, «второй Иоанн Кронштадтский». В Ипатиевский монастырь к нему ежедневно приходило множество людей из Костромской и Ярославской губерний. В 1917 г. была предпринята попытка упразднения К. в. По ходатайству Костромского и Галичского еп. Евгения (Бережкова) Святейший Синод 25-30 мая 1917 г. постановил переименовать Кинешемского еп. Севастиана (Вести) в епископа Макариево-Унженского «с назначением ему местожительства в г. Макарьеве и с поручением ему управления Макарьевского, Кологривского, Ветлужского, Варнавинского и Юрьевецкого уездов». Это решение вызвало недовольство в Кинешме, городская дума, духовенство и жители города обратились к еп.

http://pravenc.ru/text/1684652.html

Обзор православной блогосферы: конфликты церковные и околоцерковные Последние две недели прошли в православной блогосфере под знаменем церковных скандалов самого разного уровня. 8 апреля, 2011 Последние две недели прошли в православной блогосфере под знаменем церковных скандалов самого разного уровня. Последние две недели прошли в православной блогосфере под знаменем церковных скандалов самого разного уровня. В течение этого времени блогеры всех юрисдикций обсуждают извержение из сана и обвинение в педофилии бывшего секретаря Костромской епархии игумена Харитона (Просторова). Блогеры в большинстве  недоумевают относительно извержения из сана, которое произошло без присутствия отца Харитона и о котором епархия сообщила мало того, что спустя полгода, так еще и не называя канонических преступлений. “Кто нибудь может мне объяснить, как стало возможным «осуждение» без личного присутствия обвиняемого?” — выказывает непонимание протоиерей Александр Авдюгин, лично знающий осужденного. Максимально четко сформулировал вопросы по делу иерей Сергий Царев из Воронежа: во-1, когда и где состоялся церковный суд, извергший из сана иг. Х., во-2, за что его лишили сана, в-3, когда это решение утвердил Патриарх. Впрочем, вопросы попадаются разного толка. Более осторожную позицию “не принимать и не отвергать” занял киевский священник Андрей Дудченко : Касательно игумена Х., о котором бурлит и бушует орто-блого-сфера. Первой реакцией у меня, было, естественно, вступиться за него. Потом подумал: а ведь ничего, собственно, я не знаю об этой истории, кроме того, что написал сам о.Бытописатель. С одной стороны, у меня нет оснований подозревать его в каких-то ужасных грехах. Сегодня разговор с человеком, знающим о.Х. лично, меня укрепил в этой мысли. Кроме того, лучше погрешить в оправдании, чем в осуждении. И процедура суда, если он таки был, и при этом о.Х. не вызывали на него, говорит скорее в пользу неправомочности этого суда. Более агрессивно высказал свою точку зрения блогер Игорь Гаслов, посвятив “ делу игумена Икс ” два десятка постов. Прямо он ничего не говорит, но решение о снятии сана не осуждает, комментарии официальных лиц считает справедливыми, а большинство сочувствующих отцу Харитону блогеров упрекает в некомпетентности.

http://pravmir.ru/obzor-pravoslavnoj-blo...

Сухоруково. Церковь Николая Чудотворца. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Сельский приходской храм в стиле барокко, обладающий выразительной объемной композицией. Стоит на небольшом пригорке на южной окраине села. Точная дата сооружения кирпичной Никольской церкви с приделами Благовещения и Сергия Радонежского неизвестна. Севернее церкви, в нескольких метрах от колокольни, сохранилась кирпичная сторожка сер. 19 в. http://svodokn.ru/object/101520550?open=true Последнее обновление храм произведено в 1897 г. Это торжественное событие было отмечено посещением сего храма епископом Костромским и Галичским Виссарионом. Неплохо сохранилась обновленная живопись - можно увидеть лики святых: Св. Феодосия Углицкого (прославленого в лике святых годом ранее), Св. царя Константина, Св. Мефодия, Св. Петра Митрополита Московского, Св. вел. муч. Георгия, Св. Иоанна Московского чудотворца, Св. вел. муч. Пантелеймона и др. Колокольня сохранилась практически в первозданном виде. Все ярусы уцелели. Николаевская с. Сухоруково каменная, с такою же колокольней, построена в конце XVIII в. тщанием прихожан. Церковь обнесена камен. оградой, внутри коей приходское кладбище. Престолов 3: а) главный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, б) во имя святителя Николая Чудотворца и в) во имя прп. Сергия Радонежского. Расстояние от Костромы 40 в. Ближайшие церкви: Преображенская с. Буракова в 5 в., Богородицкая с. Афанасова в 7 в. и Богородицкая с. Кишина в 10 в.  В XVI-XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд. В 1571 г. " Се яз Маря Павлова жена Никифоровича Лихорева дала есми в дом Живонач. Троице и вел. чюд. Сергию и Никону, и архимариту Федосью с братею или хто по нем иныи архимариты будут, вотчину мужа своево Павла Никифоровича в Костромском уезде в Андомском стану село Красные горы а Сухоруково тож, а дала есми ту вотчину мужа своего впрок без выкупа для вечного покоя и за тот вклад мужа моего поминати и в сенаник и с селники написати, а та вотчина мужа моего не продана ни заложена ни у ково ни в каких крепостях, а мужа моево Нечая Павла, да инока Митрофана, да Никифора, да меня Марю и наших детей написати во вечное поминанье и кормы кормити в веки, а роду нашего и племяни в то селцо в Сухоруково не вступаются ни когда же, а кто станет роду нашего и племени в то селцо Сухоруково з деревнями вступатися и им суд будет с нами пред Богом на втором Христове пришествии, а к селу Сухорукову 18 деревень, да 2 пустоши... " .

http://sobory.ru/article/?object=54391

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010