В другой раз к преподобному прибежала гиена и принесла в зубах своего слепого щенка. Святой поднял детёныша, плюнул ему в глаза, помолился Богу и щенок прозрел. Гиена, забрав малыша, убежала, а на утро вернулась, принеся огромную баранью шкуру. Макарий рассердился: «Откуда у тебя эта кожа? Разве ты съела чью-нибудь овцу? Если ты добыла её насилием, я не возьму её!» Гиена наклонила голову, встала на колени, положила шкуру к ногам святого. Но тот согласился взять дар гиены лишь после того, как заручился её «согласием» не обижать более бедных, съедая их овец.   Косма, Дамиан и верблюд Погребение святых Космы и Дамиана. Художник Фра Анджелико. 1438—1440 Святые братья целители Косма и Дамиан Ассийские жили в Малой Азии около IV века нашей эры. Они исцеляли не только людей, но и животных. Ходили по домам, лесам и пустыням, находили больных зверей и помогали им. Благодарные животные следовали за врачевателями целыми стадами. Однажды Косма и Дамиан повстречали в пустыне еле живого верблюда. Святые сжалились над ним, исцелили и отпустили. Через много лет верблюд отплатил братьям благодарностью. Косма и Дамиан дали обет никогда ни от кого не брать платы за своё занятие, но под конец жизни Дамиан вынужден был нарушить обет — он взял от исцелённой женщины три яйца во имя Святой Троицы. Косма очень огорчился, узнав о поступке брата, и даже составил завещание, в котором запрещал после смерти хоронить его и брата вместе. Но в ту же ночь Косме явился Господь: «Для чего ты скорбишь ради взятых трёх яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Моё имя...» Косма утешился, но никому не сказал о своём видении. Через какое-то время святой Косма с миром почил. Спустя ещё некоторое время скончался и Дамиан. Люди, чтившие их память, не знали, что делать с телом Дамиана, где его положить, чтобы не нарушить завещание. И вдруг к ним подошёл верблюд — тот самый, которого святые братья исцелили когда-то, — и заговорил человеческим голосом! Верблюд рассказал всем тайну Космы. Братьев погребли вместе.

http://foma.ru/5-istoriy-o-svyatyih-i-ih...

Святые мученики-бессребреники братья Косма и Дамиан жили в III веке по Рождестве Христовом в Риме, в период гонений на христиан, воздвигнутых императорами-язычниками. Подвигом своей жизни святые явили подлинно христианское употребление человеческого таланта: талант есть дар Божий, который надлежит использовать не в целях корысти, но для служения Богу и людям. Святые Косма и Дамиан рано осиротели. Оставшись вдовой в молодости, Феодотия воспитала своих сыновей в христианском благочестии. Основным занятием братьев было врачебное дело, в котором они весьма преуспели. Святые братья Косма и Дамиан считали себя служителями Божиими, исцелявшими людей по их вере. Они не брали за свой труд никакой платы. Врачевание бессребреники Косма и Дамиан сочетали с проповедью слова Божия, разъясняя больным, что они совершают исцеления благодатной силой Христовой, и призывая их к вере во Христа Спасителя, которая открывает путь к подлинному выздоровлению – спасению души. Святые братья Косма и Дамиан были оклеветаны завистниками и вызваны в Рим к императору Карину. Император потребовал отречься от Христа и признать языческих богов, на что святые ответили решительным отказом. Когда император стал устрашать их пытками, святые, желая вразумить его, воззвали к Богу. Внезапно шея императора искривилась таким образом, что он не мог повернуть головы. Тогда Карина и многих свидетелей объял страх Божий. Император покаялся пред братьями, и исповедал перед всеми свою веру во Христа, и тотчас получил исцеление. Святые Косма и Дамиан были немедленно отпущены на свободу. После возвращения в свое селение близ Рима они продолжили прежнее богоугодное дело. Высок был подвиг святых целителей, но Богу было угодно еще сильнее возвысить их чрез невинное мученичество. Они пострадали от зависти врача, бывшего некогда их учителем. Этот врач заманил их в горы и там коварно убил. После кончины святость врачей-бессребреников Космы и Дамиана (†284) была подтверждена многими чудесными знамениями милости Божией. Литература:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские Аудио Память 1/14 ноября Скачать (MP3 файл. Продолжительность 2:09 мин. Размер 1.6 Mb ) Читает иеромонах Симеон (Томачинский) Святые Косма и Дамиан, братья по плоти, родились в провинции Асия, в области Ефес. Их отец, знатный язычник, принял христианскую веру некоторое время спустя после рождения сыновей, но из-за его преждевременной смерти они остались на попечении благочестивой матери Феодотии. Будучи христианкой с самого детства, она старалась воспитать их в благочестии, побуждая подражать ее добродетелям. Косма и Дамиан изучили разные науки, однако вскоре отвергли их ради врачебного искусства. Подобно апостолам, которых Христос послал на проповедь, они получили власть изгонять нечистых духов и исцелять все виды болезней лишь одним лекарством – молитвой. Новые апостолы, даром приняв благодать Святого Духа, и лечили, никогда не требуя платы, не делая различий между богатыми и бедными, странниками или своими близкими. Их милосердие было таково, что они распространяли благодеяния даже на животных. Хотя Косма и Дамиан были сведущи во врачебном искусстве, они употребляли вместо лекарств, скальпеля и пластыря лишь одно животворящее имя Христово, соединяя вместе с лечением проповедь Евангелия Спасения, как если бы Сам Христос Исцелитель действовал в них и исцелял души и тела. К их жилищу приходили самые разные люди, и каждый получал исцеление и утешение в меру своей веры. Святой Дамиан, младший из братьев, первым почил в мире, за ним некоторое время спустя последовал и Косма. Впоследствии множество христиан постоянно притекало к церкви, которая была построена на месте их погребения в местечке, называемом Фереман. Больных приводили туда и позволяли пробыть несколько дней в церкви с молитвами и прошениями. Для них драгоценные мощи и икона святых становились изобильным источником исцелений и утешения, дабы с терпением и надеждой они могли перенести болезни, которые Господь попустил для спасения их душ. 14 ноября 2012 г.

http://pravoslavie.ru/57401.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Дамиан Асийский, св. Описания иконы Дамиан Асийский, св. - житие Святые бессребреники Косма и Дамиан Ассийские (Память 1 ноября по старому стилю) Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их — Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Так нужно думать, во-первых, потому что в первой половине V века, при императоре Феодосии младшем, устрояли во имя их святые храмы, во-вторых потому, что копты, отделившиеся от православия со времен Халкидонского собора (431 г.), признают их в лике святых, тогда как живших после сего времени святых они не принимают. Отец их был грек и язычник, мать — христианка, по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя, но это послужило к их счастию. Мать могла свободнее заняться воспитанием детей. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу.[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Новгород. XV.] Святые Косьма, Дамиан, Иаков Персянин. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 5383.jpg:   Размер: 890x1100, 0.98 MPix, 148 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (153) , (5) . Описание: [Афон. XV.] Св. Дамиан. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 5385.jpg:   Размер: 768x907, 0.7 MPix, 117 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (120) , (3) . Описание: [Афон. XV.] Свв. Косьма и Дамиан. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец Свв. Косьма и Дамиан в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

http://pravicon.com/icon-1601

Мокий (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320). На иконах и в монументальных росписях Б. часто представлены попарно или группами: Косма и Дамиан; Косма, Дамиан и Пантелеимон (Санта-Мария Антиква (Рим), капелла Драгутина 1282-1283 (Сербия)); икона Б. с мц. Феодотией и на поле иконы свт. Николая, XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Кир и Иоанн (собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря, XII в., собор мон-ря Осиос Лукас, XI в., ц. Марторана, Палермо, XII в.); Фотий и Аникита (Киличлер-килисе, Эльмалы, XII-XIII вв.). В греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58, XV в.) Б. изображены дважды: Пантелеимон, Косма, Дамиан, Кир, Иоанн, Ермолай в медальонах в чине мучеников (Л. 55-55об.) и в дни памяти в Минее - в рост. В монументальных росписях изображения Б. обычно помещаются в нартексах (Осиос-Лукас, ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, 1295; собор мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350), в ряду святых в нижнем регистре росписи наоса ( напр., ц. св. Врачей в Кастории), иногда в алтаре или в боковых апсидах (ц. Иоанна Предтечи в Задаре; ц. св. Анастасии в Задаре, 1285). В ц. св. Ахиллия в Арилье, 1296 г., святые Косма и Дамиан изображены в юж. певнице среди святых в том порядке, к-рый, по мнению В. Джурича (С. 131), соответствует выниманию частиц на проскомидии. В житийных циклах сцены исцелений показаны по типу евангельских чудес исцелений Иисусом Христом слепых, расслабленных, прокаженных (вмч. Пантелеимон - ц. Сант-Анджело ин Формис, XI в.; ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164; святые Косма и Дамиан - ц. Митрополии в Мистре, XIV в.). Почитание Б. получило широкое распространение на Руси. Изображения святых Космы, Дамиана, Кира (с сосудом для елея) и Иоанна имеются в росписях (на предалтарных столпах собора Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде, 1125), на иконах (святые Косма и Дамиан на верхнем поле иконы свт. Николая по сторонам Этимасии, XII в., ГТГ; на иконе свт.

http://pravenc.ru/text/149067.html

Ист. и лит.: Служебник. СПб., 19056; Требник: В 2 ч. М., 1915. Ч. 1; Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского/Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1992-1997; Минея (МП): Сент.-авг. М., 1978-1989; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1-3. Игум. Андроник (Трубачёв) Иконография Б. изображаются в хитонах и гиматиях (одно из ранних изображений - мозаика купола ц. вмч. Георгия в Фессалонике V в., где представлены мученики Косма и Дамиан в длинных светлых одеяниях, в позах орантов на фоне архитектуры), иногда с лентой, похожей на орарь (вмч. Пантелеимон, каменная резная икона, XII в. (Музей истории искусств в Вене), святые Косма и Дамиан - ц. св. Иоанна Предтечи в Задаре (Хорватия), нач. XIII в.), со специфическим медицинским атрибутом - красной сумкой у пояса (ап. Лука - катакомбы Комодиллы, VII в.; святые Косма и Дамиан - ц. святых Космы и Дамиана в Риме, 526-530, и на миниатюре из Минология Василия II (Vat. Gr. 1613, 976-1025 гг.- сумка в Божественной деснице)), в руках, как правило, держат завершающиеся иногда крестиком кисточку, лжицу или палочку для елея, или хирургические инструменты, футляр для сосуда с маслом или ларец (святые Кир, Пантелеимон, Косма и Дамиан - ц. Санта-Мария Антиква в Риме, VIII в.). Б. могут изображаться как мученики с крестом в руке (св. Диомид - Пала д " Оро, XI в. (Собор Сан-Марко в Венеции)), или с венцом (святые Косма и Дамиан держат венцы в руках - ц. святых Космы и Дамиана в Риме; Христос венчает святых Б.- ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.), или со свитком в руке. Вмч. Пантелеимон. Икона из кафоликона Свято - Пантелеимоновая мон-ря на афоне. Фотография. 2000г. Вмч. Пантелеимон. Икона из кафоликона Свято - Пантелеимоновая мон-ря на афоне. Фотография. 2000г. В священнических одеждах с Евангелием в руках изображаются: сщмч. Ермолай Никомидийский (Пала д " Оро, фрески Каппадокии: Киличлер-килисе, X в., Саклы-килисе, XI в.), прп. Сампсон Странноприимец (лицевая минея, XI в., ГИМ. Gr. 9), сщмч.

http://pravenc.ru/text/149067.html

XVI в., СИХМ; «Рождество Христово» из ц. Покрова в Опочке, сер. XV в., ПИАМ), на иконах Божией Матери («Богоматерь на престоле, с ангелами и избранными святыми», XV в., Новгород, и «Богоматерь Ярославская, с избранными святыми», на створках складня, 1491, по позднейшей надписи происходит из с. Сандыри (ныне в черте Коломны) - обе в ГТГ; «Богоматерь «Умиление», с избранными святыми» из суздальского Покровского мон-ря, 1-я пол. XV в., ГВСМЗ), а также на иконах Спасителя («Господь Вседержитель, со святыми Космой и Дамианом на полях», XIX в., Омский обл. музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля - святые показаны в рост, обращены ко Христу, в руках - ковчежцы). Вместе со св. Иаковом Перским, К. и Д. представлены на обороте иконы-таблетки «Введение во храм Пресвятой Богородицы» из Софийского собора в Новгороде (нач. XVI в., НГОМЗ); с прор. Илией - на новгородской иконе «Прор. Илия, бессребреники Косма и Дамиан» (1-я треть XVI в., собрание В. Н. Набокова-Алексеева). Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские, с праздниками и житием. Икона. 2-я пол. XVI в. (КГОИАМЗ) Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские, с праздниками и житием. Икона. 2-я пол. XVI в. (КГОИАМЗ) В XV - нач. XVI в. К. и Д. изображали в мученических одеждах - хитоне и гиматии, завязанном на груди и расходящемся в стороны, как, напр., на псковской иконе нач. XV в. «Св. целители Косма и Дамиан» (ПИАМ) - святые представлены в молении, они обращены к центру (фрагментарная сохранность иконы не позволяет уточнить другие особенности изображения) - или на фреске в соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря (1502) - в медальонах, по облику близнецы, с ковчежцами разных форм и тонкими палочками-инструментами в руках. В ряде рус. образов К. и Д. кон. XV-XVII в. имеются особенности: святые представлены в паре в рост, каждый облачен в короткую тунику поверх хитона и в плащ; по облику - средовеки, с темными волосами и короткими бородками, обычно - близнецы (житийная икона К. и Д., XV в., ВГИАХМЗ; икона XV в.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

иером. Макарий Симонопетрский Память святых бессребреников 1 и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии Свв. Косма и Дамиан, братья по плоти, родились в провинции Асия, в области Ефес. Их отец, знатный язычник, принял христианскую веру некоторое время спустя после рождения сыновей, но из-за его преждевременной смерти они остались на попечении благочестивой матери Феодотии. Будучи христианкой с самого детства, она старалась воспитать их в благочестии, побуждая подражать ее добродетелям. Косма и Дамиан изучили разные науки, однако вскоре отвергли их ради врачебного искусства. Подобно апостолам, которых Христос послал на проповедь , они получили власть изгонять нечистых духов и исцелять все виды болезней лишь одним лекарством – молитвой. Новые апостолы, даром приняв благодать Святого Духа, и лечили никогда не требуя платы, не делая различий между богатыми и бедными, странниками или своими близкими. Их милосердие было таково, что они распространяли благодеяния даже на животных. Хотя Косма и Дамиан были сведущи во врачебном искусстве, они употребляли вместо лекарств, скальпеля и пластыря лишь одно животворящее имя Христово, соединяя вместе с лечением проповедь Евангелия Спасения, как если бы Сам Христос Исцелитель действовал в них и исцелял души и тела. К их жилищу приходили самые разные люди, и каждый получал исцеление и утешение в меру своей веры. Св. Дамиан, младший из братьев, первым почил в мире, за ним некоторое время спустя последовал и Косма. Впоследствии множество христиан постоянно притекало к церкви, которая была построена на месте их погребения в местечке, называемом Фереман. Больных приводили туда и позволяли пробыть несколько дней в церкви с молитвами и прошениями. Для них драгоценные мощи и икона святых становились изобильным источником исцелений и утешения, дабы с терпением и надеждой они могли перенести болезни, которые Господь попустил для спасения их душ. 1 Бессребреники – святые, которые занимались врачеванием, не требуя платы за лечение, и продолжали приходить на помощь тем, кто обращался к ним с верой в скорби. К этом чину относятся: свв. Косма и Дамиан окт., 1 н., 1 ил.], Кир и Иоанн ил. и 28 ин.], Фалелей (Фалалей) м.], Самсон ин.], Ермолай ил.], Пантелеимон ил.] и Диомид авг.]. О начале почитания свв. Космы и Дамиана и об их разделении на три пары см. примечание к статье под 17 октября Читать далее Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./Адаптир. пер. с франц./авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011./Т. 2. Ноябрь-декабрь. – 912, с. ISBN 978-5-7533-0552-7 (т. 2). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ни на одной рус. житийной иконе К. и Д. сцены Жития не повторяются. Состав сюжетов, по-видимому, зависит от неск. факторов: характера заказа, размера доски, пожеланий ктитора. Изображение святых в среднике в целом следует единой иконографической схеме, к-рая, вероятно, восходит к визант. образцам. Аналогичным образом К. и Д. Асийские представлены на миниатюрах рукописи Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 150) и Минология деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 15v, 1322-1340 гг.), а также на синайской иконе XI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Нек-рые дополнения к данной устойчивой схеме были сделаны в XVIII в. На 2 иконах - «Святые Косма и Дамиан, с избранными святыми на полях» (XVIII в., Россия, КГОИАМЗ) и «Святые Косма и Дамиан» (посл. треть XVIII в., Центр. Россия, собрание Ф. Р. Комарова) - внизу между ростовыми фигурами святых изображена белая однокупольная церковь. По предположению Н. И. Комашко, это ц. св. Михаила в Мюнхене, где с 1649 г. хранились мощи св. врачей (Большая рус. икона. 2014. С. 82). На обеих иконах К. и Д. представлены в рост, обращены друг к другу, в руках - ковчежцы; наверху в облаках - поясной образ Христа Пантократора, благословляющего святых обеими руками. С. П. Заиграйкина, С. Н. Татарченко К. и Д. Аравийские Св. бессребреники Косма и Дамиан Аравийские. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия). 1338–1348 гг. Св. бессребреники Косма и Дамиан Аравийские. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия). 1338–1348 гг. (пам. 17 окт.). В греч. иконописном подлиннике (Ерминии), составленном иером. Дионисием Фурноаграфиотом ок. 1730-1733 гг., К. и Д. описаны как «смугловатые, с бородами едва показавшимися, в повязках из платков» (Ерминия ДФ. С. 168-169). В рус. иконописных подлинниках К. уподобляется Флору, Д.- Лавру, указывается, что их «ризы в троем» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 39; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 173). В пособии для иконописцев акад. В. Д. Фартусова 1910 г. о К. и Д. сказано, что они «типом аравитяне». К. предписывается изображать «средних лет, с курчавыми, короткими волосами, с окладистой небольшой бородой», Д.- «немного моложе и с меньшей бородой, также с курчавыми волосами». Одеты они в «туники и епанчи; в руках у них ящики с лекарством» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 50).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

В визант. настенных минологиях, где сохранился ноябрьский цикл, образы К. и Д. встречаются: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония; 1317-1318) - погрудно; в ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны (Косово и Метохия; 1338-1348) - в рост, средовеки, с короткими бородами, с коробочками в руках; в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье (Македония; ок. 1376-1381) - погрудно; в нартексе в Печской Патриархии (Косово и Метохия, XIV в.) - в рост; в притворе собора Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния; между 1390 и 1391) - в рост; в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория; 1717-1718) - в рост. К. и Д. Римские Св. бессребреники Косма и Дамиан Римские. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 120) Св. бессребреники Косма и Дамиан Римские. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 120) (пам. 1 июля) изображались значительно реже, чем соименные им Асийские и Аравийские врачи-бессребреники. Причем в иконографии К. и Д., напр. в возрастной характеристике, не существует устойчивости, что могло быть результатом смешения с иконографией соименников: К. и Д. представляют юными или средовеками (по типу К. и Д., св. Асийских); редко встречаются изображения святых в тюрбанах (по типу К. и Д., св. Аравийских). Св. бессребреники Косма и Дамиан Римские. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия). Ок. 1320 г. Св. бессребреники Косма и Дамиан Римские. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия). Ок. 1320 г. В греч. иконописном подлиннике (Ерминии) иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) указано, что К. и Д. «молоды, с остроконечными бородами» (Ерминия ДФ. С. 169). В рус. иконописных подлинниках XVIII в. К. уподобляется вмч. Димитрию Солунскому, Д.- вмч. Георгию. Оба молоды, держат в руках сосуды и кисти. Власы К. «кратки и просты», на нем риза «багор апостольская, испод лазорь», ноги босы. Д. «кудреват, риза багор с белилом… испод празелень, подольник вохра» или «риза празелеиная, испод багряная… подольник желтой», он подпоясан краем ризы и обут в сапоги ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 112; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 378). Руководство акад. Фартусова (1910) предписывает изображать святых молодыми, родными братьями, «типа римского». К.- «с малой бородой; в короткой тунике и плаще, в руках сткляница и стручец, т. е. остриженное перо». Д.- «с очень малою пробивающеюся бородкой; в короткой тунике и плаще, в руках ящик с лекарствами, в руке баночка и тряпочка с мазью или ложечка» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 331).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010