На этом я историю медицины, поскольку она не противоречит заповедям Божьим, и кончу. Но есть врачи и врачи. Их нельзя смешивать. Те имена врачей, которые я сейчас упоминал, святы. Их специальность не помешала им быть совершенными христианами. Однажды авве Антонию Великому даже было открыто Богом в пустыне: «Есть в городе (то есть в Александрии. — Еп. Варнава) некто подобный тебе, искусством — врач, который избытки свои отдает нуждающимся и ежедневно поет с ангелами трисвятое 97 . В Библии отличительным качеством богоугодных и богобоязливых (ср.: Исх. 1, 21) врачей служит то, что «они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сирах. 38,14). Но есть, как мы видели, и иные врачи, которые и в Бога-то не веруют, которым до больных как братьев во Христе дела нет (ибо больные для них только «объекты» опыта), врачи, которыми даже сам мир возмущается. Понятно, что они не могут подать никакого исцеления больному, но приводят его — как кровоточивую в Евангелии — «еще в худшее состояние» (Мк. 5, 26). Исключения бывают только тогда, когда благодати и Промыслу Божию нужно для чего-нибудь подействовать через недостойные руки, то есть когда сам больной уже умоляет за себя Бога или окружающие люди молятся за него. Понятно, почему у современных врачей бывают неудачи. Первого рода врачи не сами лечат, а Бог через них лечит. «Мы только руки на вас возлагаем, — говорили больным святые Косма и Дамиан в объяснение своих поступков и способа лечения, — силою же своею ничего не можем сделать. Все действие производит всемогущая сила Христа, Единого Истинного Бога, в Которого если несумненно уверуете, тотчас же выздоровеете…» 98 А врачи второго рода, не будучи проводниками силы Христовой, беспомощны и всецело зависят от пресловутой науки, внешних обстоятельств, обусловливающих болезнь пациента, от собственного опыта и смекалки. Пытаются и они теперь «накладывать руки» (разумею лечение гипнозом, гипнотическими пассами), но лучше, если бы они этого не делали. Нельзя отрицать, что они проводят при этом силу, но силу — бесовскую.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Сельскохозяйственное орудие, служащее для ручной уборки сена и частью хлеба, состоит из длинного, слегка изогнутого и к свободному концу заостренного клинка, насаженного на длинную рукоятку с особой посередине приделанной малой рукояткой для правой руки рабочего, который левой рукой придерживает за свободный конец большой рукоятки. Повсеместно в России коса употреблялась для уборки травы, а из хлебов – овса и некоторых др. яровых. В Южной России косили все хлеба. Успешность уборки зависела от густоты убираемого поля и от качества самой косы. Т. н. косы-литовки, употребляемые в западной и южной России, были более эффективны, нежели «горбуши» севера. В зависимости от густоты собираемых растений успешность работы колебалась от полудесятины до одной десятины в день на взрослого рабочего. Косьба хлеба была всегда несколько медленнее, нежели травы. Косма и Дамиан см.: Кузьминки летние, кузьминки осенние. Косоворотка Мужская рубаха прямого покроя, с рукавами и низким воротником-стойкой, носилась навыпуск, подпоясанная кушаком или ремнем. Костолан Крестьянская женская одежда, надевавшаяся поверх рубахи; употреблялась с поневым комплектом, преимущественно в Калужской губ. Имела вид прямоугольной туникообразной рубахи чуть ниже колен, с длинными или до локтей рукавами. Носилась с кушаком или внакидку на голову. Без костолана женщина не могла выйти на улицу. В Смоленской губ. костоланом называли косоклинный сарафан на лямках или глухой, немного ниже колен. Кострома В древнерусской языческой мифологии женское воплощение весны и плодородия – «мать колосьев». В русских обрядах «проводов весны» («проводов Костромы») – молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы ее воплощает соломенное чучело женщины. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие. Название «Костромы» связывают с русским «костерь», «костра» и другими обозначениями коры растений. В обрядах, посвященных Костроме, засеянное поле уподоблялось материнскому лону, порождающему плоды. Ритуалы празднования Костромы должны были обеспечить вечное плодородие земли. Кострубонька (Коструб)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. Б. Дегтем ворота мазать Старый деревенский обычай: мазали дегтем ворота в доме, где жила «гулящая» девушка, потерявшая девичью честь. Это был страшный позор для семьи; отец семейства немедленно старался соскрести деготь. Дедовская (дедова) неделя см.: Дмитриев день. Дедовские плачи (Мартирий) Народное название свв. мчч. Маркиана и Мартирия, 25 окт./7 нояб. По старинному поверью, в этот день весь белый свет плачет: небо плачет мелким дождиком или мокрым снегом. Поэтому полагалось в этот день вспомнить всех горемычных и несчастных, и всплакнуть при этом, пересказывая их печальную судьбу. Поминали своих предков и за домашним столом, и на сельском кладбище. «Наши предки помином крепки», – говорили крестьяне. За Дедовскими плачами следовал Дмитриев день – Родительский день, а вся неделя называлась Дедовской или Родительской. Деды В древнерусской языческой мифологии, пережитки которой сохранялись вплоть до XIX в., души всех умерших родственников, независимо от пола. По народным поверьям, в определенные дни года «души предков приходят «с того света» в свой дом и их живые сородичи обязаны их встретить и накормить. Деды праздновались в доме от трех до шести раз в году. Чаще всего это происходило в субботу масленой недели («Зимние» или «Масленые деды»), после Пасхи перед Радоницей («Радоничные деды»); в Духовскую субботу перед Троицей («Троицкие деды»); в один из осенних праздников: в субботу перед Дмитриевым днем, или перед днем Кузьмы и Демьяна (см. : Косма и Дамиан), или в субботу перед Михайловым днем. Наиболее известными и обязательными считались осенние, Масленые и Троицкие деды. На празднике дедов собиралась вся семья, приезжали даже те, кто был далек от дома. Обязательными поминальными блюдами в этот день были – кутья, канун, сыта, а иногда блины.       О. П. Дежа Деревянная кадка для заквашивания теста. Использовалась в разнообразных обрядах, в частности в свадебном. По малороссийским поверьям, количество клепок в деже должно быть либо четным (Черниговщина, Житомирщина), либо, наоборот, нечетным (Харьковщина, Полтавщина). Дежу, наделяемую положительными свойствами, называли дижб, а отрицательными – диж, дижун, дижур. Считалось, что в дижй хлеб удается, а в диже – нет. Под Черниговом в деже с нечетным количеством клепок вставляли лишнюю клепку, чтобы превратить ее из дижуна и дижу и тем самым изменить ее свойства в лучшую сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святых и чудотворцов безсребреников Космы и Дамиана, иже от Асии ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры святых на 6, глас 6. Подобен: Все отложше: Всю отложивше на Небесех надежду,/сокровище некрадомо себе святии сокровищствоваша:/туне 1 прияша, туне дают недугующим врачевания./Злата или сребра евангельски не стяжаша,/человеком же и скотом благодеяния преподаша,/да всеми послушливи бывше Христу,/со дерзновением молятся о душах наших. Вещи возгнушашася на земли тлеемыя,/Небесножителие же во плоти/якоже Ангели явишася,/единомудреннии сожителе,/сопруг единонравный святых и единодушный./Темже страждущим всем врачевания подают,/безсребренно дарующе благодеяния требующим,/яже летным 2 сим достойно почтим праздником,/Христу со дерзновением молящияся/о душах наших. Всю всельшая 3 в себе Троицу, двоица приснопамятная,/Косма и Дамиан Богомудрии,/яко потоцы источают от источника живоноснаго/воды врачеваний;/ихже и мощи страсти осязанием врачуют,/и самая токмо имена/недуги от человеков отгонят,/всех притекающих спасительная пристанища о Христе,/и со дерзновением молятся о душах наших. Все отринувше страстное мучительство/и всяко размышление лукаваго змия поправше о Христе,/святии безмездницы, Космо и Дамиане,/светообразни 4 явистеся, яко светила,/озаряюще всю подсолнечную Богознаменьми всегда,/тьму отгоняюще и недуги благодатию/и всем спасителие являющеся,/верою неуклонною/творящим славную память вашу, премудрии. Слава, глас 6. Анатолия: Безконечна есть святых благодать,/юже от Христа прияша,/темже и мощи их/от Божественныя силы непрестанно действуют чудеса,/ихже и имена, верою призываема,/неисцельныя болезни исцеляют./Имиже, Господи, и нас душевных и телесных страстей свободи,/яко Человеколюбец. И ныне: Богородице, Ты еси лоза истинная: или Крестобогородичен. Подобен: Все отложше: Агнца своего Агница нескверная древле и Непорочная Владычица/на Древе Крестнем яко узре 5 ,/матерски восклицаше/и, дивящися, вопияше:/Чадо сладчайшее,/что зрение сие новое и преславное?/Како сонм безблагодатный судищу Пилатову предаде Тя/и осуждает на смерть Живота всяческих?/Но воспеваю Твое неизреченное, Слове, снизхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Баптистерий (баптистериум, кръщелна, каменна купел; къпалня, басейн) – особено здание в раннохристиянската епоха, предназначено изключително за извършване на тайнството кръщение. Баптистерият се появил не по-рано от IV век, за извършването на масови кръщения. В центъра му, който обикновено имал кръгла или осмоъгълна форма, бил разположен басейн с три стъпала. Баптистерият имал и неголям олтар, посветен на Йоан Кръстител, където приелите св. кръщение незабавно се причастявали. В древността някои баптистерии били отделна част от притвора на православния храм. Безбожие – отрицание на Божието битие, непризнаване въплъщението Господне, пълно безверие, атеизъм. Безсребърник – светец, раздал своето имущество, който живее без да приема пари. Напр. свв. Безсребърници Косма и Дамиан. Безстрастие – последната степен на християнското съвършенство, при което преобразеният в Христа човек не е достъпен за страстните помисли и демонските прилози. Дейвид Берг Бивш проповедник от Христианския и мисионерски алеанс ( русс.), основал през 1969 г. сектата «Деца на Бога» («Children of God», COG). Провъзгласил се за пророкът Мойсей и бил наричан с името МО. Осъден за педофилия, починал в затвора. Сектата е активна и днес под името «Семейството» («Тне Family»). Под прикритието на хуманитарна дейност развива дейност из целия свят. Обявена за един от най-деструктивните религиозни култове и забранена в много държави. В България «Деца на Бога» не са регистрирани в Дирекцията на вероизповеданията (2005г.). Извън речника: Семейството или Деца на Бога. Николай Александрович Бердяев (1874–1948) – религиозен философ-идеалист, автор на трудове по философия, религия и политология, допринесъл значително за развитието на лъжемесианския светоглед. В ранните си студентски години Бердяев бил под влиянието на кантианството и марксизма, участвал и в революционното движение. През 1901 година бил заточен във Волгоград, а по-късно изучавал философия в Германия, където и приел християнството. Така, по собствените му думи преминал «от марксистката лъжесъборност, от декадентско-романтичния индивидуализъм към съборността на мистическото неохристиянство». Бердяев е бил един от участниците на «Проблем идеализма» и сборника «Вехи». Изгонен от Русия през 1922 година. Издавал в Париж списанието «Путь», наричащо се «орган на руската религиозна мисъл».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Между тем диавол, завидуя такой, просиявшей добродетелями, жизни святых, возбудил некоторых своих прислужников отправиться к царю и оклеветать пред ним неповинных. В это время в Риме царствовал Карин [ 1 ]. Сей последний, послушавши клеветников, немедленно послал воинов в то селение, в котором проживали святые, с приказанием схватить безмездных врачей Косму и Дамиана и привести их к нему для допроса. Когда воины царские дошли до селения, в котором жили святые, и стали расспрашивать здесь о Косме и Дамиане, то верующие собрались к святым и умоляли их укрыться куда-нибудь на короткое время, пока минует их гнев царский. Но святые не только не послушались этого совета, но наоборот намеревались самовольно выйти к отыскивавшим их воинам, желая с радостью пострадать за имя Христово. Когда же к ним собрались многие верующие и слезными мольбами увещевали их сохранить свою жизнь не ради себя, но ради спасения других, то святые, — хотя и против воли, — повиновались им. Тогда верующие, взявши святых, сокрыли их в некоей пещере. Между тем воины, тщательно отыскивая всюду святых и не находя их, от гнева и досады, схватили некоторых благочестивых мужей из того селения, возложили на них оковы и повели их в Рим. Узнав о сем, святые Косма и Дамиан немедленно вышли из пещеры и с поспешностью побежали по следам воинов; нагнавши последних на дороге, они сказали им: — Отпустите невинных, а нас возьмите, ибо мы — те самые, которых вам приказано взять. Таким образом воины, отпустивши тех мужей, возложили оковы на святых Косму и Дамиана и повели их в Рим. Здесь святые были заключены в оковах в темницу, в которой находились до утра. С наступлением утра, царь воссел пред народом на обычном судилище, которое находилось на месте отведенном для зрелищ; приказав представить пред собою святых узников Косму и Дамиана, царь громко сказал им: — Это вы противоборствуете богам отцов наших и какою-то волшебною хитростью безмездно исцеляете болезни у людей и скотов, соблазняя простых людей отступать от отеческих богов и законов? Но хотя теперь, оставьте свое заблуждение и послушайтесь моего доброго совета; приступите, принесите жертву богам, которые до сего времени долго терпели вас. Боги, будучи обижены вами, не воздали вам злом за зло, — хотя и могли воздать, — но терпеливо ожидали вашего обращения к ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Другой вельможа в Царьграде, по имени Лев, едучи на коне, стер о каменную стену свою ногу: открылась язва, и он тяжко захворал, причем с каждым днем болезнь становилась сильнее. Домашние советовали больному призвать врача, чтобы тот сделал ему кровопускание. И вот, когда приближалось наступление четвертого дня, в который должен был прийти врач к больному, было видение ночью прежде упомянутому Феодориту, который перед этим получил исцеление от своей болезни. Он увидел трех мужей, входивших в дом больного вельможи; в одном из них он узнал святого Сампсона, которого видел во время своей болезни, а относительно двух других подумал, что это бессребренные врачи Косма и Дамиан Феодорит спросил их: — Куда вы идете? Они же, с любовью воззрев на него, ответили: — К вельможе Льву. Феодорит на это сказал им: — Знаете ли вы, владыки мои, что он страдает тяжкой болезнью, и в этот наступающий день к нему придут врачи, чтобы лечить у него поврежденную ногу? Тогда святые сказали Феодориту: — Да не будет того, — мы снова придем к нему в пяток и исцелим его. Воспрянув от сна, Феодорит немедленно пошел к больному и рассказал ему о видении своем. Лев поверил словам его и не принял лекарей, но, возложив все упование свое на Бога, стал ждать пятка, непрестанно пребывая в молитве. И, действительно, когда наступил пяток, больная нога его вдруг получила исцеление и сделалась здоровой, как и другая, совершенно не нуждаясь в каком-либо врачевании. Почувствовав себя здравым, Лев немедленно пошел ко гробу преподобного Сампсона и воздал ему, вместе с явившимися с ним, благодарение. Прославляя через многие чудеса угодника своего Сампсона, Бог прославил его и через истечение целебного мира от гроба преподобного, причем болящие всякими недугами, помазуясь этим миром, получали здравие. Целебное действие этого мира испытал на себе и вышеупомянутый вельможа Лев. Случилось ему, после исцеления от своей болезни, снова заболеть всем телом, и он лежал на одре болезни, как расслабленный, при чем все члены его тела были недвижимы. Но когда его помазали по всему телу миром, истекающим от гроба преподобного, он тотчас же получил исцеление. В другой раз он заболел очами, но, помазав их миром от гроба святого Сампсона, снова получил здравие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Господи, от чего Ты нас избавляешь Сам, мы можем и должны помогать избавляться другим. Это и будет следование тому пути, которым каждого из нас Господь ведет; следование тому пути, по которому прошли святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан и многие другие святые, Все оказывается мелочами, все оказывается чепухой, по сравнению с одним тем, когда человек становится лицом к лицу со смертью, лицом к лицу с вечностью, с бессмертием, потому что на самом деле наше бессмертие именно и начинается с того момента, когда мы достойно умираем. Диалог наш внутренний должен идти не с самим собою, а с Богом. И когда мы обращаемся к Богу, когда наш внутренний диалог становится таким вот, как он описан в книге «Подражание Христу», когда он становится таким, как он описан у Майстера Экхарта или у Петрарки, вот тогда, когда это диалог с Богом, тогда навстречу нам распахнуто небо. Библия — это Книга, читая которую, молясь по которой, живя по которой, можно верно пройти дорогой жизни и открыть для себя и Бога, и жизнь вечную, и Царство Небесное, и открыть для себя такие удивительные возможности, какие ни при каких других условиях, никогда, никак и нигде не откроешь. Очень важно — почувствовать центральность таинства Евхаристии в нашей жизни и, как бы мы ни жили, бывать в церкви и молиться вместе и совершать Евхаристию. « Кто примет одного из таких детей во имя Мое — Меня принимает, — говорит Иисус, — а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня Отца». Поэтому, дорогие братья и сестры, давайте попробуем быть малыми, попробуем пойти по этой дороге сейчас и услышим то, что говорит нам Христос о том, как важно принимать тех, кто мал. Трудиться среди тех, кто нас окружает, и особенно среди тех, кто нас младше, — это чрезвычайно важно, это абсолютно необходимо! И мы будем как-то трудиться вместе с Иисусом и ради Него, неся Евангелие людям, причем именно там, где они живут, там, где они трудятся. Когда нет возможности остаться наедине со священником, всегда есть возможность остаться наедине с нашим Господом. Господь услышит нас в тысячу, в миллион раз лучше, чем любой священник. И помните, что такая бессловная исповедь — она может быть недейственна только для того, кто сознательно уклоняется от исповеди, только для того, кто сознательно прилагает все усилия, чтобы не сказать чего-то священнику вслух.

http://predanie.ru/book/221167-georgievs...

В XIII-XIV вв. краткие повествования о К. и Д. включали в своды энциклопедического (напр., «Зерцало истории» Винцентия из Бове) и агиографического (напр., «Пассионал святых» Варфоломея из Тренто) характера. Наибольшую известность получило сказание, приведенное блж. Иаковом из Варацце в «Золотой легенде» и основанное на пространной редакции Мученичества. К этому тексту приложен рассказ о чудесном исцелении клирика ц. К. и Д. в Риме. Во сне ему явились мученики, к-рые решили заменить его пораженную опухолью конечность ногой некоего чернокожего человека («эфиопа», «мавра»), недавно похороненного при ц. Сан-Пьетро-ин-Винколи. Один из мучеников отправился на кладбище, принес ногу и приставил больному вместо его ноги. Проснувшись, клирик не почувствовал привычной боли в ноге и с изумлением осознал, что увиденное во сне произошло наяву. Сбежавшиеся к нему люди немедленно отправились на кладбище, раскопали могилу и нашли ногу, которую святые отрезали у клирика ( Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 19982. Vol. 2. P. 977-981). Чудо о «черной ноге» стало одной из самых известных средневек. легенд, связанных с почитанием К. и Д. (см.: Jacquet. 1983; об отражении легенды в искусстве XIV-XX вв. см.: Zimmerman. 1998; Julien P. Le miracle de la jambe noire dans l " art//Revue d " histoire de la pharmacie. 1998. Vol. 86. N 320. P. 473-476). Сказание из «Золотой легенды» было положено в основу Жития К. и Д., составленного в XIV в. францисканцем диак. Юстином из Флоренции (BHL, N 1976); в Житие включены чудеса, переведенные Анастасием Библиотекарем, и описание др. чуда, свидетелем к-рого был автор (см.: Novembri V. I santi Cosma e Damiano e la tradizione manoscritta nella Firenze medicea//Cosma e Damiano. 2002. P. 66-75, 149-191). К описанию жизни и чудес К. и Д. обращались и более поздние итал. авторы. Так, еп. Антонио дельи Альи († 1477) посвятил составленное им Житие мучеников правителю Флоренции Козимо Медичи (см.: Frazier A. K. Possible Lives: Authors and Saints in Renaissance Italy. N. Y., 2005. P. 334-335). Гуманист Джованни Гарцони († 1505), преподаватель медицины в Болонском ун-те, составил Житие К. и Д., в котором подчеркивал значение врачебного искусства (BHL, N 1976d). В позднее средневековье распространялись версии сказаний о К. и Д. на национальных языках, напр. повествования во франц. легендариях XIII-XV вв. ( Perrot J.-P. Le Passionnaire français au Moyen Âge. Gen., 1992. Р. 18, 47-48, 60-62, 114, 164); в сер. XV в. в г. Эврё делались постановки франц. мистерии о К. и Д.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

На этом я историю медицины, поскольку она не противоречит заповедям Божьим, и кончу. Но есть врачи и врачи. Их нельзя смешивать. Те имена врачей, которые я сейчас упоминал, святы. Их специальность не помешала им быть совершенными христианами. Однажды авве Антонию Великому даже было открыто Богом в пустыне: «Есть в городе (то есть в Александрии. – Еп. Варнава) некто подобный тебе, искусством – врач, который избытки свои отдает нуждающимся и ежедневно поет с ангелами трисвятое 97 В Библии отличительным качеством богоугодных и богобоязливых (ср.: Исх. 1, 21 ) врачей служит то, что «они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» ( Сирах. 38,14 ). Но есть, как мы видели, и иные врачи, которые и в Бога-то не веруют, которым до больных как братьев во Христе дела нет (ибо больные для них только «объекты» опыта), врачи, которыми даже сам мир возмущается. Понятно, что они не могут подать никакого исцеления больному, но приводят его – как кровоточивую в Евангелии – «еще в худшее состояние» ( Мк. 5, 26 ). Исключения бывают только тогда, когда благодати и Промыслу Божию нужно для чего-нибудь подействовать через недостойные руки, то есть когда сам больной уже умоляет за себя Бога или окружающие люди молятся за него. Понятно, почему у современных врачей бывают неудачи. Первого рода врачи не сами лечат, а Бог через них лечит. «Мы только руки на вас возлагаем, – говорили больным святые Косма и Дамиан в объяснение своих поступков и способа лечения, – силою же своею ничего не можем сделать. Все действие производит всемогущая сила Христа, Единого Истинного Бога, в Которого если несумненно уверуете, тотчас же выздоровеете...» 98 А врачи второго рода, не будучи проводниками силы Христовой, беспомощны и всецело зависят от пресловутой науки, внешних обстоятельств, обусловливающих болезнь пациента, от собственного опыта и смекалки. Пытаются и они теперь «накладывать руки» (разумею лечение гипнозом, гипнотическими пассами), но лучше, если бы они этого не делали. Нельзя отрицать, что они проводят при этом силу, но силу – бесовскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010