Но Господь еще сильнее изобличает образ жизни и все неблаговидные поступки книжников и фарисеев: горе вам, книжники и фарисеи – лицемеры, говорит Он, что затворяете царствие небесное людям; ибо и сами не входите, и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдовиц, и лицемерно молитесь долго; за сие примите тягчайшее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи – лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного, и когда обратите, то делаете его сыном геенны вдвое худшим вас. ( Мф. 23, 18 – 15 ). Кто из вас, братия мои, не знает, что и нынешние фарисеи не считают грехом, так сказать, съесть дом вдовицы, или вернее – разорить ее, для своей пользы? Так, например, хеврекдойше – святое общество погребальщиков – отнимает нередко последнюю копейку у бедной осиротевшей женщины, для погребения умершего ее мужа; а между тем, эти святоши воссылают пространные молитвы к Богу, желая этим как бы загладить свои нечестные поступки. Вы знаете также и то, как много заботятся наши фарисеи о том, чтобы какого – ни будь гамурца, т. е. несведущего в Талмуде и нерадивого к вере иудейской, поставить, как говорят они, «ал дерех гаешор» – на талмудический путь: ради этого они готовы, так сказать, проходить море и сушу. Но какой толк в том, что они сделают, из простого и прямого израильтянина, подобного себе фарисея хасида, сына геенны? Пользы от этого ровно ни какой нет, ни для души, ни для тела. Далее; как древние, так и нынешние фарисеи, соблюдают правило касательно десятины; и они дают десятину с тмина, с мяты и со всего того, что ими приобретено разными нечестными путями; иной даже и из незаконных лихвенных процентов, которые он взимает с христианина, отдает десятину подобным же себе тунеядцам. Удивительно и то, как современные фарисеи применяют к делу сказанное Спасителем относительно отцеживания комара. Мы знаем хорошо, что ни один фарисей не выпьет воды, не перецедив ее чрез холст. Другой, если ему под руки не попадется холст, чрез который бы он мог процедить воду, то постарается хоть подсунуть стакан под грязный рукав своей рубахи, а все – таки сначала процедит, а потом уже выпьет, боясь мнимых нечистот, находящихся в непроцеженной воде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Но для чего же Господь приблизил к Себе Иуду? Конечно же, чтобы исцелить его. Исцелить всем тем, что сделал для него, что дал ему увидеть и услышать. Но свободную волю, упорно направленную к злу, даже Бог не может преодолеть. Если человек стал рабом страсти, то она постепенно выжигает в нем все остатки добра. Увидев казнь Учителя, Иуда испытывает раскаяние ( Мф. 27, 3–6 ). Он хочет расторгнуть сделку и тем самым снять с себя вину. Он протягивает деньги и говорит: «Согрешил я, предав кровь невинную». Но старейшины отказываются брать: «Что нам до того? Смотри сам». Ну что же, вот и повод. И раскаялся, и деньги возвращать не надо. Но голос совести продолжает говорить: «Брось эти кровавые деньги». Тогда Иуда бросает «сребреники в храме». Но вот этого он уже не выдержал. Нельзя, как говорится, наступать на горло собственной песне. Именно после этого, невыносимого для него деяния, он «пошел и удавился». Есть поговорка: он, дескать, и за копейку удавится, такой человек! Иные же считают, что Иуда по-настоящему раскаялся, но, в отличие от Петра, впал в отчаяние, решив, что ему не будет прощения. Это предположение возвышает образ Иуды, потому что отчаяние не столь презренная страсть, как сребролюбие. Отчаяние все же говорит о глубине осознания своего падения, что не может не вызвать сочувствия. Но, во-первых, имеем ли мы право искать оправдания или смягчения вины, если Сам всемилостивый Господь уже произнес приговор? Какое, например, мы имеем право защищать человеческий род, который Бог погубил всемирным потопом? Или – те народы, Которые Он потом повелевал уничтожать до одного человека ( Втор.7, 2 )? Так и о грехе Иуды Господь сказал: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» ( Мф.26, 24 ). И святая церковь из года в год в эти страстные дни, с ужасом указывая на Иуду, повторяет и повторяет всем, прилепившимся к земному: «Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша»! Смотри, все силы кладущий на приобретение, умножение и украшение имений: вот, из-за всего этого человек удавился. Вот куда ведет и твоя ненасытность. Но ты «бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе!» Четверг. О Тайной вечери

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Новый человек привлек всеобщее внимание. Солдаты обступили книгоношу, рассматривают, что у него наложено в сумке; одни, не найдя ничего, кроме евангелий и псалтири, отходят разочарованные, недовольные и даже насмешливо улыбаясь, другие приторговывают и раскупают книжки. Здесь же стоят два молодых солдата. Они держат в руках по экземпляру евангелия, а в глазах написано страшное раздумье. Закинутые из средней полосы России в далекую западную окраину, они тоскуют здесь по родине. Особенно тяжело им чувствуется в праздники. Ученья нет, делать нечего, – чем занять досуг? Грамотные, они привыкли дома вслух всей семье читать по праздникам евангелие... И здесь бы почитать эту святую книгу: в ней всегда найдешь утешение, мир душевный. Какая бы тоска ни глодала сердце, она пройдет: почитаешь евангелие, и с души, как бремя скатится, а на сердце делается легко, легко. Но вот беда: до сих пор негде было достать этой книги, а сейчас явился случай, можно бы купить, да денег нет... Стоят, перелистывают книгу, вчитываются в ее священный текст, а в душе поднимаются уже знакомые чувства хорошего умиления, хорошей радости... Вот они золотые слова: «Всякий, кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:14 ). И еще: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне, не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» ( Ин.6:32–35 ). – Господи! – переговариваются они между собою, – и чего это книгоноша не приехал во время выдачи жалования? А теперь в кармане и копейки нет! – Разве вот что сделаем, обращается один к другому: – мы сегодня получили с тобой по караваю хлеба. Сложимся, продадим свои хлебы и на вырученные деньги купим сообща святое евангелие. Глаголы живота вечного ведь тот же хлеб. Утолим им свой духовный голод... Не даром же сказано, что не одним вещественным хлебом жив бывает человек, но и всяким словом, исходящим из уст Божиих!.. – Послушай, родной! – обратились они к книгоноше. – Подожди немного. Мы сейчас сбегаем и расстараемся на счет денег. Это недолго: минут 10–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/po...

О нашем неумении пользоваться земными благами. Поучение в неделю 26-ю по Пятидесятнице Тако собираяй себе, а не в Бога богатея ( Лк.12:21 ) На сей день св. Церковью положено, братия, читать из Евангелия притчу Спасителя об одном богатом человеке, с которым, – какое бы вы думали? – случилось несчастье. У него, видите, уродилось в поле очень много хлеба, и он по этому случаю нажил горе в том, что не знает, куда ему теперь деваться с хлебом. И мыслить он в себе: что сотворю? – что делать? некуда мне собрать плодов моих! И непокоен человек, – в большой кручине. Вот какие еще горя и несчастья бывают на свете! Бедные плачут от нужды; а есть люди, которые страдают и от избытка средств. Впрочем богач после беспокойного раздумья – что ему делать, решил наконец так: вот что сделаю я, говорит он, – сломаю житницы мои и построю большие и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы. Итак покойся, ешь, пей, веселись. Но тут Господь сказал ему: безумный в сию ночь душу твою возьмут с истязанием у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Братия! если вдуматься в дело поглубже, то в известной степени не касается ли и нас то же самое обвинение в безумии относительно пользования земными благами? – Лишняя копейка не сбивает ли почасту и нас с толку? Да и вообще всякая удача в жизни, самый даже первый шаг наш к выходу из бедности, каждые 5–10 рублей, остающиеся у нас за расходом, тоже – хоть и в малой степени – не приносят ли нередко в домы наши излишней противу прежнего заботы – куда мне деть этот излишек, на что употребить? И не употребляют ли многие из нас, почти постоянно, излишек этот точь-в точь на тоже, на что предназначил его и евангельский богач – безумец? «Теперь – ешь, пей, веселись!» Не говорит ли так иногда даже и тот, у кого не рубль, а всего лишь несколько копеек остается когда – после торгу, например, – от закупки нужных для семейного обихода предметов? Не отсюда ли в небогатых классах пьянство? Не отсюда ли, от неуменья дать лишней копейке, посланной вам от Господа, надлежащее употребление, – так часты между вами и несчастные случаи внезапной смерти? Так что приговор Господень: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, не над теми ли всего чаще и сбывается, кто не то что богатством, а и лишней копейкой распорядиться не умеет? Где, в среде какого класса людей, всего чаще случаются опивства, смертоубийства и т.п.? Не в среде ли людей незажиточных, хотя и не к ним собственно относится в притче упрек от Господа: а яже уготовал еси кому будут?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Общая мысль та, что человек немиролюбивый и злобный достоин геенны и будет в ней, если не изменит своего нравственного направления. В частности: соперник – оскорбленный; путь к судии – время жизни человека на земле ( 3Цар.2:2 ; Иов 16:22 ); судия – Господь Бог; служители – Ангелы (ср.: Мф.13:39,49,24:31 ); темница – место вечных мучений (ср.: 1Пет.3:19 ; 2Пет.2:4,9 ; Иуд.1:6 ; Откр.20:7 ). «Пока не отдашь». Никогда не отдашь (ср.: Мф.18:25–34 ), разве другие отдадут: по молитвам Церкви получишь облегчение, если помиришься скорее. «До последнего кодранта».  Кодрант – мелкая римская монета, равняющаяся 1/4 римского асса или ассария и стоившая на наши деньги около 1/2 копейки серебром. Мф.5:27–28 . Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. «Не прелюбодействуй». Это 7-я заповедь Закона Моисеева ( Исх.20:14 ), направленная лишь против самого внешнего действия преступления, как и выше изъясненная 6-я заповедь. Возвышая эту заповедь, Спаситель учит, что не только внешнее действие прелюбодеяния есть преступление, но и внутреннее вожделение, взгляд на женщину с вожделением. «Любодействует с женою в сердце, кто согласен на дело, но препятствуют ему в том или место, или время, или страх гражданских законов» ( Афанасий Великий ). И это, очевидно, не разорение Закона, но исполнение его, ибо не взирающий на жену с вожделением в высшем смысле исполняет заповедь «не прелюбодействуй». «Смотрит». Или телесными очами взирает, или умственно представляет со сладострастием предмет сладострастия. «С вожделением». Следовательно, если пожелание рождается в человеке против его воли, если он не только не поддерживает его, но старается подавить его, то не подлежит осуждению Спасителя. «Иисус Христос запрещает здесь не всякое пожелание, но пожелание, рождающееся в нас от воззрения на жен, ибо любящий смотреть на красивые лица преимущественно сам возжигает в себе пламя страсти и душу делает пленницей, а после этого скоро приступает и к совершению пожелания. Потому-то Спаситель не вовсе запретил смотреть на жен, но только запретил смотреть на них с вожделением» (Златоуст). «В сердце своем.» Сердце – средоточный орган жизни, орган чувств и желаний (ср.: Мф.15:19 ). Мф.5:29–30 . Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Один священник так учил своего внука избавляться от словесной неряшливости. Он записал на магнитофон произносимые внуком слова паразиты «честно говоря». Потом включил магнитофон и дал послушать три минуты: «Честно говоря, честно говоря, честно говоря…» А потом спрашивает: «Значит, все остальное время ты лжешь?» - Некоторые протестанты берут стихи из Писания, касающиеся здоровья и богатства, и начинают их исповедовать устами, то есть с верой многократно повторять вслух. Может ли такая практика превратиться в магию? - Слова Писания никогда в магию не превратятся. Помните эпизод из Евангелия, когда апостолы говорили Спасителю что люди пытаются Твоим именем исцелять... «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9:38-40). Божественными словами никто никогда не сможет навредить другим. А вот случаев психических расстройств у таких горе-заклинателей много. Как говорится, с дуру молиться - лоб разобьешь. Должно быть разумное трезвение во всем, мера во всем. Также нельзя относиться и к молитве как заклинанию. - Не укладывается в голове высказывание святителя Феофана Затворника: «Слово «не могу» - не христианское». Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Как жить так, чтобы действительно получалось, что в Боге я всё могу? - Здесь все решает личное отношение к Богу. Суворов задавал солдатам вопрос: «Сколько - до Луны?», - солдаты отвечали: «Два суворовских перехода». Великий полководец учил солдат, что нельзя говорить: «Не могу». То есть, нет ничего невозможного для верующего человека, так как для Бога ничего невозможного нет. В Его власти в одну секунду миллиарды вселенных создать и столько же разрушить. И мы также можем себя погубить каким-то действием, упасть и духовно погибнуть в одну секунду или же стать святыми. Спастись или погибнуть. Куда ты стремишься, там и определенные силы тебе помогают. У Нахимова было такое правило - если пьяный моряк лежал лицом к кораблю, то его тащили на корабль, если лицом от корабля - на гауптвахту. Куда мы устремлены? Господь судит намерения. Если Богу угодно, я сделаю то, что замыслил, ничего нет невозможного. Мы как-то с одним священником летали без копейки денег над Россией и над Америкой. Это, может быть, единственный случай в мире, когда два взрослых человека с иконой, без билетов на пассажирском самолете летали с Камчатки в Америку и обратно. И все это происходило на вере, чисто на вере. Получили благословение и полетели...

http://ruskline.ru/analitika/2009/07/13/...

Он так рассуждал о неопытных монахах, мечтавших о каких-то возвышенных добродетелях: «Они звезды считают, а я копейки собираю». Считая звезды, человек не разбогатеет, а если он будет смотреть себе под ноги, то действительно что-то приобретет. Вот к чему нужно стремиться. Едва ли мы достигнем такой благодати, чтобы молиться за весь мир, но мы должны стремиться приобрести сердце доброе, не жестокое, не раздражительное, не злопамятное, не мстительное. К этому обязывает нас Евангелие. Будем себя к этому понуждать и помнить, что мелочей в христианской, духовной жизни нет. Аминь. 19 октября 1997 года О добродетели, которая уподобляет нас Богу Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (ст. 31). В этих немногих словах Спасителя—в одной фразе — заключается великий нравственный принцип, мерило, заложенное в каждом человеке, применяя которое христианин сможет относиться к ближним так, как того желает Господь Иисус Христос, как требуют от нас Бог и наша совесть. Эта заповедь дана нам в связи с тем, что естественное чувство любви, дарованное людям при сотворении, после грехопадения было утрачено. До этого не нужны были никакие законы, учения, внешние наставления, благодать действовала в душе первозданного человека, и он естественно, без какого бы то ни было понуждения, в определенном смысле даже без всякого рассуждения, правильно относился к себе подобным. Первым людям — Адаму и Еве — была дана одна простая заповедь: не вкушать от древа познания добра и зла. Это говорит не о том, что от них ничего больше не требовалось, а о том, что они знали все остальные заповеди нравственного закона, который находился в их душе, и не нуждались в напоминании о них. Когда же люди согрешили и отпали от благодати, этот нравственный закон, начертанный в людских сердцах, постепенно стал изглаживаться. Первые люди еще руководствовались устным Преданием, наставлениями прародителя Адама о праведной, богоугодной жизни, но мало-помалу и устное Предание стало забываться, и тогда понадобилось напоминание свыше.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Отсутствие нищих в Привольном — закавказской “столице” иудействующих — являло, по словам С. Максимова, “разительный контраст с соседними деревнями молокан”, тоже достаточно богатыми, но в меньшей степени, чем селение субботников 63 . По мнению Н. Дингельштедта, еленовские иудействующие по зажиточности превосходили и молокан традиционного толка, и прыгунов 64 . Оба наблюдателя видели причину особенного процветания “русских евреев” в их исключительной предприимчивости, неутомимом искании разнообразных способов “сбить лишнюю копейку” 65 . Н. Дингельштедт, высоко оценивая трудолюбие субботников, одновременно объясняет их экономические успехи “алчностью к деньгам и наживе”, проявлявшейся, по его словам, в занятиях ростовщичеством, взимании “немилосердных процентов”, что вызывало у окружающего населения зависть и неприязнь 66 . В любом случае экономическое первенство закавказских последователей “Моисеева закона”, находилось, по-видимому, в определённой связи с их религиозными идеалами, которые конструировались на основе ветхозаветных текстов. В Ветхом Завете за исполнение заповедей еврейскому народу было обещано благословение Божие в виде изобилия земных благ: И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы (Втор 28:11–12) 67 . Астраханский священник, интересовавшийся богослужением иудействующих, заключил, что “подбор молитв и песнопений с ясностью характеризует их идеалы земного благоденствия” 68 . О связи между верой “жидовствующих” и их стремлением к экономическому успеху писал тамбовский миссионер Д. Боголюбов 69 . Ориентация на материальные ценности, рассматриваемые в религиозном контексте, с одной стороны, стимулировала хозяйственную деятельность субботников (аналогичное явление присутствует в протестантской этике), а с другой стороны, служила средством привлечения в секту новых членов.

http://pravmir.ru/dvizhenie-russkih-iude...

Очевидно, что не всякий, кто Богу молится, войдет в рай – это мы видим из примера фарисея: он думал, что если он Богу молится, постится в некоторые дни, милостыню подает, то через это уже имеет полное право на милость Божию, имеет право на то, чтоб Бог любил его и чтоб даровал ему Царство Небесное; но поскольку он не исполнял волю Божию, то есть заповеди Божии, то и обманулся, не был оправдан Богом. Таким образом на нем исполнилось слово Самого Господа: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Вот и ты, христианин, ходишь в церковь Божию и Богу молишься, и постишься, и ставишь свечу перед св. иконой – и думаешь, что все уже делаешь то, что Богу угодно и необходимо для твоего спасения, так что после смерти ты непременно попадешь в рай; но выходит иначе: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Сколько ты ни молись, сколько ни постись, ни подавай милостыни, но если ты не исполняешь волю Отца Небесного, если не исполняешь всего того, что написано в заповедях и во св. Евангелии; если ты молишься Богу, а ближнего не любишь, пост соблюдаешь, а прелюбодействуешь; милостыню подаешь, а брата обманываешь, обкрадываешь; если в церковь ходишь, а на ближнего гневаешься, завидуешь и божишься по-пустому и осуждаешь, – и тем или другим образом нарушаешь заповеди Божии, и тем поступаешь против воли Отца Небесного; – то как же ты можешь надеяться на свое спасение? И сколько таких слепых христиан, которые живут и много кое-чего доброго делают, но сами себя обманывают, поскольку делают не все и не так, как Бог велит. Почему? – Потому, что мало и не прилежно и не со смирением Богу молятся; скупо и не от усердия подают милостыню, дают для виду, бросают для хвастовства копейку нищему, а нуждам его не помогают – не кормят, не обувают, не одевают, прибежища у себя не дают, – что все это значит? Не то же ли самое, что одной рукой строить, а другой разрушать постройку; одним глазом плакать, а другим смеяться; одной рукой подавать, а другой отнимать. – Нет! Это значит по фарисейски молиться, поститься и милостыню подавать; это значит ожидать от Бога не оправдания, но осуждения, обличения, укоризны, наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Подвиг любящего сердца Женщина возливает миро Тому, Кто пойдёт на распятие — что может быть выше этих святых чувств, когда хотят проявить любовь к идущему на муки? 20 апреля, 2011 Женщина возливает миро Тому, Кто пойдёт на распятие — что может быть выше этих святых чувств, когда хотят проявить любовь к идущему на муки? Среда, третий день Страстной седмицы . Любая среда отводится для воспоминания о том, как Господа взяли на страдания. Взяли — это на евангельском языке, на нашем — арестовали. Господь взят на страдания, арестован. Этому событию предшествовал такой случай. Иисус находился в доме Симона прокаженного. Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возлила Ему возлежащему на голову. Увидевши это, ученики Его вознегодовали и говорили, к чему такая трата, ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Остановимся на этом месте. Женщина возливает миро Тому, Кто пойдёт на распятие — что может быть выше этих святых чувств, когда хотят проявить любовь к идущему на муки? Голый рассудок человеческий думает иначе: зачем, мол, сострадать идущему на муки, к чему, мол, такая трата, лучше и безопаснее дать копейку нищему. По тому что сочувствовать в несчастье другому, для этого нужно не только любящее сердце, но ещё и мужество, смелость, не лучше ли отделаться копейками. Иисус, как говорится в Евангелии, уразумев сие, сказал им, что смущаете женщину, она доброе дело сделала для Меня, ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Возливши миро сие на Тело Мое, приготовила Меня к погребению, это больше всяких подаяний нищему. Приготовить к погребению — это великий подвиг любящего и смелого сердца. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала. А она сделала величайший подвиг, равный, может быть, подвигу Иоанна Богослова , который стоял у креста Христова. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященнику и сказал, что дадите мне, и я вам предам Его. Они предложили ему тридцать сребреников, и с того времени он искал удобного случая предать Его.

http://pravmir.ru/podvig-lyubyashhego-se...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010