Добро требует горячности, теплохладные не сотворят добра 17.03.2016 07:34:46 Светлана Коппел-Ковтун — Милосердный человек — это какой человек? Вот если я не могу равнодушно смотреть на чужое горе и потому начну поступать, как о. Иоанн Кронштадтский — сниму свою обувь и отдам нищему, отдам последнюю копейку нуждающемуся, тогда понятно. Но если я думаю, прежде всего, о себе, то тут как бы «недолёт»? Где проходит граница между «жлобством» и «здравомыслием»? — Милосердный человек — это благодатный человек, который через союз благодати и свободной воли в духовном подвиге формирует христианские добродетели,  одной из которых является милосердие, как плод Духа Святого. Такой  подвижник не отлучён от молитвенного делания, в его сердце —  жилище Духа Святого. Тот, кто молится постоянно, станет приносить совершенную жертву хваления – милость мира. Если молитва от чистого сердца, то и плоды этой молитвы известны:  любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Но стоит человеку повредить сердце мудрованием по плоти, то, разумеется, и молитва может исказиться. Всем известна евангельская молитва фарисея, сердце которого далеко отстояло от Бога: «Как хорошо, что я не таков, как прочие», «десятину отдаю от того, что приобрету», когда мытарь в сокрушении сердца просил лишь только милости от Бога. Поэтому Господь гордым жертвам фарисея предпочёл сокрушённое сердце мытаря: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13).       Благотворительность приобретает истинный смысл тогда, когда совершается по милосердию. «Если я раздам все имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы», — говорит апостол Павел (1 Кор. 13:3). Любовь явил добрый самарянин, помогший избитому разбойниками человеку и оплативший его лечение из своего кошелька, и лепта бедной вдовы — свидетельство любви, и построение храмов...  Однако если строить храм или давать нищему от избытка своего с тщеславием, есть ли в том прок? Не поклоняемся ли мы своим идолам в душе, даже если и строим храмы? Богач, сделав состояние на крови и трупах, может ли любить Бога и быть милосердным? Возможно, боязнь своих грехов заставит его откупиться  подобием индульгенции и построить очередной храм.

http://radonezh.ru/analytics/dobro-trebu...

Если боишься уже быть обманутым, то можешь приобретать друзей чрез посредство благотворительных обществ. В них уже ни одна копейка не пойдет без пользы. Много ведь у нас существует благотворительных обществ. Вот, для примера, в недавнее время открываться стали у нас дома трудолюбия. В них честные бедняки желают потрудиться лучше, чем просить милостыню. Однако ведь личный труд их не окупает всех расходов на содержание бедных тружеников. Является нужда в жертвах людей состоятельных. Вот и удобно от богатства приобретать друзей желающим. А желать-то этого все должны. Ведь приидет время оскудения. Тогда великая будет нужда в друзьях. Молитвы бедняков и исходатайствуют благотворителям милость у Господа. Это то и означают слова Спасителя, что друзья наши, приобретенные путем благотворения им, примут нас в вечные обители. Только то, братие, нужно помнить, что с благотворением нужно соединять и другие добродетели: веру, покаяние, надежду и любовь. И еще никогда не забывайте, что благотворения только в том случае принимаются Господом, когда они совершаются от средств; приобретенных честно и безгрешно. Представьте, если бы кто приобрел богатство воровством или обманом и стал бы часть его уделять бедным. Какая цена такому благотворению? Одних человек обижает и заставляет слезы проливать, а других утешает. Первые жалуются Господу, а вторые молятся за благодетеля. Но Сам Господь сказал: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику (жертву Господу Богу Самому) и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). Господь не хочет принимать дар, если у человека есть ближние, которые во гневе на него пребывают, и не без причины. Если же Бог не приемлет жертвы от человека, не примирившегося с ближними, то как Он приимет жертву неправедного богача, на которого жалобы приносят им обиженные? Ему нужно примириться. Пусть мытарь Закхей послужит для него примером в подражание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Если люди будут знать Писание, у них вопросов не возникнет. Мы тоже часто неправильно толкуем заповеди. Например, Господь велел нам любить ближнего (Мф. 22:39), а мы любим рассуждать, кого можно любить, а кого нет. Господь говорит: " Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся " (Мф. 5:42). Мы так не делаем. Видим нищего и сразу думаем: " Дать или не дать? Ведь дашь - пропьет... " А Господь не велит так рассуждать. Пусть лучше нищий пропьет твою копейку, но ты исполнишь заповедь. Когда мы что-то даем, тут же получаем взамен благодать. Если не дали - остались без благодати. Или, например, вас кто-то оскорбил. Чему учит в таком случае Господь? " Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас " (Мф. 5:44). А мы считаем, что если будем смиряться перед теми, кто нас оскорбляет, достоинство потеряем. И начинаем рассуждать, как будто лучше Бога понимаем, что делать " . " Господь нам все заповеди дал, а мы хотим их исказить - и результат? Не получаем благодати! А если бы заповеди исполняли, стали бы благодатными, " блаженными " , как Господь говорит. Мы это слово уже не понимаем, нам более понятно - " счастливыми " . Господь еще нам дал заповеди блаженства нашего внутреннего мира, если хотим быть счастливыми. Попробуйте их исполнять - и будете самыми счастливыми на земле. Но мы часто на практике прочитанное не применяем. Мало знать волю Божию, надо еще исполнять ее. Господь оградил нас этими заповедями от духовных опасностей. Надо не только знать их, но и любить Бога: когда мы любим Его, у нас появляется сила, мы начинаем любить ближнего. И людям приятно общаться с человеком, который любит Бога. Господь говорил апостолам, а через них - и нам: " Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди " (Ин. 14:15). Вот такой закон, такой порядок спасения. Кто исполняет заповеди, тот идет узким, крестным путем, а кто не исполняет - идет широким, удобным, но этот путь приведет к вечной погибели.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Есть рождение плотское и есть рождение духовное: первое бывает от родителей – по плоти нас родивших; второе рождение бывает от Бога; но все ли мы рождаемся от Бога? Кто рождается чрез погружение в воду – в Крещении, тот рождается от Бога. Откуда же между нами явились грехи и грешники? Видите, по словам святого апостола Иоанна, между нами есть «дети Божии и дети диавола» ( 1Ин.3:10 ): «кто делает грех, тот от диавола» ( 1Ин.3:8 ), а «всякий рождённый от Бога, не делает греха» ( 1Ин.3:9 ). Как же отличить детей Божиих от детей диавола? По словам того же апостола: «всякий не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» ( 1Ин.3:10 ). Такой человек, по подобию Каина, пребывает сам в смерти и есть человекоубийца ( 1Ин.3:14–15 ). По этому ясному учению апостола, каждый из нас может разуметь и видеть: чей он? Богу ли принадлежит или диаволу? Если Богу, то должен помнить, что рождённый от Бога не делает греха, – а если он грешит, говорит и делает неправду, и не любит ближняго; то должен знать, что он не чадо Божие, но чадо диавола, ибо: «кто делает грех, тот от диавола», – по словам апостола Иоанна. Каждый подумай: всегда ли ты говоришь и делаешь правду? Быть может иногда лжёшь устами своими и несправедливо поступаешь с ближним? Быть может не только не воздаёшь ближнему полной любви, с полным самоотвержением такой любви, какую оказал нам Христос Господь, Который положил за нас душу Свою с тем, что и мы должны полагать душу за братьев ( 1Ин.3:16 ): но даже завидуешь брату своему, огорчаешь его словами, отнимаешь собственность его, и имея достаток, но видя брата своего в нужде, затворяешь от него сердце свое ( 1Ин.3:17 ). В таком случае ты пребываешь в смерти, нет в тебе любви Божией, ты не есть чадо Божие, но чадо диавола, а такое состояние души самое несчастное! Нет! «Не словом или языком, но делом и истинною» ( 1Ин.3:18 ), – говорит апостол ты должен любить брата своего. Действительно, тот в смерти пребывает, тот человекоубийца, кто имея огромные постройки, множество сокровищ и денег; но видя несчастных вдов и сирот, страдающих от холода и голода – не заботится об их крайних нуждах, но сжимает руку свою, затворяет утробу, и для одного виду бросает им по копейки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

И второй момент, не менее важный — в отношении князя Мышкина к людям Достоевский показывает, что Христос, войдя в человеческую жизнь, не меняет ее властно. Он помогает человеку, но не насилует его волю, не оттесняет его. Он смиренно стоит чуть в стороне и в этом смысле оказывается вторым, а не первым. Это качество Достоевский дает и князю Мышкину, и Алеше Карамазову. Это очень важно: каждый из нас самостоятельно выстраивает собственную жизнь, потому что Господь дал нам свободу. И лишь от нас зависит, как мы своей свободой распорядимся, услышим ли голос Христа, последуем ли за Ним. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Отк 3:20). Стучу в дверь и жду — а не вышибаю эту дверь ногой и начинаю распоряжаться... Это и есть — войти вторым. По Достоевскому, Христос именно так, вторым, вошел абсолютно во все человеческие жизни прошлого, настоящего и будущего. Вошел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28) . На пересечении этих двух идей — предельной глубины вхождения в человеческую жизнь, и вместе с тем готовности быть вторым, а не первым — и строится образ князя Мышкина. Именно к этому и призван человек: воспроизводить образ Христа в самом себе. Для самого Достоевского это были не абстрактные рассуждения — он, при всех сложностях своего характера, на протяжении всей жизни пытался следовать этому идеалу. Следовать за Христом — и соглашаться на роль второго в жизни своих ближних. Об этом можно было бы много говорить, но достаточно привести лишь один факт: по воспоминаниям его вдовы, Анны Григорьевны Достоевской , в последние годы жизни Федор Михайлович если выходил на улицу с деньгами, то возвращался без копейки. Все раздавал. Подготовил Виталий Каплан В оформлении использованы кадры из фильма " Идиот " Акиры Куросавы (1951) Читайте также: Воскрешение Лазаря у Достоевского 9 вопросов о «Преступлении и наказании» Быть Достоевской Сохранить

http://foma.ru/knyaz-myishkin-hristos-ch...

И действительно, он, в своих миссионерских путешествиях исколесив всё Средиземноморье и центральную Европу, не оставил нам никаких зарисовок – ни жизни, ни обычаев – ничего! Для него это не существует: внешнее ничто. Лик Христа, явившийся ему на пути в Дамаск, заслонил перед ним всё, и он только одно и делал: как только поездка, как только по каким городам, значит, сразу – с корабля в синагогу, а там вот эти дебаты, дискуссии, что нечего ждать Мессию, Мессия – это Христос. Вот он и говорит:], и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию [вот он и не говорит нам: что он, где он скрывался? Какой образ жизни вёл? Анахорета, может быть? весь в этом потрясении] и опять возвратился в Дамаск» ( Гал. 1:11–17 ). И он говорит, что: для меня нет ничего особого ни в каких Апостолах. Будь они первоверховными, будь они какими. Вот он и пишет, – в 6-м стихе, 2-я глава: «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека. И знаменитые [а он имеет в виду под знаменитыми-то Петра, Иакова, Иоанна], не возложили на меня ничего более; напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им – к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности» ( Гал. 2:6–10 ). А под «нищими» разумеется в первую очередь Иерусалимская община. Вот он в путешествии делал сборы, и, чтобы его не заподозрили – ведь деньги имеют такую особенность прилипать к рукам, – и чтобы его не заподозрили, что он что-то утаил из этих сборов и положил себе в карман – он не доставлял сам, а образовывал комиссию – и она шла: вот вам, получайте всё до копейки. Что собрали, то и получайте. Вот он об этом и говорит: что я и старался исполнить. Следовательно, мы с вами, если думаем позаниматься ещё, должны будем посмотреть и книгу Деяний, историческую книгу, Πραξεις Αποστολον – «Дела Апостолов», автором которой является Лука – один из Семидесяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И если вдруг ученые действительно обнаружат способ читать и внушать мысли на расстоянии и минуя сознание человека, то об этом мы узнаем мгновенно, и не только из бульварных газет. А пока что можно жить спокойно, будучи уверенным, в том что наш взгляд на мир изменяется не оттого, что нас облучают и даже не оттого, что мы слушаем и смотрим, а оттого, как мы относимся к поступающей информации, как мы ее поверяем и перерабатываем. Наука не может ни доказать, ни опровергнуть факт существования Бога, поэтому давайте не будем объединять науку и богословие, а отдадим «кесарево — кесарю, а Божие — Богу». И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (От Матфея 15, 10-11 ). Приложение 5. Теория психического вакуума Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? 1Кор.1:20 Черная Королева покачала головой: «Вы, конечно, можете называть это чушью, но я-то встречала чушь такую, что в сравнении с ней эта кажется толковым словарем». Льюис Кэрролл Из множества книг по парапсихологии, энергоинформационному обмену и биоинформационному взаимодействию в природе мы выбрали одну, ориентируясь на наукообразность и заумность изложения, а также популярность ассоциируемых с ней учений. Познакомившись с большим количеством попыток научного обоснования современных эзотерических практик и экстрасенсорных способностей, мы можем констатировать, что все они в чем-то похожи друг на друга. Формулы сами по себе, философия сама по себе, логика отсутствует, ошибки присутствуют, баек много, фактов мало, замах на рубль, удар на копейку. Выбор пал на упоминавшуюся в Думе книгу Г.И. Шипова «Теория физического вакуума». Строгое, в академическом стиле издание, твердый переплет, восемь глав, более тысячи формул, солидная (246 ссылок) библиография, короче, как пишет сам автор, — «… краткое изложение идей и методов… решения фундаментальных различных проблем современной теоретической физики…». Как мы увидим в дальнейшем, автор явно скромничает и его методы позволяют решать не только проблемы современной физики, но, заодно, и фундаментальные вопросы философии с религией, не забывая про идеологию и образование.

http://sueverie.net/kolduny-v-zakone.htm...

И, как это ни стыдно, приходится менять тему библейских занятий и находить у апостола Павла тексты не о Христе и святости, не о спасении и благодати, но о «шкурных» вопросах. «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор.9,13-14). Приходится всерьез рассказывать христианам (и – русским людям!) о том, что приход обязан содержать батюшку, что есть священная обязанность жертвовать служителям алтаря. Что, опуская помятую десятку в ящик для пожертвований, мы совершаем жертву перед Богом, ради Него . Напоминать о исконном почитании священного сана на Руси, и проч. При общем недоверчивом молчании приходится тратить драгоценные часы, чтоб объяснить: подсчитывать доходы священника имеет моральное право лишь тот, кто жертвовал ему свои кровные деньги, будучи его прихожанином. Если же ты этого батюшку и в глаза не видел, имеешь о нем понятие только по слухам, и в его приходской казне твоя трудовая копейка не звенела – не смей раскрывать рот для осуждения. Сколько дали, что подарили, как употребил деньги – не твоего ума дело. Судья ему Бог, и отчасти его собственные прихожане, но не ты, мелкая душа. Особенно, если сам на хорошей машине ездишь и мимо нищих с брезгливостью проходишь. «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (1Кор.9,7-11).  Так апостол Павел доказывал коринфянам, что он, проповедуя у них, имел полное право брать от них деньги и жить на их довольстве. Сам Павел не пользовался данной привилегией, ибо предвидел, что впоследствии его могут упрекнуть. Но он аргументировано показал общее право священников и проповедников «пожать и телесное», т.е. кормиться от прихода. Так «Господь повелел».

http://radonezh.ru/analytics/test-na-zhl...

«И отпустил (Иосиф) братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге (Быт. 45:24).» Ссора бывает и между братьями, и между самыми близкими. А как избавиться от ссоры? Взаимной уступкой друг другу. Кроткие и смиренные наследуют землю. Кто ссорится, тот мучит и себя, и других, а снисходительный к другим всем дорог, с ним легко, и ему отрадно... В одном лишь не может быть у нас уступки — в вопросах веры. Как бы ни сердился наш ближний или родной, сделать послабление в вере мы не можем, ибо это значит изменить истине, перестать быть православным, то есть учеником Христовым. Кротость и здесь должна быть, но уступок – нет. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20:7).» А что же сказать о хульных словах на Господа? В настоящее время появилась особая отвратительная и гнусная ругань «в Бога»! В тюрьме мне не раз приходилось слышать эту кощунственную ужасную брань. На меня находило тогда какое-то оцепенение! Замечательно, что эти гнилые слова появились у нас именно теперь, в дни открытого безбожья. И за этими наглыми и безумными криками потерявших всякий вид человеческий, бесноватых людей слышится взрыв дикой ненависти и неисправимой ожесточенности самого сатаны: он этим выражает всю свою злобу к Господу Богу, Творцу и Промыслителю мира! Однако пусть знают эти кощунники, что хотя они и не знают, что творят, но без наказания они не останутся. И дай Господи, чтобы это наказание они потерпели еще здесь, на земле и покаялись в своем безумии, и вошли туда, куда вошел сначала хуливший Бога, но потом раскаявшийся благоразумный разбойник. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20:17).» Все, что принадлежит нашему ближнему, всякая собственность для нас неприкосновенна. Чужой копейки, гвоздика нельзя нам брать самовольно — это есть беззаконие. А сколько грабительств теперь кругом у нас. Почему? Потому что люди провозгласили, вопреки Богу, что чужого нет, а все чужое можно спокойно брать. Среди простого народа это новое учение проявляется главным образом в воровстве, а среди интеллигенции — в разврате: в том, чтобы посягать спокойно на чужую жену, на честь девушки. Этот разврат, впрочем, перешел уже и в среду простых людей. Береги, возлюбленный, свою душу! Когда видишь чужую вещь — не трогай, она не твоя, а если возьмешь — ты вор, преступник, враг Божий, как нарушитель Его святого закона. Спеши покаяться и дай себе слово, с Божьей помощью, больше не грешить. Также, когда заметишь красивую женщину — не касайся ее: она жена или невеста твоего ближнего. Кто живет незаконно — без брака церковного — тот прелюбодей и грешен перед Богом. Храни чистоту души и тела! Слушайся Бога и Его слуг, а убегай злых людей, которые сами на гибельном пути и туда влекут других!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

И привели его нашедшие его собирающим дрова в день субботы к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых; и посадили его под стражу, потому что это был еще первый пример нарушения четвертой заповеди после Синайского законодательства, и не было еще определено, какою смертью он должен быть наказан за это. Все ждали суда Господня, и Господь Бог не замедлил определить род его смерти. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей: пусть побьет его камнями все общество вне стана. И вывело его все общество из стана, и побили его камнями, как повелел Господь Моисею ( Чис.15:32–36 ). Поймите же отсюда, насколько более тяжел грех нарушения покоя воскресного дня всеми теми делами, которые у нас творятся во время базаров. И за такой ли грех Господь не взыщет со всех нас? Вот о чем мы думаем, печалимся и из года в год повторяем вам свое, неприятное для вас, слово. Не корысть личная, а долг пастырский, тяжесть самого греха и ответственности вашей за него и желание вам спасения вечного и счастья земного руководят нашими мыслями и чувствами и движат наши уста. Иди каждый во храм, и стар и млад, иди без копейки, но непременно в каждый воскресный день иди в него, участвуй с нами в общей молитве и за себя и за всех других, поучайся в слове Божием и потом проводи весь день Божий свято в богомыслии, чтении Священного Писания, совершении добрых дел и в отдыхе от обычных занятий: вот что нам нужно от вас; вот чего мы желаем от вас! И неужели же это наше заветное, святое, спасительное желание не стоит того, чтобы вы, как чада Святой Церкви и наши, послушались нас? О, как это грустно, как и преступно, что вы за 20 лет не послушались нашего слова, совета и вразумления! Как грустно, что вы из этой заповеди Божией, из прямого повеления Божия, подобно другим, сделали какой-то общественный, думский и земский вопрос! Смеет ли тварь препираться со своим Творцом, Промыслителем и Спасителем? Смеет ли земля и пепел дерзко предлагать вопрос Самому Богу: вправе ли Он повелевать нам то или другое? Господь повелел, а вы смеете дерзко говорить: «Нужно еще нам рассудить да решить, следует ли и можно ли уничтожить базары в воскресные дни».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010