Вера знает, что против греха стоять, и победить его своей силой, и истинную добродетель творить не может, поэтому воздыхает и усердно молится к Богу своему, чтобы Он помог в том. Вера, ведая, что христианское наследие не в мире, но на небесах, где и отечество их сокровенное есть, – на него взирает, к нему стремится, и достичь старается, и потому в мире ничего не хочет, ни чести, ни славы, ни богатства, ни сладостей, чего сыны века сего ищут, и ни к чему не прилагает сердца своего, и все, пищу, питье и прочее, ради нужды и немощи плотской употребляет, и крайне опасается, чтобы небесного наследия не лишиться. Поэтому со страхом и трепетом совершает свое спасение (Флп 2:12). Словом, верное сердце в мире этом пребывает как путник на пути, как странник и пришелец на чужой стороне, как изгнанный от отечества и дома своего, ибо не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего (Евр 13:14), которого художник и строитель Бог (Евр 11:10). Итак, видишь отчасти, что такое истинная и живая вера, то есть та, живность которой от действий и дел добрых показывается. Этой живой вере противополагается мертвая вера, о которой святой апостол Иаков написал: Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак 2:26). Мертвую веру имеют те, которые христианское имя имеют, но не по-христиански живут; чают, или говорят только, что написано в Символе: «чаю воскресения мертвых», но противно вере в воскресение мертвых живут; слышат в Писании о вечной жизни и славе ее, но к мирским вещам, чести, славе, богатству, роскоши прилепились и мир этот за отечество и рай себе поставляют. Мертвую веру имеют те, которые в приданное дочерям своим многого богатства не жалеют, а ради имени Христова просящему или ничего не дают, или копейкой и мелкой монетой довольствуются. О таковых апостол Иаков говорит: Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, – но не даст им потребного для тела: что пользы, (Иак 2:15-16)? Таковые люди живут для мира и прихотей своих, ибо им угождают, а не Богу, Которому не угождают послушанием. Для Бога они мертвы, хотя и живут. Как? Рассуждай. Как мертвый не слышит и не внимает, что ему ни говорится, так и этим духовным мертвецам, что ни говорит Бог в Писании, не внимают тому. Слово Божие для них, как для глухого пение, и как бы к другим, а не к ним слово говорится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Внесение в перепись означало включение в список возрастных мужчин, способных носить оружие ( Чис. 1.3 ), защитников свободы и независимости еврейского народа. Чем значительнее было число этих защитников, тем надежнее была охрана народной свободы и независимости. Но надеяться на эту охрану можно только при милости Божией к защитникам народа, потому что сама жизнь их находится в руках Божиих. Во свидетельство постоянной зависимости в самом бытии от Бога исчисляемые и должны давать дар Богу на искупление души, т.е. своей жизни. Этот дар, принесенный с сознанием полной зависимости от Бога, имел значение умилостивительной и очистительной жертвы, отвращающей гнев Господень. Исх.30:13 .  всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу; Половина священного сикля, количество подати, равняется копейкам сорока или сорока трем. Исх.30:14 .  всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу; В перепись должны были вноситься мужчины, начиная с двадцатилетнего возраста и выше, но каким сроком оканчивая – не сказано. Можно предполагать, что право на исключение из списка давало достижение 50-летнего возраста ( Чис 4.3, 23, 30, 35, 39, 43, 47 , ср. Иосиф Флавий, Иуд. Древн. 3:8, 2). Умолчание закона об ежегодном взносе, умолчание об ежегодном составлении переписи и свидетельство кн. Неемии о добровольном наложении на себя возвратившимся из плена иудеями платить ежегодно на потребности скинии по 1/3 сикля дают основание думать, что священный взнос в пользу скинии должен быть единовременным. Исх.30:15 .  богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших; Сбор имеет значение очистительной и умилостивительной жертвы, а потому и размеры его одинаковы для богатых и бедных. Исх.30:16 .  и возьми серебро выкупа от сынов Израилевых и употребляй его на служение скинии собрания; и будет это для сынов Израилевых в память пред Господом, для искупления душ ваших.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Впрочем – есть на земле люди, которые не телом только умирают, но и душой – и сих последних далеко более. Сколько ты встречаешь в жизни предающихся или неумеренному пьянству, или разврату, или мучимых другой какой страстью – душевно умерших от какого-либо смертного греха, – постарайся исправить такого человека, – этим ты даруешь ему новую жизнь. Сколько на свете страждущих от холода, голода, бедности, и особенно мучимых грехами; воскреси человека, помоги ему в его злострадании – ты этим даруешь ему новую жизнь. Да, иногда одно слово: не плачи – возвращает жизнь человеку убитому горем. Говорю, что весь мир наполнен мертвыми, если не телом, то душой. Пойди в гостиницы, в корчемницы, где последнюю трудовую копейку убивает человек, которую мог бы употребить на пропитание своего семейства. Если ты имеешь душу сострадательную, если желаешь получить от Бога великую награду, – вразуми несчастного, отведи от рва погибели. Не говори: «мне некогда» или «я не имею средств». Помолись, попроси помощи у Всемогущего, и Он окажет тебе содействие. Ты не можешь подавать щедрую милостыню, тебе некогда долго молиться Богу, ты не можешь соблюдать строгих правил поста; но спасти человека от погибели – это дело не трудное, – любовь все преодолевает. Если ты сам отстал от греха по совету, по убеждению доброго человека: сколько ты остался ему благодарен на всю жизнь. Но помни, что награда за доброе дело не в руках людей, а в руках Божиих; – придется же и тебе рассчитываться за свои грехи, придется отдавать отчет в мыслях и делах своих грешных, и вспомнит Господь твое доброе дело, пощадит тебя в день страшного суда своего. «Если любите любящих вас, – говорит Господь, – какая вам за то благодарность? Если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то награда? Нет! Вы любите врагов ваших, и благотворите, не ожидая ничего, – и ожидает вас награда великая и будете Сынами Вышнего. Будьте милосерды, как и Отец ваш небесный милосерд». Господи! Научи нас бескорыстному милосердию и состраданию к ближним. Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Вспомните евангельскую вдову. Взглянув, сказано в Евангелии от Луки, Иисус увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две, лепты (немного больше половины копейки) и сказал: " истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей " - положила, все пропитание свое, какое имела (Лук. 21, 1-4). Видите отсюда, что милостыня ценится не количеством ее, а тем расположением сердца, с каким подается. Поэтому по силе помогайте несчастным и вы, и верьте, что и вашу бедную милостыню Господь так же примет, как принял и лепту вдовицы, и ваша лепта также несомненно низведет на вас благоволение Божие. Аминь. Почему мы должны любить врагов наших и молиться за них (Памяти святаго апостола и первомученика архидиакона Стефана. Прол. дек. 27) Мы должны любить врагов наших и молиться за них. Почему так? Прежде всего потому, что Господь дал нам заповедь любить их. Любите, говорит, враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, молитеся за творящих, вами напасть и изгонящия вы (Мф. 5, 44). Во 2-х, мы должны любить врагов наших по заповеди св. апостола Павла, который учит: благословляйте гонящия вы, благословите, а не кляните, ни единому же зла за зло воздающе, помышляюще добрая пред всеми человеки. Аще возможно есть, еже от вас, со всеми человеки мир имеете... Аще убо алчет враг твой, ухлеби его, аще ли жаждет, напой его... Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим. 12, 14. 17-21). В 3-х, мы должны любить врагов и потому, что любовь к ним служит главным условием к тому, чтобы и нас Господь простил и не помянул на суде Своем и наших прегрешений... Если вы, слышим от Него, будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). В 4-х, наконец, и потому мы должны любить врагов, что если бы Господь не велел любить их, то мы жили бы на земле, как в аду; ибо зла злом остановить и пресечь невозможно и зло может быть оставлено и пресечено только добром.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРЬЕВ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Петр Григорьев В конце марта 1930 года о.Петр был переведен в курский Домзак. Прихожане обратились в Курское ОГПУ с " Заявлением-прошением " , под которым собрали более трехсот подписей: " ...Верующие остались без служителя, нашего доброго человека. А другой священник, немощный старик более 80 лет, при старости своих лет не может исправлять обязанности служителя культа. При верующих хотя и есть прикомандированный священник, но мы его не желаем, и он один не в состоянии исполнять все требы... [О.Петр] против Закона не учил, проповедей против Советской власти не говорил, а учил нас подчиняться власти. Был добрым человеком, помогал бедным и последнюю копейку отдавал неимущим. И для нас, верующих, он... является незаменимым наставником. Мы просим Окружное ГПУ сделать распоряжение об освобождении его из-под стражи с отдачей его нам на наше поручительство " . 16 июня 1930 года следствие по делу о.Петра было прекращено " за недостаточностью материалов для предания суду " , и на следующий день он был освобожден. Вскоре после освобождения, в 9-ю пятницу после Пасхи - в день празднования Курской Коренной иконы Божией Матери " Знамение " в Курске состоялась встреча о. Петра с архиепископом Курским Дамианом (Воскресенским) . Вернувшись в Обоянь, о. Петр рассказывал, что владыка говорил ему о " терпении, терпении и терпении " , а о сроке, до которого нужно терпеть - ничего не сказал, но это было и так ясно - надвигалась новая волна репрессий, во время которых " претерпевший же до конца, спасется " ( Мф. 10, 22 ). Отец Петр продолжил служить в Обоянском Смоленском храме . 23 марта 1931 года был арестован обоянский благочинный о. Герман Руденко . О.Петр ежедневно передавал о. Герману в тюрьму обеды. После ареста о. Германа владыка Дамиан принял решение официально не назначать благочинных, чтобы не " подсказывать " властям очередность арестов, а неофициально возлагать функции благочинных на наиболее способных к этому священников. О. Петр, по поручению владыки Дамиана, взял на себя дополнительное послушание - выполнять неформальные функции благочинного .

http://drevo-info.ru/articles/13676818.h...

... " Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и темина (вещей малоценных), и оставили важнейшее в законе: суд (правосудие), милость и веру; и это надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающее! " (Это значит, что они тщательно наблюдают за мелочами, а важное оставляют без внимания). " .... вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония " ... Это было последнее увещание Господа, последняя попытка спасти их от страшного осуждения. Но на лицах их не было раскаяния, а была затаенная злоба против Спасителя. ПРИМЕЧАНИЕ: см. в Евангелии от Матф., гл. 21, 33-46; гл. 22, 15-46; гл. 23; от Марка, гл. 12, 1-40; от Луки, гл. 20, 9-47. Лепта вдовицы При входе в храм Иерусалимский была поставлена сокровищница, то есть сборная кружка, в которую молящиеся клали свои добровольные пожертвования на храм. Иисус Христос сел против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги (свои пожертвования) в сокровищницу. Многие богатые клали много. Подошла к сокровищнице одна бедная вдова и положила в нее две лепты (не много больше половины копейки), что составляет малую римскую монету кодрант. Такой дар мог казаться людям нестоящим никакого внимания. Но Сердцеведец Господь указал ученикам Своим именно на эту скромную жертву бедной женщины. Господь оценил ее по внутреннему достоинству ее. Подозвав учеников к себе, Спаситель сказал им: " Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего, а она от бедности своей положила все, что имела, - все пропитание свое " , т. е. она положила последнее, что у нее было, и таким образом посвятила Богу все, что имела. ПРИМЕЧАНИЕ: см. в Евангелии от Марка 12, 41-44; от Луки 21, 1-4. Предательство Иуды На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: " вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Господи, у нас не хватило ни телесных сил, ни душевных, мы просим Тебя, оставь нам долги наши, прости нам, что мы не сумели Тебе воздать то, что должны были воздать. И прибавляем так, как нас учил Христос: Оставь нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Оказывается, если мы взываем об этом прощении, если мы хотим примириться с Богом, Которому должны, и нечем нам отплатить, мы должны научиться прощать друг другу. Без этого нет жизни, жизнь невозможна… И потому Господь приводит притчу, которую мы все сегодня слышали. Притча простая. О том, как царь хотел наказать своего царедворца, который должен был ему большую сумму, а тот упал перед ним на колени, крича: «Спаси меня, прости меня, у меня семья большая, потерпи немного, я достану деньги». И царю стало так жалко этого человека, что он не только отодвинул срок платежа, но и вообще простил ему долг, сказав: «Иди, я тебе прощаю». И тот, довольный и счастливый, вышел на улицу, и вдруг навстречу ему идет его товарищ, который когда–то был ему должен и не отдал. Конечно, сумму меньшую. Он тут же подбежал к нему. Грубо схватил его за горло и сказал: «Если не отдашь сегодня же, я велю бросить тебя в долговую тюрьму». Такие были раньше тюрьмы. Человека, который задолжал, туда бросали, и он сидел за решеткой, пока все не отдаст. Товарищ стал его умолять: «Пожалей меня, дай время и возможность достать деньги и вернуть». Но тот не пожалел, вызвал стражу, и его товарища бросили в долговую яму в тюрьму. Царь узнал об этом поступке человека, которого он только что простил, которому он только что отпустил эти большие деньги, а тот за малые деньги своего друга бросил в тюрьму, и велел его призвать к себе и сказал: «Так–то ты поступаешь со своим ближним! Я тебя простил, а у тебя не хватило великодушия простить своему ближнему. Коли так, пусть тебя бросят в эту темницу, и ты будешь сидеть там, пока не отдашь последнюю копейку!» Вот эта простая притча нам всем напоминает, что мы не можем, не имеем права даже произносить слова «Господи, помилуй», то есть прости наши грехи, если мы сами не способны прощать друг другу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Господь тонко различает степень важности соблюдения несущественного и существенного: первого не нужно оставлять, не нужно опускать, а второе – главное – должно делать; одно выражение в отрицательной, другое в положительной форме: то – как внешнее украшение, дополнение главного; это – как основание, фундамент. Кто пускает пыль в глаза внешними проявлениями благочестия, чтобы незаметно положить гнилое или фальшивое основание, тот лицемер. Но кто добросовестно создает здание Богу, тот, устрояя его на прочном фундаменте, заботится и о красоте его форм, и об изяществе каждой мелочи так, чтобы во всякой детали сияла одна и та же высшая идея и гармония целого. Это и есть вся поэзия обычаев Церкви; и кто строит здание без них, тот строит казармы, а не храм; казенное здание, а не любимое жилище Бога… II «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» ( Мк.12:41 – 44; Лк.21:1 – 4). Милостыня и вообще всякое благотворение имеет свою ценность только с внутренней стороны: она велика или мала только по тому, сильно или слабо было то религиозное, одному Богу ведомое, чувство, которое породило ее. Бог не смотрит на то, тысяча рублей или одна копейка положены в сокровищницу; а, смотрит Он, с какой степенью самоотвержения и преданности Ему сделано это. Вдова, все что имела, положила. Конечно, ее любовь к Богу была сильнее, чем у богача, который положил сотую или тысячную долю того, что имел. Поэтому взгляд на благотворение с чисто внешней стороны должен быть признан не христианским. У нас теперь все только и говорят о росте общественной благотворительности, о тех крупных пожертвованиях, который сделаны на то-то и то-то; мы все ставим в пример Англию, Америку и Францию, где все это доходит до грандиозных размеров.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

«Давайте обратимся к арифметике. Акакий Акакиевич получал в среднем в год 400 рублей. Это 33 с небольшим рубля в месяц. Чтобы сшить шинель, Петрович попросил сначала 150 рублей. Но потом Акакий Акакиевич поразмыслил, подумал, что Петрович согласится на 80. Итак, сколько не есть, не пить нужно Акакию Акакиевичу? 2,5 месяца. Но, - замечает хитрый Гоголь для невнимательного читателя, - дело всё в том, что у Акакия Акакиевича была привычка с каждого рубля по грошу (то есть по 2 копейки) откладывать в кубышку. И вот там накопилась сумма более 40 рублей». «Смотрите, 40 рублей уже есть. И Гоголь замечает: “А где еще взять 40 рублей?” Акакий Акакиевич решил не есть, не пить в течение года, чтобы накопить. Но к какому-то там празднику Акакию Акакиевичу обещали премию в размере жалования, а дали 60 рублей. 40 и 60 – это сколько будет? 100, это уже больше 80. Тогда, спрашивается, зачем Акакий Акакиевич копил год? Всё очень просто. Потому что Гоголь хотел показать, что вопрос не в том, может ли он сшить себе шинель или не сшить. Всё это время, в течение года духовно согревала его мысль о приобретении будущей шинели, чувство предвкушения». Акакий Акакиевич купил новую шинель. Однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошел в департамент в новой шинели. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч. После этого герой вернулся домой и скончался. «После Акакия ничего не осталось. Человек приходит в этот мир нагим и уходит нагим, ничего не может с собой взять в мир иной. Спрашивается, так в чем же смысл повести? В 40-е годы XIX века, как и в наше время, мало кто читал Евангелие, сравнивал свою жизнь с Евангельскими истинами. И Гоголь через это произведение попытался открыть читателям эти истины. В Евангелии сказано: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”, а сокровище Акакия осталось на земле – вот главный смысл».

http://pravoslavie.ru/129883.html

Дальше Господь объясняет: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир». Вот почему. Если бы мы были мирские люди, то мир бы любил свое. Человек всегда любит свое. Вот дети наши, даже если они нехорошие, невоспитанные и плохо к нам относятся, а мы все равно их любим, потому что это свое. Поэтому если человек злой, жестокий, нет в нем любви, он, конечно, любит такие проявления и везде. Он хочет, чтобы был «порядок»: половину людей пересажать, пьяниц всех перестрелять, наркоманов удавить, сумасшедших в газовую камеру – всех распределить. Поэтому ему хочется, чтобы опять был Сталин. Ему говорят: да он сто миллионов человек удушил. Нет, все равно было хорошо, потому что тогда на две копейки что-то подешевело. Для него главное – не люди, а главное, что что-то подешевело. И человеку нельзя ничего объяснить, потому что это свое, родное, близкое, хотя жестокое и злобное, – поэтому он это и защищает. А наоборот, кроткое, то, что с любовью, что со смирением, он отвергает, ему это ненавистно. Это все понятно и естественно: каждый выбирает себе по вкусу, по сердцу своему. По этому люди все так и распределяются, что одни Богу служат, другие – дьяволу . Тут уж ничего не сделаешь. И дальше: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня». То есть не знают люди Бога, поэтому и ненавидят друг друга, поэтому и зло творят. «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем». Да, до пришествия Христа Спасителя, пока эти слова не были сказаны, человек мог оправдаться: а я не знал. Допустим, мне сделали зло – у меня сразу желание ответить на зло злом. И кто-то из нас до сегодняшнего дня, пока в храме не был, может быть, этих слов Христовых никогда не слышал и думал, что раз мне сделали плохо – так и я сделаю плохо. Раз человек со мной не разговаривает – и я с ним не буду. Мы люди грешные, и поэтому у нас естественно рождается в душе такое мстительное чувство. Но с сегодняшнего дня ни один из нас, кто сегодня в храме был и эти слова слышал, уже никакого извинения не имеет. И на Страшном суде Господь скажет: вот помнишь, ты ответил злом на зло. А ты знал, что это делать нельзя? Знал. А почему делал? Кто «знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010