8 Дан.2:6. 9 Пс.50:19. 10 Слово 4-е. 11 Притч.18:17. 12 Слово 4-е. 13 Пс.50:8. 14 Пс.51:4. 15 Сир.4:25. 16 Слово 4-е. 17 Слово на Крещение. 18 Слово о покаянии. 19 Ступень 171-я. 20 Кн. VII, гл. 16. 21 Иов.31:34. 22 Знай же, брат, что и сегодня разрешается исповедовать свои грехи публично, если человек усердствует в покаянии, и тот, кто это сделает, быстрее получит от Бога человеколюбие и прощение ради большего стыда и срама, которые испытывает во время такой публичной исповеди. Ибо кроме Иова, о котором мы упомянули выше, и древнего обычая, который имела в отношении этого Христова Церковь, мы находим в истории также повествование о том, что и царь Роман, поступил таким образом, ибо покаявшись в преступлении клятв, данных им своему зятю Константину Багрянородному, и в других грехах, отправил послов и собрал триста монахов из Рима и Иерусалима и во время Божественной литургии, в тот момент, когда священник возгласил: «Со страхом Божиим и верою...», – этот добрый Роман стал посреди церкви и, пренебрегши стыдом, исповедал открыто свои грехи и просил прощения; затем записав ещё свои грехи на бумаге, он послал их не пришедшим монахам, в первую очередь на гору Олимп, прося их, чтобы они сотворили молитву к Богу об их оставлении. Но послушайте о том, какие человеколюбие и милость явил ему Бог. Некий добродетельный монах на Олимпе, именуемый Дормокаитом, просил о нём Бога. И вот свыше приходит Божественный голос, говорящий ему: «Победило человеколюбие Божие». Открыв же хартию, этот монах – о чудо! – нашёл его грехи стёртыми и изглаженными. Нечто подобное рассказывает и Иоанн Лествичник в своём Слове о послушании, говоря, что в один общежительный монастырь однажды пришёл некий человек, разбойник, и убийца, и колдун, и развратник, желая стать монахом. Настоятель же монастыря повелел ему исповедовать открыто перед всеми свои грехи, и тот с радостью согласился сделать это, если он захочет, и при всём городе Александрии. И вот в воскресный день, во время литургии, по окончании Евангелия, оный разбойник входит в церковь, как осуждённый, влачимый несколькими братиями, биемый, со связанными сзади руками, одетый в рубище, с головой, посыпанной пеплом.

http://pravoslavie.ru/59142.html

В «Большой Салонской истории» (Historia Salonitana maior), расширенной версии «Истории архиепископов Салоны и Сплита» Фомы Сплитского (XIII в.), сохранились послания И. к епископам и правителям Далмации, а также постановления 2 Соборов, состоявшихся в Сплите (Хорватия). В этих источниках сообщается о юрисдикционных спорах между архиеп-ством Сплит и еп-ством Нин. Вероятно, ок. 920 г. хорват. кор. Томислав получил от визант. императоров Романа I Лакапина и Константина VII Багрянородного власть над приморскими городами Далмации. По мнению ряда исследователей, речь шла не о присоединении Далмации к Хорватии ( Фома Сплитский . История архиепископов Салоны и Сплита/Вступ. ст., пер., коммент.: О. А. Акимова. М., 1997. С. 169-170), а о передаче Томиславу доходов от приморских городов ( Curta. 2006. P. 196). Усиление хорват. влияния привело к конфликту между старшей в Далмации архиепископской кафедрой г. Сплит и Нинской кафедрой, в юрисдикции к-рой находилась Хорватия. Нинское еп-ство было основано в сер. IX в. на землях древней Салонской кафедры, преемником к-рой считалось Сплитское архиеп-ство. Нинский еп. Феодосий (879-886), избранный также Сплитским архиепископом, нек-рое время занимал обе кафедры, впосл. это привело к спорам о церковном главенстве в Далмации и Хорватии. Др. причиной конфликта было распространение в Хорватии богослужения на слав. языке, что вызывало недовольство епископов Далмации. Исследователь Ф. Курта сомневается в том, что слав. богослужение совершалось в Хорватии в 20-х гг. X в., указывая на дословные совпадения послания И., содержащего осуждение «учения Мефодия» (т. е. богослужения на слав. языке: «Говорят, что готские письмена были придуманы неким еретиком Мефодием, который на этом самом славянском языке написал много ложного против учения католической веры» - Фома Сплитский. История. 1997. С. 48), с постановлениями Сплитского Собора 1060 г., запретившего славянское богослужение ( Curta. 2006. P. 197-198). Более вероятно, что на Соборе 1060 г. были использованы послания И., стремившегося способствовать распространению богослужения по рим. обряду. И. действительно осуждал богослужебное использование слав. языка.

http://pravenc.ru/text/469690.html

В вопросе об отношении к старообрядчеству Е. как выходец из др. Поместной Церкви в известной мере занимал нейтральную позицию. Сразу после его прибытия в Полтаву к нему обратились старообрядцы-поповцы из дер. Знаменки с просьбой разрешить им строительство новой церкви. Е. разрешил, но при условии, что они исповедуют свое согласие с Православием. Отношение Е., воспитанного в борьбе с иезуитами в Османской империи, к униатам было более бескомпромиссным. Еще одну проблему в епархии создавало увеличившееся число странников - духовных лиц с Востока, к-рые без офиц. разрешения собирали милостыню в южнорус. землях. В 1779 г. Е. отказался от управления епархией в пользу еп. Никифора (Феотоки). Ок. 2 лет после этого он оставался в Полтаве, пытаясь успокоить греч. переселенцев, возмущенных тем, что они не получают необходимого продовольствия, крова и обещанных привилегий. 800 из них прибыли в Херсон к Г. А. Потёмкину , Е. также приехал туда. Несмотря на миротворческие усилия Е. и еп. Никифора, часть греков отправилась в Крым, чтобы оттуда вернуться в османские земли. В Херсоне Е. был тесно связан с Потёмкиным, делился с ним своими представлениями о новой греч. цивилизации, к-рая займет место Османской империи. Новороссия представлялась Е. плацдармом для создания некоего нового гос-ва. Потёмкин обратился к Е. с просьбой написать историю сев. побережья Чёрного м., однако эта работа так и не была создана. В мае 1781 г. Е. окончил «Историческое разыскание о времени крещения российской великой княгини Ольги», к-рое было опубликовано параллельно на рус. и лат. языках в 1792 г. Используя визант. источники («О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного, хроники Георгия Кедрина, Иоанна Зонары и др.), Е. полемизировал с Вольтером и нем. историком И. Х. Лейхом, к-рые относили посещение равноап. вел. кнг. Ольгой К-поля к правлению имп. Иоанна I Цимисхия (969-976). По мнению Е., крещение состоялось в К-поле в 956 г. В февр. 1785 г. Е. написал католич. Могилёвскому архиеп. Станиславу Богуш-Сестренцевичу (опубл.: ВЕ. 1805. Ч. 21. 9. С. 3-23) по вопросу о борисфенах и их идентификации с сарматами, которые, как тогда предполагалось, были предками поляков. В этом послании Е. показал глубокое знание визант., зап. и рус. источников, сослался на мнение некоторых авторов о том, что сарматский язык мог быть связан с греческим и славянским. Е. за 6 тыс. р. продал свою огромную б-ку Потёмкину, к-рый был занят организацией Екатеринославского ун-та в честь Екатерины II. Все книжное собрание Е. состояло приблизительно из 900 названий, в т. ч. 146 греческих, начиная с редких изданий XVI в. Однако ун-т так и не был основан, и имп. Павел I распорядился переправить книги в Казань для пополнения б-ки местной гимназии. Часть книг осталась в Екатеринославской гимназии. Е. оставил себе собрание поздних греч. авторов и завещал его Александро-Невской лавре (хранится в РНБ вместе с рукописями Е.).

http://pravenc.ru/text/186971.html

Вторая часть сочинения, написанная, вероятно, вскоре после первой, посвящена критическому разбору альтернативной пасхалистической методики «умножения на пять и шесть», кратко упомянутой в 1-й части. В 3-ю часть вошли описания различных практических методик календарных расчетов. Наконец, к трактату Максима Исповедника примыкает хронологическая таблица императоров, доведенная до середины X в. Поскольку только 1-я часть имеет авторское вступление и заключение, встает вопрос об аутентичности остальных частей и степени вмешательства в их текст со стороны позднейших редакторов. Как показывает анализ, текст всего трактата и таблиц не дает оснований ставить под сомнение авторство, указанное в заглавии. Это касается и хронологического перечня императоров, который, хотя и доведен до начала правления Константина VII Багрянородного и Романа I (920), в основе своей вполне может опираться на аналогичный перечень, составленный прп. Максимом Исповедником . Впервые данный трактат в сопровождении латинского перевода издал известный французский ученый иезуит Дионисий Петавий (Дени Пето, 1583–1652), использовавший его среди прочих материалов в своем фундаментальном труде по хронологии 6 . В 1857 г. текст и перевод по изданию Петавия воспроизвел в греческой серии своей «Патрологии» Жак-Поль Мин 7 . Латинский перевод далек от скрупулезности, а приводимая в издании круговая таблица, описывающая систему «умножающих на пять и шесть» («колесо» 2), содержит массу ошибок, нуждающихся в исправлении. В 1905 г. к тексту трактата обратился немецкий филолог и историк Церкви Эдуард Швартц 8 . В его работе представлена уточненная таблица, описывающая метод «умножения на пять и шесть», а также факсимильное изображение «колеса» 2. Текст, изданный Петавием, восходит к рукописи из Ватиканской библиотеки 9 . Новое издание трактата, с учетом более ранних манускриптов (например, кодекса X в. из лейденского собрания Скалигера Lugdunensis Scaligeranus gr. 33), в настоящее время готовят Ж. Лампир и Б.Маркесинис 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Лев Исавр не только лишил защиты Святую Гору, но разрешил там селиться язычникам - влахам - и пасти свои многочисленные стада. Естественно, что влахи заняли все удобные места и сильно стеснили монахов. Но по молитвам иноков и заступничеству Пресвятой Богородицы засилью язычников через 50 лет пришел конец. На престол вступила благочестивая Ирина, а новое нашествие арабов заставило влахов спешно покинуть Афон. Иноки еще какое-то время держались в своих монастырях, но и они должны были покинуть Св. Гору и рассеяться по Греции. Таким образом Афон был вторично опустошен. Но уже через 20 лет, в 847 году, в царствование Михаила III иноки вновь вернулись на Афон. Они уже не образовывали монастыри, даже малые, а разошлись по диким отрогам Святой Горы, где возводили себе небольшие келий. Здесь следует отметить, что под келией на Афоне подразумевается не часть помещения или домик для проживания одного инока, а довольно большой, часто в 2 этажа дом с церковью и хозяйственными постройками. Лишь на севере полуострова, за Ксерксовым каналом, монахом-подвижником Иоанном Ко-ловом был устроен монастырь. После смерти Иоанна, который снискал любовь и доверие у всей братии и выхлопотал у правителя охранную грамоту для монастыря, среди преемников начались разногласия. К тому же отношение к пустынникам ухудшалось: к ним стали относиться как к подданным. Но келиоты не смирились с таким положением, и в 875 году определили центром Святой Горы Карею и избрали прота. Им стал исихаст Андрей. Он постоянно проживал в городе, где воздвигли церковь Успения Богородицы для проведения монашеских собраний. В это же время мощи Петра Афонского перенесли в Карею и поместили в церковной паперти. Но положение келиотов не улучшилось. Коловский монастырь владел большой частью полуострова и сдавал в наем пастбища для мирских жителей, которые весьма стесняли пустынников. По этой причине прот Андрей отправился в 911 г. в Царьград и лично просил царя Льва Мудрого исправить существующее положение. В результате самостоятельность афонских пустынников была признана. В дальнейшем, при Константине VII Багрянородном в 920 г. царской властью было подтверждено, что Афонская земля принадлежит монахам, проживающим на ней, и они освобождаются от всех государственных, общественных и церковных налогов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1001

Наконец, приводилось распоряжение императора, выражающее его волю и удовлетворяющее ходатайство получателя документа (dispositio). Эта часть часто повторяет основные пункты narratio и вводится определенной формулой (δι (θεν) διορζεται βασιλεα μου - «посему определяет моя царственность»), а заканчивается предостережением против нарушения постановления (sanctio). Это предостережение, иногда выделяемое в самостоятельную часть акта, сопровождалось угрозой кары - божественной (sanctio spiritualis) или гос. (sanctio temporalis). Заключительная часть, эсхатокол, содержала важные элементы визант. канцелярского делопроизводства: дату и подпись (datum и subscriptio). Император подписывал и датировал документы собственноручно всегда красным (пурпурным) цветом. Различие в датировке определяло тот или иной тип документа: хрисовулы имели полную датировку, с указанием месяца, индикта и года от сотворения мира. Эсхатокол мог содержать сведения об удостоверительных знаках документа (corroboratio). Лишь небольшая часть визант. имп. грамот дошла в аутентичных оригиналах. Древнейший международный договор датируется 922 г., к XI в. относятся самые ранние сохранившиеся имп. пожалования мон-рям. Сведения нарративных памятников об актах, не дошедших до наст. времени, а также данные об иноязычных переводах собраны в 5-томном сборнике регест имп. актов (изд. Ф. Дёльгер и П. Вирт). К числу сохранившихся только в переводах международных договоров Византии относятся и договоры Руси с греками (911, 944, 971), дошедшие в рус. переводе в составе «Повести временных лет» . Для истории русско-визант. отношений важное значение имеют 2 послания визант. имп. Михаила VII Дуки , адресованные «иноземному правителю», с предложением о браке дочери адресата с багрянородным братом василевса - Константином. Считается, что эти послания были направлены ок. 1073-1074 гг. кн. Всеволоду Ярославичу. Греч. тексты этих актов сохранились среди сочинений Михаила Пселла . О рус. наемниках, находившихся на военной службе в Византии по крайней мере с кон.

http://pravenc.ru/text/158424.html

О друге, сподвижнике и соавторе В. В., авве Иоанне Пророке (Прозорливце), известно намного меньше. О теснейшем духовном единении с В. В. прп. Иоанн писал: «Старец в Боге и я с ним… мы двое составляем единое целое» (Отв. 302/Ep. 305. 11-12, 15; ср. Отв. 220). Прп. Иоанн в ответах именуется «другим старцем». Он в течение 18 лет подвизался в затворе в том же мон-ре, в келье, где первоначально жил В. В. (Отв. 221), и не принимал никого, кроме аввы Серида и прп. аввы Дорофея Газского , к-рый 9 лет был у него послушником ( Doroth. Doctrinae. 4, 56//PG. 88. Col. 1669A). Прп. Иоанн осуществлял духовное руководство, так же, как и В. В., через свои ответы, к-рые носили более прямой и практический характер (Отв. 75; 76/Ep. 146; 147). Наряду с различными духовными дарованиями он обладал особым даром прозорливости и пророчества, почему и был назван Пророком ( Doroth. Vita Dosithei. 1// Brun P. M. Vie de St. Dosithée. Rome, 1932 (Orientalia christiana; 26, 2); ср.: Отв. 792; 793/Ep. 783; 784). Он писал, что сам не имеет священного сана («не причтенный к клиру») (Отв. 138. C. 97/Ep. 211. 15). Прп. Иоанн скончался в 540 г., через неск. недель после смерти аввы Серида (Отв. 221). В кон. X в. память В. В. отмечалась К-польской Церковью 6 февр., хотя и не повсеместно: его имя было внесено в Синаксарь, составленный в конце царствования имп. Константина VII Багрянородного (944-959), и в нек-рые др. календари той же эпохи ( Neyt. 1997. P. 27, 28); в частности, она указана в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 48). Др. древнейшее свидетельство о совместном поминании преподобных В. В., Иоанна и Дорофея 6 февр. содержится в груз. Минее, написанной в Иерусалиме ок. сер. XI в. ( Garitte G. Le Ménée géorgien de Dumbarton Oaks//Le Muséon. 1964. T. 77. P. 43); оно отражает практику Иерусалимской Церкви, сложившуюся, по предположению Ф. Нея, под влиянием К-поля ( Neyt. 1997. P. 29). Неизвестно, существовала ли в то время служба, посвященная этим преподобным. Значительно позже прп. Никодим Святогорец написал в честь каждого из святых по дистиху (Συναξαριστς τν δδεκα μηνν το νιαυτο. Τ. Ζ. Κωνσταντινοπολις, 1842. Σ. 26). В 1865 г. в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне была составлена служба этим святым ( Lambros S. P. Cat. of the Greek Manuscripts in Mount Athos. Camb., 1900. T. 2. N 6381), но она сгорела вместе с нек-рыми др. рукописями. Греч. гимнограф мон. Малого скита св. Анны Герасим составил новую службу на греч. языке, слав. перевод к-рой был сделан и опубликован мон. ТСЛ Агафангелом (Легачем) ( Легач. С. 141-158). «Вопросоответы» («Ответы»)

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Одна из наиболее важных фигур этого времени - прп. Иоанникий Великий († 846), к-рый поступил в общежительный мон-рь Антидий на севере О., а затем с благословения игумена Агаврской обители поселился как отшельник на горе Трихалик (PMBZ, N 3389; см. также: Mango C. The Two Lives of St. Ioannikios and the Bulgarians//Okeanos: Essays Presented to I. Ševenko on His 60th Birthday/Ed. C. Mango, O. Pritsak. Camb. (Mass.), 1983. P. 393-404. (HUS; 7)). Удалившись на время в фему Фракисий, он вернулся на О. и продвинулся еще далее в горную местность, периодически меняя свое местопребывание (в частности, он жил в горах над Агаврским и Антидийским мон-рями). Др. важная для О. персона - прп. Петр Атройский (PMBZ, N 6022), к-рый в 805/6 г. стал преемником своего учителя Павла на посту игумена лавры св. Захарии. Прп. Петр основал также неск. келлий-исихий, в т. ч. пещерных. Кроме того, из-за преследований со стороны иконоборцев (после 815) он часто оставлял О., много путешествовал по всему региону со своим братом Павлом. Вокруг мон-ря св. Захарии также группировалась часть обителей, причем не только близ О. (Валейская, св. Порфирия), но и в соседних Лидии (Калонорская мужская и анонимная женская) и Фригии (Иппская). Такие объединения мон-рей, подобно зап. орденам, были связаны единством устава, однако часто распадались после смерти их основателя, как это и случилось с мон-рями прп. Петра Атройского в 837 г. Во 2-й пол. IX-X в. число мон-рей значительно увеличилось. О. привлекал мн. людей, ищущих монашеской жизни, в т. ч. высокообразованную молодежь: здесь поселился, напр., равноап. Мефодий, затем его брат - равноап. Кирилл, занимавшийся на О. чтением книг, а также Иоанн Ксифилин - буд. патриарх К-польский (см. Иоанн VIII Ксифилин ). Имп. Василий I Македонянин (867-886) созывал к себе игуменов О. В 958/9 г. имп. Константин VII Багрянородный (945-959), посещавший О. в поисках исцеления, обнаружил в мон-ре Мегас-Агрос пропавшие из столицы военные трактаты периода Исаврийской династии (717-802). С сер. XI в. начался упадок монашества на О. ( Janin. Grands centres. P. 128-129). В частности, Мидикийский и Кафарский мон-ри и лавра Келлии перешли во владение Михаила Пселла. Мон-рь Элегмон пришел в полное запустение. Наиболее сложным было положение высокогорных лавриотских мон-рей, сохранились гл. обр. расположенные ниже киновии, приспособленные к хозяйственной деятельности. По всей видимости, решающим ударом для мон-рей О. стало нашествие тюрок-сельджуков на Вифинию вскоре после 1071 г. В XIII-XIV вв. большинство сохранившихся обителей потеряли свою самостоятельность и стали метохиями столичных мон-рей. Монастыри

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Первостепенными историческими документами являются многочисленные письма патриарха Николая Мистика 487 , а также два письма Романа Лакапина 488 к Симеону Болгарскому, поскольку они проливают свет на византийско-болгарские связи в критический период с 913 по 925 г. Для византийско-болгарских отношений во времена Льва VI особый интерес представляет переписка посла этого императора, Льва Хиросфакта, с болгарским царем Симеоном 489 . К важнейшим византийским источникам всех времен относятся трактаты Константина VII : «О фемах» (De thematibus), историко-географическое описание византийских провинций, в основном, правда, взятое из более древних сочинений, прежде всего Иерокла 490 ; единственный в своем роде важный трактат о землях и народах, с которыми Византийская империя входила в соприкосновение (De administrando imperio) 491 , и обширная «Книга церемоний» (De caerimoniis aulae byzantinae), подлинная сокровищница исторических и археологических знаний 492 . Эти труды вбирают материалы различных эпох, и их следует привлекать также и для предшествующих разделов. В «Книгу церемоний» включен «Клиторологий» Филофея, сообщающий нам о византийской системе чинов около 900 г. 493 Перечни рангов византийских чиновников содержат также «Тактикой» Успенского времен Михаила III и Феодоры (845–856) 494 и возникший между 921 и 934 гг. обширный «Тактикой» Бенешевича 495 . Искусству ведения войны посвящена «Тактика» Льва VI . Она восходит к «Стратегикону» Псевдо-Маврикия и, кроме того, задействует материал более позднего законодательства и военный опыт первого периода правления Льва VI 496 . Подобное сочинение представляет собой также т.н. «Собрание тактик» (Sylloge Tacticorum), вероятно, восходящее к середине X в. 497 О хозяйственной жизни Константинополя и о системе византийских корпораций эпохи Македонской династии повествует «Книга эпарха» – собрание постановлений, принятых византийским государством для регулирования торговли и ремесленного производства 498 . Пожалуй, следует согласиться, что основная часть этого сборника относится ко времени Льва VI, хотя он, несомненно, содержит и более поздние добавления, относящиеся ко времени Никифора II Фоки, а возможно, даже и Иоанна Цимисхия 499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через год его мощи перенесли в специально построенную для этих целей Симеоном церковь. Житие П. Л. изобилует описаниями видений, сценами борьбы с бесами, эпизодами исцелений и экскурсами в историю Латроса. Рассказывая о начале христ. проповеди в регионе, агиограф упоминает апостола от 70 Апеллия, затем обращается к истории монашеской общины Латроса и излагает обстоятельства бегства монахов с Синая и из Раифы от арабов, их столкновения с арабами уже в М. Азии, попытки укрыться на горе Врахиан и основание лавры Келливарон ( Delehaye. 1913. S. 107). Обилие деталей делает Житие ценнейшим источником сведений по устройству жизни малоазийской провинции средневизант. эпохи. Однако агиограф иногда умалчивает о важных для истории лавры Стилу событиях, нашедших отражение в др. источниках: напр., об обмене земельными владениями между лаврой и мон-рем во имя Пресв. Богородицы Лампониу (между 947 и 955), ставшем причиной продолжительной тяжбы во 2-й пол. X в. ( Ργια. Μα υπθεση. 2008; Gastgeber, Kresten. 2015. S. 124-169). Датировки событий отсутствуют, в ряде случаев эпизоды связаны между собой ассоциативно-тематически ( Каждан. 2012. С. 235-236). Несмотря на большой объем и фрагментарную структуру, Житие обладает внутренним единством. Агиограф извиняется перед читателем за кажущиеся ненужными отступления ( Delehaye. 1913. S. 110-111), обрамляет главы риторическими вопросами (Ibid. S. 108, 112, 121) и аккуратно перечисляет все использованные им источники: «ипомнимы» (заметки) по истории монашества на Латросе, хранящиеся в монастырских архивах (Ibid. S. 110), «книгу лавры», в которой были собраны свидетельства посмертных чудес П. Л. (Ibid. S. 130), послания имп. Константина VII Багрянородного (Ibid. S. 122), воспоминания участников событий и очевидцев чудес (Ibid. S. 107, 125). Память П. Л., названного Павлом Новым, была внесена в Синаксарь К-польской Церкви под 15 дек. (SynCP. P. 307-312). Изображение П. Л. сохранилось на фреске в пещере св. Павла, оно датируется XI-XIII вв. ( Schiemenz G.

http://pravenc.ru/text/2578555.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010