Разделы портала «Азбука веры» Описание Собор Святой Софии (Константинополь). В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила в медальонах. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI . Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI в котором он описывает Страшный Суд и припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам. Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу: По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. Софии. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/imperator-lev-vi-pr...

Скачать epub pdf Cod. 71. Дион Кассий, История Переводчик: Г.П. Власов (Агностик) Прочитал Историю Кассиана Коккейана (или Коккия) Диона 195 в восьмидесяти книгах. Он начинает с прибытия Энея в Италию из Трои, основания Альбы и Рима, и доходит без перерыва до убийства Антонина, прозванного Элагабал, который был также прозван Тиберин, Сарданапал, Лже-Антонин и Ассирий в связи с его пороками. Он также говорит о царствовании Александра, который после смерти Антонина принял со своим коллегой империю, избежал опасности, которая угрожала ему, и вступил на престол. Писатель сообщает нам, что этот Александр был консулом во второй раз вместе с ним, и, что император, желая вознаградить своего коллегу, сам оплачивал необходимые расходы в связи с его должностью. Автор был назначен наместником Пергама и Смирны Макрином, а впоследствии командовал войсками в Африке. Вскоре после этого он был наместником Паннонии. Избранный консулом во второй раз, он получил разрешение вернуться на родину по причине болезни ног, чтобы провести остаток жизни в Вифинии, как предписывал его «гений»: «Вне пораженья поставил, и крови, и бурной тревоги». 196 Он родился в Никее в Вифинии, которая с одной стороны окружена озером под названием Аскания. Его стиль величественный и напыщенный, отражающий осознание могучих событий. Его язык полон устаревших конструкций и слова соответствуют важности описываемых событий. Его периоды полны затяжных вводных предложений и несвоевременных 197 инверсий. Периодичность и резкие нарушения, употребленные с осторожностью, в связи с общей ясностью избегают внимания случайного читателя. Речи, стилем следуют за таковыми у Фукидида, но яснее, превосходны. Для остального, по большей части, также Фукидид является образцом. 195 Дион Кассий Кокцейан (ок. 155–230), родился в Никее в Вифинии, сенатор и обладатель различных должностей при Коммоде и последующих императорах, дважды консул. В 229 он удалился в частную жизнь. Его история Рима в восьмидесяти книгах, начиная от мифического периода, доходит до царствования Александра Севера (229). Из этих восьмидесяти книг 37–60 дошли почти полностью, 36–80 существуют в сокращении, сделанном монахом XI века Иоанном Ксифилином. В X веке выдержки из нее были сделаны по приказу Константина VII Багрянородного, а Зонара (XII век) сделал сокращения 1–20 книг. Его точка зрения в том, что верный императорский чиновник, не понимал и имеет мало симпатий к политической борьбе. Его суеверность очевидна. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОКЛ [греч. Ιεροκλς] (VI в.), автор географического трактата «Синекдим» (Συνκδημος, букв.- «Спутник в странствиях»), описывающего адм. устройство Вост. Римской (Византийской) империи по состоянию на 527/8 г. О личности И. ничего не известно; Константин VII Багрянородный , использовавший трактат И. для своего соч. «О фемах», называет его «грамматиком». Судя по названию, сочинение И. могло быть задумано как географический справочник-путеводитель. В качестве источников И. использовал офиц. регистры провинций сер. V в., а также, возможно, перечни епископских кафедр (нотиции). Трактат И. сохранился более чем в 10 рукописях, древнейшие из к-рых относятся к XII в.; полноценное критическое издание текста до сих пор отсутствует. В тексте, представляющем собой простой список, упомянуто 923 города (в заглавии указано 935), размещенных по 64 провинциям. Для каждой провинции указано общее число городов (не всегда соответствующее наличному перечню), а также титул наместника (августал, проконсул, консуляр, презид (игемон), корректор или дукс). Географический порядок провинций: Балканский п-ов, Паннония, М. Азия, Сирия, Месопотамия, Финикия, Палестина, Аравия, Египет, Ливия; в конце (без номера) упомянуты «7 западных провинций, подчиненных Риму». Близким по типу описанием адм. устройства империи является географический трактат Георгия Кипрского (VII в.), а также т. н. Иконоборческая нотиция К-польского Патриархата (VIII в.; в ркп. Paris. gr. 1555A; Darrouz è s. Notitiae. N 3). Соч.: PG. 113. Col. 141-156; Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum/Ed. G. Parthey. B., 1866. Amst., 1967r. P. 3-51; Hieroclis Synecdemus/Rec. A. Burckhardt. Lpz., 1893; Le Synecdèmos d " Hiéroclès et l " opuscule géographique de Georges de Chypre/Texte, introd., comment. et cartes par E. Honigmann. Brux., 1939. Лит.: Jones A. H. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. Oxf., 1971 2. P. 514-521; Gregory T. E. Roman Inscriptions from Aidepsos//GRBS. 1979. Vol. 20. P. 273-277. П. В. Кузенков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293684.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕСАРЬ один из самых высоких титулов в Византийской империи. Происходит от прозвища (лат. cognomen) Гая Юлия Цезаря (Caesar), которое впосл. стало частью имп. титулатуры. При имп. Диоклетиане (284-305) титул К. присваивался т. н. младшим императорам, в системе тетрархии (четверовластия) являвшимся заместителями более высоких по положению августов. После распада тетрархии (1-я четв. IV в.) К. до XI в. оставался одним из высших титулов, который носили сыновья-наследники императора. В качестве исключения он использовался как знак высшего отличия, присваивался близким родственникам императора: напр., К. были Варда, дядя имп. Михаила III (842-867), Варда Фока, отец имп. Никифора II (963-969). Возведение в ранг К. описано имп. Константином VII Багрянородным (912-959) в его труде «De Ceremoniis Aulae Byzantinae» (О церемониях Византийского двора) ( Const. Porphyr. De cerem. I 43). Отличительным знаком К. была корона без изображения креста. Имп. Алексей I Комнин (1081-1118) понизил ранг К., поместив его после титула «севастократор». В более позднее время К. в придворной титулатуре занимал место между севастократором и великим доместиком. С XIV в. титул «кесарь» относится преимущественно к иностранным правителям: напр., его носили правители Валахии, Фессалии, Сербии. На Руси К. называли императоров Свящ. Римской империи (см. ст. Римско-Германская империя ). Слав. слово «царь», хотя и является однокоренным с К., по мнению венг. исследователя Д. Моравчика, заимствовано в VI-VII вв. не от визант. титула, а от лат. обозначения императора (цезарь). Лит.: Bury J. B. Тне Imperial Administrative System in the 9th Century. L., 1911. P. 36; Morav ik G. Zur Geschichte des Herrchertitles «caesar > царь»//ЗРВИ. 1963. 8. Св. 1. С. 229-236; Guilland R. Recherches sur les institutions byzantines. B.; Amst., 1967. Vol. 2. P. 25-43; Б. Севастократори и кесари у српском царству//ЗбФФУ. 1970. 11. C. 255-269; Kazhdan A. Caesar//ODB. 1991. Vol. 1. P. 363. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.

http://pravenc.ru/text/1684281.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (X в.), прп. Дииппийский (пам. греч. 11 и 23 марта). В кратком житии в составе Синаксаря 1071 г. (Paris. gr. 1617) говорится, что Г. жил при визант. имп. Иоанне I Цимисхии (969-976), а согласно житию, помещенному в Минее Vindob. Theol. Gr. 300 (XIII-XIV вв.), он подвизался при Константине VII Багрянородном (913-959) и Романе II (959-963). В Синаксаре К-польской ц. (X в.) имена императоров не названы. Из синаксарного Жития Г. известно, что у него были родители, жена и дети, но он оставил семью, проведя всю жизнь в молитвах и скитаниях по городам и пустыням. Перед смертью он пришел в К-поль и нашел приют в ц. ап. Иоанна Богослова в квартале Дииппий (ν τ Διππ), где через 7 дней скончался. Люди, готовившие его к погребению, с удивлением обнаружили на нем тяжелые вериги, к-рые совершенно изнурили его тело. Как великого подвижника Г. похоронили в нартексе храма в мраморной гробнице, на его могиле совершались многочисленные чудеса. Антоний , архиеп. Новгородский, во время паломничества (1200) видел в К-поле в храме Иоанна Богослова мощи Г. Он сообщил, что, по преданию о погребении, когда Г. несли хоронить мимо этой церкви, гроб с телом замер на месте, и это послужило знаком, что подвижнику надлежит покоиться здесь. О храме в Дииппии известно, что его начал возводить имп. Фока (602-610) в честь своего небесного покровителя мч. Фоки, а закончил строительство имп. Ираклий (610-641), к-рый посвятил храм ап. Иоанну Богослову. Квартал (или место) под названием Дииппий, что означает «ипподром», по одним источникам, располагался с правой стороны от входа на Месу, по другим, более достоверным,- недалеко от ипподрома. Согласно же Антонию Новгородскому, Дииппий находился поблизости от Св. Софии. После захвата К-поля турками церковь была превращена в зверинец. В XIX в. предположительно на ее месте построили кафе. В греч. календарях и синаксарях Г. называется новоявленным и чудотворцем. Под 23 марта Житие Г. включено в состав печатной Минеи (Венеция, 1596), под 11 марта - в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. В визант. синаксарях его память отмечается также 5, 9 и 24 марта. Ист.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 59; T. 3. P. 463; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 69-70; SynCP. Col. 530, 556-557; Книга Паломник. С. 33, 64. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 69, 71, 83; Т. 3. С. 114; Janin. Églises et monastères. P. 264-267; Aubert R. Georges le Jeune//DHGE. T. 20. Col. 625; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 93; Janin R. Giorgio il Giovane//BiblSS. Vol. 6. Col. 537. О. Н. Афиногенова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/162181.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ НИВЕРТСКИЙ [Донале, Дунале; греч. Δοναλ/Δουναλ] (сер. X в.), прп., исп. (пам. 17 дек.). Вероятно, в данном случае Даниил - русифицированная форма имени Донале, как назван святой в греч. источниках (в Синаксаре К-польской Церкви и у Никодима Святогорца). Был правителем о-ва Ниверта близ совр. Кадиса (Испания). По достижении зрелого возраста как благочестивый христианин Д. Н. отправился в Рим, принял монашество. Из Рима приехал в К-поль, беседовал с императорами Романом I Лакапином и Константином VII Багрянородным. Из столицы отправился в Иерусалим. Там, поклонившись св. местам, принял от патриарха Христодула I схиму с именем Стефан. Претерпел побои от арабов, господствовавших в то время в Иерусалиме. Из Св. земли Д. Н. прибыл в Египет, где его арестовали и посадили на 6 месяцев в темницу вместе с 2 священниками. Д. Н. был представлен правителю - эмиру Египта, к-рый принуждал святого отречься от Христа и, получив твердый отказ, приказал подвергнуть его пыткам. От последствий этих пыток Д. Н. скончался, получив от Бога предвозвещение о скорой смерти. Визант. императоры в греч. источниках названы Багрянородными, но, согласно хронологии Жития, речь скорее всего идет не о Романе II Багрянородном (959-963), а о Романе I Лакапине (919-944). В X в. было также 2 патриарха Иерусалимских с именем Христодул. Вероятно, в источниках имеется в виду Христодул I (937-951). Ист.: BHG, N 2110; SynCP. Col. 320-321, 328; Νικδημος. Συναξαριστς. T. 2. Σ. 343-344; ЖСв. Дек. С. 471-472. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 509; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 120-121. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/171306.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖЕНКИНЗ [англ. Jenkins], Ромилли [англ. Romilly] Джеймс Хилд (10.02.1907, Хитчин, графство Хартфордшир - 30.09.1969, Вашингтон), британский историк, византинист. По окончании классического фак-та Кембриджского ун-та получил степень магистра (1932). В 1930-1934 гг. стажер в Британской школе в Афинах (в 1951-1958 был председателем ее правления). В 1936-1946 гг. преподавал средне- и новогреч. язык в Кембриджском ун-те. В годы второй мировой войны (1939-1945) сотрудник отдела дешифровки брит. МИД. С 1946 г. профессор кафедры визант. и новогреч. исследований в Кингс-колледже Лондонского ун-та. С 1960 г. профессор визант. истории и лит-ры в научном центре Дамбартон-Окс (США), в 1967-1969 гг. там же директор византийских исследований. Д. занимался древнегреч. археологией, его монография о раннеархаической дедалической пластике (Dedalica. Camb., 1936) сохраняет научное значение и в наст. время. Отдельные работы Д. посвящены новогреч. исследованиям в области лит-ры (Dionysius Solomos. Camb., 1940) и истории (The Dilessi Murders. L., 1961 - книга об «убийцах из Дилеси», греч. разбойниках, захвативших в 1870 знатных англичан с целью выкупа и убивших заложников при попытке их освобождения). В 40-х гг. ученый обратился к изучению Византии. Подготовленное под ред. Д. издание трактата имп. Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» с переводом и обстоятельным комментарием долгое время считалось образцовым в византинистике. Критическое издание текста и перевода писем К-польского патриарха Николая I Мистика (совместно с Л. Уэстеринком) вывело на новый уровень исследования по истории Церкви в Византии IX-X вв. Д. рассматривал Византийскую империю как авторитарную, «теократическую и монолитную структуру», обосновывавшую свое божественное право на мировое господство, и типологически сближал ее с советским режимом (Byzantium and Byzantinism. P. 40). В его трактовках политической и социальной истории Византии заметно влияние Г. Острогорского . Многочисленные статьи Д. посвящены частным проблемам политической, церковной и культурной истории средневизант. периода, византийско-болгарским и византийско-арабским отношениям. Изд.: Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. Bdpst., 1949-1962. 2 vol. Wash., 19672; Nicholas I, Patriarch of Constantinople. Letters. Wash., 1973 (совм. с L. G. Westerink). Соч.: Byzantium and Byzantinism. Cincinnati, 1963; Byzantium: The Imperial Cent., A. D. 610-1071. L., 1966. Toronto, 1987r; Studies on Byzantine History of the 9th and 10th Cent. L., 1970. Лит.: Mango C. Romilly James Heald Jenkins: (1907-1969)//DOP. 1969/1970. Vol. 23/24. P. 7-13. Р. М. Шукуров Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов

http://pravenc.ru/text/171833.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМИСИЙ Ангел с потиром в сиреневом камисии. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Фукас Ангел с потиром в сиреневом камисии. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Фукас [греч. καμσιον], в средние века на правосл. Востоке богослужебная одежда церковнослужителей. К. представлял собой длинную широкую льняную одежду белого или пурпурного цвета, покрывавшую тело от головы до пят и имевшую широкие и длинные рукава, стягивавшиеся у самых кистей рук ( Дмитриевский. 1903. С. 123-124). Прототипом К. являлась рим. tunica malaris (подробнее см.: Braun. 1907. S. 63-73). Согласно кн. «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного , К. входил в парадный гардероб придворных (остиариев, кувикулариев, нотариев, асикритов) и высшей знати (анфипатов, патрикиев) ( Constantini Porphyrogeniti De ceremoniis aulae byzantinae/Ed. J. J. Reiske. Bonn, 1829. Vol. 1. Р. 574-575). К. был самой простой торжественной одеждой, т. к. поверх него могли быть надеты др. облачения, приличествующие рангу сановника. Церковные чтецы и певцы, являясь в имп. дворец, также облачались в К. (Ibid. P. 755). Об этом говорится и в трактате Псевдо-Кодина «О придворных чинах» (не ранее сер. XIV в.): за богослужением в канун Рождества Христова в имп. дворце чтецы и певцы были облачены в К., причем у протопсалта и доместика он был белого цвета, а у певцов - пурпурного ( Ps.-Codin. De offic. 1966. P. 190). К., как правило, был однотонным, не декорировался ( Дмитриевский. 1903. С. 124). Для удобства при ношении К. могли подпоясывать (Там же. С. 126). Согласно толкованию свт. Симеона, архиеп. Фессалоникийского († 1429), К. символизирует начаток (παρχ) священства и подаваемую от Бога защиту; К. пурпурного цвета сопоставляется с багряницей Христа, белый - указывает на чистоту священства и исходящее от Бога сияние (PG. 155. Col. 396). В наст. время в правосл. Церкви К. не употребляется: обычной богослужебной одеждой чтецов является стихарь (малая фелонь , некогда вместе с К. составлявшая богослужебную одежду чтеца, используется лишь при его хиротесии), к-рый исторически был принадлежностью диаконов и иподиаконов . В лат. традиции К. соответствует альба . Лит.: Дмитриевский А. А. Богослужебные одежды священно-церковно-служителей//РукСП. 1903. 22. С. 122-131; он же. Ставленник. К., 1904. С. 20-22; Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Freiburg i. Br., 1907. S. 63-73. Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение

http://pravenc.ru/text/1470135.html

Византийские императоры Константин Великий (единоличное правление) – 324–337 Константин – 337–340 Констант – 337–350 Констанций – 337–361 Юлиан Отступник – 361–363 Иовиан – 363–364 Валент – 364–378 Феодосий Великий – 379–395 Аркадий – 395–408 Феодосий II Младший – 408–450 Маркиан – 450–457 Лев I – 457–474 Лeb II – 474 Зинон – 474–491 Анастасий I – 491–518 Юстин I – 518–527 Юстиниан I Великий – 527–565 Юстин II – 565–578 Тиверий II – 578–582 Фока – 602–610 Ираклий – 610–641 Константин II – 641 Ираклон – 641 Константин III ( Констант II ) – 641–688 Константин IV – 668–685 Юстиниан II – 685–695 Леонтий – 695–698 Тиберий III (II) (Апсимар) [Возможна разница в «нумерации» в связи с тем, считать или не считать в данном случае преемника Августа императора Тиберия (14–37) первым императором, обладающим этим именем. Кроме того, разница в «нумерации» возможна в связи с тем, считать или не считать императора Тиберия (578–582) вторым или первым обладателем этого имени] – 698–705 Юстиниан II (вторично) – 705–711 Филиппин Вардан – 711–713 Анастасий II (Артемий) – 713–715 Феодосий III – 715–717 Лев III – 717–741 Константин V Копроним – 741–775 Лев IV Хазар – 775–780 Константин VI – 780–797 Ирина – 797–802 Никифор I – 802–811 Ставракий – 811 Михаил I Рангаве – 811–813 Лев V Армянин – 813–820 Михаил II – 820–829 Феофил – 829–842 Михаил III – 842–867 Василий I – 867–886 Лев VI Философ – 886–912 Александр – 912–913 Константин VIII Багрянородный [ До 944 г. – император номинально.] – 913–959 Роман I Лакапин (соправитель Константина VII) – 919–944 Стефан и Константин, сыновья Романа Лакапина – дек. 944-янв. 945 Роман II – 959–963 Никифор II Фока – 963–969 Иоанн I Цимисхий – 969–976 Василий II Болгаробойца – 976–1025 Константин VIII – 1025–1028 Роман III Аргир – 1028–1034 Михаил IV Пафлагонец – 1034–1041 Михаил V Калафат – 1041–1042 Феодора и Зоя – 1042 Константин IX Мономах – 1042–1055 Феодора – 1055–1056 Михаил VI Стратиотик – 1056–1057 Исаак I Комнин – 1057–1059 Константин X Дука – 1059–1067 Роман IV Диоген – 1067–1071 Михаил VII Дука Парапинак – 1071–1078 Никифор III Вотаниат – 1078–1081 Алексей I Комнин – 1081–1118 Иоанн II – 1118–1143 Мануил I – 1143–1180 Алексей II – 1180–1183 Андроник I – 1182–1185 Исаак II Ангел – 1185–1195 Алексей III – 1195–1203 Исаак II (вторично) и Алексей IV – 1203–1204 Алексей V Дука Мурзуфл – 1204 Феодор I Ласкарь – 1204–1222 Иоанн III Дука Ватац – 1222–1254 Феодор II Ласкарь – 1254–1258 Иоанн IV – 1258–1261 Михаил VIII Палеолог – 1261–1282 Андроник II – 1282–1328 Михаил IX – 1295–1320 Андроник III – 1328–1341 Иоанн V – 1341–1391 Иоанн VI Кантакузин – 1341–1354 Андроник IV – 1376–1379 Иоанн VII – 1390 Мануил II – 1391–1425 Иоанн VIII – 1425–1448 Константин XI – 1449–1453 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Большой сводный труд Константина VII Багрянородного «О церемониях» основан на собственных впечатлениях императора, и, возможно, на архивных документах о приемах иностранных посольств в период правления Льва I, Анастасия I, Юстина I, Юстиниана I . Цель этого трактата воскресить «забытые обычаи наших отцов». Автор подробно описывал, как короновали василевсов, как они праздновали свадьбы, дни рождения, крестили детей и посещали ипподром, устраивали приёмы и праздничные процессии, как обращались к различным правителям. В трактате сообщалось о 400 песнопениях, которые исполнялись по различным случаям: песни-шествия, аккламации, гимны, хороводы, застольные, песни, сопровождавшие обряд посвящения в патрикии, назначение эпарха и многие другие. Особенно интересен рассказ о приеме русской княгини Ольги 9 сентября и 18 октября 957 г. Подробно описана свита «игемона и архонтиссы руссов» (100 человек: 6 родственников, 20 послов, 43 или 44 купца, священник Григорий, три переводчика, слуги). Император отступил от традиционной церемонии: Ольга подошла к «трону Соломона» без проскинезы (падать ниц к императорским стопам) и без сопровождения евнухов и стоя беседовала с Константином VII. За обедом, который давала императрица Елена, русскую княгиню усадили за «усеченный стол» на женской половине дворца вместе с императорской семьей и придворными дамами высшего ранга. Во время десерта Ольга сидела за одним столом с императором и его сыном Романом в Золотой палате. Подобные личные встречи с императорской семьей не предусматривались этикетом и объяснялись тем, что, видимо, Ольга приняла крещение под именем Елены и получила титул «дочери» императора. По поручению Константина VII Багрянородного были созданы «Геопоники», «Василики», сборник выдержек из трудов древнегреческих теоретиков музыки, лексикон «Суда», медицинская энциклопедия, составленная Феофаном Нонном на основании «Синопсиса» Оривасия и трудов ранневизантийских врачей (Аэция из Амиды, Александра из Тралл и Павла Эгинского), а также 53-томная энциклопедия, во введении к которой Константин назван «самым православным и наихристианнейшим из императоров всех времен», повысившим «уровень философии и риторики». Известно, что Константин VII Багрянородный покровительствовал высшей школе, где преподавались светские науки, и оказывал материальную поддержку студентам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010