С.Б. Сорочан Константин Багрянородный. О фемах (незрелая работа начинающего автора по географии и административному устройству Империи, носящая в значительной степени умозрительный и систематизирующий характер. Составлена после 934 г. и не позже 944 г., когда Константин VII, будучи соправителем своего тестя, Романа I Лакапина (919–944), фактически был отстранен от реальной власти, но, пылая неудовлетворенным честолюбием, направлял его на «антикварно-литературные» занятия в тиши библиотек и архивов 1224 . Трактат содержит описание Империи по провинциям и иногда излагает историю той или иной провинции. При этом обнаруживается масса сведений, заимствованных из трактатов V–VI вв. (Стефана Византийского, Иерокла), когда фемного строя еще не существовало. Однако нет достаточно веских оснований говорить о том, что сочинение отразило только «обстоятельную географию империи в эпоху Юстиниана» и оказалось слабо пригодно для политической практики первой трети X в. 1225 , поскольку Константин Багрянородный в своей работе учел и новейшие для его времени данные. Трактат делится на две книги: первая описывает Азию (17 фем), вторая – Европу (12 фем). Херсон указан как 12-я европейская фема. Пер. Г. Ласкина). [Описание Фракии, Македонии, Стримонской фемы, Фессалоники, Эллады, Пелопоннеса, Кефалонии, Никополя, Диррахия, Сицилии, Лонгивардии]. Двенадцатая фема, Херсона 1226 . Херсон в древности никогда не состоял в числе фем 1227 или на степени митрополий 1228 , но владетели Воспора 1229 господствовали над самим Херсоном и другими климатами 1230 , так что Боспорцы как бы имели царскую власть. История эта такова. Воспор город Понта у Киммерийского залива, и пролив того же имени 1231 , называемый от Ио, дочери Инаха 1232 , о чем пишет Эсхил в «Прометее» 1233 : ...Навсегда велик Останется рассказ твоих скитаний, Твой путь Боспором будет наречен 1234 . Страбон же в 11-й книге «Географии» 1235 пишет следующее: Все подчиненные Воспорским царем называются Воспорианами. Митрополия европейских Воспориан Пантикапея, а азиатских Фанагория 1236 . Свидетельствует и Флегон 1237 в 15-й Олимпиаде 1238 , что над Воспором царствовал Котий, царь Воспорский 1239 , которому Кесарь 1240 приказал носить диадему и подчинил ему города, в числе которых упоминается и Херсон 1241 . Два места называются Воспорами: один, называемый Киммерийским, около Херсона 1242 , другой у Византии 1243 , о чем пишет Фаворин 1244 :

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗИХИЯ [Зикхия; греч. Ζιχα, Ζηχα, Ζικχα, Ζηκχα, Ζιγχα], историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., на территории совр. Краснодарского края. Один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России. С юго-запада З. омывается Чёрным м., с северо-востока ее граница - сев. часть Б. Кавказского хребта (насколько глубоко в горы заходила территория З., неизв.). Сев. граница З. была непостоянной. В анонимном трактате «Periplus Ponti Euxini» (сер. VI - сер. IX в.) указано, что она проходит по Паграм (Эптале), т. е. району совр. Новороссийска или Геленджика ( Качарава, Квирквелия. 1991. C. 207; Barrington Atlas. 2000. P. 84-85). Есть основания датировать это свидетельство VI-VII вв. В сер. Х в. визант. имп. Константин VII Багрянородный ( Const. Porphyr. De adm. imp. 42) считал, что граница проходила севернее, по р. Укрух (старое русло р. Кубани). Юж. границей З. автор анонимного «Periplus Ponti Euxini» называл р. Ахеунт, к югу от совр. Туапсе; Константин VII проводил границу по г. Никопсия, расположенному на одноименной реке (согласно «Periplus Ponti Euxini», в 48 милях севернее Ахеунта; локализация этой границы остается предметом дискуссии). К востоку от З., за горами, согласно Константину VII, находилась Папагия, а южнее - Абазгия. Территория З. представляет собой узкую полоску побережья длиной ок. 350 км и шириной от неск. метров до неск. километров, а также окаймляющую ее горную цепь. Большая часть территории З. покрыта лесами и располагается на обрывистых склонах, малопригодных для земледелия, для к-рого устраивали террасы на склонах. Климат на побережье близок к субтропическому. Территорию З. пересекает множество рек и ручьев, стекающих с гор в море (Гостагай, Котлома, Дюрсо, Озерейка, Цемес, Джанхот, Пшада, Нечепсухо, Агой, Шахе); на побережье расположены бухты (Цемесская, Геленджикская, Туапсинская). Константин VII (Ibidem) упоминает об островах у побережья З., одном крупном и 3 более мелких (Турганирх и Царваганин, в гавани Спатала и в Птелеях), а также о ряде островов между ними и берегом (вероятно, острова, из к-рых некогда состоял совр. Таманский п-ов). Название

http://pravenc.ru/text/199891.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Император Константин VII Багрянородный. «О церемониях Византийского двора». Отрывок: О приеме княгини Ольги. Сочинение императора Константина VII Багрянородного «О церемониях византийского двора» содержит ценнейшие сведения о пребывании в Константинополе св. княгини Ольги. Иператор повествует о том, как он принимал в своем дворце Ольгу, перечисляет дары, поднесенные ей и членам ее посольства. Текст и примечания приводится по изданию: Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX — начало XII в.) Приложение 1. С. 360. О времени и обстоятельствах пребывания Ольги в Константинополе см. Литаврин Г.Г. К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги. Текст Другой прием — Ольги Росены. Девятого сентября, в четвертый день [недели], состоялся прием, во всем подобный вышеописанному, по прибытии Эльги, архонтиссы Росии. Сия архонтисса вошла с ее близкими, архонтиссами-родственницами и наиболее видными из служанок. Она шествовала впереди всех прочих женщин, они же по порядку, одна за другой, следовали за ней. Остановилась она на месте, где логофет обычно задает вопросы. За ней вошли послы и купцы архонтов Росии и остановились позади, у занавесей. Все дальнейшее было совершено в соответствии с вышеописанным приемом. Выйдя снова через Анадендрарий и Триклин кандидатов, а также триклин, в котором стоит камелавкий и в котором посвящают в сан магистра, она прошла через Онопод и Золотую Руку, т. е. портик Августия, и села там. Когда же василевс обычным порядком вступил во дворец, состоялся другой прием следующим образом. В Триклине Юстиниана стоял помост, украшенный порфирными динисийскими тканями, а на нем — большой трон василевса Феофила, сбоку же — золотое царское кресло. За ним же, позади двух занавесей, стояли два серебряных органа двух партий, ибо их трубы находились за занавесями. Приглашенная из Августия, архонтисса прошла через Апсиду, ипподром и внутренние переходы самого Августия и, придя, присела в Скилах. Деспина между тем села на упомянутый выше трон, а ее невестка — на кресло. И [тогда] вступил весь кувуклий, и были введены препозитом и остиарием вилы: вила первая — зосты, вила вторая — магистратиссы, вила третья — патрикииссы, вила четвертая — протоспафариссы-оффикиалы, вила пятая — прочие протоспафариссы, вила шестая — спафарокандитатиссы, вила седьмая — спафариссы, страториссы и кандидатиссы.

http://sedmitza.ru/lib/text/443901/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИУТПРАНД КРЕМОНСКИЙ [Лиудпранд; лат. Liutprandus, Liudprandus, Liuprandus, Liuto, Liuzo Cremonensis] (ок. 920-972/3), еп. Кремонский (с 962), историк, дипломат, политический деятель. О жизни Л. К. известно благодаря автобиографическим свидетельствам в его произведениях и отдельным упоминаниям в др. источниках (Деяниях Соборов, актовом материале и др.). Выходец из лангобардской знати, род., вероятно, в Павии (прямых указаний о месте рождения не сохр., но известно, что в Павии Л. К. провел детство и юность). Представители семейства занимали высокое положение при дворе итал. кор. Гуго Арльского (926-947). Ок. 927 г. отец Л. К. в качестве посла побывал при дворе визант. имп. Романа I Лакапина и скончался вскоре по возвращении из К-поля. В 941-942 гг. отчим Л. К. также посетил Византию во главе посольства. Ребенком Л. К. был принят в придворную капеллу (см. Капеллан ); позднее возведен в сан диакона. Получил хорошее образование, став незаурядным для своего времени знатоком латыни, Свящ. Писания и античной лит-ры. Когда власть над Италией перешла от Гуго к Беренгарию II Иврейскому (950-964, фактически правитель с 945), Л. К. стал пользоваться милостью нового государя. В 949-950 гг. в качестве посла Беренгария II он находился при дворе имп. Константина VII Багрянородного , где изучал греч. язык и познакомился с визант. реалиями. Л. К. был восхищен великолепием к-польского двора (позднее он подробно описал свои впечатления в соч. «Антаподосис»). После возвращения из посольства у него по неизвестным в наст. время причинам возник конфликт с Беренгарием II, в результате чего Л. К. был вынужден в поисках политического убежища отправиться ко двору герм. кор. Оттона I (936-973, император с 962). О первых годах, проведенных Л. К. при дворе Оттона, сведений мало; вероятно, уже в этот период ему доводилось выступать в качестве переводчика и дипломата. В 956 г. Л. К. познакомился с Эльвирским еп. Ибн Зиядом (Рецемундом; 953-961), посещавшим двор Оттона I во главе посольства от халифа Кордовы Абд ар-Рахмана III (929-961).

http://pravenc.ru/text/2110615.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 5. Лиудпранд Кремонский. «Книга возмездия» («Антаподорис») (949 г.) Лиудпранд (ок. 920–970/2) – один из главнейших латинских историографов X в., с 961 г. – епископ североитальянского города Кремоны. Происходил из знатного лонгобардского рода. Уже его отец и отчим находились на дипломатической службе у итальянского короля Хуго, возглавляя посольства к византийскому двору (см. примеч. 16). Поэтому с отрочества Лиудпранд пребывал в Павии, столице Лонгобардского королевства, где получил прекрасное образование. По поручению маркграфа Ивреи Беренгара, будущего итальянского короля, в 949 г. Лиудпранд был отправлен с посольством в Константинополь к византийскому императору Константину VII Багрянородному, но по неизвестной причине впал в немилость у Беренгара и бежал к германскому королю Оттону I. При дворе последнего Лиудпранд начал писать свой первый исторический труд – «Книгу возмездия» («Liber antapodoseos», < греч. νταπδωσις «возмездие»), имея в виду возмездие королю Беренгару. Сочинение, освещающее события в Италии, Византии и Германии, осталось незавершенным, обрываясь на описании посольства 949 г. Перу Лиудпранда принадлежит еще небольшая «История Оттона I» («Historia Ottonis»), а также весьма любопытный отчет о новом посольстве в Византию в 968 г. – «Константинопольское посольство» («Legatio Constantinopolitana») – с целью просватать за Оттона II, сына Оттона I, дочь покойного византийского императора Романа II. Несмотря на свой явно полемический и порой предвзятый характер, как «Книга вомездия», так и «Константинопольское посольство» являются первоклассными источниками, в том числе и о жизни византийского двора в середине X в. В «Книге возмездия» содержится рассказ о нашествии флота киевского князя Игоря на окрестности византийской столицы в 941 г., который покоится на припоминаниях очевидцев, сделанных всего лишь через год (!) после самой войны. Таким образом, свидетельство Лиудпранда представляет собой важнейшее дополнение к известиям об этом событии в византийских источниках (см. том II Хрестоматии), на основе которых строится повествование о походе 941 г. и в древнерусской «Повести временных лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Центральное сочинение К. Р.- поэтическое описание К-поля и ц. св. Апостолов; оно является важным источником по истории визант. архитектуры и монументального искусства. Поэма из 981 ямба дошла в единственной рукописи XV в.- Ath. Laur. Λ 170 (Fol. 139v - 147v). Время создания поэмы является предметом научной полемики (предлагаются датировки от 913 до 944), наиболее убедительные гипотезы предполагают существование нескольких редакций текста, созданных в разное время ( Constantine of Rhodes. 2012. P. 132-137). Многочисленные повторы, наличие нескольких вступлений, а также противоречивость текста (напр., невыполненное обещание описать храм Св. Софии в l. 268-272) обнаруживают попытку (не всегда успешную) соединения 2 или более самостоятельных произведений (о памятниках К-поля, о ц. св. Апостолов, а также, возможно, о ц. Св. Софии) в один текст, к-рый имеет следующую структуру: посвящение имп. Константину VII Багрянородному с именем автора в акростихе (l. 1-18); описание 7 чудес К-поля (конная статуя Юстиниана на Августеоне, порфировая колонна Константина I Великого и здание сената на форуме Константина, статуя с крестом на Филадельфионе, Анемодулий, статуя Феодосия на форуме Быка и колонна Аркадия на Ксиролофе; l. 19-254); риторический переход к описанию храмов (l. 255-284); 2-е обращение к Константину VII (l. 285-320); вступление к рассказу о храме св. Апостолов (l. 321-422); стихотворный подзаголовок (l. 423-424); изложение истории постройки, описание архитектуры и декорации храма св. Апостолов (l. 425-981). По мнению П. Шпека, объединение частей произведения произошло после смерти К. Р. ( Speck. 1991. S. 256). Согласно М. Лаукстерманну ( Lauxtermann. 2013. P. 300), ранняя редакция поэмы о храме св. Апостолов вместе с энкомием императору была представлена юному Константину VII в 913-919 гг. Между 931 и 944 гг. К. Р. начал работу над объединенной редакцией, но не завершил ее, что привело к появлению неразрешимых противоречий в тексте. Возможно, к числу несохранившихся произведений К. Р., входивших в то же досье, относилось также сочинение о 7 чудесах света, к-рое наряду с поэмой о памятниках К-поля использовал на рубеже XI и XII вв. историк Георгий Кедрин ( Berger. 2004).

http://pravenc.ru/text/2057100.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАКХИЙ [греч. Βακχεος], греч. муз. теоретик. Под этим именем во мн. греч. рукописях представлены 2 трактата (учебники по муз. теории) с названием «Введение в искусство музыки старца Вакхия» (Εσαγωγ τχνης μουσικς Βακχεου το γροντος): 1-й написан в повествовательной манере и следует традициям пифагорейской науки о музыке; 2-й представлен в большинстве рукописей в форме вопросоответника и во многом совпадает с идеями, к-рые связаны с именем Аристоксена (ученика Аристотеля). В 1-й пол. XIX в. И. Ф. Беллерман, впервые опубликовавший повествовательное сочинение В., обратил внимание на то, что после изложения обоих трактатов в рукописи XV в. Neap. gr. 259 (III. C. 1) присутствует эпиграф: «Старец Вакхий перечислил лады, мелос и консонансы (τνους τρπους μλη τε κα συμφωνας) музыки. Вместе с ним пишущий [эти строки] Дионисий величайшего владыку мудрого Константина показывает почитателем искусств, ибо тому, кто явился изобретателем и дарителем всяческих мудрых дисциплин, никак не подобает быть чуждым ей (т. е. музыке)». Впосл. тот же текст был обнаружен и в др. рукописях (Marc. gr. app. cl. VI/10 (coll. 1300), XII-XIII вв.; Salamantinensis Univers. gr. 2748, XV в. и др.). Беллерман считал, что по поручению имп. Константина I Великого некий Дионисий создал компендиум из работ авторитетных авторов, включив в него вопросоответное сочинение В., а сам написал еще один трактат в повествовательной форме. Вслед за Беллерманом ученые стали датировать повествовательный трактат («Псевдо-Дионисия») IV в., а вопросоответный («Вакхия») - более ранним временем. Впосл. утвердилась т. зр., что в эпиграфе речь идет о Константине VII Багрянородном (945-959), что увеличило амплитуду возможных датировок сочинений. Во 2-й пол. XIX в. было обнаружено, что в ряде рукописей (Palat. gr. 281. Fol. 181, 1040 г.; Vat. gr. 192. Fol. 195v, XIII в., и др.) присутствуют 6 фрагментов из вопросоответного трактата, написанные в повествовательной форме. Эти выдержки содержат теоретические положения о количестве консонансов в «совершенной системе», об областях звучания и состоянии мелодии, о модальной системе определения лада, о видах консонансов в нотации, о количестве тонов и полутонов в каждом из консонансов (в вопросоответном варианте - § 11, 12, 44-49). Было сделано предположение, что в конце античного или в самом начале визант. периода сочинение, дошедшее до нас в вопросоответной форме, было написано в повествовательной манере и что впосл. визант. дидаскалы, желая приспособить «Введение» для своих учебных нужд, переделали текст в вопросоответник в соответствии с популярными в то время образцами. Однако сравнительный анализ текстов показывает, что отрывок является производной и сокращенной версией вопросоответного текста. Т. о., вопрос о датировке сочинений «старца Вакхия» остается открытым.

http://pravenc.ru/text/153875.html

(сер. X в.), свт. (пам. 7 авг.), еп. Туркии, визант. миссионер, занимавшийся христианизацией венгров в то же время, когда были крещены аланы и Русь. Хронист Иоанн Скилица сообщает, что венг. «князь Вулосуд (Булчу), притворившись, будто полюбил христианскую веру, прибыл в Константинов град. Он был крещен, причем (император) Константин VII (Багрянородный) становится его восприемником. Будучи почтен титулом патрикия и сделавшись обладателем больших богатств, он затем вернулся восвояси. Через некоторое время и Гилас (Дьюла), который также являлся князем турков (т. е. венгров.- С. И.), прибывает в столицу и получает крещение; он тоже удостоился тех же благодеяний и почестей. Назад он взял с собой и одного монаха по имени Иерофей, славившегося своим благочестием, который был рукоположен патриархом Феофилактом в епископа Туркии. Оказавшись там, он многих привел к христианству от варварского заблуждения. Гилас же оставался в вере, и ни сам никогда не совершал набегов против ромеев, ни пленных христиан не оставил без попечения… Что же касается Вулосуда, то он пренебрег заветом с Богом и частенько вместе со всем племенем выступал против ромеев» ( Scyl. Hist. P. 239. 64-74). Судя по расположению этой информации в «Хронике», миссия Иерофея началась между 948 и 954 гг. Булчу, чьи владения находились близ оз. Балатон, был разгромлен герм. имп. Оттоном I и казнен в 955 г. Сложнее определить, кем был Дьюла (скорее всего это не личное имя, а титул) и где находилось его княжество; эта проблема является предметом политически окрашенной полемики. Наиболее вероятно, что Дьюла правил, а И. В. проповедовал по обеим сторонам Тисы между устьями рек Марош и Кёрёш, т. е. в Юго-Вост. Венгрии. Именно здесь археологами найдено много монет имп. Константина VII, а также визант. крестов-энколпионов. Тот факт, что нек-рые кресты сделаны из дерева, может рассматриваться как свидетельство распространения христианства среди простого народа. Там же были найдены остатки неск. церквей. Возможна локализация епископии И. В. в Трансильвании, в р-не древнего г. Алба-Юлия (совр. Румыния). Однако там епископия, видимо, возникла лишь на рубеже X и XI вв.

http://pravenc.ru/text/293774.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВ IV (25.01.750 - 8.09.780), визант. имп. (с 14 сент. 775, как соправитель - с 6 июня 751). Прозвище - Хазар ( Χζαρις, Χζαρος), архаизированное - «Скифородный» (Σκυθογνης), «что от хазарянки» ( κ τς Χαζρας). Источники Рассказ о правлении Л., помещенный в хронике прп. Феофана Исповедника († 818), составлен современником Л., взявшим за основу дворцовые протоколы. В агиографических текстах упоминается об иконоборческих убеждениях Л., но отмечается его сравнительная толерантность по отношению к иконопочитателям. Хронист Георгий Амартол (сер. IX в.) даже называет его «благочестивым» ( Georg. Mon. Chron. P. 765). В «Послании 3 восточных патриархов имп. Феофилу» (836) сказано: «Второй Лев, унаследовав царскую власть, тихим и мирным образом жизни усмирил многомятежную бурю против Церкви и утихомирил треволнения против святых икон, и жизнь его окончилась мирно» ( Afinogenov. 2014). Имп. Лев IV. Имп. Константин VI. Золотой солид. Аверс. 776–780 гг. Л.- старший сын имп. Константина V от дочери хазар. кагана Вирхора (по имени Чичак; в крещении Ирина; † 750, возможно, при родах). 17 дек. 769 г. женился на Ирине (буд. императрице - восстановительнице иконопочитания), их единственным сыном был Константин (род. 14 янв. 771, буд. имп. Константин VI ). Согласно Феофану и Георгию Монаху ( Theoph. Chron. P. 453; Georg. Mon. Chron. P. 765), Л. очень понравился некий «венец Великой Церкви», украшенный драгоценными камнями, и он возложил его себе на голову (Георгий интерпретирует это как святотатство). После этого у императора на голове появились язвы (νθρακες, букв.- «угли», также название драгоценного камня) и случилось воспаление, от которого он и умер. Возможно, эта история свидетельствует о враждебной по отношению к Л. традиции, следы к-рой можно заметить и у Феофана. Неизвестно, что имеется в виду под «венцом Великой Церкви»; позднейшая традиция, отраженная Константином VII Багрянородным , объясняет, что венец - это царская корона, которую следует надевать исключительно во время религ. процессий. Л. же, надев ее по собственной прихоти, проявил непочтение к святыне и гордыню. Л. был похоронен там же, где его отец (прах Константина V был выброшен из гробницы в 852 и уничтожен по распоряжению патриарха К-польского свт. Игнатия ) и дед ( Лев III Исавр ), в ц. св. Апостолов в К-поле. Внешняя политика

http://pravenc.ru/text/2463285.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена (+ 969) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 11 июля в день преставления, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерскихи всех святых, в Малой России просиявших, и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Древние летописи говорят, что св. княгиня Ольга была славянкой из Псковской земли и языческое имя ее было Прекрасна. Происходила она из рода Гостомысла, по совету которого были призваны на Русь князья-варяги. Однажды при переезде через реку Пскову она познакомилась с молодым князем Игорем и поразила его своей красотой и мудростью. После этого опекун Игоря князь Олег сам по ехал за ней, привез ее в Киев и выдал замуж за Игоря, причем ее славянское имя заменил своим собственным, варяжским, и назвал ее Ольгой. В 945 г. князь Игорь был убит древлянами. Так называлось славянское племя, жившее на Волыни. Ольга, по языческому обычаю, повелевавшему вдовам мстить за смерть своего мужа, жестоко отомстила им. И так как сын ее Святослав был еще мал, она стала управлять своим народом вместо него, и управляла с мудростью и милосердием. В Киеве было уже много христиан, и в христианство обратилась Ольга в Киеве, но она крестилась в Константинополе, причем Патриарх благословил ее крестом с надписью: «Земля Русская была воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги». Крест этот исчез во время разгрома Киева татарами в 1240 г. В Константинополе св. Ольга была еще раз, причем посещение ее было описано императором Константином VII Порфирогенетом (или Багрянородным) — в книге его «Об обрядах и крещениях Византийской империи». С Ольгой была большая свита и племянник ее князь Глеб, который, по кончине ее, был убит, как христианин, князем Святославом. Крестившись, Ольга обошла всю Русскую землю с проповедью Христа и многих обратила к Нему. На своей родине — на реке Пскове — она основала город Псков, причем ей было явление трех светоносных лучей, сходивших на землю. На этом месте был воздвигнут впоследствии собор во имя Пресвятой Троицы, который существует до сих пор.

http://sedmitza.ru/lib/text/437441/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010