II. Описание мест, вне Крита находящихся 1. Желающему отправиться на Синайскую гору с Крита удобнее отправиться из Ситии. При хорошей летней погоде в четыре или пять дней доходишь до Тамиафы, обширной страны, имеющей злых и преступных людей и много нечестивых. 2. Эту страну орошает река Нил на западной стороне на две мили или меньше. В этой реке много рыб всяких сортов; на этой реке 8 островов и много стран по Нилу, т.е. мест и селений свыше тысячи. Тут равнина, а скал никаких нет. 3. Оттуда дорога ведет в Каир, большой и красивый город, имеющий много построек и значительное население, оттуда дорога ведет в так называемый Ханди и чрез три дня приходишь к колодцу Моисея, имеющему мутную воду. Там по близости Красное море, куда вышли Евреи; с тех пор там пресная вода. 4. От Каира двенадцать дней пути и больше до Синайского монастыря, лежащаго к востоку. К югу от монастыря гора Хорив. Там знаменитый храм, Преображение Христа Спасителя, а близ храма на востоке Св. купина, которую видел Моисей. Храм этот опирается на двенадцать колонн и на каждой колонне нарисованы Святые каждого месяца; все колонны точеные и в них мощи Святых каждого месяца. Они считают год по этим двенадцати месяцам. 5. К северу от Св. купины, от алтаря церковь Св. Антипы, с нею церковь Св. Константина, дальше Св. Ирина; к югу от Св. купины церковь Предтечи, в связи с ней Анна и Св. Симеон Столпник. Все они соединены с главным храмом. 6. Вне храма, в монастыре церкви: Св. Стефан, честной Предтеча, великий Златоуст, великий Николай, пророк Аарон, Св. Сергий и Вакх, Свв. Феодоры Стратилат и Тирон, Рождество Пресвятой Богородицы, Св. апостолы Петр и Павел, великий Георгий и Св. Екатерина. 7. За монастырем на южной стороне мы поднимаемся на гору Хорив и находим храм Богородицы, за ним входим и находим пророков Илию и Елисея. На самом верху находим Св. вершину, на которой Моисей видел Бога. Затем мы спускаемся на южную сторону к Св. Сорока мученикам, а внизу на вершине горы есть очень красивая кафизма (сидение).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

IV. Сношения с Востоком при царе Феодоре Иоанновиче Грамотою своею Константинопольскому Патриарху Иеремии Царь Феодор Иоаннович извещал: что Божиим судом отца его, блаженной памяти Великого Государя, Царя Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси, во иноках Ионы, в животе не стало, а после себя благословил он его всеми своими государствами, и он, Царь Феодор, с Божиею помощию, по благословению отца своего, на своих государствах учинился Государем, и к нему Патриарху, по отце своем, Великом Государе, послал своей милостыни с посланником своим Борисом Благим, сорок соболей и шестьсот рублей деньгами, да по монастырям Царьградским двести девяносто рублей, и по рукам нищим велено раздать шестьдесят рублей, и потому просил Вселенского пастыря и учителя, поминать, блаженной памяти отца его, и вписать имя его в синодик, с его прародителями, по тому списку, какой был послан к Царьградскому Патриарху Иоасафу, и вместе с тем матерь его, благочестивую Царицу Анастасию, и брата его, Царевича Ивана, во вседневных проскомидиях; о здравии же Царском и его Царицы и Великой Княгини Ирины, и о всем православном государстве просил молить Господа, его Пречистую Матерь и всех Святых, чтобы щедротами Божиими все Христианство было в тишине, а Государю бы даровал Бог победы на враги. Грамота писана в Августе 1584 года. (Стат. список 2 лист 142) И на Св. гору Афонскую, в лавру Хиландарскую, послана была грамота эклесиарху Григорию, чтобы ризы, которые были предназначены от блаженной памяти отца его ради поминовения Царевича Ивана в Пантелеимонов монастырь, были бы переданы, по случаю запустения монастыря сего, в лавру Ватопедскую, для поминовения отца его. (Лист 146) Старцы Афонские и Палестинские, бывшие в Москве, были отпущены чрез Смоленск вместе с посланником, и о них писана была грамота воеводе Василию Ивановичу Шуйскому, будущему Царю. В ней упомянуты: лавры Св. Афанасия Афонского Архимандрит Феофан с двумя братиями; старец Матфей из лавры Св. Саввы и Архангельского монастыря священник Кирилл с двумя братиями, и еще со Св. горы, из обители Котлумуша, два старца и два из Ксиропотама, Игумен Дионисий Кастамонитский со старцем; из Антиохии соборной Патриаршей церкви Архимандрит Исаия с диаконом; из Сербской земли, обители Благовещенской, Архимандрит Кирилл с двумя старцами, и из Солуни, Верийского Никольского монастыря старец Ксенофонт; (когда же прибыли они в Москву, из дел не видно.) Это показывает, как обширны были тогда наши сношения церковные с Востоком. (Лист 150)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

I I. Черты жизни св. Георгия и его образование. Характеристика его лично­сти. Общая характеристика его, как проповедника. – II. Хронологический обзор его проповедей. Первенцы его красноречия и проповеди , сказанные в бытность пресвитером. – III. Проповеди епископские до константинопольские. – IV. Проповеди константинопольские. – Три последние проповеди Григория. – V. Замечания статистические о проповедях Григория. В 379 году, в самый разгар еретических смут в церкви, в Константинополь прибыл человек, родом из незначительного местечка каппадокийской области Арианза, в простой и бедной одежде, с станом несколько сгорбленным, с головою, почти лишенною волос, с некрасивым складом лица, изнуренного сле­зами, постом и бдением, с руками, загрубевшими от черных полевых работ, с грубым каппадокийским произношением, но человек с редкими дарованиями ума, с глубоким и основательным знанием св. Писания и творений отеческих, с изумительным запасом самых разнообразных сведений, какие до тех пор „собрали Восток и Запад и краса Эллады-Афины”, с красноречием строгим, резким и величественным, с душою пылкой и прямой, не умевшею привязываться к чему-нибудь на половину и чувствовать что бы то ни было слегка. Это был св. Григорий, у Бога молитвами испрошенный своей матерью и еще прежде рождения посвященный ей на служение в церкви, как некогда Самуил. 2 Св. Григорий родился около 326 г. от родителей богатых, что видно из того, что они имели рабов и на свои средства построили храм 3 , и знатных, что доказывается тем, что один из их сыновей Кесарий, не смотря на то, что был христианин, был взят на службу ко двору императора Юлиана и занимал, при нем видные должности (сначала старшего врача, потом главного казнохранителя). Отец его Григорий убеждениями своей бла­гочестивой жены Нонны, которую ее сын называет „по телу только женщиной, а по нраву превышавшей мужчин”, был обращен в православие из полуязыческой и полуиудейской секты ипсистариев 4 и позже сделан был еписконом Назианза. Обра­зование Григория с самого начала велось в таком направлении, которое должно было и развить в нем любовь к словесному искусству, и сообщить ему самое лучшее знание этого искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

I. Евангелист Лука, как иконописец Предание о художественной деятельности Евангелиста Луки весьма распространено, – Икона Богоматери, приписываемых кисти Евангелиста Луки, известно немало; по словам Рауль Рашетта, количество их настолько значительно, что названный Евангелист единолично не мог выполнить их в продолжении целой жизни, особенно, если принять в соображение, что его главною специальностью была медицина 1 , В Риме приписывают Евангелисту Луке икона Богоматери – в церкви Марии Великой на Эсквилинском холме и в церкви Марии на via lata. Эмерик Давид насчитывает семь таких икон и из них некоторые указывают в Рим. В Греции тому же Евангелисту приписываются иконы – Влахернская, Милостивая на о. Кипр и Кикская; в Польше – Ченстоховская. В России с именем Евангелиста Луки известны Владимирская икона, хранящаяся в Московском Успенском соборе, Смоленская в Смоленске, Филермская в Гатчине, Тихвинская в Тихвинском монастыре, икона Богоматери в Троицком монастыре в т. Вильне, принесенная сюда Еленою, дочерью Uoahha III и женою Александра. Впервые о художественной деятельности Евангелиста Луки упоминает историк VI века Федор Чтец, который сообщает, что Императрица Евдоксия послала Пульхерии из Иерусалима икону Богоматери, писанную Ев. Лукою 2 , событие это, следовательно, произошло около половины V века. В сочинениях, приписываемых св. Иоанну Дамаскину , неоднократно упоминается об иконе писанной Ев. Лукою же. Метафраст, писатель Х века, в жизнеописании Луки сообщает, что последними написаны иконы Христа и Божьей Матери. В анналах Болоньи (XII в.) передается, что образ Богоматери в Болоньи написан Евангелистом Лукою – и принесен сюда из Константинополя одним греческим еремитом Никифор Калист, писатель XIY Божьей Матери. – По его словам, Ев. Лука быль врач по профессии, однако же весьма искусен также и в живописи: τζνη μν ατρς κκρως δ τν ξωγρφον τεχκην εξεπιστμενος 3 Он первый изобразил живописью образ Христа и боголепно родившей Его Матери и даже верховных апостолов, и отсюда это благочестивое и досточтимое дело прошло во всю вселенную 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

I. Содержание Акафиста Божией Матери в кратких чертах. – Акафист Божией Матери, как исторический факт. – Трудности определения времени появления Акафиста Божией Матери (издания текста, четьи-минейные сказания). – Общий обзор мнений о времени и причинах установления праздника Акафиста Божией Матери и составления его песнопения, начиная с IX века сплошь до настоящего времени. – Неопределенность вопроса – Заключение. Столица византийской империи, великий Константинополь, был некогда осажден одним нехристианским народом, угрожавшим ему опасностью полного разорения; но он нечаянно спасся, благодаря явному заступничеству Пресвятой Богородицы; из жалости к осажденным христианам она не замедлила явиться в среде их невидимым военачальником против врага. Однако такая свыше дарованная помощь была следствием продолжительного моления, приносившегося коленопреклоненно-стоящим народом в великом храме Святой Софии, в котором вместе с этим воспевалось особенное песнопение, посвященное Пресв. Богородице, так называемый Акафист (ακθιστος μνος=неседальное песнопение). С тех пор установлен специальный ежегодный праздник – Акафист, в который от лица Константинополя и всей империи возносилось общее благодарственное моление к Пресв. Богородице за её прежнюю благостыню. Такова в кратких чертах гипотеза об историческом происхождении известного нам Акафиста. Им, в сущности, передается действительное событие в религиозной концепции, которое засвидетельствовано подлинными историческими документами, но затемнено преданием. Говорится ни о чем другом, как только о деятельности народа, который, находясь в крайне опасном положении и напрягая свои последние силы, спасся исключительно силою своей искренней и живой веры в божественное покровительство. Византийские писатели, умалчивая про народное движение, говорят только о его следствии, как воспоминании о сверхъестественном спасении города от угрожавшей ему гибели. Так издавна переданный нам исторический факт привлек к себе внимание при изучении византийской истории. Прежде всего, потребовалось его хронологическое определение, когда многие писатели и отнесли его ко временам царствования Ираклия. Дальнейшее изложение покажет неосновательность подобного мнения, хотя жертвами его явились весьма известные историки. Заблуждение выяснилось только в настоящее время, с появлением несколько односторонних и безприемных исследований. Они, хотя далеко отстоят от положительного решения вопроса о времени и причинах происхождения Акафиста Богородице, усилили, однако сомнения в ценности и научном значении доселе преобладающего мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

V. Путешествие Феодосия Зигомалы 1576 г. Так как ты встретил нас благословениями благости 2421 , это слово Давидово, ты первый напитал нас, любящих тебя, письмами и напутственными молитвами, почтеннейший господин Стефан Герлах, мудрейший из духовных лиц, и ты просил сообщить тебе, всё достопримечательное, что увижу я в предпринятом мною с Богом путешествии и ты счел это желанным, я не обращаю внимания на риторические украшения речи, но с чистою любовью, присущею переписке между друзьями, пойду просто по этому обычному и избитому пути; ибо любовь долготерпит, все переносит, как говорит Св. Павел 2422 . Но я не хотел бы оказаться непомнящим твоей дружбы; ибо много раз ты выказывал нам дружбу, радовал нас любовью своею, пленял нас и, хоть и находясь в отсутствии, заставлял уважать себя, как мужа праведного, милостивого, преисполненного духовных даров и побуждал исполнять свои желания. Если же кому-нибудь мое писание покажется безполезным и лишним, я отвечу, что оно радует моего друга и меня, так как мы соединены с ним истинною дружбою, которая по словам Исократа не может нарушиться во век; ибо то, что он считает мудрым и желанным, то и я люблю. Но так как некоторым людям представляется глупым то, что другим кажется мудрым и то, чему один удивляется, другой осмеивает, предоставляю об этом судить другим. Будь здоров, лучший из друзей, и пусть большое разстояние не мешает помнить друзей. 1. Отплыв из Константинополя 10 Октября 7085 года от сотворения мира, среди дня, под вечер мы пристали к острову Халки, лежащему против Константинополя; мы пробыли там три дня, так как дул ветер противный нашему путешествию. Из любви к отечеству обходя остров и всё осматривая, мы отправились и в тамошний монастырь во имя Св. Троицы, прозываемый Есоптром. Там мы были приняты иноками того монастыря, в котором живет 20 монахов, есть и библиотека, имеющая около 300 книг, большею частью богословских, собранных патриархом Константинопольским Митрофаном. Последний возобновил монастырь и привел его в тот вид, в каком он теперь находится; от времени он опустел и пришел в разрушение, хотя прежде он был великолепен, как видно по некоторым признакам и основанию. На том же острове есть и другой монастырь во имя Пресвятой Богородицы, в котором подвизаются всего несколько монахов. В этом монастыре мы провели второй день, а третий в селении, лежащем на берегу этого острова Халки и имеющем одного священника и около 100 христианских домов.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

XXIV. Наши современные проповедники публицисты («Несколько проповедей протоиерея А. Ключарева. Москва 1873. – Речи, произнесенные при выпусках воспитанников первого десятилетия Александровского военного училища священником А. М. Иванцовым-Платоновым. Москва. 1873 г.) Мы не запомним времени в нашей духовной литературе, когда бы проповеднические сборники, и при том более или менее ценные, являлись в таком изобилии, как два-три последние года. Г. Вольф продолжает, хотя к сожалению слишком медленно, выпускать том за томом, свое двойное эльзевировское издание – «Полного собрания сочинений» и «Избранных сочинений» – покойного преосвященного Иннокентия Херсонского . Ко дню годовщины смерти покойного преосвященного Филарета, митрополита Московского, в прошлом году, в книжных магазинах Москвы и Петербурга появился в продаже первый том нового издания «Сочинений покойного преосвященного Филарета, митрополита Московского», предпринятого в Москве, по поручению родственников почившего святителя, протоиереем Павлом Казанским и священником Константином Богоявленским. Издатели держатся не систематического, а хронологического порядка издания, и первый том содержит в себе проповеди от 1803 года по 1821 г. Изданы весьма объемистые тома проповедей покойных преосвященных: Николая, епископа Тамбовского и Шацкого (Тамбов, 1872 г.), и Тимофея, архиепископа Смоленского и Дорогобужского (Смоленск 1873 г.), и здравствующих поныне преосвященных: Арсения, митрополита Киевского («Толкование на первые двадцать шесть псалмов – из бесед, говоренных в Варшаве», Киев, 1873 г. и «Собрание слов, бесед и речей», часть первая, С.-Петербург. 1873 г.), Антония, архиепископа Казанского (Казань, 1872 г.), Иоанна, епископа Полтавского (Полтава, 1873 г.), новый том бесед, слов и речей преосвященного Макария, епископа Орловского и Севского (Орел, 1873 г»), слова и речи Сергие, епископа Курского и Белгородского (Курск, 1871 г.), преосвященного Алексия, епископа Екатеринославского («Слова сказанные в Томске и Екатеринославле», Екатеринославль, 1873 г.), Софонии, епископа Новомиргородского (Херсон, 1872 г.), преосвященного Феофана, бывшего епископа Тамбовского («Беседовательное толкование второго послания к Солунянам», Тамбов, 1873 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

     Десять лет назад на истфаке МГУ возродили кафедру истории Церкви. Удалось ли ей стать на факультете «своей»? Как менялось отношение студентов к новой дисциплине? Над какими вопросами сегодня бьётся церковно-историческая наука? На вопросы «ТД» ответил заведующий кафедрой профессор Вениамин Симонов, он же архимандрит Филипп. «Клерикализация» или «положение обязывает»? — Отец Филипп, в этом году кафедре истории Церкви исполнилось 10 лет. Как за прошедшее время изменилось отношение научного сообщества к этой дисциплине? — Научное сообщество — это слишком большая и аморфная категория, и я бы не стал утверждать, чтобы у него в целом могло бы быть определенное единое отношение к чему-то конкретному. Чтобы отношение сформировалось, необходимо иметь адекватное представление об объекте — на научном, а не на бытовом уровне. А каждый из нас осваивает, обычно, на таком уровне только свою отрасль знания. Даже среди историков степень личной вовлеченности в историко-церковную проблематику очень разная: нам пришлось в этом убедиться, когда мы собирали авторские коллективы для наших учебных изданий. Конечно, был, например, академик-математик Борис Викторович Раушенбах, который с позиций высшей математики не только решал проблемы искусствоведения, но и предложил доказательство Троичности Бога. Но это — редкие счастливые исключения. Что касается сообщества специалистов — оно весьма сплочённо, в том числе — вокруг известных научных историко-церковных центров, таких как Научный совет РАН «Роль религии в истории», исследовательские центры в академических институтах, в ведущих светских вузах, в Свято-Тихоновском университете, церковно-научный центр «Православная энциклопедия», в последние годы на личностном уровне сомкнувшийся с «Большой российской энциклопедией», наконец, наша факультетская археографическая лаборатория — ведущий отечественный археографический центр. Много ярких имен церковных историков связано с духовными школами — отцы Владислав Цыпин, Георгий Митрофанов, Макарий (Веретенников), Алексей Константинович Светозарский, Алексей Иванович Сидоров и другие. Есть определенные «заделы», которые, при надлежащем с ними обращении, могут стать реальными научными центрами — например, реализованный из идеи в реальность при содействии наших специалистов (прежде всего, трудами профессора Ирины Васильевны Поздеевой) Музей Библии в Иосифо-Волоцком монастыре.

http://pravoslavie.ru/109011.html

  разделы   рассылка  распечатать Николай Головкин " Два Рима падоша, а третий стоит... " В Москве завершились XVI Международные Рождественские образовательные чтения Источник:  Столетие. ру Одним из ключевых мероприятий чтений стала международная научно-богословская конференция " Москва – Третий Рим: формула единения и примирения " . Эта конференция, организованная Фондом " Андреевский Флаг " , прошла в рамках его программ – Международной духовно-просветительской программы " Под звездой Богородицы " и духовно-патриотической программы " Москва – Третий Рим " – в Круглом зале " Президент-отеля " . Форум осмысливал завет старца Филофея и попытался ответить на вопросы: Третий Рим – это могущество военное или духовное? Что нас может сегодня сформировать, консолидировать как нацию, как народ? По значимости для России, для судеб человечества Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь занимает особое место в мировой истории. Более пяти столетий назад (около 1510 года) его игумен старец Филофей в период отнюдь не мирного сосуществования двух средневековых христианских цивилизаций – Восточной и Западной – написал послание великому князю Василию III, в котором была развита уже сформулированная им ранее теория " Москва – Третий Рим " . Биографические сведения о старце Филофее крайне скудны. На основании имеющихся данных можно лишь утверждать, что родился он около времени взятия Константинополя, т. е. в середине XV в., жил в княжение Василия Ивановича и в начале царствования Ивана IV. Можно также предполагать, что умер старец Филофей вскоре после 1547 года. А около 1448 года в еще только строящуюся среди псковских лесов пустыньку была принесена из Константинополя Цареградская икона Божией Матери. По преданию в Константинополь, этот образ был в свою очередь доставлен из Рима в 1051 году – накануне раскола единой Церкви и отпадения латинян от Православия. В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами.

http://religare.ru/2_50311.html

А. В. Круглов Дорогому другу, Константину Ивановичу Смирнову посвящаю эту книгу. Глава первая I Григорий Богослов – ближайший и верный друг Василия Великого – один из трёх знаменитых каппадокийцев 1 , прекрасно характеризуется Руфином в след. словах: «Василий был смирен пред Богом, но Григорий был смирен и перед людьми». Если великий архиепископ кесарийский родился быть властелином, и сознание своей силы всегда жило в его душе, и только подавлялось чувством христианского смирения, то Григорий Богослов по природе отличался мягкостью, уступчивостью: он был чувствителен, чуток к обиде, но доверчивый и поддающийся слову дружбы, скоро прощал оскорбления. Он любил Василия и во многом охотно уступал ему первенство, старался выдвинуть его, хлопотал о нём, всегда хвалил его и ни на минуту не смущался духом от этого. Смирением было преисполнено сердце Григория. Великой терпимостью отличался он и был одним из тех немногих людей, «которыми рано овладевает благодать Божия, так что они живут жизнью целомудренной чистоты, и их дни от самого отрочества связываются друг с другом природным благочестием». Верный заветам Доброго Пастыря, руководясь ими во всей своей жизни, обладая сердцем, которое не умело к чему-либо привязываться наполовину, чувствовать слегка, Григорий Богослов всецело посвятил себя служению Церкви Христовой, и дал ясное, цельное изложение учения о Св. Троице, о двояком естестве Христа. Если о Василии Великом говорили: «одна улыбка его была похвалою, а молчание – укоризною», то о Григории Богослове не менее сильно сказано Руфином: «всякий, кто осмеливался расходиться с Григорием по какому-либо чину веры, тем самым навлекал на себя клеймо еретика». Не менее сильно сказано также ещё о нём: «на немногих страницах и в немногие часы он соединил и закончил спор (богословский) целого столетия». Недаром бл. Иероним называл себя учеником Григория и считал за счастье слушать его. II «Жизнь Григория была в различных направлениях руководима божественным промышлением. Но будучи ли в доме родителей, или студентом в Афинах, отшельником в Понте, пресвитером и викарным епископом в Назианзе, или патриархом в Константинополе и председателем вселенского собора, – он всегда был верен тому благочестивому воспитанию, которое он получил с самого раннего детства в доме своих родителей».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010