А.Ю. Карпов Скачать epub pdf До своего поставления на кафедру игумен владимирского Рождественского монастыря. По всей вероятности, занял эту должность после того, как прежний рождественский игумен Митрофан стал епископом Владимирским (14 марта 1227). Кирилл первым из рождественских игуменов получил сан архимандрита. Можно полагать, что это произошло в марте 1227 г., во время пребывания во Владимире киевского митрополита Кирилла I u чemыpex не названных по именам епископов. Весной 1230 г. (между 9 марта и 14 апреля) ростовский князь Василько Константинович вместе со своими братьями Всеволодом и Владимиром обратился к своему дяде великому князю Владимиро-Суздальскому Юрию Всеволодовичу и владимирскому епископу Митрофану с просьбой отпустить игумена Кирилла на ростовскую кафедру, освободившуюся после суда над бывшим ростовским епископом Кириллом I u ero последующего ухода в суздальский Дмитриевский монастырь (16 сентября 1229). «И отпусти князь великыи Юрги Кирила на епископьство Ростову. Изидоша же на сретенье Кирилово князи, и княгыни, и боляре, и вси мужи ростовьскыя, и игумени, и попове, и святыя зборныя церкве клиросъ, и вси гражане от мала и до велика, и введоша и 1 с великою честью в святую зборную 2 церковь Святыя Богородица». С этого времени (или раньше?) Кирилл становится духовником князя Василька Константиновича. Надо полагать, что именно к этому времени фактического руководства епархией еще не рукоположенным в сан Кириллом относится прозвище «причетник», которое дают ему поздние летописцы. Весной следующего 1231 г. князь Василько Константинович отправил Кирилла в Киев к великому князю Владимиру Рюриковичу и митрополиту Кириллу I для рукоположения в сан епископа. (По сведениям поздней Никоновской летописи, Кирилла в этой поездке сопровождал ростовский боярин Дмитрий Иванович.) В это время в Киеве был созван церковный собор, на котором присутствовали в основном южнорусские иерархи: епископы Порфирий Черниговский, Алексей Полоцкий и не названные по именам епископы Белгородский и Юрьевский, а также архимандрит Киево-Печерского монастыря Акиндин, игумены киевских монастырей: Михаил Выдубицкий, Петр Акерович (игумен Спасского на Берестове монастыря), Симеон Андреевский, Корнилий Феодоровский, Афанасий Васильевский, Симеон Воскресенский, Климент Кирилловский и игумен черниговского Борисоглебского («Мученического») монастыря Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Rostovs...

В первый раз митрополия была разделена на две митрополии при втором после нашествия Монголов митрополите Максиме в 1303г.: император Андроник Палеолог и патриарх Афанасий дали в этом году, по просьбе Галичского великого князя Юрия Львовича, особого митрополита Галиции ( 1 половина тома стр. 96 ). После смерти Максима в 1305г. одновременно с тем, как был послан в Константинополь великим князем Владимирским кандидат для поставления в митрополиты всея России, сейчас помянутый Юрий Львович посылал туда же своего кандидата с просьбой о поставлении его в отдельные митрополиты Галицкие, причём просьба князя не имела успеха и присланный им кандидат, – св. Пётр, был поставлен патриархом в митрополиты на всю Русь ( ibid. стр. 101 ). Это неудачное посольство Юрия нужно понимать или так, что данный Галиции в 1303г. особый митрополит умер одновременно с Максимом, или так, что он умер ранее последнего, – что кафедра Галицкая после его смерти снова подчинена была митрополиту всея России, и что Юрий, пользуясь смертью Максима, опять хотел получить отдельного митрополита. Во второй раз митрополия была разделена на две митрополии при преемнике Максима св. Петре: тот же, что выше, император Андроник Палеолог и второй преемник патриарха Афанасия Иоанн Глика в 1316–17г. дали особого митрополита Литве или Литовской Руси; причём, как со всей вероятностью следует думать, была причислена к Литве и Галиция ( ibid. стр. 125 ). Этот Литовско-Галицкий митрополит, данный в 1316–17г., по имени Феофил, оставался на кафедре во всё время правления св. Петра и в правление митрополита Феогноста до 1329 года. В последнем году он умер, и Феогносту удалось было достигнуть того, чтобы литовские Русские признали его своим митрополитом. Однако это было весьма ненадолго: в 1330–31г. был поставлен в Константинополе особый Галицкий митрополит, долженствовавший иметь под своей властью и Литву. С 1330 или 31г. отдельная кафедра Галицко-Литовская существовала до 1347г., когда Феогносту с великим князем Симеоном Ивановичем удалось достигнуть того, чтобы она была закрыта, и чтобы её отдельное существование было объявлено в Константинополе беззаконной новизной ( ibid. стр. 147 , 153

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Глава VIII В то время, когда инок Павел совершал свои подвиги ради восстановления «древлеправославной» иерархии, странствуя по восточным странам, проживая в Константинополе и Вене, – инок Геронтий, со своей стороны, занимался приведением Белокриницкого монастыря в приличное для будущей епископии устройство. С особенным прилежанием занялся он этим делом, когда получил из Царьграда утешительное известие о заключении письменных условий с босно-сараевским митрополитом Амвросием. Так как возведение большого рахмановского дворца, где предполагались покои для будущего «владыки», еще не было и начато, то Геронтий озаботился, во-первых, приличным устройством временного помещения для митрополита Амвросия. Для сего предназначался незадолго перед тем построенный небольшой деревянный домик о шести комнатах, о котором мы уже упоминали выше: в нем четыре комнаты отделены были собственно для помещения Амвросия, а две остальные назначены, для переводчика и для инока Павла, постоянное присутствие которого при особе Амвросия, в звании его письмоводителя, а на самом деле в качестве управляющего всеми церковно-иерархическими делами старообрядцев, считалось необходимым. Другой заботой Геронтия было приготовить помещение для амвросиева сына с семейством. По заключенным в Константинополе условиям, монастырь обязан был купить для него дом в полную его собственность; но на первый раз Геронтий нашел удобнейшим предоставить в распоряжение Георгия Амиридиса монастырский двухэтажный деревянный дом, известный под именем «дуниного дома». Дом этот был уже довольно стар, но Геронтий обновил его, вновь оштукатурил и выбелил; помещение в нем было просторное, – из семи комнат; а главное удобство состояло в том, что он находился у самой монастырской ограды 455 , так что Георгий мог во всякое время бывать у отца. Тогда же Геронтий нашел нужным съездить еще раз в Москву. Правда, в Москву уже ездил, не задолго перед тем, для сообщения известий о приобретении епископа, инок Алимпий, который даже привез оттуда устроенное, по усердию московских раскольников, полное архиерейское облачение для Амвросия и другие необходимые при архиерейской службе принадлежности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Глава XII. Анастасий (491–518). Положение дел на дунайской границе. Виталиан. Персидская война Царствование Анастасия может быть с большим основанием, чем какое-либо предыдущее, причислено к таким, которые вводят в существо и содержание византийской истории. Не столько сам Анастасий, сколько выдвинутые его временем вопросы и характер внешних и внутренних отношений империи в самом конце V и в начале VI в. характеризуют уже новую эпоху, созданную влиянием тех исторических деятелей, которые мы пытались выяснить в предыдущих главах. Ввиду этого нам следует несколько подробней рассмотреть это царствование со стороны внешней политики, а равно и внутренних отношений. Анастасий не связан был никакими родственными узами ни с императрицей Ариадной, ни с Зиноном. Он происходил из Диррахия в нынешней Албании от малоизвестных родителей, о которых сохранилось известие, что они не принадлежали к господствующей Церкви, а исповедовали или арианство, или манихейство. О службе Анастасия и о положении его в Константинополе в придворном звании силенциария также почти не имеется известий. Он был обязан возведению на престол благорасположению царицы Ариадны, которая вышла за него замуж, предварительно предложив сенату и народу провозгласить его царем. Для положения церковной политики в это время важно отметить, что тогдашний константинопольский епископ Евфимий из опасения не вполне православных убеждений Анастасия потребовал от него перед венчанием на царство письменного акта исповедания веры вместе с обязательством оставаться верным церковному учению. Этот акт передан был на хранение скевофилику св. Софии и имел известное значение в последующих отношениях Анастасия к Церкви. Об отношениях нового императора к народу и об его популярности в Константинополе говорит известное благожелание, выраженное императору в первый раз, как он явился перед народом: «Будь на царстве таким, каким ты был в частной жизни». Что это вполне соответствовало характеру Анастасия, видно из переписки папы Геласия, где выражена та же мысль о безупречной жизни его 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста 176 I. Епископ. Из даров Божиих, о благороднейший брат Феодор, одни, как кажется, являются общими и неделимыми, другие же – общими, но делимыми 177 . Третьи же из этих даров, являющиеся и не общими, и неделимыми, или неделимыми, но личными, подаются тем, кому они даны по избранию 178 . Диакон. Ну, хорошо! Поскольку ты начал неубедительно, покажи, как ты рассуждаешь о назначении каждого рода даров. Епископ. Те дары, которые прекрасны природой и без которых жизнь скверна, являются общими и неделимыми. Диакон. Какие же, например, отче? Епископ. Прежде всего, общий и неделимый – Бог всяческих вместе с Единородным Своим Сыном и Святым Духом. Ибо всякому желающему, тому, кого не соблазняют дела мира сего, возможно обрести Его через созерцание 179 . Затем, после Бога – Божественное Писание и надмирные силы. Кроме них, общими и неделимыми являются солнце, луна, весь лик звезд и сам воздух, все – достояние всех. Этим род неделимых даров пусть для нас ограничится. Но некогда земля вместе с потоками вод была общей и неделимой, однако с тех пор, как страсть любостяжания распростерлась над любящими удовольствие душами, более тяжелые стихии земли и воды 180 сделались дарами делимыми 181 . Диакон. Сказанное в высшей степени ясно, но дополни перечисление делимых даров, относящихся ко второму роду. Епископ. Да, нужно, чтобы основная мысль не осталась незаконченной. Золото, серебро, все естество металлов, строительная древесина и, если сказать вкратце, все то, что дает среда, – общее, но также и делимое, ибо не всякому желающему все всецело принадлежит с избытком. Диакон. Ясно и это рассуждение. Но я сомневаюсь, будешь ли ты в силах показать существование третьего рода даров, особых, уверяя, что существует нечто, являющееся и не общим, и не делимым, но личным, по преимуществу принадлежащим тем, кто достоин этих даров. Стало быть, положив конец твоему рассуждению, расскажи нам, откуда ты пришел, а также о том, о чем мы хотим узнать правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Закрыть itemscope itemtype="" > За Болонской системой скрывался большой бизнес-проект 23.03.2023 636 Время на чтение 13 минут © Фото предоставлено Российской академией образования Академик РАО, президент РАО Ольга Васильева. Архивное фото Источник: РИА Новости О том, что на самом деле скрывалось за Болонской системой и громкими заявлениями о единых программах, двойных дипломах и академической мобильности, в каких отраслях будет наиболее активный переход от бакалавриата к специалитету, какой была история в украинских школьных учебниках, и как в новых регионах воспринимают помощь РФ в интеграции в российское образовательное пространство, рассказала в интервью РИА Новости президент Российской академии образования Ольга Васильева. Беседовала Полина Ковалева. – Ольга Юрьевна, вы говорили, что Российская академия образования займется оцифровкой педагогических журналов – российских, советских, соберет с 1834 года. Такая оцифровка коснется только раритетных изданий, или же она может коснуться и современных учебников? – Давайте начнем, все-таки, издалека. Мы с вами живем в очень интересное время, вы знаете, что 2023 год – это Год педагога и наставника, 200-летия со дня рождения великого русского ученого, основателя русской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Символично, что в октябре этого года мы также будем отмечать 80 лет Российской академии образования, правопреемницы Академии педагогических наук Европе научная педагогическая библиотека. Миллион 700 тысяч экземпляров ценнейших книг, журналов, рефератов, статей и раритетных изданий – вся наука об образовании представлена здесь. И поэтому, конечно, для нас очень важно показать людям ее сокровища. Оцифровке должны, в первую очередь, подлежать журналы, потому что самые главные ведущие журналы, как вы правильно заметили, выпускались с середины 30-х годов XIX века. В частности, это были журналы министерства просвещения Российской Империи, " Журнал для воспитания " , " Педагогический сборник " , " Народная школа " . В этих журналах закладывалось педагогическое наследие России. И в этих журналах, что очень важно для нас, появлялись первые статьи Константина Дмитриевича Ушинского. Они требуют бережного отношения, и, конечно, лучше, если исследователи будут работать с цифрой. Это же относится к трудам Петра Францевича Лесгафта, Петра Федоровича Каптерева – это великие имена, достояние российской педагогики. Еще я с удовольствием назову имена Николая Ивановича Пирогова, который оставил огромное педагогическое наследие, Владимира Яковлевича Стоюнина и многих других. Сегодня наша основная задача – сделать их бесценные труды доступными читателям со всей страны.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/23/za_bol...

Константиново. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь Карта и ближайшие объекты «Константиновское на речке Рожайе» — так названо село в старинных писцовых книгах. В разное время оно называлось также селом Богородское, или Рожай. История этого старинного села уходит в далекое прошлое — в XV или даже в XIV век. Уцелевшие документы свидетельствуют о том, что оно являлось старинной вотчиной Головиных, из рода которых в конце XVI в. селом владел сокольничий Федор Васильевич Головин. Он был известен и тем, что в 1612 году третьим подписал известное обращение видных людей России к народу с призывом не служить Лжедмитрию III, а прислать в Ярославль своих представителей и казну для содержания ратных людей. По переписи 1627–28 гг. в селе числилось 24 крестьянских двора с 33 мужскими душами да пять пустых мест дворовых, напоминавших о потерях села, понесенных в годы смуты. Еще четыре двора церковного причта стояли подле деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца и с деревянной же колокольней. О времени строительства в селе каменной церкви длительное время можно было строить лишь догадки. В клировых ведомостях XIX в. из года в год отмечали: «когда и кем построена, неизвестно», а в метрике 1887 года уточнялось: «не более 200 лет». И лишь исследования последних лет позволили определить храмоздателя и время построения церкви. В делах Тайного приказа сохранилась запись от 8 мая 1670 года: «Великий Государь велел дать боярину князю Юрию Ивановичу Ромодановскому в вотчину его, что на р. Рожае, на церковное строение, оставшиеся с прошлых лет 505 камней, которые лежат в Пахрине». А через месяц по его челобитью дана благословенная грамота на строительство каменной церкви. В марте 1671 года по приказу царя Алексея Михайловича боярину отпущено из Пахрино еще 1300 штук камня «белого, стенового». Это подтверждает справедливость утверждения Холмогоровых о том, что каменная церковь в селе построена в 1680 году. Об этом же свидетельствуют и хранившееся в алтаре Евангелие большого формата, изданное в Москве в 1669 году, а также надпись на большом 107-пудовом колоколе: «Слит в 1689 году усердием помещика князя Ромодановского».

http://sobory.ru/article/?object=02585

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (2.02.1526, Туров (совр. Белоруссия) - в ночь на 13.02.1608, Острог (совр. Украина)), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой. Сын великого гетмана литовского Константина Ивановича Острожского († 1530) и кнж. Александры Семеновны Слуцкой, имел родного брата Илью († 1539). Получил домашнее образование, в повседневной жизни и в переписке обычно пользовался польск. языком, в совершенстве владел церковнослав. языком, немного латинским. В результате длительного имущественного спора с невесткой Беатой (урожд. Косцелецкой) К. К. получил половину родовых имений. Его главной резиденцией продолжительное время, до приобретения Острога, было Дубно на Волыни. В более поздний период К. К. принадлежала 1/3 Волыни. В молодости К. К. регулярно участвовал в боях с крымскими татарами (в 1543, 1544, 1547, 1550). Военная деятельность повлияла на его первые продвижения по службе. В 1550 г. кор. Сигизмунд II назначил его на высший в то время пост на Волыни - маршалка Волынской земли, одновременно К. К. получил должность владимирского старосты, в 1559 г. он также стал киевским воеводой - высшим должностным лицом на укр. землях. Т. о., К. К. являлся наиболее влиятельным правосл. магнатом в Великом княжестве Литовском. Для его карьеры в 50-60-х гг. XVI в. имели значение связи с могущественной семьей Радзивиллов, прежде всего с виленским воеводой и канцлером Николаем Радзивиллом Чёрным. Положение К. К. укрепил заключенный в 1553 г. брак с католичкой Софьей Тарновской, единственной дочерью великого гетмана Польского королевства Я. А. Тарновского. Этот брак принес К. К. (учитывая скоропостижную смерть единственного сына Тарновского Яна Кшиштофа) огромные поместья Тарновских, расположенные гл. обр. в М. Польше (в т. ч. Тарнов (Тарнув)) и на древнерусских землях в границах Польши. Брак с католичкой не ослабил связей кн. Острожского с Православием и одновременно способствовал сближению его с польск. шляхетскими кругами.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

Материальное положение духовенства в Константинопольской Церкви настоящего времени Задача настоящего очерка состоит в исследовании вопроса о материальном положении поимущественно высшего духовенства Константинопольской Церкви – патриарха, митрополитов, и епископов. По обыкновению, сначала будут предложены правовые данные, определяющие экономический быт иерархии вселенского патриархата, а затем будут представлены некоторые фактические иллюстрации, освещающие правовую характеристику предмета. 1. Материальное положение вселенского патриархата и епархиальных архиереев – по правовым памятникам О материальном положении Константинопольского патриарха и епархиальных архиереев сведения сообщаются, прежде всего, Общими канонисмами, где имеется особый «Устав о содержании вселенского патриарха и архиереев». Этот устав носить и более частное написание, а именно: «Канонисм о назначенном общим решением Народного временного собрания годовом содержании Константинопольского патриарха в 500.000 гросиев 382 , (уплата которых будет происходить – 130.000 гросиев от христиан, жителей Константинополя, 370.000 – от архиереев, в соответственной для каждого из них, как ниже (указано), сумме, взимаемой архиереями вместе с их собственным содержанием, и представляемой в Национальное казначейство для выдачи но частям патриарху), и всех архиереев, подчиняющихся вселенскому престолу». Устав заключается в следующем. Патриарху Константинополя, который обязан содержать великого архидьякона, второго дьякона и остальных служащих ему и (производить) все необходимые расходы, соответственно церковному и национальному достоинству, и который ничего более не получает из Национального казначейства на предмет расходов, (назначается) 500.000 гросиев. Митрополит Годовое содержание Содержание для патриарха ГРОСИЕВ Кесарии 60.000 63.000 100.000 105.000 Ираклии (он получает и доходы) от монастыря св. Георгия Арани 90.000 95.000 Кизика 90.000 95.000 Никомидии 60.000 62.500 60.000 61.500 Халкидона 70.000 72.700 Деркона

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 25. Семья К.Р. (Великого князя Константина Константиновича Романова) в селе Прыски близ Оптиной в 1901 году. 1904 год – начало Русско-Японской войны Наступил двадцатый век. «[Январь 1]. Понедельник. Обрезание Господне. Новый 1901 год, – записал отец Павел. – Промыслом Божиим вступили в новый 1901 год благополучно и безмятежно. Наступивший год есть вместе с тем и начало нового, двадцатого, столетия, нового века. Благодарение Господу Богу, во Святей Троице прославляемому и покланяемому» 398 . Новый год начался обычным порядком, пошла та же череда мирных событий. 12 февраля начался Великий пост . 18-го, в воскресенье, отец Иосиф отправил своего келейника, рясофорного монаха Иоанна, в Кронштадт к протоиерею Иоанну Сергиеву для испрошения благословения на постройку в скиту нового храма в честь преподобных Льва Катанского (Ангела приснопамятного старца Льва) и Иоанна Рыльского. 1 марта он вернулся, получив благословение пастыря-старца. Двести пятьдесят тысяч штук кирпича были уже привезены и сложены в разных местах скита (кирпич изготовлен был на монастырских заводах). Средства на возведение храма предоставил скиту екатеринбургский купец Михаил Иванович Иванов, поступивший (правда, временно) в число скитского братства еще в 1899 году. 29 апреля в Летописи появилась запись: «Строящийся в скиту храм будет каменный, однопридельный с двумя храмовыми иконами: преподобного Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского. Над входными вратами будет устроена звонница. Размеры храма: длина 37 аршин, ширина 17 и высота 15 аршин. При храме будет устроено помещение в два этажа. В нижнем этаже одна келия для храмоздателя, временно проживающего в скиту екатеринбургского купца Михаила Ивановича Иванова, и две келии для братии скита. В верхнем этаже предполагается поместить ризницу, библиотеку скита и устроить, кроме того, еще две келии для братии. Иконостас предполагается заказать в Козельске... В подвальном этаже предположено устроить храм в честь святого Архангела Михаила (8 ноября – день Ангела храмоздателя) и братскую усыпальницу» 399 . Чертеж строения был исполнен послушником Виктором Вейденгаммером. К 1 января 1902 года храм был уже почти готов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010