Свято-Троицкий Дерманский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Дерманский Свято-Троицкий монастырь — православный женский монастырь Ровенской и Острожской епархии в селе Дермань на Волыни, один из очагов антиуниатской борьбы в Малой Руси в конце XVI и первой половине XVII веков. Основан в конце XV века магнатом и князем Константином Острожским, впоследствии содержался на средства князей Острожских. При обители имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Впервые Дермань упоминается в 1497 г. как владение, пожалованное князю Константину Ивановичу Острожскому. 11 окт. 1499 г. он положил «в храме Святой и Живоначальной Троицы честной обители Дерманской» рукопись поучений Патриарха Константинопольского свт. Каллиста (†XIV) с дарственной надписью (она является самым ранним известием о монастыре); в 1507 г. князь подарил обители рукописное Евангелие, где чужой рукой от имени Константина Ивановича сделана запись об этом событии; в 1538 г. Даниил Еловицкий подарил «обители великия лавры в Дермани» рукописный «Апостол». В 1575-1580 гг. делами обители заведовал, на правах управляющего, российский первопечатник Иван Федоров: переехав из Москвы в Заблудов (тогда – в Литве, ныне – в Польше), а затем во Львов, он был приглашен в имения Острожских князем Василием-Константином (сыном Константина Ивановича). Видя трудное положение православных в католической Речи Посполитой, Василий-Константин радел о церковной учености, которая помогала бы отстаивать истину перед иноверными, и потому привлекал к себе лучших православных книжников своего времени (в 1580-1581 гг. князь совместно с Федоровым издал в Остроге 1-ю полную печатную церковнославянскую Библию). Дерманский монастырь. Картина О. Ежова, 1845 В 1602 г. князь подтвердил за обителью все пожалованные ей угодья и повелел инокам жить по общежительному уставу: «Даем монастырь наш Дерманский со… всеми его принадлежностями на общее житие чернецам»; «Монастырь, который называется киновией (общежитием), в маетности нашей… отдали (инокам), заложили и фундовали» (под закладкой подразумевается каменное строительство, см.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

священник Игорь Иванов Священник Игорь Анатольевич Иванов – кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков и доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии (igivan74@mail.ru). В статье рассматривается биография церковного историка и византолога, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Александра Ивановича Бриллиантова , ученика и преемника профессора Василия Васильевича Болотова . Для обоих ученых был характерен скрупулезный подход к научным источникам, великолепное знание современных отечественных и зарубежных исследований, детальное рассмотрение изучаемых вопросов, а также стройная и логичная методология. При этом у них была ясная верность Преданию Церкви и следование традициям церковно-академической науки. В итоге такой научно-аскетический синтез приводил в плодотворной и разнообразной научной и архивной деятельности, что не могло не отразиться на общественном признании ее результатов, как в царский, так и в советский период жизнедеятельности А.И. Бриллиантова . Ключевые слова: византиноведение, церковная история, А.И. Бриллиантов , В.В. Болотов , гонения на Русскую Православную Церковь в ХХ веке в Советском Союзе. В августе 2017 года исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося деятеля российской церковной науки и преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии – доктора церковной истории, профессора Александра Ивановича Бриллиантова . Изучение его биографии наряду с описанием и переизданием его наследия более-менее активно осуществлялись 1 в девяностые и нулевые годы, однако, к сожалению, в последнее десятилетие интерес к его исследованиям был не особенно заметен в научной среде. И это при том, что к 2007 году были переизданы многие его сочинения – как отдельные монографии, так и сборники его трудов: «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены» (1998); «Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г.; О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника (2006); «К вопросу о философии Эригены; К истории арианского спора; Происхождение монофизитства: Труды по истории древней Церкви» (2006); «Лекции по истории древней Церкви» (2007) 2 . Здесь следует упомянуть, что на сайте научного журнала «Христианское чтение» в архиве номеров наличествуют все 30 публикаций А.И. Бриллиантова (с 1898 по 1916 год) 3 3, а на сайте azbyka.ru также размещены некоторые работы ученого. Таким образом, есть основания полагать, что для детального знакомства с концепциями и методикой А.И. Бриллиантова у современного богослова имеются в доступе ключевые сочинения этого историка Церкви 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Сергей Фомин Приложения Список основателей Православного Камчатского Братства во имя Нерукотворенною Образа Всемилостивого Спаса 1. Евсевий, Архиепископ Владивостокский и Камчатский. 2. Антоний, Архиепископ Тверской и Кашинский. 3. Никон, Епископ Вологодский и Тотемский. 4. Евлогий, Епископ Холмский. 5. Митрофан, Епископ Гомельский. 6. Андрей, Епископ Мамадышский. 7. Никандр, Епископ Нарвский. 8. Вениамин, Епископ Гдовский. 9. Архимандрит Адриан. 10. Архимандрит Василий Лузин, духовный цензор. 11. Архимандрит Киприан, Карельский миссионер. 12. Протоиерей Евгений Аквилонов , профессор. 13. Настоятель С.-Петербургского Петропавловского Придворного Собора протоиерей Александр Дернов. 14. Протоиерей церкви Собственного ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА Дворца Иоанн Вениаминов. 15. С.-Петербургской Симеоновской церкви протоиерей Александр Косухин. 16. Протоиерей Александр Журавский. 17. Протоиерей Константин Знаменский. 18. Протоиерей Александр Рахманин. 19. Протоиерей С.-Петербургской Волковско-кладбищенской церкви Николай Соколов. 20. Протоиерей С.-Петербургской Волковско-кладбищенской церкви Иоанн Крылов. 21. Протоиерей Николай Михалович [sic!] Павский. 22. Член Государственной Думы священник Савва Богданов. 23. Св. Троице-Сергиевой Лавры духовник Иеромонах Ипполит. 24. Священник Коломяжской Св. Димитрия Солу некого церкви Иоанн Лебедев. 25. Леснинского женского монастыря священник Владимир Сейбут. 26. Священник Сергиевского храма в Перкиярви Михаил Прудников. 27. Камчатский миссионер Иеромонах Нестор. 28. Александро-Невской Лавры Архидиакон Авраамий. 29. Настоятельница Балашовского Покровского монастыря Саратовской епархии Игумения Мария. 30. Академик ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии Наук тайный сов[етник] Алексей Иванович Соболевский. 31. Профессор С.-Петербургского университета Николай Иванович Веселовский. 32. Тайный сов[етник] Александр Александрович Макаров, Государственный Секретарь. 33. Статс-Секретарь ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА член Государственного Совета Галкин-Враской. 34. Член Государственного Совета, Сенатор тайный сов[ет- ник] Николай Андреевич Зверев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Скачать epub pdf Раздел 6. Церковь Святой Марии Магдалины Предисловие Одной из главных достопримечательностей возвышающейся над Иерусалимом Елеонской горы является нарядный семиглавый храм во имя равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Храм построен в типичном для царствования Александра III новорусском стиле. Характерные московские маковки и кокошники делают его не только одним из выразительнейших памятников Русской Палестины, но и своеобразной архитектурной «визитной карточкой» современного Иерусалима. Документы, представленные в настоящем разделе (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492–494), позволяют проследить историю храма и последующую его судьбу. ...Во время пребывания в Иерусалиме великих князей Сергея и Павла Александровичей и Константина Константиновича (в мае 1881 г.) архимандрит Антонин подсказал будущему председателю Палестинского общества идею соорудить храм в память о его матери императрице Марии Александровне (1824–1880) и указал в качестве наиболее удачного места для него верхнюю часть Гефсиманского сада на склоне Елеона. Осенью 1882 г. после долгих сложностей с покупкой место было приобретено на имя генерального консула в Иерусалиме В. Ф. Кожевникова (документ 134). Два года спустя в Иерусалим командируется В. Н. Хитрово для решения организационных вопросов по строительству храма. Одновременно рескриптом на имя архимандрита Антонина великий князь Сергей Александрович просит его принять на себя главное руководство и наблюдение за постройкой церкви (документ 135). Автором проекта был замечательный русский архитектор Давид Иванович Гримм (1823–1898). Яркий представитель славного в анналах российской интеллигенции сословия «русских немцев», Давид Иванович всю свою творческую жизнь посвятил своей второй родине России, русскому церковному зодчеству. По окончании Академии художеств, где он стал затем и академиком, и профессором, он много ездил по странам бывшего «Византийского содружества», особенно специализируясь на изучении церковных памятников Закавказья. По его проектам – под личным его руководством или по письменным указаниям – сооружены храмы в память 900-летия Крещения Руси в Херсонесе, под Севастополем, в память покорения Кавказа – в Тифлисе; целый ряд русских зарубежных (посольских и «курортных») церквей – в Женеве, Копенгагене, Ницце. За церковь Марии Магдалины в Гефсимании Д. И. Гримм получил должность ректора архитектуры в Академии художеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Скачать epub pdf Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 г., рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке. 1 В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 г. Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин) . Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа 1817 года в семье священника. В 1843 году он окончил Киевскую Духовную Академию вторым магистром и был оставлен при ней бакалавром немецкого языка. Затем он преподавал греческий язык, нравственное богословие, герменевтику (изъяснение Священного Писания ) и обличительное (сравнительное) богословие. 7 ноября 1845 года Андрей Капустин принял монашество с именем Антонин – в честь святого мученика Антонина Анкирского, память которого отмечается в этот день. С 1850 года отец Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Его труды по реставрации этой церкви были отмечены Святейшим Синодом, и 5 апреля 1853 года он был возведен в сан архимандрита. В 1860–1865 годах архимандрит Антонин – настоятель посольской церкви в Константинополе. А в 1865–1894 гг. – до конца жизни – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме. 2 Архимандрит Антонин посетил Святую Гору Афон в составе научной экспедиции, отправившейся туда из России через Афины. Еще до отъезда из Афин его посетил будущий спутник и сотрудник П.И. Севастьянов. Вот что пишет об этом о. Антонин в своем дневнике: «… слышу внизу стук в двери… является… кто бы вы думали? Петр Иванович Севастьянов! ’’Что, не ожидали небось? А я вот за вами. Собирайтесь-ка на Святую Гору. Теперь уже вы не увернетесь от меня’’. Вот ведь какие оказии бывают иногда неожиданно-нечаянно! Голова пошла кругом!» (1 июля 1859 г.). 3

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Том II Преподобный Феодор Студит , его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита О монашестве Иван Иванович Соколов (1865–1939) – выдающийся русский историк Церкви и канонического права, блестящий представитель отечественного византиноведения, церковно-политический деятель, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. Его имя и труды уже достаточно хорошо известны современному российскому читателю. В настоящий том его сочинений вошли впервые издаваемые «Лекции по истории Греко-Восточной церкви», читанные знаменитым учёным студентам Академии в 1913–1914 учебном году и затрагивающие время от торжества Православия в 843г. до падения Константинополя в 1453г. На основе систематизации огромного церковно-исторического материала автор выстраивает стройную концепцию византинизма, наиболее подробно рассматривая отношения светской и церковной властей, духовное просвещение и богословскую науку в Византии. В приложении к «Лекциям...» печатаются работы И. И. Соколова , тематически прилегающие к основному тексту и дополняющие его: «Преподобный Феодор Студит , его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность», «Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита » и «О монашестве». Для всех интересующихся историей Церкви и историческими судьбами Православия. VII. Учёное богословское общество в Византии Наконец, оживлению научно-богословских интересов в разработке богословской науки в Византии немало содействовало «Учёное богословское общество». Это был кружок учёных византийских деятелей, группировавшихся обыкновенно при царском дворе и находившихся под покровительством византийских императоров. Известно, что басилевсы династий Македонской, Дук, Комнинов и Палеологов любили науки и просвещение, собирали к своему двору всех выдающихся учёных, вступали с ними в беседы по вопросам научного знания, организовывали как бы научные собрания. И, таким образом, содействовали возникновению учёного сообщества, существование которого можно проследить в течение почти всей нашей эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

К числу замечательных патриархов вселенских XIX в. относится Константий I Мудрый. Он родился в 1770 г. в Константинополе, учился сперва в народной школе прихода Ксилопорты, а потом в патриаршей школе на Фанаре, постоянно находясь под благотворным нравственным воздействием своего дяди Кирилла, архиепископа Синайской горы, мужа ученого и уважаемого за высокие личные достоинства. По окончании учения, он был пострижен в монашество, посвящен во диакона и в 1788 году, вместе с дядей, отправился в город Яссы, в Молдавии, где находился метох Синайского монастыря. Здесь Константий продолжил свое образование и, между прочим, хорошо изучил французский язык. То было время тревожное, – время второй Екатерининской русско-турецкой войны, когда наши войска, под предводительством Румянцева, овладев придунайскими государствами, грозно диктовали турецкому правительству начала гуманной и законной политики в отношении к ромейской райе. Главнокомандующий Румянцев, познакомившись в Яссах с архиепископом, Кириллом, обратил внимание и на его племянника, иеродиакона Константия, скромного и нравственного, любившего науку и стремившегося продолжить свое богословское образование в одном из высших учебных заведений Европы. Он предложил ему отправиться, для восполнения образования, в Киевскую духовную академию, обещая свое покровительство и содействие. Константий с глубокой благодарностью принял это предложение, тем более что в Киеве находился метох Синайской обители– монастырь св. Екатерины, преклоненный Синаю императрицей Екатериной Великой. В Киеве Константий, в течение четырех лет, прослушал полный курс академических наук, прекрасно изучил языки–латинский, на котором тогда происходило чтение лекций, русский и древне–славянский, а в тоже время усовершенствовался, по словам его биографа, и в нравственно-аскетическом отношении 2 . Возвратившись из Киева в Константинополь, Константий в 1795 г. отправился в Каир, где находится один из главных метахов Синая-Джувания, сделался здесь известен отцам синаитам, которые и приняли его в состав своего братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 2 (15) Священномученик Константин Некрасов Священномученик Константин родился 15 октября 1872 года в городе Можайске Московской губернии в семье псаломщика Никиты Некрасова. В 1887 году Константин окончил духовное училище, а в 1893 году – Вифанскую Духовную семинарию. Женился, впоследствии у них с женой Александрой Петровной родилось четверо детей. Константин Никитич был рукоположен в сан священника к одному из храмов города Можайска и через некоторое время назначен настоятелем Никольского собора и одним из благочинных епархии. Отец Константин был одним из деятельнейших священников епархии, он организовал в Можайске Общество трезвости и постоянно вел работу среди крестьян, делая все, чтобы они исцелились от пагубной страсти винопития, и для этого неустанно открывал им духовные сокровища Церкви, питающие душу «живою водою». В 1923 году, во время гонений на Русскую Православную Церковь от безбожных властей, священник был арестован за активную церковную деятельность и приговорен к двум годам ссылки в город Березов Тобольской губернии. Вернувшись из ссылки, отец Константин стал служить в храме Покрова Божией Матери в селе Алексино Рузского района. 9 мая 1930 года сотруднику ОГПУ Малькову один из доносителей сообщил, что «в селе Алексино имеется в настоящее время сильная группа церковников, в результате антисоветской работы которой мероприятия советской власти проходят с трудом... Эта группа состоит из попа Константина Некрасова, лет пятидесяти, в селе Алексино живет 3-4 года, приехал в село прямо из ссылки, в каковую был сослан за антисоветскую деятельность; дьякона Знаменского Семена Ивановича, сорока лет; жены умершего попа Александры Ивановны Розановой, пятидесяти пяти лет, служит сейчас дьячком; монашки Бородинского монастыря Можайского района Прасковьи Романовны Жуковой, сорока лет, из крестьян села Алексино; монашки Анны Осиповой из Дубровского монастыря; церковного старосты Семена Дмитриевича Грязнова, семидесяти лет, имеет зажиточное сельское хозяйство».

http://fond.ru/kalendar/1425/konstantin/

16 июля 2010 г. Протоиерей Константин Васильев (+05.07.2010) 5 июля 2010 года на 82 году жизни почил о Господе один из старейших клириков Вологодской епархии настоятель Рождество-Богородицкого кафедрального собора Вологды протоиерей Константин Иванович Васильев. Родился будущий пастырь Церкви в 1928 году в селе Гусевка Ольховского района Сталинградской области в семье крестьянина. В автобиографии 1960 года священник Константин Васильев писал: «…в 1936 году умер отец. В этом же году поступил в первый класс гусевской школы, которую окончил в 1944 году, и пошел добровольно в армию». С 1948 по 1951 год проходил, окончив курсы шоферов, действительную службу в дивизионной автошколе. В 1951 году поступил в Одесскую духовную семинарию, которую окончил в 1955-м. После браковенчания с Ангеловой Ниной Михайловной в мае того же года архиепископом Херсонским и Одесским Никоном рукоположен во диакона и начал служение в Одессе. В 1956 году поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1960-м, защитив кандидатскую диссертацию. В 1957 году архиепископом Херсонским и Одесским Борисом рукоположен во иерея и назначен в Вологодскую епархию, в ведение Преосвященного Мстислава, епископа Вологодского и Череповецкого. С этого года началось многолетнее священническое служение отца Константина вначале клириком, а с 1969 года и до последних дней — бессменным настоятелем вологодского кафедрального собора. Годы пастырского служения протоиерея Константина Васильева выпали на непростое время хрущевских гонений на Церковь. Под угрозой оказалось и само существование кафедрального собора, тогда одного из двух действующих городских храмов. Так вспоминал эти годы отец Константин: «Постоянная опека и бдительный контроль советской власти над жизнью Церкви лишал ее самостоятельности и инициативы. Настоятели и все духовенство были отстранены от управления приходом. Отныне, с 1961 года, приходом командовали староста, казначей и иже с ними и принимали в двадцатку только по рекомендации уполномоченного — читай по распоряжению КГБ. Каждый храм отчислял громадные суммы в Фонд Мира и на реставрацию памятников культуры. Кафедральный собор отчислял в фонд 200 тысяч рублей и на восстановление памятников культуры — 40 тысяч рублей. Все это делал казначей, ни с кем не советуясь и никого не спрашивая. Это был приказ. В епархию от собора отчисляли 3000 рублей в месяц конечно, это смехотворная сумма.

http://e-vestnik.ru/obituaries/12_vechna...

Глава 9. Церковная политика при преемниках Константина. Вселенский собор Не может быть сомнения, что церковный вопрос – и именно вопрос иконоборческий – по своему громадному влиянию на все слои общества, по своей чрезвычайной для всех доступности и непосредственному ко всем отношению имел первостепенное место в настроениях и расположениях мыслящих людей занимающего нас периода. Почти все литературные памятники эпохи находятся под известным влиянием этого настроения, почти все деятели, оставившие какой-либо исторический след по себе, отдали посильную дань этому вопросу. В рассуждении событий VIII и IX вв. кажется несовместным и нецелесообразным занимать внимание внешними делами более необходимого и надолго отвлекаться от эволюции церковной политики, так резко и грубо выдвинутой царем Константином V. Было бы, однако, ошибочно думать, что мы не в состоянии сделать анализ психологии того общества, которое пережило гонителя церковного и монашеского чина и видело воцарение сына его, Льва IV. Что не может не остановить внимания, это устойчивость прежних обычаев и нравов в тех слоях общества и в тех семьях, о которых сохранились до нас воспоминания; это продолжающаяся вереница тех же имен и характеров на церковных и гражданских должностях как при ревностных иконоборцах, так и при иконопочитателях. Все заставляет думать, что, несмотря на жестокие мероприятия последних лет жизни Константина V, иконоборческая система мало проникла в сознание общества и не сопровождалась теми результатами, которыми хвалился император: «Теперь у нас нет больше этих отвратительных». Вообще, жизнь шла своим чередом. Это в высшей степени ясно доказывается многочисленными примерами из жизни среднего класса общества и притом как столичного, так и провинциального. В ту самую эпоху, до которой мы дошли в настоящее время, начинают выступать с деятельной ролью как в общественной, так и в литературной области лица, родившиеся и получившие образование во время иконоборческого режима. Стоит ознакомиться с житьем Филарета Милостивого, написанным в IX в., чтобы убедиться, что в Пафлагонии помещичье сословие не испытывало неудобств от иконоборческой церковной политики; внучка благочестивого Филарета, сделавшаяся супругой Константина VI, была не только благочестива, но и грамотна, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010