свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин Соборные Послания Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священого Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Творения святых отцов Соборное послание Иакова Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64. col. 1039 – 1052. Этот комментарий на Послание Иакова помещен в конце всех писаний свт. Иоанна Златоуста , в Прибавлениях. Толкование не слишком пространное, последовательно объясняется стих за стихом, обнимает все Послание Иакова. Кирилл Александрийский , свт. PG 74. col. 1007 – 1012. Толкование на отдельные стихи Послания Иакова. Икумений. РС 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125, col. 1133 – 1190. Доступен в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 165 – 191. Довольно подробный, последовательный комментарий на все Послание Иакова. Первое соборное послание Петра Дидим. PG 39, col. 1755 – 1772. Подробные комментарии Дидима Александрийского на 1 Петр.: сохранились по большей части в латинском переводе с греческих схолий. У Миня приводится латинский текст по изданию Frederick Luck, Gottingen. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PC 64, col. 1053 – 1058. Краткий комментарий на 1 Петр. помещен Минем в Прибавлениях к Творениям свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. A. Cramer " а. Кирилл Александрийский , свт. PG 74. Комментарий на избранные стихи из 1 Петр. Икумений, PG 119. Феофилакт, архиеп. Боларский, блж. PG 125 – 126. Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 191 – 222. Подробный, последовательный комментарий на все 5 глав Первого послания Петра. Десницкий А. С. Что и кому Христос возвещал в «в темнице»? (Интерпретация 1Петр. 3:19 ) Второе соборное послание Петра и Послание Иуды

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Библиография ИСТОЧНИКИ 1. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский. Творения. Ч. III. M.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. [­ Афанасий. Творения] 2. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения, Ч. III. M.: типография Августа Семена, 1846. [­Василий. Творения] 3. Ветхозаветные апокрифы/Пер. Е. В. Витковского. M.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. [­Ветхозаветные апокрифы] 4. Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. I, II. СПб.: Изд-во Сойкина. [­Григорий. Творения, I, II] 5 . Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер., поел, и комм. В. Вениаминова. М.: Канон, 1995. [­Григорий Полома. Триады] 6. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры /Пер. А. Бронзова . СПб., 1894. [­Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры ] 7. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. VIII. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. СПб., 1902. [­Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна] 8. Ириней Лионский , святитель. Творения/Изд. в рус. переводе прот. П. Преображенским , 1900. М.: Паломник, 1996. [­ Ириней Лионский . Творения] 9. Иустин (Попович) , архимандрит. Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. М., 1998. [­ Иустин (Попович) . Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова] 10. Иустин Философ и Мученик. Сочинения/Пер., введ. и прим. прот. П. Преображенского . М., 1892. М.: Паломник, 1995. [­Иустин Философ. Сочинения] 11. Климент Александрийский . Педагог/Пер. с греч. Н. Н. Корсунского и свящ. Георгия Чистякова. М., 1996. [­Климент. Педагог] 12. Кирилл Александрийский , святитель. Творения. Книга вторая. М.: Паломник, 2001. [­ Кирилл Александрийский . Творения] 13. Писания мужей апостольских/Введ., пер. с греч. и прим. прот. П. Преображенского ; доп.: введ., пер. с греч и прим. свящ. В. Асмуса и А. Г. Дунаева. Рига: Латвийское библейское общество, 1994. [­Писания мужей апостольских. Рига]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Скачать epub pdf Сентябрь От Братства Преподобного Сергия при Московской Духовной Академии//Богословский вестник 1904. Т. 3. 9. С. 1–2 (1-я пагин.) —1— Корпорация Московской Духовной Академии в печальный день погребения одного из своих старейших представителей, Профессора Д. Ф. Голубинского , постановила открыть между своими членами подписку и почтить память почившего, прилагавшего как в должности Председателя Братства Преподобного Сергия, так и в своей личной благотворительности столько забот об обеспечении недостаточных студентов, – учреждением стипендии его имени и сооружением скроенного памятника над его могилой на академическом кладбище. Высотой христианского настроения, снисходительностью, доступностью, готовностью оказать всякому материальную и нравственную поддержку, цельностью характера и наконец своей самобытностью и оригинальностью покойный профессор приобрёл широкую известность, любовь и уважение среди своих многочисленных учеников и вообще лиц, имевших то или иное отношение к Московской Духовной Академии. Питая уверенность, что для многих —2— почитателей профессора Д. Ф. Голубинского приятно будет присоединиться к Академии и вместе с ней почтить память этого редкого человека, корпорация Московской Духовной Академии сим доводит до сведения друзей и почитателей покойного о состоявшемся постановлении и приглашает лиц, желающих принять участие в подписке, присылать свои пожертвования на имя г. Председателя Совета Братства Преподобного Сергия с точным указанием их назначения. Список пожертвований будет опубликован в годичном отчёте Братства. Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Краткая история со времени правления после Маврикия/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М. Д. Муретова//Богословский вестник 1904. Т. 3. 9.С. 433–443 (2-я пагин.). (Окончание.) —433— На этом соборе некоего Константина, облечённого схимонашеством, бывшего епископа Силейского, он провозгласил патриархом столицы. Составили определение веры, под которым подписались все злочестивые и нечестивые соумышленники, провозгласив низложение честных икон и, как уличные мальчишки, анафематствовали их. Вместе с ними предали анафеме бывшего архиерея Византии Германа, Георгия Кипрского и Иоанна Дамаскина из Сирии, по прозванию Мансур.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Февраль Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 1. 2. С. 289–304 (1-я пагин.). (Продолжение.) —289— словам истины свою ложь и заблуждение. В самом деле, как могло случиться, что принявшие этот новый завет, много лучший прежнего, возвратились к почитанию идолов?) Итак, говорит, все познают Меня, ибо как это чувственное солнце освещает всю видимую землю, так Солнце правды Христос Бог наш для всех воссиял лучи боговедения чрез Евангелие, просветил мысль всех нас и исполнил божественного ведения и благодати. А кто такие эти, пусть сами скажут. Если они присоединятся к нам, то станут мыслить согласно с истиной и нами, как запечатленными печатью Христа Бога нашего и именующимися Его именем. Если же они пойдут к противному, то это есть явно действие нечистого духа. Пусть же научат этих невежд и неучей дети в храме, когда они сами собою совершали это, взывая: Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! ( Мф.21:9 ). Пусть устыдят их дети язычников, которые выказывали великое и удивления достойное усердие, любили беседы Иисуса и просили учеников Его привести их к Нему ( Ин.12:20 сл.). Ведь народ Иудейский Бог всяческих обвинял голосом пророков в тягчайших преступлениях, говоря: позна вол стяжавшего и осел ясли господина своего: Израиль же мене не позна, и людие мои не разумеша ( Ис.1:3 ), как бы видя, что невежество и неразумие их превышает грубость неразумных животных. О нас же, на которых снизошел свыше дар ведения, и которым пророк усвояет блаженство и благословения, как отгнавшим неразумие их и невежество, он ясно предвозвестил, что мы познаем Его. И достоверность этого пророческого слова подтверждается неоспоримым явлением истины в самых делах (фактах). —290— Да устыдятся же, наконец, опирающиеся на ложь и нечестиво и невежественно вопиющие против правого учения христиан, яко наполнися вся земля ведения Господня ( Ис.11:9 ). И: полны суть небеса и земля славы Его ( Ис.6:3 , – Авв.3:3 ср. Сир.42:16 ). Везде по всей вселенной прославляется святая вера наша.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Содержание Глава первая. Обзор пособий для изучения хронологии Константинопольских патриархов от времени Халкидонского собора до Фотия «Опыт Византийской хронографии» Э. Муральта Πατριаρχικоι πινακες. Мануила Гедеона «Патриархи Константинопольские» трактат Ле-Кеня в 1-м томе сочинения «Восток христианский» «Примечания Бандурия к каталогу Никифора Каллиста» «Хронологическая история пахриархов Константинопольских» Купера Хронология Константинопольских патриархов в 1-м томе сочинений Гергенрётера о Фотие Глава вторая. Обзор источников для хронологии Константинопольских патриархов от времени Халкидонского собора до Фотия Хроника Марцеллина Хроника Виктора, Епископа Тунунского Хронография Иоанна Малалы Пасхальная хроника Церковная история Иоанна Ефесского Летопись Феофана Краткая история(στορα σντομος) патриарха Никифора Хроники анонимного продолжателя Феофана и Гизея Historia miscella Historiarum compendium Георпя Кедрина Летопись Иоанна Зонары Каталоги патриархов Константинопольских Менологии Глава третья. Хронология константинопольских патриархов от времени Халкидонского собора до Фотия Глава четвертая.Очерки жизни и деятельности свв. Анатолия, Геннадия и Иоанна Постника Св. Анатолий Св. Геннадий Св. Иоанн Постник     Избрание нами для изучения хронологии константинопольских патриархов и жизни и деятельности некоторых замечательнейших из них в период времени именно от Халкидонского собора и именно до Фотия не должно представляться произвольным. Если выделение этих четырех веков (с половины 5-го до половины 9-го) в особый законченный период может не иметь достаточных оснований при изучении церковно-исторической жизни вообще во всех ее разветвлениях, то такое выделение вполне законно при изучении истории одного патриархата константинопольского. По концам означенного периода стоят столь крупные исторические факты, что их по отношению к истории этого патриархата с полным правом можно назвать эпохами в общепринятом значении этого слова. Что касается, прежде всего, патриарха Фотия, то едва ли даже следует упоминать о том, что жизнь и деятельность этого замечательного человека представляют собою такую эпоху не только в истории константинопольского патриархата, но и в истории всей вообще восточной церкви: Фотий начал собою «период трагической борьбы между церковью Римскою и Византийскою, закончившийся печальным следствием разделения единой церкви на два течения» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкования на 1 и 2 Фес., 1 и 2 Тим., Тит., и Фил. Во вторую книгу одиннадцатого тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли: Толкования на послания к Фессалоникийцам 1-е и 2-е, Тимофею 1-е и 2-е, Титу и Филимону. ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОМ ОДИННАДЦАТЫЙ КНИГА ВТОРАЯ ТОЛКОВАНИЯ НА ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА ТВОРЕНИЯ, приписываемые св. Иоанну Златоусту, и в Патрологии Миня отнесенные к разряду Spuria Набор и обработка текста Татьяны Макаровой (Санкт–Петербург).   ТОЛКОВАНИЕ НА 1–е ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ БЕСЕДА 1 на 1 Фес. 1–3. О необходимости бодрствования. — При каких условиях молитвы бывают полезными. БЕСЕДА 2 на 1 Фес. 1:8–10. Об Александре Македонском. — Подвиг проповедника. — Признаки истинного друга. — Пример христианской дружбы. БЕСЕДА 3 на 1 Фес. 2:9–12. Обязанность учителя. — Не должно смущаться искушениями. — Заговоры и повязки с целью врачевания больных. — О гадателях. — Не следует заботиться о деньгах. БЕСЕДА 4 на 1 Фес. 3:5–8. Попечительность ап. Павла об учениках. — Всякий грех — нечистота и всякая добродетель — чистота. Целомудрие Иосифа. — Не нужно помнить об обидах. БЕСЕДА 5 на 1 Фес. 4:1–3. Чистота в браке. — Не нужно юношам медлить со вступлением в брак. — Осторожность Златоуста при рассуждении о нескромных предметах. БЕСЕДА 6 на 1 Фес. 4:9–10. Не следует скорбеть об умерших. — Причина такой скорби — неверие. БЕСЕДА 7 на 1 Фес. 4:13. Доказательства воскресения. — Переселение душ у греков. БЕСЕДА 8 на 1 Фес. 4:15–17. Обстоятельства будущего воскресения. — Вечные награды и наказания. — Состояние страны на месте Содома и Гоморры. Доказательства существования геенны. БЕСЕДА 9 на 1 Фес. 5:1–2. Кончина мира неизвестна для пользы живущих. — Всякий грех есть душевное опьянение. — Изнеженность ведет к погибели. БЕСЕДА 10 на 1 Фес. 5:12–13. Полезный способ мести — платить добром за зло. — Против любостяжателей и хищников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1. Введение Несмотря на то, что место богослужебных собраний христиан и святая трапеза 1 , на которой совершается Евхаристия, уже с самых ранних христианских времен были окружены почтением 2 , описания христианского богослужения I–III в. (даже такие подробные, как “Διατξεις τν γων ποστλων” (“Уставы святых апостолов”, III в.), часто называемые также “Апостольским преданием” 3 ) об освящении трапезы и храма умалчивают. Одно из первых определенных свидетельств об освящении храма принадлежит только IV веку: Евсевий Кесарийский в “Житии Константина” говорит об освящении Иерусалимского храма (τ γκανια το ν εροσολμοις μαρτυρου – Eusebii Caesariensis Vita Constantitni. rei. 4. 40) 4 Каким образом освящался св. престол в древности? Один из входящих в Corpus Areopagiticum (кон. V в.) трактатов, “О церковной иерархии”, сообщает, что трапеза “освящается всесвятыми возлияниями священнейшего мира” (τας το εροττου μρου τελειτουργε παναγσιν πιχσεσιν – De Ecclesiastica Hierarchia. IV. 12) 5 ; на помазание св. миром как на центральный момент освящения храма указывают и многие другие церковные писатели. 2. Первоначальный византийский чин Древнейший текст византийского чина освящения храма помещен в Евхологии Bibl. Vaticana. Barberini. gr. 336. Fol. 145 v –156 v , VIII в. 6 Следует отметить то, что указанная рукопись была создана в Южной Италии, а также то, что приводимый ниже чин освящения храма содержится еще в одной южноиталийской ркп. (Bodl. Auct. E. 5. 13). На первый взгляд, это заставляет нас несколько усомниться в константинопольском происхождении чина. Однако тот же чин помещен и в палестинской рукописи IX в. (Sin. gr. 959), встречается в нескольких славянских рукописях (см. ниже) и, главное, ссылка на него содержится в константинопольском постиконоборческом чине освящения храма. Таким образом, можно утверждать, что чин Евхология Барберини является стандартным византийским формуляром освящения храма доиконоборческой эпохи. Он озаглавлен: “Τξις γινμενη πι καθιερσεως ναο κα τς ν ατο γας τραπζης” (Чин, бываемый при освящении храма и сущей в нем святой трапезы). Его порядок:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

62. 1441 г. Послание великого князя Василия Васильевича константинопольскому патриарху Митрофану, об отступлении от православия митрополита Исидора, с требованием согласия на поставление другого митрополита, по избранию и рукоположению русских епископов Из Актов Исторических, т. I, 39, где издано было «из сборника, составленного из разных тетрадей второй половины XV века (in 8 , на 495 лист.), хранящегося в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря под 30 (л. 1–12)». Тоже самое послание, обращенное к лицу греческого императора, находится во второй софийской летописи (Пол. Собр. Лет. т. VI. стр. 162–167). Варианты этого издания отмечены буквой Л. О времени изготовления и дальнейшей судьбе послания см. ниже, стр. 529, примеч. 1. Святейший мой владыко и отче, и вселенский патриарше, правителю душ православного христианства! 2506 Сын святого ти владычества 2507 , великий князь московский и всея Руси Василие 2508 , достойное поклонение 2509 творит 2510 святому ти владычеству. 2511 Вемы убо известно от божественного писания, яко преже, Божьей волей и многими его и неизреченными щедротами, истинное благочестие и еже в Господа нашего Иисуса Христа, в Троице славимого, истинная православная христианская и непорочная вера право воссия 2512 и возрасте в Царствующем преименитом граде, в отечествии святого царя греческого 2513 , от благочестивого и святого самодержца всей вселенной великого царя Константина. По многих же паки временах и летах, прародитель наш, святой и равный Апостолам, якоже есть нам достойно сице глаголать о нем, великий князь Владимир киевский и всея Руси, еще в поганстве сый, осиянием же пресвятого и живоначального Духа, начат посылать во вся страны и дальние градовы и места, искать и испытывать, кая есть вера блага и богоприятна? Посылание же о том и изыскание намнозе имеяше, до Рима ж убо и до иных многих мест, еже видеть латынскую веру и арменскую и иудейскую 2514 , не токмо ж се, но и богомерзского Моамефа повеле видеть веру и служение. И сих испытав и видевся, яко не суть добра, ниже богоприятна, но и паче богоненавидима; латыньской убо и арменьской ереси никакоже внят 2515 , иудейская же обычая и 2516 окаянного 2517 и богомерзского Моамефа злочестивую ересь всячески поплевав, отверже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

I. Правление § 1. Учреждение Синода С 1721 г. Русская Церковь вступила в новый период существования переменой высшего управления своего. В янв. 1721 г. собран был Собор Пастырей Церкви Русской. Под председательством, самого Царя Собор рассуждал о высшем духовном правительстве. Признано было полезным поручить высшее управление Церковью вместо Патриарха Собору Пастырей. а) Тогда как занятия одного лица, – так рассуждал Собор, – могут останавливаться то болезнями, то смертью его, Собор имеет возможность вести дела безостановочно, и ответы на важные сомнения могут быть всегда готовы. б) Легче дознать правду Собору многих, чем одному лицу. в) В решениях Собора более может иметь место беспристрастие, чем в решениях одного лица. г) Решения Собора более имеют важности и твердости, и потому охотнее будут исполняемы, чем решения одного лица. д) И влияние сильных не столько может мешать правильным определениям Собора, чем решениям одного лица. – Вследствие сего положено было, не изменяя ничего в основаниях церковного правления, открыть постоянный духовный Собор 1 . Поскольку же Церковь Христова есть единое тело Христово, где ни одна часть не существует в совершенной независимости от другой; а отмена патриаршества в России и замена его постоянным Собором тем более требовали сношения с Востоком, что учреждение патриаршества совершалось по определениям Восточных Патриархов: то в сентябре 1721 г. Петр Великий отнесся к Константинопольскому Патриарху посланием. Изложив свои расположения, с какими занимался он учреждением нового церковного управления, Петр писал: «Уповаем, яко Ваше Всесвятейшество, яко первый Архиерей Православной Кафолической Восточной Церкви, сие наше учреждение Духовного Синода за благо признать изволите, и о том прочим блаженнейшим Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому Патриархам сообщение учините». В 1723 г. Константинопольский Патриарх Иеремия писал к Святейшему Синоду: «Мерность наша, благодатию и властию Всесвятаго, животворящаго и совершенноначальствувщаго Духа, узаконяет, утверждает и провозглашает от благочестнейшаго Самодержца..., по Духу Святому нам возлюбленнаго и превожделеннаго, в Российском св. великом царства учрежденный Синод. Есть и нарицается он нашим во Христе братом, Святым и священным Синодом, и имеет власть творити и совершати, елика четыре Апостольские Святейшии Патриаршии престоли». Такое же послание прислал от себя тогда же Антиохийский Патриарх Афанасий. В то же время Константинопольский Патриарх писал, что Патриархи Александрийский и Иерусалимский не прислали от себя отзыва потому, что первый скончался, а второй лежит на смертном одре. «Имеем попечение, – прибавлял Святейший, – да и от иных подтверждение будет, аще востребуется; довлеет бо и сие» 2 . Патриаршие грамоты, полученные в сентябре 1721 г., тогда же разосланы были ко всем Архиереям 3 . Так утвердилось новое высшее управление Церкви Русской!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

архимандрит Еммануил (Каливас) Глава III. Осуждение папства церковной историей 1. Осуждение папства словом Божиим, Святым Писанием 1) потому что папство не признает авторитета Писания Папство нарушает слово Божие и Святое Писание и поэтому несет на себе вечное осуждение. Христос сказал: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» 348 . Папство принимает и проповедует только то, что ему подходит. Оно отвергает учение Христа и несет на себе вечное осуждение . Католики, «всегда вводящие новшества» суть «восставшие против Евангельского учения» 349 , – как говорит Константинопольский Собор в 1722 г. Патриарх Константинопольский, Григорий VI рассматривает «принципы папства (­догматы)... всегда противоборствующими духу Евангелия и учению святых Отцов и Вселенских Соборов» 350 . Папа поднимает себя выше Святого Предания . 24 января 1647 г. папа Иннокентий X постановлением Sancti Officii предал анафеме «как еретика каждого христианина, который дерзнет уверовать в учение Апостола Павла относительно авторитета его апостольского сана» 351 . Тремя веками раньше, папа Иоанн XXII в 1327 г. и папа Климент VI в 1351 г. предали анафеме «каждого человека... который дерзнет отрицать, что Апостол Павел находился в бесконтрольном распоряжении абсолютной власти первого папы, Апостола Петра» 352 . Так. Папский произвол достиг того, что он более не признает авторитета Святого Писания и, более того, запрещает его чтение , к тому же отвергает Святое Писание как вредную и мрачную книгу . Духовный отец говорит P.B. Convalier " y: «...оставьте Библию , чтобы не продолжалось опасное воздействие ее на души ваши. Она как огонь, который, когда не освящает, жжет и обугливает... и богословы наши подтверждают, что Писание являет собой мрачное облако, занавес, там, где эти самые безбожники еще не могут укрепиться» 353 . Непризнание папством Писания, Христа, Апостолов составляет осуждение папства сегодня и навсегда. 2) потому что папство искажает и портит Святое Писание

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/osuz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010