Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Стефан Новый, прмч. - житие Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый родился в 715 году в Константинополе в благочестивой христианской семье. Родители его, имея двух дочерей, молили Господа о рождении сына. Новорожденного Стефана мать принесла во Влахернский храм во имя Пресвятой Богородицы и посвятила Богу. В то время император Лев Исавр (716 - 741) начал гонение на святые иконы и на их почитателей. Сторонники иконоборческой ереси при поддержке царя захватывали главенствующие позиции в империи и Церкви. Гонимое сильными мира сего Православие сохранялось в отдаленных от столицы монастырях, в уединенных келлиях и в сердцах мужественных и верных своих последователей. Православные родители святого Стефана, тяготясь окружающим нечестием, удалились из Константинополя в Вифинию, а своего шестнадцатилетнего сына отдали в послушание блаженному Иоанну, подвизавшемуся в уединенном месте на горе святого Авксентия. Более 15 лет пробыл святой Стефан у блаженного Иоанна, целиком предав свою волю этому духоносному старцу, обучаясь у него иноческому деланию. Здесь же Стефан получил известие о том, что умер его отец, а мать и сестры приняли монашеский постриг. Через некоторое время скончался и наставник святого, блаженный Иоанн. С глубокой печалью Стефан предал погребению его честное тело, а сам продолжал иноческий подвиг в его пещере. Вскоре к подвижнику стали приходить иноки, желавшие учиться у него добродетельной и спасительной жизни, постепенно образовался монастырь, игуменом которого стал святой Стефан. В сорокадвухлетнем возрасте игумен Стефан покинул созданную им обитель и ушел на другую гору, на вершине которой, в уединенной келлни, пребывал в глубоком затворе. Однако и здесь вскоре создалась община иноков, ищущих духовного наставничества святого Стефана. Льва Исавра на императорском престоле сменил Константин Копроним (741 - 775), еще более яростный гонитель православного благочестия, еще более ревностный иконоборец. Император созвал иконоборческий собор, на котором присутствовали 358 епископов из восточных провинций. Однако, кроме архиепископа Константинопольского Константина, незаконно возведенного на церковный престол властью Копронима, ни один из патриархов не захотел участвовать в злочестивых деяниях этого собора, который тем не менее именовал себя вселенским. Собор еретиков, по предложению царя и архиепископа, объявил иконы идолами, предал анафеме всех, православно поклоняющихся им, объявил иконопочитание ересью.

http://pravicon.com/info-3445

От редакции : Этот материал мы получили от нашего замечательного патролога Алексея Ивановича Сидорова († 23.02.2020) ещё в прошлом году и тогда же договорились опубликовать его 12/25 мая 2020 года, спустя много месяцев, в день памяти святителя Германа. Увы, Алексей Иванович не дожил до дня публикации, – тем больше у нас причин молитвенно помянуть автора в своих молитвах. Святитель Герман I Константинопольский Иконоборческий период, продолжавшийся чуть более столетия и подразделяющийся на два этапа – 730–780 и 813–843 годы, – можно назвать целой эпохой, поскольку он играл значительную роль в истории православного богопочитания и богословия, дав стимул, ожививший многие аспекты христианского жития и богомыслия. Само «иконоборческое движение было очень сложным явлением», и адекватное объяснение его связано и с плохим состоянием источников . Сложность этого движения не препятствовала тому, что несходные течения сходились в одном практическом требовании – «отмены существующей формы внешнего богопочитания»: «Этим практическим выводом иконоборцы дорожили гораздо более, чем своими посылками; поэтому в полемике с православным иконоборец, выбитый с одной позиции, не стеснялся переходить на другую, третью, хотя бы эти новые позиции логически почти исключали друг друга; и по этой причине внутреннее разномыслие в иконоборческой среде не повело к дроблению этой ереси на толки, как это было с арианами (или – лучше – антиникейцами) в IV веке и с монофизитами (лучше – антихалкидонитами) в V и VI веках. Общая черта всех почти иконоборческих теорий – их половинчатость, недосказанность; выставляемые иконоборцами принципы куда шире выводов, которые они из них делают. Это обстоятельство ставило иконоборческую теорию в противоречие с их (иконоборцев) практикой и значительно облегчало полемику для православных, которые часто могли удовлетворяться указанием на это отсутствие последовательности» . Данная характерная черта иконоборчества должна учитываться при освещении жизни и деятельности их оппонентов – православных отцов Церкви. Кроме того, следует, конечно, принимать во внимание, что иконоборчество имело свои взлеты и падения. Пиком этого еретического движения являлась деятельность императора Константина V Копронима и иконоборческий собор 754 года.

http://pravoslavie.ru/131293.html

Пещерные монастыри Крыма ФОТОГАЛЕРЕЯ Предлагаем вашему вниманию фотопрогулку по пещерным монастырям Шулдан и Челтер-Мармара и пещерному городу Эски-Кермен. Монастырь Христа Спасителя «Шулдан» расположен вблизи современного села Терновка в Севастополе. Название «Шулдан» переводится как «отдающий эхо» или «неприступное место». Он состоит из двух пещерных храмов и двадцати помещений культового и хозяйственного назначения, расположенных в два яруса. Монастырь был основан в VIII веке монахами-иконопочитателями – беженцами из Византии в период борьбы с иконами императоров из Исаврийской династии Львом и Константином Копронимом. Монахи, жившие в Шулдане, занимались виноградарством и виноделием. Пещерный монастырь Челтер-Мармара расположен на обрыве горы Челтер-Кая, недалеко от монастыря «Шулдан», в полутора километрах на северо-запад от села Терновка на территории города Севастополь. Объект культурного наследия народов России федерального значения. Челтер в переводе с крымско-татарского – «решетка», «сетка», Мармара – название средневековой деревни, находившейся у подножия горы. Здесь насчитывается более 50 пещер, расположенных в четыре яруса: 4 церкви, кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения. В древности они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решетку. Не очень далеко от этих монастырей располагается и средневековый город-крепость Эски-Кермен. Название переводится с крымско-татарского как «старая крепость». Город построен на столообразном горном плато, ограниченном обрывами до 30 м глубиной. Является одним из наиболее посещаемых пещерных городов Крыма и входит в Бахчисарайский историко-культурный заповедник. В этом городе существовали несколько пещерных храмов, вырубленных в скалах в XII–XIII веках, со множеством фресок. vk fb tw ok @ g+ lj Рассвет на Черном море Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj По дороге в монастырь Шулдан Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/134512.html

сост. О.А. Платонов Особенности и техника русской иконы Иконопочитание в России Почитание икон в России издревле перешло пределы, полагавшиеся обычаем, и обрядовая сторона молитвы сосредоточилась в непрестанном «поклонении» иконам. «Иже святым иконам не поклоняется, чюж есть веры святыя, яко иконная честь на первый образ переходит». В перечне латинских заблуждений, приводимом в послании Михаила Керулария (1054г.), в древнейшей редакции славянского перевода (списки XIV в.), уже становится общим то обвинение, что «иные латины отрицаются поклонения святым иконам», и что, входя в церковь , латины не поклоняются святым иконам. Как свидетельствует старейшая русская летопись: «Влезше бо в церковь не поклонятся иконам, но стоя поклонится, и поклонився напишет крест на земли и целует, встав прост станет на нем ногами; да лег целует, а встав, попирает». В записке XI в. «О фрязех и о прочих латинах» (по спискам конца XIII в.) латины «обрах в святых церквах не пишут, проче единаго Пропятого, но и то Пропятие не шаровным строением пишут, но токмо цело в едином древе и в камени изваяно творят, рекше издолблено». По поводу обвинения некоторых латинян в иконоборстве давалось такое объяснение: «Иже есть гное тезоименитаго ересь и проклятых онех, иже иконы пожгоша», причем под «тезоименитым гноею» разумеется Константин Копроним. Дионисий. Спас в Силах. Икона. 1499–1500 гг. 192х130 см. ГТГ Распространение икон в России было тесно связано с обилием на Руси лесов. Из дерева строились избы, палаты и церкви, и украшали их иконами, писанными на дереве. Из Византии – хотя сравнительно редко, и то в особых случаях – могли получать картоны и рисунки, отчасти даже вызывать мозаичистов, но за иконными образцами обращались или на Балканы, к болгарам и сербам, или к греческому Востоку, через Херсонес и Кафу в Малую Азию, где во многих местностях издревле была принята иконопись на дереве. Дело в том, что лишь немногие плотные и чистые от узлов породы дерева, как-то: липа и ее виды, ольха, береза, дуб, кипарис дают доски чистые, не трескающиеся от сушки, несмолистые и не сгибающиеся от времени, годящиеся вполне под иконы, и потому, напр., больших иконостасных икон на сиро-египетском Востоке не было и не могло быть по условиям древней караванной торговли. Крупные греческие иконы исполнялись лишь в период культурного замирания Балканского п-ова, древнейшие афонские исполнялись на дубе и пр. Затем

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ III Григорий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († 28.11.741), св. (пам. зап. 10 дек.), папа Римский (с 18 марта 731). Согласно Liber Pontificalis , по происхождению сириец; в Веронском каталоге пап (кон. VIII в.) назван римлянином. До избрания папой служил пресвитером в рим. ц. св. Хрисогона. В Liber Pontificalis, а также у рим. каноника Флодоарда указывается, что Г. был избран на Папский престол рим. народом после смерти папы Григория II и утвержден через 35 дней экзархом Равенны (представителем визант. императора в Италии). Заняв Римскую кафедру, Г. продолжил борьбу с иконоборчеством, ставшим частью социальной и церковной политики Византийской империи. Признавая визант. императора высшим светским правителем, Г. направил в К-поль пресв. Георгия, дабы уведомить императоров Льва III Исавра и Константина V Копронима о своем избрании и передать письменное увещание против иконоборчества. Опасаясь гнева императоров, папский посол не сделал этого, за что по возвращении в Рим Г. хотел лишить его сана, но по решению Римского Собора (весна 731) приговорил лишь к публичному покаянию. Вскоре папа вновь направил пресв. Георгия в К-поль с посланием против иконоборчества, о чем стало известно в столице Византии, и Георгий был задержан имп. чиновниками на о-ве Сицилии. 1 нояб. 731 г. Г. созвал в Риме новый Собор, объявивший анафему всякому, кто оскверняет или хулит иконы и священные изображения. Согласно эпитоме Кассинской Хроники, приписываемой Анастасию Библиотекарю (IX в.), тот же Собор потребовал от жителей еп-ств Аврелиана (совр. Орлеан, Франция) и Ценоман (совр. Ле-Ман, Франция) вернуть в Кассинский мон-рь (совр. Монте-Кассино ) мощи прп. Венедикта Нурсийского и его сестры св. Схоластики , к-рые в период запустения мон-ря (с кон. VI до нач. VIII в.) были перенесены в Галлию монахами аббатства Флёри . Для оповещения императоров о решениях Собора папа направил в К-поль дефенсора Константина с посланием, требовавшим восстановления иконопочитания; от итал. епископов с теми же требованиями был направлен патрикий Сергий, но оба посла были задержаны на о-ве Сицилии и заключены в тюрьму. В 732/3 г. Г. направил к императорам и к К-польскому патриарху Анастасию дефенсора Петра (сведения о миссии не сохр.).

http://pravenc.ru/text/166747.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМПАНОПЕТРА [греч. Καμπανπετρα], раннехристианская базилика, выдающийся памятник кипрской архитектуры. Расположена на юго-вост. окраине Саламина (Констанции), с внутренней стороны городской стены. К. не упоминается в источниках, древнее посвящение неизвестно. Совр. название, по одной версии, происходит от построенных на развалинах К. каменных хижин (καμπνα - хижина, πτρα - камень). По др. версии, оно связано с тем, что необрушившаяся сев. опора центрального входа в атриум напоминала звонницу (καμπνα - колокол). Сохранились стены на высоту до 3 м, пол и часть колонн. Базилика Кампанопетра, Саламин. Кон. V - нач. VI в. Базилика Кампанопетра, Саламин. Кон. V - нач. VI в. Типологические особенности коринфских капителей т. н. феодосианского типа указывают на то, что К. была построена в кон. V - нач. VI в., возможно в связи с подтверждением автокефального статуса Кипрской Православной Церкви при имп. Зиноне , когда архиеп. Анфемий возвел близ Саламина базилику во имя ап. Варнавы. Как отмечает Ж. Ру ( Roux. 1998. P. 235), по описанию в Энкомии ап. Варнаве авторства мон. Александра Кипрского атриум базилики ап. Варнавы весьма схож с атриумом К. (Hagiographica Cypria. 1993. IV 44-46). Судя по находкам монет имп. Константа II , выпущенных после 651 г. ( Roux. 1998. P. 250), К. уцелела после 1-го нападения халифа Муавии на Саламин. Вероятно, она пришла в запустение после его 2-го рейда (653-654), когда большинство жителей Саламина покинули город. Незадолго до разрушения базилики был начат ее ремонт, к-рый так и не смогли завершить. Византийцы посещали базилику и впосл., на что указывают находки монет императоров Константина V Копронима и Василия II Болгаробойцы. В XIII в. на руинах базилики были устроены печи для обжига извести. Последние находки монет относятся к XIV в. Видимо, К. была окончательно заброшена в результате землетрясения. Как и большинство ранневизант. базилик Кипра, К. представляет собой комплекс церковных зданий. Его ядро - 3-нефная базилика (41 ´ 20 м), некогда перекрытая деревянными стропилами, с 3 выраженными снаружи алтарными апсидами. Нефы разделены 2 рядами по 12 колонн и 2 полуколоннами из проконесского мрамора с феодосианскими капителями. Над боковыми нефами находились хоры. В центральной апсиде устроен высокий 6-ступенчатый синтрон с проходом под ним (как в ц. Св. Ирины в К-поле). В отличие от большинства кипрских базилик в К. нет проходов между апсидами. По центральной оси главного нефа был расположен мраморный амвон. Между ним и синтроном находилась П-образная алтарная преграда, выступавшая в наос до уровня 3-й с востока колонны.

http://pravenc.ru/text/1470145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНТЕПОПТА ХРИСТА МОНАСТЫРЬ [Греч. μον το Χριστο Παντεππτου], в К-поле. Эпитет Христа Παντεππτης - «Всенадзирающий» (в рус. лит-ре часто ошибочно - «Всевидящий») возник до основания П. Х. м. и упоминается еще в Псевдо-Клементинах ( Ps.-Clem. Hom. 8, 19. 1), др. мон-ри с таким посвящением неизвестны. Эски-Имарет-джами. Фотография. 2012 г. Фото: В. Е. Сусленков Эски-Имарет-джами. Фотография. 2012 г. Фото: В. Е. Сусленков П. Х. м. был основан Анной Далассиной, матерью имп. Алексея I Комнина (1081-1118), до 1087 г., когда тот своим указом передал к-польской ц. Мирелейон принадлежавшие первоначально П. Х. м. острова Лерос, Липси и Фармакониси (RegImp. 1995. Bd. 22. Nr. 1137, 1139). В 1104 г. с. Ливисдиада, принадлежавшее прежде П. Х. м., перешло к Иверскому мон-рю на Афоне (Ath. Iver. 232). В конце жизни Анна Далассина удалилась в П. Х. м., где вскоре, после 1100 г., умерла ( Zonara. Epit. hist. XVIII 24; Mich. Glyc. Annales. 620). В XII в. П. Х. м. был мужским; согласно Феодору Вальсамону, при патриархе Луке Хрисоверге (1157-1170) его игуменом был Мелетий (PG. 138. Col. 73). С игуменом мон-ря переписывался Иоанн Цец ( Iohannis Tzetzae Epistolae. Lpz., 1972. Nr. 9). В 1181 г. протосеваст Алексей I Комнин заключил на некоторое время в П. Х. м. патриарха Феодосия I Ворадиота за участие в мятеже кесаря Иоанна; в 1183 г. имп. Андроник I Комнин ослепил и отправил в П. Х. м. стратига Андроника Лапарду; в апр. 1204 г. имп. Алексей V Дука Мурзуфл разбил свой лагерь рядом с мон-рем на вершине холма, чтобы наблюдать за венецианским флотом в бухте Золотой Рог ( Nicet. Chon. Hist. 315, 361, 755). По всей видимости, именно П. Х. м. упомянут под названием «монастырь Пандопафтии» у Антония Новгородца как владевший ок. 1200 г. гвоздями Креста Господня и мощами святых. После 1204 г. П. Х. м. перешел в руки латинян и был передан ок. 1206 г. венецианскому мон-рю бенедиктинцев Сан-Джорджо-Маджоре. Первым настоятелем в лат. П. Х. м. был Павел, перенесший в 1222 г. из него в Сан-Джорджо-Маджоре мощи мч. Павла Нового Каюмского, иконопочитателя, пострадавшего при имп. Константине Копрониме. Однако в 1244 г. П. Х. м. арендовал у бенедиктинцев архиеп. Бенедикт Ираклийский.

http://pravenc.ru/text/2578886.html

Проверьте себя: тест-вопросы из экзамена по истории Церкви в МГУ Несколько тест-вопросов из программы экзамена по истории Церкви в МГУ в 1993-94 уч. году 30 января, 2012 Несколько тест-вопросов из программы экзамена по истории Церкви в МГУ в 1993-94 уч. году I. Подчеркните правильное 1. Вардесан был: а) апостолом из 72; б) великим древнесирийским христианским поэтом; в) основателем персидской церкви. 2. До обращения в христианство св. Павел был: а) саддукеем; б) фарисеем; в) эвионитом. 3. Греческое слово «гнозис» переводится на русский: а) ум; б) слово; в) знание. 4. Юлиан Отступник стремился восторжествовать над христианством путем: а) беспощадного гонения на христиан; б) открытой поддержки арианства; в) создания единого языческого культа. 5. Св. Константин: а) провозгласил религиозную веротерпимость; б) сделал христианство официальной религией Римской империи; в) запретил языческие культы. 6. Самым плодотворным переводчиком среди латинских отцов Церкви был: а) бл. Августин Иппонийский; б) св. Иларий Пиктавийский; в) бл. Иероним Стридонский. 7. Свв. Кирилл и Мефодий были призваны для миссионерской деятельности: а) в Болгарию; б) в Моравию; в) на Русь; г) все из перечисленного; д) ничего из перечисленного. 8. Прозвище Константина V «Копроним» переводится на русский как: а) Благоуханный; б) Мудрый; в) Пьяница; г) все; д) ничего. 9. Согласно законам ислама, христиане, проживающие в мусульманских государствах: а) подлежали уничтожению; б) могли существовать, только если они будут исполнять все законы шариата; в) могли исповедовать свою веру, но лишались ряда гражданских прав. II. Выберите название народа и впишите его рядом с именем его крестителя 1. Св. Патрик крестил… 2. Св. Нино (св. Нина) крестила… 3. Св. Григорий Просветитель крестил… 4. Св. Фрументий (Абба Салама) крестил… 5. Ульфила (Вульфила) крестил… 6. Король Хлодвиг (Кловис) крестил… (Персы, франки, славяне, готы, эфиопы, армяне, англы, ирландцы, саксы, грузины, индусы, сирийцы, алеуты, украинцы). III. Что такое:

http://pravmir.ru/proverte-sebya-test-vo...

Саратовской епархии будут переданы мощевики 1 октября 2007 г. 16:24 2 октября в 11.00 в актовом зале Саратовского областного краеведческого музея состоится торжественная передача Саратовской епархии мощевиков с частицами мощей преподобномученика и исповедника Стефана Нового и святителя Никифора, Патриарха Константинопольского. Согласно Книге поступлений краеведческого музея, мощевики вошли в состав музейного собрания в 1939 году после «ликвидации Духосошественской церкви». До конца 1980-х годов они экспонировались вместе с мощевиком, хранившемся некогда в храме имения князей Голицыных в Зубриловке, переданном в 2005 году Свято-Троицкому собору г. Саратова. В феврале 2007 года Федеральное агентство по культуре и кинематографии разрешило областному музею краеведения передать Саратовской епархии еще две святыни. Оба мощевика помещены в ковчег, специально изготовленный для них московскими мастерами. 2 октября этот ковчег будет передан епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину . После торжественной церемонии мощевики будут перевезены в Духосошественский собор г. Саратова, где владыка Лонгин совершит торжественный молебен. Преподобномученик Стефан Новый (†767) и святитель Никифор, Патриарх Константинопольский (†828), почитаются в Православной Церкви как исповедники иконопочитания. Святой Стефан Новый, живший в Константинополе и в юности принявший монашество, прославился своей святой жизнью и даром чудотворения. Считается покровителем моряков, так как, по преданию, не раз утишал бури и спасал корабли от крушения. Он пострадал от еретиков-иконоборцев при императоре Константине Копрониме, приняв мученическую кончину в 767 году. Исповедническую кончину от иконоборцев при Константине Копрониме принял и отец святителя Никифора, блаженный Феодор. На VII Вселенском Соборе святой Никифор произнес слово в защиту иконопочитания. Став Патриархом Константинопольским, он отстаивал верность учения Церкви. Царем-иконоборцем Львом святитель Никифор был отправлен в изгнание на далекий остров, где прожил 13 лет, скончавшись в 828 году. Пресс-служба Саратовской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/301529.htm...

Саратовской епархии будут переданы мощевики Саратов, 29 сентября 2007 г. 2 октября в 11.00 в актовом зале Саратовского областного краеведческого музея состоится торжественная передача Саратовской епархии мощевиков с частицами мощей преподобномученика и исповедника Стефана Нового и святителя Никифора, патриарха Константинопольского. Согласно Книге поступлений краеведческого музея, мощевики вошли в состав музейного собрания в 1939 году после «ликвидации Духосошественской церкви». До конца 1980-х годов они экспонировались вместе с мощевиком, хранившемся некогда в храме имения князей Голицыных в Зубриловке, переданном в 2005 году Свято-Троицкому собору г. Саратова. В феврале 2007 года Федеральное агентство по культуре и кинематографии разрешило областному музею краеведения передать Саратовской епархии еще две святыни. Оба мощевика помещены в ковчег, специально изготовленный для них московскими мастерами, сообщает сайт Саратовской епархии. 2 октября этот ковчег будет передан епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину. После торжественной церемонии мощевики будут перевезены в Духосошественский собор г. Саратова, где епископ Лонгин совершит торжественный молебен. Преподобномученик Стефан Новый (†767) и святитель Никифор, патриарх Константинопольский (†828), почитаются в Православной Церкви как исповедники иконопочитания. Святой Стефан Новый, живший в Константинополе и в юности принявший монашество, прославился своей святой жизнью и даром чудотворения. Считается покровителем моряков, так как, по преданию, не раз утишал бури и спасал корабли от крушения. Он пострадал от еретиков-иконоборцев при императоре Константине Копрониме, приняв мученическую кончину в 767 году. Исповедническую кончину от иконоборцев при Константине Копрониме принял и отец святителя Никифора, блаженный Феодор. На VII Вселенском Соборе святой Никифор произнес слово в защиту иконопочитания. Став патриархом Константинопольским, он отстаивал верность учения Церкви. Царем-иконоборцем Львом святитель Никифор был отправлен в изгнание на далекий остров, где прожил тринадцать лет, скончавшись в 828 году.  29 сентября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24151.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010