Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Иоанна епископа Готфского Память 19 мая Святой отец наш Иоанн жил в стране Готфской 3316 в царствование императора Константина 3317 . Он родился по молитве своих родителей, как в древности пророк Самуил ( 1Цар1:9–20 ), и, с юных лет предавшись иноческим подвигам, стал жилищем Христа. Он совершил путешествие в Иерусалим и, обошедши в течение трех лет все святые места, возвратился в отечество. В то время император Константин перевел тамошнего епископа в Ираклию Фракийскую 3318 , и православные христиане готфские усиленно стали просить святого Иоанна быть у них епископом. Они препроводили его в Иберию 3319 , где он принял епископское рукоположение и после этого снова возвратился в родную страну. Когда в его стране произошли неустройства, произведенные каганом 3320 , который истребил мечом много невинного народа, то он едва нашел возможность бежать и прибыл в Амастриду 3321 , где и прожил четыре года. Услышав о смерти кагана, он сказал бывшим при нем: – Чрез сорок дней я пойду судиться с ним пред Христом. Так действительно и случилось. Спустя сорок дней после этого святой Иоанн поучал народ, наставляя его к душевному спасению, и в это время предал дух свой Господу 3322 . Тотчас же согласно его предсказанию к пристани прибыл корабль, и тогда святейший епископ амастридский Георгий, положив тело его во гроб, со свечами и каждением в сопровождении всех жителей города проводил на корабль. На корабле тело святого было доставлено в монастырь его Парфенит 3323 и погребено здесь на месте погребения иноков монастыря. На сем месте после погребения святого Иоанна совершалось и даже до настоящего времени совершается много чудес. Преподобный совершал много чудес и при жизни своей. 3316 Под именем Готфской страны разумеется здесь подвластная тогда Готам область на южном берегу крымского полуострова, известная под названием Тавроскифии. Местом жительства святого Иоанна был Парфенитский порт при подошве горы Аюдага. 3317 Это был император Константин Копроним, известный в истории гонением на иконы; царствовал с 741 до 775 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Статистика Никифор Исповедник, свт. Святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем его родителями, Феодором и Евдокией. Они дали сыну настоящее христианское воспитание, подкрепленное примером их собственной жизни. Отец его пострадал как исповедник Православия от императора-иконоборца Константина Копронима (740 - 775). Мать, разделявшая все испытания своего мужа, последовала за ним в изгнание, а после его смерти вернулась в Константинополь и окончила жизнь в иночестве. Святой Никифор получил хорошее светское образование, но больше всего изучал Священное Писание и читал духовные книги. В царствование Льва IV (775 - 780) святой Никифор получил звание царского советника. Находясь при царском дворе, он продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твердо хранил чистоту Православной веры и. ревностно защищал почитание святых икон. После смерти Льва IV, в царствование Константина VI (780 - 797) и его матери святой Ирины, в 787 году в Никее был созван VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Глубоко зная Священное Писание, святой Никифор от имени императора выступил на Соборе в защиту Православия, чем оказал большую помощь святым отцам Собора. После Собора святитель Никифор несколько лет оставался при дворе, но полная суеты жизнь всё более и более тяготила святого. Он оставил службу и поселился в уединении, при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, безмолвии, посте и молитве. Святой Никифор построил церковь, основал монастырь и вел строгую иноческую жизнь еще до принятия иноческого пострига. В царствование императора Никифора I (802 - 811), после кончины святого Патриарха Тарасия, святой Никифор был избран на его место, принял иноческий постриг и священнический сан и был возведен на патриарший престол 12 апреля 806 года, в день святой Пасхи. При императоре Льве V Армянине (813 - 820), яром приверженце иконоборческой ереси, для Церкви вновь начался период смут и гонений.

http://lib.cerkov.ru/authors/760

21-е Св. Иакова епископа, исповедника, и св. Кирилла епископа Иаков с юных лет был монахом, подвизался в святой жизни и за ревность по вере возведён был на епископский престол Катанской Церкви, в Сицилии. В царствование же Константина Копронима за св. иконы претерпел изгнание и заточение, в коем и скончался (около 750 года). – Кирилл же святой был первым епископом города Катаны; родом из Антиохии и ученик Апостола Петра, он сим Апостолом отправлен был около 45 года по Р. Хр. на запад проповедовать веру Христову. Скончался мирно. Святого Кирилла, епископа Катанского Святого Кирилла, епископа Катанского, жившего в I-м веке. Родом из Антиохии, он был учеником св. первоверховного Апостола Петра, который и поставил его епископом в Сицилию, в г. Катану. Ему был свыше дан дар чудотворений. Так однажды он претворил горькую воду в источнике в сладкую, и это чудо в особенности способствовало к обращению им к вере многих язычников. Мирно скончался в глубокой старости. Святого Серапиона, епископа Тмуинского Антел Церкви Тмуинской, муж весьма уважаемый за святость жизни и красноречие 207 , св. Серапион был одним из самых усердных помощников св. Афанасия в борьбе против Ариан. – Из пустыни (куда он удалился во время арианских смут) он был призван на кафедру Тмуинскую при императоре Констанции, и прославился исповедничеством. Присутствовал и твёрдо отстаивал чистоту веры на Сардийском соборе (347 г.). В 355 г. совершил путь в Константинополь ради того, чтобы ходатайствовать у Констанция от лица Египетских епископов за Афанасия, но за это был подвергнут заточению. – Скончался около 366 г. Известен был по своим сочинениям, о которых блаженный Иероним , причисляя св. Серапиона к отцам Церкви, говорит: – «не знаешь, чему больше дивиться, – учёности ли его светской или знанию св. Писания». Из «писем» Серапиона известны в настоящее время два письма: 1) к епископу Евдоксию, писанное, как видно по содержанию, во время заточения Серапиона. – «Не малодушествуй в скорби, – писал святитель, – но благодушествуй верой, не падай в болезни, но будь твёрд и не греши. Не считай болезни тяжестью; тяжёл – один грех . Быть больным – дело общее и для добрых, и для худых; а грешить, как видим, свойственно худым. Кто в болезни, болезнь его умрёт вместе с смертью; а кто грешит, того грех найдёт и там за гробом. Болезнь следит за нами до гроба, а за мертвецом за гроб не следует; но грех тайно губит и живых, а ещё более поражает умерших, обнаруживает свой огонь и мучит грешника. Это, возлюбленный брат! написал я с тем, чтобы ты не предавался малодушию, а хранил себя во Христе. Надобно смотреть наконец на то, что есть Бог – защитник. Он на несколько отступает и опять берёт под Свой покров; на несколько оставляет и опять защищает; никогда не оставляет Он Церкви; «врата адовы не одолеют ю». И так, покажи силу твоей добродетели перед Богом Всевидцем, чтобы во всём ты был благоугоден Ему. Не смеем приглашать тебя, чтобы не отвлечь тебя от города».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Царствование Ирины совместно с сыном Константином VI (780-790 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Ирина была провозглашена регентшей при сыне Константине VI. Это было вызовом иконоборческой партии, и партия решила вновь путем переворота воцарить Никифора. Но Ирина открыла заговор, сослала заговорщиков, a Никифора и братьев постригла в монашество, посвятила в сан диаконов и священников и заставила их в ближайшее Рождество того же 780 г. служить в Св. Софии напоказ народу, чтобы впредь расстались с мыслию выдвигать в императоры этих сыновей Константина Копронима от третьей жены. Но никогда в Византии не прекращавшаяся серия дворцовых и армейских заговоров и впредь не давала покоя постриженным лицам. B 792 г. новый заговор выдвинул иеромонаха принца Никифора в претенденты. За это Константин VI ослепил своего дядю и вырезал языки двум другим его братьям черноризцам-кесарям. «Если не будет созван вселенский собор и не будет искоренено господствующее заблуждение, то не надейтесь получить спасение.» Когда ему заметили посланные: «Зачем же ты при поставлении дал письменное клятвенное обещание, что никогда не будешь почитать икон?» — на это патриарх ответил: «Это-то и есть настоящая причина моих слез, это-то и побудило меня наложить на себя покаяние и молить Бога ο прощении.» Павел вскоре умер. С этих пор, говорит летописец, все начали открыто обсуждать вопрос ο почитании святых икон. Ирина, одержав эту победу, начала смелее выявлять свое расположение к «древнему благочестию.» Было устроено торжественное возвращение из скрытого места на острове Лемносе «изгнанных» Константином Копронимом мощей святой мученицы Евфимии на их прежнее место в Халкидон. Монахи стали возвращаться из ссылок. Частные люди стали открыто почитать иконы. Этот ощутимый поворот к ликвидации иконоборчества Ирина вела пока осторожно, ибо шли войны с арабами и славянами. Опасно было раздражать большинство военных «копронимовского» духа. Ирина ускорила очень неславный мир с арабами, правда, уравновесив его победой над славянами. Β эти же годы Ирина своего еще несовершеннолетнего (13 лет) сына Константина VI обручила с еще более малолетней (8 лет) дочерью Карла Великого Ротрудой. По-гречески созвучно называли ее Еритро. Ирине нужен был ввиду этого религиозный мир и со всем Западом.

http://sedmitza.ru/lib/text/435398/

[греч. Kωνσταντνος] (рубеж VIII и IX вв.; по др. версии, 2-я пол. IX в.), еп. Тионский (пров. Гонориада), агиограф. Автор «Речи на обретение честных мощей» вмц. Евфимии Всехвальной (BHG, N 621), повествующей о поругании мощей святой при императоре-иконоборце Льве III, а также об их чудесном обретении и торжественном перезахоронении в храме вмц. Евфимии в К-поле у Ипподрома в 796 г., где они покоились с VII в. ( Theoph. Chron. P. 440). «Речь...» - основной источник для реконструкции антииконоборческой полемической традиции, приписывавшей иконоборцам ненависть не только к иконам, но и к мощам святых. Существуют 2 гипотезы о том, когда был создан текст и когда жил К. Более ранней датировки придерживается издатель Ф. Алькен: по его мнению, «Речь...» была написана в 796-806 гг. Если верить надписанию, присутствующему также в неизданной груз. версии памятника ( Blake. 1931/1932. P. 316-317), текст был составлен по просьбе архиеп. Амастридского Георгия, что дает приблизительный terminus ante quem, поскольку Георгий скончался между 802 и 807 гг., скорее всего в 806 г. (PMBZ, N 2183). Следов., К. занимал Тионскую кафедру на рубеже VIII и IX вв., причем заступил на нее не ранее 787 г., поскольку в деяниях VII Вселенского Собора еще значится имя еп. Тионского Михаила. Ранняя датировка подтверждается также и авторскими ремарками, из к-рых следует, что он был свидетелем поругания мощей, а также видел храм вмч. Евфимии еще до его реставрации при имп. Ирине. В то же время автор имел искаженное представление об истории иконоборчества: все остальные источники, включая «Хронографию» прп. Феофана Исповедника, датируют поругание мощей периодом правления Константина V Копронима, а не Льва III, а сообщение о ненависти иконоборцев к изображению Св. Креста противоречит всем имеющимся данным об иконоборческом богословии. Ряд исследователей (С. Манго, И. Шевченко, А. Бергер) полагают, что «Речь...» была интерполирована после 843 г. и стоящее в заглавии имя К. относится не к первоначальному автору текста, а к интерполятору 2-й пол. IX в. В таком случае К. должен быть отождествлен с Константином, еп. Тионским, чье имя значится в соборных документах 869/70 г. ( Mansi. T. 16. P. 159, 194) и 879/80 г. ( Mansi. T. 17. P. 377).

http://pravenc.ru/text/2056996.html

Его молитвенное усердие, трудолюбие и кротость снискали ему любовь братии. В свободное от молитв время преподобный переписывал Богослужебные книги, составлял сборники из творений святых отцов. Когда в 770 году скончался настоятель монастыря Феоктист, братия избрали игуменом преподобного Платона, несмотря на то, что ему было всего лишь 35 лет. После смерти императора Константина Копронима (775) преподобный Платон отправился в Константинополь. Он отказался от управления Никомидийской митрополией и в 782 году вместе с племянниками - святыми Феодором (+ 826, память 11 ноября) и Иосифом (+ 830, память 26 января), удалился в пустынное место Сокудион. Они построили на горе церковь в честь святого апостола Иоанна Богослова и основали монастырь, настоятелем которого стал сам преподобный Платон. Когда святой Тарасий вместе с царицей Ириной созвал в 787 году Седьмой Вселенский Никейский Собор, преподобный Платон принял деятельное участие в его работе. Как образованный и начитанный в Священном Писании он успешно обличал иконоборческую ересь и защищал почитание святых икон. Когда преподобный Платон приблизился к старости, он передал управление монастырем преподобному Феодору.В 795 году император Константин VI (780 - 797) насильно заставил свою супругу Марию принять монашество и решил обвенчаться с одной из своих родственниц, Феодотией.Несмотря на то, что святой Патриарх Тарасий осудил этот брак, один из видных константинопольских священников, Иосиф, нарушил запрет Патриарха и обвенчал императора.Узнав об этом, преподобные Платон и Феодор отлучили императора от Церкви и разослали об этом письмо ко всем инокам. Разгневанный император приказал заключить святого Платона в темницу, а преподобного Феодора сослать в Солунь. Только после смерти императора в 797 году они получили свободу. Преподобный Феодор переселился в Константинополь и стал игуменом Студийского монастыря. Преподобный Платон в той же обители жил простым иноком и был в послушании у своего племянника.Когда новый император Никифор (802 - 811) самовольно возвратил в Церковь отлученного священника Иосифа, преподобные Платон и Феодор снова выступили с обличением незаконного действия императора. За это мужественные исповедники в 807 году опять были подвергнуты наказанию. Четыре года были они в заключении. Преподобный Платон был освобожден из заточения после смерти императора в 811 году и возвратился в Студийскую обитель.

http://pravicon.com/info-3224

Император Лев IV Хазар (775-780 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Поскольку иконоборчество было ересью, порожденной династической политикой, постольку и перемены на троне резко изменяли судьбы вопроса об иконах. Образовалось две борющихся партии как бы «консерваторов» (иконопочитателей) и «либералов» (иконоборцев). Малейшая борьба за трон сейчас же переходила в игру церковным вопросом в угоду задачам политическим. Представители царствующей династии ставили ставку то на ту, то на другую партию. Жестокости Константина V Копронима, конечно, не уничтожили моральной силы ушедших «в катакомбы» иконопочитателей. На этой почве рассорилась между собой большая и сложная семья Константина V Копронима. Он был трижды женат. Первая его жена была хазарка Ирина, дочь кагана. Она крестилась для брака (в 732 г.). От Ирины-хазарки и родился в 750 г. сын, наследник трона Лев IV, прозванный Хазаром. Этого Льва IV в 20-летнем возрасте (770 г.) женили на красивой и умной афинянке по имени тоже Ирина. Эта Ирина в 771 г. родила Льву IV Хазару сына Константина, тоже будущего императора. Но династическое преемство Константина Копронима осложнялось тем, что после скорой смерти второй бездетной жены его он женился в третий раз. Она родила пять сыновей, старшим из которых был Никифор. Дети первой и третьей жен Копронима разделились между собой по партиям. Ирина-афинянка вела своего мужа Льва IV Хазара за «консерваторами.» B пику им Никифор с братьями оперлись на «либералов.» «Консерватизм» означал принятие икон, «либерализм» — их отрицание. Жестокий иконоборец Константин V Копроним перед женитьбой своего сына Льва Хазара на афинянке Ирине взял с нее клятву, что она не будет поклоняться иконам, к чему она привыкла в Афинах. Ирина клятву дала, но сердца своего не изменила. Как только муж ее, Лев IV Хазар, стал василевсом (775 г.), она уговорила его исправить ошибки правления отца его, Константина V. Тактика состояла в том, чтобы, не разрывая с иконоборцами, от которых Лев IV и получил власть, он позволил, однако, свободно существовать и иконопочитателям без открытого изменения действующих иконоборческих законов.

http://sedmitza.ru/lib/text/435395/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Богоматерь Дамаскинская. Иконный образец. XIX век. Бумага, сажа, оттиск. 7,5 х 7,8 см. Место создания: Россия. Государственный исторический музей, Москва. Файл 32685.jpg:   Размер: 582x624, 0.36 MPix, 135 Kb. Дата: 2018-09-17, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (98) , (0) . Описание: 105. Дамаскинская. По преданию этот образ был написан Иоанном Дамаскином в VIII веке в благодарность за свое чудесное исцеление (Богоматерь исцелила его руку, усеченную нечестивыми иконоборцами). Местонахождение Дамаскинской иконы в настоящее время неизвестно. (Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами. 1885 г. Российский государственный архив древних актов. Библ. Илл. ф. Хромолитографи[...] Файл 32686.jpg:   Размер: 404x552, 0.22 MPix, 89 Kb. Дата: 2018-09-17, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (135) , (4) . Описание: Дамаскинская (Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон/Под редакцией [и с предисловием] Е.Поселянина. С.-Петербург: книгоиздательство П.П.Сойкина, Кн.4. С.753 и 755.) Файл 32739.jpg:   Размер: 531x745, 0.4 MPix, 159 Kb. Дата: 2018-09-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (100) , (1) . Описание: Вторая половина XVIII века. Дерево, паволока, картон, темпера. 10,2 х 7,6 х 0,7 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Примечание от tol. Надпись на иконе: " Даматския " . На некоторых сайтах аттрибутирована как Далматская, но по надписанному дню 4 декабря относится к Дамаскинской. Файл 33170.jpg:   Размер: 572x800, 0.46 MPix, 231 Kb. Дата: 2018-12-10, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (109) , (0) . Описание: Дамаскинская. Дек. 4 дня. (Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. - Москва : Манухин, 1866. - С.56: Месяц Декабрь. 3 д. Дамаскинская. Сию икону, по древнему преданию, писал Преподобный Иоанн Дамаскин, за преславное исцеление Пресвятою Богородицею отсеченной его правой руки, во время иконоборства, при Льве Исаврянине и сыне его Константине Копрониме. Почему и празднуется Церковью явление сей иконы в один день, в который Церковь со[...]

http://pravicon.com/icon-724-photo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНИЙ МОНАХ [греч. Επιφνιος Μοναχς] (1-я пол.- сер. IX в.), пресв., визант. писатель-агиограф. Сведения о нем сохранились только в написанных им Житиях Богородицы (BHG, N 1049) и ап. Андрея Первозванного (BHG, N 94d, 95b, 95d и 102). Судя по тому, что в заголовке Жития Пресв. Богородицы автор назван монахом, а в заголовке Жития ап. Андрея - пресвитером, 2-е написано позже. И. Дрезеке убедительно опроверг отождествление В. Г. Васильевским Е. М. с автором «Описания Святого Града». Время жизни Е. М. впервые установил Ф. Дворник, а детали его биографии - Г. Каль и А. Ю. Виноградов. Дата его рождения неизвестна, однако об имп. Константине V Копрониме (741-775) Е. М. вспоминал как о правившем в давно прошедшем времени. Он был монахом к-польского мон-ря. Согласно заголовку Жития Пресв. Богородицы (Vat. Ottob. gr. 421, XIV-XV вв.), это был мон-рь Каллистрата. Е. М. был последовательным иконопочитателем, и в Житии ап. Андрея Первозванного он дважды цитирует письма св. Феодора Студита (225. 85; 57. 17-32). В 815 г., после начала 2-го периода иконоборчества, Е. М. покинул К-поль и совершил путешествие по юж., вост. и сев. берегам Чёрного м., встречался с единомышленниками в Никомидии, Синопе и на Боспоре. Он посетил Сванети и Аланию, жил в Херсонесе Таврическом. После смерти имп. Льва V в 820 г. вернулся на Олимп Вифинский, к-рый впосл. покинул. Нек-рое время провел в Никее, посещал Патры. Е. М. занимался агиографическими разысканиями, в сочинениях цитировал большие фрагменты из источников. Однако критически относился только к апокрифам, сведения др. источников, зачастую противоречивые, пытался совместить. Важной заслугой Е. М. является обращение не только к письменным источникам, но и к преданиям. Житие Пресв. Богородицы, к-рым пользовались преподобные Иоанн Дамаскин и Георгий Монах, написано Е. М. на основе ранневизант. «Слова о родстве Пресвятой Богородицы» (BHG, N 1092k). От него сохранилось только начало (РНБ. Греч. 96. Л. 98-99 об., XI в.). Текст Е. М. является ценнейшим источником для реконструкции ранних преданий о жизни Пресв. Богородицы. Житие, составленное Е. М., стало самым популярным Житием Пресв. Богородицы в Византии (сохр. более 100 списков).

http://pravenc.ru/text/190093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЙ КРИТСКИЙ [в Криси; греч. ν τ Κρσει] († 767), прмч. (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.- вместе со Стефаном, Павлом и Петром). Отличен от Андрея, архиеп. Критского (пам. 4 июля). Сохранились 2 жития святого: одно написано вскоре после его смерти, др.- в кон. X в. Симеоном Метафрастом . Согласно последнему, А. К. родился в 1-й пол. VIII в. на о-ве Крит, где вел монашескую жизнь. В более раннем житии сообщается, что на Крите святой жил в месте под названием Кастрон. Узнав о начале иконоборческих гонений имп. Константина V Копронима , А. К. отправился в К-поль и во дворце св. Маманта обличил императора в ереси, за что был избит его слугами. Константин приказал бросить святого в тюрьму. Через нек-рое время А. К. вывели из темницы и снова жестоко избили, затем связали и через весь город тащили по земле к месту казни преступников; на площади некий торговец рассек святому ножом ногу, и тот скончался от боли. Тело мученика бросили в пропасть вместе с трупами преступников, где оно пролежало 3 месяца. Некие благочестивые люди нашли тело и погребли в месте, называемом Криси, где находился мон-рь, главный храм к-рого был посвящен ап. Андрею. Позднее он стал известен как храм в честь А. К. В календарях к-польского происхождения память А. К. указывается 19 или 20 окт.: Типиконе Великой ц . X в. ( Mateos. Typicon. P. 78-79), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 151-152), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 325). Календари иерусалимской традиции относят память А. К. к 17 окт.: Иерусалимский устав (напр., ГИМ. Син. греч. 272, 1297 г.). Эта дата празднования утвердилась в совр. календарях греч. Церквей и РПЦ. В древнейших слав. и рус. рукописях память А. К. встречается редко и указывается 20 окт. (согласно ранним календарям к-польского происхождения) в болг. Слепченском Апостоле кон. XII в. (Л. 100), в рус. Евангелии XIII в. (РНБ. F.

http://pravenc.ru/text/115284.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010