Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВ НОВЫЙ [греч. Ικωβος Νος; лат. Jacobus Junior] (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта), еп. Краткое Житие помещено в Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) под 24 марта (SynCP. Col. 558), однако в Минологии имп. Василия II (PG. 117. Col. 361-364) и в большинстве греч. синаксарей оно содержится под 21 марта (SynCP. Col. 552). В греч. стишных синаксарях И. Н. упоминался дважды: 21 и 24 марта с различными стихословиями. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и последующих печатных Минеях память И. Н. и двустишие, посвященное ему, под 24 марта опущены. В синаксарном Житии говорится, что И. Н. с молодости предавался аскетическим подвигам, принял монашеский постриг и впосл. за свои добродетели был поставлен епископом. Во время иконоборческой ереси он подвергся гонениям, был отправлен в ссылку, где скончался, претерпев голод, жажду и др. лишения. В синаксарях не указывается, какую кафедру занимал И. Н. В XVII в. в работах антиквариев о древностях Сицилии (см., напр., Жития сицилийских святых О. Каетана - Cajetanus O. Vitae sanctorum siculorum. Panormi, 1657. 2 t.) появилось утверждение, что И. Н. был епископом г. Катания (Сицилия). Еще ранее, в 1628 г., в служебнике Катанского еп-ства (Ordo divini officii) под 12 марта появилась служба исп. И. Н. как епископу Катанскому (память была перенесена на 12 марта, поскольку 21 марта праздновалась память др. почитаемого святого - свт. Берилла ( Кирилла ), еп. Катанского). Однако имя И. Н. не зафиксировано в списках Катанских епископов. Каетан и др. авторы апеллировали к визант. синаксарям. Однако под 21 марта в них значится память свт. Берилла, еп. Катанского, а под 24 марта (в ряде синаксарей) - св. Севира, еп. Катанского. К тому же сицилийские агиографы датировали исповедничество И. Н. периодом правления имп. Льва III Исавра (717-741), когда, как достоверно известно, кафедру занимал св. Севир. На необоснованность идентификации И. Н. как епископа Катанского указали еще болландисты (ActaSS. Mart. T. 3. P. 359). Свт. Димитрий Ростовский предполагал, что И. Н. жил в правление Константина V Копронима (741-775). И. Е. Штадлер и вслед за ним ряд др. исследователей отнесли кончину И. Н. к 824 г.

http://pravenc.ru/text/200335.html

Поучение в неделю 1-ю св. вел. поста, – Православия В нынешнюю неделю св. Церковь совершает празднование в честь св. икон. Почему установлено сие празднование, и при том на первой неделе Великого поста? Вот почему: в VIII столетии по Рождестве Христовом в царстве греческом были нечестивые цари – Лев Исаврянин, Константин и Лев Копронимы, которые воздвигли гонение на св. иконы. В сие-то время, дорогое сокровище и украшение Христовой Церкви – св. иконы выбрасывались из Божиих храмов и домов христиан. Нечестивые иконоборцы делали над ними всякие наругательства и сожигали их. А тех христиан, которые поклонялись св. иконам, предавали разным мучениям: одних заключали в темницу, других бросали в море, иным отрубали руки и ноги, а иным отрезали язык и выкалывали глаза. И такое гонение на св. иконы продолжалось более ста лет. Но Господь не допустил врагу Христовой Церкви восторжествовать над православными христианами и св. иконами. В 842 г., когда умер последний иконоборец царь Феофил, супруга его, христолюбивая царица Феодора, убежденная патриархом Мефодием, как в самом Царьграде, так и во всем царстве своем, торжественно восстановила почитание св. икон. Иконоборцев собор пастырей Церкви предал проклятию и отлучению от Церкви, а св. иконы с подобающею честью и торжеством внесены были в храм Божий. Это самое торжество происходило на первой неделе Великого поста. С тех пор, ежегодно, в воскресенье на первой неделе Великого поста, св. Церковь воспоминает сие торжество. От того и эта неделя называется неделею Православия. Посмотрим теперь, други мои, на самих себя. Не унижаем ли и мы св. икон? Всегда ли мы воздаем им должное почитание? «Да разве мы еретики какие?“ пожалуй, иные скажут. «То были нечестивые еретики, которые не почитали св. икон; а мы люди православные, св. иконы почитаем и поклоняемся им. Мы ставим пред иконами свечи, служим пред ними молебны, читаем акафисты». Да, други мои, почитать св. иконы, точно, есть дело христианское и спасительное для нас. Но нельзя не сказать, что и мы не всегда воздаем должное почитание св. иконам. Какое, напр., почитание св. икон, когда ты, стоя пред св. иконою, не крестишься и не молишься, а так как-то махаешь только рукою, как-то киваешь только головой, да и самой иконы иногда пред собою не видишь? А это, напр., какое почитание св. икон: войдешь в иной христианский дом, посмотришь в тот угол, где стоят св. иконы, и какое пренебрежение! Св. иконы содержатся в нечистоте и неопрятности, покрыты пылью и паутиною, так что иногда не видно и св. лика. А в иных домах, на божнице, за св. иконами можно видеть дратву, смолу, шилья, щетину и даже карты. Какое это почитание св. икон?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Преподобная Анфуса, исповедница, игумения Мантинийското монастыря Святая Анфуса (Анфиса) подвизалась в VIII веке. Она была дочерью благочестивых родителей Стратигия и Февронии. С ранних лет Анфуса желала сохранить девство и удалиться от мира, чтобы вести уединенную жизнь в пустынях и горах. Однажды через место, где она жила, проходил иеромонах Сисиний, украшенный всеми добродетелями и получивший от Бога дар творить чудеса. Анфуса попросила инока дать ей правило для начала монашеской жизни. Указав ей правило молитвы и подвига, Сисиний, желая испытать послушание девы, велел ей броситься в горящую печь. Блаженная безо всяких колебаний вошла в печь и через несколько мгновений вышла оттуда невредимой. Тогда святой инок научил ее всему необходимому для того, чтобы приблизиться к Богу, затем постриг в монахини и велел идти на Мантиний – небольшой остров на озере около города Периклия . Старец предсказал, что там она станет игуменьей монастыря, в котором будут подвизаться 900 монахинь. Добравшись до острова, святая начала жить в строгом воздержании. Она носила железные вериги и грубую власяницу и совершала духовные подвиги, которые приготовили ее к тому, чтобы стать достойным жилищем Святой Троицы. Спустя некоторое время она попросила у Сисиния благословения построить церковь, посвященную святой Анне, матери Богородицы. Когда строительство было закончено, стало сбываться пророчество Сисиния: вокруг святой собралось около 30 учениц. После смерти духовного отца община продолжала расти, и Анфуса построила еще две церкви: посвященную Божией Матери – для монахинь, святым апостолам – для монахов. Последние были учениками Сисиния, которые после смерти наставника решили поступить под духовное руководство святой Анфусы . Император Константин Копроним, враг Христа и святых икон, услышав о святой и ее верности православным догматам, послал своих людей в Мантинийский монастырь, чтобы насадить там свою ересь. Блаженная встретила императорских посланцев вместе со своим племянником, который был игуменом мужского монастыря. Сначала его бичевали в течение многих часов, но, подбадриваемый святой Анфусой, он остался неколебим. Тогда воины схватили Анфусу и, привязав за руки и за ноги, стали хлестать воловьими жилами. Они собрали множество икон, находившихся в монастыре, подожгли их и положили на голову, руки и ноги святой, а под ноги – горящие угли. По благодати Христовой она оставалась невредимой в испытаниях. Тогда, после всех мучений, ее отправили в изгнание.

http://pravoslavie.ru/55216.html

Санкт-Петербург. Церковь Андрея Критского в Сергиеве. Бывшая домовая церковь Общества ревнителей веры и милосердия Церковь. Действует.   Престолы: Андрея Критского Год постройки:Между 1901 и 1903. Архитектор:М.М. Долгополов Ссылки:   Адрес: Санкт-Петербург, пос. Сергиево (Володарский), пр. Ленина, д. 22 Координаты: 59.82889, 30.086676 Проезд:электропоезд с Балтийского вокз. (Петергофское напр-ие) до ст. Володарская. Автомобилистам - от Петергофского шоссе свернуть налево (пр. Буденого) у Троице-Сергиевой пустыни Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История связана с событием, случившимся 17 (30) октября 1888 года. На Курско-Харьковско-Азовской железной дороге потерпел крушение поезд, на котором путешествовал Александр III с императрицей и детьми. Государь, спасая семью и приближенных, удерживал на своих плечах часть крыши разбитого вагона. В тот день отмечался праздник Андрея Критского, убитого в годы правления византийского императора Константина Копронима (754 год). Спустя 3 года, в 1891 году, в канцелярию Санкт-Петербургского генерал-губернатора было подано прошение потомственного почетного гражданина Г. В. Егорова о постройке дома для православного благотворительного Общества ревнителей веры и милосердия. В списке учредителей одним из первых поставил свою подпись св. праведный Иоанн Кронштадтский, ставший его почетным членом. Всего на 1 января 1905 года в Обществе состояло 727 человек. Место для строительства Дома благотворительного Общества ревнителей веры и милосердия было выбрано не случайно. Станция Сергиево своим появлением обязана расположенному по соседству монастырю - Троице-Сергиевой пустыни. Первоначально и станция называлась " Сергиева Пустынь " . Здесь паломники из С.-Петербурга пересаживались на конку г-на Цоппи и ехали в монастырь. Проект дома составил староста Исаакиевского собора, действительный статский советник, архитектор Митрофан Михайлович Долгополов, построивший в те годы немало зданий на территории пос. Сергиево (нынешней Володарки) и Стрельны. На участке земли в 1000 кв. саж., пожертвованной Ольгой Федоровной Андреевой, в слободе Александрово близ станции Сергиево, " в границах Андреевской улицы, части Дмитриевской улицы, части Оболенского проспекта, против Владимирской площади " было построено добротное двухэтажное здание, в котором расположился Дом милосердия. В здании был организован приют для детей-подростков, открыты классы церковно-приходской школы, богадельня. На втором этаже трудами члена благотворительного Общества А. Н. Дорофина был выстроен храм в честь Андрея Критского, освященный 1 (14) июня 1903 года и Указом Санкт-Петербургской Духовной Консистории от 11 августа 1903 года за N 4739 причисленный к Петергофскому благочинническому округу.

http://sobory.ru/article/?object=00737

Скачать epub pdf Память преподобной Феодоры Кесарийской Память 30 декабря Преподобная Феодора подвизалась в Кесарийской обители святой Анны; жила она в царствования Льва Исаврянина и сына его Константина Копронима 8909 и происходила из знатного и славного рода; отец ее, по имени Феофил, имел высокое звания патриция, мать ее называлась Феодорою. Эта последняя, будучи в продолжения многих лет неплодною, сокрушалась и прилежно молилась Богу, особенно же она обращалась с слезной мольбой к Пресвятой Богородице и получила дар, уподобивший ее праведной Анне, матери Богородицы: неплодство Феодоры разрешилось, она зачала и родила дочь. Когда дочь возросла, то мать привела ее в церковь святой Анны, как посвященную Богу от рождения. Отроковица Феодора принята была в монастырь, где и стала жить под добрым руководством благочестивой игумении и была научена божественным книгам. Между тем богобоязненная, добродетельная жизнь юной инокини нестерпима была для вселукавого беса, который видел в том свое посрамление. И вот внушил он императору Льву иконоборцу мысль выдать замуж непорочную агницу за одного из своих придворных чиновников. Она насильно была взята и, с мучительною скорбью отторгнутая от сестер обители, привезена в Константинополь. Здесь уже всё было приготовлено для ее брака; по воле царской, уготован был и брачный чертог. Но конец этого лукавого замысла был неожиданно такой: Бог, наказавший некогда египтянина, обуреваемого похотливым вожделением на Сарру ( Быт.12:10–20 ) и низложивший силу Тиридата, покушавшегося на целомудрия Рипсимии 8910 , спас чудесным образом и Феодору от осквернения чрез насильственный брак. Во время брачного пиршества на столицу сделали нападение скифы 8911 ; жених тотчас послан был против неприятелей и в первой же схватке погиб. Между тем, среди всеобщего смятения, непорочная агница Христова Феодора, пользуясь представившейся свободой, незаметно для присутствовавших на брачном пиру скрылась и, взяв с собою золото, серебро, драгоценности и одежды, украшенные дорогими камнями, пошла на берег моря, села в корабль и возвратилась в свою обитель, радуясь и за всё благодарила Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лит.: Ап.- Деян.17:19-28 Ев.- Ин.12:19-36 свт.: Утр.: Ин.10:1-9 Лит.: Ап.- Евр.7:26-8:2 Ев.- Мф.5:14-19 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. преподобномученице Феодосии деве, Константинопольской Тропарь преподобномученице Феодосии деве, Константинопольской, глас 4 Добродетель благоприятно, мученице, постигла еси,/Христово приятелище бывши чистое,/и Святаго Духа дом возлюблен;/отнюдуже посрамила еси врага, борющаго род человеческий,/добре страдавшая,/и посекла еси Копронима, Феодосие, мечем веры,/и к чертогу Небесному преставилася еси, радующися./Тебе верою чтущим//присно проси велия милости. Кондак преподобномученице Феодосии деве, Константинопольской, глас 2 Трудами живот нетрудный достигла еси,/кровию же Копронима удавила еси, мученице,/сквернаго врага Христовы Церкве, всеблаженная Феодосие,/и с Вышними радуешися воинствы,//чтущия память твою покрывающи. Ин кондак преподобномученице Феодосии деве, Константинопольской, глас 4 Божественная память твоя, Феодосие,/днесь возсиявши,/явися мирови яко солнце,/сказующи житие твое./Ты бо воздержанием плотская двизания разорши/и страдания кровию уневестилася еси Христови./Темже хвалящия тя избави от всяких зол,/да зовем ти://радуйся, мати преподобная. блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-06-...

Гонения на почитателей икон при Константине Копрониме История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Иконоборческий собор 754 г. В историю император Константин V по прозвищу Копроним вошел как гонитель икон и монахов. В памяти потомков эта его репутация затмила его полководческие успехи. Правда, в первое десятилетие своего правления он не предпринимал решительных шагов для достижении своей религиозной цели – тотального истребления икон и искоренения их почитания, желая действовать наверняка в сложной для осуществления своих замыслов ситуации, когда в среде господствующего в империи этноса, у эллинов, решительно преобладали христиане, сохранившие приверженность к почитанию икон. При этом Константин не бездействовал, а загодя готовился к иконоборческой кампании, которую провел затем с размахом, далеко превзошедшим опыты в этом направлении, предпринятые его отцом Львом. Константин углубился в богословские штудии, результатом которых стали 13 его сочинений с апологией иконоборчества, под общим названием «Вопрошания» – они сохранились во фрагментах, цитируемых в «Опровержении против нечестивого Мамона» святителя Никифора. Развитые в них идеи отразились в постановлении созванного им иконоборческого собора, хотя и не в столь радикальном виде, как в трактатах самого императора. Удобный момент для возобновления гонений на почитателей икон, которых Копроним и его единомышленники и клевреты клеймили как идолослужителей, представился ему, когда в конце 753 или начале 754 г. умер Патриарх Константинопольский Анастасий, о действительном отношении которого к иконам ничего сказать невозможно, ввиду его, если так можно выразиться, удивительной переменчивости. Он был некогда приближенным Патриарха Германа, пострадавшего при Льве Исавре за исповедническую приверженность почитанию икон. После низложения святого Германа Анастасий, поддержавший (трудно сказать, по каким побуждениям) императора-иконоборца, стал Патриархом. В «Летописи» Феофана отражены неблагообразные подробности его предсмертной болезни, которые автор увязывает с его отступничеством от правой веры: «Анастасий, не свято правивший престолом Константинопольским, умер душой и телом в ужаснейшей болезни, называемой воспалением кишок: он ртом изблевывал свой помет – казнь достойная за дерзость против Бога своего и учителя» – святого Германа, которого он предал.

http://pravoslavie.ru/119218.html

Из истории Православия в Крыму 8 (21 по новому стилю) апреля 1783 года российская императрица Екатерина II подписала «Манифест о принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу». Древняя православная земля, более трех веков находившаяся под властью иноверных, вновь становилась частью христианского государства. Свято-Успенский Бахчисарайский монастырь Православие просияло на древней Крымской земле еще в I веке по Р.Х.: здесь проповедовал один из 12 учеников Христовых – апостол Андрей Первозванный, затем сеял слово Божие святой Климент, папа Римский, ученик апостола Петра. В период рассвета Византии на территории Крыма было пять православных епархий: Боспорская, Херсонесская, Сугдейская, Готская и Фульская. Известны некоторые святители этих древних кафедр Православной церкви. Епископ Готфский Иоанн († 790; память 19 мая/1 июня и 26 июня/9 июля) был духовником императрицы Ирины, в царствование императоров Льва и Константина Копронима много претерпел от иконоборцев и на таврической земле, защищая права готского города Дорос (современный Мангуп), восставшего против хазар, за что святитель был посажен в темницу в Фулле, но вскоре освобожден за исцеление дочери властителя. Умер святитель Иоанн Готфский в Тавриде в предсказанный им самим день. Архиепископ Сурожский Стефан (VIII в., память 15/28 декабря) был родом из Каппадокии. За свою ученость и благочестие был приближен к патриарху, но предпочел уединение в монастыре. Позже, возведенный в епископский сан, он был назначен на Сурожскую кафедру. За пять лет своего служения обратил всех язычников в Православие. «Веселие и похвала земли Сурожской», – пишет о нем летописец. За смелое обличение иконоборческого императора Льва Исавра святитель Стефан претерпел гонение и заточение. Только после прихода к власти императора Константина Копронима был освобожден из заточения по просьбе благочестивой супруги императора. Святитель Стефан обладал даром чудотворения: некто, по имени Ефрем, был рожден слепым, но, припав к стопам почившего владыки, тотчас прозрел.

http://pravoslavie.ru/5716.html

24 ноября — память преподобного Феодора Студита 23 ноября 2005 г. 19:55 Преподобный Феодор Студит родился в 758 году в Константинополе в семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты, благочестивых христиан. Серьезное и систематическое образование преподобный Феодор получил у лучших риторов, философов и богословов столицы. В то время в империи широко распространилась ересь иконоборцев, которую поддерживал император Константин Копроним (741-775). Взгляды императора-иконоборца и его двора решительно противоречили религиозному чувству Фотина, ревностного сторонника христианства, и он оставил государственную службу. Родители святого Феодора, по обоюдному согласию, раздав свое имение бедным, расстались и приняли монашеский постриг. Их сын Феодор вскоре стал широко известен в столице, участвуя в многочисленных тогда диспутах об иконопочитании. Совершенное ораторское искусство, свободное владение терминологией и логикой философов и, самое главное, — глубокое знание христианской догматики, буквы и духа Священного Писания неизменно приносили победу в диспутах святому Феодору — ревностному обличителю иконоборческой ереси. Церковные раздоры умирил VII Вселенский Собор, созванный по инициативе и под покровительством благочестивой императрицы Ирины. Своими установлениями Вселенский Собор как высший авторитет в жизни Церкви навсегда обличил и отверг иконоборчество. Среди отцов Собора был блаженный Платон (память 5/18 апреля), дядя преподобного Феодора, долгое время подвизавшийся на Олимпе. Старец высокой жизни, блаженный Платон по окончании Собора призвал племянников — Феодора с братьями Иосифом и Евфимием — к иноческой жизни в пустыне. Братья с благодарностью приняли указание опытного в духовной жизни родственника. Оставив Константинополь, они отправились в местечко Сакудиан, недалеко от Олимпа. Уединенность и красота того места, его труднодоступность для людей праздных, понравились старцу и его племянникам, и они решили остаться здесь. Постепенно к храму во имя святого Иоанна Богослова, который построили братья, начали стекаться жаждущие монашеского подвига. Так возник монастырь, игуменом которого стал блаженный Платон.

http://patriarchia.ru/db/text/59481.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанникий Великий, прп. - житие Житие преподобного Иоанникия Великого День памяти 4/17 ноября Преподобной Иоанникий родился в Вифинской области, в селении, носившем название Марикати. Отца его звали Миритрикием, а мать - Анастасиею. Родители его были бедны и не могли дать ему даже начального образования. Единственное богатство, которое они привили ему с пеленок, это почитание Сына Божьего Иисуса Христа. Наукам он хотя и не обучался, однако превосходил разумом многих учёных, потому что изучил заповеди Господни. Когда Иоанникий стал подрастать, родители поручили ему пасти домашний их скот, а также выполнять другую работу по дому – принести дров и воды. Следуя внушениям вразумлявшего его Духа Святого, он был весьма добродетелен, кроток, смиренен, терпелив и послушлив, а к молитве имел такое усердие, что часто, оставивши свое стадо, по целым дням стоял в каком-либо уединённом месте и усердно молился Богу. Когда же он удалялся на молитву, то осенял свое стадо крестным знамением, и стадо его никуда не расходилось, его не расхищали ни звери, ни воры, а блаженной отрок, возвращаясь к вечеру из своего уединения, пригонял стадо домой. Так проводил жизнь святой до тех пор, пока не вступил в юношеский возраст. В то время в Греции царствовал нечестивый Лев IV (775 - 780), сын Константина Копронима, зараженный иконоборческою ересью. Этот царь сталь собирать со всей империи в свое войско молодых людей, отличавшихся красотою и храбростью. Посланные им многочисленные послы для производства этого набора пришли и в Вифинскую область. Посетивши то селение, где жил Иоанникий, они увидели, что сей юноша был красив, имел высокий рост, крепкое тело и был способен к военной службе; посему они взяли его с собою и зачислили его в экскувиторы. С того времени Иоанникий начал военную службу и был страшен своим мужеством врагам, а по кротости и смирению своему - любезен своим сотоварищам; всего же приятнее был он Богу, так как тщательно соблюдал Его святые заповеди.

http://pravicon.com/info-2512

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010