Второй иконоборческий собор 815 г. А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление 1 апреля 815 г., в самую Пасху, был поставлен патриархом Феодот из фамилии Мелиссинос. Он происходил из Кассигеры, был родственником Константина V Копронима со стороны жены. Исконный солдат и иконоборец в душе, протоспафарий, т.е. начальник лейбгвардии, без всякого научного образования, «безгласнее рыбы, — по словам хрониста, — ιχθυων αφωνοτερος, бессловесный, скотоподобный и, кроме нечестия, ничего не знающий.» Вскоре после Пасхи под водительством такого «главы церкви» Лев собрал собор в Св. Софии. На него не пошли иерархи и монахи-иконопочитатели. Но... опять нашлись иерархи-угодники. Эта кучка вызвала православных иерархов для увещания, но встретила в их лице обличителей. Смельчаки были лишены своих епископских одежд и брошены в тюрьмы. Через несколько дней они были вновь вызваны на увещания, вновь обличали иконоборчество, a за это опять были биты, анафематствованы и отправлены в ссылки. Этот собор 815 г. объявил вновь восстановленной силу решений иконоборческого собора 754 г., a Вселенский собор 787 г. — потерявшим силу. Определения иконоборческого собора 815 г. впоследствии были основательно истреблены православными. Лишь очень недавно они открыты в рукописном, еще не изданном полемическом сочинении патриарха Никифора, в греческой рукописи Парижской национальной библиотеки 1250. Как было известно и ранее, собор 815 г., будучи грубо иконоборческим и жестоким по последствиям, в своем оросе старается провести некоторые смягчения в доктрине иконоборчества. Сливаясь по существу с собором 754 г., этот собор, однако, заявил, что он следует «шести святым вселенским соборам,» т. е, не объявляет Копронимова собора 754 г. седьмым вселенским. Равным образом этот собор 815 г. не считает правильным называть иконы идолами («ибо одно зло отличается от другого»). Даже позволяет оставить иконы на высоких местах взамен назидательных надписей, но без возможности возжигания перед ними свечей, лампад и курения благовоний. Однако осуждает «несогласное с преданием или, еще вернее, бесполезное производство лжеименных икон кафолической церкви и поклонение им, предпочитая этому служение в духе и истине.» Орос обвиняет императрицу Ирину, что она по женскому слабоумию восстановила иконы и их незаконное почитание. Отныне восстанавливаются определения Влахернского собора императоров Константина и Льва.

http://sedmitza.ru/lib/text/435425/

Глава I. Константинополь вообще Житие Андрея в Суде. – Феофаново слово об изгнании патр. Никифора. – Ж. Иулиана. – Ж. Лазаря. – Ж. Илариона Грузина. – Ж. Феофании. – Слово о главе Предтечи. – Перен. мощей Ферапонтия Кипрского. – Аморийское мученичество. – Мефодиево и иное ж. Феофана Сигрианского. Житие или Мученичество Андрея «в Суде» ( ν τ Κρσει), написанное, по-видимому, во второй половине IX века, мало знает биографических черт и исполнено риторства. Андрей назван здесь – святым славным исповедником и чудотворцем. 82 Парижская рукопись Жития относится к IX в., позже которого оно стало быть не могло быть написано. Впрочем болландисты полагают, что это Житие не есть все-таки оригинальное произведение, что оно представляет пересказ более раннего несохранившегося сочинения: на это наводит рассмотрение Метафрастовской переделки; однако заключение автора как будто говорит о самостоятельности сочинения. В начале автор говорит о пользе чтения и изучения Св. Писания (§ 1), а равно и житий пророков, апостолов, св. отцов и в особенности мучеников (§ 2). Из лиц, прославившихся мученичеством, особенно известен Андрей, пострадавший за почитание иконы Христа от жестокого и развращенного царя – Константина, «слуги сатаны», «которого благочестивые люди того времени (ν τος ττε χρνοις) заслуженно назвали Копронимом» (§ 3). – Это не точно. Прозвание «Копроним» и «Каваллин» имп. Константин получил лишь во второй половине IX столетия, ранее чего не могло появиться и настоящее житие. – Описываются в общих чертах иконоборческие подвиги императора (§ 4) и его преследования за почитание икон Христа, Богородицы и святых: клирики и монахи убивались, народ изгонялся и осуждался на заключения (§ 5). Андрей жил в так называемой крепости (Κστρον) Крита; в Житии Андрея Критского быть может она же названа крепостью το Δριμως: географы находят близь Кандии Castelpriotisa. Услышав о безбожии царя, он прибыл в Византию (τν Βζαν, очевидно Βζαντος) и узнал, что Константин живет вне города, во дворце св.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Избранный на Римскую кафедру 3 дек. 741 г., на 5-й день после смерти папы Григория III , З. был последним Римским понтификом, к-рый по традиции доложил о своем избрании в К-поль визант. имп. Константину V Копрониму (741-775). Когда папские легаты прибыли в К-поль, там правил свергнувший имп. Константина узурпатор Артавазд (742-743). Послы не признали власть Артавазда и отказались вступать с ним в переговоры. Только когда имп. Константин V был восстановлен на престоле, он принял легатов и утвердил избрание З. Поскольку имп. Константин, как и его отец имп. Лев III , был сторонником иконоборчества , а З., продолжая политику своих предшественников, был активным противником иконоборческой политики визант. императоров, он под благовидным предлогом отказался принять участие в Соборе, который император собирался провести для богословского обоснования этого религиозно-политического движения (Собор был созван после смерти понтифика в Иерии (близ Халкидона) в 754). Однако, несмотря на противоречия в догматических вопросах, З. удалось добиться от императора пожалования Римской кафедре 2 имений в Италии. Именно с этого времени в итал. политике Римских пап проявляется новая тенденция, связанная с увеличением значения понтифика как светского государя. Иконоборческая политика существенно ослабила позиции Византии в Италии, чем воспользовались лангобарды, которые расширили собственные владения за счет имперских территорий. Лангобардский кор. Лиутпранд (712-744), значительно укрепив свое положение в Эмилии и Романии и получив на время контроль над лангобардскими герцогствами Сполетий и Беневент, строил планы захвата Рима. В этой ситуации З. порвал отношения с бывш. союзником Трансамундом, герцогом Сполетия, и в 742 г. вступил в переговоры с Лиутпрандом. Папе удалось убедить короля не только отказаться от похода на Рим, заключив перемирие на 20 лет, но и вернуть Римскому престолу земли, захваченные ранее - города Америю (ныне Амелия), Горту (ныне Орте), Полимарций (ныне Бомарцо), Блеру и ряд поместий в Сев. Италии. От имени и на средства Лиутпранда в Риме была построена часовня Спасителя. Добрососедские отношения с лангобардами у папы сохранились и при преемнике Лиутпранда, кор. Ратхисе (745-749). Новый правитель подтвердил 20-летний мир, заключенный с его предшественником. Ратхис был сторонником мирного сосуществования с визант. Италией, но такая политика не устраивала значительную часть лангобардской элиты, объединившейся во влиятельную партию сторонников активной экспансии. Ими был организован мятеж, в результате к-рого трон перешел к Айстульфу (749-756), брату Ратхиса. Айстульф пришел к власти, обещая окончательно устранить следы визант. господства в Италии и объединить все земли в единое Лангобардское королевство. В 751 г. лангобарды захватили Равенну, главную резиденцию визант. экзарха Евтихия. С этого момента Византия больше не могла оказывать к.-л. существенного влияния на внутреннюю политику итал. территорий.

http://pravenc.ru/text/182669.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II Григорий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († 11.02.731), св. (пам. зап. 11 февр.), папа Римский (c 19 мая 715). Жизнеописание Г. в Liber Pontificalis в основном было составлено еще при его жизни и дополнено после смерти (LP. Vol. 1. P. 220-223). Оно было известно уже Павлу Диакону , к-рый использовал из него сведения о взаимоотношениях Г. и лангобардов. В X в. каноником Реймсской ц. Флодоардом Житие папы было переложено в стихи и включено им в поэму «О триумфах Христа в Италии». Детали нек-рых событий, лишь вскользь упомянутых в Liber Pontificalis, проясняются в посланиях Г. Сведения о просвещении германцев содержатся в 2 Житиях св. Бонифация (Виллибальда, сер. VIII в., и Отлоха Санкт-Эммерамского, нач. XI в., в к-рое включена переписка Бонифация с Г.), в Житии св. Корбиниана, а также в различных Житиях Виллибальда Айхштеттского. В Хронографии визант. историка IX в. прп. Феофана Исповедника образ Г. смешан с образом его преемника Григория III . В этом сочинении отразилась офиц. антипапская пропаганда К-польского двора, исходящая от императоров-иконоборцев Льва III Исавра и Константина V Копронима . За Феофаном следуют позднейшие визант. хронографы Георгий Кедрин и Иоанн Зонара , частично исправляя нек-рые неточности. Г. род. в состоятельной семье Марцелла (Маркелла) и Гонесты, возможно принадлежавшей к знатному рим. роду Савеллиев. С раннего возраста Г. воспитывался при папском дворце в Латеране. Папа Сергий I (687-701) рукоположил его во субдиакона и назначил сакелларием (казначеем), поручив также заботу о папской б-ке. В 710-711 гг. в сане диакона он сопровождал папу Константина I в поездке на Восток, ко двору визант. имп. Юстиниана II . Г. лично присутствовал на встрече папы с императором в Никомидии, где, согласно Liber Pontificalis, как человек образованный, он отвечал на нек-рые вопросы императора, вероятно касавшиеся постановлений Трулльского Собора (см.

http://pravenc.ru/text/166744.html

Содержание Предисловие Глава I. Состояние византийского общества в царствование императора Константина V Копронима Глава II. Детские годы жизни преп. Феодора и его школьное образование Глава III. Игумен Платон и его влияние на Византийское общество Глава IV. Пострижение в иночество преп. Феодора Глава V. Столкновение императора Константина VI с Саккудионскими иноками Глава VI. Студийский монастырь под управлением игумена Феодора Глава VII. Перемены на императорском престоле – воцарение Никифора Глава VIII. Воцарение Льва V Армянина Глава IX. Император Михаил Косноязычный Глава X. Краткий обзор сочинений преп. Феодора Студита Глава XI. Учение преп. Феодора Студита о почитании и поклонении честным иконам     Предисловие В истории христианской Церкви выделяется из ряда событий VIII века период споров за почитание икон. Этот период известен под именем иконоборческого. Начало ему положено было Византийским императором Львом III Исаврянином (716–741). Год 716-й был весьма тяжелым для греков. Арабы сидели под стенами Константинополя. Императорский престол занимал слабый и неспособный к правлению Феодосий, из царских ключников. Войска было мало, а казна государственная пуста. Казалось, гибель империи была близка. Но вот бразды правления берет в свои руки мужественный полководец Лев. Арабы скоро отступают от столицы. Народ ликует. Но новый император думу думает, как обезопасить государство на будущее время. Предпринимается им целый ряд реформ. Нет слов, в них была большая нужда. К несчастью император сделал неосторожный шаг в область церковную. Без шума и споров в христианской Церкви вошло во всеобщее употребление почитание икон Спасителя, Богоматери и всех святых. Правда, заявлялись по временам одинокие голоса против этого, но они замирали, по-видимому, в общем потоке церковно-исторической жизни. Однако под пеплом таился огонь. Подул благоприятный ветер и раздул пламя. Лев III предпринял на себя задачу уничтожить почитание икон, которое он считал народным суеверием. Как и следовало ожидать, нашлись противники неразумной затеи императора. Началась борьба, надолго затянувшаяся, борьба жестокая запальчивая. Она продолжалась при преемниках Льва и окончилась только в 842 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

28-е Преп. Стефана чудотворца и Илариона Нового Стефан чудотворец был игуменом Триглийского монастыря (в окрестностях Константинополя) и за несогласие отвергнуться почитания икон, в 815 году, сослан императором Львом Армянином в заточение, где и умер. Иларион же, игумен Пеликитской обители близ города Бруссы, по разорении обители в 754 г., с другими монахами и сослан был и уморён голодом, в царствование Копронима. Св. муч. Ионы, Варахисия и других девяти с ними Это первые известные мученики в Персии, пострадавшие в 327 году, в царствование Сапора. Ибо до сего в Персии христианство было терпимо, когда же в Римской империи христианская вера вместе с Константином восторжествовала, то Персидское правительство начало относиться к христианам подозрительно. † Преподобномученика Евстратия Печерского Блаженный Евстратий родился в Киеве, был богатым человеком; но следуя, как пишет блаж. Симон, Евангельским словам: «никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими», роздал имение своё бедным и, из богача став нищим, вступил в Пещерную обитель, под управление преп. Антония. Он наложил на себя строгий пост и по примеру Господа постился сряду 40 дней, пребывая в молитве. Такой подвиг постничества оставил за ним имя «постника». В 1096 году хищные Половцы неожиданно напали на Киев; они «зажгли, так говорит очевидец Нестор, монастыри Стефанов и Герасимов и пришли к Печерскому монастырю, тогда как мы после утрени спали по кельям; подняв крик около монастыря, поставили два знамени перед воротами монастырскими; а мы побежали за монастырский дом, иные же убежали на хоры (на полати). Безбожные дети Измаиловы высекли ворота и по кельям выламывали двери и выносили всё, что находили в келье. Потом зажгли дома Владычицы, пришли к церкви и зажгли двери южные и северные, влезли в притвор у гроба Феодосиева, схватили иконы и хулили Бога и закон наш. Бог – терпел им: ещё не исполнилась мера грехов их. Они говорили: где Бог их? Пусть поможет им. – Они не знали, – что христианам надобно многими скорбями входить в Царствие Небесное; а эти нечистые и ругатели, после того как насладятся здесь веселием и простором, на том свете примут муки...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

28-е Св. преподобномуч. и исповедн. Стефана Нового Стефан, родившийся в Константинополе в 715 г., с детства посвящен был Богу своею благочестивою матерью и в юношеском возрасте отведен был родителями к Иоанну, подвизавшемуся на горе св. Авксентия, напротив Константинополя, при Никомидийском заливе. Здесь, усердно исполняя все иноческие послушания, Стефан сверх того ревностно занимался изучением Свящ. Писания и в особенности творений св. Иоанна Златоуста , что и вооружило его сильным орудиём в той борьбе за православие, которая впоследствии предстояла ему. Похоронив своего отца, Стефан, с согласия своей матери, роздал вое оставшееся после отца имущество бедным, приютил мать и сестру свою в женском монастыре, основанном св. Авксентием, и возвратился в обитель, где поддерживал свое существование переписыванием духовных книг. Стремясь к уединению, он удалился на вершину горы и устроил себе келию в тесной пещере, но и сюда многие приходили к нему, привлекаемые святостию его жизни и ища советов и поучений просвещенного инока, а некоторые, пожелав жить при испытанном подвижнике, устроили при пещере иноческие келии и просили Стефана быть игуменом таким образом основавшегося монастыря. Между тем свирепствовала тогда иконоборческая ересь. После императора Льва III Исаврянина (717–741) Константин Копроним еще с большею яростию стал преследовать иконопочитание и, обличаемый многими благочестивыми иноками, обратил свой гнев в особенности на них. Собрав множество народа, он повелел ему присягнуть с клятвою при Кресте, Евангелии и Таинствах Христовых, что не будет никто покланяться иконам и не будет иметь никакого общения с иноками, а встретив их на дороге, будет побивать их каменьями... В то же время, самовластно поставив патриархом единомышленника своего, инока Константина, составил в 754 г. иконоборный собор. И совершились тогда в Византии безбожные дела, святотатственное поругание над иконами и над всякой святыней: сосуды церковные, в которых Божественные Тайны совершались, попирались ногами; иконы сожигались и выбрасывались в море; в церкви Богородицы во Влахернах, стены которой были украшены живописными изображениями земной жизни Спасителя, была уничтожена вся эта живопись, а вместо нее намалеваны звери и птицы... Не пощажены были и мощи святых, которые с бесчестием уничтожались или выбрасываемы были в море; тех же, кто восставал против такого кощунства, убивали и трупы их выбрасывали на съедение зверям.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

IV, V и VI. Сурожская, Фулльская и Боспорская К оглавлению IV. Сурожская епархия Когда именно положено начало епархии Сурожской, или Сугдайской, определенно не известно. Но можно думать, что жители Судака и окрестных его поселений с давних пор более или менее были просвещены христианством. К такой мысли ведут частию смежность этих мест с епархиею Готскою, частию их положение на берегу Черного моря, где они, подобно другим южным поселениям Крыма, должны были находиться в постоянных сношениях с производившими здесь торговлю греками-христианами; а еще более то, что в четвертом веке, когда на Крымский полуостров приходили от Церкви Иерусалимской несколько миссионеров для распространения Евангелия и когда точно утвердилось оно в стране Херсонской, все эти места до самой Феодосии и далее находились под властию Херсонеса . Известно, наконец, что не только в уставе Льва Премудрого епархия Сугдайская считалась в числе архиепископий , но и в осьмом столетии святой Стефан исповедник носил имя архиепископа Сурожского, как видно из жития его, существующего на славянском языке во многих древних списках, из коих сокращено оно и для печатной нашей Чети-Минеи . Впрочем, из всех иерархов Сурожской епархии, бывших до половины X в., сохранилась память только о трех, и сохранилась почти единственно в помянутом нами житии святого Стефана. О первом иерархе говорится здесь только мимоходом — то, что по смерти его сурожане пришли в Царьград к тамошнему патриарху Герману (управлял паствою с 715 по 730 г.) просить себе нового епископа. Вторым, вследствие этой просьбы, послан был к ним от патриарха Германа святой Стефан, родом каппадокиянин, пастырь ревностнейший по вере и благочестивейший. В это время император Лев Исаврянин воздвиг гонение на иконопочитателей и, преследуя их во всей своей империи, прислал, между прочим, нечестивое повеление свое и в Сурож. Святой Стефан, ревнуя о правоверии, отправился защищать его лично пред императором, смело обличил его со всем собором иконоборцев, был мучим и посажен в цареградскую темницу, предсказавши своему мучителю скорую кончину. По смерти Льва Исаврянина (741 г.) ходатайством царицы Ирины, супруги нового императора Константина Копронима, которая была дочь корчемского (керченского) царя и слышала о добродетелях и чудесах святого Стефана еще в своем отечестве, он был освобожден из темницы и снова явился на свой престол. Третьим первопрестольником Сурожским был Филарет, которого святой Стефан, прозревши свое близкое к Богу отшествие, поставил вместо себя архиепископом из своих клириков .

http://sedmitza.ru/lib/text/435756/

I. Преподобный Феофан, память коего совершается ныне, родился в Константинополе, в восьмом веке, от знатных и богатых родителей, бывших в родстве с императором. Лишившись рано отца, он был поручен покровительству императора Константина Копронима, который, согласно с желанием матери, обручил его еще в малом возрасте с дочерью одного из знатнейших сановников империи. Таким образом, с самых ранних лет земное величие было уделом Феофана. От отца он наследовал богатство и знатность рода, достоинства его скоро приобрели ему общее уважение, – ему был открыт путь к почестям и славе; но молодой Феофан остался равнодушен ко всем этим преимуществам. Сердце его горело только любовию к Богу, и он желал одного: посвятить себя на служение Господу, отрекшись от величия, богатства и радостей мира, ибо он считал все это опасным для души. Он тщательно изучал закон Господень; помогал неимущим; но не мог исполнить своего намерения и отречься от мира, ибо боялся огорчить свою мать, которая желала, чтоб он женился. Феофан исполнил ее желание. Среди пышности двора, окруженные роскошью и суетными удовольствиями, благочестивые супруги вели жизнь всю преданную Богу, изучали закон Его, исполняли Его заповеди и хранили себя в чистоте душевной. Но этот образ жизни очень не нравился тестю Феофана. Он надеялся, что зять его будет домогаться почестей и богатства, и был недоволен, видя, что он равнодушен к этим благам и что зять и дочь его, среди пышности двора, живут как отшельники и раздают бедным большую часть своего имущества. Он жаловался императору и убедил его дать Феофану какую-нибудь службу, которая, заняв время его, отвлекла бы его от иноческих подвигов, тем более, что Феофан высказывал желание совершенно покинуть мир, расстаться с женою и удалиться в пустыню. Император послал Феофана с поручением в малоазийский город Кизик; с ним поехала и супруга его. На пути в Кизик Феофан увидел горы Сигрианские (в Мизии), где жило много отшельников; это была местность уединенная и очень живописная. Феофан решился поселиться здесь. Обходя пустыню, он молился: «Господи! укажи мне путь, по которому идти мне». В следующую ночь во сне явился ему ангел и сказал, что ему должно поселиться здесь, но не теперь, а через несколько времени, когда умрут препятствующие принять ему иноческий сан. Тоже сказал ему и благочестивый отшельник Григорий, встретившийся с ним в пустыне: «твое желание спасительно, но подожди немного, скоро умрут император и твой тесть, и тогда беспрепятственно исполнишь твое намерение.» Феофан исполнил поручение императора в Кизике и вместе с супругой возвратился в Константинополь. В 780 году Лев IV умер, а затем и тесть Феофана, так что для последняго уже не было препятствий оставить мир и удалиться в пустыню. Раздав имение неимущим, Феофан и супруга его, также не пожелавшая оставаться в мире, приняли иноческий сан.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

XXVIII. VII Вселенский Собор и второй период иконоборчества. Преп. Феодор Студит Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Карташев; Болотов; Мейендорф, Введение; Meyendorff, Byzantine Theology; Meyendorff, Christ in Eastern Christian Thought; Шмеман, Исторический путь; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Previte-Orton. 1. С 775 по 780 г. правил сын Константина Копронима Лев IV Хазар (его мать была дочерью хазарского кагана). Его женой была афинянка Ирина. Константин Копроним перед свадьбой своего сына взял с афинской красавицы клятву, что она не будет поклоняться иконам, к чему она привыкла у себя дома. Ирина клятву дала, но сердца своего не изменила. Известна история, когда муж обнаружил у нее под подушкой две иконы, и ей с трудом удалось оправдаться. Однако отношения все накалялись, и если бы Лев не скончался скоропостижно, Ирина, скорее, всего не осталась бы во дворце. После смерти мужа она была назначена регентшей при сыне Льва Константине VI. Это было вызовом иконоборческой партии. Они попытались путем переворота воцарить сына Копронима от третьей жены. Но заговор был раскрыт, заговорщики сосланы, а претендент и его братья пострижены в монашество. Укрепившись таким образом на престоле, Ирина отменила гонения на иконопочитание и исподволь начала подготовку ко Вселенскому Собору. О необходимости его созыва говорил перед своей смертью (784 г.) патриарх Павел. Новым патриархом был избран имперский секретарь Тарасий, который непременным условием своего согласия на патриаршество постановил восстановление общения Константинопольской церкви с Православной Церковью Востока и Запада через посредство Вселенского Собора. Условие приняли, и 25 декабря 784 г. Тарасий был рукоположен в патриархи. Немедленно были приняты меры к созванию Вселенского Собора. С арабами недавно (782 г.) заключили мир, поэтому была возможность направить приглашения на собор от имени патриарха и императрицы не только в Рим, но и восточным патриархам.

http://sedmitza.ru/lib/text/434787/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010