Что Иларий написал какой-то историко-полемический трактат, об этом мы имеем положительное свидетельство такого авторитетного знатока современной церковной письменности, каков бл. Иероним, который притом был особенно усердным почитателем произведений Илария, собственноручно переписывавшим некоторые его творения. 3338 Перечисляя сочинения Илария, Иероним между прочим упоминает: Liber adversus Talentem atque Ursacium historiam Arimensis et Selenciae synodi contiuens. 3339 Если это замечание Иеронима не дает решительного права отождествлять цитованную «книгу» Илария «adversus Valentem atque Ursacium» с тем его «историческим трудом», от которого сохранились до нас фрагменты, то во всяком случае тот факт, что в т.н. 10-м фрагменте автор, приведя полностью письмо восточных омиусиан к ариминским делегатам в Константи- —354— нополе (в 359 г.), обращается к ним с увещанием отречься от «Вероизложения» (liber… fidei) Валента и Урзакия, и порвать общение с ними, дает весьма вероятные основания к такому именно отождествлению. Свидетельство Иеронима об Иларии, как авторе историко-полемического трактата против Валента и Урзакия, в связи с историей аримино-селевкийского собора, подтверждается свидетельством другого авторитетного историка, современника Иларию, – Руфина. Руфин сообщает при этом характерную подробность, что сочинение Илария имело своею специальною целью – вразумить тех западных епископов, которые подписали вероломную ариминскую формулу, – замечание, как увидим ниже, вполне гармонирующее с содержанием как 1-го фрагмента, излагающего общую задачу исторического труда Илария, так и 10-го фрагмента, который, от первой до последней строки представляет собою именно патетическое увещание, обращенное к ариминским епископам. 3340 Свидетельствуя, таким образом, об общем содержании и цели интересующего нас историко-полемического произведения Илария, Иероним и Руфин отчасти определяют и его внешний характер. Называя сочинение Илария «книгою» (liber), эти авторы дают понять, что оно вовсе не было каким-то беспорядочным собранием материалов, но пред-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Шергины , крестьяне, XVI–XVII вв., Двина Шереда : кн. Дмитрий Федорович Шереда Палецкий, боярин, 1547 г.; Иван Владимирович Шереда Милославский [см. Милославские], первая половина XVI в. Шеремет : Шеремет Шеметов сын Мотякин [см. Шемет, Мотякин], 1551 г.; Шеремет Григорьевич Хлуденев [см. Хлудень], середина XVI в.; Андрей Константи нович Беззубцев-Кошкин [см. Беззубец, Кошка], боярин, 1587 г.; от него – Шереметевы [см. Огонь] Шеремет – человек львиной храбрости (турецк.) Шерефединов ( Серефядинов ): Шеремединов Петр Иванович, дьяк, 1555 г., Москва; Константин Яковль Серефядинов, послух, около 1485 г., Коломна; Иван Васильевич Шерефединов, вотчинник, 1556 г., Коломна; его сын Петр, дьяк; Андрей Васильевич, дворцовый дьяк, 1575 г.; Шерефединовы, конец XV в. и позже, Коломенский уезд Шериха кн. Федор Иванович Волконский, 1572 (1574? – С. В.) г. Шернин Дмитрий, подьячий, 1542 г. Шерстень , крестьянин, 1627 г., Курмыш Шерстинский Семен, помещик, 1595 г., Арзамас Шерстов Нечай [см. Нечай], помещик, 1542 г., Москва Шершава, Шершавин см. Шаршава Шершень, Шершнев : Василий Григорьевич Шершень Билибин [см. Билибины], дьяк, 1547 г.; Еська [см. Есеня] Шершнев, крестьянин, конец XV в., Новгород Шерыкин Будило [см. Будило] Дмитриевич, земский дьячок, 1612 г., Белоозеро Шест Михаил Иванович Филимонов-Морозов [см. Мороз], первая половина XV в.; от него – Шестовы; Иван Васильевич Шестов, 1557 г. [см. Бирюй, Сыч] Шестак, Шестаковы – очень распространено; Петр Шестаков, митрополичий старец, казнен в 1569 г. [см. Боровской, Бурнаш, Буян, Голышкин, Кукарин, Миляев, Спирин] Шестак – шестой в семье Шестник и Шестничко , крестьяне, конец XV в. (1495 г.), Новгород Шестник – рабочий с шестом на речных судах Шестопер Михаил Иванович Вельяминов-Зернов [см. Зерно], вторая половина XVI в. Шестопер – булава, палица Шестун Григорий Данилович Зайцев [см. Заяц], середина XV в. Шетень Михаил Федорович, тысяцкий тверских князей, XV в.; от него – Шетневы [см. Гнездо, Зюзя, Садык]; Андрей Алексеевич Шетнев, дворовый, середина XVI в., Ярославль; Михаил Тимофеевич, тиун, 1556 г., Москва

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Путеводитель. На правах рекламы . С.88,90-92. Реклама : С.89,93-95. Отклики: Мой дом – моя крепость. Отклик на статью «Адвокаты родителей» («Фома» ноябрь 2009 года, С.38-42)/Авторы отклика – Нина и Владимир Алексеевы , г. Кострома. Фото из архива семьи Алексеевых//Фома. – – июнь 2012. – С. 96. – (рубрика « Отклики »). Близнецы. Поздравление экс-корреспонденту журнала «Фома» 29-летней Юлии Винде, которая усыновила двух сирот, близнецов. На Светлой Пасхальной седмице малыши были крещены в храме Трех Святителей на Кулишах в Москве. Фото из семейного архива//Фома. - – июнь 2010. – С.96. – (рубрика « Отклики »).   Ошибка в « Прологе ». В майском номере журнала («Фома», за 2012 год) в рубрике «Пролог» (С.2) неверно указана фамилия автора фотографии. Автор опубликованного фото – Дмитрий Ильин . Редакция приносит фотографу свои извинения//Фома. - – июнь 2012. – С.96. – (рубрика « Отклики »). О крещении взрослых . Отклик на интервью о. Алексия Уминского «Крещение – не защита, а крест» («Фома» ноябрь 2011 года, С.34-40)//Фома. - – июнь 2012. – С.97. – (рубрика « Отклики »). Коротко: . Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики//Фома. - – июнь 2012. – С.97. – (рубрика « Коротко »). Шевченко. Дневники (о подаянии нищим). О соблюдении заповедей Христовых. Из жития преподобного Исаака Сирина. Притча о нерадивой жене, осуждавшей соседку. Эпилог: Константи н Эггерт, обозреватель и ведущий программ радио «КоммерсантЪ» FM. Оценивать или осуждать? Фото предоставлено фотослужбой ИД «КоммерсантЪ»//Фома. - – июнь 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). О материалах номера, из которых выделены: тема номера, посвященная юродивым и юродству (с.20); предваряющая эту тему и посвященная отношению к искусству колонка главного редактора (с.8); статья В. Кириллина « Пять признаков подмены » (с.33); материал Виталия Каплана « Вера без Церкви » (с.34); развернутое интервью с «доктором Лизой» (с.10), очерк «В семье сорок восемь детей…» (с.60); монолог Ксении Алешиной «Потерянный заяц» (с.58).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-110-...

Означенное затруднение еще более усиливается тем обстоятельством, что в литургических писаниях Симеона Солунского нередко попадаются и такия заимствования, о которых автор вовсе умалчивает и которые поэтому на первый раз, при беглом взгляде, легко могут показаться лично ему принадлежащими мыслями. Таковы, напр, очень многие толкования обрядов литургии и вещественных принадлежностей храма (святая трапеза, предложение, горнее место, амвон и пр.), взятые Симеоном Солунским из слова «О божественном священнодействии» святого Софрония, патриарха иерусалимского; таковы же объяснения его по названным предметам, заимствованные из трактата «Последовательное изложение церковных служб и обрядов, и таинственное умозрение об их значении» святого Германа, патриарха константи- нопольского 59 . Только путем самого строгого анализа литургических произведений экзегета Солунского – чрез точное сопоставление их с сочинениями раннейших церковных писателей можно составить приблизительно правильное понятае о том влиянии, какое он испытал от своих предшественников. В данном случае вполне достаточно ограничиться одним общим результатом такого сравнительнаго анализа, высказав его в следующем положении: в своих литургических трактатах под предлогом смиренного самосознания Симеон Солунский заимствует многое и даже очень многое из сочинений своих предшественников отчасти буквально, каково, напр, хоть определение таинства крещения: «Священнейшее крещение есть и возрождение, и возсоздание, и очищение, и просвещение, и сыноположение, и дар, и освящение», дословно приводимое Николаем Кавасилло ю в его втором слове о Христе 60 , отчасти в парафрасе, каковы многочисленные замечания канонического и юридического характера, взятые большею частью из сочинений греческих юристов ( Матфей Властарь , Вальсамон, Зонара и др.) 61 и отчасти только по мыслям, каков, напр, вышеприведенный взгляд на иерархию, проходящий через все литургические творения Симеона Солунского и заимствованный им у Динисия Ареопагита, или, напр, объяснение значения храма, взятое из «Тайноводства» Максима Исповедника 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Ныне мы поистине узнали корабле крушение в гавани, узнали бездельника, который сам не побеждает, но и ему удается необыкновенным путем убежать из рук победоносного владыки. Никто и во сне не видел такой удачи, как этот лжеименный Давид, который неожиданно избежал опасности. Действительно, большое расстояние между чашей и краями губ. Се годняшний день не сходится со вчерашним, но и незна чительная доля времени склоняется то в одну, то в дру гую сторону. События здесь происходили так. Выброшенный к Понту, как обломок волнами моря, тот юноша рассчи тывал, что если он воспользуется италийскими союзни ками, то набросится на тебя с новыми, трудноотрази мыми силами и вполне спасет себя вследствие изменения обстоятельств. Но несправедливость обманула себя. Узнав о том, что ты в Понтийских областях попал в труд ное положение, они воспользовались твоим отсутствием и напали сушей и морем на Никомидию. Ты же, будучи устойчивым при резких переменах обстоятельств, и не успокаивающимся сверх меры удачами, и, наоборот, не уступающим позорно перед трудностями, ты оставил мальчишку, считая, что его легко будет не один раз захватить, и, повернув поводья, ты разыскиваешь его союзников, желая уничтожить и стену, и обмазывавших ее. (См.: Иез. 13:10—16) Что же сделали храбрые воины и непоколебимые всадники, гордые духом, неукротимые и горделивые? Ты еще по-настоящему не напал на них с какой-то частью воинов, как, потеряв от страха рассудок, они ночью убежали без оглядки, покрыв себя позором. Но самое интересное то, что они возвратились меньшие числом, не тем, каким вышли, а потеряв многих людей и большое число лошадей. Бросив весь обоз войска, как груз, увле кающий в Аид, единым духом они вошли в Константи нополь. Поэтому уповающему на Господа и ему посвящающему деяния не нужно страшиться внезапно насту павших тягостных неприятностей. О христолюбивейший василевс, еще вечером, ты был охвачен небольшой печалью из-за того, что сообщили тебе о походе италийцев, наутро же улыбнулась великая радость, так как они отступили и в связи с их обраще нием в бегство поспешили с уходом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3708...

Не столь удачна была борьба Алексея Комнина с другими, только что явившимися еретиками; говорим о богомилах, 276 которые до своим воззрениям были родственны с павликианами. Богомильство в конце XI и начале XII вв. распространяется в Константи нополе между мирянами и духовенством и проникает даже в сферу аристократических фамилий, но распространяется тайно. Это обеспокоивает императора. Он хочет разузнать: в чем состоит новое учение, и вступить в борьбу с ересью. Ему удается узнать, что гувя этих еретиков в Константинополе – один монах, бывший прежде врачом, по имени Василий. Император с умыслом призывает его тайно во дворец, оказывает ему всякие почести, разделяет с свою царскую трапезу, открывает ему, что будто он сам хочет перейти в общество, образованное Василием, и для этого желает знать подробности богомильского учения. Василий сначала недоверчиво относится к этим признаниям Алексея, а потом настолько Поддается, что рассказывает ему касающееся ереси. Между тем император посадил в то время за занавес скорописца, который все речи Василия занес в протокол. Каково же было изумление Василия, когда император вдруг одергивает занавес и глазам Василия предстаёт целое собрание высших духовных и светских лиц Кон стантинополя. Во главе первых был патриарх Николай. Еретику Предъявлен был протокол, в котором с точностью были записаны его признания. Василий не отказался от своих слов и объявил, что он за свое учение готов умереть. Еретик брошен был в темницу. Множество народа из всех сословий по сопричастности к ереси также было арестовано. Из арестованных одни сознались, что они действительно принадлежат к ереси, а другие упирались. Чтобы отделить виновных от невиновных, Алексей употребляет следую щую хитрость: он назначает торжественное собрание всех лиц высших сословий на открытой площади; посреди собрания был устроен трон для самого императора; сюда он велел привести всех арестованных, но не сознающихся в принадлежности к тайному обществу еретиков. В то же время устроены и зажжены два больших костра, над одним из них был поставлен крест, а на другом – Нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН (XVI-XVII вв. (?)), блж. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня, в Соборе Тверских святых), Христа ради юродивый, Новоторжский. Имя К. помещено в перечне святых г. Торжка в тверской редакции «Книги, глаголемой Описание о российских святых»: «Святый, блаженный Константин юродивый погребен у соборной церкви» (ТГОМ. ТвМ. КП-10617. Л. 11 об., 60-е гг. XVIII в.). По свидетельству архиеп. Димитрия (Самбикина) , в синодике 1674 г. Новоторжского Троицкого мон-ря («Дальняя Троица»), в списке Христа ради юродивых упоминалось имя К. В нач. ХХ в. иконописные образы блаженного находились в храмах и домах Торжка, в Новоторжской городской думе и Тверском церковно-археологическом древлехранилище. На иконе из ц. Воздвижения Креста Господня в Торжке К. был представлен с местночтимыми святыми - преподобными Ефремом и Аркадием Новоторжскими и мц. Иулианией , кнг. вяземской и новоторжской. Святой был также изображен на иконе мучеников Гурия, Самона, Авива и Московских святителей из ц. сщмч. Климента, папы Римского. В Торжке хранилась икона 1797 г., на к-рой К., предстоявший со сложенными на груди руками Спасителю в облаках, был написан «в одной одежде (в рубашке), с обнаженными по локоть руками, босой; на голове волосы короткие, курчавые, желтоватого (рыжего) цвета» (Тверской патерик. 1908. С. 171, 173-174). В том же иконографическом типе юродивого святой был представлен (в верхнем ряду справа) на иконе «Собор Тверских святых», написанной в 1902 г. по заказу члена Тверской УАК И. Я. Кункина (находилась в Троицкой ц. Кашина, см.: Там же. С. 4, 8). Вероятно, К. (только в набедренной повязке, персты правой руки сложены для крестного знамения, надпись: «Б Константи(н) оур(д)») представлен на одной из 3 минейных икон рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ). Местом погребения К. почиталась часовня на Соборной пл. В XIX в. тверские краеведы опубликовали неск. преданий, связанных с К. Согласно одному из них, составленному, судя по всему, на основе Жития Ефрема Новоторжского, К. был родом «угрин» по имени Кон или Конон, служил в свите равноап. кнг. Ольги , вместе с ней принял крещение в К-поле. Затем он удалился в Новгородскую землю и устроил скит в 7 верстах от г. Нов. Торг (ныне Торжок), преставился после 1015 г. в мон-ре прп. Ефрема Новоторжского (см.: Красницкий. 1876. С. 11-12). Согласно др. преданию, возникшему по мотивам былины о Косте Новоторжанине, святой был родом из Торжка, жил во времена царя Иоанна IV Васильевича Грозного. К. обладал большой физической силой, находился на военной службе, затем вернулся в родной город и стал юродствовать ( Р. Р. 1898. С. 516-522). Оба предания не имеют фактического обоснования, архиеп. Димитрий назвал их исторической фальсификацией, поместив в соч. «Тверской патерик» собранные им сведения о блаженном.

http://pravenc.ru/text/1842054.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Ярославская Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Надпись: Изображение иконы Божией Матери Ярославской. Икона находится в Ярославском кафедральном соборе. Она принесена в город Ярославль владимирскими князьями [написано неразборчиво] в Константи[нополе]. Разрешено цензура 1 июня 1882 года. Хромо-лит. А.И.Стрельцова. Бумага на фанере, продавалась на аукционе. Файл 28693.jpg:   Размер: 554x738, 0.41 MPix, 86 Kb. Дата: 2017-01-24, участник [ qwerty ]. Рейтинг изображения: 3 (90) , (3) . Описание: Ярославская Пресвятая Богородица. Оклад: фирма Фаберже, Москва, ок. 1895 г. 32.3 х 28.5 см. Частное собрание (аукцион Сотбис, 2016). Файл 31974.jpg:   Размер: 1767x2000, 3.53 MPix, 2150 Kb. Дата: 2018-06-03, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (94) , (4) . Описание: Богоматерь Умиление Ярославская. Середина XVI в. Дерево, серебро, левкас, темпера, чеканка, гравировка. 70,7 х 56,5 см. Череповецкое музейное объединение. Файл 32156.jpg:   Размер: 648x800, 0.52 MPix, 181 Kb. Дата: 2018-06-21, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (69) , (1) . Описание: Ярославская Пресвятая Богородица (клеймо иконы). БОГОМАТЕРЬ НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ СО 120 ЧУДОТВОРНЫМИ ИКОНАМИ БОГОМАТЕРИ. Первая половина XIX века. Москва. Дерево; темпера. 121 х 94. Поступила в 1941 г. Происходит из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве. Реставрирована в 1994 г. в ГТГ И.В.Авериной. ГТГ. Файл 32157.jpg:   Размер: 486x565, 0.27 MPix, 82 Kb. Дата: 2018-06-21, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (53) , (2) . Описание: Альбом А.С. Уварова (демонтированный). Гравюра. Богоматерь Ярославская. Период создания: XIX в. Материал, техника: бумага, гравюра Размер: 5,5х5 см Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 9845073 Номер по ГИК (КП): ГИМ 53882/50 Инвентарный номер: И XIII 19017 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный исторический музей "

http://pravicon.com/icon-363-photo

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Господа " Сошествие Святого Духа " Описания иконы Описание иконы Сошествие Святого Духа Сошествие Святого Духа. В основе этого изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян. 2, 1–13), из которого нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению. Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства. Иконография этого праздника начала развиваться с VI века. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константи[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва на Сошествие Святаго Духа Молитва на Сошествие Святаго Духа. О, Небесный Царю, Утешителю Святый, Душе Истины, везде сый и вся исполняяй, никогдаже начинаемый, ниже престаяй, но со Отцем и Сыном присно Сущий, первее во Ангельских Воинствах действовавый, священие даруя; и при мир[...] Тропарь, кондак, величание Господу перед иконой Сошествие Святого Духа Тропарь Пятидесятнице. Тропарь, глас 8 Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. Кондак, глас 8 Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний; [...] Акафист Господу перед иконой Сошествие Святого Духа Акафист на Сошествие Святаго Духа Читается в день Святой Троицы и всегда, когда есть к этому душевное желание. Кондак 1 Возбранный Параклите, Царю неба и земли, Животворящий, Спасительный и Всесвятый Душе, выну от Отца исходяяй и в Сыне почи[...] К этому разделу приложены файлы (1). Изображения иконы Сошествие Святого Духа Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА Конец XVIII века. Оклад – первая половина XIX века. Поволжье. Размер: 31 х 25 см. Дерево, левкас, темпера; латунь, серебрение. Файл 13382.jpg:   Размер: 676x650, 0.44 MPix, 217 Kb. Дата: 2011-09-12, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (594) , (12) . Описание: «Сошествие Святого Духа», Россия, Москва, 1905 – 1917 гг. мастер оклада – Д. Смирнов; масло на меди, оклад – серебро 84; 34,5х26,5 Файл 14455.jpg:   Размер: 484x650, 0.31 MPix, 48 Kb. Дата: 2011-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (1044) , (38) .

http://pravicon.com/icon-456

   001    002    003    004    005    006   007