Тех из них, которые хранили свой обет и противостояли иконоборческому учению , Константин предавал различным пыткам и издевательствам: одним беспощадно выжигали или выщипывали бороды, другим разбивали головы иконами, некоторым выкалывали глаза или обрубали им руки и члены тела. Как бы при возродившемся во второй раз язычестве изобретали по отношению к христианам всяческие злодеяния, с помощью которых стремились обесчестить и погубить всех приверженных запрещенному учению. Многих, исполнявших государственные или военные должности, обвиняли в поклонении иконам и, как бы уличенных в жертвоприношении, убивали и во множестве высылали за границы империи. Часть монастырей Константин отдал под жилища воинам, а другие приказал срыть до основания. Монахов же принуждал насильно вступать в брак. В 764 году по доносам клеветников Константин велел казнить многих знатных вельмож, которых обвинил в заговоре против него. Тогда же подан был донос на патриарха Константина . Через некоторое время его с позором свели с амвона, посадили на осла и со многими издевательствами возили по городу. Наконец, император велел отрубить ему голову, а труп бросить в Пелагиевы рвы. Иконоборческие меры Константина, продолжавшиеся до конца его царствования, вызвали обширную эмиграцию как монахов, так и других иконопочитателей на юг Италии и на берега Черного моря. Оценки деятельности Единственными историческими источниками сведений о жизни и деятельности Константина V являются его " оппоненты " , православные писатели — летописцы и агиографы, что дает почву для высказываемых позднейшими историками подозрений в их пристрастности, преувеличениях и намеренных искажениях, чтобы выставить характер и деятельность ненавистного им императора в самом невыгодном свете. Однако и по имеющимся сведениям видно, что Константин был одним из самых замечательных государей эпохи иконоборчества : исключительные таланты полководца соединялись в нем со способностями искусного политика. Даже враги императора признавали, что в годы его правления в столице было удивительное изобилие дешевых продуктов .

http://drevo-info.ru/articles/10792.html

Но по характеру своему он превосходил отца решительностью, жестокостью и властолюбием. С юных лет проводя время среди воинов, Константин полюбил военное искусство, любил войну и военные предприятия. Боевая жизнь и деятельность развили в нем мужество, а забота о войске, содержании его в большом числе и хорошо вооруженном – бережливость и умеренность. Начальствуя над войсками, император редко разлучался с конем. Он был хорошим наездником. Быть может потому современники его прозвали Кавалином (всадником). Скоро, впрочем, в насмешку и поругание памяти Константина прозвание это заменили словом Копроним (от греч. -навоз). Любя войну, Константин проявлял заботы и об общественном благоустройстве. Так он возобновил на свои средства водопровод в Константинополе. Впрочем, в заботах о гражданском и общественном благоустройстве император Константин уступал своему отцу. По вопросу об иконопочитании Константин пошел по стопам отца своего, только с большей жестокостью по отношению к иконопочитателям. Впрочем, первые десять лет царствования своего новый император не предпринимал ничего выдающегося. И обстоятельства сложились так, что кроме подготовительных мер нельзя было предпринять ничего. В первый же год царствования Константин V предпринял поход с войсками на дальний восток. Отсутствием его из столицы воспользовался ближайший его родственник, зять императора Льва III, Артабазд, по происхождению армянин. Опираясь на партию иконопочитателей, он в 742 году объявил себя императором. Относительно Константина распустили слух, что он погиб в походе. Но Константин не погиб, а явился скоро с войском под стенами столицы, низверг Артабазда и казнил его. Конечно, нерасположение к иконопочитателям у императора увеличилось. В их поддержке Артабазда он увидел проявление вражды к себе. Но до столкновения не дошло. Император медлил. Нужно было, по его мнению, подготовится. Уже хорошо выяснилось, что главная сила партии иконопочитателей в иерархии церковной и монашестве. Уменьшить число борцов за иконы, переманить некоторых на свою сторону, вновь назначить на епископские кафедры людей, преданных и сочувствующих иконоборчеству, вот чем был занят император.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Есть следы, которые указывают на присутствие в них Эклоги, но есть и сомнения. В сербской Кормчей, переписанной в 1305 году сербским римским епископом Григорием и находящейся теперь в Воскресенском монастыре, на листе 262-м читается: »Заповеди Леона премудрого царя и сына его Константина багрородного. Закона Градского главы различны. В четырех десетех гранах«. По описанию И. И. Срезневского , всему этому длинному заглавию соответствует перевод греческого Прохирона царей Василия (Константина и Льва); но Πρχειρος νμος равняется только Закону Градскому, – первая же часть надписания совершенно напоминает заглавие печатной Кормчей: «Леона царя Премудрого и Константина верною царю главизны,” то есть, подразумевает перевод Эклоги Льва Исаврийского и его сына Константина Копроника. 26 Пропущено ли самим переписчиком соответствующее тому содержание, или оно выпало впоследствии, – мы не знаем. Во всяком случае мы находим здесь указание, что и в сербских Кормчих помещалась иногда Эклога наряду с Законом Градским в сорока титулах ... Закон Леона и Константина, помещаемый в нашей печатной Кормчей, не многим отличается от греческого своего подлинника. В нем считается только шестнадцать титулов (граней) вместо восемнадцати греческой Эклоги, но на самом деле не достает в сравнении с нею только одного, именно двенадцатого, пропущенного, может быть, не совсем случайно, так как в нем содержатся постановления об емфитевсисе, то есть, о такой форме владения и пользования недвижимыми имуществами, которая и после не была усвоена русским законодательством. Сверх того, шестнадцатый титул (грань) Кормчей заключает в себе два титула греческого подлинного издания. Он озаглавлен: «Зачало 16, имея глав 45, о разделении корысти». На самом деле о разделении корысти говорится только в одной главе, составляющей в греческой Эклоге восемнадцатый титул, а все прочее есть семнадцатый титул Эклоги – о казнях. Нужно думать, что соединение этих двух разнородных начал (титулов, граней) произошло случайно. По крайней мере в вышеуказанных рукописных экземплярах Закона царей Льва и Константина считается семнадцать начал.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Император был человек воинственный и храбрый, но достаточно легкомысленный и неискушенный в интригах, особенно по сравнению с такой мастерицей, как его мать. Константин совершил крупную ошибку, возвратив ей (791) титул августы и позволив вернуться в императорский дворец. Ирина незамедлительно начала строить сыну козни. Вскоре она натравила Константина VI на стратига Армениака, Алексея Мусулема, фактически возглавлявшего переворот против нее. Император жестоко обошелся со стратигом, в ответ Армениак восстал. Фема была разгромлена правительственными войсками, тысяча пленных с надписью «армянский злодей» на лбу прошли в цепях по столице. Не менее сурово расправился василевс и с участниками другого заговора, созревшего год спустя в среде гвардии и имевшего целью возвести на трон сыновей Константина Каваллина: старший из них, Никифор, был ослеплен, остальные четверо лишились языков и все вместе оказались в тюрьме. Впрочем, жестокие расправы с родственниками при византийском дворе тех лет стали явлением обыкновенным и осуждались разве что только в простом народе. Военные предприятия Константина VI были неудачными. Прославленные легионы, набранные Константином Копронимом, пришли в упадок еще при Ирине, а ее сын, лично смелый, но недостаточно даровитый полководец, не сумел вернуть славу ромейскому оружию, тем более что в Болгарии правил хан Кардам, а в Багдаде – легендарный халиф Гарун-аль-Рашид, противники весьма серьезные. Летом 791 или 792 г. император затеял войну с Болгарией, в ответ на походы хана при Ирине. Поверив благоприятным предсказаниям астролога Панкратия, Константин VI вступил в бой с врагами у фракийского города Маркеллы и был разгромлен. «Как беглец возвратился он в город [Маркеллы], потеряв многих не только из простых воинов, но и из людей правительственных» (Феоф., с. 343]). В числе погибших были знаменитый Михаил Лаханодракон и злополучный Панкратий. В очередной раз мир пришлось покупать. Спустя пять лет, в 796 г., василевс перестал платить дань и отправил хану вместо очередного взноса конский навоз, сопроводив его письмом: «Какая прилична тебе дань, я посылаю». Рассвирепевший Кардам пригрозил дойти до Золотых Ворот столицы ромеев, на что Константин VI, издеваясь, отвечал: «Зачем тебе утруждать себя походом? Ты уже стар и дряхл, беспокойства тебе ни к чему, лучше я сам подойду к Маркеллам, а там – как рассудит Бог» (Феоф., с. 345]). Вновь начавшаяся война не принесла Византии по сути дела ничего – Кардам отсиделся в лесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале 750-х гг. военные действия перекинулись уже в Месопотамию и Южную Армению . Император захватил и разрушил старые римские города Феодосиополь , Малатию , Самосату , а жителей их переселил в глубь империи на пустующие земли. Так он расселил множество сирийцев и армян во Фракии , построил для них города, щедро одарил и всегда приходил на помощь, когда она требовалась. Болгары , увидев построение этих городов, потребовали от Константина уплаты денег. Так как дань не была уплачена, они в 754 г. двинулись войной на Фракию и дошли до Длинных стен Константинополя . Император, бросившись в бой, отважным ударом обратил их в бегство, упорно преследовал и многих перебил. Затем, собрав многочисленные силы, он повел с болгарами упорную борьбу на суше и на воде. С 500 кораблями Константин вошел в Дунай, выжег болгарские земли и захватил множество пленных. У крепости Маркелл он имел еще одну битву, вновь обратил врагов в бегство и нанес им большой урон. Вследствие всех этих поражений болгары ослабли и прислали послов для переговоров о мире. В 758 году Константин покорил славян, живших в области реки Струма (Стримон), и переселил их в Малую Азию. В 760 году он проник далеко вглубь Болгарии . В 763 г. началась новая большая война. Болгары убили своих правителей и поставили вождем хана Телеца (или Телеша), мужа, по словам Никифора, спесивого и выказывавшего юношескую дерзость. Собрав и вооружив боеспособных воинов, он в 763 г. храбро напал на ближайшие римские города и крепости. Константин, увидев его отвагу и бесстрашие, послал через море к Дунаю флот из 800 судов, заполненный конным войском. Сам он повел другое войско к городу Анхиалу и под его стенами нанес поражение Телецу и его армии, многих перебил, других взял в плен и велел казнить в Константинополе. Устрашенные болгары убили Телеца и стали просить у императора мира. Константин подступил к Балканам и тут для вида примирился с ними. Однако, когда враги, усыпленные этим, сняли охрану с горных проходов, он внезапно разорвал мир и вторгся в пределы их страны. В результате этого нашествия вся Болгария была сожжена и разграблена римлянами, так что многие селения оказались совершенно истребленными. В следующие годы опустошительные походы неоднократно повторялись.

http://drevo-info.ru/articles/10792.html

Поскольку иконоборчество было ересью, порожденной династической политикой, постольку и перемены на троне резко изменяли судьбы вопроса об иконах. Образовалось две борющихся партии как бы «консерваторов» (иконопочитателей) и «либералов» (иконоборцев). Малейшая борьба за трон сейчас же переходила в игру церковным вопросом в угоду задачам политическим. Представители царствующей династии ставили ставку то на ту, то на другую партию. Жестокости Константина V Копронима, конечно, не уничтожили моральной силы ушедших «в катакомбы» иконопочитателей. На этой почве рассорилась между собой большая и сложная семья Константина V Копронима. Он был трижды женат. Первая его жена была хазарка Ирина, дочь кагана. Она крестилась для брака (в 732 г.). От Ирины-хазарки и родился в 750 г. сын, наследник трона Лeb IV, прозванный Хазаром. Этого Льва IV в 20-летнем возрасте (770 г.) женили на красивой и умной афинянке по имени тоже Ирина. Эта Ирина в 771 г. родила Льву IV Хазару сына Константина, тоже будущего императора. Но династическое преемство Константина Копронима осложнялось тем, что после скорой смерти второй бездетной жены его он женился в третий раз. Она родила пять сыновей, старшим из которых был Никифор. Дети первой и третьей жен Копронима разделились между собой по партиям. Ирина-афинянка вела своего мужа Льва IV Хазара за «консерваторами». В пику им Никифор с братьями оперлись на «либералов». «Консерватизм» означал принятие икон, «либерализм» — их отрицание. Жестокий иконоборец Kohcmahmuh V Копроним перед женитьбой своего сына Льва Хазара на афинянке Ирине взял с нее клятву, что она не будет поклоняться иконам, к чему она привыкла в Афинах. Ирина клятву дала, но сердца своего не изменила. Как только муж ее, Лeb IV Хазар, стал василевсом (775 г.), она уговорила его исправить ошибки правления отца его, Константина V. Тактика состояла в том, чтобы, не разрывая с иконоборцами, от которых Лeb IV и получил власть, он позволил, однако, свободно существовать и иконопочитателям без открытого изменения действующих иконоборческих законов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В 765 г. – снова успешная экспедиция императора на Дунай, однако годом позже буря у Варны разметала византийский флот и несколько тысяч утонувших воинов для погребения ловили сетями. Война 772 г. заставила хана Пагана лично явиться в Константинополь и униженно просить мира. В борьбе с болгарами василевс широко использовал подкуп – византийское золото позволяло ему иметь в ставке их ханов обширную агентуру, а в 767 г. он принял бежавшего к ромеям хана Сабина, используя его как послушную марионетку. Преемник Сабина Телериг, подозревая об измене своих приближенных, написал императору письмо, уговаривая сообщить имена «друзей империи», чтобы он, хан, смог опереться на них против оппозиции. Как ни удивительно, но Константин, человек далеко не ординарный, попался на эту приманку и выдал хану имена своих шпионов. Последний моментально всех их казнил, Каваллин же, узнав о происшедшем, «рвал на себе седые волосы» (Феоф., с. 328]). В 774 г. пала последняя опора лангобардов в Италии, Павия, которую король Дезидерий сдал войскам Карла Великого. Сын последнего короля лангобардов нашел убежище в Константинополе. Летом 775 г. император начал свою последнюю кампанию во Фракии. Находясь при войске, он тяжело заболел. Солдаты донесли василевса на носилках до Силимврии, откуда умирающего Копронима повезли морем. До столицы он не доплыл: 14 сентября 775 г. император Константин V скончался на корабле. Артавасд, Лев IV Хазар Артавасд (? – ?, имп. 742 – 743) Армянин Артавасд, муж дочери Льва III Анны, на момент воцарения Константина V был лицом важным – куропалатом и стратигом фемы Опсикий. Последняя должность позволяла ему находиться в Константинополе и использовать свое влияние на плетение интриг в верхних эшелонах власти. В конце июля 742 г. он поднял мятеж и напал на лагерь Константина V, готовившего во Фригии армию к походу на мусульман. Двадцатипятилетний император, застигнутый врасплох, бежал в Аморий. Один из сыновей Артавасда, его будущий соправитель, фракисийский стратиг Никифор, с подчиненными войсками заняв Константинополь, расставил караулы на стенах и возле всех городских ворот. В столице было объявлено о смерти Константина V u nampuapx Анастасий короновал Артавасда. Узурпатор раздал деньги народу и восстановил иконопочитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

института. Хотя формально владения их продолжались до Балканских проходов, которые империя удерживала за собой в качестве естественных укреплений, не нуждавшихся в больших гарнизонах для своей охраны, но фактически уже во время Льва Исавра болгаре свободно проходили горные клизуры и неожиданно являлись на юг от Балканов, внося опустошения и грабеж в малозащищенные открытые места. Чтобы обезопасить себя от подобных неожиданных нападений, империя вносила ежегодную дань для удовлетворения хана и его дружины. Вместе с тем, находя проходы, частью уже находившиеся во власти болгар, недостаточной защитой границы, император начал строить на южном склоне Балканских проходов κστρα, или укрепления, защищавшие пограничную линию; кроме того, стали организоваться новые поселения из переселенцев Сирии и Месопотамии. После хана Тервела, современника Льва, значительный период, соответствующий царствованию Константина, отмечается правлением хана Кормисоша, основателя новой династии ханов, по отношению к которому имеются точные известия в византийской летописи. Именно: под 755 г. сообщено, что во Фракии поселены сирийцы и армяне, от которых распространилась ересь павликиан, и что в то же время болгаре потребовали дани за построенные укрепления . Когда Константин отказал им в требовании, болгаре сделали на империю набег и опустошили всю Фракию, дошедши до Длинных стен, проведенных еще Анастасием в 504 г. от Силиврии до Деркона для защиты столицы и ее окрестностей. Что последовало за этим походом, трудно решить, т. к. известия писателей не согласны между собой. Если отдать предпочтение известию патриарха Никифора, то за этот поход болгаре поплатились весьма дорого, т.к. царь Константин погнался за ними, обремененными добычей, и нанес им сильное поражение. Не ограничиваясь этим, он собрал морскую силу и сухопутное войско и, высадившись у Дуная, опустошил болгарские селения и взял многих в плен. Сухопутное же войско напало на болгар близ укрепления Маркеллы, поблизости от границы, и обратило болгар в бегство.

http://sedmitza.ru/lib/text/442844/

Рассказывают, что после известного иконоборческого собора 754 г. император Константин V собственноручно облачал в церкви в патриаршие ризы соименного ему Константина, еп. Силейского, объявленного патриархом по воле царя. Того же Константина патриарха император с патриаршей кафедры низвел на ипподром, поставив на место его невежественного Никиту. Вообще император Константин себя представлял единоличным распорядителем в делах государства и церкви. Еще отец его Лев III провозглашал, что он де царь и первосвященник. Император Константин V оставался верным отцовскому примеру. Далее, к иконоборцам причислялись некоторые из епископов. Не можем утверждать, что таковых было много по искреннему убеждению. Число членов иконоборного собора ничего не доказывает. Деятелей тут было не много, а большая часть епископов по понятной немощи духа раболепствовали пред императором вопреки внутреннему голосу совести. За духовными лицами следовала часть государственных сановников и главным образом войско. Император Константин V любил воинов и ими взаимно был любим. В войске иконоборческие традиции крепко держались со времен Льва Исаврянина. Ясно, что на стороне императора иконоборца была сила внешняя. При помощи ее он мог производить насилия, давления, гонения и разные жестокости. Но насилие плохой проводник идей. Насилию иконопочитатели противопоставляли непреодолимое терпение. Борьба поэтому затянулась. Государство от борьбы, конечно, должно было чувствовать известный результат – слабость. Средне-Итальянские владения были потеряны, и император должен быль молчаливо помириться с фактом, не имея свободных сил для защиты их. Да и внутри империи благоденствия далеко не наблюдалось. Правда, император сумел скопить значительные суммы в государственную казну. Но народ с трудом выносил государственные повинности. Военные походы на восток и войны с славянскими племенами отвлекали сильных работников от мирных занятий. Добычи далеко не вознаграждали потерь. По местам появлялись народные волнения, составлялись заговоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Нужно принять во внимание, что при тогдашних обстоятельствах эта мера могла касаться только столицы; притом же было весьма естественно новому императору заручиться расположением столичного населения . Но и Константин далеко не был беззащитен и не думал складывать оружия. За него стояли две азиатские фемы, Анатолика и Фракисийская, и, кроме того, с ним была флотская фема Кивиррэоты, т. е. почти вся Малая Азия. Здесь весьма отчетливо обнаружились политические симпатии в связи с национальными: европейские области были за Артавазда и за принцип иконопочитания, азиатские — за законного представителя власти и за иконоборческий принцип. С войсками, собранными в верных ему фемах, Константин подошел к Босфору и остановился в Хрисополе. Казалось бы, что он теперь же мог осадить столицу и принудить своего соперника к сдаче, но вследствие непонятных для нас причин на этот раз он отступил назад и провел зиму 741/42 г. в Амории. Таким образом объясняется то обстоятельство, что несколько официальных актов этого времени носят имя Артавазда, который признан был в императорском достоинстве папой, венчал на царство сына своего Никифора, а другого сына, Никиту, назначил стратигом фемы Армениак, где он имел приверженцев, будучи сам армянского происхождения. Но весной 742 г. наступила развязка запутанного положения, которая может считаться неожиданной, т. к. здесь в первый раз обнаружились военные дарования и вообще далеко не обычные административные способности законного наследника престола. Артавазд в мае 742 г. выступил в Вифинию в фему Опсикий и начал производить в ней работы, прибегая к слишком крутым мерам. Для Константина было весьма важно, что и фема Опсикий не оказалась преданной Артавазду, а между тем вся борьба между соперниками решалась на азиатской территории. Находясь во главе фемы Анатолика, Константин нанес, прежде всего, поражение Артавазду при Сардах и заставил его после потери армии и военных запасов спасаться в Кизик и отсюда в Константинополь. Но в Азии оставался еще сын Артавазда Никита, находившийся во главе фемы армянской и поздно выступивший в поход, когда уже главная часть драмы была разыграна.

http://sedmitza.ru/lib/text/442844/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010