Павел был создателем христианства в греко – римском мире не только в смысле привлечении верующих и образовании христианских общин, но и в смысле создания нового христианского вероучения. Он никогда не видал Иисуса и не слышал его учения, познакомился с учением Иисуса по рассказам других. Но он понял учение Иисуса по своему, придал ему совершенно новый вид и такую форму, какая была одинаково привлекательна и доступна для всякого человека, всякой веры и всякой национальности. Конечно, это христианское богословие Павла не было похоже на подлинное учение Иисуса; но оно имело для будущего развития христианства огромное значение. Когда погибла Иудея, перевес среди христианских общин перешел на сторону греко – римских общин, основанных Павлом, и церковные учителя II – III века стали развивать христианское вероучение в том самом направлении, какое наметил Павел. Поэтому, Павла принято называть вторым, после Иисуса, основателем христианства. Проповедь апостолов была обращена к тем же обездоленным и притесненным, к которым обращался со своим учением и Иисус. Апостолы, изложив учение Иисуса, заповеди, которые он велел соблюдать, картину будущего царства, которое он обещал своему „малому стаду“, кончали свои проповеди таким призывом от имени Иисуса: „Приидите ко мне все трудящиеся и обремененные, и я успокою вас. Возьмите иго мое на себя и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашими – ибо иго мое благо, и легко бремя мое“. И в ответ на этот пламенный призыв шли в христианские общины бедные ремесленники и рабы, убогие и калеки, все, кому тяжко и трудно было жить; только единицами считались христиане из людей образованных и с достатком. Апостолы считали такой состав христианских общин вполне соответствующим заповедям Иисуса и промыслу божию. В коринфской общине, по словам её основателя, апостола Павла, было „мало мудрых по плоти, мало могущественных, мало благоразумных; но глупое мира избрал бог, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал бог, чтобы посрамить сильных, и безродное мира и униженное избрал бог и нестоящее, чтобы посрамить стоящее“. Богатым апостолы повторяли изречение Иисуса богатому юноше: „все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище в небесах; возьми крест свой и следуй за мной“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

По поводу выражения ст. 17-го о богах, которых не знали израильтяне ср. Вт. XIII, 7. 675 (Ст. 18–20). О слове Заступник в ст. 18 срав. пр. 3-е этой главы. Господь в негодовании пренебрегает «сынами своими и дочерьми своими». Выражение это указывает, что и израильтянки были глубоко виновны в развращении народа: подтверждение этого видим в Исаии III, 16; Иеремии VII, 18; XLIV, 15 и др. О выражении «сокрою лице Мое» ср. Bmop. XXXI, 17, 18 . 676 (Ст. 21). Место это признается лучшими комментаторами в совокупности со ст. 43 пророчеством о призвании язычников в церковь Божию взамен Израиля, часть только которого восприняла в христианстве полноту обетований. Это мнение подтверждается и словами Апостола Павла в послании к Римл. Х, 19 (ср. также стих 20-й ссылку на Исаии LXV, 1). Господь берет себе в удел тех, коих израильтяне сами не считали народом (ср. выр. Иис. с. Cupax. L, 27, 28 ). В языке Библии язычники были народ бессмысленный, ибо они были «чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» ( Eфec. II, 12 ); Израилю же настойчиво указывает Моисей: «что в законах Господних мудрость Израиля, и разум его перед глазами других народов».... так как на земле не было такого великого народа, к которому был бы так близок Господь,... и у которого были бы такие справедливые постановления и законы». (Вт. IV, 6–8). О мудрости же человеческой и мудрости Божией ср. I Коринф. I, 18–25. Общий смысл таинственного пророчества стиха 21-го заключается в том, что Господь, отвергая избранный народ за его неверность и постановляя завет с народом или народами, которых израильтяне считали ничем, т. е. не существующими перед Иеговой Богом завета израильского, тем возбуждает ревность и в отпавшем Израиле и заставляет его опять обратиться к Богу своему. (Ср. ниже ст. 36 и 43). Апостол Павел в гл. XI посл. к Римл. указывая на положение язычников и Израиля в церкви Христовой и на милосердие Божие, заключающее в своей любви как Израиля, так и язычников, восклицает: «О бездна богатства, и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неизследимы пути Его»! (К Puмл. XI, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Покаяние по указу царя должно было сопровождаться строгим воздержанием от пищи и даже воды, что в особенности тяжело в жаркое время, которое настало, как мы видим из Ионы IV, 8. Даже на скот наложено было запрещение кормить и поить его. И он, как люди, должен был быть покрыть вретищем, под которым надо разуметь всякую изношенную одежду, лохмотья, которые стыдно было надеть на себя, или покрыть ими своих выездных животных. Покрытие скота этими лохмотьями понятно, если всмотреться в ассирийские гипсовые барельефы, на которых животные, служившие средством передвижения богатых, покрывались богатейшими тканями и дорогою сбруею. В покрытие животных лохмотьями высказывалось покаяние в безумной роскоши и сознание, что она есть грех . Труднее объяснить поводы к наложению поста на скот: очень может быть, что царь и его советники руководились мыслью, что все живущее в городе, принадлежащее человеку, должно находиться в скорби, чтобы Господь смиловался над городом. Может быть еще, что высший класс общества, с царем во главе, смотрел на чернорабочий народ, как на существ, весьма мало отличающихся от бессловесных, что, по нашему мнение подтверждает сказанное нами выше, – что под именем «не умеющих отличить правой руки от левой» надо разуметь весь рабочий люд Ниневии, который несомненно фактически был в рабстве. В указе предписывалось к посту присоединить покаяние, сознание грехов своих; изменение дурных своих стремлений, «обращение от злого пути своего и от насилия рук своих»; к этому указ присоединял требование, чтобы все «вопили к Богу», – чтобы возносили покаянный вопль пораженных страхом грешников, которые не видят – по собственному сознанию – никаких причин, почему бы Господь Бог пощадил их, – которые видят, что у них нет заслуг, нет никакого оправдания, у которых одна только надежда: это милосердие Божие: «кто знает, может быть еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ионы III, 9). Слова обнародованного повеления еще указывают на весьма печальное состояние общества, которое было полно насилия, неурядиц, кулачного нрава и притеснений.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Пользуясь данной возможностью, объявляем, что мы открываем двери нашего дома в Иорданском Хашимитском Королевстве для проведения «братской встречи в любви», дабы засвидетельствовать перед Церковью и миром единство Православной Церкви и нашу православную веру. Мы окажем гостеприимство освященному собранию в столице Иорданского Хашимитского Королевства, хорошо зная, какую роль играет Его Величество Король Абдалла II как хранитель христианских и мусульманских святых мест во Святой Земле, и какие усилия предпринимает Иорданское Хашимитское Королевство для обеспечения такого положения, при котором Иордания останется страной, где христиане беспрепятственно совершают свои молитвы и где рады всем. Услышим же Богодухновенные слова святого апостола Иакова Праведного, брата Господня и первого епископа Иерусалимской Церкви: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3:13-18). Ваше Святейшество, дорогой во Христе брат Патриарх Кирилл! Мы принимаем эту престижную награду, являющуюся символом единства православного мира, в уповании на то, что это единство будет жить во всех нас, служащих «в винограднике Господа нашего», и что мы сохраним общую Чашу в единстве и братской любви во Христе. Благодарю вас. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru  Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966).

http://patriarchia.ru/db/text/5535249.ht...

Поэтому вспомним, что народ, и в особенности высшие, руководящие классы, т. е. цари, князья и священники, не только не слушали пророков Господних, но всегда преследовали их: так говорил сам Господь ( Мф. 5:12, 23:34,37 и мн. др.) Израиль оставил Господа и соделался как оставленная мужем женщина ( Ис. 50:1 ), и потому „отнял Господь у Иерусалима и Иуды.... вождя и воина и судью и пророка и прозорливца и старца, и вельможу и советника, и мудрого художника, и искусного в слове“.... и стали во главе управления „отроки и дети“.... и „притеснять народ будут они, и женщины будут господствовать над ним“. Такую картину анархии рисует Исаия в главе III, см. ст. 1 – 5, 12 и см. наши замечания по поводу этой главы и 1-го стиха IV главы. 20 . Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполненные гнева Господа, прещения Бога твоего. Очевидно, что это, – как и предыдущие, – слова пророка. Кроме того заметим, что более всего пророчество ст. 20 напоминает картину бедствия, нарисованную Флавием Иосифом, когда Иерусалим был обложен римскими войсками, без всякой надежды спасения. Но в Иерусалиме заперлись тогда исключительно упорные иудейские фанатики, „исполненные гнева Господа“, как бы опьяненные вином, которые погибли от безумия в предназначенном к запустению (до времен Адриана) Иерусалиме. Они хотели спорить с волей Божией. Ученики же Господа и Апостолов, по повелению Господа, все удалились из города, обреченного Богом на погибель. 21 . Итак выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина. 22 . Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот Я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, 23 . и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: „пади ниц, чтобы нам пройти по тебе“; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для проходящих. По поводу выражений „пьяны, но не от вина“, ср. Ис 29:9 , и наши замечания. Глава 29-я говорит преимущественно о нашествии Навуходоносора, но мы всегда указывали, что предыдущие события служили пророчеством и прообразованием последующих важнейших событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Правда и святость неразлучны, потому что они выражают одну и ту же мысль: совокупность совершенств, которых человеческий язык выразить не может и которые человек может только чувствовать, произнося слово Бог. В стихе 16 пророк, говоря, что „Господь сил превознесется в суде“ видит с одной стороны величие Божие, с другой стороны ничтожность человека, ничтожность, которая выступает тем ярче, чем кичливее и самонадеяннее человек. Суд Божий есть правда Божия, являющая святость Его на земле. Но, прибавим мы: „что есть человек, что Ты помнишь его?“ на это один ответ: „Бог есть любовь“. 17 . И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. Последствием явления правды Божией посреди народа, в котором насилия и грабежи сильных произвели оскудение простых и слабых, есть восстановление равновесия путями Божиими, не человеческими: жирные пажити богатых оставлены, – ибо они уведены в плен, как в Израиле при Салманассаре и Сеннахериме, как в Иудее при Навуходоносоре 408 ,-и ими воспользовались бедные, доселе обобранные князьями своими, совершенно чужие тем родовитым мужам, которые неправдою накопляли богатства и „прибавляли дом к дому, поле к полю“ 409 . Повидимому, именно эти бедные, оставшиеся в стране, названы „овцами, которые будут пастись по своей воле“, без тех притеснений, которые доселе делали их жизнь невыносимою. Эта же мысль, и с большею ясностью выражается в словах пророка Софонии III, 11–13: ....„ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся.... но оставлю среди тебя народ смиренный и простой.... Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи.... ибо сами будут пастись и покоиться и никто не потревожит их“ 410 . Мы,-как всегда,-читаем в этом пророчестве два значения: одно ближайшее, о котором мы говорили и которое исполнилось, когда в Палестине осталось лишь беднейшее население. Но вдали мы видим также простой народ Галилеи, остатки тех бедных, не взятых в Вавилон, которые с любовию слушают Спасителя, тогда как кичливые князья и законники отвергают Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Председатель Комиссии по фотографированию и документальному описанию повреждений Кремля (подп.) Вениамин, Митрополит Петроградский. Члены Комиссии: (подп.) Нестор, Епископ Камчатский и Петропавловский. Михаил Глаголев. Владимир Успенский. Александр Июдин. Павел И. Уткин. Священник Сергий Константинов Верховский. Прапорщик Калиманов.   И когда приблизился Иисус к городу, то, смотря на него, заплакал о нем. (Лука, XIX, 41) 27 октября – 3 ноября 1917 года Грозное пророчество Исайи во всей полноте сбывается ныне над нашей многострадальной Родиной, над некогда Великой и Святой Русью: «Слушайте, небеса, и внимай, земля; потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Исайя, I, 2). Чаша Гнева Господнего исполнилась. «Отнял у нас Бог всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, прозорливца и старца, советника и мудрого, художника и оратора и дал нам отроков в начальники, и дети господствуют над нами. И один угнетается другим, и каждый ближним своим. Юноша нагло превозносится над старцем и простолюдин над вельможей. И мы хватаемся за первого встречного человека и говорим: «У тебя хоть есть одежда, будь нашим вождем и царствуй над нашими развалинами», — но он отвечает с клятвой: «Я не могу исцелить ран общества, и в доме моем нет ни одежды, ни хлеба, не делайте меня вождем народа» (Исайя, III, 1-7). «И наши некогда честные, некогда прекрасные лица, покрытые шлемом защиты Родины, ныне опозорены печатью всяческой слабости, всяческого страха, и позорный ужас владеет нашими душами, когда от угрозы одного, тысяча нас бросается в бегство, а от угрозы пяти бежим все мы» (Исайя, XXX, 16-17). Так погиб наш некогда славный Иерусалим, так гибнет Россия. С 27 октября по 3 ноября сего 1917 года первопрестольная Москва пережила свою страстную седмицу и в течение семи суток расстреливалась артиллерийским, бомбометным, пулеметным, ружейным огнем. Русское оружие, в котором ощущался недостаток для обороны от сильно вооруженного неприятеля на фронте в начале войны, ныне было заготовлено (нами и нашими союзниками) в огромном количестве, но, к ужасу нашей Родины, оно было обращено не на неприятеля, а в своих же русских братии, на расстрел своих родных городов и святынь.

http://pravmir.ru/rasstrel-moskovskogo-k...

Пришлось впоследствии скупать эти фрагменты поодиночке, и из них двадцать в настоящее время 869 находятся в распоряжении ученых, скупленные французским правительством. В них содержится 613 букв. Тринадцать малых кусков досталось Палестинскому обществу; в них насчитывают 56 букв. Всего известно тридцать три обломка с 669 буквами: во всей же надписи должно было быть по расчету около 1100 букв. Таким образом до нас дошло только две трети надписи; но надо прибавить, что большая часть недостающих букв восполнена из оттисков, которые были сняты прежде, чем камень был разломан, так что в настоящее время только 35 слов, 15 полуслов и 18 букв остаются неизвестными, но были отчасти восполнены по предположениям, из которых некоторый представляются легкими по связи содержания речи. Здесь справедливо прибавить, что большая часть этого труда исполнена Клермон Ганно. Камень говорит о трех родах событий во время царствования Меша, царя Моава, о котором царе упоминается в 4 Ц. I, 1; III, 4 – 5, (что он сбросил иго Израиля после смерти Ахава). Событие это произошло в 898 году до Р. Хр., а потому царь Меша должен был начать царствовать ранее и несомненно был царем Моава около 900 года, т.е. не далее, как 75 лет после Соломона, а камень мог быть воздвигнуть уже в 890 г. до Р. Хр., т.е. через восемь лет после отложения. В первой части надписи говорится: «Я Меша, есмь сын Хамоса Гада, даря Моава, Дивонита 870 . Отец мой царствовал над Моавом 30 лет, и я царствовал после отца моего. Я поставил сей камень Хамосу в Корха 871 [сей камень] спасения, ибо он спас меня от всех грабителей и дал мне видеть [исполнение] моего желания на всех неприятелях моих, даже [на] Омри, царе Израиля. Ибо они огорчали Моав многие дни, ибо Хамос был гневен на землю свою. Сын его (т.е. сын Омри, или Амврия) 872 ему наследовал и он также сказал я буду огорчать Моав. Во дни мои он 873 сказал, пойдем, и я увижу мое желание на нем и доме его, а Израиль я уничтожу вечным уничтожением. Ибо Омри (Амврий) взял страну Медева и неприятель занимал ее в его дни и во дни его сына сорок лет. И Хамос сжалился над нею в мои дни; и я укрепил Ваал-Меон и устроил там пруд, и я укрепил Кириафаим. Ибо люди Гад жили в стране Атароф издавна, и царь Израиля укрепил для себя Атароф, и я напал на стену, и взял город, и убил всех воинов на стене, на утешение Хамоса и Моава; и я вынес оттуда всю добычу и положил ее (в жертву) перед Хамосом в Кириафе, и я поместил в него 874 людей из Сирана 875 и людей из Мохрафа. И Хамос сказал мне: иди, возьми Нево против Израиля. И я пошел ночью и воевал против него от рассвета до полудня; и я взял его и убил в нем семь тысяч мужей; но я не убил женщин и девиц, ибо я посвятил их Астарте-Хемошь. И я взял из него сосуды Яхве и принес их пред Хамоса. И царь Израиля укрепил Иахаз и занял его, когда он воевал против меня; и Хамос выгнал его предо мною и я взял из Моава двести человек, всех бедных его, и поместил их в Иахаце и взял его, чтобы присоединить его к Дивону» 876 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

– Продолжая в главах IX и X объяснение свое о священнике великом, Апостол ( Ebp. IX, 24–28 ) напоминает, что «Он единожды принес Себя в жертву» и «восшел на небо, чтобы предстать за нас пред лице Божие». В следующей главе X, 5–7 Апостол приводит слова псалма 39-го ст. 7–9, в которых предрекается это действие любви Божией в словах: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне 386 . Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: се иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» 387 . «Так говорит Христос, входя в мир», говорит Апостол ( Евр. Х, 5 ). Таким образом псалом 39-й заключает в себе таинственное пророчество о воплощении Бога, любви ради к человечеству, чтобы принести Себя единожды в жертву искупления. Господь же наш Иисус Христос, «принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, пока враги Его будут положены в подножие ног Его», говорит Апостол к Евр. Х, 12 – 13 со ссылкой на псалом 109-й, ст. 1. Евр. XIII, 6 приведены слова псалма 117, 6 388 . «Господь мне помощник и не убоюсь: что сделает мне человек?» Мы видим какая полнота учения о воплощении Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа заключается в выписке одних только псалмов, приводимых начертателем послания к Евреям, кроме других мест священного писания, приводимых им. Из этого мы видим, какое значение в ряду пророческих книг имеет Псалтирь. Окончим этот отдел изучения Псалтиря выпиской и из других посланий Апостольских, чтобы вполне уразуметь, что такое Псалтирь для церкви новозаветной: глас древний, глаголющий Духом Божиим о грядущих тайнах; «день дню передает речь и ночь ночи открывает знание», как говорить Псалмопевец ( Пс. 18 , ст. 3). Апостол Петр в 1Nemp. II, 3 говорит словами псалма 33, ст. 8, когда он обращается к новообращенным с словами: «Ибо вы вкусили, яко благ Господь» 389 . Тот же псалом (ст. 13 – 17) приводится Апостолом в гл. III-й 10–12 о благословении праведных. И 2Nemp. III, 8 – Апостол говорит словами псалма 89 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Пророк обыкновенно кроме хитона носил еще милоть, или мантию (симла), которую он бросает Елисею при взятии его на небо. Вот как описывает царствование Ахава 3 Ц. XVI, 28–33: «И почил Амврий с отцами своими и погребен в Самарии 752 . И воцарился Ахав, сын его, вместо него и царствовал в Самарии двадцать два года. 30 . «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. 31 . Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Есваала, царя Сидонского, и стал служить Ваалу и покланяться ему. 32 . И поставил он Ваалу жертвенник, в капище Ваала, который построил в Самарии. 33 . И сделал Ахав дубраву 753 , и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева» («и погубил душу свою», прибавляет текст Семидесяти). Очевидно, что народ Израильский не мог продолжать назначенной ему Господом деятельности при таком положении дел. При культе тельцов, признаваемых символами, несовершенно утрачено было понятие о Едином Боге, но при культе Ваала и Астарты утрачивались все святейшие догматы и верования и всякое понимание различия между добром и злом. Все было допущено, чего бы ни захотела злая воля человека, – и примером тому служит убийство Навуфея, как мы увидим ниже. Поэтому главная миссия пророка Илии была искоренить культа Ваала и Астарты. Это и было достигнуто совершенно при Ииуе, убившем сына Ахава, Иорама, и истребившем дом его во времена преемника Илии, Елисея. Но замечательно, что даже о сыне Ахава, Иораме, говорится, что «он ходил во грехах Иеровоама», т.е. чтил тельцов, но снял статую Ваала (4 Ц. III, 2 и 3). После Ииуя, – истребившего жрецов и поклонников Ваала и разрушившего капища, хотя кланявшегося золотым тельцам, – мы не видим, чтобы культ Ваала снова возникал в Израиле до последнего царя Израильского Осии, при котором десять колен Израильских были уведены в плен на далекий восток Салманассаром, царем Ассирии 754 . Но если при Осии некоторая часть народа, – и весьма вероятно, что преимущественно придворные и жители Самарии, – опять увлечены были к идолослужению, то можно быть уверенным, что вся масса народа Израильского, жившая вдали от столицы, чтила Бога Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010