И пили, и довольно пили они с ним. Хотя пьянство не было терпимо в Египте, по сказанию Диодора Сицилийского, но на барельефах Египта мы находим сцены разгула, в котором даже участвуют женщины (Вилкинсон). Надобно полагать однако, что в доме Иосифа и притом во время полуденной трапезы ( Быт. 43:16 ) никаких излишеств не могло быть допущено. Оргии персов, египтян и всех вообще народов жарких климатов имеют место вечером. Глава XLIV. Иосиф употребляет хитрость, чтобы остановить братьев; Иуда умоляет Иосифа отпустить Вениамина и взять его самого в рабство Быт. 44:1 И приказал [Иосиф] начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его, Быт. 44:2 а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб. «За купленный им хлеб». Из этого выражения видно, что каждый из братьев покупал отдельно хлеб для семейства своего, и что Вениамин, как и все другие, имел отдельное хозяйство. Поэтому предположение, что ему должно было быть 32 года в это время, кажется вероятным. Сравни комментарий к Быт. 43:8 . И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он. Быт. 44:3 Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их. Быт. 44:4 Еще не далеко отошли они от города, Город, где происходило действие, по всей вероятности, Цоан, или Танис, в северо-восточной части Египта (Т’ан на карте Ленормана, см. Pl. VI et VIII bis). Вообще новейшие исследования (см. Cook, bearings of Egyptian history on the Pentateuch) пришли к убеждению, что Иосиф был в Египте при XII династии, при Аменемхе III (ср. второй комментарий к Быт. 47:26 ), т. е. до вторжения гиксосов (пастырей), хотя Брюгш полагает, что Иосиф был при последнем из царей-пастырей. Танис был столицею Нижнего Египта, ибо он был среди плодоноснейшей части Египта (в Нижнем Египте на дельте Нила) и положение его вблизи моря и восточной границы делало его важным в военном отношении. как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро? [для чего украли у меня серебряную чашу?]

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И Я приемлю ее избранную, и будет она в числе праведников, возлюбивших Меня, и отпущены ей будут ее прегрешения. Имя же ее не изгладится во веки веков, но что сделала она, из рода в род будет пересказываемо в память ее. И все, слыша о поступке ее, сами сделаются любителями добрых дел и причастниками богатых и вечных благих даров». О если бы и нам стать подражателями ее, и, исповедав нечистоту душ своих, очистить слезами и сподобиться человеколюбия святого Бога! Ему слава – Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь. Сказания о святом апостоле и евангелисте Луке Память его – 18 октября. I. Евсевия, епископа (+ 340 г.) Кесарийского 58 Лука, родом из Антиохии, художеством врач, большею частью находился при Павле и ревностно обращался с прочими апостолами. Переняв от них искусство врачевать души, он оставил нам доказательства этого в двух богодухновенных книгах: во-первых, в Евангелии, которое начертал, говорит, якоже предаша ему, иже исперва самовидцы и слуги бывшие Словесе ( Лк.1:2 ), и в котором следовал всем им с самого начала; во-вторых, в апостольских Деяниях, которые написал уже не по слуху, но как самовидец. Полагают, что о его-то Евангелии упоминает Павел, когда, будто о каком-то собственном, говорит: по благовествованию моему ( 2Тим.2:8 ). II. Преп. Иеронима, пресвитера (+ 419 г.) стридонского 59 Лука, антиохийский врач, знакомый, как показывают его послания, с эллинскою образованностью, последователь апостола Павла, спутник его во всех путешествиях, написал Евангелие. О нем Павел говорит: «С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование» ( 2Кор.8:18 ), и к Колоссянам: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» ( Кол.4:14 ), и к Тимофею: «один Лука со мною» ( 2Тим.4:10 ). Есть у него и другое прекрасное сочинение, подписанное: «Деяния апостольские», в котором он доводит историю апостолов до двухлетнего пребывания Павла в Риме, т. е. до четвёртого года царствования Нерона, из чего и узнаем, что сочинение это написано в том же городе. Полагают, что Павел всякий раз, когда говорит в своих посланиях «по благовествованию моему» ( Рим.14:24 ; 2Тим.2:8 ), разумеет здесь книгу Луки, и что Лука научился Евангелию не только от апостола Павла, который не обращался с Господом во плоти, но и от прочих апостолов. Об этом сам он ясно говорит в начале своей книги: «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителям Слова» ( Лк.1:2 ). Итак, Евангелие свое он написал по слуху, а Деяния апостольские изложил как самовидец. Останки его находятся в Константинополе, куда мощи его вместе с останками апостола Андрея перенесены были на двадцатом году царствования Констанция. III. Святого Иоанна Дамаскина (+ 754) 60

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:14–17 ). Мы видим, что одного Крещения здесь оказалось недостаточно, нужно было, чтобы на этих людей еще и сошел Дух Святой. При этом описанное здесь Крещение не являлось крещением Иоанновым, а совершилось во имя Господа Иисуса Христа, то есть было именно Крещением христианским. И все равно тем самарянам, для того чтобы они стали членами Церкви, было необходимо еще и возложение рук, принятие Духа. В католической традиции Таинство Миропомазания (конфирмация) оказалось отделенным во времени от Таинства Крещения и совершается епископом над людьми, достигшими отроческого возраста (так называемого «возраста распознавания»). Следует заметить, что конфирмации здесь предшествует совершаемое священником своего рода предварительное помазание миром младенцев сразу после их Крещения; вместе с тем это помазание не считается Таинством и в католической традиции представляет собой лишь залог будущего «взрослого» Миропомазания. Известно, что, в отличие от Запада, в православной восточной традиции помазание миром как Таинство уже в III веке совершалось сразу же после Крещения. Впрочем, по крайней мере до начала V столетия в древней сирийской богослужебной традиции, в связанной с ней традиции антиохийской, а также в Константинополе существовала практика преподавать Миропомазание – именно как Таинство Святого Духа – еще до Крещения. Это богословски обосновывалось тем, что получить Крещение – как начало жизни во Христе – может лишь тот, кто уже обрел дар веры; подлинным же Подателем такого дара является только Бог, Святой Дух. Тем самым утверждалась необходимость для просвещаемого получить дар наставляющего нас в вере Святого Духа еще прежде погружения в крещальную купель. Так, по мысли святителя Григория Нисского , крещаемым необходимо сначала «осязать помазание миром» именно потому, что «приближающихся верой» к купели Просвещения «отовсюду предваряет Дух».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Из других древнейших пророков, кроме Михея, влияние книги пророка Исаии сказалось на Иоиле и Амосе 20 . Uc. XIII, 6 имеет почти буквальное сходство с Uouл. I, 15 . Рыдайте, ибо день Господа близок, идет, как разрушительная сила (­опустошение) от Всемогущего О, какой день! Ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он. В приведенных текстах разность заключается лишь в начальных словах – рыдайте ( ) и о, какой день ( ), а также в союзе и ( ), что у пророка Иоиля. Сродство мест тем более сильно, что оно имеет место и при дальнейшем описании дня Господня (ср. Uc. XIII, 6 и Uouл. II, 1; III, 16 : день Господень). В самом деле: Uc. XIII, 13 . Uc. XIII, 10 –       Потрясу небо и земля сдвинется. Звезды небесныя и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. Uouл. IV, 16 (русск. т. III, 16) Uouл. II, 10 Uouл. III, 4 (II, 31) Содрогнутся небо и земля. Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. Солнце превратится во тьму и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. В этом описании дня Господня ( – Uc. XIII, 6 ; Uouл. III, 4 по еврейскому тексту), помимо самого названия, находим следующие признаки сродства: 1) почти буквально сходные выражения Uc. XIII, 13 шамаим вргиз ветир’аш гаарец, Uouл. IV, 16 вераашу шамаим ваарец, причем недостающее у Uouл. IV, 16 аргиз восполняется Uouл. II, 10 рагза эрец; в этом же месте Uouл. II, 10 повторяются раашу шамаим, как новое отражение Uc. XIII, 13 шамаим... ветираш... 2) очень сходное начало фраз Uc. XIII, 10 хашак гашшемеш вейареах, Uouл. III, 4 гашшемеш – лехошек вейареах; 3) общий смысл фраз Uc. XIII, 10 звезды ( ) небесныя и светила не дают света, Uouл. II, 10 звезды ( ) потеряют свой свет; 4) наконец, общая картина великого дня Господня, когда подвигнутся в содрогании небо и земля, а светила небесные превратятся во тьму, и когда придет опустошение от Всемогущего ( Uc. XIII, 6 ; Uouл. I, 15 ). В виду таких данных очень вероятно, что пророк Иоиль имел в виду собрание пророчеств Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

из пророчества, произнесенного пророком Малахиею (главы II и III, 1–2), который указывал на недостаточность „завета с Левием“, т. е. обрядового закона, для спасения и провещал о пришествии „Ангела Завета“, иначе самого Господа 341 . Пророк еще говорит в ст. 4, что Господь „очистит кровь Иерусалима“. Это выражение напоминает о всех злодеяниях и пролитиях невинной крови в этом граде как прошедших, так и будущих, вследствие неправды и злобы этой жестокой и своекорыстной семитической расы. (Ср. Мф. 23и Лк. 11:47–51 ). В словах этих есть и пророчество о имеющей быть пролитой в Иерусалиме Священной Крови, которая омыла грехи человечества. В пророчестве Исаии надо остановиться еще на соединении мыслей об „очищении крови Иерусалима из среды его духом суда и духом огня“. Господь прощает злодеяние пролития крови воплощенного Сына Божия и обращает его во спасение, освящая человечество ради этой крови благодатию Духа Святого. Дух суда и дух огня суть пророчество о том высшем крещении, о котором вещал Св. Иоанн Креститель, говоря о Господе Иисусе Христе: „Он будет крестить вас Духом Святым и огнем“ 342 . Это тот огонь, который Господь пришел свести на землю и который должен был возгореться после страдания Его 343 ,-огонь веры и любви и надежды. Это Дух Святый, сходящий в виде огненных языков на Апостолов ( Деян. 2:3–4 ), о котором глаголал Господь ученикам перед страданием, именуя Его Утешителем, Духом Истины. ( Ин. 14:16–17,26, 15:26, 16:7–14 ). Таково значение пророчеств, высказанных Исаиею о спасении человечества в ст. 3 и 4 гл. IV. 5 . И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. 6 . И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя. Образы 5-го стиха заимствованы из повествований об исходе из земли Египетской 344 , – из земли рабства в землю свободы народа Израильского. Слова эти, как пророчество, не относятся ни к какому событию, предшествовавшему явлению на земле Бога во плоти, Спасителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

(Ил. XXIV, 162 до 165). Что и Египтяне делали тоже – мы знаем из Геродота II, 85. Тоже делает царь Ниневии, разделяя с народом и веру в слово Божие, проповеданное Ионой, и сознание греховности, и скорбь о содеянных преступлениях. И выражает он эту скорбь в тех же общепринятых формах, давая понять, что он не считает себя лучше других, и недостоин милости Божией. После этого он считает себя обязанным сделать общее распоряжение «от имени царя и вельмож его, (7) чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище, и воды не пили. (8) И чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. (9) Кто знает, может быть Бог еще умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ионы III, 7–9). Таково было содержание указа (таам) 1129 , обнародованного от имени не одного царя, но и вельмож его, дабы все знали, что он и окружающие его разделяют с народом скорбь и покаяние. Последний (9-й) стих заключает в себе глубокое сознание своей виновности: «кто знает, может быть Бог еще умилосердится!» и этот вопль покаяния, повергающий на милосердие Творца сознание своей виновности, возвышает душу этих язычников до понимания величия и благости единого истинного Бога, Творца и Промыслителя. В эти минуты покаяния из памяти язычников исчезает весь сонм ложных богов и их идолов, и сердце человека, хотя на мгновение увидевши свет истинный, узнает Всемогущего и к Нему воссылает свой вопль о помиловании. Указ объявляется от имени царя и вельмож. Очевидно, что мы не имеем совершенно полного и ясного понятия об образе правления древних восточных монархий. Мы знаем, что цари древнего востока действовали деспотически, но не забудем, что в истории Греции и Рима были времена, когда так действовали тираны, диктаторы и императоры, умевшие окружать себя преданной им военной силой, или вооруженной шайкой сообщников. В древних монархиях Азии мы находим намеки на то, что во многих случаях царь не мог действовать иначе, как спросив совета окружавших его вельмож.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Как ни низко пал человек Валаам, но велико видение его, потому что он несомненно знал и чтил Бога Всевышняго, и до последних событий жизни своей вел по всей вероятности чистую жизнь мудреца, погруженного в благоговейное поклонение Творцу и в искреннее искание истины. Но раз увлеченный в поток страстей человеческих, он осмеливается до конца противиться Богу и даже после произнесения своих пророчеств, дает совет Мадианитянам как склонять к язычеству сынов Израилевых посредством женщин. Вследствие этого он погибает 57 . Мы прервали нить сказания о пророческой деятельности Моисея и значении его среди пророков, чтобы очертить и объяснить деятельность другого, особенного орудия Божия, родившегося и жившего среди племен, пребывавших в язычестве. Мы возвращаемся снова к Моисею, чтобы сказать несколько слов о кончине этого великого избранника Божия. Весьма таинственна смерть Моисея. «Взойди на вершину Фасги, – сказал ему Господь, – и взгляни глазами твоими к морю и к северу и к югу и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь Иордан сей (Второз. III, 27). «И взошел Моисей с равнин Моавитских, на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона; и показал ему Господь всю землю " … «И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню. И погребен на долине, в земле Моавитской, против Веефегора; и никто не знает (места) погребения его даже до сего дня». (Второз. XXXIV, 1–6) 58 . Моисей восходит один на ту вершину, на которой он со смирением и покорностью предает дух свой Богу. Погребают его не Израильтяне, а таинственные служители Божии; место же его погребения никому из смертных не было известно никогда. Несомненно, что Господу Богу не угодно было, чтобы могила Моисея сделалась предметом культа 59 , отвращая народ от мысли о Едином Творце вселенной, Которому одному повелено было служить. Последние речи Моисея к народу записаны в последних главах Второзакония. Ему же приписываешь Еврейский канон начертание псалма 89-го, надписанного: «Молитва Моисея человека Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ковчег был внесен в священнейшее отделение храма, называемое давир, или Святая Святых 587 . В давире место для ковчега осенялось двумя Херувимами 588 : «И внесли священники ковчег завета Господня на место его в давире» храма во Святое Святых, под крылья Херувимов, ибо Херувимы простирали крылья над местом ковчега, и покрывали Херувимы сверху ковчег и шесты его» (3 Царств, VIII, 6–7). «В ковчеге не было ничего, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской 589 . «И когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень»... «И не могли священники стоять на служении по причине облака; ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Ц. VIII, 10–11). Под именем храма надо разуметь конечно каменное закрытое здание; Соломон же и священники стоят на дворе храма пред жертвенником. В эту радостную и страшную минуту на Соломона находит Дух Господень и он произносит пророчество, состоящее из благословения, из напоминания о милостях Господних и молитвы 590 . В особенности надо обратить внимание в торжественной пророческой молитве Соломона на очистительное значение молитвы пред Господом (3 Ц. VIII, 31 и сл.), и еще на всемирное значение храма Всевышнему, в котором и молитва иноземца будет услышана Господом, Богом завета (ст. 41–43). И принес Соломон по обряду, указанному Моисеем, всесожжения и жертвы мирные 591 , причем (3 Ц. VIII, 64) поставлен был по-видимому еще другой, временной жертвенник, далее, ко входу двора, кроме жертвенника постоянно посредине двора, для того, чтобы по закону Левита III сжигать те части мирной жертвы, которые подлежали сожжению. На главном же жертвеннике вознесено было торжественно всесожжение, – но не воспламенено оно было еще человеческими руками, как: «Сошел огонь с неба и поглотил всесожжение» ( 2Nap. VII, 1 ). В это время слава Господня наполняла храм. «И праздновал день тот и последующие семь дней весь народ Израильский, сошедшийся со всей Палестины «от входа в Емаф до реки Египетской» 592 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Когда день начинается, я предстою перед Господом и спрашиваю себя: чего Господь хотел бы от меня в этот день? Я прошу Бога, чтобы Он дал мне силы исполнить миссию, которую возложил на меня, а то, на что не хватит человеческих сил, сделал Сам. Вновь и вновь я убеждаюсь, что Господь через нас осуществляет дело, которое хочет осуществить на земле, – дело спасения людей. Мы только орудия в Его руках, и даже если бы мы не захотели исполнять Его послушание, Он все равно от нас этого добивается. Так, в книге пророка Ионы мы читаем о том, что Господь послал его в Ниневию: пророк не захотел идти, оказался на корабле, попал во чрево кита, прошел через трудные испытания, кит его выбросил на сушу. И чем все закончилось? Тем, что Господь сказал: «А теперь иди и делай то, что Я тебе сказал с самого начала». Бог ожидает от нас того, что мы будем исполнять Его поручения. Я эти поручения от Господа получаю через Вас, Ваше Святейшество. Поэтому всякий раз, когда предстою на молитве перед Господом, я прошу, чтобы Он помогал мне исполнять Ваши поручения так, как Вы этого ожидаете. И то дополнительное служение, связанное с богословием и духовным образованием, о котором Вы сегодня сказали, я стараюсь нести так, чтобы от этого была польза Святой Церкви в тех областях богословской науки, которые требуют своего развития, которые требуют, чтобы мы истины Божии говорили людям на современном языке. Ваше Святейшество, я счастлив быть не только Вашим помощником, но и Вашим учеником. И соприкасаясь с Вами в этом ежедневном труде на благо Церкви, я вижу, как Вы отдаете ей свои силы, не щадя живота, не щадя здоровья; вижу, как Вы преданно несете службу Божию. Я восхищаюсь Вами и по мере своих сил стараюсь брать с Вас пример».  В дар Святейшему Патриарху Кириллу митрополит Иларион преподнес изготовленный по древним образцам Первосвятительский посох. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

http://patriarchia.ru/db/text/4571693.ht...

Мученик Марин жил в III в. За разрушение идольского капища и за всенародное исповедание Христа он был усечен мечом. В этот день воспоминается воскрешение Лазаря Иисусом Христом. Лазарь был евреем, родом из Вифании, селения в 2 верстах от Иерусалима. У Лазаря было две сестры, Марфа и Мария. И. Христос любил всех их троих за благочестие и часто останавливался у них. За несколько дней до страданий И. Христа Лазарь опасно заболел. Сестры посылали сказать И. Христу, что тот, кого Он любит, болен. Но И. Христос ответил, что эта болезнь не к смерти, а к славе Божией. Лазарь между тем умер и был погребен. На четвертый день после его смерти И. Христос пошел в Вифанию. Сестры Лазаря, узнав, что И. Христос идет в их селение, вышли к Нему навстречу и сказали: «Господи, если бы Ты был здесь, брат наш не умер бы. Но и теперь я знаю, – прибавила Марфа, – что, чего ты ни попросишь у Бога, даст Тебе Он». И. Христос сказал Марфе: «Воскреснет брат твой». – «Знаю, что воскреснет при всеобщем воскресении», – печально проговорила Марфа. «Я – воскресение и жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет, – сказал Иисус и спросил: – Где вы положили его?» Когда подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Господь велел отнять камень от нее, помолился Богу Отцу и громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И Лазарь воскрес и вышел из пещеры. Враги Господа положит тогда убить не только Его Самого, но и Лазаря. Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии был поставлен апостолами в епископа. Пресвятая Богородица подарила ему омофор, сделанный Ею Самой. Лазарь жил после воскрешения 30 лет в великом благочестии. В IX веке мощи его были перенесены из Кипра в Константинополь. 18-е число Св. Кирилл был архиепископом в Иерусалиме, в IV веке. Тут и родился он от благочестивых родителей. Сделавшись священником, три года говорил он поучения готовящимся ко крещению и новокрещенным – так называемые «огласительные», которые дошли до нас. Когда же был поставлен во епископа, то защищал истины веры от ересей Ария, Македония и других, за что 3 раза лишали его епископской кафедры и ссылали в заточение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010