Четвертое евангелие в самом начале провозглашает: „в начале было Слово, и Слово было у бога, и Слово было бог, все через него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть, в нем была жизнь, и жизнь была свет человеков”; это „Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» (I, 1 – 4, 14). И далее все евангелие делами и речами Иисуса доказывает это положение, этот догмат веры: Иисус Христос – изначала существовавшее Слово, творец неба и земли, спаситель мира. Бог дал Иисусу Христу власть над всякою плотью, чтобы всему дал он жизнь вечную: „Сия же есть жизнь вечная, да знают тебя, единого” истинного бога и посланного тобою Иисуса Христа; я прославил тебя на земле... и ныне прославь меня ты, отче, славою, которую я имел у тебя прежде бытия мира “(XVII, 2 – 5). Иисус – от вышних, люди – от нижних, они – от сего мира, он – не от сего мира, существует из начала (VIII, 23,25), он говорит то, что видел у отца своего (VIII, 38), верующий в него – имеет жизнь вечную (III, 36). Все учение Иисуса по четвертому евангелию не похоже на его учение по синоптикам. Нет изречений, ярких, образных, отвечающих на жгучие вопросы жизни, нет притч, которые так художественно и выпукло передают смысл учения, излагаемого Иисусом; вместо них – длинные проповеди на самые отвлечённые темы, и главным образом – на тему о том, что Иисус есть Слово, единородный сын, сошедший с неба, чтобы принести спасение людям, пожертвовав за них своею жизнью. Такова беседа с Никодимом (III, 1 – 21), проповеди иудеям по поводу исцеления расслабленного (V, 19 – 47), беседа по поводу чудесного насыщения (VI, 26 – 58), беседа с иудеями в храме (VIII, 12 – 58), проповедь о добром пастыре (X, 9 – 38), последняя беседа с учениками (XII, 31 – XVIII, 26). Таковы же рассказы и о чудесах Иисуса. Ему приписывается совершение самых необычайных чудес: превращение воды в вино, исцеление слепорождённого, воскрешение уже разложившегося Лазаря – все для того, чтобы особенно подчеркнуть божественность Иисуса, его сверхъестественное величие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

III. Братия! Так, благоговея пред Богом и питая в душе заповеданную Господом любовь к ближним, все мы должны друг другу делать добро, кто какое может, к взаимному утешению и назиданию и во славу Божию. Сохраните же в памяти апостольское наставление и последуйте ему: носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Делая добро, да не унываем: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6, 2. 9. 10), всегда прославляя Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь. (Составлено по «Проповедям» Евсевия, архиепископа Могилевского, т. I, изд. 1870 г.) Пятнадцатый день Поучение 1-е. Преподобный Иоанн Кущник (В чем состоит любовь к Богу?) I. Cb. преп. Иоанн, ныне прославляемый, назывался кущником, потому что подвизался в куще, или шалаше, при доме своих родителей; жил он в V веке, происходил от богатых и знатных родителей, живших в Константинополе. Родители дали ему прекрасное образование. С ранних лет в душе Иоанна таилась необыкновенная любовь к Богу. Он любил читать духовные книги, которые и убедили его, что все в мире тщетно, что никто и ничто не может и не должно быть исключительным предметом любви человеческого сердца, кроме Бога, Творца нашего, Промыслителя и Спасителя. Однажды встретил он инока, которого упросил взять его с собой в обитель. Выпросив у родителей в подарок себе св. Евангелие, Иоанн с иноком тайно от них уплыл на корабле в дальнюю обитель, где и пробыл шесть лет, удивляя всех братий подвигами благочестия. Затем, по устроению Божию, он в одежде нищего отправился в дом своих родителей, им не открывшись и ими не узнанный. Со временем, по просьбе Иоанна, управитель дома его родителей сделал для него при их доме кущу, или шалаш, в которой Иоанн провел три года. Господь Сам явился святому и открыл, что душа его скоро перейдет к Нему и поселится с праведными. Тогда св. Иоанн пожелал открыться своим родителям. Представ пред ними, подал им Евангелие, которое они подарили ему, и сказал: «Я ваш сын! Не сам я виновник ваших скорбей, но это Евангелие: оно научило меня любить Бога более всего». Какова же была радость, когда родители увидели своего возлюбленного сына, и как жалели они, что не узнали его в лице нищего! Иоанн вскоре после этого, на третий день, скончался, будучи не более 25 лет. По желанию его самого он был похоронен родителями на месте кущи, где впоследствии они построили церковь и странноприимницу. Св. мощи Иоанна сначала хранились в Константинополе, а потом перенесены были в Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

По закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение сорока дней было запрещено входить в храм Божий ( Лев.12:1-4 ). После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении,  ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона и принесла Младенца Иисуса в храм. В тот же день и час по внушению свыше в храм пришел и живший в Иерусалиме праведный старец Симеон, которому было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( Лк.2:29-32 ). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец ( Лк.2:34-35 ). В храме была также 84-летняя благочестивая вдова Анна-пророчица, которая также подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк.2:38 ). Так последние праведники уходящего Ветхого Завета Симеон и Анна удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого соединились Божество и человечество. Установление праздника относится к глубокой древности, о нем упоминают отцы III и IV веков, особенно святитель Григорий Нисский . К V веку восходят некоторые церковные песнопения этого праздника, составленные Анатолием, патриархом Константинопольским. Повсеместное торжественное чествование праздника началось во время правления императора Юстиниана. В конце 541 года в Константинополе и его окрестностях появилась сильная моровая язва, а в Антиохии вскоре произошло землетрясение. По поводу этих бедствий в праздник Сретения Господня в Константинополе было совершено всенародное торжественное моление об избавлении от зол, и бедствия прекратились.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

13 . Вот слово, которое изрек Господь о Моаве издавна. 14 . Ныне же так говорит Господь: чрез три года, считая годами наемничьими, величие Моава будет уничтожено со всем великим многолюдством, и остаток будет очень малый и незначительный. Первый из этих двух стихов, т. е. стих 13-й повидимому относится в предыдущему пророчеству об разорении Моава. Издавна повелел то Господь, в виду и идолопоклонства народа и враждебных его отношений к Израилю, идущему в Палестину, когда царь его вызывал Валаама для проклятия Израиля. ( Чис. 22 и сл.). Это был общий приговор о будущности народа. В ст. 14 определяется время для начала его исполнения. Через три года после произнесения пророчества 790 , „считая годами наемничьими“, говорит пророк. Выражение это представляет затруднения. Некоторые, как Кей в Англ. Комм. Библии объясняют это выражение тем, что годы наемничьи, определенные точно по контракту, означают непреложность грядущего события в определенное время. Повидимому Моав не раз подвергался разграблению во время походов Ассирийских монархов, начиная с Салманассара, и может быть даже и отца его Тиглат-Пилезера (Феглаффелассара), и всякий раз беглые Моавитяне могли укрываться в Иерусалиме и скалистых горах Иудеи, куда повидимому не рисковали заходить Месопотамские армии. Самый страшный погром Моава мы по всем признакам относим к походу Сеннахерима, двигавшагося мимо Иерусалима к Лахису и Ливне, и разгромившего тогда на береговой полосе города Филистимские 791 . Мы не думаем, чтобы после этого погрома Моав снова усилился. Что население его возвратилось в свои жилища весьма вероятно; но уже во времена Иезекииля Моав перестал быть независимым. Это явствует из того, что у этого пророка ( Иез. 25:8 ) Моав и Едом радуются падению Иуды при Навуходоносоре, говоря, что и он стал, как все народы, очевидно сознаваясь, что они ранее его потеряли независимость и что страна их составляла только область Вавилонского царства. Замечательно, что Геродот (III, 91), говоря о пятой сатрапии Персидского Царства, упоминает о Финикии, Сирии, Палестине, но не произносит имени Моава. Может быть Моав, как народ, с своим наречием существовал, но причтен Геродотом к Аравитянам, которых племен он не перечисляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1 Кор. 1:23. 199 Сестры Лазаря, известные по евангельскому рассказу о посещении Иисусом Христом Вифании. «Мария… села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:39—42). 200 «Сумма теологии» — главный трактат Фомы Аквинского, в котором излагаются основы католической теологии. «Сумма» (от лат. summa — итог) — жанр схоластической философской литературы. 201 Имеется в виду многовековой спор ариан, противопоставлявших принцип «подобносущности» Бога–Отца и Бога–Сына принципу «единосущности», который был провозглашен в Никейском символе веры. Подробнее см.: Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви: В 6 т. Т. 4: История церкви в период вселенских соборов. Пг., 1918. С. 72—85. 202 Цитата из стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium!» (1830) (Тютчев Ф. И. Соч.: В 2 т. М., 1980. Т. 1. С. 63). 203 Последователи древнегреческого философа Пиррона (IV — нач. III в. до н. э.), основателя скептической школы. В систематическом виде взгляды Пиррона изложены Секстом Эмпириком в «Трех книгах пирроновых основоположений» (Секст Эмпирик. Сочинения. М., 1976. Т. 2. С. 207—380). 204 См.: Деян. 9:1—20; 2 Кор. 12:2—5. 205 Краткое изложение основ вероучения, главных догматов какой–либо религии. Христианский символ веры был принят на Никейском вселенском соборе (325 г.), затем дополнялся на Константинопольском соборе (381 г.). В католицизме символ веры пересматривался и редактировался на Тридентском соборе (1545—1563). 206 Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на основе которого формируется все достояние мышления. Таким исходным элементом для Когена является понятие бесконечно малого. 207

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

20 Если же кто будет нечист и не очистит себя, то истребится человек тот из среды народа, ибо он осквернил святилище Господа; очистительною водою он не окроплен, он нечист. 21 . И да будет это для них уставом вечным. И кропивший очистительною водою пусть вымоет одежды свои; и прикоснувшийся к очистительной воде нечист будет до вечера. 22 . И все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто; и прикоснувшийся человек нечист будет до вечера 192 . Глава XX. Прибытие сынов Израиля в пустыню Син; Смерть Мариамь; ропот вследствие недостатка воды. Моисей ударяет дважды жезлом в скалу и вода течет из нее. В Кадесе Моисей просит у Едома прохода через его земли; отказ Едома, смерть Аарона на горе Ор Мы говорили уже во вступлении, что отдел этот переносит нас в сороковой год после Исхода ( Чucл. XXXIII, 38 ), когда израильтяне подходят снова к границе обетованной земли. Об жизни вымиравшего поколения, как мы выше видели, не сообщается никаких сведений; самые законы данные во время продолжительного странствования, и которые записаны в отделе от главы XV, 1 до XIX, 22, имеют в виду не старое, а новое поколение, которому предназначено вступить в Палестину. (Ср. гл. XV, 2, XVIII, 12, 13, 27) (Закон о рыжей телице был вызван случаем эпидемии в пустыне, – но и он как нам известно по преданию (см. прим. 2-е гл. XIX), соблюдался и по вступлении в землю обетованную). Хотя это поколение не чуждо недостатков своих отцов, но его ропот не принимает никогда такого злобного и угрожающего характера, как предыдущие возмущения умерших в пустыне. Народ с радостью вступает в бой и одерживает победы (ниже XXI 23, 24); и между ним вспыхивает огонь поэзии; как то доказывает отрывок победной песни Израиля включенный в XXI главу (от 28–30 стиха), и которая вероятно в этой же поэтической форме была внесена «в книгу браней Господних» ( Чucл. XXI, 14 ). С главы XXI, 11 мы видим Израиля уже на равнинах Моавитских, т. е. с восточной стороны Иордана и Мертвого Моря, а из стихов 41–48 главы XXXIII по сравнению с стихом 4-м главы XXI, мы видим, что все события заключающиеся в главах XX и XXI, происходили во время движения народа от Кадеса на юг в обход гор Сеира, или Едома, до равнин Моавитских и далее до Иордана, откуда отправлены были войска еще далее в Галаад и Вассан на север. У подошвы гор Аварима или Фасги (сравни Второз. III, 17; XXXII, 49 и XXXIV, 1) мы находим стан Израилев и здесь же великий вождь его, после величественного прощального слова восходит на гору Нево, чтобы умереть перед лицом Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

21 . Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня. 22 . Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя. Милосердый Отец вопиет к заблудшему чаду: „Израиль не забывай Меня!“ Нам кажется, что упоминание обеих имен патриарха и первоначального, и дарованного ему, после видения в Пенуеле 1470 , должно останавливать особое внимание. Яков было первоначальное имя „держащего за пяту“ 1471 или „запинателя“, как толковал это имя Митрополит Филарет (Зап. на кн. Бытия, ч. III, стр. 5 изд. 1835). Оно имело пророческий смысл в отношении брата его, но не имело таинственного высшего значения, которое представляло собою Израиль: „князь Божий“ или „Богоборец“. В последнем имени заключались обетования всего будущего народа и среди его рода Давидова, в потомстве которого родился Еммануил 1472 . Не Иаков, представляющий ветхозаветного человека, а Израиль, прообразующий обновленного благодатию человека, увидит искупление рода человеческого и прощение беззаконий, если только: „обратится к Господу, искупившему его“ (ст. 22). 23 . Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле. Прославление Господа во Израиле, но и Иаков, т. е. все ветхозаветные, искуплены Божественным страданием и смертию и изведены из ада, сошедшим во ад Господом ( 1Пет. 3:19 ), и совоскресли с Ним. Радость небес и земли, даже до самой глубины ее, проявляется, потому что искупил Господь Иакова и прославится во Израиле. Мы признаем в этом стихе всецело Мессианское пророчество. С 24-го стиха по 27-й стих говорится о творении мира и о чудесах, явленных Израилю. Стих 28-й есть обещание нового чуда для спасения народа, как мы скажем ниже, 24 . Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю, Нам Христианам почти непонятно, как было необходимо во времена язычества, заразившего и Евреев, выяснять настойчиво догмат о Едином Боге, Творце вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

23. И необходимо также, чтобы прочно укоренилось в вашем разуме и то, что Дух Святой имеет такое же достоинство 42 . Об этом Христос говорил ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19). 24. Ты увидел, сколь совершенно это исповедание? Ты увидел, что это учение лишено всякой двусмысленности? Пусть же впредь никто не смущает тебя, подменяя изысканиями своего разума учение Церкви и желая исказить правильное и здравое учение. Избегай общества таких людей, как губительного яда, ибо они даже опаснее яда. Яд наносит вред телу, а эти люди мешают спасению самой души. Поэтому сначала, на первых порах нужно избегать таких разговоров с ними, до тех пор, пока со временем, хорошо защитив себя свидетельствами Божественного Писания, словно духовным оружием, вы не сможете обуздать их нечестивый язык. III. Наставление в христианской жизни. п. 25–47 25. Мы хотим, чтобы вы строго придерживались учения Церкви, и оно было бы прочно укоренено в вашем разуме. И подобает, чтобы исповедующие эту веру отличались в жизни [доб­рыми] делами. Поэтому нужно учить этому тех, кто хочет удостоиться царского дара, чтобы вы знали, что нет такого греха, который мог бы превзойти щедрость Владыки. Будь то блудник, прелюбодей, рукоблудник, мужеложник, развратник, будь то вор, сребролюбец, пьяница, идолослужитель, — столь велика сила дара и человеколюбие Владыки, что Он стирает все это и показавшего всего лишь добрые намерения делает светлее самих солнечных лучей. 26. Итак, помня о безмерном даре человеколюбивого Бога, заранее готовьте себя, воздерживаясь от зла и совершая добрые дела. К этому же призывает и пророк, говоря: Уклоняйся от зла, и делай добро (Пс 36:27). И Сам Христос сказал, обращаясь ко всему роду человеческому, Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим 43 (Мф 11:28–29). 27. Вы увидели безмерную доброту? Увидели щедрость призыва? Приидите , — говорит, — ко Мне все труждающиеся и обремененные . Человеколюбивый призыв, неизреченная доброта! Приидите ко Мне все — не только начальники, но и подвластные, не только богатые, но и бедные, не только свободные, но и рабы, не только мужчины, но и женщины, не только юноши, но и старики, не только здоровые телом, но также калеки и увечные 44 . Все , — говорит, — приидите . Ибо таковы дары Владыки: Он не делает различия между рабом и свободным, между богатым и бедным. Он отвергает всякое подобное неравенство. Приидите все , — говорит, — труждающиеся и обремененные .

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

26 . И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое; „Десница Господня высока, десница Господня творит силу“. ( Пс. 117:16 ). Господь хочет десницею Своею, которою Он вывел народ из Египта ( Исх. 15:6,12 ), спасти и теперь народ от рабства греха. Но, как пророчествует Исаия (Ис. 6и мн. др.), спасется лишь остаток, а остаток этот есть тот же Израиль, от которого отделены вредные и нечистые примеси, как в сребро-свинцовых рудниках выделяется серебро переплавкою серебряной руды с баритом (щелочью). В человеческом обществе переплавка эта творится посредством горя и скорбей, посылаемых Богом: так очищаются целые народы, так очищаются и люди, каждый в отдельности 255 . „Вот Он идет, – говорит прор. Малахия ( Мал. 3:1–3 ), – Он как огонь расплавляющий и как щелок очищающий“. Горнила, в которых очищался Израиль, были: во-первых, плен десяти колен при Салманасаре и потом разрушение Иерусалима и плен Вавилонский жителей Иудеи. Несомненно, как свидетельствует и история, и предание, все колена Израилевы навсегда в плену излечились от идолопоклонства. Но им предстояло быть очищенным в другом горниле. Во-первых, появился Сын Божий во плоти, который словом Своим и страданием Своим и воскресением Своим отделил пшеницу от зерна, и тяжеловесное зерно от мякины 256 ; а потом горнилом испытания было разрушение Иерусалима и ветхозаветного храма, после чего наступило уже рассеяние непокорного Израиля по всей земле. 26 . и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: „город правды, столица верная“. 27 . Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его – правдою; Пророчество это, как многие другие, заключает в себе целый ряд исполнений его, которые суть временно прообразовательные исполнения великого еще грядущего во время произнесения пророчества события воплощения Бога Слова, в котором исполнились все пророчества. Мы увидим ниже в III главе, что одно из первых наказаний народу есть отнятие у него мудрых вождей и честных судей, что совершается самим грехом распевающим ум и сердце народа грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

394 См. выше цитаты псалмов в посл. к Евреям, 11,6–8, и о том, что в Господе Иисусе совершилось полное осуществление цели, предназначенной человеку в пс. 8-м. 395 Мы ниже укажем в книге Иова и в книгах Соломона эти места при разборе их содержания, независимо от некоторых указаний, делаемых здесь. 397 Мы увидим ниже, что многие на книгу Иова смотрят как на книгу древнейшую, чем Давид. В ней нет намека на обряд Моисеев и даже на события Исхода. Некоторые приписывают ей древность большую, чем первый из книг Моисеевых. Это вопрос очень трудный и спорный. 398 Саддукеи, как известно, увлекались греческими писателями и теориями, будучи образованнейшими людьми своего времени. 399 Напр. пс. 113, ст. 25: «не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу», – но вслед за сим ст. 26 восклицает: «но мы будем благословлять Господа отныне и вовек». О пс. 113 см. еще ниже толкование другое этих слов. Также см. пс. 87, ст. 11–13: «Разве мертвые восстанут... ?» или пс. 145, 4 о человеке: «Выходит дух его и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его». Даже в псалме Давида 29 ст. 10 есть восклицание: «что пользы, когда я сойду в могилу? Будет ли прах славить тебя?» 400 Екклезиаст, как увидим ниже, есть вопль пресыщенного жизнью; он представляет одну из сторон развития ветхозаветного человека. Участь сынов человеческих и участь животных одна: как те умирают, так умирают и эти... все произошло из праха и все возвратится в прах (III, 19–20 и др. места Екклезиаста). Но и этот вопль был необходим, чтобы приготовить душу человеческую к радостному откровению о жизни вечной. Священное писание объемлет все стороны духа человеческого. 401 Или «вечно буду славить имя Твое», как напр. пс. 51, ст. 11; 60, ст. 9; 74; 10; 83, 12 и мн. др. См еще замечательное выражение псалма (Давида) 16-го; ст. 15: «А я... пробудившись, буду насыщаться образом Твоим». По смыслу Псалма здесь нельзя разуметь пробуждения от сна. Давид по-видимому преследуем Саулом; он говорит очевидно о возможности смерти и выражает надежду, что если и одолеет нечестивый (ст. 11–12), то он, проснувшись от смерти, будет созерцать Бога. Так мы понимаем псалом этот.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010