В дождливые, почти осенние дни конца июля, сменившие июньскую жару, в Перми проходили проводы. Прощальное чествование во всех его фазах отвечало традициям времени, но в нём присутствовало и нечто большее, особая интонация, которая заставила епископа Пимена через месяц по дороге в Персию сделать крюк и заехать в Пермь. Начало положил персонал лазарета во главе с врачом В.А. Куренбиным и надзирательницей лазарета Марией Петровной Воробьёвой. Медперсонал чествовал отца ректора вместе с попечительным комитетом и дамским кружком при лазарете. Было устроено прощальное чаепитие. В атмосфере, исполненной доброжелательности, сочувствия и симпатии, отец Пимен делился рассказами из восточной жизни, внимал добрым пожеланиям на предстоящую дорогу. Продолжение последовало в семинарской церкви на воскресной литургии. Собралось множество людей из разных социальных слоёв, среди них − губернатор М.А. Лозино-Лозинский, вице-губернатор Н.Н. Максимович. Пимен просил молитв за него: « в Персии ему предстоит почти в одиночку идти на крепость зла». В тот же день, вечером, он провёл последнюю беседу в Братской часовне. Простые люди, приходившие сюда на просветительские беседы, переживали неподдельную душевную драму. Настолько они умели привязываться к священникам и дорожить ими! После того как мальчик по фамилии Белозерский из детского Стефановского кружка прочитал стихи, посвященные о. Пимену, «рыдали буквально все». До нашего времени в одной семье сохранилась явно детская поделка: бумажный цветной крест «Голгофа», наклеенный на шёлковую голубую ленту. Возможно, епископ хранил его с момента того прощания. В 1918 году, находясь за тысячи километров от Перми, он подарил распятие на голубом шёлке девочке из такого же детского кружка, устроенного им в городе Верном (Алма-Ате). Кульминацией стал вторник 26 июля 1916 года. В 3 часа дня, в духовную семинарию съехалось пермское духовенство, пожелавшее проститься. Длинной лентой священники встали посреди семинарского храма. Их возглавил настоятель кафедрального собора протоиерей Александр Воскресенский. Прибыли и друзья архимандрита Пимена из монашествующих: настоятель Белогорского монастыря архимандрит Варлаам (Коноплёв) и Фаворского монастыря – архимандрит Ювеналий (Килин). Добрые чувства отца ректора к ним можно было понять. В отношениях с пермскими церковными деятелями не всё складывалось гладко: настоятель подворья Белогорского монастыря в Перми известный игумен Серафим (Кузнецов) проигнорировал церемонию прощания. Слово преосвященного Андроника на этих проводах он всё же напечатал в редактируемом им журнале «Голос долга», не пожелав при этом указать, где и по какому поводу оно произносилось. По какой-то непонятной по своим истокам антипатии он ни разу не опубликовал ничего из написанного либо сказанного отцом Пименом в пермское двухлетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Из дневника преподобномученика, настоятеля Белогорского монастыря, архимандрита Варлаама (в миру Василия Евфимовича Коноплёва): «Присоединение мое к Православной Церкви состоялось семнадцатого октября 1893 года в кафедральном соборе перед литургией и совершено было самим преосвященным через Таинство миропомазания… Шестого ноября владыка Петр облек меня в рясофор, и я поселился на Белой горе. Постепенно стали собираться ко мне все желающие монашеского жития, и к первому февраля 1894 года собралось двенадцать человек. В этот день я принял постриг в монашество с именем Варлаам в Крестовой церкви у владыки. На следующий день епископ Петр рукоположил меня во иеродиакона. Двадцать второго февраля было освящение престола на Белой горе в малом храме во имя святителя Николая. Освящал сам владыка, и по освящении престола за литургией рукоположил меня во иеромонаха». Из записей инока-паломника несколько лет спустя: «Уставная служба в храмах монастыря отличалась торжественностью и глубокой умилительностью. Схимники с детскими незлобивыми лицами имели в храме свои места, молодые иноки стояли на хорах, а частью внизу. После вечернего правила в храме свечи гасились и вся иноческая рать, человек в пятьсот, едва шелестя мантиями, двигалась по направлению к раке с частицами мощей. Затем раздавалось мощное пение молитвы „Достойно есть“ афонским распевом. При звуках молитвенного ублажения Божией Матери хотелось плакать. Какие-то светлые чувства широкой волной втеснялись в душу, и думалось: „Как, вероятно, в эти минуты трепещет сатана и ненавидит поющих монахов“». Из исторической справки: В августе 1918 года обитель захватили большевики. В главном алтаре собора разворотили и осквернили престол, в келье архимандрита Варлаама устроили отхожее место. Многие монахи после зверских пыток были убиты. Двенадцатого августа красноармейцы арестовали настоятеля монастыря архимандрита Варлаама, по дороге в уездный город Осу расстреляли и бросили тело в реку Каму. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей

http://azbyka.ru/fiction/nebesnye-uroki-...

Им на смену приходило новое поколение, сформировавшееся уже в советскую эпоху. Некоторые из них были выпускниками возрожденных духовных академий, как правило, принимавшими постриг в студенческие годы. Были хиротонисаны: в 1956 г. Алексий (Коноплев) во епископа Молотовского и Соликамского, в 1957 г. Пимен (Извеков) (будущий патриарх) на Балтскую викарную кафедру Одесской епархии, в 1958 г. Иоанн (Вендланд) на Подольскую викарную кафедру Московской епархии и Феодосий (Погорский) на Калининскую кафедру. В годы хрущевских гонений новое поколение архиереев, выросшее в советское время, получившее богословское образование в возрожденных духовных школах, стало составлять уже большинство епископата. В эту пору под давлением властей стало обычным явлением частое перемещение архипастырей с кафедры на кафедру. Некоторые епархии утратили тогда своих правящих епископов и стали управляться архиереями соседних епархий. Такая участь постигла Новгородскую, Ульяновскую, Днепропетровскую, Сумскую, Донецкую епархии. Сократилось и число епископов Русской Православной Церкви, поскольку власти чинили препятствия хиротониям епископов на вдовствующие кафедры. Ситуация несколько нормализовалась после отставки Хрущева: реже имели место перемещения архиереев, но заместить кафедры, надолго лишившиеся правящих епископов, не удавалось. В 60-е гг. из жизни ушли выдающиеся иерархи: митрополиты Гурий (Егоров; † 1965), Иоанн (Соколов ; † 1968), Мануил (Лемешевский ; † 1968), Нестор (Анисимов ; † 1962), святители Лука (Войно-Ясенецкий ; † 1961) и Афанасий (Сахаров ; † 1962). Но в это же десятилетие были хиротонисаны во епископы такие выдающиеся церковные деятели последующей эпохи, как Никодим (Ротов) – в 1960 г., Алексий (Ридигер; ныне Святейший Патриарх) – в 1961 г., Антоний (Мельников) – в 1964 г., Ювеналий (Поярков) – в 1965 г., Владимир (Сабодан) – в 1966 г. Ко времени Поместного Собора 1971 г. Русская Церковь имела 67 внутренних и 14 зарубежных епархий. При этом правящих архиереев внутри страны было уже только 58 – значительно меньше, чем в 50-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Мой отец Троепольский Никодим Гаврилович в селе Юрово зажил в первое время на широкую ногу. У него был большой благоустроенный дом (примерно комнат шесть-восемь и большая кухня с русской печкой). В сторону улицы выходила большая терраса, от нее начинался тоже сравнительно большой сад. Сад отец сажал сам и выписывал для этой цели прививки, упакованные в рогожу. Мне было в это время лет 7–8. С другой стороны дома, за кухней, был большой двор с надворными постройками – конюшни, коровник, свинарник, сеновал и амбар для зерна и других продуктов. За двором начинался огород и конопляник. За конопляником было гумно, где молотили рожь и коноплю. В кухне жили кухарка и работник. Они ухаживали за скотиной и птицей. Отец очень любил лошадей, а также любил заниматься сельским хозяйством. Сеял коноплю, гречиху и рожь, а на огороде у нас были свои овощи. Отец при своей церкви в сторожке организовал Товарищество по совместной обработке конопли и продаже пеньки в г. Трубчевск, с тем чтобы цена была для всех крестьян одинаковая. В Трубчевске пеньку скупали купцы, у которых были канатные фабрики и маслобойни. Но пеньку отец вместе с крестьянами частично обрабатывали сами, так как в любом хозяйстве нужны были пеньковые веревки на вожжи, на увязку сена на возах и т.д. Организовать такое большое хозяйство моему отцу, конечно, помогал (деньгами) мой дедушка о. Гавриил, так как он жил одиноким, со своей единственной дочерью Таисией Гавриловной, которая после смерти отца работала учительницей в сельской школе в поселке Пятилетка”. За период замужества моя мать, начиная с 1903 года по 1917, родила 8 человек детей: Евгений 1904 г.р., Зинаида 1905 г.р. (умерла в 1927-м году). Николай 1907 г.р., Всеволод (я) 1908 г.р., Татьяна 1909 г.р., Александр 1912 г.р., Борис 1914 г.р., Владимир 1916 г.р. По уходу за детьми у нас была няня – девушка лет 15–16. Вся прислуга жила у нас на полном иждивении, вплоть до одежды и нарядов. Но счастье было недолгим. Пришла революция 1917 года. Пришла эпидемия тифа в 1918-м году. В этот период мой отец погиб от рук красноармейцев, зарубили топором в лесу, но умер дома. Для детей была легенда, что заболел тифом, так как было опасно говорить плохо о революционерах. Мать осталась одна с детьми на руках, заболела тифом и тоже умерла. Умерла и дочь Зинаида, которая за ней ухаживала.

http://pravoslavie.ru/159367.html

Пастернак Борис Леонидович (1890–1960), поэт 75, 82–83, 223, 227, 256, 293, 357–358, 478, 489 Пащенко (в замужестве Бибикова) Варвара Владимировна, первая любовь И. А. Бунина 66 Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968), писатель 254 Первов Павел Дмитриевич, учитель елецкой гимназии 36 Перовская Софья Львовна (1853–1881), революционерка 42 Петр I, имп. (Петр Алексеевич Романов) (1672–1725) 121, 175, 182, 296, 306, 393–395, 397, 435, 452–453, 475 Петр Карлович, знакомый М. М. Пришвина в Клину 84 Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878–1939), художник 102, 215, 304, 356 Пешкова Екатерина Павловна (1878–1965), жена А. М. Горького 355 Пильняк (наст. фам. Вогау) Борис Андреевич (1894–1937), писатель 211, 226, 233–235, 238, 248, 261, 292, 332, 351, 480 Писарев Дмитрий Иванович (1840–1868), публицист и литературный критик 483 Пичугин, знакомый М. М. Пришвина в 20е гг. 246 Платонов Андрей Платонович (1899–1951), писатель 10, 100, 179, 219, 229, 265, 267, 387–391, 393–395, 397, 443, 449–450, 519, 530 Платонова, елецкая учительница 179 Плеханов Георгий Валентинович (1856–1918), деятель русской социал-демократии 58, 117, 365 Покровский Павел, протоиерей, отец С. П. Коноплянцевой 190, 192 Полежаев Александр Иванович (1804–1838), поэт 31 Полонский (наст. фамилия Гусин) Вячеслав Павлович (1886–1932), критик, историк 267, 269 Полонский Яков Петрович (1819–1898), поэт 10 Поль Олег Владимирович (в постриге Онисим) (1899–1930), религиозный мыслитель, возлюбленный В. Д. Пришвиной 426 Полякова М., критик 312 Пржевальский Николай Михайлович (1839–1888), русский путешественник 119 Пришвин Андрей Сергеевич (1907–1978), племянник Пришвина, писатель 13, 151, 195, 199, 223, 324, 404, 421, 424, 495, 514, 520, 530 Пришвин Михаил Дмитриевич (?—1880), отец М. М. Пришвина 15–16, 51, 525 Пришвин Николай Михайлович (1869–1919), брат М. М. Пришвина 199 Пришвин Петр Михайлович (1909–1987), сын М. М. Пришвина 335, 337–338, 370, 412, 421, 526—527 Пришвин Сергей Михайлович (1903 или 1904–1905), сын М. М. Пришвина 93, 525

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Священник Петр Дьяконов был закопан в землю по шею у Надеждинского завода Верхотурского уезда и расстрелян. При набеге красных в августе 1918 года на Белогорский монастырь были зверски замучены иеромонахи Сергий Вершинин и Илия — тела их найдены с исколотыми штыками шеями, с размозжёнными черепами и простреленными ладонями рук. Предполагают, что их пригвождали ко крестам. Иеромонах Вячеслав, иеродиакон Михей, монах Варнава, инок Димитрий, послушник Иоанн — расстреляны; иеромонах Иоасаф — замучен; иеромонах Иоанн, иеродиаконы Виссарион и Матфей, инок Савва — после жестоких пыток утоплены; монахи Гермоген, Аркадий и Евфимий — расстреляны за отказ сражаться в армии красных против правительственных войск Колчака; монах Маркелл — застрелен после долгих мучений. Были расстреляны за отказ работать по устройству праздника октябрьской революции и за отказ сражаться в рядах красных против правительственных войск Колчака послушники монастыря: Иаков, Петр, Иаков, Александр, Феодор, Петр, Сергий. Иеромонах Антоний Арапов был выдающимся миссионером–проповедником, его проповеди, как и проповеди настоятеля монастыря архимандрита Варлаама Коноплева, привлекали в монастырь тысячи паломников. В 1911 году о. Антоний был назначен казначеем Белогорского монастыря. В это время собор был выстроен только наполовину, об украшении его внутри нечего было и думать; не было средств для окончания постройки. Благодаря энергичной деятельности о. Антония и его проповедям, которыми он расположил сердца многих людей к щедрым пожертвованиям, строительство собора было завершено, и он был богато украшен. При наступлении красных о. Антоний и часть братии ушли вместе с войсками адмирала Колчака. Иеромонах Антоний был арестован и расстрелян в Иркутске в 1919 году. В пяти километрах от Белогорского монастыря располагался Серафимовский скит. Сюда не допускали женщин за исключением одного дня в году — престольного праздника. Скит окружала деревянная ограда. Скитяне жили в маленьких бревенчатых избушках; пищу принимали однажды в день без масла. Были среди них такие суровые подвижники, которые, захватив с собой немного сухарей, удалялись из скита в соседние меловые горы, где жили по месяцу в совершенном безмолвии и молитве. При захвате скита красными были замучены монахи Сергий, Иоанн, Иосиф, скитский эконом Исаакий и инок Павел. Тела Сергия, Исаакия и Павла были завалены нечистотами. У мучеников были размозжены головы, вырваны куски тела с боков и штыковые раны по всему телу. За отказ сражаться в армии красных против правительственных войск были расстреляны послушники скита: Григорий, Василий, Пантелеимон и Симеон.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Ср.: «Вчера А. М. Коноплянцев рассказал, что живет на диване (все та же одна комната) и сыновья-комсомольцы, и зарастает его диван комсомолом: Миша женился, привел комсомолку. Так и зарастает старый богоискатель на диване комсомолом и октябрятами» (Пришвин М. М. Дневник 1939 года. С. 152–153). Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 355. Впрочем, ей это вспоминалось иначе. «Работать регулярно я не могла (или не умела) – меня отвлекало хозяйство, и болезнь матери, и разнообразные хлопоты, которых сейчас и не перечесть. М. М. не снисходил к этим помехам, требовал от меня тех же качеств в литературной работе, какими обладал сам, полный жесткой отданности своему делу, и потому часто огорчался моими отвлечениями» (Москва. 1972. С. 213). Пришвин М. М. Дневник 1942 года. С. 137. Кстати, вот любопытная подробность из воспоминаний В. Д. Пришвиной, которую не стоит толковать прямо, и все же: «Глаза у Михаила Михайловича были серо-зеленые, менявшиеся в окраске, вероятно, в зависимости от самочувствия» (М. М. Пришвин//Из Русской думы. С. 176). Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. С. 802. Пришвин давно наблюдал за Калининым. Еще в 1918 году, когда симпатий к большевикам у писателя было гораздо меньше, он написал о приезжавшем в Елец Калинине: «Приехал Калинин, председатель ЦИКа, говорят, он рабочий, честный, хороший человек» (Пришвин М. М. Дневник. Т. 2. С. 319). И позднее, уже после смерти всесоюзного старосты: «Калинин был официальным заступником личного начала в народе, у него была для этого канцелярия, и народ туда валил со всех концов страны» (Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. С. 615). Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 453. Пришвин М. М. Леса к «Осударевой дороге». С. 75. Подобный взгляд на творчество Пришвина, и в том числе на «Осудареву дорогу», нашел отражение в статье В. Д. Пришвиной «Промежуточная глава», написанной в середине шестидесятых годов, но опубликованной впервые в конце восьмидесятых. Позднее в подцензурной книге «Круг жизни» она высказывалась о романе более осторожно: «Некоторые друзья робко отговаривали Пришвина от работы над романом. Не буду скрывать, что это делала и я, хотя бессильно и даже вредно вмешательство в работу художника: он „обречен“ на это правом своего призвания.

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Цепочка посредников Каким образом дневник Василия Харитонова попал к Аполлинарию Заплатину? Заплатин учился в Вологодской семинарии с 1895 по 1901 гг., то есть инспекторство о. Феофана (Харитонова) прошло во время его учёбы. В начале 1901 г. Аполлинарий ездил в Петербург на похороны брата. Несомненно, у хорошо учившегося семинариста были и другие поводы для общения с запросто державшимся инспектором. С другой стороны, совершенно ясно, что уезжавший на Святую Гору о. Феофан отправлялся налегке и всё своё движимое имущество раздавал знакомым. Оставлен был и дневник, содержавший давно перечувствованные мысли. «Может быть, послужит кому-то в назидание», — вероятно, такова была мысль о. Феофана. Но в этой схеме есть пробел: не похоже, чтобы Аполлинарий Заплатин отличался особой склонностью к аскетическому подвижничеству. Вряд ли рукопись дневника была подарена ему. Разве что он мог найти её, разбирая бумаги, оставленные о. Феофаном в семинарии. Это предположение, впрочем, также весьма маловероятно — слишком личным документом был этот дневник, и вряд ли он остался брошенным среди весьма скромного хозяйства инспектора (об этом см. далее воспоминания о. Николая Коноплёва). Чтобы представить убедительную реконструкцию событий, нам придётся представить ещё двух современников и, в определённой мере, соратников о. Феофана (Харитонова). Вологодский епархиальный миссионер Следников Мы уже имели случай упомянуть его имя как начальника о. Аполлинария. Приведём основные вехи его биографии. Николай Николаевич Следников (впоследствии игумен, затем епископ Неофит; 1873—1918) был сыном протоиерея Троицкого собора г. Вельска. Окончил Вологодское духовное училище (1888), Вологодскую семинарию (1894) и Казанскую академию (1898). В 1899 году он был определён на должность Вологодского епархиального миссионера; по обязанностям епархиального миссионера изъездил до крайних пределов Вологодскую епархию. В августе 1908 г. пострижен в монашество епископом Никоном (Рождественским), в то время правящим архиереем Вологодской епархии. В том же месяце рукоположён во иеромонаха и вскоре стал настоятелем Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. В марте 1909 г. возведён в сан игумена .

http://bogoslov.ru/article/6172655

06.1918 06.1918 06.1918 10.1918 10.1918 24.11(07.12)1918 05.1920 22.09(05.10)1923 04(17)03.1924 05(18)09.1926 30.06(13.07)1927 11(24)11.1927 28.11(11.12)1927 19.11(02.12)1930 Сщмч. Павлин Крошечкин 12.1930 16.02(01.03)1933 03(16)06.1933 04(17)01.1935 14(27)05.1935 17(30)03.1936 06.1937 09.1943 13(26)09.1945 18(31)05.1956 08(21)07.1956 01(14)03.1957 Алексий II Коноплев 01(14)03.1957 22.04(05.05)1957 24.06(07.07)1957 02(15)09.1960 Павел II Голышев 02(15)09.1960 21.03(03.04)1961 21.03(03.04)1961 27.09(10.10)1962 27.09(10.10)1962 07(20)05.1964 07(20)05.1964 25.09(08.10)1966 17(30)10.1966 18(31)05.1973 Иоасаф II Овсянников 18(31)05.1973 21.05(03.06)1973 в/у Викторин Беляев 21.05(03.06)1973 21.08(03.09)1974 Викторин Беляев 21.08(03.09)1974 21.05(03.06)1981 06.1981 03(16)07.1982 03(16)07.1982 19.01(01.02)1984 19.01(01.02)1984 28.02(13.03)2002 28.02(13.03)2002 01(14)04.2002 01(14)04.2002 Иринарх Грезин Пермская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1936 г. Викарные кафедры: Кунгурская, Осинская, Мотовилихинская, Верхотурская. 1922 28.06(11.07)1923 10.1924 05(18)07.1924 22.09(05.10)1926 22.09(05.10)1926 1928(?) 25.08(07.09)1926 15(28)03.1930 01(14)07.1930 Палладий Бельтюков 2.1930 24.05(06.06)1934 Софроний Иванцов 06(19)09.1936 Петергофская Основана в 1922 г. Именование – по г. Петергоф (Петроградская губерния; с 1944 г. – Петродворец). Петроградское (Ленинградское) викариатство. Упразднена в 1940 г. Возобновлена 06(19)07.2006 г. определением Св. Синода от указанной даты. Санкт-Петербургское викариатство. 25.03(07.04)1922 15(28)10.1940 06(19)07.2006 14(27)09.2006 14(27)09.2006 Маркелл Ветров Петергофская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Петергоф (Петроградская губерния; с 1944 г. – Петродворец). Ленинградское викариатство. Упразднена в 1928 г. 15(28)10.1924 10.1925 04.1926 02.1928 Макарий Торопов, паки Петровская Основана 09.07.1912. Именование – по г. Петровск (Саратовская губерния). Саратовское викариатство. Упразднена в 1928 г. 06.08.1912 16.12.1916 Дионисий Прозоровский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бобринский, граф, владелец Богородских хуторов в Тульской губернии 90, 525 Богомолов, житель Ельца 24 Боков Виктор Федорович (р. 1914), поэт 45, 473 Большаков, агроном 398 Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич (1873–1955), деятель большевистской партии, автор работ по истории религиозно-общественных движений в России 109, 135, 398–399, 500 Бострем Георгий Эдуардович (1884–1977), художник, знакомый Пришвина по Загорску 262, 322 Брик Осип Максимович (Ося) (1888–1945), теоретик литературы 325—326 Брихничев Иона Пантелеймонович (1879–1968), публицист, поэт, издатель 165 Брусилов Алексей Алексеевич (1853–1926), военачальник 181 Брюсов Валерий Яковлевич (1873–1924), поэт 113–114, 123–124,131, 273, 308 Булгаков Михаил Афанасьевич (1891–1940), писатель 178, 208, 232, 292–293, 357, 460 Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944), философ, богослов 19–20, 53, 120, 122, 210, 357, 464, 499 Бунин Иван Алексеевич (1870–1953), писатель 6–8, 10–11, 15, 18–19, 27, 54, 58–59, 66, 77, 81, 90, 99, 103, 113–114, 117, 137–139, 144, 158–163, 165, 167, 172–174, 177, 203, 208–211, 214–215, 217–219, 228, 241, 251, 253–254, 257, 275–278, 303, 487, 493–494, 498–499, 501–503, 506 Бунин Юлий Алексеевич (1857–1921), литератор, брат И. А. Бунина 54, 58, 66 Буренин Виктор Петрович (1841–1926), поэт и публицист 167 Бутов Михаил Н., один из елецких руководителей при советской власти 176 Бутягина-Розанова (урожд. Руднева) Варвара Дмитриевна (ок. 1864–1923), вторая жена В. В. Розанова 40–41, 42 Бухарин Николай Иванович (1888–1938), советский партийный и государственный деятель 349, 359, 362–363, 381, 398 Варя см. Измалкова Варвара Петровна Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856–1933), художник 387 Введенская (урожд. Коноплянцева) Мария Михайловна, родная сестра А. М. Коноплянцева 479 Ведекинд Франк (1864–1918), немецкий писатель, драматург 75 Венгеров Семен Афанасьевич (1855–1920), литературовед 107 Вересаев (наст. фамилия Смидович) Викентий Викентьевич (1867–1945), писатель 13, 208, 292, 475, 478 Войнович Владимир Николаевич (р. 1932), писатель 272

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010