Советская публикация работы Дворжака сопровождается идеологизированным комментарием в марксистском духе. Теория марксизма всякое явление культуры ставит в зависимость от производственных отношений, в данном случае – феодальных: «То новое – новое по качеству – и в мировоззрении, и в искусстве, что Дворжак хотел отыскать в искусстве катакомб... не «христианское искусство» вообще и не «искусство средневековья», а искусство феодализма» 1954 . Один из переводчиков, A.A. Сидоров, дает свой комментарий: «Вопрос об искусстве катакомб – диковинный камень преткновения для прежней истории искусства». Согласно марксистскому методу, «основным... моментом объяснения... для нас будет различие социально-классового субъекта искусства катакомб по отношению к официальному искусству императорского Рима». Сидоров считает возможным «отнесение части катакомбных фресок к первому столетию» 1955 . Это мнение давно устарело, современные исследователи датируют живопись катакомб временем между н. III в. и cep. IV в. 1956 Можно только удивляться тому, что работу Дворжака опубликовали в сталинскую эпоху, – она бесконечно далека от марксизма и по методу, и по теме. История христианской археологии в Австрии начинается во 2-й пол. XIX в. Профессор факультета католического богословия Венского университета Вильгельм Антон Нойман (1837–1919) изучал христианские памятники в Истрии и Далмации (в то время – территория Австро-Венгерской империи). В 1885 г. он основал музей диоцеза в Вене. Нойман был секретарем и историком Первого конгресса по христианской археологии в Сплите в 1894 г. Другой австрийский археолог, Генрих Свóбода (1861–1923), член Сатро Santo Teutonico, учился в Риме у де Росси. Преподавание христианской археологии велось также на евангелическо-философском факультете Венского университета. Австрийская академия наук была основана в 1847 г., в систему ее специализированных комиссий и других учреждений входит Археологический институт, созданный в 1898 г. На территории Австрии раннехристианские памятники сосредоточены в основном в ее юго-западной части, в районе римского лимеса – системы укрепленных городов на Дунае: в Агунтуме, Карнунтуме, Дуеле, Хеммаберге и др. Их раскопки в 20–30-х гг. XX в. вел Рудольф Эггер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Б. Акиньеле и Дж. А. Бабалола, отделиться и основать Апостольскую церковь Христа. В 20-30-х гг. XX в. укрепились и традиц. миссии. К сер. 20-х гг. XX в. значительно возросло количество католич. общин, школ и медицинских пунктов, особенно на территории проживания игбо. В 1932 г. в Н. прибыли миссионеры из Конгрегации Св. Духа и Конгрегации Св. Патрика. В 1929 г. с целью интенсификации межденоминационного сотрудничества миссионерскими церквами был создан Христианский совет Нигерии. В 40-60-х гг. ХХ в. в Н. наблюдался дальнейший рост числа харизматических евангелических и пятидесятнических орг-ций, как чисто африканских, так и зарубежных. В то время в Н. появились Ассамблеи Бога (1939), Церкви Христа (1947), Церковь Бога в Нигерии (1949), Христианская церковь новой ассамблеи (1950), Международная церковь четырехугольного Евангелия (1954), Пятидесятническая церковь святости (1955) и др. Увеличение численности НАЦ привело к преобладанию в христ. общинах африканцев, к-рые вовлекали христ. деноминации в антиколониальное движение и борьбу за независимость. Основными тенденциями в развитии нигерийского христианства в послевоенные десятилетия стали африканизация и инкультурация церковной жизни не только в НАЦ, но и во мн. миссионерских церквах (католической, англиканской, лютеранских, кальвинистских, баптистских, методистских). Католический жен. мон-рь «Mater Ecclisiae» близ Лагоса. Фотография. Нач. XXI в. Католический жен. мон-рь «Mater Ecclisiae» близ Лагоса. Фотография. Нач. XXI в. В 1950 г. были созданы 1-е католич. архиеп-ства с центрами в Лагосе и Ониче, в 1959 г.- в Кадуне. В 1951 г. в Юго-Восточной Н. была основана Бигарская мемориальная семинария (ныне одна из крупнейших в мире католич. семинарий; с 1970 адм. центр находится в Энугу). Католич. школы стали весьма популярными среди местного населения: во многих из них в отличие от протестант. школ, где преподавание велось гл. обр. на местных языках, господствовал англ. язык, владение к-рым помогало выпускникам повысить свой социальный статус. В 1957 г. в Восточной Н. было введено всеобщее начальное образование, что означало создание гос. школ и ограничение влияния частных. Но католич. Церкви удалось воспрепятствовать закрытию своих образовательных учреждений в этом регионе. В 1951 г. была создана англикан. Церковь провинции Зап. Африки, 1-м архиепископом к-рой стал Лесли Гордон Вайнинг - последний англикан. епископ Лагоса европ. происхождения.

http://pravenc.ru/text/2565194.html

Церковь свт. Николая в Потсдаме. 1830 - 1837 гг. Архит. К. Ф. Шинкель Церковь свт. Николая в Потсдаме. 1830 - 1837 гг. Архит. К. Ф. Шинкель Франкфуртский парламент, обсуждая новую конституцию страны, обратился и к проблеме государственно-церковных отношений. В § 17 проекта конституции говорилось о том, что «любое религиозное сообщество руководит и управляет своими делами самостоятельно, но подчинено общим государственным законам. Ни одно религиозное сообщество не получает преимуществ перед государством. Не будет существовать больше никакой государственной Церкви». Напуганная революцией протестант. церковь выступила против конституции, за традиц. союз с гос-вом, дававший ей преимущества, в частности в области воспитания и образования. В сент. 1848 г. на съезде Немецких евангелических церквей, посвященном проблеме протестант. единства, И. Г. Вихерн сделал доклад, где впервые заговорил о необходимости применить все силы для борьбы с коммунизмом. Коммунистические идеи приобрели в Г. значительную популярность благодаря М. Гессу и К. Грюну, изложившим их в доктрине «истинного социализма» - коммунистической интерпретации учения Л. Фейербаха . Позднее К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) создали учение о классовой борьбе, неизбежной гибели капитализма в результате пролетарской революции и переходе к коммунизму (Манифест коммунистической партии, 1848). Революция и коммунизм, считал Вихерн, стали следствием широкого обнищания масс и плохого усвоения христианства; индустриализация привела к тому, что люди потеряли веру в Бога. Для преодоления этих явлений он предложил создать «Внутреннюю миссию» - широкое миссионерско-просветительское благотворительное движение, состоящее из проповедников-мирян, главной задачей к-рых называлось разрешение социальных противоречий путем пропаганды христианства, его принципов взаимопомощи и любви к ближнему. Был создан Комитет под рук. Вихерна и подготовлен меморандум с изложением задач «Внутренней миссии». Большую роль в благотворительном евангелическом движении сыграл Ф. фон Бодельшвинг (1831-1910), основатель благотворительных учреждений Бетеле. В 1851 г. был создан первый Евангелический союз (Ewangelischer Bund); в 1857 г. в Берлине под председательством прусского кор. Фридриха Вильгельма IV состоялся международный конгресс, учрежденный этим союзом.

http://pravenc.ru/text/529064.html

Первое крупное изложение теории Церкви находится во втором издании его «Наставлений в христианской вере», опуб ликованном в 1539 г. Хотя Кальвин рассматривает этот вопрос и в первом издании «Наставлений» (1536), но он тогда еще не имел достаточного опыта церковного управления или ответственности, чем можно объяснить расплыв чатость изложения. Ко времени второго издания своей работы Кальвин уже имел некоторый опыт, касающийся проблем, стоящих перед молодыми еванге лическими Церквами Для Кальвина знаками истинной Церкви были проповедь Слова Божьего и правильное совершение обрядов таинств. Поскольку Римско Католическая Церковь не соответствовала даже этому минимальному определению Церкви, протестанты были совершенно правы, оставляя ее. А поскольку евангеличес кие Церкви соответствуют этому определению Церкви, нет оправдания их дальнейшему делению. Этот момент особенно важен, ибо он отражает полити ческое суждение Кальвина о том, что дальнейшее дробление евангелических конгрегаций гибельно для дела Реформации К 1543 г. Кальвин уже приобрел значительно больше опыта в церковном управлении, особенно во время своего служения в Страсбурге. Букер ин теллектуальная сила, стоящая за Реформацией в Страсбурге, имел серьез ную репутацию церковного администратора, и вполне вероятно, что поздней шая теория Кальвина о Церкви отражает его личное влияние. Например, чет вертичная структура духовенства, состоящая из пастора, доктора (или учи теля), старейшины и диакона обязана своим происхождением Букеру, как и теория о различии между видимой и невидимой Церковью (которое будет рассмотрено ниже). Тем не менее, предположение Букера о том, что церков ная дисциплина является существенной чертой («знаком») Церкви, не нашло отголоска в учении Кальвина. Хотя Кальвин включил «пример жизни» в число «определенных отметок» Церкви в издании «Наставлений» 1536 г., более поздние издания содержали акцент на правильной проповеди Слова Божьего и совершении таинств. Дисциплина может укрепить нерв Церкви, однако ее сердце и душа определяются спасительной доктриной Христа Кальвин утверждал, что имеются конкретные библейские указания относи тельно правильного порядка служения в видимой Церкви, поэтому конкретная форма церковного порядка стала особым пунктом доктрины.

http://sedmitza.ru/lib/text/441744/

   001    002    003   004