В 60-70-х гг. повсеместно в Европе прошли массовые студенческие волнения. В ФРГ молодежь протестовала против консервативной модели развития страны, построенной на гегемонии ХДС и ХСС, на антикоммунизме и клерикализме, на приверженности рыночной либеральной модели, а также против патриархальных моральных устоев, главной блюстительницей к-рых была церковь. В 1965 г. появился «Восточный меморандум» (Ostdenkschrift) Е. Ц. Г. В нем звучали призывы отказаться от бывш. нем. вост. территорий, относившихся к Польше, по существу признавались установившиеся после войны границы по Одеру-Нейсе. Тем самым Е. Ц. Г. способствовала «новой восточной политике» федерального канцлера ФРГ Вилли Брандта, возглавлявшего Социал-демократическую партию Германии и выступавшего за установление добрососедских отношений с народами гос-в Вост. Европы, прежде всего с народами Польши и СССР. В кон. 70-х гг. разгорелись споры о нейтронном оружии. В кругах Е. Ц. Г. поддержали мирные инициативы. С сер. 80-х гг. чаще звучал лозунг «За мир без оружия», проводились «недели мира». Евангелический конгресс в Гамбурге в 1981 г. был важным событием в движении за мир. Нек-рые протестанты заговорили о возможном союзе пацифистов, христиан и коммунистов против гонки вооружений и фашизма. «Восточный меморандум» вызвал неоднозначную реакцию в обществе: был поднят вопрос о пределах вмешательства церквей в социально-политические проблемы. Ответом на это стал меморандум Совета Е. Ц. Г. 1970 г. «Задачи и границы церковной позиции по общественным вопросам» (Aufgaben und Grenzen kirchlicher Äuserungen zu gesellschaftlichen Fragen). Высказывая озабоченность социально-политическими и правовыми проблемами в обществе, церковь настаивала на взаимном, партнерском диалоге с общественными силами по их решению. При этом давалось теологическое обоснование возможности и необходимости такой кооперации, в частности при соблюдении политической этики. В меморандуме Е. Ц. Г. «Евангелическая церковь и свободная демократия» (1985) говорилось, что демократия как форма гос. устройства наиболее соответствует свободе христ. веры, подчеркивалось, что евангелическая церковь должна исходить из принципа ответственности перед Богом в осуществлении мирских дел, в т. ч. это относится и к политической деятельности.

http://pravenc.ru/text/180954.html

Другие три этнические группы мусульманской общины – помаки, цыгане и татары. Помаки – это болгароязычные мусульмане, также называемые мусульманами болгарского этнического происхождения. Они живут преимущественно в сельской местности, главным образом в «помакских анклавах» в Родопских горах. После падения коммунизма, когда их идентичность столкнулась с вызовами новой реальности, помаки разбились на три подгруппы. Некоторые из них подчеркивали свою болгарскую этническую принадлежность и переходили в христианство, другая часть свидетельствовала о своей турецкой этнической принадлежности . Третья подгруппа пыталась создать новую этническую идентичность на основе ислама. Данные о религиозной принадлежности цыган крайне неопределенные, так как эта часть населения склонна изменять свою религиозную самоидентификацию и обычно разделена на мусульманскую и различные христианские подгруппы. Татар в 1992 году насчитывалось 4 515 человек (произошло сокращение их численности с приблизительно 100 000 человек в 1870-х годах). Они живут в северо-восточной Болгарии, в районах, населенных преимущественно этническими турками, и имеют тенденцию к ассимиляции в языковом, социальном и культурном отношениях или к эмиграции в Турцию. Католическая община подвергалась сильным преследованиям со стороны коммунистического режима, потому что католицизм рассматривался как религия фашизма и вектор иностранного влияния. Католические священники обвинялись в антисоциалистической деятельности и поддержке оппозиционных партий. В начале 1950-х годов имущество католических приходов было конфисковано, все школы, клубы и колледжи были закрыты, и Католическая Церковь лишилась легального статуса. В 1990 году были восстановлены отношения с Ватиканом, и в 2002 году папа посетил Болгарию. Сегодня в Болгарии проживают около 44 000 римских католиков и 18 000 католиков восточного обряда. Две католические общины успешно сотрудничают друг с другом. Появление в Болгарии различных протестантских групп восходит к середине XIX века, когда миссионеры из США начали распространять методизм в Северной Болгарии и конгрегационализм в южном направлении. В 1875 году протестанты создали Болгарское евангелическое благотворительное общество, преобразованное в Союз Евангелических Церквей в Болгарии. При коммунизме имущество Протестантских Церквей было конфисковано, и многие пасторы и рядовые верующие по всей стране были насильственно переселены или ушли в подполье. После 1989 года старые, «традиционные» для Болгарии Протестантские Церкви были реабилитированы, власти зарегистрировали много новых Церквей. Возник ряд протестантских неправительственных организаций, занимающихся образовательной и религиозной деятельностью. В 1999 году на базе объединения четырех различных евангелических школ, которые открылись в Болгарии в начале 1990-х годов, был создан Евангелический богословский институт.

http://pravoslavie.ru/4992.html

Под ее влиянием во многом произошло зарождение правовых, социальных и политических ин-тов. В янв. 1962 г. создана автономная Церковь Англии в А. (4,2 млн. чел.), переименованная в авг. 1981 г. в Англиканскую Церковь Австралии, к-рая стала самостоятельным членом Англиканского содружества (см. Англиканство ). Состоит из 5 провинций: Нов. Юж. Уэльса (1847), Квинсленда (1905), Юж. А. (1971), Виктории (1905), Зап. А. (1914), включающих 24 еп-ства на континенте и еп-ство Тасмании (1842). Евангелические церкви представлены Баптистским союзом А., основанным в 1926 г., церковью Христа А., Лютеранской церковью А., основанной в 1966 г., Объединенной церковью А., в к-рую в 1977 г. вошли методисты, пресвитериане и конгрегационалисты, и квакерами . В стране представлены также Армянская Апостольская Церковь, Ассирийская Церковь Востока, Коптская Церковь (Александрийский Патриархат, с 1960), Сирийская яковитская Церковь. 13% австралийцев исповедуют нехрист. религии. С 1828 г. действует Большая синагога в Сиднее (80 тыс. прихожан). Влиятелен индуизм. Ислам исповедуют 2% населения (1998). Растет влияние буддизма: только с 1991 по 1993 г. число приверженцев буддизма выросло на 43% и достигло 200 тыс. чел., среди к-рых 2/3 составляют англоевропейцы. Распространение христианства Первым из европейцев берега А. увидел португ. мореплаватель Мануэл Годинью ди Эредиа в 1601 г., голландцы В. Янсзон (1606) и А. Тасман (1642) исследовали ее побережье. В 1770 г. здесь высадился англичанин Дж. Кук. С кон. XVIII в. началась англ. колонизация (в основном за счет каторжников и ссыльных из метрополии): 26 янв. (национальный праздник) 1788 г. капитаном А. Филлипом в сиднейской бухте было основано первое брит. поселение. В 1869 г. вся А. стала владением Великобритании . Священники, появившиеся в А. в 1788 г. вместе с заключенными, а в Тасмании в 1804 г., были англиканами. Англикан. Церковь начала миссию среди кочевых аборигенов. Миссионер С. Марсден, приехавший в 1793 г., обращал жителей в англикан. веру, организовывал социальные службы, продолжая служение Церкви до самой смерти в 1838 г.

http://pravenc.ru/text/81404.html

Хаснелем и др. В 2005 г. нем. кард. Йозеф Ратцингер был избран папой Римским с именем Бенедикт XVI, что несомненно открывает перед католич. Церковью Г. новые возможности. Евангелическая Церковь Германии объединила 23 земельные церкви, принадлежащие к одной из 3 групп: лютеран., реформатской или кальвинист. и объединенной - лютеранско-кальвинист. Крупнейшие по количеству членов конгрегации находятся в Саксонии, Берлине, Бранденбурге, Н. Саксонии, Баварии, Тюрингии и Баден-Вюртемберге. В 1992 г. в ЕЦГ прошла ординация первой женщины-епископа - Марии Йепсен (еп. Гамбурга). ЕЦГ содержит ряд госпиталей, домов инвалидов и престарелых и является важной частью гос. системы социального и медицинского обеспечения. Основная протестант. благотворительная орг-ция - Диаконическая служба (Diakonisches Werk) предоставляет более 350 тыс. рабочих мест. На Синоде ЕЦГ в сер. нояб. 2005 г. было отмечено, что в последние годы наметилась тенденция к снижению денежных поступлений за счет церковного налога - основного источника доходов Церкви. Граждане Г., официально принадлежащие к лютеран. или католич. Церквам, платят примерно 9% от суммы своего подоходного налога на содержание общины. По словам члена Совета ЕЦГ К. Винтерхоффа, снижение финансирования Церкви связано с экономическими проблемами, к-рые переживает Г. По сравнению с 1992 г. уровень доходов Церкви, получаемых за счет налога, снизился на 14%, а затраты на содержание сотрудников увеличились на 23%. Он также подчеркнул, что мн. немцы покидают Церковь. Еще одна причина снижения числа прихожан - низкая рождаемость. Так же как и католич. Церковь, ЕЦГ уделяет большое внимание обсуждению социально-политических и морально-этических проблем. Наиболее популярными теологами среди членов ЕЦГ по-прежнему остаются Барт, Бонхёффер, Р. Бультман и П. Тиллих . В нояб. 1997 г. Синод ЕЦГ призвал Совет Европы принять документ в защиту прав человека при проведении биомедицинских экспериментов, запретивший участие человека в проведении медицинских экспериментов и обязывающий обеспечить помощь больным, слабым и умирающим (против эвтаназии).

http://pravenc.ru/text/529057.html

Число общин Н. и организаций продолжало расти и в 1-й пол. XIX в., что в определенной мере было связано с изменением демографической ситуации в Великобритании - быстрой урбанизацией и увеличением городского населения, традиционно составлявшего их социальную базу. К середине столетия Н. были ок. 20% англичан и валлийцев и ок. 40% верующих, регулярно посещавших церковь (по данным переписи 1851 г.). В 1828 г. были отменены Акт о присяге и Акт о корпорациях, что уравняло Н. в правах с прихожанами Церкви Англии и позволило им участвовать в политической и общественной жизни страны. Н. оказывали существенное влияние на религ. политику королевства, гл. обр. через партию вигов, тогда как тори традиционно ассоциировались с Церковью Англии. Н. отстаивали идею лишения офиц. Церкви гос. статуса (disestablishment), высказывавшуюся нек-рыми мыслителями из их числа еще в XVIII в. Хотя достичь этой цели не удалось, были отменены обязательные выплаты в пользу Церкви и регистрация браков в церкви, католикам и Н. был открыт доступ в ун-ты, в кон. XIX в. в Англии установилась свобода вероисповедания. В то же время возникла идея созвать конгресс общин и организаций Н., впервые собравшийся в Манченстере 7 нояб. 1892 г., а в 1896 г. был образован Национальный совет евангелических свободных церквей (термин «свободные церкви» с XIX в. стал использоваться для обозначения Н.), преобразованный в 1940 г. в Федеральный совет свободных церквей. В XX в. влияние Н. существенно снизилось, и в то же время они сблизились с Церковью Англии. Во 2-й пол. XX в. высказывались предложения по объединению всех англ. протестантов в единую Церковь, но в основном из-за противодействия англокатоликов они пока остаются нереализованными. Ист.: Protestant Nonconformist Texts/Ed. A. P. F. Sell. Aldershot, 2006-2007. 4 vol. Лит.: Binfield C. So Down To Prayers: Studies in English Nonconformity, 1780-1920. L., 1977; Sellers I. Nineteenth-Century Nonconformity, L., 1977; Pearse M. T. Between Known Men and Visible Saints: A Study in Sixteenth-Century English Dissent. L.; Toronto, 1994; Hopkins M. Nonconformity " s Romantic Generation: Evangelical and Liberal Theologies in Victorian England. Milton Keynes, 2004; Bebbington D. Victorian Nonconformity. Eugene (Oregon), 20112.

http://pravenc.ru/text/2577933.html

· Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций», 1996 г. 1053 ; · Итоговом заявлении Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», прошедшего с 16 по 20 мая 1994 г. в Москве 1054 ; · Постановлении Государственной Думы Российской Федерации «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 г.; · Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г. 1055 . Основателем этой организации является Чарльз Тейз Рассел, родившийся 16 февраля 1852 года в городе Аллегени, штат Пенсильвания. С детства он посещал конгрегациональную евангелическую общину. Еще будучи молодым человеком (17-ти лет от роду), он воспротивился доктрине этой деноминации о предопределении и бессмертии души. Возможно, на него оказало свое негативное влияние заурядное своеволие в сфере догматического богословия, которое присуще большинству протестантских конфессий. В 1870 году, в возрасте 18 лет он организовал «кружок» по изучению Библии, состоящий из шести человек. В 1876 году он сошелся с человеком по имени Нельсон Барбор, который так же, как и Рассел, верил, что Второе Пришествие Иисуса Христа должно произойти в 1914 году. Когда в 1879 году Рассел организовал собственный журнал «The Herald of the Morning», они совместно выпустили книгу «Три мира», где утверждали, что 1914 год – «конец времени язычников». Впоследствии Рассел отделился от Барбора, официально принадлежавшего адвентистам седьмого дня, и переименовал свой журнал, назвав его «Сионская Сторожевая Башня и вестник присутствия Христа» 1056 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Активизация усилий Ватикана на уровне межхристианского диалога происходит параллельно с укреплением его позиций в качестве важнейшего игрока на мировой политической арене. Роль папы в этой сфере выявляется всё чётче. Речь идёт о том, чтобы дать религиозно-этическое обоснование Единой Европы как модели нового мирового порядка. Поскольку светская идея европейской идентичности, эффективная в условиях геополитического противостояния с советским блоком, себя полностью исчерпала, а Ватикан в условиях дехристианизации Запада стремится к приданию нового смысла своей деятельности, немыслимое ещё несколько лет назад, единение папского престола с верхами европейского общества, заговорившими вдруг на языке евангелических проповедников, наметилось уже вполне явно. В своей первой энциклике " Deus Caritas Est " новый папа заявил, что церковь не должна оставаться в стороне от общественных дел, а в марте 2006 г. во время встречи с группой парламентариев Европарламента, представлявших Европейскую народную партию (объединение консервативных и христианско-демократических партий) он подчеркнул, что голос римского католицизма был услышан в политических дискуссиях на континенте. Особенно показательным в этом отношении стал римский конгресс на тему " Ценности и перспективы для завтрашней Европы " , проведённый в марте 2007 г. Епископальной комиссией ЕС (ЕКЕС), на котором речь шла о формах обеспечения участии церкви в подъёме Европейского Союза. Доклад, рассмотренный на собрании, был подготовлен созданным членами ЕКЕС " Комитетом мудрецов " , куда вошли такие важные фигуры, как Мишель Камдессю (бывший глава МВФ и нынешний член Папского совета по социальной политике), Питер Сутерланд (глава совета директоров Бритиш Петролеум и финансовый советник Ватикана, бывший генеральный директор ГАТТ и ВОТ), Пат Кокс (бывший председатель Европарламента), Лойола де Паласио (бывший вице-президент Еврокомиссии), Томас Галик (бывший советник Вацлава Гавела) и др. В заключительном документе, названном " Римское послание " , указывалось: " Всё более необходимым становится сближение граждан с далёкими и трудными для понимания политическими институтами (ЕС. - О.Ч.). Пройденный путь должен быть срочно подтверждён новым обоснованием Европейского Союза... " 4

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

В.- участник многочисленных богословских и миротворческих межрелиг. конференций. В 1967 г. присутствовал на заседаниях Отдела всемирной миссии и евангелизации ВСЦ в Женеве, затем на заседании Центрального комитета ВСЦ на о-ве Крит. В 1968 г. входил в делегацию РПЦ на IV Ассамблее ВСЦ. В 1970 г. являлся представителем МП на Международном старокатолическом конгрессе, проходившем в Бонне. В авг. 1972 г. участвовал в сессии Центрального комитета ВСЦ в Нидерландах. В 1976 г. входил в делегацию МП на собеседованиях между богословами РПЦ и Союза Евангелических церквей ГДР. 11-21 июня 1980 г. в составе делегации Христианской мирной конференции (ХМК; см. ст. Пражское христианское движение ) присутствовал на заседании Объединенной комиссии по международным проблемам в Нью-Йорке. Дважды возглавлял делегацию РПЦ на мирных конференциях христиан из СССР и Японии: 2-9 нояб. 1980 г. (2-я конференция) и 4 янв. 1984 г. (3-я конференция). 6-10 июня 1983 г. участвовал от РПЦ в 4-м православно-реформатском богословском собеседовании в Одессе. Входил в делегацию РПЦ на VI Ассамблее ВСЦ в Ванкувере (Канада, 24 июля - 10 авг. 1983). 27 дек. 1995 г. В. был назначен митрополитом С.-Петербургским и Ладожским, постоянным членом Свящ. Синода, священноархимандритом Александро-Невской лавры в честь Св. Троицы в С.-Петербурге. Во многом благодаря усилиям В. Церкви в 2000 г. была полностью передана Александро-Невская лавра, Казанский собор в С.-Петербурге, к-рый с дек. 1999 г. является кафедральным, возобновлены богослужения в Исаакиевском, Петропавловском, Самсониевском соборах, в соборе Воскресения Христова (Спас на крови) . В июле 2004 г. в тихвинский Большой в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь вернулась Тихвинская икона Божией Матери . В наст. время в С.-Петербургской епархии действует 11 мон-рей (8 муж. и 3 жен.), 296 приходов, 89 приписных храмов и 109 часовен. Количество благочиний увеличилось до 20. Расширился состав епархиального совета - с 6 членов (в 1996) до 12. При епархиальном управлении ведут активную работу отделы по просвещению, образованию, медицинскому обслуживанию, социальному служению, издательской деятельности, молодежной работе, по борьбе с наркоманией и др. В. является главным редактором епархиальных журналов «С.-Петербургские ЕВ», «Церковный вестник» (выпускается с 2000). С 2000 г. в епархии издается газ. «Православие и жизнь». Ежедневно выходит в эфир правосл. радиостанция «Град Петров».

http://pravenc.ru/text/159056.html

Н. Ж. относится к категории т. н. мегацерквей, для к-рых характерны количественный рост последователей, наличие харизматичного старшего пастора, пирамидальная структура управления, активная внебогослужебная деятельность, приравнивающаяся по статусу к богослужебной, создание особых программ групповой работы, миссионерства, муз. «прославления» и т. п. В Н. Ж. присутствуют традиционные для мегацерквей «служения» женщин, мужчин, детей, молодежи, семейных пар; предлагается «служение отдыха» (restoration), совмещающее молитву и общение, организуются миссионерские и просветительские программы для студентов, а также группы для военнослужащих. В главном кампусе Н. Ж. базируется Всемирный молитвенный центр, к-рый регулярно совершает в странах мира молитвы о нуждах всех христиан. Члены орг-ции, как и др. евангелических церквей, активно занимаются социальной работой. В структуре Н. Ж. есть «дочерние» церкви, в проповедях и проведении мероприятий строго следующие инструкциям и методикам «центра». С Н. Ж. аффилированы еще 6 церквей в Колорадо-Спрингс, включая конгрегации (кампусы) для испаноязычных и китаеязычных адептов, и 6 церквей в др. городах США, самая известная из к-рых находится в г. Остин (шт. Техас). Число последователей в США - ок. 10 тыс. чел. Имеющиеся в России одноименные пятидесятнические и евангелические церкви не связаны с Н. Ж. структурно или идеологически. В русскоязычном пространстве эта орг-ция стала известна в основном из-за скандала с Тедом Хаггардом, приведшего к его увольнению. В интернет-пространстве есть русскоязычное представительство Всемирного молитвенного центра, точное количество участников, обращавшихся к нему, не установлено. Лит.: Edwards G. The Americanization of Christianity. [Sargent], 1994; The New International Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements. Grand Rapids (Mich.), 2003; Surratt G., Ligon G., Bird W. The Multi-Site Church Revolution. Grand Rapids, 2006; Wilson L., Moore J. The Wired Church 2.0. Nashville, 2008; White T., Yeats J. Franchising McChurch. Colorado Springs, 2009.

http://pravenc.ru/text/2577755.html

В Каракасе не менее 7% протестант. пасторов - женщины. В нек-рых пятидесятнических общинах женщины составляют большинство лидеров местных религ. конгрегаций, а в одной из маленьких пятидесятнических деноминаций все лидеры конгрегаций - женщины. Протестант. конгрегации в В., хотя и имеют европ. или североамер. корни, в наст. время не могут считаться иностранными, напр., хотя Ассамблеи Бога и имеют штаб-квартиру в США, тем не менее среди руководителей конгрегаций в В. нет ни одного иностранца, хотя в др. конгрегациях американцы работают в качестве советников. В то же время 94% католич. священников по происхождению были иностранцами (1984). В. была первой страной в Лат. Америке, где протестанты в 1976 г. создали свою политическую партию «Подлинное возрождение» (Organization Renovadora Autentica - ORA). В 1988 г. на президентских выборах они выдвинули своего кандидата Г. Марина, к-рый выступал под лозунгом «демократии, базирующейся на Библии». Тем не менее большинство протестантов поддерживают Христианско-демократическую партию, чья программа основана на католич. социальной доктрине, или партию «Демократическое действие». В В. работают: Евангелическая семинария Каракаса, Баптистская семинария, Объединенная евангелическая семинария. Законодательство в отношении религии Согласно Конституции Венесуэлы, гос-во гарантирует свободу вероисповедания. «Каждый имеет право исповедовать свою религию или религиозный культ и проповедовать свою веру в узком кругу или публично посредством обучения или другой практики, если только это не противоречит морали и обычаям и если при этом не нарушается общественный порядок. Гарантируется также свобода и автономия Церквей и религиозных конфессий, без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусмотрены настоящей Конституцией и законом» (ст. 59). Лит.: Григулевич И. Р. Церковь и олигархия в Лат. Америке, 1810-1959. М., 1981; Африканцы в странах Америки: Негритянский компонент в формировании наций зап. полушария. М., 1987; Diccionario de Historia de Venezuela. Caracas, 1988. Н. Е. Ларина Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150237.html

   001   002     003    004