Обращая еще раз внимание на необходимость различения чистого от нечистого, напомним, что потребность иудеев взирания с надеждой на образ змеи на перекладине исходило от Самого Господа. И если в Ветхом Завете евреи, взирая на пригвожденного змия, получали исцеление от укусов змей видимых (реальных пресмыкающихся), то в Новом Завете всякий верующий, взирая на новозаветный жертвенник, на котором Спаситель принес Себя в жертву за грехи людей, получает исцеление от змеев злобы поднебесной – падших ангелов, воюющих с нами в миру через одоление нашей немощной плоти. Ветхозаветное чудо со змеем Сам Христос Спаситель уподобляет Своему телесному вознесению на древо крестное: «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:14–15 ). Через Святой Крест совершено оправдание ( 1Петр. 2:24 ), спасение и примирение ( Кол. 1:19–20 ) человека с Богом. Посредством Святого Креста Спаситель избавил нас от власти диавольской ( Кол. 2:15 ), «убив вражду на нем» ( Еф. 2:16 ). Крест Христов – великая святыня еще и потому, что он обагрен пречистой кровию Богочеловека. Если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились в жертву животные, отнюдь не уничтожавшие грехи ( Евр. 10:1 ), и все к нему принадлежащее было святыней великою ( Исх. 30:28–29 ), так что все и вся прикасавшиеся к нему освящалось ( Исх. 30:29 ), то насколько выше должно нам почитать новозаветный жертвенник, коим является Крест Христов! Господь, смирив Себя и приняв образ раба, добровольно умер самою позорною смертью, которою казнились самые отъявленные преступники. Крест Христов для каждого христианина есть любовь, явленная Творцом к своему творению. Так и апостол Павел ничем не хотел хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ). Христиане первых веков были гонимы именно за крест Христов ( Гал. 6:14 ). И только «враги креста Христова» ( Фил. 3:18 ) не почитали его святынею. Апостол Павел о кресте писал: «Слово о кресте для погибающих – юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). Крест Христов является славою Спасителя нашего: «Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» ( Ин. 17:1 ), – молился Господь. «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» ( Лк. 24:26 ), – спросил Воскресший Своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

О крестном древе, как Христовом знамении, прославившем Христа и послужившим спасению рода человеческого, предсказано было еще в Ветхом же Завете: «Слава Ливана, говорит пророк Исаия, придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» ( Ис. 60:13 ). «И поднимет знамя язычникам, говорит пророк о Христе, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис. 11:12 ; См. Пс. 59:6 ). «Благословенно древо, говорит премудрый Соломон, через которое бывает правда» (Пр. Сол. 14:7). И действительно, св. Крест – благословенное древо, ибо через него совершена великая правда, совершено оправдание и спасение всего мира. Через св. Крест Христос оправдал нас перед Богом ( 1Петр. 2:24 ) и примирил нас с Ним ( Кол. 1:19–20 ); посредством св. креста Спаситель избавил нас от власти диавольской ( Кол. 2:4–15 ), «убив вражду на нем» ( Еф. 2:16 ). Но кроме этого крест Христов – великая святыня еще и потому, что на нем висело пречистое Тело Христа, он обагрен пречистой Кровью Его. Если место купины, где явился Бог Моисею, названо святым ( Исх. 3:1–5 ) и кивот с херувимами, где Бог открывал людям Свою волю, названы «Святыней великой» ( Исх. 30:28 ); если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились кровавые жертвы животных, не уничтожавшие грехи ( Евр. 10:11 ), «и все принадлежности его, и умывальник, и подножие его» были тоже «святыней великой» ( Исх. 30:28–29 ; Мф. 23:21 ), так что «все, прикасающееся к ним освящалось» (ст. 29), то несравненно более великая, нас освящающая святыня – крест Христа, как жертвенник, на котором заклан Спаситель мира, принесший Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих ( Евр. 9:28 ), дабы «мы в нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Крест Христов прославил Его ( Ин. 17:1,5 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ), ибо Он пострадал, не за Свои грехи, которых у Него вовсе не было ( 1Петр. 2:22 ), а по любви к нам ( 1Ин. 4:9–10 ). Поэтому св. Апостол ничем не хотел хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ); поэтому и христиане первых веков были «гонимы за крест Христов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

19). 14. Сравнительно более определенные указания на еретическое движение в век апостольский мы встречаем в некоторых посланиях ап. Павла, писанных из римских уз, именно, в послании к Колоссянам и в Пастырских посланиях. Ап. Павел, обращение которого к христианству было встречено весьма враждебно среди его прежних единомышленников ( Деян. 9:22–23 ) и деятельность которого на ниве Христовой сильно тормозилась иудео-христианами, весьма внимательно наблюдал за общинами своего апостольского круга, даже бывши в узах (ср. Деян. 24:23; 28:30–31 ). Около ап. Павла находились сотрудники – благовестники евангелия; они, по его указанию, то уходили к тем или другим христианским общинам, то возвращались к нему, принося ему известия о состоянии общин ( Фил. 1:1; 4:8 ; Кол. 4:7–17 ; 2Тим. 4:9–12; 29–27 и др.). И апостол, будучи благодаря этому хорошо осведомленным о состоянии церквей, не имея возможности лично посетить их, тем чаще писал к ним послания, регулируя их жизнь. Замечательно, за время пяти-шестилетнего пребывания его в узах им написано больше посланий (8), чем за всю предшествующую его деятельность на свободе, в течение более 20-лет (6 п.). 15. Находясь в римских узах, апостол между прочим получил от своего сотрудника Епафраса тревожные известия о состоянии Колос. церкви ( Кол. 1:7–8 ). Церковь Колосская хотя и не была основана лично ап. Павлом, но он причислял ее к церквам своего апостольского попечения, ибо насадителями христианства в Колоссах и в соседних городах – Лаодикии и Иерополе были сотрудники его – Епафрас и Филимон (ср. посл. Фил. 1 , и Кол. 1:7–8 ), по всей вероятности, обращенные ап. Павлом во время его трехлетнего пребывания в Ефесе ( Деян. 19 ). Тревожные известия относились к появлению в колосской церкви лжеучителей. По-видимому, опасность от них угрожала многим малоазийским церквам с Ефесом во главе, но преимущественным образом Колоссам. Вот почему ап. Павел, отправляя теперь послание к церквам Ефесского, так сказать, округа, которое должно было дойти и до Колосс ( Кол. 4:16 ),– написал, по всей вероятности, одновременно ( Еф. 6:19–22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Аристарх – македонянин из города Фессалоники ( Деян. 19:29; 20:4 ), обращенный иудей ( Кол. 4:11 ), спутник и сотрудник апостола Павла. Находясь с апостолом в Ефесе, он едва не погиб из-за народного возмущения, которое произвел некий серебряных дел мастер Димитрий ( Деян. 20:4 ). Был соучастником его страданий и уз ( Кол. 4:10 , Флм. 1:23 ). Память его 4 января, 13 апреля и в соборе семидесяти апостолов. Димас сначала был ревностным учеником и сотрудником святого апостола Павла . Первые упоминания о нем связаны с периодом первого римского заключения ( Кол. 4:14 ; Флм. 1:24 ). Впоследствии, по словам апостола Павла, он оставил его, «возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику» ( 2Тим. 4:10 ). Лука – апостол от семидесяти, писатель третьего Евангелия и книги Деяний апостольских. Не был евреем, а скорее всего, прозелитом из Антиохии. Один из ближайших сотрудников святого Павла и врач, который оставался при нем даже когда все покинули апостола ( Кол. 4:14 ; Фил. 1:24 ; 2Тим. 4:10 ). Память его празднуется Церковью 18 октября, 22 апреля, а также в соборе семидесяти апостолов. Заключает послание апостол своим обычным пожеланием ниспослания благодати Господа Иисуса Христа (ср. Рим. 16:20 ; Гал. 6:18 ; Флп. 4:23 ; 1Фес. 5:28 ). При этом форма множественного числа, употребленная здесь, необязательно означает то, что послание адресовано не одному человеку и может иметь значение единственного числа 344 . 2.5. Выводы по второй главе Таким образом, можно видеть, что каждый стих послания, незначительные, на первый взгляд детали и выражения, с начала и до самого конца, служат его главной цели. Вступление подготавливает адресата к изложению просьбы, озвученной ниже. Затем следует цепочка аргументов разного характера, призванная убедить Филимона не только простить виноватого раба, но и принять его в новом статусе брата во Христе, не вспоминая его предшествующие провинности. Заключительная часть также содержит скрытые стимулы к побуждению об исполнении просьбы. Сочетание искренности слов и намерений, глубоко продуманной тактичной риторики и отеческой любви апостола к своим духовным детям делает это послание образцом для решения трудностей среди христиан и в наше время. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

В Богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа заключается и содержится богочеловеческое дело ради спасения и обожения мира и человека, а это – Церковь , и поэтому она неотделима от Него и объясняется только Им и в Нём. Эта истина ясно видится в ранее приведённом гимне апостола Павла о «великой благочестия тайне» как тайне Бога во плоти и реальности Его дела ( 1Тим. 3:15–16 ). 39 Отсюда, по тому же апостолу, невозможно отделить тайну Христа от тайны Домостроительства спасения, которая явлена как Церковь . Ибо тайна Христова – тайна Бога и Отца и Христа, или (подругам рукописям), 40 тайна Божия, которая есть Христос, но, как дополняет апостол Павел, Христос в вас, то есть Христос соединён с Церковью ( Кол. 2:2, 1:26–28 , Еф. 5:32 ). 41 Божественный апостол буквально погружён в эту тайну во Христе, которая представляет собой его главную мысль, единственную реальность, в которой он живёт, движется и существует (ср. Гал. 2:20 ; Фил. 1:21 ). Поэтому христоцентричность – фундаментальный принцип Павла, сущностная основа Евангелия великого Апостола народов. Его Евангелие справедливо можно назвать христологией, в которую уже включены и сотериология и экклесиология. Это основной вывод, который можно спонтанно сделать из всех посланий апостола Павла, и имея это в виду, мы можем во всей полноте понять его экклесиологию, ибо, если великая благочестия тайна – откровение и проявление Тайны Христовой, тогда одновременно и Церковь – великая благочестия тайна. 42 Ибо предвечная тайна Божия поистине открывается через Церковь и в Церкви, или точнее: как Церковь ( Еф. 4:10 ). 43 Своим воплощением Господь Иисус Христос, по святому Иоанну Златоусту , «взял на Себя Тело Церкви», 44 и Церковь «сделал Своим Телом» ( Еф. 1:23,30 ; Кол. 1:18, 2:19 ). 45 В Ипостаси (Личности) Христовой соединился весь Бог с всецелой человеческой природой, за исключением греха – ибо грех не относится к человеческой природе, в этой Богочеловеческой тайне (реальности) «неслиянного и нераздельного» единства (согласно христологическому исповеданию Церкви на Халкидонском соборе) заключена и тайна Церкви. Человеческая природа, перерождённая и вознесённая во Христе, взята – воипостазирована – в Божественную Ипостась Его, и так Христос становится Новым Адамом , Родоначальником Нового человечества, Первенцем Новой твари, которая суть Церковь ( 1Кор. 15:20–23, 45–49 ; 2Кор. 5:17 ; Кол. 1:18 ). 46

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

– На браке… Ишь, куда хватил! скороговоркой вставил свое замечание Архипыч. Там, чай, Дева Мария живая была. А теперича она нешто живая?… Это же самое на разные лады стали повторять и другие баптисты. В избе поднялся шум. В беседу вмешались православные начетчики. Один из них, словно по книге, начал докладывать, что у Бога мертвых по душе нет: «у Него все живы» ( Лк.20:38 ); жива, стало быть и Заступница наша – Св. Дева Мария… Возражение вполне дельное… К нему я добавил, что святые, по смерти своих тел, духом соцарствуют со Христом уже и ныне, о чем учит нас Откровение Иоанна Богослова (4:4; 6:11; 7:13–17). Из того же Откровения видим, что умершие по плоти знают о происходящем на земле (6:9–11). Следовательно, они могут слышать и наши молитвы, как услышал прав. Авраам молитву богача из ада ( Лк.16:23–25 )… – Т из ада, а не с земли! вывернулся было Архипыч. – Что ж… По твоему, мы дальше от неба, чем живущие в аде?… Это ново. Писание, наоборот, убеждает нас, что между раем и адом – пропасть великая ( Лк.16:26 ); тогда как Церковь земная соединена с небесной или райской в одно тело Христово ( Кол.1:18–20 ; Еф.1:22–23 ; ср. Евр.12:22–24 ). Стыдно не знать этого и, не зная, возражать, на посрамление себя и своей секты!… Мои слова очень понравились православным. Они одобрительно повторяли их, стараясь запомнить даже отдельные фразы. Когда же волнение в избе несколько стихло, я перешел к разбору последнего возражения Архипыча. Я сказал: – Братья! давеча нас упрекнули в том, что вот в этом Листке ни разу не упомянуто имя Христово. Это справедливо. Зато уже в заглавии его – вы помните? – мы встречали имя Божие; а это одно и то же. Ибо, по слову Писания, что принадлежит Отцу, то принадлежит и Сыну; и насколько Бог Отец есть Бог, настолько же и Сын Его есть истинный Бог ( Ин.5:17, 19, 21, 26; 10:28–30; 10:36–38; 14:10 ; Деян.10:38 ; Фил.2:6 и др.). Поэтому если в Листке с самого начала сказано, что святые благодатную силу свою получают от Бога, то ясно, что они получают ее и от Иисуса Христа: зачем же тогда в дальнейшем перечне угодников Христовых постоянно упоминать об Имени Иисусове? Это Имя и так предполагается, как краеугольный камень и основание ( Пс.117:22 ; 1Пет.2:4,6–8 ; Ис.28:16 ), – как виноградная лоза, по отношению к которой святые являются лишь ветвями ( Ин.15:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беседа 1 Кол.1:1–3 . Павел, волей Божь ей Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, находящимся в Колоссах святым и верным братьям во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Время написания и содержание послания. – Различные роды дружбы. – Противопоставление трапезы для богатых с трапезой для бедных. – Описание роскошного пира. – Зло пресыщения. 1. Все послания Павла святы; но те, которые он писал, находясь в узах, – каковы к ефесянам, к Филимону, к Тимофею, к филиппийцам, и каково это настоящее, – заключат в себе что-то более; а и это он послал, находясь в узах, как сам говорит: «Дабы я открыл ее, как должно мне возвещать» ( Кол. 4:4 ). Но это послание, кажется, позднее послания к римлянам; последнее писал он, еще не видавши римлян, а это, когда уже видел их и приближался к концу проповеднического служения, что очевидно из следующего: в послании к Филимону он говорит: «Не иной кто, как я, Павел старец» ( Флм.1:9 ), и просит об Онисиме; а в этом посылает самого Онисима, как говорит: «С Онисимом, верным и возлюбленным братом» ( Кол. 4:9 ), называя его верным, возлюбленным и братом. Потому в этом послании выражается уверенно: «От надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной» ( Кол. 1:23 ), так как проповедь уже имела время. Послание же к Тимофею, думаю, написано позднее этого, – оно написано пред самой кончиной, так как в нем говорит: «Ибо я уже становлюсь жертвой» ( 2Тим. 4:6 ). Но все же оно старше послания к филиппийцам, так как в нем является он при начале уз в Риме. Почему же я говорю, что эти послания заключают в себе нечто более? Потому, что он писал их, находясь в узах. Как писал бы мужественный воин с поля битвы, на котором он поставил трофеи, – так делает и он. Он сам знал, что это – дело великое. Так, пиша к Филимону, он говорит: «Которого родил я в узах моих» ( Флм.1:10 ). И это сказал, чтобы мы не только не унывали в бедствиях, но и радовались. При этом был с ними Филимон, потому что и там говорит: «И Архиппу, сподвижнику нашему» ( Флм.1:2 ), и тут: «Скажите Архиппу» ( Кол. 4:17 ). Мне кажется, что ему поручено было какое-либо церковное Дело. Павел не видел ни их, ни римлян, ни евреев, когда писал к ним. О последних упоминает он во многих местах, а о тех – послушай, что говорит: «Ради всех, кто не видел лица моего в плоти» ( Кол. 2:1 ), и опять: «Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами» ( Кол. 2:5 ). Он знал, что его присутствие везде весьма важно, а потому, и не находясь у них, он всегда представлял себя как бы находящимся: так, смотри, когда он наказывает блудника, он представляет себя на судилище: «А я, – говорит, – отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас» ( 1Кор. 5:3 ); и опять: «Приду к вам, и испытаю не слова возгордившихся, а силу» ( 1Кор. 4:19 ); и опять: «Не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего» ( Фил. 2:12 ). «Павел, волей Божь ей Апостол Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И Тимофей брат.   Как бы не довольным себя почитая к упрошению, он присоединяет в сопросители и Тимофея, чтобы Филимон склонился на просьбу многих. Филимону возлюбленному и споспешнику нашему.   Если он возлюбленный, то окажет милость. Если он сотрудник, то не задержит своего раба, а опять пошлет на служение проповеди, которой и сам он служит. Ибо и раб исполнит такое дело господина, если опять будет возвращен. Фил.1:2. И Апфии сестре возлюбленней, и Архиппу совоинственнику нашему.   Может быть, Апфия была супругой (Филимона), а Архипп — другом. Если он совоинственник, то будет принимать участие и в этом. Это был тот самый (Архипп), о котором в послании к Колоссянам пишет: «рцыте Архиппу, блюди служение, еже приял еси» (Кол. 4:17). И домашней твоей церкви.   Церковию вазывает апостол всех верующих в доме (Филимона), включая сюда и рабов. Обрати внимание на смиренномудрие, — он увещевает и их, чтобы они содействовали ему в просьбе. Фил.1:3. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.   Каким образом благодать Божия будет с нами? Если и мы будем прощать своим должникам. А каким образом будет мир? Если и ты помиришься с рабом. Фил.1:4. Благодарю Бога моего, всегда память о тебе творя в молитвах моих.   Всякий раз, говорит, как я вспоминаю о тебе, — а вспоминаю я всегда, когда молюсь, — столько раз я благодарю Бога за твою добродетель. Какая это добродетель, — объясняет дальше. Фил.1:5. Слышав любов твою и веру, юже имаши ко Господу Иисусу и ко всем святым.   Здесь хвалит его за доброту. Из Фригии не было бы слышно в Риме о любви и вере его, если бы она не была велика. Так как ты любишь всех святых, т. е. верных, то должен полюбить и Онисима, ибо и он есть уже верный, — чтобы чрез то явить себя любящим и Господа. Видишь ли, какия понудительныя он собирает в уме его помышления к удовлетворению прошения? Фил.1:6. Яко да общение твоея веры действенно будет в разуме всякаго блага, еже в вас.   Благодарю, говорит апостол, Бога за любовь твою, моляся и о том, чтобы вера твоя, которая у тебя общая с нами, была действенна, — деятельная и живая в познании тобою всякаго добраго дела, т. е. чтобы тебе любить его и в дело производить. Ибо вера тогда жива бывает, когда мы прилежим всякому делу благому, как и мертва, когда бывает без добрых дел. Прибавил: «еже в вас», чтобы показать, что и теперь Филимон имеет уже всякое благое в себе дело, как бы так говоря: (в познании) всякаго дела благого и теперь в вас, т. е. в тебе уже сущаго. Сказав: «общение веры», св. Павел соединяет Филимона с собою и едино творит. Общая вера есть и единотворна, так что ты должен и едино со мною мудрствовать. Или общением веры он называет милостыню, бывающую от великой веры. Итак, апостол говорит: память о тебе творю, моляся, да общительное и благоподатливое расположение твое никогда не прекращалось, но более и более да изливаешь ты на нуждающихся всякое благо, «еже в вас», то есть, которое есть у тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2961...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010