Индивидуальное, следовательно, воплощение нравственного образа Иисуса Христа в человеке должно определять собой самого человека, «рожденного свыше» в Царствии Божием, или в Церкви Христовой: здесь ум человека будет умом Христовым ( 1Кор.6:17 ), и дух человека будет духом Христовым ( Рим.8:9 ), Христос будет в сердце человека ( Еф.3:17 ), и в воле своей человек будет являться с правдой Божьей ( Фил.3:9 ), так что все существо человека будет освящено в истину Христову ( Ин.17:19 ), живот же человека будет сокровен со Христом в Боге ( Кол.3:3 ); и человек уже не сам живет, но живет в нем Христос. «А что ныне живу во плоти, – говорит о себе Апостол Павел, – то живу верою в Сына Божия» ( Гал.2:20 ). Царство Божие поэтому на земле должно быть таким царством, в котором не имя только Иисуса Христа имеет быть написано на знамени нового устроения и зиждительства добра в людях; но исторический нравственный образ Спасителя имеет быть осуществляем, опознаваем и зрим в духовно-нравственных образах Его последователей. Воззвание к имени Христа в Царстве Божием должно свидетельствоваться воскресением жизни в добре Его исповедников: жизнь человеческая, во всех сложных ее проявлениях, во всех ее институтах и учреждениях, в Царстве Божием должна сама за себя, т.е. за человека говорить: здесь Христос, здесь «изображается» в людях Христос ( Гал.4:19 ). Чем же явило и являет себя Царство Божие, или Церковь Христова, во всемирной истории человеческого рода? В каких началах воспитываются граждане этого царства? В состоянии ли они воплотить в себе тот высочайший идеал нравственного образа, который Иисус Христос явил в Себе и оставил Его Своим последователем в пример и подражание? По силам ли вообще человеческим «изобразить в себе Христа», к чему, однако, призывает человека Христос и все Св. Писание? 2 Но может ли тайна Троичности Лиц хотя отчасти, «яко же зерцалом в гадании» ( 1Кор.13:12 ), быть приближена хотя к одному намеку понимания нашей мысли? Если возможно, думается, приникнуть мыслию даже только к покрову сей тайны и таинственно облобызать оный умом, то и это одно может служить для одних отрадою веры, для других отрадою любомудрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

После второго пришествия Христова, после суда и воздаяния, наступит вечное славное царствование Господа нашего Иисуса Христа с избранными Его. Об этом царствии говорится в седьмом члене символа веры : Его же царствию не будет конца. Царствие Христово есть, во-первых, весь мир, во-вторых, все верующие на земле, в-третьих, все блаженные на небеси. Первое называют царством природы. Оно не будет вечно. Со всем видимым нами миром последует коренное изменение во второе пришествие Христово. Второе называют царством благодати. Людям, живущим на земле и принадлежащим к Церкви Христовой, подается в таинствах благодать, т.е. сила Божия, доставляющая человеку освящение и спасение. Это царство так же, как и первое, не вечно. Каждый человек на земле не вечен; не вечен и весь род человеческий. Во второе пришествие Христово, когда последует воскресение мертвых, все оставшиеся до этого времени живыми мгновенно изменятся: тела их сделаются духовными и бессмертными. Существование Церкви Христовой на земле, таким образом, прекратится; прекратится и совершение таинств. Третье царство, к которому принадлежат все блаженные, прославленные на небеси, называется царством славы. Это царство не будет иметь конца. О вечности его так говорил Архангел Гавриил Пресвятой Деве Марии, благовествуя ей о рождении Спасителя: Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст ему Господь Бог престол Давида отца его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию его не будет конца ( Лк.1:32–33 ). Итак, братие, будем помнить, что все мы странники и пришельцы на земле, а отечество наше на небеси, в вечности. Наше бо житие на небесех есть, говорит Апостол, от онудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа ( Фил.3:20 ). Посему, братие, будем пользоваться своею земною жизнью, как путем к отечеству небесному, и не будем прилепляться сердцем своим к земному. Не любите мира, ни яже в мире, убеждает нас апостол Иоанн Богослов ( 1Ин.2:15 ), но вышних ищите, идеже есть Христос, одесную Бога седя, учит другой Апостол ( Кол.3:1 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

3. Перед лицом такого положения, которое привело к деградации представления о человеческой личности, долг Православной Церкви заключается сегодня в том, чтобы посредством проповеди, богословия, богослужения и пастырской деятельности явить истину свободы во Христе. « Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого… ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?» (1 Кор. 10:23-24, 29) . Свобода без ответственности и любви ведет в конце концов к утрате свободы.   В. О мире и справедливости 1. Православная Церковь испокон веков признает и провозглашает, что мир и справедливость занимают центральное место в жизни народов. Уже само откровение Христово характеризуется как « благовестие мира » (Еф. 6:15), ибо Христос, « умиротворив…Кровию креста » (Кол. 1:20) все, « благовествовал мир… дальним и ближним » (Еф. 2:17). Он стал « миром нашим » (Еф. 2:14). Этот мир, « который превыше всякого ума » (Фил. 4:7), как сказал Сам Господь перед Распятием Своим ученикам, шире и существеннее того мира, который обещает мир: « Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам » (Ин. 14:27). Ибо мир Христов является зрелым плодом соединения всего во Христе: явления достоинства и величия человеческой личности как образа Божия, проявления органического единства в Нем человеческого рода и мира, всеобщности принципов мира, свободы и социальной справедливости и, наконец, принесения плодов христианской любви среди людей и народов мира. Подлинный мир – это плод торжества на Земле всех этих христианских принципов. Это мир свыше, о котором всегда молится Православная Церковь в своих ежедневных молитвах, испрашивая его у Бога всемогущего и внемлющего молитвам с верою к Нему приходящих. 2. Из вышеупомянутого становится ясно, почему Церковь, « как Тело Христово » (1 Кор. 12:27), всегда молится о мире всего мира, который, по словам Климента Александрийского, есть синоним справедливости ( Строматы 4, 25. PG 8, 1369-72). А святитель Василий Великий присовокупляет: « Не могу убедить себя, что без взаимной любви и без мира со всеми, насколько это в моих силах, могу называться достойным рабом Иисуса Христа » ( Письмо 203, 2. PG 32, 737). Как пишет тот же самый святой отец, это само собой разумеется для христианина: « Ничто так не свойственно для христианина, как творить мир » ( Письмо 114. PG 32, 528). Мир Христов — это таинственная сила, которая проистекает из примирения человека с его Небесным Отцом, « по промыслу Иисуса, все совершающего во всем и творящего мир, неизреченный и от века предопределенный, и примиряющего нас с Собою, а в Себе с Отцом » (Дионисий Ареопагит. О божественных именах 11, 2, 4. PG 3, 953).

http://pravmir.ru/opublikovan-proekt-dok...

Будем в мире и друг с другом: «приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам» (Кол.3:13); и проявляя милосердие друг ко другу, вытекающее из взаимной любви, как и Христос, только по любви к нам, помиловал нас и ради нас сошел до нас; потому что таким образом, Его помощью и благодатью вызванные от греховного падения и поднявшись высоко путем добродетелей, «будем иметь жительство на небесах» (Фил.3:20), на основании чего мы с надеждой ожидаем освобождения от тления (Рим.8:21) и наслаждения небесными и вечными благами, как чада Небесного Отца, что да будет всем нам получить в будущем во славе Пришествия и явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава во веки. Аминь.    В издании 1861 г. числится за стр.224—234.    Ориг.: «тис эн тоито динамэос».    «восприятие» т.е. человеческое существо, которое воспринял Богочеловек.     «Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой, елеем радости более соучастников Твоих»:    Т.е. Псалмопевец Давид.    Т.е. людей.    Т.е. к гордому желанию сравниться с Богом.    Хотя слово относится к людям, но в оригинале написано с заглавной буквой.    Ориг.: «стаскивает вниз».    В ориг. множест. число.    Ориг.: «единочестен», т.е. неизменен в Своем достоинстве.    См. предыдущее примечание. Т.е. Бог делает, чтобы естество наше пребывало верным своей первоначальной чести, ущербленной вследствие грехопадения.    «Божественное истощание» — богословский термин, см. выше в 1-й Беседе на Введение во храм Божией Матери, примечание к отд. 4.    Ориг.: «тин антропинин эсхатиан», крайность.    Ориг.: «уплотняющий».    Вероятно имеется в виду, что Богочеловек восприял смертное тело, подверженное немощам вследствие грехопадения людей.    Имеется в виду Римский Император Август, по велению которого была перепись населения Империи. Лк.2:1.    Относительно даров Волхвов родившемуся Спасителю существует ряд толкований, среди которых особое место занимает толкование св. Григория Паламы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

6. Если же мы поистине пришли ко Христу и к Его Крови примирения (Кол. 1, 20), то потом мы непременно должны чрез Христа, Который есть истинный и живой Путь, быть приведены к Отцу и к внутреннему единению с нашим благим Богом (Ин. 14, 6). И именно это чаще всего остаётся совсем непонятым, и человек стоит при пути, вместо того, чтобы идти по нему.  7. Христос – не только распятый и умерший. Он есть и воскресший и восшедший на небеса, дабы освятить нас дарованием Своего Духа жизни и святыни (Рим. 8, 2; 1, 4) и посадить с Собою на небесах (Еф. 2, 6), – то есть дать нам отныне небесный образ мыслей и чувств. 8. Посему верующие должны не только останавливаться на истории, образных представлениях и умилительных чувствах при созерцании смерти и воскресения Христовых, какими бы благими, действенными и сладостными в своё время и на своём месте эти представления и чувства ни были; но главным образом стремиться к опытному познанию силы смерти и воскресения Христа и к участию в страданиях Его (Фил. 3, 10). 9. Если бы Христос не примирил нас с Богом чрез Свою Кровь и крестную смерть, то мы никогда не смогли бы освятиться, соединиться с Богом и спастись. Слабый, падший, повреждённый в самих своих основах человек не воспринял бы со стороны божественного величия и чистоты (кои сами в себе в высочайшей степени достолюбезны и святы) ничего, кроме страха, отторжения и ада, если бы силой нашего великого Посредника, Богочеловека Эммануила, действие Божие на грешника не было бы изменено, соделавшись умеренным, переносимым, а затем желаемым и любезным. 10. Чрез единение Бога с человечеством во Христе положено основание для нашего воссоединения с Богом, и чрез Христову Кровь и заслугу все бедные кающиеся грешники, равно как и уже освящённые чада Божии, имеют в жизни и в смерти открытый им новый и живой путь, вводящий их во святилище богообщения (Евр. 10, 19-20). Но нужно именно входить в сие святилище, а не только смотреть на уготованный нам путь и хвалиться им (Евр. 10, 22). 11. Три части Иерусалимского храма были, среди прочего, прообразом различных состояний тех, кто служит Господу, равно как и того, как можно познать и вкусить Бога и всё божественное и как надлежит служить Ему.

http://bogoslov.ru/article/5340652

Учение святителя Феофана о внутрь-пребывании является одним из ключевых для понимания его аскетической системы в целом. В относительно систематизированном виде оно изложено в двух его книгах: «Письма о духовной жизни» и «Путь ко спасению». «Письма о духовной жизни» представляют собой сборник комментариев на письма о внутренней жизни графа М.М. Сперанского, которые были опубликованы в журнале «Русский архив» за 1870 г. «Путь ко спасению» содержит специальный раздел под названием «внутрь-пребывание». Сопоставим термины «einkehr» и «внутрь-пребывание», чтобы понять, тождественный ли смысл вкладывали в них их авторы. Сопоставление будет осуществляться на основании нескольких параметров. В первую очередь нас будет интересовать концептуальное поле этих терминов, то есть то, какие синонимы используют свт. Феофан и Терстеген для их описания. Во-вторых, необходимо изучить круг библейских текстов, на которые ссылались оба автора, раскрывая смысл этих понятий. В-третьих, будет проанализирована смысловая составляющая терминов einkehr и внутрь-пребывание. Внутренней жизни посвящена вся книга Г. Терстегена «Путь истины». Специальному рассмотрению того, что есть внутри-пребывание (einkehr), посвящены два приложения к трактату «О различном понимании того, что есть благочестие». Приложения имеют названия «Об истинной мистике» и «Краткое изъяснение того, что есть мистика». В них термин einkehr сближается по значению с такими понятиями, как мистика и молитва [см., напр.: 3, с. 287, 297]. Также в качестве синонима к einkehr Терстеген использует выражение «verborgenen leben» s. 330] («внутренняя жизнь») с. 287, 288, 289 и др.]. Также состояние внутрьпребывания Терстеген называет «сердечной жизнью», «богословием сердца». Фактически очерченный круг терминов употребляется Терстегеном как синонимы. Именно во внутрьпребывании состоит существо христианской жизни с. 334]. Это есть «древнейшее истинное богослужение, христианское жительство в его простоте и подлинном виде» с. 287]. Библейским основанием внутренней жизни, по мысли Терстегена, являются следующие места Священного Писания : сокровенная жизнь со Христом в Боге ( Кол.3:3 ) с. 285], хождение пред Богом ( Быт.17:1 ) с. 294], служение Богу в духе и истине ( Ин.4:24 ), жительство на небесах ( Фил. 3:20 ) с. 287], а также многие другие фрагменты Библии 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Его же подобает небеси убо прияти даже до лет устроения всех, яже глагола Бог усты всех святых своих Пророк от века (Деян.3:21). Подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима (1 Кор.15:25).    И нас с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе; зане тем имамы приведение в Дусе ко Отцу (Ефес.2:6, 18).    Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя, горняя мудрствуйте, а не земная: умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе. Егда же Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе (Кол.3:1—4). Наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, иже преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу славы Его, по действу еже возмогати Ему и покорити себе всяческая (Фил. 3:20—21).    Такова Емамы Первосвященника, иже седе одесную Престола величествия на небесех, святым служитель, и скинии истинней, юже водрузи Господь, а не человек (Евр.8:1—2). Архиерей грядущих благ, большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, сиречь, не сея твари, ни кровию козлею, ниже тельчею, но Своею кровию, вниде единою во святая, вечное искупление обретый (9, 11—12). Не в рукотворенная бо святая вниде, противообразная истинных, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас (9, 24). Едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога, прочее ожидая, дондеже положатся враги Его подножие ног Его (10, 12—13). Имуще убо дерзновение, братие, входити во святая кровию Иисус Христовою, путем новым и живым, его же обновил есть нам завесою, сиречь, плотию своею, и Иерея велика над домом Божиим: да приступаем с истинным сердцем во извещение веры, окроплени сердцы от совести лукавыя, и измовени телесы водою чистою, да держим исповедание упования неуклонное: верен бо есть обещавый (Евр.10:19—23). (Воскр. Чт. Ч. VII, стр. 55). Наставления Иисуса Христа ученикам пред Его Вознесением на небо     Св. Иоанна Златоустого    Господь наш, по воскресении из мертвых, многократно являясь ученикам Своим, с любовью обращался с ними, позволял осязать Себя и был с ними в продолжение сорока дней.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Скиния по своему устройству заключает следующие прообразовательные черты: в Ветхом Завете она знаменовала славное присутствие Иеговы среди народа и имела место в средине стана; об Иисусе Христе говорит Евангелист: Слово плоть бысть и вселися в ны (σκνωσενν ν μν), Ин. 1:14 ), и Апостол говорит: в Том (И. Хр.) живет всяко исполнение Божества телесне ( Кол. 2:9 ) σωματικς, тогда как в Скинии присутствовал Господь ν σκι (ст. 17). Господь вселился между нами истинно с плотию Своею, обитает и будет обитать среди Своей Церкви до скончания века (Мф. 28:20). Облак Иеговы над Скиниею служил путеводителем для народа еврейского по пустыне и вел его в землю обетованную: Иисус Христос есть истинный путь для шествующих к небесному царствию , и истинный свет, руководствующий их на мрачной стезе мира, радующий их в бесплодной пустыне жизни ( Ин. 8:12–14:6 ) 323 : егда овцы Своя ижденет, пред ними ходит: и овцы по Нем идут, яко ведят глас Его. ( Ин. 10:4 ) Скиния находилась под открытым небом и переносима была с места на место: Господь Иисус Христос не имел, где главы подклонити ( Мф. 8:20 ); Он ходил из града во град, из одной веси в другую; но при всем этом уннчижении небесная слава всюду следовала за Ним и возвещала о Нем народу. Он исполнен был славою Божественною, но являлся уничиженным по природе человеческой ( Ин. 1:14 , 2Петр. 1:17 , Евр. 1:3 , Ис. 5:3, 2 , Фил. 2:7 , Рим. 8:3 ): так как и Скиния отвне не казалась богатою и покрыта была кожами, а внутри блистала златыми украшениями. Скиния могла быть разбираема и потом опять составлялась и устроялась: Иисус Христос сказал о Церкви тела Своего: Разорите Церковь сию, и треми деньми воздвигну ю ( Ин. 2:19 , Мк. 14:58 ). Область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю. ( Ин. 10:18 ) Что касается до веществ, которые входили в состав Скинии, – то и в них можно видеть таинственное знаменование лица Иисус-Христова. Дерево Шиттим, негниющее по своему свойству, указывало на природу тела Иисус-Хрнстова, которое непричастно было истлению ( Деян. 2:24 ) 324 . Злато означало Его Божественную природу, Его славу, во веки веков пребывающую 325 . Покровы кожаные, предохранявшие Скинию от действия стихий, таинственно изображают влияние смерти Спасителя на сохранение Церкви Его от нападения врагов невидимых 326 . Виссон означает чистоту и святость Господа, Его непричастность греху; гиацинт, цвет неба, знаменовал благодать Иисуса Христа, низведшего небо на землю, и возвестившего глаголы неба человекам 327 . Пурпур указывал на царское достоинство Иисуса Христа, Царя царствующих и Господа господствующих 328 . Червленый цвет изображал кровь, пролиянную Спасителем на кресте ( Апок. 19:13 ) 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

До своего обращения Павел-Савл был рьяным иудаистом, неумеренным ревнителем отеческих преданий, по его собственному позднейшему признанию, жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, дышал убийствами и угрозами на учеников Господа ( Гал.1:13–14 ; Деян.8:3, 9:1 и др.). Можно думать, что его смущал и возбуждал тогда «соблазн Креста» тот самый «соблазн», в котором он впоследствии видел и указывал главное препятствие для обращения иудеев и эллинов ( 1Кор.1:18, 23 ; срв. Гал.5:11 ). Перед Распятием возмущалось его фарисейское сердце тогда, как перед знаком проклятия и позора. Перед распятием благоговела его душа впоследствии, когда он писал в Коринфе: Я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого ( 1Кор.2:2 ). Перед его духовным взором всегда был предначертан Иисус Христос , распятый (срв. Гал.3:1 ) и восставший из мертвых. Постоянно в своих посланиях апостол говорит о Кресте и Крестной смерти, о Крови Креста Его, излитой во искупление грехов и в жертву умилостивления ( Кол.1:20 ; Рим.3:25 ), о страданиях Христа, которого убили иудеи, о Его погребении ( Гал.3:13 ; Рим.8:17 ; Фил.3:10 ; 2Кор.13:4 ; 1Сол.2:15 ; 1Кор.15:4 ). И для него – это воспоминание и напоминание о недавних и действительных событиях. С такой же настойчивостью говорит он и о воскресении. Иисуса и воскресение благовествовал он в Афинах ( Деян.17:18 ). На вере в воскресение Христа, восставшего для оправдания нашего ( Рим.4:25 ), основывается вся проповедь ап. Павла... Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Но Христос воскрес из мертвых, как первенец из умерших ( 1Кор.15:14, 20 ). Вера в действительное воскресение Христа, распятого, была живым средоточием всей первохристианской жизни. И снова полный и совершенный религиозно-исторический реализм превышает, перерастает грани обыденного опыта. Воскресший Христос сидит одесную Отца и ходатайствует о нас. Но и в своем прославлении Он остается и не перестает быть человеком, подобным нам, как не был он только человеком, и не переставал быть Богом и Сыном Божьим во дни плоти своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Достигнув «очищения и освящения сердца причастием совершенного и Божия Духа» (св. Ефрем Сир. Твор. его, М. 1859 г., ч. 3, стр. 514), они узрят Бога – и «в собственной лепоте своей» (св. Афанасий Александр. Творен. св. отцов, М. 1854 г., т. 22, стр. 478), как свободные от всякого страстного влечения, и в божественном откровении, потому что, по выражению блаж. Феофилакта, «как зеркало тогда отражает образы, когда чисто, так может созерцать Бога и разуметь Писание только чистая душа» (Благовестн. ч. I, стр. 94). Но, подобно другим блаженствам, начинающимся на земле и завершающимся на небе, лицезрение Бога, усвояемое чистым, за пределами земного мира будет еще полнее и яснее в непосредственном созерцании лицом к лицу ( 1Кор.13:12 ; Фил.3:12 ). 7) «Блажени миротворцы, якотии сынове Божии нарекутся» . Последователи Христовы, пребывающие, по выражению св. Исидора Пелусиота , «в мире с самими собою и не воздвигающие мятежа, но прекращающие внутреннюю брань тем, что тело покоряют духу» («Твор. св. отц.», M. 1860 г., т. 36, стр. 86), водворяют мир и в других, живущих в раздоре и с самими собою, и друг с другом. Поступая со всеми дружелюбно и не подавая причины к несогласию, они примиряют враждующих, утишают распри и раздоры. И хотя все верующие, по благодати искупления, называются чадами Божиими ( Ин.1:12 ; Рим.8:16 : Гал. 4:5–6 ), но это наименование и соответственная ему степень блаженства особенно принадлежит миротворцам, уподобляющимся Сыну Божию, Который пришел на землю «примирить с Собою все, умиротворив чрез него, Кровью Креста Его, и земное и небесное» ( Кол.1:20 ). (Св. Иоан. Злат. Беседы на Еванг. Мф., ч. 1, стр. 277; св. Исидор Пелусиот . Твор. св. отц., т. 36, стр. 87. Бл. Феофил. Благов., ч. 1, стр. 95). 8) «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное» . В этих словах Господь открыл будущую судьбу Своих последователей. Он возвестил им не славу и богатство, не приобретение и удовольствие, но – вопреки мечтательным ожиданиям иудеев славного царства Мессии – бедность, бесславие, преследование, изгнание. Они будут гонимы за правду, т. е., по объяснению св. отца, за добродетель и благочестие (св. Иоанн Злат. Беседы на Еванг. от Мф., ч. 1, стр. 277), а посему им заповеданы постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение среди соблазнов и опасностей, угрожающих вере. За потерю земных выгод и покоя они будут вознаграждены в Небесном Царстве наследием нетленным, нескверным, неувядаемым ( 1Петр. 1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010