б) Он учил своих, что надобно отказываться от всякого желания покоя земного, если хотят быть в покое Христовом ( Мар. 9, 47 . Лук. 18, 29 ), и предсказывал Себе и им жестокие бедствия (Мат. 16, 22. 10, 16–18. Лук. 9, 18 ). в) Строго обличил земные честолюбивые замыслы в сынах Зеведеевых ( Мар. 10, 35 ) и в Петре (Мат. 16, 23), и на вопрос: кто больше в царствии, указал на дитя (Мат. 18, 1). г) Ясно говорил, что не пришел Он, чтобы служили Ему, а чтобы служить другим (Мат. 20, 28), старался скрывать славные дела свои – свои чудеса от внимания людей (Мат. 9, 30. 8, 4. Иоан. 5, 14. 9, 12 .) и когда народ хотел провозгласить Его земным царём, Он скрылся. Хотя апостолы до воскресения Христова и даже до самого торжественного сошествия на них Духа Святого ожидали, вместе с иудеями, видимого царства Мессии – царства политического: до сие ожидание и само по себе должно было ослабеть по вознесении Христовом, а тогда, как просвещены они были Духом святым, увидели и говорили, что царство Христово есть собственно царство духовное. Они учили, что царство Христово есть правда, мир и радость, производимые Духом святым ( Рим. 14, 17 ), царство противоположное тёмному царству духа злобы – диавола ( Кол. 1, 13 ), царство, которое обнимает собою и небо и землю (Еф . 1, 10), и есть непоколебимо ( Евр. 12, 28 ). Апостолы самыми делами и жизнию свидетельствовали о духе царства Христова. Св. Павел от лица апостолов писал: мню бо, яко Бог ны посланники последния яви, яко насмертники: зане позор быхом миру и ангелом и человеком. Мы буи Христа ради, немощны, безчестны и пр. ( 1Кор. 4, 9 – 13 ). § 214. Земное временное Царствование Христово Христос Иисус при самом вступлении в должность Мессии и Его предтеча проповедовал: исполнися время, приближися царствие Божие ( Мар. 1, 15 . Мат. 3, 1. 4, 17. Лук. 10, 9. 11 ). Эти слова, как очевидно, заключают тот смысл, что одно время кончилось явлением Иисуса Христа в мир, а другое началось ( 2Тим. 4, 6 ), и это последнее время названо временем царствия Божия. Такое же свидетельство о времени начального появления царствия Божия, или царствия Христова, произнес Спаситель, когда говорил, что со дней Иоанна Крестителя царствие небесное берется силою и умные искатели достигают его – αρπζουσιν ατν (Мат. 11, 12. Лук. 16, 16 ). Если уже берут царствие Божие: то это показывает, что царствие Божие настало. Фарисеям, обвинявшим Иисуса Христа в сношениях с духом злобы, Иисус говорил: аще о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас царствие Божие (Мат. 12, 28). Фарисеи сами соединяли со временем явления на земле царства Мессии время ослабления силы дьявольской, и Спаситель собственным их образом мыслей обличает несправедливость их мнения о Нем; показывает, что если Он изгоняет бесов силою Божей: то это и по их суждению есть знак того, что царство Божие уже настало, явилось между людьми: таково значение последних слов по их употреблению (см. Сол. 2, 16. Рим. 9, 31 . Фил. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Достигнув «очищения и освящения сердца причастием совершенного и Божия Духа» (св. Ефрем Сир. Твор. его, М. 1859 г., ч. 3, стр. 514), они узрят Бога – и «в собственной лепоте своей» (св. Афанасий Александр. Творен. св. отцов, М. 1854 г., т. 22, стр. 478), как свободные от всякого страстного влечения, и в божественном откровении, потому что, по выражению блаж. Феофилакта, «как зеркало тогда отражает образы, когда чисто, так может созерцать Бога и разуметь Писание только чистая душа» (Благовестн. ч. I, стр. 94). Но, подобно другим блаженствам, начинающимся на земле и завершающимся на небе, лицезрение Бога, усвояемое чистым, за пределами земного мира будет еще полнее и яснее в непосредственном созерцании лицом к лицу ( 1Кор.13:12 ; Фил.3:12 ). 7) «Блажени миротворцы, якотии сынове Божии нарекутся» . Последователи Христовы, пребывающие, по выражению св. Исидора Пелусиота , «в мире с самими собою и не воздвигающие мятежа, но прекращающие внутреннюю брань тем, что тело покоряют духу» («Твор. св. отц.», M. 1860 г., т. 36, стр. 86), водворяют мир и в других, живущих в раздоре и с самими собою, и друг с другом. Поступая со всеми дружелюбно и не подавая причины к несогласию, они примиряют враждующих, утишают распри и раздоры. И хотя все верующие, по благодати искупления, называются чадами Божиими ( Ин.1:12 ; Рим.8:16 : Гал. 4:5–6 ), но это наименование и соответственная ему степень блаженства особенно принадлежит миротворцам, уподобляющимся Сыну Божию, Который пришел на землю «примирить с Собою все, умиротворив чрез него, Кровью Креста Его, и земное и небесное» ( Кол.1:20 ). (Св. Иоан. Злат. Беседы на Еванг. Мф., ч. 1, стр. 277; св. Исидор Пелусиот . Твор. св. отц., т. 36, стр. 87. Бл. Феофил. Благов., ч. 1, стр. 95). 8) «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное» . В этих словах Господь открыл будущую судьбу Своих последователей. Он возвестил им не славу и богатство, не приобретение и удовольствие, но – вопреки мечтательным ожиданиям иудеев славного царства Мессии – бедность, бесславие, преследование, изгнание. Они будут гонимы за правду, т. е., по объяснению св. отца, за добродетель и благочестие (св. Иоанн Злат. Беседы на Еванг. от Мф., ч. 1, стр. 277), а посему им заповеданы постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение среди соблазнов и опасностей, угрожающих вере. За потерю земных выгод и покоя они будут вознаграждены в Небесном Царстве наследием нетленным, нескверным, неувядаемым ( 1Петр. 1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Как «разбойник есть и тать», кто «не входит» настоящим входом, «но прелазит инуде» ( Ин.10:1 ): так и оправдывающий сам себя без Оправдывающего. 5. Посему, вознесем тело сие, соорудим жертвенник, возложим на него всякое наше помышление и будем умолять Господа, чтобы послал с неба невидимый и великий огонь, да пояст он и жертвенник, и все, что на нем. И падут все священники Вааловы, т.е. сопротивные силы; и тогда увидим небесный дождь, подобно следу человеческому ( 3Цар.18:44 ), сходящий в душу; почему, исполнится на нас Божие обетование, как сказано у Пророка. «возставлю и возгражду скинию Давидову падшую, и раскопанная ея возгражду» ( Ам.9:11 ). Будем умолять, чтобы Господь, по благости Своей, озарил душу, пребывающую в нощи и во тьме, в упоении неведения; и она, воспрянув, непреткновенно уже будет ходить, совершая дела дня, и жизни. Ибо тем и питается душа, что вкушает или от мира сего, или от Духа Божия; и Бог там питается, живет, упокоевается, и пребывает. 6. Впрочем, каждый, если угодно ему, может сам себя подвергнуть испытанию, чем он питается, где живет, и чем занят, чтобы таким образом, уразумев и приобретя способность различать в точности, совершенно предаться стремлению к добру. Сверх того, совершая молитву, будь внимателен к себе, вникая в помыслы и действия, откуда они, от Бога ли, или от противника? и кто подает пищу сердцу, Господь ли, или миродержители века сего? И ты, испытавшая и познавшая себя душа, в труде и с любовью проси у Господа небесной пищи, возрастания и делания Христова, по сказанному: «наше же житие на небесех есть» ( Фил.3:20 ), а не в наружном виде и образе, как думают некоторые. Ибо вот, ум и разумение имеющих образ только благочестия уподобляются миру; у них колебание и волнение произволения, непостоянная мысль, боязнь и страх, по сказанному: «стеня и трясыйся будеши на земли» ( Быт.4:12 ). По неверию и замешательству непостоянных помыслов столько времени колеблемые, как и все прочие люди, одним наружным видом, и телесными преспеяниями внешнего человека, а не мыслями, различаются они от мира; сердцем же и умом увлекаются к миру и к земным привязанностям, опутываются бесполезными заботами, не приобретя сердцем небесного мира, как говорит Апостол: «мир Божий да владычествует в сердцах ваших» ( Кол.3:15 ), – мир, который царствует и обновляет умы верных в любви к Богу и ко всему братству.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

По постановлению Священного Синода, отмеченный текст должен быть изложен в следующей редакции: «Всеобщее признание высокой ценности человеческой личности может быть предпосылкой более широкого сотрудничества в области миротворчества. Православные Церкви призваны содействовать межрелигиозному диалогу и сотрудничеству, а благодаря ему — преодолению любых проявлений фанатизма, ради укрепления дружбы между народами, торжества свободы и мира во всем мире на благо каждого человека, с целью его духовного очищения, обожения и обретения вечной жизни, независимо от расы и религии. Разумеется, это сотрудничество исключает как синкретизм, так и попытки доминирования одной религии над другими, что естественно, не исключает отказ от миссионерской деятельности Святой Церкви». 3) В первом пункте главы «В» («О мире и справедливости») должен быть сохранен следующий текст: «Православная Церковь испокон веков признает и провозглашает, что мир и справедливость занимают центральное место в жизни народов. Уже само откровение Христово характеризуется как «благовестие мира» (Еф. 6:15), ибо Христос, «умиротворив…Кровию креста» (Кол. 1:20), «благовествовал мир… дальним и ближним» (Еф. 2:17). Он стал «миром нашим» (Еф. 2:14). Этот мир, «который превыше всякого ума» (Фил. 4:7), как сказал Сам Господь перед Распятием Своим ученикам, шире и существеннее того мира, который обещает мир: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27)». Однако вторая часть того же пункта, которая гласит: «Ибо мир Христов является зрелым плодом соединения всего во Христе: явления достоинства и величия человеческой личности как образа Божия, проявления органического единства в Нем человеческого рода и мира, всеобщности принципов мира, свободы и социальной справедливости и, наконец, принесения плодов христианской любви среди людей и народов мира» – должен быть изъят. В тексте сохранится последняя часть того же абзаца: «Подлинный мир – это плод торжества на Земле всех этих христианских принципов. Это мир свыше, о котором всегда молится Православная Церковь в своих ежедневных молитвах, испрашивая его у Бога всемогущего и внемлющего молитвам с верою к Нему приходящих».

http://pravmir.ru/gruzinskaya-tserkov-ne...

Такое почитание св. креста имеет для себя твердые основания в слове Божием, которое свидетельствует, что крест Христов был предметом чаяния всех ветхозаветных праведников. Еще Авраам рад был видеть день, когда будет принесен в жертву единородный Сын Божий, и видел, когда приносил в жертву сына своего Исаака, и возрадовался ( Ин. 8:56 ). Когда израильтяне гибли в пустыне от укусов ядовитых змей, посланных на них Богом в наказание, то Моисей, по повелению Божию, повесил на дерево медного змея, и всякий, взиравший на этого змея с верой, исцелялся ( Чис. 21: 8–9 ; Прем. Солом. 16:6–7; сн. Ин.3:14; 12:32 ). Священные писатели и пророки называли крест Христов «благословенным» деревом (Прем. Солом. 14:7), прославленным подножием ног Господних ( Ис. 60:13 ). Сам Господь Иисус Христос смотрел на крест, как на орудие, посредством которого Он привлекает всех к се6е ( Ин. 12:32–38 ), и говорил, что второму Его пришествию на землю будет предшествовать знамение Сына человеческого – крест (Мф. 24:30). Апостолы же хвалятся крестом Христовым ( Гал. 6:14 ) и считают его средством умиротворения земного с небесным ( Кол. 1:20 ); слово о кресте называют «силой Божией и «благовествованием Христовым» ( 1Кор. 1:18 , Рим. 1:16 ); злых людей признают врагами креста Христова ( Фил. 3:18 ). Поэтому крест свято почитается с самых первых веков христианства, как об этом свидетельствуют древние писатели, напр., Игнатий Богоносец , писавший о кресте: «мой дух – в прахе перед крестом», и Иустин Философ , говорящий язычникам: «крест есть величайший символ власти и силы Христовой» (I апол., гл. 72). В конце II и нач. III вв. почитание креста было настолько распространено, что о нем знали язычники и издевались над христианами, называя их крестопоклонниками. Со времени Константина Вел. почитание креста еще более усилилось, а в VII в. оно было утверждено собором (73 пр. 6 всел. соб.). 638 Несмотря на это, сектанты отвергают почитание креста Христова, самый крест называют виселеций, плахой, дьявольским знаком и другими хульными и позорными именами и говорят, что почитание его хуже идолопоклонства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

е. для борьбы с грехом и его преодолев в себе) со Христом, участвуя тем в крестной смерти Спасителя, чтобы с Ним и воскреснуть, и жить, и вознестись на небо ( Рим.4:6–11 , – Еф.2:5–6 , – Кол.2:12 , – 3:1, – 2Тим.2:11–12 ), – совлекаясь человека ветхого, носящего образ перстного Адама, он становится человеком новым, созданным по образу Небесного ( 1Кор.15:49 ) Адама и создателя своего Бога ( Еф.4:24 , – Кол.3:10 ) и новою тварью во Христе ( 1Кор.5:7 , – 2Кор.5:17 , – Гал.6:15 , – Еф.2:15 , – Тит.3:5 ), – мыслит в себе, что и во Христе Иисусе, Который будучи образом Божиим и равным Богу, Себя уничижил, приняв образ раба, став человеком и быв послушен до смерти, за что превознесен Богом и стал Господом неба, земли и подземья ( Флп.2:6 сл.), – имеет в себе ум Христов ( 1Кор.2:16 ), живет уже не для себя самого, а для Бога, во Христе ( Рим.6:10–11 , – 14:7–8) и Христу, за него умершему и воскресшему ( 2Кор.5:15 , – 1Сол.5:10 , – 2Тим.3:12 ), так что живет уже не он, не его я, отдельно от Христа, но его я как бы сращается со Христом, и Христос живет и говорит в нем ( 2Кор.13:3 , – Гал.2:19–20 , – Флп.1:21 ). Божия сила и премудрость ( 1Кор.1:24 ), – Бог Сам уже производит в нем и хотение, и действие ( Флп.2:13 ), – тлея внешне-плотяно-греховным человеком, он со дня на день обновляется внутренне-духовным человеком ( 2Кор.4:16 ), восхищается во Христе до третьего неба в рай и слышит неизреченные на человеческом языке глаголы ( 2Кор.12:2–4 ), столь увлекательные и сладостные, что предпочитает совсем отделиться от смертного тела сего и быть со Христом ( Флп.1:23 ). Так постепенно, со дня на день, при действии благодати Божией и церковных таинств, человек содевает спасение свое ( Фил.2:12 ) и возростает во спасение ( 1Пет.2:2 ), доколе окончательно и совершенно, вообразится в нем Христос ( Гал.4:19 ), преобразующий душевное тело уничижения человеческого (греховно-расстроенное) в тело, сообразное духовному телу славы Воскресшего Спасителя ( Флп.3:20–21 ), – когда тленное, немощное и душевное тело человека восстанет нетленным, славным и духовным, – когда упразднится последний враг смерть, Сын покорится Отцу, и Бог будет все во всем ( 1Кор.15 гл.) Тогда престанет и история спасения или целения человеческой раздвоенности между добром и злом, и настанет «совершенство – το τλειον» блаженной и вечной жизни ( 1Кор.13:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Ин.17:3 ). Уподобити се Господу, испунити се сваком ( Кол.2,9–10 ; Еф.3:19 ), постати савршен као Бог ( Мф. 5:48 ), – то наш позив, у томе нада нашег: светог ( 2Тим. 1:9 ), небеског ( Евр.3:1 ), ( Фил.3,14 ; Еф.1,18 ; Рим.11:29 ). Тек у Цркви ми живо и бесмртно да смо и позвани у нади свога ( Еф.4:4 ). за све и нада за све То се живи, Црквом и у Цркви: са свима светима кроз свете и свете врлине ( Еф.3:18–19 ). И ми се онда и тело и дух са свима светима: Тако смо ми многи тело у Христу ( Рим.12:5 ); Духом ми се сви крстисмо у тело; и сви се Духом тело уд него многи. Многи су уди а тело ( 1Кор.12,13.14.20.27 .). Ви сте тело Христово, и уди собом ( 1Кор.12:27 ). Нада вером и носи нас ка и нашег нашег нашег позива: богосавршенства. Α тο се у границама Богочовечанског тела Христовог Богочовечанских сила и живе сви сутелесници тог светог и тела, у коме дух – Дух Свети. Дух Истине ( Ин. 15:26 ) као душа свих у душу – саборну душу, и свих срца у срце – саборно срце, и свих духова у дух – саборни дух Цркве, у веру – саборну веру Цркве. То уствари и тела и духа, у коме све бива од Оца кроз Сина у Духу Светом. Бог чини све у свему (1Kop.12,6; ср. Рим.11:36 ). Тако смо ми многи тело у Христу, – тек у Христу ( Рим.12:5 ). Кроз свете и свето у светим врлинама ми се у тело у Христу; и нама нема размака, сви смо собом и повезани животом, као што су уди тела човекова повезани собом. Мисао док у Христу, тело са мислима свих светих чланова Цркве; и ти заиста мислиш са свима светима, мисао ти благодатно органски мислима. Тако и док у Христу; тако и док у Христу; тако и живот, док у Христу. У нашем телу уди многи су тело ( 1Кор.12:12 ), тако и Христос. Духом ми се сви крстисмо у тело ( 1Кор.12:13 ), и Дух нас упути на Истину. У Своме Богочовечанском телу, од кога и у коме Црква, Господ Христос крстом све ( Еф.2:16 ). У вечнога и свебожанскога у том Богочовечанском телу дарови су различни, али Дух (l.Kop.12:4): Дух дела кроз свете дарове и обитава у свима члановима Цркве их у дух и у тело: Духом ми се сви крстисмо у тело (1Kop.12:13). Шта то тело? пита Злотоусти богомудрац; и одговара: Верни са свих сада живе, су живели, и живети. и они су до доласка Христова угодили Богу, тело. Зашто? Зато што су и они познали Христа. Откуда се то види? Речено Авраам, отац ваш, био рад да види дан и виде, и обрадова се ( Ин.8:56 ); и Да сте веровали веровали бисте и мени, он писа за мене и пророци ( Ин.5:46 ). Стварно, они не би писали ο ономе ο коме не би знали шта да кажу; но зато што су Га знали, они су Га и поштовали. Са тог разлога и они тело. Тело се не од духа, иначе оно не би било тело. Поред тога, за ствари се собом и велику везу, ми обично говоримо: су тело. Тако и ми у тело под главом 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

« Зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас » (ст.14). Апостол Павел так уверен в своем воскресении и будущей славе, что не называет даже этого верой, а просто знанием, как бы желаемое и ожидаемое было для него уже настоящим: зная, говорит он… (ср. 2 Кор.5:1 ). 1. Надежда истинных христиан на блаженную вечность есть надежда несомненная, покоящаяся на добром основании. а) Потому, что они не сами навязали ее себе , не праздная это мысль у них, но оживляется в их сердце силой и действием Божьим, следовательно, эта надежда — живая ( 1 Петр. 1:3 ), ясная и сознаваемая, сильная и укрепляющая. Соответственно с этими свойствами она и называется совершенной надеждой ( 1 Петр. 1:13 ). б) Потому, что она опирается на заслуги Иисуса Христа , Который есть основание их надежды ( 1 Тим. 1:1 ; Кол. 1:27 ). в) Потому, что Слово Божье, в которое они верят и которому следуют, дает им право на такую надежду. Неразумно было бы надеяться на то, к чему Слово Божие не дает никакого повода ( Иов. 8:13 ; Притч. 11:7 ; 25:13 ). Но Божье Слово и Божьи обетования дают истинным христианам полное право на такую надежду (Исаии 50:10; Осии 12:6 ). г) Потому, что они, живя на земле, имеют продолжение своей жизни на небесах, куда они непрестанно стремятся ( Фил. 3:20 ; Лук. 12:34 ; Евр. 12:22 ; Ефес. 2:6 ). Посему всякий « имеющий сию надежду на Него, очищает себя » и т. д. ( 1 Иоан. 3:3–4 ). 2. Поскольку надежда истинных христиан на блаженную вечность так несомненна, то она и не посрамит их ( Псал. 39:5 ; Рим. 8:24 ). Бог поругаем не бывает: Он исполнит Свои обетования ( Евр. 4:1 ). Слава истинных христиан « Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах » (ст.7). «В сих словах святой апостол Павел под сокровищем понимает неизреченную славу верующих, а под глиняным сосудом — слабость нашего естества и немощь нашей плоти.» Каждый возрожденный Божьей благодатью христианин носит в сердце своем славу Царства Небесного, эта внутренняя слава совершенно скрыта, пока человек находится здесь на земле, но некогда откроется во всем свете.

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Иудифи (Иудифь). 6 . Товита (Тов.). 7 . 2-я Ездры (2Езд.). 8 . 3-я Ездры (3Езд.). 9–11. Три книги Маккавеев (1, 2, 3Мак.). Авторитет последних книг высок, и, хотя некоторые не приравнивают их к каноническим, но, в любом случае, они содержат Откровение Бога. Новый Завет говорит о том, что обещанный Спаситель пришел и искупил нас от греха, проклятия и смерти. В состав Нового Завета входят только канонические книги. Законоположительные: 1 . Евангелие от Матфея (Мф.). 2 . Евангелие от Марка (Мк.). 3 . Евангелие от Луки (Лк.). 4 . Евангелие от Иоанна (Ин.). Исторические: 5 . Деяния апостолов (Деян.). Учительные книги – это Послания апостолов. Соборные, обращенные ко всем Церквам: 6 . Иакова (Иак.). 7–8. 1-е и 2-е Петра (1, 2Петр). 9–11. 1-е, 2-е, 3-е Иоанна, (1, 2, 3Ин.) 12 . Иуды (Иуд.) Послания апостола Павла: 13 . К Римлянам (Рим.). 14–15. 1-е и 2-е к Коринфянам (1, 2Кор.). 16 . К Галатам (Гал.). 17 . К Ефесянам (Еф.). 18 . К Филиппийцам (Фил.). 19 . К Колоссянам (Кол.). 20–21. 1-е и 2-е к Фессалоникийцам (1, 2Фес.). 22–23. 1-е и 2-е к Тимофею (1, 2Тим.). 24 . К Титу (Тит.). 25 . К Филимону (Филим.). 26 . К Евреям (Евр.). И наконец, пророческая книга – 27 . Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова (Откр.). В этих книгах содержится то, что необходимо для спасения. Читая их с молитвой и понимая в согласии с Церковью , мы можем узнать волю Бога. Однажды «некто спросил преподобного Антония: “Что мне делать, чтобы угодить Богу?” – “Что велю тебе, – отвечал старец, – то соблюдай: куда бы ты ни пошел, всегда имей Бога перед своими очами; что бы ни делал ты, имей на это свидетельство в Священном Писании ; и в каком бы месте ты ни жил, не скоро уходи оттуда. Соблюдай эти три Заповеди – и спасешься”». Символ Веры Азами Православной веры, без следования которым нельзя быть православным христианином и невозможно получить спасение, является Символ Веры . Знание его необходимо для того, чтобы узнать Бога и угодить Ему. Символ Веры читается наизусть крещаемым перед Таинством Крещения, он поется на Литургии, желающий принести покаяние также должен сначала произнести Символ Веры , по церковным правилам то же требуется от желающих вступить в церковный брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

1 . Думаю, и мне теперь уместно сказать слова пророка, что терпел я, как рождающая ( Ис. 42:14 ), всегда заботясь об успехе в тебе Святого Духа, не на словах и в тенях воображаемого, но совершающего в действовании истины и в силе Божией ( 2Кор. 6:7 ), по речению самого Господа, что Царство не в слове, а в деле и силе ( 1Кор. 4:20 ; Мк. 9:1 ); и еще: Царствие внутрь вас есть ( Лк. 17:21 ). В самом деле, одни в образе (схиме) философствуют о Христе, другие и в слове, третьи же в самом действии; и те, которые в силе Божией ( 2Кор. 6:7 ), очень редки. Это те, на которых найдет Дух Святый и которых сила Всевышнего осенит ( Лк. 1:35 ). И пристало всякой душе, бегущей от скорби, что послана в наказание Еве, и стремящейся к радостям Марии, девствовать непорочно и безупречно ради чистого Жениха Христа. Как по земному образу мысли и плотским страстям мы узнаем в себе сынов Евы и Адама, так духовное усыновление мы с необходимостью узнаем по небесному образу мысли и страстям Христовым. Испытывайте самих себя, самих себя исследуйте, в вере ли вы, живет ли Иисус Христос в вас ( 2Кор. 13:5 ). Ибо если, нося образ перстного, мы ощущаем действие лукавых и постыдных и грязных помышлений, то тем более должно нам, нося образ небесного ( 1Кор. 15:49 ), ощущать действие (энергию) святого и достопоклоняемого Духа. 2 . Сам определи, подобна ли твоя душа целомудренной деве. Она так же должна носить Христа в себе, как и Мария, и как та – во чреве, так ты – в сердце; тогда ты сможешь с разумением петь и говорить: Через страх Твой, Господи, мы зачали во чреве, и мучились, и родили дух спасения ( Ис. 26:17–18 ). О том же Екклесиаст сказал: Как образуются кости во чреве беременной, таков и путь ветра, то есть духа ( Еккл. 11:5 ). И если имеешь сокровище сие в глиняном своем сосуде ( 2Кор. 4:6–7 ); если Повелевший из тьмы воссиять свету озарил твое сердце, просветив его познанием Евангелия; если мир Божий владычествует в сердце твоем неослабно ( Кол. 3:15 ); если в неустанном стремлении ( Фил.3:12 ) ты достиг мира с освящением ( Евр. 12:14 ); если во внутреннем твоем человеке поселился Христос ( Еф. 3:16–17 ); если Отец с единородным Сыном Своим сотворил обитель у тебя ( Ин. 14:23 ); если ты удостоился блаженства за чистоту сердца ( Мф. 5:8 ); если ты стал храм Божий, и Дух Его поселился в тебе ( 1Кор. 3:16 ); если с полной верою имеешь сердце окропленным от порочной совести ( Евр. 10:22 ); если Бог мира тебя всесовершенно, и во всей целости твой дух и душа и тело без порока ( 1Фес. 5:23 ); если ты мудрая дева, имеющая светильник и масло в сосуде ( Мф. 25:4 ); если ты знаешь, что такое чресла ваши препоясаны и светильники горящи ( Лк. 12:35 ); если ты одел одежду брачную ( Мф. 22:12 ); если все это ты узнал на опыте через действование в твоем сердце, – то сможешь достойно сочетаться с Небесным Женихом; если же нет, то хоть я и смолчу, камни возопиют ( Лк. 19:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010