4. Но у нас есть еще и иное начальство, гораздо высшее начальства гражданского. Какое же? Начальство в церкви, о котором также упомянул Павел, сказав: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» ( «повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся; тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще») ( Евр. 13:17 ). Это начальство настолько превосходнее гражданского, насколько небо выше земли, и даже гораздо более. И, во-первых, оно преимущественно имеет в виду не то, как наказать за соделанные грехи, но как не допускать до грехов. Затем, если они совершены уже, то старается не страждущего отлучить, но (грехи) уничтожить. Житейским занимается оно совсем немного, напротив, вся забота его о небесном. «Наше же жительство – на небесах» ( Фил.3:20 ), и жизнь наша там, «потому что, – говорит, – «сокрыта со Христом в Боге» ( Кол.3:3 ). И награды наши там, и подвиги наши из-за тамошних венцов, потому что эта жизнь наша не прекращается со смертью, но тогда (по смерти) еще более просиявает. Вот почему имеющие это начальство облечены большею честью не только в сравнении с высшими начальниками, но и с самими одетыми в диадемы, так как образуют людей в высшем и для высшего. Но ни стремящийся к начальству гражданскому, ни ищущий духовного начальства не смогут хорошо править, если не научатся прежде начальствовать над самими собою, как должно, и не будут во всей точности исполнять законы гражданские и духовные. Как начальство над многими бывает двоякое, так и начальство каждого над самим собою тоже двояко. Опять же, как выше показано, и здесь духовное начальство выше гражданского. Но можно видеть, что и некоторые искусства имеют вид начальства, особенно же земледельческое. Земледелец есть как бы начальник над растениями: одни обрезывает и препятствует (им расти), за другими ухаживает и помогает (их росту), подобно как и искусные начальники наказывают и отсекают людей злых и наносящих вред другим, а добрых и кротких возвышают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Кол.3:5 ). Посмотрим, однако, что сказано в тексте. «Пою Господу, ибо Он превознесся в славе». И словно недостаточно сказать, что «Он превознесся», добавлено «Он превознесся в славе». Как мне кажется, можно предположить, что «превознесся» – это одно, а «превознесся в славе» – другое. Ибо Господь мой Иисус Христос , когда ради нашего спасения воспринял плоть от Девы, превознесся, так как «пришел взыскать и спасти погибшее» ( Мф.18:11 ). Однако Он не превознесся в славе. Ибо сказано о Нем: «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми» ( Ис.53:2–3 ). Он превознесся, когда взошел на крест и претерпел смерть. Хочешь узнать, что Он превознесся? Он Сам сказал: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» ( Ин.17:1 ). Поэтому даже страдания на кресте были славой для Него, но это превозношение было не в славе, но смиренное. Ибо сказано о Нем: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил.2:8 ). Пророк также предсказал о Нем: «Осудим Его на бесчестную смерть» ( Прем.2:20 ). И пророк Исайя говорит о Нем: «За преступления народа Моего претерпел казнь» ( Ис.53:8 ). Во всем этом Господь был прославлен, и Он превознесся, но превознесся не в славе, но как бы смиренно. Но так как «надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою» ( Лк.24:26 ), «когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» ( Лк.9:26 ) «судить землю» ( Пс.95:13 ), когда Он «убьет» настоящего фараона, то есть дьявола, «духом уст Своих» ( 2Фес.2:8 ), когда воссияет «в славе Отца Своего» ( Мк.8:38 ) и после пришествия в смирении явит нам Второе пришествие во славе, Господь не только превознесется, но превознесется в славе, «дабы все чтили Сына, как чтут Отца» ( Ин.5:23 ). 2 . «Коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением» ( Исх.15:1–2 ). Люди, преследующие нас, суть кони, и все, рожденные во плоти, образно говоря, – кони, и у них свои всадники.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Наше же жительство – на небесах – говорит апостол Павел, – откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа», т. е. верующие предназначены для жизни небесной( Фил.3:20 ). Настоящая жизнь есть место пресельничества, место странствования нашего к небеси. Но странничество это не должно быть праздным шатанием по распутьям мира, а должно быть вместе с тем подвижничеством, борьбой странников с врагами нашего спасения. В настоящем мире есть много привлекательных предметов, на которых останавливаются небрежные путники и забывают о своем небесном отечестве; некоторые путники – миролюбцы – обременяют себя излишними заботами мирскими; но вся красная мира сего не достойна души человеческой: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:26 ). В предостережении от пристрастия к земным предметам Господь заповедал Своим последователям иметь самоотвержение; для той же цели Он отнял всякую цену у мирских честей, у славы и богатства мира сего, так что имеющие сии блага мира ничего не приобретают для Царствия Божия и не имеющие их ничего не теряют, кроме того, что первые встречают больше препятствий и больше затруднений на пути в Царствие Небесное. Предметы желаний и исканий человеческих Господь указал в искании прежде всего и паче всего Царствия Божия: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ). И потому скажем словами апостола, «не любите мира, ни того, что в мире» ( 1Ин.2:15 ). «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» ( Кол.3:1 ). «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ). «Возшед на небеса, отонудуже и сошел еси, не остави нас сирых Господи: да приидет Твой Дух нося мир мирови» 79 . Б. Из церковных песнопений в день Вознесения а) На Господи воззвах. «Господь вознесеся на небеса, да послет Утешителя миру, небеса уготоваша (составили) престол Его, облацы – восхождение Его, ангели дивятся, человека зряще превыше себе. Отец ждет, егоже в недрах имать соприсносущна (совечна), Дух же Святый велит всем ангелом Его: возмите врата князи (верхи) ваша, вси языцы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже (где) бе первее (прежде)».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукаваго, и шлем спасения возмите, и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф.6:10 −17). Но речь у нас шла о страданиях учеников и учениц Христовых в мире сем. Некто сказал, что страдания – суть благословения Нового Завета. На возвратном пути в Бийск, выехав из Белоярского, я видел при въезде в лес огромные сосны, поверженные на землю бурей. А вид одного большого дерева, пораженного, убитого, опрокинутого таким образом, внушает человеку какое-то сладко-печальное чувство. «Да, – сказал ямщик, – недавно в этом лесу загорелась сосна, и пожар был. Отчего же? – спрашиваю. – От милости Божией» – отвечал молодой земледелец, выговорив эти слова с таким простосердечным, истинствующим чувством, что это слово было как золотое яблочко на серебряном блюдечке. Сосна загорелась от милости Божией, т. е. от молнии! Прекрасно и превосходно! В делах благотворения я не хочу стеснять произволение ваше, будучи уверен, что вы, расточая со Христом на земле вверенные Провидением способы на добродетель, собираете со Христом сокровища на небесах. Итак, действуйте в Духе Его, а где Дух Его – там свобода ( 2Кор.4:17 ), но благочинная и мудрая, руководимая теми же чувствованиями, какие и во Христе Иисусе. Советую вам ежедневно, по возможности, творить милостыню, своеручно, с молитвою сокрушенного сердца. Простите. Будьте уверены, что искреннее мое желание благословений Божьих не изменяется. Уверен же и я, что и вы всегда будете умолять всемилосердного Господа о спасении души моей. Да наставит вас Дух Святой на всякую истину и на все лучшее. Что посеет человек, то и пожнет ( Гал.6:7 −8). Прочитайте также сии места: Фил. 3:20 −21; Кол.3:1 −4 и еще 1Ин.3:2 −3. Будьте, ради Христа, во всем существе своем и в истине, благополучны ( 1Фес.5:22 −25). 26 Июля 1843 г. 227 651 Евангельская верная истина, успокаивая нас, говорит, что любящие Бога, возвращаясь в отечество свое небесное, шествуют таким путем, на котором что ни встречается им, все содействуют им ко благу ( Рим.8:28 ). А я уверен, что сердце твое ищет Господа, следственно любит Его. Итак, что ни случилось, что ни случится, мы, уповающие на Бога, верующие в единородного Сына Его Иисуса Христа Спасителя грешников, должны радоваться о Господе. Ибо радость о Господе, основанная на слове Его, которое есть истина, есть, как в Писании сказано, сила верующих в Него и в благодатное слово Его. ( Неем. 8 ). Сею радостью будучи укрепляемы, они бывают победоносны в духовной брани против греха, как сильные юношеского возраста души, которым св. Иоанн говорит: «Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого». И потом вскоре: «Я писал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие в вас пребывает, и вы победили лукавого» ( 1Ин.2:13 −14).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть ( 1Кор. 15, 12–20 ). Одно с другим соединено необходимо, Если воскрес Христос, то воскреснем и мы. Если глава жива, то могут ли оставаться мертвыми члены ея? Христос есть глава наша, а мы Его члены. Если смерть, при всем мнимом могуществе своем, не могла, по свидетельству апостола Петра, и умершей главы удержать во узах своих ( Деян. 2:24 ): то может ли она удержать в тех же узах члены сей главы – тогда, как глава оная живет и действует? Ей глаголю вам: якоже о Адаме вси умирают, такожде о Христе вси оживут ( 1Кор. 15:22 ). В Нем живот наш сокровен с Богом ( Кол. 3:3 ). Как все было Им создано, так все Им же будет воссоздано. Он Сам говорит о Себе: Аз есмь воскресение и живот: веруяй в Мя аще и умрет, оживет, и далее: всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во веки ( Иоан. 11, 25–26 ). Итак все умирающие в вере и уповании на Господа, не во веки умирают, не погибают невозвратно, но только на время сокрываются с зрелища мира сего, дабы воскреснуть некогда и явиться с обновленными силами существа своего на зрелище другого наилучшего мира. Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые, и в каком теле выдут? Не дерзаю проникать в будущие судьбы и определения Божии и не отваживаюсь разрешать сего важного вопроса, но всякого вопрошающего, дабы не оставить его и в сем отношении в каком-либо недоумении, призываю выслушать на сие ответ св. апостола Павла. Безрассудный! говорит он, то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Так и при воскресении мертвых. Сеется в тлении, востает в нетлении; сеется в уничижении, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор. 15:36, 38. 42. 44. 53 ), так чтобы уничиженное тело наше было сообразно славному телу Христову ( Фил. 3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Только из одного этого факта каждый может понять, что Крест никак не есть мерзость для истинных христиан, а великое, славное и победоносное знамение Христа, символ Его победы. 9) Гал.6:14 : «Я не желаю хвалиться , разве только крестом Господа нашего...». Вновь мы видим, что ап. Павел не гнушается, а хвалится Крестом Христовым (под которым в данном месте нужно разуметь как сам Крест, так и страдания Христовы). 10) Еф.2:16 : «... и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста , убив вражду на нём». Как видим, для ап. Павла Крест есть не мерзость, а средство примирения Бога и человека. 11) Фил.3:18 : «Ибо многие, о которых я говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова». То есть, грешники есть враги не просто Христа, но и Креста, что указывает на тесную и неразрывную связь Христа и Креста! 12) Кол.1:20 содержит еще более удивительные слова о Кресте Христовом. Ап. Павел пишет, что Отцу было благоугодно «посредством Его ( Христа ) примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его , и земное и небесное». Если посредством Крови креста человек примирён с Богом, то как же Крест может быть мерзостью? Об этих четырёх стихах из апостольских посланий нужно заметить, что они для протестантов не очень удобные, и им как-то подсознательно хотелось бы, чтобы в данных стихах вместо слова «крест» стояло слово «Христос»: «хвалиться Христом», примирение «посредством Христа», «враги Христовы», «кровию Христа». Так им было бы понятнее и уютнее. Ведь действительно, какая у Креста есть кровь? Почему ап. Павел говорит о крови креста , а не о крови Христа ? Для протестантов здесь какое-то затруднение. Но Писание использует именно слово Крест, так как он после смерти Христа стал символом Самого распятого Христа! Именно так относится Православие ко Кресту, и именно этим объясняется то, почему ап. Павел использует слово «крест» вместо «Христос». В «Мече духовном» (с. 457), например, в объяснении Гал.6:14 говорится: «Здесь вразумление для хулителей Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Сказано также некоторым: «Укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими» ( Евр.12:12–13 ). Таким образом, если народ соблюдает закон, Моисей поднимает руки, и противник побеждается; если же не исполняют его, одолевают амаликитяне. «Наша брань» – тоже «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» ( Еф.6:12 ), и если хочешь победить, если хочешь одержать верх, подними руки и вознеси дела свои, и пусть жительство твое будет не на земле, но, как сказал Апостол: «Наше же жительство – на небесах» ( Фил.3:20 ). И так сможешь ты одолеть тех, кто, подобно амаликитянам, враждебен тебе, так что и о тебе скажут: «Брань у Господа против Амалика из рода в род» ( Исх.17:16 ). И ты воздевай руки к Богу; следуй призыву Апостола: «Непрестанно молитесь» (Фес.5:17). И тогда исполнится сказанное: «Этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую» ( Чис.22:4 ). Это указывает на то, как передали нам бывшие прежде, что народ Божий боролся не столько силой оружия, сколько словом, иначе говоря, они одолевали своих врагов, вознося молитвы Богу. Так и ты, если хочешь победить своих врагов, вознеси дела твои и взывай к Богу, как Апостол говорит: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» ( Кол.4:2 ). Ибо это – борьба христиан, в которой они побеждают своих врагов. Думаю, однако, что этим символом Моисей передает образ двух народов и показывает, что один из них – народ, который подымает руки Моисея и поддерживает их, то есть возносит на высоту то, что написал Моисей, и настраивает свое понимание на возвышенный лад и таким образом побеждает. Другой народ – тот, который не поднимает рук Моисея, не возносит их от земли, не находит в нем ничего возвышенного и проницательного, и поэтому враги этот народ одолевают и ниспровергают. 5 . После этого Моисей взошел на гору Божью, и там встретил его Иофор, тесть его. Но Моисей «вышел» из стана «навстречу тестю своему» и не повел его на гору Божью, а «вошли они в шатер» ( Исх.18:7 ), ибо священник Мадиамский не мог взойти на гору Божью.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1) Развращенная и бесстрашная жизнь, закону Божиему противная. О таких нравах упоминается во многих местах Святого Писания (в и в прочих. В апостольских посланиях: Рим. 1:21–32 , 1Кор. 6:9–10 , 2Кор. 12:27 , Гал. 5:19–21 , Еф. 5:3–5 , Фил. 3:18–19 , Кол. 3:5, 8 , 1Тим. 1:9–10 ; 2Тим. 3:2–7 , Тит. 1:10, 16 ; Откр. 21:8, 22 и в прочих местах). 2) Пристрастие к временным и мирским вещам, то есть к чести, богатству, золоту, серебру, славе, роскоши и прочим. Ибо «дружба с миром есть вражда против Бога. Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак.4:4 ). Все это не может совместиться с верою, ибо вера от всего того отвращается и одного Бога ищет, любит и к Нему прилепляется. Поэтому апостол нас отзывает от такой любви: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин 2:15 ). Поэтому читаем в притче о званых на великую вечерю, что начали все отказываться. Первый сказал рабу, посланному звать: «Я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «Я купил пять пар волов и иду испытать их. Прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «Я женился и потому не могу прийти» ( Лк.14:18–20 ). Великая вечеря – это великое и непостижимое наслаждение в небесном царствии. На эту вечерю Бог, Небесный Царь, зовет всех через рабов Своих, пророков, апостолов и проповедников Своего Слова. Но пристрастившиеся к суете этого мира все вместе отрицаются, хотя не устами, но сердцами. Ибо «где сокровище их, там и сердце их», по слову Христову ( Мф.6:21 ). Сюда относится следующее Христово учение: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть Не можете служить Богу и мамоне» ( Мф.6:24 ). Кто служит мамоне, а не Богу, без сомнения, не имеет веры, ибо «без веры угодить Богу невозможно» ( Евр.11:6 ), следовательно, и служить. Ибо служить и угождать Богу – это одно и то же. Сюда относится Христово слово: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете» ( Ин 5:44 )? И еще: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» ( Мф.16:26 )? Ибо вера очищает сердце от любви мира сего. Следовательно, в чьем сердце есть любовь мира сего, в том веры нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт. Следовательно, любовь – созидательная, церкве-строительная сила тела Христова, и особенно она проявляется в молитве в Духе ( Еф. 6:18 ; Рим. 8:15–16, 26–28 ) и молении о всех святых ( Еф. 6:18 ; Фил. 1:9 ; Кол. 1:3–4 ; Рим. 15:30 ; 1Сол. 5:17 ; ср. Мф. 18:19–20 ) 475 . Всё это обретает ещё большую полноту и совершенство в Святой Евхаристии как соборе и собрании всего Тела Христова, в котором присутствует телом Своим и Духом Своим «Тот, Кто дарует нам общие молитвы», как мы говорим в Святой Литургии Церкви. Абсолютное единство всех удов (членов) тела Христова, единство в одной Главе, в одном Духе, в одной жизни и благодати, вере, любви и молитве, и, наконец, самое глубокое – в таинстве святой Евхаристии, естественно, приводит к тому, что спасение стяжается только и единственно в этом единстве Церкви, единстве Христовом. Никто из тех, кто желает спасения, не должен отпадать от этого единства и целости тела Христова, иначе погибнет. Потому что так же как член тела, когда отделяется от него, умирает и погибает, так и отпадение от тела Церкви – смерть и гибель, ибо вне Церкви нет истинной жизни и спасения 476 . Поэтому вслед за апостолом Павлом, проповедником «Евангелия спасения» ( Еф. 1:13 ), советует и наставляет его златоустый наследник: «Не удаляйся от Церкви! Ибо Церковь – твоё спасение!» 477 «Если мы “тело Христово, а порознь – члены” (друг друга), а Он – наша глава, то Он не может быть главою тех, которые не составляют тела и не сделались членами Его» 478 . А мы знаем, что только Глава – Спаситель тела ( Еф. 5:23 ), «ибо Глава – спасение тела» ( κεφαλ το σματος σωτηρα στν) 479 . Следовательно, тот, кто существует вне единства тела Церкви, одновременно находится и вне спасения, и вне истинной жизни, которая исходит от Главы – Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

«Он не далеко от каждого из нас» ( Деян.17:26.27 ). И самая совесть их и их мысли – то осуждая, то оправдывая одна другую – ясно свидетельствуют о законе, преднаписанном Всевышним в их сердцах и ставящем их в должное и повинное отношение к Нему ( Рим.2:10–16 ). Но та же самая совесть и сознание ясно свидетельствуют, что они не то делают, что хотят, но что ненавидят, что только по внутреннему человеку они находят удовольствие в законе Божием, но в членах чувствуют иной закон, воюющий против закона ума их и делающий их пленниками греховного закона ( Рим.7:14–23 ). Таким образом все они и весь мир становятся виновными пред Богом, потому что делами закона, написанного ли в сердце или данного чрез откровение, никакая плоть не оправдается пред Богом; ибо законом только познается грех ( Рим.3:19.20 ). Таким образом нужда в Искупителе и Спасителе от тяжелой ответственности пред Богом одинаково чувствуется и сознается как иудеем, так и язычником ( Рим.3:19; 7:24 ). Этот-то Искупитель явился ныне в образе Сына Божия, рожденного от жены ( Гал.4:4 ), смирившего Себя даже до смерти и смерти крестной ( Фил.2:8 ), и своей смертью примирившего с Собой все и земное и небесное и вас некогда бывших отчужденными и врагами, дабы представить вас святыми и непорочными и невинными ( Кол.1:20–22 ) и чрез это превознесенного Богом, поставленного выше всякого имени, дабы пред именем Его преклонялось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык Его исповедал во славу Бога Отца ( Фил.2:9–11 ). Выступая с таким благовестием пред иудеями и язычниками, проповедуя его не в искусственных человеческих мудрости, словесах, но в явлении Духа и силы, подкрепляя его соответствующими величию его содержания знамениями и чудесами, посланники Иисуса Христа, несмотря на оказываемое сопротивление, приобрели немалое число последователей между иудеями и язычниками. Основанные и учрежденные ими общины, подобно плодотворным оазисам среди дикой пустыни, заключали в себе благодатный свет нового учения, сияли и блистали обилием духовным плодов и даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010