Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Евр. 17, 2.//ПСТ. Т. 12. Кн. 1. С. 150–151. 498 Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова… Ст. 21//Творения: В 4–х т. Ч. 1. С. 217. 499 Г. Φλωροφσκυ. Θματα " Ορθοδξου θεολογας Αθναι, 1973 Σ. 77–78. 500 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на псалмы. На псалом 44. Ст. 7//ПСТ. Т. 5. Кн. 1. СПб., 1899. С. 196. 501 Триодь Цветная. Четверток Вознесения. На великой вечерни, на литии, самогласен 5. 502 Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные…//Творения. Ч. 5. Вопр. — отв. 2. С. 87. 503 Свт. Григорий Богослов. Слово 18, 42: Смерть «страшна только именем, а не самым делом»//Творения. T. 1. С. 288. 504 Свт. Василий Великий. О том, что Бог не виновник зла//Творения, Ч. 4. M., 1993. С. 162. 505 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Рим. 10, 2//ПСТ. Т. 9. кн. 2. С. 595. 506 Триодь Цветная. Пяток 6 седмицы, стихиры на стиховне. 507 «Взятся превыше ангел естество наше, древле отпадшее и на престоле посаждено бысть божественне, паче смысла; приидите торжествуим…»//Там же. Четверток Вознесения, на утрени, Канон, песнь 8. тропарь 7. 508 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Ефес. беседа 3, 2. С. 25–26. Беседа на Вознесение. 2–4//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. С. 494–498. На Посл. к Колос. беседа 5, 1//Там же. Т. 11. Кн. 1. С. 397. 509 Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 66–е//Творения. Т. 2. Репринт. ТСЛ, 1993. С. 149–150. 510 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Еванг. от Иоанна 25, 2//Т. 8. Кн. 1. С. 164. Беседа на Вознесение 2. С. 495. Беседы о диаволе 1, 2. Кн. 1 С. 273 [и след.] 511 Он же. Беседа на Вознесение 16//Т. 3. Кн. 2. С. 844. См. также Беседу на псалом 8, 1//Т. 5. Кн. 1. С. 92. 512 Свт. Григорий Богослов. Слово 1 на Святую Пасху. Гл. 4//Творения. T. 1. Репринт. ТСЛ, 1994. С. 18. См. и Канон Пасхи, песнь 3. 513 Он же. Слово 4, на царя Юлиана//Творения. Т. 2. Репринт. ТСЛ, 1994. С. 106. 514 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на святую Пятидесятницу 2, 1//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. С. 515. 515 Там же. Кн. 1. Ст. 2. С. 506. 516 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на святую Пятидесятницу 2, 1//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. Ст. 5. С. 511. 517

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

   Ответ на сотый вопрос.    Ответ на 109 вопрос.    Пр. Хрисане, «Характер протестантства», стр. 72.    «3 слово о священстве», т. 1, стр. 58.    Гл. III, 28.    Ясно говорит об этом, например, св. Епифаний Кипрский, ч. 5, стр. 280 — 281; ср. 19 прав. 1-го всел. собора. 1    1 Корф. XIV, 34.    Ср., например, указанное место в творении св. Епифания, Тертуллиана: «Прещение против еретиков», гл. 41,4. 1, стр. 188 рус. перевода и др.    Напр., 7 — 6 Апост. прав.    1 Тим. III, 1 — 13; Тит. 1, 6 — 9.    Св. Епифаний Кипрский, Против Мелхиседекиан», гл. 4, т. 2, стр. 442 и 439. Очень оригинальное выражение этой общецерковной веры мы встречаем, между прочим, у Климента Александрийского. «Тот поистине пресвитер Церкви и диакон воли Божией — говорит он, — который творит и учит тому, что от Господа.... не потому считающейся праведным, что он пресвитер, но потому и выбираемый в пресвитерство, что он праведен. И хотя здесь на земле он не был бы почтен председательством, он воссядет однако же на двадцати четырех престолах, судя народы, как говорит Иоанн в Апокалипсисе IV, 4; IX, 16». Sromat. lib. VI, cap. 13. Подобное же говорит и Ориген — напр. In Math, comment, ser. n. XII, перевод в цит. соч. проф. Катанского, стр. 253.    Еф. IV:16.    Мф. XX, 25 — 28.    Лк. IX:54 — 56.    Корф. XIII, 10.    Деян. XV:28.    1 Петр. V:3.    2 Корф. II, 3, 5, 7; XIII, 2; 1 Корф. V, 3 и друг.    Голат. IV, 19.    Ефес. IV:12, 14.    1 Корф. III, 5 — 7; 21—23.    1 Петр. V, 5 и др.    Напр. Деян. VIII:4; XI, 19 — 21; XIII, 2 и мн. др.    Иоан. XV:15.    2 Корф. I, 11; Колос. IV, 3 и др.    Напр. 1 Корф. V, 3 — 5, 13.    2 Корф. II, 5—7, 10.    Деян. I:16.    Деян. VI. 2 — 6.    Деян. XV:4, 23, 30.    Деян. XIV:27; XV, 4; XI, 2 — 17, 22; Фил. I:1; 1 Корф. I. 2; Кол. I:1; 2 Корф. VIII, 1; Фил. 1:12 и мн. друг.    «Поел, к Коринфянам», гл. 37, стр. 138 р. п.    Гл. 11, стр. 400 рус. п.    Смирн, гл. 1, стр. 418.    Ефес. гл. 9, стр. 380.    Ефес. гл. 4, стр. 376.    Посл. к Поликарпу, гл. 6, стр. 428.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

При императоре Юстиниане в Софийском храме Константинополя было 25 певцов. Певцы при совершении литургии упоминаются в деяниях Константинопольского собора 536 год 33 . Примечания: 1. Деян. 7, 22 ; Филон: Vita Mosis, р. 60; Климент Александрийский , Strom. 1, 1. 2. Исход. 14, 32 и гл. 15. 3. Исход. гл. 15, С. 20–21. 4. Суд. Гл. 5. Ср. объяснение г. Олесницкого Древнееврейская музыка и пение//Труды Киевской Духовной Академии. 1871. Т. IV. С. 120–121. 5. 1Цар.10, 5 ; и о пророке Елисее: 4Цар. 3, 15 . 6. Давид составил 73 псалма, Асаф 12, Сыны Кореовы 5. 7. Псал. 151 . 8. Олесницкий. С. 136. Примечание 2е. 9. Талмуд. См. у Олесницкого в упомянутом сочин. С. 126. 10. Литфот. Там же. 11. См. 1 Паралип. 25, 5; Псал. 67, 26 . У Олесницкого. С. 127. 12. Маймонид. У Олесницкого. С. 131–132. 13. Беседа на Евангелии от Матфея. Срав. Лук. 22, 19 . 14. 1Кор. 14, 26 . 15. Колос. 3, 16 . См. также Ефес. 5, 19 ; Иак. 5, 13 . 16. Апок. 5, 6–9, 11, 12 . 17. Apolog., p. 39. 18. Филарет, преосв. Обзор песнопевцев. С. 58. 19. Philo apud Euseb. Hist. Eccl. L. II. C. 17. Греческий текст этого места можно видеть и у Порфирия, архим. Первое путешествие в Афонские монастыри. Ч. II. Отд. 1. С. 183. 20. Пир десяти дев. 21. Обзор песнопевцев. С. 69–70. 22. Созомен. Там же. С. 150. 23. Порфирий, архим. Первое путешествие в Афонские монастыри. Ч. II. Отд. 1. С. 453. Из сочинений Ефрема. Т. I. С. 214. 24. Обзор песнопевцев. С. 73. 25. Там же. С. 58, 83, 85–86. 26. Там же. С. 98, 100. 27. Там же. С. 150; Созомен, 7, 21. 28. Там же. С. 130 и 201. 29. Правила Никона Черногорца. Ч. I, слово 28 о пении тропарей, а также ответы патриарха Николая Афоно-Лаврским монахам. Первое путешествие архим. Порфирия в Афонские монастыри. Ч. I. Отд. 2. С. 216. 30. Обзор песнопевцев. С. 123. 31. Там же. С. 131. 32. Порфирий, архим. Первое путешествие в Афонские монастыри. С. 373. 33. Обзор песнопевцев. С. 124, 163. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/o-vsesoslovnom-uchastii...

5 Пс. 118, 12. 6 Пушкин А.С. Сцены из рыцарских времен. Вл. Соловьев цитирует неточно. У Пушкина: Вот уж сорок лет живу, Ни во сне, ни на яву Не видал до этих пор Я на ведрах медных шпор. 7 Лекции по зоологии в университете Вл. Соловьев слушал у профессоров А.П.Богданова и С.А.Усова. По зоологии беспозвоночных читал курс лекций в 1869?70 учебном году проф. А.П.Богданов (см.: Лукьянов С.М. О Вл. С.Соловьеве в его молодые годы. Пг., 1916. Кн. 1. С.138 — 139). 8 У каждой зверушки свои игрушки. Каждому зверю суждено подохнуть (нем.). 9 См.: Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики?? Полн. собр. соч. М., 1910. Т. IV. С. 229 — 233. 10 Иер. 48, 10. 11 Фил. 3, 8. 12 Вольное изложение взглядов Фридриха Ницше, чья творческая деятельность прекратилась в 1889 г. в связи с душевной болезнью. 13 См.: Гоголь Н.В. Ревизор. Дейст. 1. Явление 1. 14 1 Мак. 1, 1 — 5. 15 Колос. 1, 18; Деян. 26, 23. 16 чандалы — первонач.: низшая каста у индусов. 17 Гал. 4, 9; Кол. 2, 8, 20. 18 Лук. 1, 46 — 47, 49, 51 — 53. 19 Пс. 8, 5. 20 На соборе в Эфесе в 449 г. Александрийский патриарх Диоскор принудил церкви признать монофизитство — учение, по которому природа Христа не богочеловеческая, но только божественная. В 451 г. на IV Вселенском соборе (Халкидонском) монофизитство было осу ждено как ересь. Последователи этого учения отказались подчиниться постановлению собора и выделились в отдельную церковь (см.: Соловьев Вл. Монофизитство?? Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. С.421 — 424; Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XIX (2). С. 786 788). 21 1 Коринф. 6, 3. 22 1 Коринф. 15, 26. 23 Это, ставшее впоследствии расхожим, определение есть, по-видимому, результат знакомства Вл. Соловьева с некоторыми этнографическими исследованиями (см.: Собр. соч. Т. 2. С. 151). 24 См.: Критика отвлеченных начал XXVI (наст. том с. 593 — 596). 25 См.: Повесть временных лет 986 — 988. 26 Рим. 2, 15. 27 дух (лат.). 28 См.: Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 426. 29 Категорический императив Канта: " …поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы " (Кант Н. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 261).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1. Аввакум прот. Из сочин. Бороздина. 2. Бл. Августин , еп. Иппон. Издан. 1879–1895 г. 3. О. Александров. Выписки и крит. разб. соч, Усова о мироп. священносл. Издан. 1907 и 1903 г. 4. Св. Амвросий медиол. Бог . Макар. 5. Св. Андрей кесар. Толк. апок., изд. 1882 г. 6. Апология Швецова. Изд. 1889 г. 7. Апостол толк. 8. Арменопул. 9. Арсения летопись. Издан. 1880 г. 10. Св. Афанасий вел. Издан. 1903 г. 11. Апокалипсис трехтолк. 12. Бароний, печат. в Москв. в 1719 г. 13. Бесед. апост. св. И. Злат. 14. Библия . Ветх. Зав.; Бытия.; Исход.; Левит; Числ.; I Цар.; II Парал.; Неемии; Исая.; Притч.; Премудр. Соломон.; I. Сирахов.; Исаии; Иерем.; Иезек.; Даниила; Осии; Аввак. – Новый Зав. Евангелие Матфия; Марка; Луки; Иоанна; Деяния св. апост. – Послания св. апост.; Иакова; 1 Петра.; 1 Иоанна; Римлянам; 1 Коринн.; 2 Коринфянам; Галат.; Ефес.; Филип.; Колос.; 2 Солун.; 1 Тим-фею; 2 Тимоф.; Титу; Евреям; Апокалипсис. 15. Благовестник, бл. Феофил. болт. 16. Богослужебные книги: Служебн.; Октоих; Мин. месячн.; Триодь цветн.; Каноны: причащен.; Пасхи; кресту. 17. Булгаков, настол. кн., изд. 1900 г. 18. Св. Василий вел., изд. ч. I и 2 1900 г., 3 ч.1891 г. 4, 1901 г., 5–7, 1892 г. 19. Василий, митр. Смирн. К истор. вопр. о прав. схизм. в прав. ц. 20. Ирен. Викентий Лирин. Изд. 1863 г. Огр. 21. Вулгарис, еписк. астрах. У Усова ц. врем. без еп., изд. 1901 г. 22. Кн. о Вере. 23. Св. Григорий богосл. 24. Св. Григорий двоесл. 25. Св. Григорий Нисск. Богосл. Мак. 26. Св. Дионисий ареоп. 27. Деяния вс. собор., Изд. Казан. акад. 1878–93 г. 28. Евангелие толков., еп. Михаила, Иоан., изд. 1887 г. 29. Евангелие учительное. 30. Евсевий Панфил, церков. истор. изд. 1858 г. 31. Св. Епифаний кипр., изд. 1882. 32. Св. Ефрем Сирин , изд. 1895–1900 г. 33. Захария Копист., Полинодия. 34. Зигабен, на Мф. 35. Златоустник. 36. Зонар с Богом. 37. Ивановский Н. крит. разб. учен. безп. о ц. и таин., изд. 1892 г. 38. Св. Игнатий богон., изд. 1888 г. Киев. 39. Св. Ипполит, еп. римск. изд. 1898–9. 40. Ипполитово слово, Бол. Соборн.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Bde. Koln, 1865—66. — Dr. F. Kober, “Die Suspension der Kirchendiener,” Tubingen, 1862. — Dr. F. Kober, “Der Kirehenbann,” Tubingen, 1863. — Dr. F. Kober, “Die Deposition und Degradation,” Tubingen, 1867. — Dr. K. Kellner, “Das Buss-und Strafverfahren gegen Kleriker,” Trier, 1863 — Dr. Ed. Katz, “Ein Grundriss des kan. Strafrechts,” Berlin, 1881. — Dr. Paul Hinschius, “Das Kirchenrecht der Katholiken und Protestanten,” Berlin, 1886 — 1897 (В этой книге речь идет об уголовном праве в IV т., стр. 691—864, в V т. и в первой части VI тома). 123 Communionis unum est nomen, sed diversi sunt actus. Aliud est communicare episcopum cum episcopo et alium communicare laicum cum eplscopo. Ορ tat. Μ ilev., De schismate Donatistarum. lib. VII, 6 [Migne, s. l., t. 11, col. 1093,1094]. 124 Втор., 19:21; Μ ф. 5:38—39. 125 Мф. 7:2; Марк. 4:24; Лук. 6:38; Колос. 3:25; 2 Сол. 1:6, 8; Иак. 2:13. 126 1Петр. 2:14. 127 Рим. 13:4. 128 Hinschius, System., IV, 747. Anm. 10. 129 Подобное этому читаем у Суворова: “Церковное наказание есть воздействие (reactio) против церковного преступления” ( Ο церк. нак., стр. 13), а в связи с этим он утверждает, что “церковные наказания могут состоять только в лишении благ или прав церковных,” т. е. в известном зле. Ср. Hinschius., System., IV, 747, где это учение изложено подробно. 130 Ап. пост., II, 48. 131 Ср. Анкир., 16, 17, 21, 24, 25; Неокес. 1; VII Всел. 1, и т.д. 132 1 Тим. 3:2; 7:10; Тит. 1и сл. 133 Ап. пр. 74; II Всел. 6; IV Всел. 21; Карф. 8, 19,129, 131. 134 Ап. правило, говоря о наказании, которое следует наложить на пресвитера, отпавшего от своего епископа, добавляет, что это следует делать μετα μαν , κα δευτραν , κα τρτην παρακλησιν (Аф. Синт., II, 39). 135 Ап. пост., II, 48; IV Всел. 19. В смысле выговора, о котором упоминает IV Всел. 19 пр., следует разуметь и 25 пр. Антиох. и 13 пр. Сердик. собора. 136 В правилах за подобные преступления определяется наказание виновного низвержением с высшей иерархической степени на низшую (с епископской на пресвитерскую, см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

Но не только по бытию Бог Отец есть первоисточник и первоначало для Сына и Духа Св., но и по деятельности. «Гераклеон, говорит Ориген , чтобы быть последовательным себе, утверждая, что Отец во всем ниже Сына, должен бы утверждать, что не от Отца чрез Слово или посредством Слова мир получил бытие, как говорится в Евангелии ( Иоан. 1, 17 ) – πντα δ αυта γνετо), но наоборот, что все получило бытие от Слова чрез Отца или посредством Отца, и в таком разе выходило бы, что Творец в творении мира был орудием Сына, а не наоборот. Но Свят. Писание ясно говорит: той рече и быша, той повеле и создашася ( Пс. 32, 9 ), то есть повелел нерожденный ( γννητος), Бог Отец, Перворожденному всякой твари, и Он создал все, не только видимый мир и все, что в нём, но и невидимый – аще престола, аще господствия, аще начала, аще власти, – и Той есть прежде всех (1 Колос. 1, 16. 17). Таким образом все получило бытие чрез Слово, но не от Слова, а от Того, который есть больше и выше Слова: от Отца» 307 . Две грубые, совершенно чуждые православию неправды, по мнению Гуэция 308 , заключает в себе это место, из которых первая та, что Сын называется меньшим Отца, а во 2-х та, что творение приписывается одному Отцу с участием только Сына в виде страдательного орудия, или в виде служителя. Но на самом деле Ориген не имел в виду ни той ни другой неправды. Первого рода обвинение сам Ориген слышал от Цельса, который говорит, что Богу, как всемогущему, непристойно кому-нибудь повелевать, чтоб было то-то и то-то, – и отвечал на его слова таким образом: действительно было бы так, если бы Бог повелевал кому-нибудь чуждому или низшему Его, как бы нуждаясь в его помощи; но Бог поручает это рожденному из собственного существа своего – Слову. Ибо кто же другой мог совершить такое требовавшее Божественного всемогущества дело, как не Тот, Который есть живое Слово Отца 309 ? Если же нет ничего недостойного для Бога -Отца поручать творение Сыну, то очевидно, что точно также ничего нет непристойного и для Сына исполнить это поручение.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/dogmati...

    (Слово 73, с. 369) Любовь к ближним — признак духовного совершенства.    Достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворяются сим, как Моисей сказал Богу: «аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси» (Исх. 32:32); и как говорит блаженный Павел: «молил бых ся отлучен быти от Христа по братии моей», и так далее (Рим. 9:3); и еще: «ныне радуюся в скорбех о вас, язычниках» (Колос. 1:24). И прочие Апостолы за любовь к жизни человеков прияли смерть во всяких ее видах.    Конец же всего этого вкупе — Бог и Господь. По любви к твари Сына Своего предал Он на крестную смерть. «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть» за него на смерть (Иоан. 3:16), не потому, что не мог искупить нас иным образом, но Он научил нас тем преизобилующей любви Своей; и смертию Единородного Своего Сына приблизил нас к Себе. А если бы у Него было что более драгоценное, и то дал бы нам, чтобы сим приобрести Себе род наш. И, по великой любви Своей, не благоволил стеснить свободу нашу, хотя и силен Он сделать это, но благоволил, чтобы любовию собственного нашего сердца приблизились мы к Нему. И Сам Христос, по любви Своей к нам, послушен был Отцу Своему в том, чтобы с радостию принять на Себя поругание и печаль, как говорит Писание: «вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив» (Евр. 12:2). Посему-то Господь в ту ночь, в которую был предан, сказал: «сие есть тело Мое, еже за мир даемо» в жизнь (Лук. 22:19); и: «сия есть кровь Моя, ...яже за многия изливаема во оставление грехов» (Мф. 26:28); и еще говорит: «за них Аз свящу Себе» (Иоан. 17:19). Так достигают сего совершенства и все святые, когда соделываются совершенными и уподобляются Богу излиянием любви своей и человеколюбия ко всем. И домогаются святые сего признака — уподобиться Богу совершенством в любви к ближнему. Так поступали и отцы наши, иноки, когда для оного совершенства всегда принимали в себя уподобление, исполненное жизни Господа нашего Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3) Молитвы к святым напрасны и бесполезны; «живые знают, – говорит Премудрый Соломон, – что умрут, а мертвые ничего не знают и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению " (Екклез. 9:5). «Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него» ( Мф. 6:8 ). 3) Нет, неправильно рассуждают сектанты, говоря, что молитвы наши к св. угодникам Божиим напрасны и бесполезны, ибо «много может усиленная молитва праведного», говорит апостол Иаков (5:16–18); потому что «очи Господа обращены к праведным и ум Его к молитве их» ( 1Пет. 3:12 ; Пс. 33:16 ). Сам Господь многократно повелевал людям-грешникам обращаться к праведным людям, которые помолились бы за них. Так Господь сказал Авимелеху: «он (Авраам) пророк и помолится о тебе и ты будешь жив... и помолился Авраам Богу и исцелил Бог Авимелеха» ( Быт. 20:7–17 ). Когда друзья многострадального Иова оскорбили Господа своими речами, то Бог сказал: «пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву, и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов... И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих» ( Иов. 42: 8, 10 ). Не только к праведным людям с молитвами повелевает обращаться слово Божие, но и ко всем верным христианам, потому невозможно представить христиан без взаимной друг за друга молитвы. «Братия! говорит апостол Павел, – молитесь за нас» ( 1Сол. 5:25 ). Прося верных братьев молиться за него, ап. Павел в другом месте говорит христианам: «не перестаем молиться о вас» ( Колос. 1:9 ; Деян. 12:5 ; Ефес. 6:18–19, 1:16 ; Филим. 1:4 : Колос. 4:3 ; Солун. 5:17: 1Тим. 2:1 ). Сектанты говорят, что молиться можно людям живым за живых; но это неверно, потому что «Бог несть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лук. 20:38 ). Да и не может прекратиться любовь у людей, молившихся за своих ближних, потому что сказано в Св. Писании: «любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ). Из текстов Св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

§ 98. Действительность каждого из действий Промысла Божия Приписывая Богу вообще промышление о мире, Священное Писание и вслед за ним учителя Церкви приписывают Ему, в частности, и каждое из действий промысла, как-то: 1) Сохранение тварей. В Священном Писании это проповедуют - а) Псалмопевец во всем 103 псалме, и особенно в следующих стихах: все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время (27); Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом (28); скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются ; (29); пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли (30); 6) пророк Исаия: поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает (Ис. 40:26); в) апостол Павел: Бог не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё (Деян. 17:25); Он (Сын Божий) есть прежде всего, и все Им стоит (Колос. 1:17). Из учителей и писателей Церкви тоже самое повторяют, например: а) Афинагор : «необходимо, чтобы признающие Бога Творцом всего, приписывали Его премудрости и правде и сохранение ( φυλακν ) всего существующего, если желают остаться верными собственным началам;» б) Василий Великий : «всякое сотворенное естество, и видимое и умопредставляемое, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении;» в) Афанасий Великий : «всемощное и святейшее Слово Отца, обтекая все, и повсюду проявляя силы свои, и освещая все видимое и невидимое, все содержит и объемлет в Себе, так что ничего не оставляет непричастным силы своей, но все и чрез все, каждое существо порознь, и все существа вместе, оживляет и сохраняет;» г) Иероним : «будем знать, что мы ничто, если бы Бог сам не сохранял в нас то, что даровал нам, как говорит Апостол: не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9:16).» 2) Содействие или попущение тварям. Мысль о содействии Божием тварям, особенно тварям нравственным, выражает Священное Писание, когда говорит, что Бог держа все словом силы Своей (Евр. 1:3), все животворящим (1 Тим. 6:13); что хотя между существами сотворенными действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех (1 Кор. 12:6); что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Фил. 2:13), мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17:28). Мысль о попущении Божием выражается, например, у св. апостола Павла, когда он пишет о язычниках: то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте (Рим. 1:24), и далее: потому предал их Бог постыдным страстям (26), и еще: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства (28); или, когда он говорит об Иудеях: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат (Рим. 11:8), заключил Бог в непослушание (32). Так же учат ев. Отцы и учители Церкви:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010