– утверждать избранных членов синода и назначать новых; – в установленное время выносить на обсуждение те или иные вопросы; определять распорядок работы синода; – председательствовать лично или через делегированное им лицо; – закрывать, переносить, приостанавливать или распускать синод. Если Апостольский Престол остаётся вакантным, то синод в ходе своей работы или (или, по крайней мере, уже созванный) ipso iure приостанавливает свою работу до тех пор, пока новый Папа не вынесет решение о его роспуске или продолжении (кан. 347, § 2). Раздел третий. Кардиналы Святой Римской Церкви 1. Общие положения Кардиналы Святой Римской Церкви, называемые также Отцами Кардиналами или просто Кардиналами – это самые высокопоставленные сотрудники Римского Первосвященника. Их должности относятся к области церковного, а не божественного права. В совокупности своей Кардиналы образуют особую коллегию, называемую обычно «Священной Коллегией» (Sacrum Collegium), которая действует практически как «сенат» Первосвященника и обладает правами юридического лица. Основной задачей Коллегии Кардиналов является избрание Римского Первосвященника, регулируемое в настоящее время Конституцией Romano Pontifici eligendo [«Избранию Римского Первосвященника»] от 1975 года. Как уже было сказано выше, Римского Первосвященника избирают не все Кардиналы, а лишь те, которым к началу Конклава ещё не исполнилось восьмидесяти лет, как установлено в Motu Proprio Ingravescentem aetatem [«Отягощающий возраст»] от 1970 года. В этом документе также уточняется, что число Кардиналов-избирателей не должно превышать 120 человек. Кроме того, Кардиналы сотрудничают с Римским Первосвященником – как коллегиально, в составе Консистории (Consistorium), так и поодиночке – в различных службах, возглавляя их деятельность, касающуюся прежде всего «повседневных забот Вселенской Церкви» (кан. 349). Как правило, Кардиналы возглавляют ведомства и другие постоянные службы Римской курии и Града Ватикан. По установившейся традиции Папа обычно жалует кардинальскую берету (т.е. пурпурную шапку) Епископам самых значительных диоцезов католического мира. 2. Коллегия Кардиналов (Collegium Cardinalium)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Это совершенно верно, но из этого не следует, что послание не выражало действительного его мнения об ордене. Несомненно, папа пришел к убеждению, что орден сеет смуту и вредит процветанию церкви. Эту точку зрения разделяли и некоторые кардиналы, потому что со времени Бенедикта XIV иезуиты имели в священной коллегии немало ожесточенных врагов. Поэтому неудивительно, что курия бросила иезуитов на произвол судьбы. 16 августа послание было сообщено римским иезуитам и генерал Рикки был заключен в замок Святого Ангела. Здесь с ним обращались мягко; но ему так и не суждено было выйти на свободу, хотя его не могли обвинить в каком-либо преступлении. 22 ноября 1775 года он умер в тюрьме, став жертвой той ненависти и того недоверия, которые возбудил против себя орден во всей Европе. Климент XIV сошел в могилу раньше его, 22 сентября 1774 года. Иезуитов обвиняли в том, что они отравили его. Это давно уже опровергнутая басня. Но эта басня поучительна: она показывает, какие деяния могли приписывать иезуитам в конце XVIII века не только свободные мыслители, но и кардиналы римской церкви. Восстановление ордена Как встретили послание о роспуске ордена иезуиты и все христиане-католики? Орден подчинился ему с покорностью лишь там, где правительства привели послание в исполнение. При этом, конечно, не было недостатка в протестах и в самых невероятных попытках унизить и загрязнить память Климента XIV. Образованная Европа встретила уничтожение ордена с восторгом; народ почти всюду отнесся к нему безучастно. Кое-где слышались громкие жалобы монахинь и других ревностных сторонников культивируемого орденом благочестия. Но нигде, ни в Европе, ни вне ее, исполнение послания не встретило серьезного сопротивления со стороны масс. Создается впечатление, что орден везде потерял всякое доверие к себе. Общественное мнение не обнаружило никакого сочувствия к трагическому элементу его падения; оно отнеслось почти равнодушно к тем жестокостям, которые совершил Помбал. В несправедливостях, которым подверглись в разных местах иезуиты, видели справедливое возмездие или, по крайней мере, считали их необходимыми в интересах прогресса, «просвещения и добродетели».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Тем не менее, представители католической стороны были воодушевлены началом диалога с князем и полагали, что его можно будет убедить примкнуть к затеваемой ими новой унии. В начале июля 1583 г. в Кракове в присутствии короля Стефана Батория состоялось совещание, во время которого прозвучала мысль о создании униатского патриархата в Речи Посполитой. В совещании приняли участие Болониетти, Поссевино и перешедший в унию с Римом грек – архиепископ Кизический Дионисий Ралли-Палеолог. Как сообщал нунций Болониетти в письме к кардиналу ди Комо, в ходе дискуссии было выдвинуто предложение об учреждении в Остроге самостоятельного патриархата с последующим подчинением ему православных епископов Речи Посполитой. Учредить такой патриархат должен был бы Папа Римский и он, таким образом, изначально стал бы униатским. Болониетти писал в Рим о том, что возглавить этот патриархат, как ему кажется, был бы не прочь сам Дионисий Ралли-Палеолог. Дальнейшее развитие проекта создания униатского патриархата в Речи Посполитой связано с идеей привлечения к этому предприятию Константинопольского Патриарха Иеремии II Траноса. Причем, в деле его привлечения к унии значительная роль вновь отводилась князю Острожскому. Положение Иеремии в Стамбуле было крайне тяжелым в условиях произвола османских властей, и католические деятели надеялись извлечь выгоду из кризисного состояния Константинопольского Патриархата. Контакты, установившиеся между Патриархом Константинопольским и направленными в Стамбул в 1575 г. представителями Доминиканского, Францисканского и Иезуитского орденов, также вселяли в Риме определенную надежду на подчинение Иеремии II папской власти. Патриарх Иеремия не только одобрительно отнесся к созданию в Риме Греческого коллегиума, но даже направил туда на учебу двух своих племянников. В конце 1583 г. Иеремия II был смещен турецкими властями с Константинопольской Патриаршей кафедры и сослан на о. Родос. В связи с этим в Риме возник план освободить Иеремию, в надежде использовать благодарного за спасение Патриарха в дальнейших униатских планах относительно Руси. Идея добиться переезда Патриарха Иеремии куда-либо в славянские страны и использовать перемещение Вселенской Патриаршей кафедры в униональных целях, вероятно, принадлежала кардиналу ди Комо, который озвучил ее в письме к Поссевино в апреле 1584 г.

http://bogoslov.ru/article/373816

Таково было прошлое человека, который при столь неблагоприятных обстоятельствах должен был взойти на престол св. Петра. Когда он был избран, и к нему обратились с обычным вопросом: «Принимаешь ли ты это избрание?» он отвечал: «Нет! отмените его! Вы избираете труп». Но телесная слабость никогда не считалась препятствием для избрания, а в некоторых случаях даже особенно предпочиталась для человека, которому предстояло управлять римскою церковью. Так как Делла-Генга находился на рубеже между одром болезни и одром смерти, то это, именно, и было одним из тех обстоятельств, которые сделали возможным его избрание. Кардиналы думали, что при столь немощном папе можно делать, что угодно, и немедленно после его избрания навязали ему особый совет из кардиналов, в надежде, что этот совет и будет управлять от имени папы. Однако Лeb XII оказался еще достаточно крепок и телесно, и духовно, чтобы обойтись без такого опекунства. Он не захотел признать навязываемых ему советников в качестве государственного совета и никогда не созывал его на заседания. Но положение новоизбранного папы было, действительно, плачевное. Вскоре после избрания он впал в продолжительную болезнь, вследствие которой все пришло в застой. Геморроидальные страдания Льва XII, от которых он уже давно страдал в течение нескольких лет, усиливались все более, и от потери крови он становился все слабее. При таких обстоятельствах приходилось думать о новом конклаве, и дипломаты уже начали свою деятельность в этом отношении. Австрия и Франция надеялись на избрание кого-нибудь из зелантов. Коллегия кардиналов собиралась на заседания, и жители Рима ежедневно ожидали, что вот-вот раздастся звон колоколов на Капитолии с извещением о кончине папы. Между тем Лeb XII оправился, но лишь для того, чтобы всецело отдаться в руки иезуитов, которые с этого времени собственно и стали у кормила римско-католической церкви, направляя корабль ап. Петра к пристани самого крайнего ультрамонтанства. Влияние иезуитов обнаружилось уже в его первом окружном послании от 5 мая 1824 года, которое он, по обычаю пап при восшествии на престол, разослал всем патриархам, архиепископам и епископам римской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Кардинал примас Радзиевский, лютый враг Августа, не слыша неприличного замечания шведа, сказал тем вкрадчивым, смиренно повелительным голосом, какому прилежно учат в иезуитских коллегиях со времен Игнатия Лойолы. Он сказал: — Желание вашего королевского величества уклониться от борьбы — не более чем минутная слабость… Цветы вашей души поникли под суровым ветром, — мы умиляемся… Но корона католического короля, в отличие от шляпы, снимается только вместе с головой. Будем со всем мужеством говорить о сопротивлении узурпатору и врагу церкви, каков есть курфюрст саксонский Август, дурной католик. Мы послушаем, что скажет полковник Горн. Кардинал примас, шурша шелком пышной пурпуровой рясы, отражавшейся в навощенном полу, грузно повернулся к шведу и повел рукой столь изысканно, будто предлагал ему сладчайшее кушанье. Полковник Горн толкнул стул, расставил крепкие ноги в смазных ботфортах (поношенный сюртук и грубые ботфорты с раструбами он носил, как все шведы, в подражание королю Карлу), сухо кашлянул, прочищая горло: — «Я повторяю: военный совет должен быть военным советом, а не разговором о цветочках. Я буду оборонять Варшаву до последнего солдата, — такова воля моего короля. Я приказал, — с наступлением темноты моим фузилерам стрелять в каждого, кто выходит за ворота. Ни одного труса не выпущу из Варшавы, — у меня и трусы будут драться! Мне смешно, — у нас не меньше войска, чем у Августа. Об этом лучше меня знает великий гетман князь Любомирский… Мне смешно, — Август нас окружает! Это лишь значит, что он дает нам возможность разбить себя по частям: на юге — его пьяную шляхетскую конницу, на восток от Варшавы — атамана Данилу Апостола, казаки которого легко вооружены и не выдержат удара панцирных гусар… Фельдмаршал Шуленбург найдет свою могилу, не доходя до Варшавы, — за ним, несомненно, гонится мой король. Единственная значительная опасности — это одиннадцать русских полков князя Голицына, но, покуда они тащатся пешком от Бреста, мы уже уничтожим Августа, им придется или отступать, или умирать.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Иезуиты были главными организаторами и распространителями Лиги или Союза, во главе которого стоял кардинал де Лоррен; кардинал и герцог Гиз были душою Лиги. Когда Генрих III приказал их убить и вступить в союз с королем Наваррским, к которому по законам переходил его престол, иезуиты поклялись в ненависти к обоим королям и, в отмщение за убийство своих благодетелей, перенесли всю свою любовь на герцога Майена, которому впоследствии изменили. У Генриха III остался только отец Оже. В следующей книге мы подробно опишем эти события. Глава III Папа Пий IV дает ордену новые привилегии. – Его булла. – Как смотрят иезуиты на свои привилегии. – Состояние ордена в Европе. – Испания. – Португалия. – Венеция. – Бавария. – Испанские Нидерланды. – Северные государства. – Германия. – Канизий, его сочинения. – Рим. – Пий V хочет преобразовать орден, он терпит неудачу. – Состояние ордена в Америке. – Бразилия; убийство Ацеведо и семидесяти иезуитов. – Флорида. – Перу. – Мексика. – Франциск Борджиа поддерживает азиатские миссии. Смерть Франциска Борджиа и Пия V. 1565–1572 Франциск Борджиа, сопровождавший во Францию кардинала Александрини, стал генералом иезуитов с 1565 года, года смерти Лайнеса и папы Пия IV. Папа этот был очень предан иезуитам и дал Лайнесу следующую буллу, которую стоит занести в историю: «Возлюбленные сыны! В объяснении своем, присланном нам недавно, вы говорите, что папа Юлий III, наш предшественник, даровал вашему ордену право награждать учащихся в его коллегиях – даже и таких, которые не подведомственны университетам, – степенями бакалавра, лиценциата и даже доктора, как по факультету искусств, так и по богословскому; лица эти, удостоившись ученой степени, могут сами заниматься преподаванием и пользоваться всеми привилегиями, преимуществами, льготами, свободами и правами, которыми, после долгого и тщательного испытания, обыкновенно, пользуются студенты университетов; далее вы пишете, что намерение папы было, чтобы ваши воспитанники, и не бывши в университете, тем не менее, пользовались всеми этими привилегиями, так, чтобы не было разницы между студентами университетов и вашими воспитанниками; а так как коллегии ваши находятся во многих таких городах, где университеты требуют известной присяги, которую ваши воспитанники не хотят и не могут принять, то им не следует получать ученые степени из рук университетских ректоров. Затем, вы объясняете, что папа Павел III, наш предшественник, как явствует из его буллы, освободил ваш орден от каких бы то ни было десятин и налогов, но, так как в упомянутой булле он не выразился точно о различии между вашими монастырями и вашими коллегиями, которые могут иметь и имеют недвижимое имущество, то вы, опасаясь, как бы впоследствии, когда вы захотите, воспользоваться вышеупомянутой буллой, не возникло для вас беспокойства, обращаетесь к нам с просьбой объяснить, подтвердить и дополнить распоряжения нашего предшественника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

5-15 ноября Собор рассматривал проект документа " О пастырских обязанностях епископов в Церкви " (De pastorali munere episcoporum in Ecclesia). Помимо тезиса об управлении Римо-католической церковью епископской коллегией во главе с папой концепция документа содержала новую модель формирования Римской курии . Епископов и кардиналов для работы в конгрегациях курии предлагалось выбирать на национальных епископских конференциях, представив выбранные кандидатуры на утверждение папе (вместо прежнего единоличного назначения папой). Видя в этом ограничение примата папы, " традиционалисты " потребовали прекратить обсуждение этого вопроса, и проект " О епископах " был отложен для новой доработки в свете планируемого решения вопроса о коллегиальности. 18 ноября-2 декабря обсуждался проект документа " Об экуменизме " (De Oecumenismo). Было затронуто два дискуссионных вопроса: о необходимости развития Римо-католической церковью экуменизма и о религиозной свободе. " Традиционалисты " подвергли критике содержавшуюся в проекте оценку " отделенных братьев, " смягчение различий между Римо-католической церковью и другими христианскими церквами, признание виновности Римо-католической церкви в случившихся разделениях и частичное признание благодатности таинств и молитв в " некатолических сообществах. " Критике со стороны кардиналов- " интегристов " А. Баччи и Э. Руффини подверглось рабочее название проекта " О началах католического экуменизма, " замененное по их требованию на " О католических началах экуменизма. " 5-я глава о религиозной свободе стала предметом самых напряженных за весь период Собора дискуссий. По предложению " прогрессистов " и по решению папы эта глава была вынесена из проекта " Об экуменизме " и объединена с декларацией " О религиозной свободе, " а весь проект был направлен на дальнейшую доработку. 22 и 25 ноября состоялись голосования по окончательному принятию конституции о священной литургии ( " Sacrosanctum concilium " ) и декрета о средствах массовой коммуникации ( " Inter mirifica " ). В конституции о литургии, ставшей основой литургической реформы Римо-католической церкви, излагалась умеренная позиция в отношении реформ, и она не вызвала неприятия у соборных " интегристов " (2147 голосов против 4). Декрет " Inter mirifica " был существенно доработан соборными комиссиями и в итоге 1960 участника проголосовали " за, " 164 - " против. "

http://drevo-info.ru/articles/23485.html

381 Издание, сделанное in fol., имело два заглавия. На первом листе стояло заглавие «Biblia Sacra Vulgatae editionis tribus tomis distincta. Romae ex typographia Apostolica Vaticana M. D. XC»; на втором листе – «Biblia Sacra Vulgatae editionis ad concitii Tridentini praescriptum emendata et a Sixto V P. M. recognita et approbata. Romae ex typograph. Apostol. Vat. M. D. XC». Ниже – слова: «accipe et devora». Далее были помещены: определение Тридентского Собора «de canonicis scripturis» и булла Сикста V «Aeternus il е et cet». – В настоящее время издание это составляет библиографическую редкость, так как и те немногие экземпляры, какие были выпущены в свет, были потом по повелению Климента VIII большей частью отобраны. 382 (Bellarmino, Bellarmine, итал. Roberto Francesco Romolo Bellarmino, Роберто Франческо Ромоло Беллармино) БЕЛЛАРМИНО (Bellarmino) Роберто Франческо Ромоло (1542–1621) – католический богослов, иезуит, кардинал (с 1599); деятель Контрреформации. Основное сочинение – «Рассуждение о спорных вопросах христианской веры против еретиков нашего времени» (1581–93). Память в Католической церкви 17 сентября. 383 Кроме двух, также как и в Библии Сикста V, заглавий, а также определения Трид. Собора de canonicis scripturis, в предисловии в этому изданию помещены: кард. Беллармина – «Pracfatio ad lectorem», в котором ученый кардинал оправдывает появление этого нового издания и в частности – обозначение его именем того же Sixti V, и затем – булла Климента VIII «ad регретиат memoriara: Сит sacrorum Bibliorum Vulgatae edit ect». В следующем 1593 г. явилось второе издание, причем текст был еще раз пересмотрен. В 1598 г. тем же Климентом VIII сделано было еще новое издание, составляющее, впрочем, перепечатку с некоторыми изменениями издания 1598г. 384 Верчеллоне Карло – (Vercellone) ученый римский богослов, родился в 1814 году в Пьемонте, поступил в конгрегацию барнабитов и впоследствии управлял их коллегией в Риме, где и умер в 1869. Он известен своей критикой библейских текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Крошечный городок Кастель Гандольфо , где Бенедикт XVI, как и его предшественники проводил летний отдых, в последнее время жил в предвкушении сегодняшнего дня. По словам его мэра Мильвы Моначези, жители города считают папу Бенедикта своим гражданином. Сегодня на единственной площади и прилегающим к ней улочкам Кастель Гандольфо собралось не менее 10 тыс. человек. Выходящие на площадь балконы ломились от людей. Находящуюся на этой же площади мэрию украшали огромные слова «Спасибо». В 17.40 папа вышел на балкон Апостольского дворца. «Спасибо вам всем, — сказал он. — Мне очень дорога ваша симпатия. Отныне я простой паломник, совершающий последнюю часть своего пути, и вместе мы будем идти к Богу». В завершение, к удивлению некоторых, он пожелал всем спокойной ночи, хотя не было еще и шести. Комментаторы объяснили эту фразу намерением понтифика подчеркнуть, что он удаляется от мирских дел. Но не исключено, что он просто устал от сегодняшнего долгого прощания. Люди приветствовали Бенедикта XVI аплодисментами и улыбками. Похоже, уныние, охватившее верующих в день известия об отречении понтифика сменилось радостным просветлением. В 19.50 стоявшие на посту швейцарские гвардейцы закрыли тяжелые средневековые ворота апостольского дворца, и швейцарская гвардия покинула его. На пост охраны заступила жандармерия Ватикана в знак того, что проживающий во дворце человек отныне не папа. Рара emerimo (заслуженный папа) – такой титул будет теперь носить Бенедикт XVI, отрекшийся от престола, но не от своего имени. С 20.00 в римской католической церкви наступил период, называемый sede vacante, что означает, что Святой престол никем не занят. В эти минуты, согласно ритуалу, были опечатаны его апартаменты в Ватикане и сломаны перстень и печать – символы папской власти. С этого времени, по его собственным словам, Бенедикт XVI «стал невидимым миру». Одновременно руководство римской католической церковью перешло к декану кардинальской коллегии кардиналу Анжело Содано и кардиналу камрарию Тарчизио Бертоне.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Третьяковской галерее открылась выставка шедевров Пинакотеки Ватикана Выставка будет работать до 19 февраля МОСКВА. Выставка " Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо " , вернисаж которой состоялся в среду в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке в Москве, состоялась по инициативе президента России Владимира Путина и папы Римского Франциска, никогда ранее подобная коллекция не покидала пределы Ватикана, рассказала на открытии выставки директор галереи Зельфира Трегулова. " Этот проект по инициативе президента России Владимира Владимировича Путина и папы Римского Франциска. Около двух лет мы работали над этим проектом, это было очень тесное, очень плодотворное сотрудничество. Я не преувеличиваю, когда говорю, что никогда, ни в одно государство мира не выезжала такая представительная коллекция " , — сказала Трегулова. Заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович отметил, что открытие выставки — это очень большое событие в культурной жизни Москвы, России, нашей совместной культурной жизни с Италией, и поблагодарил от лица правительства России итальянских коллег и руководство Ватикана.     " Действительно, ни одна страна в мире не видела такую коллекцию в одном месте, причем таком замечательном месте, как Третьяковская галерея. Мы сможем насладиться этими великими произведениями искусства. Все это стало возможным благодаря нашим близкими культурным и человеческим связям, доверию между нашими странами и их руководителями " , — сказал Дворкович, выразив благодарность бизнесмену Алишеру Усманову за поддержку выставки. Дворкович отметил, что в начале 2018 года выставка шедевров Третьяковской галереи пройдет в Ватикане. Кардинал Джузеппе Бертелло рассказал, что Ватикан впервые вывозит 42 работы, что составляет значительную часть собрания пинакотеки, потому что между Римом и Россией есть духовная связь. " Эти произведения имеют духовный посыл, все они связаны с религиозными сюжетами. Я надеюсь, что эта выставка подтвердит нашу дружбу, выразителем которого является искусство " , — добавил кардинал. В экспозицию вошли редчайший образ римской школы XII века " Христос Благословляющий " , работа Маргаритоне д " Ареццо " Святой Франциск Ассизский " (XIII век), " Иисус перед Пилатом " кисти Пьетро Лоренцетти, " Чудеса святого Винченцо Феррера " Эрколе де Роберти, фрески с изображением ангелов Мелоццо да Форли. Высокий Ренессанс (XVI век) представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе, а также картинами караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), Для широкого зрителя выставка откроется 25 ноября и будет работать до 19 февраля. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/text/6773511.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010