В IX-XI вв. с развитием в Зап. Европе соборных капитулов должность Д. распространилась в капитулах августинских регулярных каноников . Во главе капитулов могли стоять архипресвитер, архидиакон, приор (praepositus) или Д. (часто Д. был 2-м по рангу должностным лицом). Д. мог стать только клирик в сане священника или диакона (Decret. Gratian. D. 41. c. 3; D. 60. c. 1-3; Liber Extra. X 1. 14. 1). Он избирался на собрании капитула и затем утверждался епископом (Liber Extra. X. 1. 6. 33; X 2. 28. 45). Подчиняясь главе капитула, Д. надзирал за исполнением обязанностей и нравами каноников, во главе каноников сослужал епископу и проводил службы во время его отсутствия. Позднее функции Д. были расширены. В некоторых еп-ствах существовали заместители Д.- субдеканы (subdecani), также избираемые из членов капитула (Liber Extra. X 1. 23. 7; X. 2. 15. 2). В Новое и Новейшее время в католич. Церкви сохранилось 2 основных типа Д.: Д. капитулов и Д. приходов. Последние, как главы приходов (городских и сельских), выступают представителями епископа по ряду вопросов. Отсюда наряду с обычным наименованием (decanus christianitatis) за ними закрепилось еще одно обозначение - vicarius foraneus (от лат. foras или foris - вне (дома), снаружи), т. е. викарий, представляющий епископа вне его резиденции. В Кодексе канонического права 1983 г. термины «decanus» и «decanatus» часто заменяются «vicarius foraneus» (окружной викарий), «vicariatus foraneus» (окружной викариат). Согласно действующему Кодексу канонического права, Д. назначается епископом на определенный срок (CIC. 553-555), если только еп-ство не имеет особых привилегий. Д. приходов являются представителями епископа, под их контролем находятся по неск. городских или сельских приходов. Они следят за исполнением епископских распоряжений и дают регулярный отчет епископу о состоянии дел во вверенных им приходах (CIC. 555). В Римско-католической Церкви Д. называют главу коллегии кардиналов (decanus sacri collegii, cardinalis decanus). В отсутствие папы Римского кардинал-Д. председательствует на собраниях коллегии, как старший судья руководит работой папского суда Rota Romana (CIC (1917). 237 § 1-2; CIC. 352 § 1-2). Заместителем Д. в коллегии кардиналов является субдекан, избираемый кардиналами и утверждаемый папой. Кардинал-Д. рукополагает во епископа избранного папу в случае, если тот не обладает епископским саном (CIC (1917). 239. n 24 § 2; CIC. 355 § 1). По традиции должность кардинала-Д. принадлежит кардиналу-епископу Остийскому (CIC. 350 § 4).

http://pravenc.ru/text/171607.html

Тем не менее начиная с этого момента ориентация на классическую традицию утвердилась в заказах кард. Мендосы вплоть до конца его жизни. В завещании (1494) он выразил желание, чтобы ретабло капеллы коллегиума Санта-Крус было сделано «на античный манер». Здание коллегиума, несмотря на приказ кардинала, не было снесено, но лишь получило новый декор (к 1494, Лоренсо Васкес?). Главный фасад разделяется контрфорсами, украшенными пилястрами. Центральная часть стен покрыта рустом. Главный портал обрамлен резными пилястрами с антаблементом и полуциркульной аркой, в тимпане которой было помещено скульптурное изображение Богоматери и коленопреклоненного кардинала. Выше зодчий поместил окно, завершенное фронтоном, и над ним - скульптурные геральдические символы. Т. о., центральная часть фасада здания коллегиума Санта-Крус по сути повторяла композицию ретабло, характерную для построек стиля исабелино, но создавала ее новыми средствами - с использованием языка классической архитектуры. «Новый собор» в Саламанке. 1513–1733 гг. «Новый собор» в Саламанке. 1513–1733 гг. Постепенно элементы декора в античном стиле начали появляться и в постройках, возводившихся по повелениям «католических королей». В первую очередь это касается созданных архит. Энрике Эгасом королевских госпиталей в Сантьяго-де-Компостела (1501-1511), Толедо (совместный заказ королей и кард. Мендосы, 1504-1514) и Гранаде (1511-1527). В этих постройках классические элементы использовались еще согласно законам готического искусства. Это отчетливо видно на примере декора портала госпиталя Санта-Крус в Толедо, в котором полуколонны, поддерживающие антаблемент, изгибаются, повторяя очертания архивольтов арки. Однако во влиянии на формирование нового архитектурного стиля продолжали лидировать представители семейства Мендоса. В 1509 г. началось строительство дворца Ла-Калаорра около Гранады по заказу дона Родриго де Вивара-и-Мендоса, маркиза де Сенете. Первоначально для руководства работами был приглашен уже упоминавшийся архит.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Отправляя в Рим своих кандидатов, епископы одновременно присылают и письменную аттестацию их по точно формулированным коллегиумом вопросным пунктам. Но и не из каждой епархии даже епископом рекомендованные юноши принимаются в Коллегиум-Пропаганды; на это имеют право только «страны миссионерские», т. е., нуждающиеся в миссионерах, – страны, в которых сильно распространилось протестантство, какие-либо другие ереси, или где есть еще много языческих дикарей, не просвещенных христианским учением. При конкуренции опять обращается внимание на то, какая местность больше нуждается в миссионерской деятельности. Из местностей последнего рода принимают юношей и моложе установленного возраста, но помещают их не в Коллегиум-Пропаганды, а в какое-либо другое учебное заведение с гимназическим курсом и только, по достижении ими 14 лет, уже берут их в коллегиум. Поступив в коллегиум, воспитанники в течении семи месяцев (как и питомцы английского коллегиума) подвергаются искусу и внимательному наблюдению, – после чего дают присягу по обычной форме, уверяя, что они хорошо знают коллегиумские статуты (устав), полученные ими от их нового начальства, и обещаясь повиноваться им, а по окончании образования – без позволения папы не вступать ни в какой орден, по указанию начальства принять священническое посвящение, возвратиться и миссионерствовать в тех странах, в которых они жили до своего поступления в коллегиум, наконец, обязательно извещать конгрегацию пропаганды о своем местопребывании и о результатах своей миссионерской деятельности – из европейских стран – ежегодно, а из других частей света – раз в два года. Клятва эта оканчивается обещанием воспитанника – идти для миссионерствования безоговорочно туда, куда пошлет конгрегация. За поведением и успехами коллегиумских питомцев следит особое лицо – кардинал-префект, который не только производит прием учащихся, но и назначает профессоров и воспитателей. На каникулы для отдыха учащиеся переезжают из Рима в коллегиумское тоскуланское имение.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В нач. 1583 г. кн. Острожский через Христофора Казимирского, секретаря Януша Острожского (сына кн. Константина Константиновича), обратился к папскому нунцию в Польше Болоньетти с просьбой прислать в Острог преподавателей - воспитанников римской Греческой коллегии св. Афанасия (см. в ст. Коллегии папские ). В письме нунция в Рим от 21 марта 1583 г. (Monumenta Poloniae Vaticana. 1938. T. 6. P. 198-202), в переписке Болоньетти с Джанантонио Вольпи, кардиналом диоцеза Комо (6-8 июля 1583), и с Янушем Острожским (Боротьба Nibдehho-Зaxiдhoï Pyci. 1988) содержатся важные сведения об О. а. Нунций писал в Рим, что для подготовки священников кн. Острожский с королевским размахом устраивает коллегию, в которой будет ок. 40-50 учеников. Болоньетти сообщил, что кн. Острожский подыскивает таких преподавателей, которые были бы хорошо подготовлены не только по части «греческого языка и обряда», но также и в области католич. богословия, для лучшей защиты «греческой» позиции против «латинской». Болоньетти обещал помочь в этом деле и подыскать подходящих преподавателей либо в Греческой коллегии в Риме, либо в др. городе Италии. Нунций сообщил, что к кн. Острожскому неск. лет назад прибыли из Рима Евстахий (Евстафий Нафанаил (Натанаил) с Крита), недавно умерший, и еще один человек, имя к-рого он не помнит. Особенно князь был доволен Дионисием (Ралли-Палеологом) из Кизика, ставшим архимандритом мон-ря Св. Марии в Дорогобуже, во владениях кн. Острожского. Нунций придавал большое значение участию католиков в организации О. а., он писал: «Если бы получить в свои руки посредством надежных католиков этот коллегиум, то это дало бы возможность сеять семена самых важных дел на этих землях» (Там же. С. 83-84). С просьбой об учителях для Острожской коллегии кн. Острожский обратился 8 июля 1583 г. к папе Григорию XIII . Магнат просил прислать образованных правосл. греков, «которые бы переводили греческие книги на славянский, а если это возможно, то и на латинский язык» (Там же. С. 94). Переговоры кн. Острожского с папой Римским и его представителями, к-рые велись в 1583 г., закончились ничем. В Риме не нашлось ученых людей, к-рые могли переводить с греческого на церковнослав. и лат. языки и захотели поехать в Острог. Об этом сообщил в письме нунцию Болоньетти 3 сент. 1583 г. кард. Дж. Вольпи (Monumenta Poloniae Vaticana. 1938. T. 6. P. 515-516). В научной лит-ре было высказано мнение, что кн. Острожский посылал дворян для учебы в рим. Греческую коллегию ( Barycz H. Polacy na studiach w Rzymie, w epoce Odrodzenia (1440-1600). Kraków, 1938. S. 180). Возможно, о таких людях Януш Острожский говорил Болоньетти: «Прибыв в Рим, где они, очевидно, выдавали себя за рьяных католиков, ради тех выгод, на которые они рассчитывали, вернувшись затем к себе, проявили себя как худшие враги католической Церкви» (Боротьба Nibдehho-Зaxiдhoï Pyci. 1988. С. 84).

http://pravenc.ru/text/2581675.html

Р. Беллармин. Гравюра. XVII в. [Беллармино; лат. Bellarminus, итал. Bellarmino] Роберт (4.10.1542, Монтепульчано, Тоскана - 17.09.1621, Рим), католич. св. (пам. 17 сент.), учитель католич. Церкви, кардинал, богослов. Род. в семье знатных, но обедневших дворян, племянник Марчелло Червини (папы Маркелла II ). Вопреки желанию родителей, предназначивших его к изучению медицины в Падуанском ун-те, Б. в 1559 г. изъявил желание вступить в орден иезуитов . После годичного пребывания в мон-ре камальдулов близ г. Монтепульчано (1559-1560) и изучения древних авторов и Свящ. Писания он вопреки воле отца вступил в Общество Иисуса. Годы новициата Б. (1560-1563) прошли в Риме, где он учился в Римской иезуитской коллегии. После окончания курса преподавал риторику и дисциплины цикла свободных искусств (1563-1567). В 1567-1569 гг. изучал теологию в Падуе и Лёвене. В 1569 г. был рукоположен во священника и стал преподавать богословие в иезуитской коллегии Лёвена, а также прославился проповедями и полемическими сочинениями, направленными против протестантов и ряда католич. богословов, в частности М. Баюса . В 1576 г. из-за слабого здоровья Б. был вынужден вернуться на родину и в 1576-1588 гг. преподавал полемическое богословие в Римской иезуитской коллегии. В 1588-1591 гг. исповедник коллегии, в 1592-1593 гг. ее ректор, а в 1595-1599 гг. провинциал ордена иезуитов в Неаполе. По распоряжению папы Григория XIV Б. участвовал в пересмотре издания Вульгаты (1590). При Клименте VIII стал консультантом по богословским вопросам Конгрегации инквизиции (1597), ректором Апостольской пенитенциарии (1599). 3 марта 1599 г. был возведен в сан кардинала и возглавил следствие по делу Дж. Бруно , также принимал участие в инквизиционных процессах Г. Галилея (1616) и Т. Кампанеллы (1600, 1614, 1621). В 1602-1605 гг. Б. был архиепископом Капуи и вернулся в Рим только после смерти Климента VIII; кандидатура Б. дважды выдвигалась на конклавах при выборах папы в 1605 г. При новом папе Павле V Б. получил разрешение оставить свою епископию и посвятил себя работе в различных конгрегациях Римской курии (инквизиции, индекса запрещенных книг, обрядов, пропаганды веры).

http://pravenc.ru/text/77912.html

Коллегия кардиналов имела равное с папой право на servitia Только между 1316 и 1323 гг. кардиналы получили от servitia 234 047 золотых флоринов (ок. 39 тыс. флоринов в год), а за 18 лет понтификата Uoahha XXII папа и кардиналы разделили между собой около миллиона золотых флоринов. На местах, помимо десятины, взимались также платежи в порядке subsidia caritativa (милосердное вспомоществование) – первоначально это действительно были добровольные взносы по специальным обращениям пап в связи с неотложными нуждами Святого престола, но в авиньонский период они становятся обязательными, сумма их определялась на месте сборщиками, а неуплата грозила экскоммуникацией. Ежегодный доход папской казны при Клименте V и Иоанне XXII по некоторым подсчетам составлял от 200 до 250 тыс. золотых флоринов (для сравнения: доходы Филиппа Красивого составили в 1301 г. 267 900 фунтов – в 1317 г. золотой фунт равнялся 96 флоринам). Этого, однако, не всегда хватало на содержание двора и курии – иногда приходилось занимать средства: папы одалживали деньги у кардиналов, князей и ростовщиков. Так, Урбан V занял у кардиналов 30 тыс. золотых флоринов, Григорий XI – 30 тыс. флоринов у короля Наваррского и 60 тыс., а потом еще 40 тыс. – у герцога Анжуйского. Часто одалживались епископы и аббаты, чтобы оплатить свое утверждение в должности (servitium), и это обыкновение сохранялась вплоть до Реформации. В конце концов, епископы для пополнения своей казны добились от Св. престола права взимать платежи за визитации приходов своей епархии: эти платежи (поначалу представлявшие собой исполнение долга гостеприимства) со временем становятся денежными, в 1336 г. папа Бенедикт XII устанавливает их максимумы, a епископы прибегают к Св. престолу с просьбами вменить эти платежи (прокурации) в обязанность даже в тех случаях, когда визитация фактически не осуществляется, и получают такие разрешения. Епископы пытались также организовать для себя возмещение сумм, затрачиваемых на платежи курии, из диоцезных налогов, но папа Урбан V в 1369 г. запретил эту практику.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В последние годы понтификата Л. продолжил политику по искоренению мелких итал. тираний и передаче их под контроль Папского престола, начатую еще папами Александром VI и Юлием II. Речь шла о городах обл. Марке на востоке и о Беневенто на юге, в Кампании. В апр. 1520 г. папа обманом завлек в Рим сеньора Перуджи, главного города Умбрии, и приказал его казнить. Л. пытался изгнать из Феррары герц. Альфонсо д " Эсте, но ранняя смерть помешала ему довести эти планы до конца. Заговор Петруччи В марте 1516 г. Л. воспользовался борьбой внутри клана правителей Сиены Петруччи и содействовал свержению Боргезе Петруччи его кузеном Раффаэле Петруччи, еп. Гроссето и комендантом замка Св. ангела. Во время т. н. Урбинской войны брат Боргезе Петруччи, кард. Альфонсо Петруччи, намеревался сместить папу, опираясь на испанцев и герц. Ф. М. делла Ровере, и избрать на Папский престол кард. Раффаэле Риарио. Кард. А. Петруччи вступил в переписку с нек-рыми членами консистории с целью склонить их к поддержке этого плана. О заговоре Л. узнал из перехваченного письма кардинала своему секретарю Маркантонио Нини. В апр. 1517 г. началось расследование, во время которого выяснилось, что Петруччи хотел отравить понтифика, прибегнув к помощи недавно приглашенного к папе врача Баттисты да Верчелли. Предоставив заговорщику охранную грамоту, Л. призвал его в Рим, но по приезде кардинала заключили в тюрьму и вскоре задушили; его секретарь и врач были четвертованы. Л. объяснял нарушение данной им грамоты тем, что она не распространялась на столь неслыханное злодеяние, как покушение на жизнь главы католич. Церкви. Замешанные в заговоре и не донесшие о нем кардиналы Бандинелло Саули, Франческо Содерини, Адриано Кастеллези и Раффаэле Риарио должны были заплатить огромные штрафы; кард. Р. Риарио, выплатив 150 тыс. дукатов, лишился к тому же своего роскошного дворца, к-рый стал резиденцией папской канцелярии. Современники обвиняли папу в чрезмерной жестокости и намеренном раздувании этого дела в целях укрепления собственной власти, поскольку репрессии позволили ему запугать кардиналов и значительно увеличить их число: в июле 1517 г. были названы имена 31 нового члена коллегии кардиналов, в т. ч. и Раффаэле Петруччи (в течение понтификата Л. назначил 42 кардинала). Многие из них были выходцами из богатых семей банкиров и торговцев и заплатили за свое избрание; полученные т. о. средства послужили для пополнения быстро опустошавшейся папской казны. Церковная политика

http://pravenc.ru/text/2463269.html

458 При принятии решения о предоставлении бенефиция назначается кардинал (супервизор или инициатор) для рассмотрения казуса; на базе его отчета консистория (т.е. папа и коллегия кардиналов) принимает соответствующее решение, о сути которого кардинал-инициатор информирует вице–канцлера посредством cedula. Документ начинается заголовком-обращением (например, Reverendissime domine), за которым следует краткое изложение хода заседания консистории (обычно начинаемое словами: Hodie... sanctissimus dominus nos ter), заключаемое приложением печати, датировкой и подписью кардинала. 459 Конкордаты заключаются как с католическими, так и с некатолическими правительствами. Большая часть конкордатов касается отдельных спорных вопросов, но некоторые из них регулируют принципиальные отношения между суверенной государственной властью и Католической церковью в том или ином государстве. Конкордаты издаются в форме буллы или бреве, после предварительного соглашения с государственной властью; либо в виде двух отдельных актов: папского и государственного, содержащих признание за другой стороной известных прав и привилегий; либо как документ, подписанный обеими сторонами. В новое время последняя форма соглашения стала наиболее употребительной. 460 См.: Das Register Gregors VII/Hrsg. E. Caspar. Berlin, 1920. S. 202–208 ( M.G.H. Epistolae Selectae II); Medieval Sourcebook: Selected Historical Documents of the Middle Ages/Ed. Ernest F. Henderson. London, 1910 (repr.: The Middle Ages. Vol. 1: Sources of Medieval History/Ed. Brian Tierney. 4 th ed. N.Y., 1983). Имеется также издание Жаффе в т. 2 Bibl. Rer. Germ. (Берлин, 1864). 461 Ныне считается, что он и был автором текста о папском авторитете, хотя ранее историческая достоверность этого текста ставилась под сомнение. Dictatus Рарае включен в регистр папской переписки за 1075 г., откуда следует самая прямая из его датировок. В то же время ряд специалистов относит Dictatus к более позднему времени. Это мнение опирается на канонический сборник Collectio сапонит, который составил на базе различных источников и опубликовал в 1087 г. друг папы Григория VII кардинал Деусдедит (ум. между 1097 и 1100). Поскольку Dictatus откровенно совпадает с Collectio, ряд специалистов предполагает, что на основе данного сборника он и был составлен; отсюда следует и датировка – после 1087 г. Есть также точка зрения, которая считает автором Dictatus самого кардинала Деусдедита, который и поместил его в собрание писем (Registrum Epistolarum) Григория VII при их издании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

князья, несмотря на отлучение его от Церкви (булла папы Льва X «Decet Romanum Pontificem» от 3 янв. 1521) и изданный имп. Карлом V Вормсский эдикт (25 мая 1521). Лютер был объявлен еретиком и поставлен вне закона, запрещалось исповедовать его учение, читать и распространять его сочинения, предписывалось преследовать сторонников новой ереси. На самых первых после восшествия на Папский престол консисториях (2, 9, 14 дек. 1523) К. создал особую комиссию кардиналов для изучения сложившейся ситуации и отправил 2 нунциев в Германию и Швейцарию. В Римской курии не было единого мнения о способах борьбы с протестант. учениями: большинство считало необходимым провести широкомасштабную реформу католич. Церкви и повторно осудить Лютера, другие (напр., кард. Л. Кампеджо) выступали за интенсивное развитие полемического направления в католич. богословии и расширение дипломатической деятельности Папского престола, и лишь немногие из кардиналов говорили о созыве Собора для решения насущных проблем. Активным сторонником созыва Собора был имп. Карл V. В июле 1524 г. он поручил своему послу при Папском престоле Луису Фернандесу де Кордове, герц. Сессы, добиться от К. скорейшего созыва Собора, предложив для заседаний имперский г. Тренто. К. противился созыву Собора, вероятно, он опасался, что на Соборе могут возникнуть сомнения в легитимности его избрания на Папский престол из-за статуса незаконнорожденного и обвинений в подкупе членов коллегии кардиналов ( Mols. 1953. Col. 1205). Тем не менее папа никогда не отказывался от необходимости соборного рассмотрения острых насущных проблем, но, ссылаясь на временные сложности, он постоянно откладывал решение о созыве Собора. Летом 1524 г. он предложил провести в Риме синод католич. епископов из разных стран, к-рый выработал бы план церковной реформы, однако ни светские правители, ни прелаты не поддержали его. К. одобрил программу борьбы со злоупотреблениями в Церкви, которая была составлена авторитетными прелатами и богословами Юж. Германии, собравшимися весной 1524 г.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

Стиль Папы иногда вызывает недоумение среди тех, кто давно работает в курии, как продемонстрировал случай с его отсутствием на концерте в конце июня, организованном в зале Нерви. «Это вызвало шок», - сказал Уэлле Figaro, тут же объяснив, что отказ от присутствия на светском мероприятии объясняется встречами Папы с нунциями, приехавшими в Рим со всего света. «Папа ничего не делает наполовину, все свои решения он тщательно обдумывает», - добавил кардинал. Этот комментарий может служить ответом тем членам коллегии кардиналов, которые начинают проявлять признаки нетерпения из-за медлительности Бергольо в деле преобразования курии, к чему призывали кардиналы на общих собраниях, состоявшихся перед конклавом в марте этого года. «Мы хотели избрать человека с хорошими способностями руководителя и организатора, но пока эти способности проявились в малой степени», - сказал на прошлой неделе National Catholic Reporter архиепископ Нью-Йорка Тимоти Долан. Американский кардинал считает, что главной проблемой является продолжающееся пребывание на посту госсекретаря Тарчизио Бертоне. «Я жду, что после летнего перерыва кое-что в руководстве все-таки изменится», - добавил кардинал. Тем не менее, вклад Франциска в управление Святым Престолом начинает сказываться в свое время, без шума и громких перемещений. В начале августа Папа переместил монс. Гуидо Поццо с поста великого элемозинария, назначив его секретарем Папской комиссии Ecclesia Dei. Этот пост Поццо занимал до ноября прошлого года, когда Бенедикт XVI решил повысить его в ранге. За кулисами этих перемещений стоит желание Франциска вновь начать прерванный диалог со Священническим братством Святого Пия Х. Поццо - это именно тот человек, который может этому способствовать, так как он в течение трех лет, с 2009 по 2012 годы, контролировал этот вопрос. На его место Бергольо поставил поляка Конрада Краевского, папского церемониймейстера, сопровождавшего понтифика в его недавнем путешествии в Бразилию. Речь идет о незначительных переменах в ожидании трехдневных совещаний совета из восьми кардиналов, назначенных для обновления апостольской Конституции «Добрый пастырь», которая регулирует деятельность курии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010