Такие документы писались на папирусе, а позднее – на больших кусках пергамена. Первая строка в них выводилась крупными удлиненными буквами; в документе обязательно имеются rota 456 и bene valeme 457 , а также личная подпись папы и (с времени Пасхалия II) кардиналов (в центре листа – кардиналов–епископов [Ego N. Sabinen, episcopus subscripsi, etc.], слева от них – кардиналов–священников [Ego N. presbiter cardinalis tituli sancti N. subscripsit, etc.], справа – кардиналов–диаконов [ Ego N. diaconus cardinalis sancti N. subscripsit, etc.]). С того же времени между ротой и bene valete вписывалась вербальная подпись папы: Ego N. catholice ecclesie episcopus subscripsi; эта подпись могла быть собственноручной, однако со временем папы ограничивают личное рукописание лишь словом Ego или даже одной буквой Е; обычай прекратился при Бонифации VIII. Названиями булл и энциклик служат первые слова, следующие за титулатурой папы. Бреве издаются по менее торжественным или менее важным случаям, чем буллы. Они пишутся на тонком белом пергамене по–латыни или на итальянском языке. В заголовке бреве помещается имя папы с его числовым обозначением. Бреве опечатываются печатью на красном воске с изображением апостола Петра в рыбачьей лодке и с ключом в руке («anulus piscatoris – «кольцо рыбака», «рыбарский перстень»), которая помещается непосредственно на документе. Декретами (decreta) назывались указы общего характера, подготовленные на основе совещаний с коллегией кардиналов. Указы, относящиеся к частным случаям, носили названия rescripta, responsa, mandata. Так, под рескриптом понимался папский указ, выпущенный в ответ на предварительное обращение и юридически решающий конкретный иск или предоставляющий некие привилегии. Папской конституцией назывался документ, юридически регулирующий внутрицерковные отношения общего характера и рассчитанный на длительное (в идеале – вечное) использование. Помимо булл и бреве, каноническое значение имеют regulae cancellariae apostolicae («правила апостольской канцелярии»): инструкции, которые новый папа издает для центральных церковных учреждений – папской курии. До 15 в. они издавались заново с началом каждого нового понтификата, затем вошло в обычай при восшествии на престол нового папы публиковать от его имени и прежние правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Продолжается полемика вокруг возвращения в лоно Католической Церкви епископов-лефевристов 04.02.2009 15:10 Вена – Берлин – Берн – Прага, 4 февраля, Apic/Благовест-инфо. Полемика, вызванная возвращением в лоно Католической Церкви четырех последователей епископа-схизматика Марселя Лефевра, не утихает. Так, архиепископ Венский кардинал Кристоф Шёнборн в своем выступлении на австрийском телевидении отметил, что сведения о восстановленном епископе Ричарде Уильямсоне были изучены «не слишком тщательно». В результате, по мнению кардинала, без должного внимания остался тот факт, что Уильямсон отрицает ужасы Холокоста. Таким образом, Шёнборн отмечает опасность антисемитизма, против которого была направлена декларация Второго Ватиканского собора «Nostra aetate». Но поскольку последователи Лефевра отрицают данную декларацию (наряду с другими постановлениями Собора), австрийский иерарх выразил опасение, что их возвращение в лоно Церкви не принесет плода. «Того, кто отрицает Шоа, не следовало реабилитировать в Церкви», - заявил кардинал. Вместе с тем Шёнборн подчеркнул значение речи Бенедикта XVI, в которой понтифик заявил о своей солидарности с еврейским народом и недопустимости отрицания Холокоста. Сходную точку зрения высказал и кардинал Карл Леман, бывший председатель Германской конференции епископов, в интервью немецкой газете «Welt am Sonntag». Как и Шёнборн, Леман подчеркнул, что комиссия «Ecclesia Dei», подготовлявшая воссоединение лефевристов с Римом, не изучила должным образом сведений о епископе Уильямсоне, прежде всего, о его отношении к Холокосту. «Комиссии следовало бы знать эти факты», - заявил кардинал Леман. Кроме того, кардинал отметил, что Лефевр и его последователи отвергают многие noлoжehuя II Ватиканского собора, в том числе носящие догматический характер. В частности, Леман указал, что лефевристы не приняли заявления Собора об отказе Церкви от каких-либо притязаний на мирскую власть и о недопустимости принуждения в вопросах веры. Леман отметил и ряд других воззрений, характерных для основанного Лефевром Братства св. Пия X. Так, по мнению лефевристов, усиление принципов коллегиальности в епископате подрывает авторитет Папы (что противоречит постановлениям II Ватикана), а любая экуменическая деятельность является " предательством истины " .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Германская коллегия послужила образцом для всех «национальных» коллегий, устроенных потом в Риме же.    Мысль об учреждении Германской коллегии в Риме с вышеуказанным назначением, впрочем, в неясных чертах, предносилась Лойоле тотчас по основании им ордена Иисуса. Но созрела она не вдруг, но лишь только она достигла зрелости, как осуществление ее для энергичного учредителя знаменитого ордена потребовало не более трех месяцев. Лойола успел убедить в великой пользе Германской коллегии тогдашнего папу Юлия III, раскрыл перед ним свой план и начал действовать. Не было денег для устроения и поддержания вновь возникавшего учреждения, но и в этом случае Лойола нашелся, как действовать. Учредитель ордена Иисуса объявил было папе Юлию, что его орден возьмет на себя лишь духовное руководство в Германской коллегии, но что управление его в других отношениях (мирских) должно быть возложено на особую комиссию из кардиналов, которым дано было наименование попечителей (protectoren); но хотя эта комиссия создалась с самого же начала, в действительности же вся тяжесть по устроению коллегии легла на плечи одного Лойолы. Он, как мы уже говорили, не растерялся: он устроил коллегию, устав которой был выработан вновь, так как ничего похожего раньше не существовало, и тем не менее эта коллегия сделалась образцом не только для других коллегий того же рода в Риме, но и вообще для школ римско-католического мира. Лойола так был уверен в себе и в успехе своего предприятия, что еще не появилась папская булла, санкционировавшая основание коллегии, мало того, не было еще ни одного ученика, предназначенного для коллегии, а между тем он торжественно отпраздновал в Риме открытие Германской коллегии. Это было 28 октября 1552 г. Быть может, самое трудное дело заключалось в том, чтобы собрать питомцев для учреждения в самый короткий срок. Ибо требовалось навербовать не кого попало, а юношей преимущественно знатных фамилий, одаренных всеми духовными и физическими качествами, навербовать их в отдаленной Германии, враждебно настроенной к Риму, папе, римо-католицизму. Да и нелегко, конечно, было убедить подобных юношей покинуть отечество, ехать на чужую сторону ради стремлений, которые могли представляться несбыточной мечтой. Тем не менее первые питомцы появились вслед за открытием коллегии, и таких было 27 юношей. 299

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Устройство этой церкви стоило папе несколько тысяч лир. О папе Григории известно, что он неопустительно каждый год по разу запросто посещал Греческую коллегию, бывал в столовой, справлялся о числе воспитанников, выражал желание, чтобы их было больше. В эти времена в коллегии было до 60 воспитанников. Но и этого мало. Папа иногда устраивал у себя пир (banchetto), на который приглашал всю коллегию, сам садился с ее воспитанниками и особенно ласково обходился с теми из них, которые отличались хорошим поведением и успехами в науках. 319    Сохранились сведения и о первых ректорах Греческой коллегии. Но сравнивая известия о них с теми известиями, которые сохранились о ректорах Германской коллегии того же времени, можно думать, что в ректоры первой коллегии (Греческой) ставились лица, менее известные и влиятельные, чем какие были в последней. Судя по именам и некоторым заметкам о ректорах Греческой коллегии, это были итальянцы. Первым ректором был какойто Круциферо. О некоторых из них повествователь (Аркудий) делает очень хорошие отзывы. Впрочем не все, без исключения, ректоры были итальянцы; один из них в наших известиях назван киприотом, следовательно, был греком. 320    В коллегии воспитанники изучали греческий язык (без сомнения, и латинский). Преподаванием занимался ректор, но кроме него были и еще учителя этого языка. Такими преподавателями иногда бывали столь превосходные знатоки греческого языка, что следующие за ними казались даже ученикам ничего не знающими, да, вероятно, и действительно они мало знали порученное им дело. 321    Для высшего наблюдения за ходом дел в коллегии Григорий XIII назначил комиссию из пяти кардиналов-попечителей, как это было и в Германской коллегии. Из числа первых кардиналов-попечителей повествователь (Аркудий) отмечает таких, которые являлись в высшей степени благожелательными к коллегии, но не молчит и о таких, которые, по его выражению, представляли обратную сторону медали. К лучшим попечителям относился кардинал Сирлето, который часто навещал коллегию, с удовольствием выслушивал ответы воспитанников, побуждал их выражаться литературным греческим языком, в награду за свой счет присылал им съестные припасы для улучшения стола, давал ученикам деньги на покупку книг.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Устройство этой церкви стоило папе несколько тысяч лир. О папе Григории известно, что он неопустительно каждый год по разу запросто посещал Греческую коллегию, бывал в столовой, справлялся о числе воспитанников, выражал желание, чтобы их было больше. В эти времена в коллегии было до 60 воспитанников. Но и этого мало. Папа иногда устраивал у себя пир (banchetto), на который приглашал всю коллегию, сам садился с ее воспитанниками и особенно ласково обходился с теми из них, которые отличались хорошим поведением и успехами в науках. 319 Сохранились сведения и о первых ректорах Греческой коллегии. Но сравнивая известия о них с теми известиями, которые сохранились о ректорах Германской коллегии того же времени, можно думать, что в ректоры первой коллегии (Греческой) ставились лица, менее известные и влиятельные, чем какие были в последней. Судя по именам и некоторым заметкам о ректорах Греческой коллегии, это были итальянцы. Первым ректором был какой-то Круциферо. О некоторых из них повествователь (Аркудий) делает очень хорошие отзывы. Впрочем не все, без исключения, ректоры были итальянцы; один из них в наших известиях назван киприотом, следовательно, был греком. 320 В коллегии воспитанники изучали греческий язык (без сомнения, и латинский). Преподаванием занимался ректор, но кроме него были и еще учителя этого языка. Такими преподавателями иногда бывали столь превосходные знатоки греческого языка, что следующие за ними казались даже ученикам ничего не знающими, да, вероятно, и действительно они мало знали порученное им дело. 321 Для высшего наблюдения за ходом дел в коллегии Григорий XIII назначил комиссию из пяти кардиналов–попечителей, как это было и в Германской коллегии. Из числа первых кардиналов–попечителей повествователь (Аркудий) отмечает таких, которые являлись в высшей степени благожелательными к коллегии, но не молчит и о таких, которые, по его выражению, представляли обратную сторону медали. К лучшим попечителям относился кардинал Сирлето, который часто навещал коллегию, с удовольствием выслушивал ответы воспитанников, побуждал их выражаться литературным греческим языком, в награду за свой счет присылал им съестные припасы для улучшения стола, давал ученикам деньги на покупку книг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Хотя в источниках упоминается о том, что в заседаниях собрания наций принимали участие представители коллегии кардиналов, невозможно с уверенностью установить, обладала ли коллегия собственным голосом в собрании наций. Неск. раз коллегия кардиналов обращалась к Собору с жалобой на то, что выработанные нациями решения становятся известны кардиналам лишь перед общим собранием К. С., так что им не удается даже обсудить предлагаемые Собору для утверждения постановления (см.: ACConstanc. Bd. 2. S. 33-34). Вероятно, после этих обращений кардиналам было дано право направить 6 депутатов в собрание наций (см.: Ibid. S. 34), однако франц. и англ. нации возражали против предоставления кардиналам права голоса в совете (см.: Ibid. S. 71-72); получили ли в итоге депутаты кардиналов это право - неизвестно. Общее отношение коллегии кардиналов к собранию наций было неодобрительным, поскольку кардиналы считали голосование «по нациям» нарушением иерархического принципа церковного устройства. Вместе с тем кардиналы пользовались правом участвовать в обсуждениях и голосованиях внутри той нации, к к-рой каждый из них принадлежал. Поскольку мн. кардиналы имели значительный авторитет среди представителей своей нации, в случае согласованной позиции коллегии кардиналов они могли косвенно влиять на общее решение собрания наций; это влияние особенно усилилось в заключительный период работы К. С. (см.: Stuhr. 1891. S. 68-69; подробнее о деятельности коллегии кардиналов см.: Z ä hringer. 1935; Gatzemeier. 1937). Наряду с общими соборными органами во время К. С. работали также специальные соборные комиссии, создававшиеся для обсуждения и подготовки решений по наиболее сложным вопросам. В частности, были организованы комиссии для расследования обвинений против Иоанна XXIII и суда над ним, для переговоров с Бенедиктом XIII об отречении от Папского престола, для расследования обвинений в ереси против Уиклифа, Гуса и Иеронима Пражского, для выработки программы необходимых церковных реформ. Во главе комиссий обычно стояли неск. кардиналов; члены комиссий выдвигались в равном количестве каждой нацией; наиболее активными участниками работы комиссий были доктора теологии и права. При обсуждении богословских вопросов руководители соответствующих комиссий неск. раз просили высказать общее мнение всех присутствовавших на Соборе докторов теологии. Совещания теологов, упоминаемые в соборных документах как «собрание докторов» (congregatio doctorum) или «теологический факультет» (facultas theologica), вероятно, проходили под рук. кард. П. д " Айи и Жерсона (см., напр.: Hardt. Т. 3. Col. 112-119; ср. также: Ibid. T. 4. P. 14; подробнее см.: Stuhr. 1891. S. 69-75; Minnich. 2006. P. 62-69; Frenken. 2006; Idem. 2007. S. 122-144).

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Этот институт он сознательно делал все более интернациональным по составу. Если прежде римские епископы, священники и диаконы были, как правило, местными уроженцами, то все протеже Льва IX (как, например, Гумберт де Муайенмутье, назначенный кардиналом–епископом Сильвы Кандиды в 1050 году) были чужаками 65 . Пожалуй, здесь уместно провести параллель с одновременной и сознательной интернационализацией самого института папства. Можно уверенно предположить, что инициаторы реформ были твердо намерены сделать фигуру папы и коллегию кардиналов независимыми от амбиций римской аристократии. Для «родословной» нескольких последующих поколений римских первосвященников, как и кардиналов, в равной мере характерно то, что лишь незначительная их часть имела римские корни. Несомненно, еще более значимым стало преобразование самой кардинальской должности. Как известно, до того обязанности кардиналов относились исключительно к богослужению. Их титулы не свидетельствовали о каком–либо влиятельном положении. При папском дворе они тоже не играли никакой роли. Однако папа Лев IX, назначая их своими сотрудниками, легатами и надзирателями, придал им статус непосредственных советников понтифика. Их новые расширенные обязанности, благодаря которым они стали восприниматься как главные проводники папского политического курса и управляющие ведомствами канцелярии, вскоре заслонили собой их прежние церемониальные функции 66 . Вслед за этим, в результате издания декрета 1059 года о новом порядке избрания папы, кардиналы–епископы получат и полномочия митрополитов, так как им будет отведена ведущая роль при избрании нового понтифика. Примечательно, что характерное для средневековых авторов убеждение, что коллегия кардиналов – это высший папский совет, подобный сенату в Древнем Риме, впервые было высказано одним из самых бескомпромиссных сторонников реформы, Петром Дамиани 67 . Он сам был назначен кардиналом–епископом Остии в 1057 году – это была высшая по рангу должность во всей коллегии. Итак, задолго до конца XI века непосредственный штат помощников папы – Священная Коллегия кардиналов – приобрел ту роль и значение, которые он сохраняет и до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

н. бенефиций или приходов с известным финансовым цензом или угодьями, – если проживают при курии; иначе последнее право принадлежит папе. С пребыванием кардиналов при римской курии между прочим, соединялись некоторые особенные привилегии. Сюда нужно отнести участие их в Rotulus 21 или годовых доходах священной коллегии, состоящих из 4,000 гульденов. В случае дефицита по предписанию п. Павла IV прибавляется еще по 100 гульденов в месяц. Другую привилегию т.н. jus optandi ил право избрания по старшинству, состоящее в том, что с вакансией подгородной епископии, титула или диаконии старший из кардиналов соответственной степени священства имеет право избрать для себя вакантное место. Старший кардинал – пресвитер имел за собой это право на случай вакансии подгородных епископий; старший кардинал-диакон мог присвоить себе вакантный пресвитерский титул; по истечении же трех случаев вакансии епископской он, по конституции Сикста V, имел предпочтение пред кардинал-пресвитерами. Относительно других кардинал-диаконов признано, что бывший десять лет сочленом священной коллегии диакон получает в этом праве преимущество пред пресвитерами, позднее получившими кардинальский сан. Такое jus optandi не могло не возбуждать многих споров вследствие неустановленных долгое время частных пунктов основоположения и разных непредвиденных случаев, каковы напр. случаи отсутствия из курии не по своей воле, или одновременная встреча двух старшинств в епископском сане и кардинальском и др. В заключение трактации о привилегиях кардиналов не можем не указать еще на одну, на предоставление только этим лицам титула «легат от ребра» 23 т. е. апостольского (legatus a latere). Такой титул упоминается еще в 343 г. на Сардикийском соборе и давался папами избранным советникам своим чаще их римских пресвитеров и подгородных епископов; но уже в средневековую эпоху он стал привилегией кардиналов и отличительным в ряду легатов разных видов и степеней. В римском уставе Кайэтана имеется для производства в сан «легата от ребра» даже особый чин, существенную часть которого составляет тайное совещание (consilium auriculare) папы с кардиналами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Первым делом его было объявление Коллегии кардиналов низложенной и требование покорности Римского населения. В то же время он затребовал как из собственных владений, так и из всех союзных держав самой спешной доставки возможно большего количества зажигательных и стенобитных снарядов и орудий. С первых же часов стало ясно, что его задачей будет не простой арест кардиналов, а усмирение целого громадного города, обладающего огромными средствами защиты. В Риме уже было сосредоточено двести тысяч человек войска, и это количество быстро возрастало. Пятидесятитысячный экспедиционный корпус был бы раздавлен при попытке занять город, а между тем действовать нужно было немедленно, так как король Карл получил от Коллегии кардиналов дерзкий отказ подчиниться решениям Конгресса, а городское управление Рима ответило, что его законное правительство – Коллегия Кардиналов, которой оно только и подчиняется. Оставляя до времен бесплодные попытки занять город, король Карл поспешно стягивал отовсюду зажигательные и стенобитные снаряды и располагал их в удобных местах с тем, чтобы сразу нанести сокрушительный удар. Наблюдая действия обеих враждующих сторон и огромные транспорты снарядов, с утра до ночи высаживающиеся в Остии, де Клермон теперь и сам уже видел, что над вечным городом нависла феноменальная гроза. Своим военным чутьем он угадывал план Карла и понял, что нужно очень торопиться. По его соображениям, наиболее разумно будет произвести сразу нападение на все тюрьмы, с началом бомбардировки, которая должна произвести в городе общий беспорядок. Он разделил своих партизанов на небольшие группы, по числу тюрем, и начал вводить их в Рим. Старец Иоанн служил для каждого отряда молебствие, окропляя партизанов святой водой, и отпускал на подвиг со своим благословением. Торжественны были эти богослужения среди безграничной шири зеленых полей Кампаньи. Партизаны, идя на смерть за братьев, молились так усердно, как, может быть, никогда в жизни. В молитве участвовали почти всегда и группы христиан, убежавших из Рима. Некоторые из беглецов, помоложе и покрепче, покидали своих сотоварищей и присоединялись к отрядам партизанов. Старец Иоанн одушевлял и успокаивал всех: " Не бойтесь, дети. Бог поможет вам спасти мучеников-узников. Немногим из вас суждена славная кончина. Возвратитесь благополучно, освободив узников и воздав жрецам сатанинским по их делам. Смело идите на дело ваше " . Де Клермон со своей стороны объяснял каждому отряду план операции, которую ему предстояло выполнить, и всем внушал, что бросаться на тюрьмы нужно не раньше начала бомбардировки и действовать быстро, чтобы уйти из города раньше, чем она разовьется в полную силу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Кардиналы, ответственные за соблюдение секретности должны убедиться, не установлены ли в часовне передающие устройств. Выборщикам запрещено во время конклава чтение газет и журналов, прослушивания радио и телевидения. Первая фаза конклава (pre-scrutinium) включает в себя подготовку и раздачу карточек для голосования, избрание трех скрутаторов (счетная комиссия), трех инфирмариев (они собирают голоса у кардиналов находящихся в лазарете) и трех ревизоров. Они выбираются на весь период конклава. Как только начинается сама процедура голосования, папский обер-церемониймейстер, церемониймейстеры и секретарь Коллегии кардиналов покидают помещение, которое закрывает младший кардинал-дьякон. Во время голосования кардиналы остаются в Сикстинской капелле одни. На бюллетене для голосования кардинал четко пишет, почерком максимально неузнаваемым, имя того, за кого голосует. Вторая фаза голосования (scrutinium) включает в себя: складывание бюллетеней в урну, перемешивание их, пересчет бюллетеней и голосов. Каждый кардинал по старшинству, записав в бюллетене имя и сложив его, держа его поднятым вверх, так чтобы он был видим, приносит его к алтарю, на котором установлена урна для голосования. Подойдя к ней, кардинал произносит слова присяги: " Свидетель Христос Господь, Который будет меня судить, что я выбираю того, кто, считаю пред Богом, должен быть выбран " . Эта присяга произносится только во время первого тура голосования. Бюллетени не подписываются. Положив бюллетень в урну, каждый проголосовавший кланяется перед алтарем и возвращается на свое место. Если есть больные кардиналы, то инфирмарии оправляются к ним с переносной урной. Перед этим ее публично открывают, чтобы присутствующие могли убедиться, что она пуста. После того как проголосуют больные кардиналы, урну приносят в капеллу и бюллетени из нее добавляются к остальным. Если количество поданных бюллетеней и количество голосовавших кардиналов не совпадает, все бюллетени не читаются и сжигаются. Если же никаких проблем с количеством нет, то голоса подсчитываются. Первый из членов счётной палаты раскрывает бюллетени. Каждый член счётной комиссии записывает имя кандидата в бюллетене, а последний – также объявляет это имя вслух. Последний из скрутаторов, по мере того как прочитываются имена на бюллетенях, протыкает их иглой в том месте, где находится слово Eligio (выбираю) и нанизывает на нитку. После того как все имена будут прочитаны, нитка завязывается и в таком состоянии бюллетени кладутся либо на край стола, либо в сосуд.

http://religare.ru/2_99674.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010