Елисеев (1821 - 1891), отстаивавший своё принципиальное убеждение в том, что «явленная икона Казанской Божией Матери находится не в Московском Казанском соборе, а в Казанском Девичьем монастыре в Казани»(7). По «единодушной рекомендации» И.А. Смирнова-Платонова и Д.И. Кастальского 28 ноября 1851 г. протоиерей А.И. Невоструев направил Г.З. Елисееву письмо, в котором изложил свои доводы в пользу явленности («оригинальности») «Московской» Казанской иконы Божией Матери. Причём, главный из них заключался в том, что в 1611 г. под г. Москву Казанским ополчением из г. Казани была принесена явленная чудотворная икона, а не её список, как это принято считать. Уже 15 января 1851 г. Г.З. Елисеев ответил А.И. Невоструеву, приведя в своём письме аргументы в пользу того, что явленной является именно «Казанская» Казанская икона Божией Матери. По предложению ректора КДА (впоследствии - епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, затем - епископа Смоленского и Дорогобужского) Иоанна (В.С. Соколова) (1818 - 1869),(8) раздел «Краткого исторического сказания о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой» о Казанской иконе Божией Матери, вместе с письмом Г.З. Елисеева А.И. Невоструеву, переработанные в статью «Казанская чудотворная икона Божией Матери», были - без подписи - опубликованы в 1858 г. в «Православном Собеседнике».(9) В дальнейшем аргументацию в пользу явленности «Казанской» Казанской иконы Божией Матери, без ссылок на А.И. Невоструева и Г.З. Елисеева, изложил в своём исследовании «Казанский Богородицкий девичь монастырь», изданном в г. Казани в 1879 г., профессор КДА священник Е.А. Малов (1835 - 1918).(10) Впоследствии письма А.И. Невоструева и Г.З. Елисеева, с обширными комментариями, воспроизвёл в своей статье «Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года)», опубликованной в 1904 г., историк И.М. Покровский (1865 - 1941).(11) Следует отметить при этом, что заметного развития данная дискуссия тогда не получила, хотя аргументация Г.З. Елисеева вряд ли может быть признана исчерпывающей. И.М. Покровский утверждал, что: «После ответа Григория Захаровича москвичи уже не поднимали учёного спора о подлинности и явленности Казанской иконы Божией Матери, хранящейся в Москве, и согласились, что явленная икона, теперь похищенная, хранилась тогда в Казани».(12) Признанием этого он считал, в частности, изданное в 1889 г. в г. Москве Д.И. Кастальским, бывшим в то время протоиереем Казанского собора (собора Казанской иконы Божией Матери) г. Москвы, «Сказание о чудотворной Казанской иконе Божией Матери» (переиздано в 1892 г.)(13), где тот, по словам И.М. Покровского, «называет Казанскую икону первообразом Московской»(14). Вместе с тем, И.М. Покровский ничего не писал о том, как отреагировали на аргументы Г.З. Елисеева А.И. Невоструев и И.А. Смирнов-Платонов.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Иконы в третьем ярусе, посредине иконостаса: икона Триипостасного Божества, по сторонам оной с правой стороны: св. Иоанна Крестителя, св. апостола Павла и поятие Божией Матери св. Иоанном Богословом в дом свой. С левой: Божией Матери, апостола Петра и целование Божией Матери с праведною Елизаветою. В клеймах над третьим ярусом, по средине: Знамение Божией Матери, с правой стороны: св. пророка и царя Давида, с левой–св. пророка Моисея. Пред иконостасом по солеи железная решетка с дверцами, обложенная медным поручнем, с такими же шариками. Иконостас против жертвенника Главное место в сем иконостасе занимает Чудотворная икона Старорусской Божия Матери с Предвечным Младенцем на левой руке, вышиною – 3 арш. 12 верш, и шириною – 2 арш.15 вершков. На иконе риза и венец сребропозлащенные со стразовыми украшениями разных цветов; убрус низан средним и мелким жемчугом с каменьями; в короне у Богоматери бриллиантовый перстень с синею эмалью, в убрусе две большие жемчужины – уродцы; по разным местам убруса – 22 крупных жемчужин; звездочка из пяти алмазов с четырьмя яхонтиками и прорезная брошка из мелких и средних бриллиантов; две бирюзы осыпанные алмазными искрами, нитка из семнадцати бриллиантовых гнезд средней величины, осыпанных бриллиантовыми розами и алмазными искрами, две запонки с лиловыми стразами, осыпанные алмазными искрами. Весу серебра в ризе – 3 пуда 33 фунта и 73 золотника. На иконе висит, на сребропозлащенной цепочке, сребропозлащенный крест с бриллиантовыми искрами. Икона помещается в киоте с резною рамою и витыми виноградными колонками. По правую сторону Чудотворной иконы: икона св. Архангела Михаила (в алтарной двери), Икона св. Мелетия, архиепископа Антиохийского. По левую сторону: икона святого благоверного князя Александра Невского, Равноапостольной Марии Магдалины, княгини Ольги, преподобной Ксении, князя Михаила Тверского и великомученика Георгия, Икона св. Евфимия и Мартирия, архиепископов Новгородских. Иконы во втором ярусе: с правой стороны: Рождество Христово и Сретение Господне; с левой: св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Семь чудотворных икон Божией Матери привезут в Киев на Владимирскую горку 15 июля, 2015. Новостная служба Каждая из семи икон Божией Матери, которые будут находиться в Киеве в дни мероприятий к 1000-летию преставления князя Владимира, прославилась чудесами. 15 июля. ПРАВМИР. На Владимирскую горку, 27 июля, в Киев привезут семь чудотворных икон Божией Матери с разных уголков Украины Жители Киева смогут помолиться перед иконами — «Зимненская», «Почаевская», «Ахтырская», «Касперовская», «Песчанская», «Святогорская» и «Призри на смирение», — сообщает центр информации УПЦ ссылаясь на главу административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрита Виктора (Коцабу). Семь чудотворных икон Каждая из семи икон Божией Матери, которые будут находиться в Киеве в дни мероприятий к 1000-летию преставления князя Владимира, прославилась чудесами. Как сообщил Центр информации УПЦ, семь чудотворных икон Божией Матери 27 июля в 14.00 будут принесены на Владимирскую горку, где состоится молебен в честь 1000-летия преставления святого князя Владимира, после которого крестным ходом святыни перенесут в Лавру. В 17.00 начнется всенощное бдение. 28 июля в 09.00 в Киево-Печерской Лавре начнется праздничная Божественная литургия. Поклониться чудотворным иконам можно будет 27 и 28 июля. Зимненская икона Божией Матери Зимненская икона Божией Матери Зимненская икона Божией Матери, по преданию, была подарена Константинопольским патриархом — византийской царевне Анне, в благословение на брак с великим князем Владимиром. Сама царевна сыграла решающую роль в крещении князя. Из «Повести временных лет» известно, что во время завоевания Корсуни (Херсонеса) Владимир ослеп. И именно царевна Анна убедила его поскорее принять христианство, чтобы отказаться от слепоты душевной и телесной. Когда князь находился в крещальной купели, увидел сияние, исходившее от иконы Богородицы, и сразу же прозрел», — рассказывает архимандрит Виктор. Почаевская икона Божьей Матери Почаевская икона Божьей Матери Почаевская икона Божьей Матери, по словам священника, была преподнесена в дар дворянке Анне Гойской будущим Константинопольским патриархом Неофитом.

http://pravmir.ru/sem-chudotvornyih-ikon...

в церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница (Сербия), 1314). В церкви монастыря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в русском искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в византийском искусстве (диптих XII в., Государственном музее Берлина). На русских иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в византийском искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады монастыря шведами, XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский женский монастырь Костромской епархии). Нередко сюжетом отдельной иконы становился эпизод из сказания о чудесах др. образа Божией Матери. Например, на Беседной иконе изображено чудо явления Богородицы пономарю Георгию, рассказ о котором содержится в сказании о Тихвинской иконе; сюжет иконы «Сретение Владимирской иконы Богоматери» (XVI в., ЦМиАР) является эпизодом из «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Список с этой иконы принёс в Смоленск епископ, а Смоленский епископ Мисаил, брат князя Михаила Пеструцкого, предка князей Сапег, пожертвовал её в Белоцерковский Троицкий храм, где икона прославилась чудотворениями. Знаменитый польский канцлер Лев Сапега воздвигнул здесь каменный храм. Иорданская – в Гефсиманском скиту В Успенском храме в Гефсиманском скиту Сергиевой Лавры находится замечательная икона Божией Матери, называемая Иорданской и, по преданию, принадлежавшая Иоанну Дамаскину . Репицкая В Чернигове, в Борисоглебской церкви, над царскими вратами находится Репицкая икона Божией Матери. Название Репицкой икона получила потому, что чудесно явилась в селе Репках. Перенесена в Борисоглебскую церковь архиепископом Иларионом (Рогалевским). Ратьковская В селе Рудне, во владениях Леонтия Полуботка, прославилась чудесами в 1687 году Ратьковская икона Божией Матери. В древних памятниках замечено, что Ратьковская икона «уранена в лице бичом от еретиков» Ржавская Чудотворная икона, именуемая Ржавскою, находится в Ржавце (Иржавце) Полтавской губернии; принесена сюда запорожцами. Рожецкая Сия икона находится в Подольской губернии. Икона богоматери – в с. Гидле В Польше крестьянин Иоанн из села Гидла пахал на волах землю. Вдруг он увидел, что волы его остановились и пали на колени. Крестьянин поспешил посмотреть, что случилось, и увидел пред волами образ Божией Матери, вырезанный на камне. Волы встали, крестьянин взял образ и отнёс его домой; но от образа исходил такой необыкновенный свет, наполнявший его жилище, что он решился открыть о найденном образе жителям селения. По общему согласию найденный образ был поставлен в церкви за престолом, но вскоре неведомою силою был перенесён на то же поле, где нашёл его крестьянин Иоанн. Тогда жители поставили на этом месте деревянный столп и на нём поместили чудесно найденную икону Божией Матери. С того времени стали от иконы изливаться многие чудотворения. Ахренские Шахматицы Свято чтимая икона Ахренская явилась в 1491 году 17 октября в 15 верстах от г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В год нашествия Наполеона на Москву она была спрятана в селе Коломенском и, вероятно, забыта там на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время. Нельзя не отметить еще той особенности, что икона эта обнаружилась в совсем особое время, то есть в начале русского лихолетия. День ее явления совпадал с днем отречения от престола последнего Царя, а царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Знаменательна и алая порфира Богоматери, цвет которой напоминает цвет крови... Ныне эта святая икона находиться в храме. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена 27 июля 1990 года. Праздник иконы: 2/15 марта. Икона Божией Матери «Леснинская» Леснинская икона обретена 14 сентября 1683 года пастухом села Лесны Бельского уезда Гродненской губернии Александром Стельмашуком в густой чаще на грушевом дереве, окруженная ярким сиянием. Недолго пробыла святая икона у пастуха Макарука. Вскоре она была отобрана польским помещиком-католиком. Посетившие его несчастья заставили помещика передать святыню в православную церковь деревни Букович близ Лесны. Затем вновь она была отнята католиками и поставлена в костел, позже (в 1863 г.) переданный православным. В то же время была возвращена и святая икона. Икона вырезана на темно-красном овальном камне, Записано до 500 чудес от образа. Празднование совершается на Троицын день и 8 сентября. В связи со второй мировой войной и политическими событиями икона была перенесена во Францию в Леснинский женский монастырь в Провемонте. Праздники иконы: 8/21 и 14/27 сентября. Икона Божией Матери «Нечаянная радость» История этой иконы рассказана святителем Дмитрием Ростовским в его творении «Руно орошенное». Один человек, проводивший грешную жизнь, тем не менее, был привязан к Богоматери чувством благоговейной любви и ежедневно неопустительно молился пред Ее иконой, с глубокой верой произнося слова, сказанные некогда Архангелом Гавриилом: «Радуйся, Благодатная!..» Как-то раз он собирался идти для греховного дела и пред выходом, обратясь к иконе Богоматери, помолился.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Откуда же пришла святая икона Богоматери в пределы Новгородские? Древнее предание говорит, что эта икона пребывала в Цареграде и за 70 лет до падения Константинополя явилась в пределах Новгородских. Основанием этому преданию послужило следующее повествование. Когда чудотворная икона прославилась в Тихвине, в то время некоторые новгородские купцы были в Цареграде и беседовали с Патриархом. Патриарх, между прочим, спросил: «Нет-ли в России слухов о чудотворной иконе Богородицы, бывшей в Цареграде и скрывшейся неизвестно куда?». Купцы рассказали ему об иконе Тихвинской, и Патриарх, соображая это явление со временем исчезновения, решил, что это должна быть их икона. По его словам, икона несколько раз скрывалась из Цареграда и опять являлась на своем месте: «ныне же за гордость нашу и неправды она совсем оставила нас». Он водил купцов во храм и показал место и киоту, где стояла икона. Купцы, по возвращении в Россию, рассказали о сем, и тогда Тихвинскую икону, по образцу Константинопольскому, поставили у первого столба на правой руке от входа. Тихвинский храм никогда не бывает без поклонников. Если храм заперт, то богомольцы чрез открытое окно видят чудотворный образ и воссылают молитвы к Царице Небесной. II. Чудотворная Тихвинская икона Богоматери в Исаакиевском Кафедральном Соборе Чудотворная икона Богоматери, чудесно явленная в пределах Новгородских и невидимо силами небесными с места на место переносимая, сделалась рассадником многих церквей и монастырей. С течением времени с сей иконы снимали точные изображения, из коих некоторые, по милости Божией, сделались чудотворными. В самый год освящения Исаакиевского Собора (1858 г.) прославилась чудотворениями Тихвинская икона Божией Матери, находящаяся в сем Соборе. Сия святая икона была родовою в семействе Ивановых, живших в 50-х годах по 2-й улице Песков, в собственном доме. По смерти болезненного брата, сестра Иванова продала свой дом и наняла маленькую комнатку у бондаря М. Фролова, жившего по соседству. Пред своею смертью девица Иванова поручила напутствовавшему ее приходскому священнику взять в церковь находящуюся у нее икону Тихвинской Божией Матери, уверяя, что эта икона издавна принадлежала роду их, что она древняя и чудотворная.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

С.]. Слава Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Присно-Девы Марии, открывшаяся в явлениях чудотворных Ея икон в России. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 25-28; Бурлуцкий И., прот. Об иконе Божией Матери Казанской в пензенском кафедр. соборе//Пензенские ЕВ. Ч. неофиц. 1870. 17. С. 542-554; Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 436-437; Пантелеимон (Нижник), архим. Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы, о чудотворных иконах и о Ея великих милостях роду человеческому. Джорданвиль, 1974. С. 279; Чудотворные и особо почитаемые иконы Пензенской губ.: Чудотворная икона Казанской Божией Матери в пензенском кафедр. соборе//Пензенский временник любителей старины/Подгот. публ.: А. Дворжанский. Пенза, 1991. Вып. 2. С. 13-14; Чугреева Н. Н. Казанская икона Божией Матери - Заступница Пензы//Пензенский летописец: Правосл. ист.-публ. альманах. 2012. 1. С. 111-123 с ил. Н. Н. Чугреева Казанская Суздальская икона Божией Матери Казанская Суздальская икона Божией Матери. 1625 г. Оклад XVII–XIX вв. Фотография. Нач. ХХ в. Казанская Суздальская икона Божией Матери. 1625 г. Оклад XVII–XIX вв. Фотография. Нач. ХХ в. (К. С. и.), особо почиталась в Суздале, была написана в 1625 г. иконописцем прп. Иоакимом Шартомским , иноком и затворником Шартомского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря близ Шуи (совр. Ивановская обл.), автором Вязниковской Казанской иконы Божией Матери (ок. 1623). В описании Суздаля, составленном в XVIII в. ключарем суздальского Рождественского собора Ананией Фёдоровым, сказано, что прп. Иоаким был «изряден художник иконнаго писания» ( Фёдоров. 1855. С. 191), безвозмездно писал иконы для мн. храмов и мон-рей (чудотворной почиталась написанная прп. Иоакимом икона Божией Матери, находившаяся в Шуе). После прославления Вязниковской Казанской иконы прп. Иоакиму в видении явилась Пресв. Богородица и повелела написать образ, подобный явленному в Казани, «послать его в Суздаль и поставить в Воскресенской церкви, глаголя, что он будет защитой от врагов, видимых и невидимых». Написав икону в 1625 г., прп.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Известие 1187 г. о приходе во Владимир Черниговского епископа Порфирия с ходатайством в пользу рязанских князей, «зане же есть Резань Черниговская епископия», показывает, что в это время Рязань еще входила в состав Черниговской епархии. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Рязань Святыни Рязанской области [ править править код ] Рязань . Кафедральный Успенский собор Рязанского кремля: мощи свт. Василий (XIII в.), Мелетий и Гавриил (XIX в.) Рязанские, «Феодотьевская» икона Божией Матери. Скорбященский храм: икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Лазаревский храм на Лазаревском кладбище: блаж. Василий Кадомский (XIX в.) (часть мощей). Свято-Троицкий монастырь: свт. Мисаил (XVII в.) и Феодорит (XIX в.) Рязанские. Никольский храм в Ямской Слободе (подворье Иоанно-Богословского монастыря): блаж. Любовь Рязанская (ХХ в.). Касимов . Троицкий храм: мощи свящ. исп. Сергий Правдолюбов (Касимовский) (ХХ в.). Никольский храм: иконы Божией Матери «Касимовская-Казанская» и «Всех скорбящих Радость – Митинская». Сынтул, пос , Касимовского района. Покровский храм: мощи свящ. исп. Александр Орлов (ХХ в.). Срезеново село Шиловского района. Казанский храм: мощи преп. исп. Анна Срезневская (ХХ в.), икона Божией Матери «Споручница грешных – Срезневская». Поощупово село Рыбновского района. Иоанно-Богословский монастырь: оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная», икона Апостола Иоанна Богослова. Солотча , пос. (20 км. к северу от Рязани). Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь: благ. кн. Олег Рязанский (XIV в.), «Казанская» икона Божией Матери. Кадом . Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» женский монастырь: икона Божией Матери «Милостивая». Выша , село Шацкого района. Свято-Успенский Вышенский женский монастырь: мощи свт. Феофан Затворник (XIX в.). Эммануиловка , дер (2 км. от Выши). Сергиевский храм: «Вышенская-Казанская» икона Божией Матери. Польное Ялтуново село Шацкого района. Кладбище: чтимые могилы стариц Анны, Анисии, Матроны и Агафии Петриных и блаж. Василия, Евдокии и Андрея (не канонизированы).

http://azbyka.ru/palomnik/Рязанская_обла...

В 1913 г. для образа была создана рама-икона «при возобновлении нижнего собора... в симметрию св. икон иконостасов, вставлена в средину иконы, окружена ликами святых, украшенными серебряною чеканною ризою» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). опись Спасо-Преображенского собора за 1920 г. подтверждает, что икона «древнего письма... вставлена в другую, на которой вверху изображена Св. Троица, а внизу херувимы» (Л. 9) (местонахождение неизв.). В наст. время икона находится в специально созданном для нее металлическом киоте с орнаментированными полями, на обороте выгравирована надпись (                           . 1862 го. октебря 27 дня. Д. С.), икона украшена плетеным венком. Трижды во время визитов в Тамбов Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (в день памяти свт. Питирима в 1993, 1998 и 2002) мощи свт. Питирима и Девпетуровская-Тамбовская икона обносились крестным ходом вокруг Спасо-Преображенского собора. В 2005 г. в честь Девпетуровской-Тамбовской иконы Божией Матери была освящена домовая церковь при городской тюрьме. На аналое в центральной части Спасо-Преображенского собора, близ мощей свт. Питирима, помещена еще одна икона, также называемая «Девпетуровская-Тамбовская». Она писана на старой доске, однако ее датировка невозможна из-за обильных прописей кон. XX в. Несмотря на близость изводов этой иконы и чудотворного образа, свиток в левой ручке Богомладенца - один из определяющих признаков иконографии Днепрской иконы Божией Матери , т. о., эта икона не является списком с иконы свт. Питирима. Оснований для смешения Д. и. с Днепрской иконой, объясняемого, в частности, упрощением наименования «Девпетуровская» «в народном быту» ( Красилин. С. 395), нет как с т. зр. иконографии, где прототипом Днепрской иконы является Корсунская икона Божией Матери с типичным для этой иконы изображением рук Богомладенца и Его Матери, так и с т. зр. истории почитания икон. Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 111; Поселянин Е. Богоматерь. С. 172; Тамбовский кафедральный Спасо-Преображенский собор//Изв. Тамбовской ученой архивной комиссии. Тамбов, 1913. Вып. 55; Молчанов Н. Жизнеописание свт. Питирима, еп. Тамбовского. Тамбов, 19142; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 3. С. 65-66; Bentchev J. Die Bibliographie des Gottesmutterikonen. Bonn, 1992; Красилин М. М. Иконографический архетип и народное почитание чудотв. образов//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 395-396; Мон-ри и храмы Моск. епархии. М., 2004. С. 130-131.

http://pravenc.ru/text/171551.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010