В середине 1870-х гг. мировым посредником В.Н. Семчевским в приходе было образовано попечительство, среди жертвователей были уездный предводитель дворянства граф В.Н. Зубов, владелец имения «Медемрод», калужанин П.Ф. Трунёв, местные жители – литовцы. Действовала церковно-приходская школа с общежитием для бедных девочек на 20 человек. В память спасения семьи императора Александра III 17 октября 1888 г. в 1889 г. прихожанами был заказан киот с иконой пророка Осии и преподобномученика Андрея Критского. Почиталась Козельщанская икона Божией Матери. В 1891 г. храм был ремонтирован, в 1892 г. – построена новая колокольня. На 1898 г. в приходе насчитывался 1021 человек, в него входили жители русских деревень Попеляны, Саварины, Окляны. На отдельно расположенном православном кладбище похоронены благотворительница фрейлина Д.В. Моро-Олсуфьева и начальник станции Муравьево (Мажейки, Мажейкяй) П.Н. Яковлев. С 1932 г. настоятелем служил свящ. Александр Чернай, впоследствии архим. Алексий, с именем которого связано возрождение прихода. Осенью 1943 г. в приход были эвакуированы 3000 человек из Новгородской области. Вместе с благочинным прот. Василием Николаевским в Векшняй доставили раки с мощами Новгородских святых из Софийского собора: святителя Никиты, благоверных князей Владимира и Феодора и княгини Анны, части мощей свят. Иоанна и преп. Антония Римлянина. В конце ноября – начале декабря 1944 г. они были возвращены в Новгород и затем помещены в запасники музея. В 1944 г., когда приход насчитывал 678 человек, советской артиллерией была снесена колокольня и разрушена на 75% кровля, прот. Александр эмигрировал в США. Службы в храме возобновились в 1947 г. Настоятелем в 1951-1981 гг. был священник Александр Сташенко. Храм был ремонтирован в 1953-1954, 1970 гг. В 1958 г. построен приходской дом. При игумене Несторе (Шмидте) храм был приписан к церкви в Тельшяй, в 1995-1998 гг. проведен ремонт, в 2001 г. в упрощенных формах восстановлена колокольня. прот. Александр Берташ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=42197

Храм в честь Святителя Алексия, митрополита Московского, ранее носил имя Козельщанской иконы Божией Матери, в честь которой был освящен в 1904 году. В апреле 1923 года он был опечатан и вскоре разорен. Возрождение храмов на территории церковной больницы началось в 1992 году, когда в храме Козельщанской иконы Божией Матери впервые за 70 лет был отслужен водосвятный молебен. Впоследствии храм переименовали в честь Святителя Алексия Московского. Это было связано с тем, что главная святыня храма - Козельщанская икона Божией Матери - на тот момент была утрачена и вернулась в храм только в 2019 году. После богослужения по благословению Святейшего Патриарха Кирилла епископ Пантелеимон вручил медали Русской Православной Церкви «Патриаршая благодарность» главному врачу больницы Алексею Зарову и 25 ее сотрудникам. Так был отмечен большой вклад награждаемых в борьбу с коронавирусной инфекцией. «Святейший Патриарх Кирилл отметил труды очень многих сотрудников больницы. Эти награды связаны не только с вашим повседневным трудом. Они связаны с эпидемией, когда вы встали на передовой вместе с другими врачами страны, защищая здоровье людей. Конечно, это заслуга, прежде всего, нашего главного врача и директора больницы Алексея Зарова. Мы всех вас благодарим и особо молимся за вас», - поздравил медицинских работников епископ Пантелеимон. Епископ Пантелеимон и Алексей Заров. Фото: пресс-служба Больницы Святителя Алексия      Директор и главный врач Больницы Святителя Алексия Алексей Заров поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за награды. «Я благодарен Святейшему Патриарху Кириллу за то, что он отметил наградой наших замечательных врачей и медсестер. С самого начала пандемии наша больница активно включилась в борьбу с коронавирусной инфекцией, мы стали заниматься диагностикой, организовали КТ-центр и выездную бригаду. Конечно, приходилось очень нелегко, работали без выходных», - поделился Алексей Заров. Также от лица Святейшего Патриарха Кирилла Преосвященнейший владыка вручил орден святителя Луки Крымского II степени заслуженному врачу РФ, профессору Анатолию Федину за вклад в развитие медицинского служения. Анатолий Федин в течение 5 лет, с 2000 по 2005 годы, был главным врачом Больницы Святителя Алексия. Под его руководством была создана неврологическая служба в больнице. В настоящее время профессор продолжает консультировать при возникновении сложных для диагностики случаев. Кроме того, орденом святителя Луки Крымского III степени была награждена заведующая операционного блока больницы Елена Федотова.

http://pravoslavie.ru/141547.html

Архитектором проекта стал С. У. Соловьев, инженерами — В. Ольденбург и И. Федоров, фигуры заметные в области инженерного дела начала века. Инженерное обеспечение больницы было подчинено задаче наибольшего удобства для больных и посетителей: кроме обязательных водопровода, канализации, парового отопления, спроектирована вентиляция, автономная для палат, с одновременным увлажнением воздуха. Средства Медведниковых приумножились богатым пожертвованием потомственной почетной гражданки Александры Карповны Рахмановой. На ее деньги в 1910 году к медведниковской богадельне присоединился отстроенный корпус-богадельня на 60 кроватей. Великая княгиня Елизавета Федоровна На торжественном открытии медведниковской больницы присутствовали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна . Чин освящения нового богоугодного заведения совершал высокопреосвященнейший Владимир (Богоявленский) Митрополит Московский. Первым главным врачом и директором больницы стал Степан Яковлевич Попов. По архитектурному проекту С.У. Соловьева здания ансамбля больницы и богадельни были поставлены в ряд, параллельно Большой Калужской улице. Перед ним располагался широкий палисад, впоследствии уничтоженный при расширении проезжей части Ленинского проспекта (бывш. Б. Калужской ул.). Сам проект был выполнен в стиле модерн, в его национально-романтическом направлении. Объемно-пространственная композиция центральной части ансамбля скомпонована в виде объемов сложной формы с несимметрично выступающими крыльями. Оба корпуса завершаются объемами двух храмов, восходящих к псковским и новгородским прототипам. Соловьев творчески интерпретировал образы псковских обителей, в которых композиция строилась по живописному принципу, а не по принципу строгой симметрии. Центром ансамбля является открытый двор, вокруг кото­рого группируются главные постройки. Заказчиком был оп­ределен набор строений, необходимых для обеспечения благотворительного заведения. С.У. Соловьев блестяще справился с поставленной задачей, так как не только решил проблему воплощения художественного образа, но и создал функционально очень удобный комплекс.

http://pravmir.ru/sto-let-dobrodelaniya/

По возвращении Капнистов в имение Козельщина из-за притока народа, желавшего увидеть икону, хранить образ дома стало невозможно. По благословению архиеп. Полтавского и Переяславского Иоанна (Петина) в саду имения гр. Капнист построил временную часовню, куда 23 апр. 1881 г. была перенесена икона. Службу перед ней, чередуясь, совершали 2 священника. 21 мая того же года гр. Капнист получил 1-е заверенное подписями письмо о чуде от иконы: мещанин М. К. Миргородский из селения Солоница Кременчугского у. сообщал об исцелении от падучей своего 10-летнего сына. Неск. подобных писем было получено только в течение июня. 4 июля в Козельщину прибыла комиссия для исследования чудес от иконы. Отчет о результатах дознания был отправлен на рассмотрение епархиального начальства (Сказание. 1999. С. 21-27). Всего с июня 1881 по июнь 1889 г. было отмечено 48 письменно заверенных случаев исцеления от К. и. Значительные денежные пожертвования сделали возможной скорую постройку храма. Закладка первого камня ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы была совершена 8 сент. 1881 г., спустя год освятили храм. Однако икона была перенесена из часовни в храм (находился почти в полукилометре от имения) только 3-4 июня 1886 г., после учреждения указом Синода при Богородице-Рождественском храме общины. Впосл. община была возведена в степень нештатного общежительного Козельщинского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря (Указ Синода от 31 окт. 1890). После закрытия мон-ря в 1929 г. К. и., к-рую хранили в специальном сейфе в нише, игум. Олимпиаде II (Вербецкой или Вербицкой) удалось тайно вынести из храма и спрятать в монастырском скиту Обиток близ с. Потоки на берегу р. Псёл (в 28 км от Козельщины). До 1932 г. образ находился в скиту, затем сохранялся сестрами обители в частном доме в Кобеляках, там К. и. пребывала и в период, когда сестрам представилась возможность вернуться в обитель (1941-1949). В послевоенное время до возобновления мон-ря икона хранилась в Киеве на квартире, где жила мон. Агапита, затем мон. Анфиса. В конце февр. 1993 г. митр. Полтавский и Миргородский Филипп (Осадченко, в то время игумен), свящ. Петр Дурко, игум. Ираида (Кравцова) сопровождали К. и. из Киева в родную обитель. На пути следования иконы останавливались для поклонения верующих в Троицком и Успенском храмах в Кременчуге, в Никольском храме в Комсомольске Полтавской обл. В каждом храме соборно служили водосвятные молебны с чтением акафиста. Вечером 23 февр. 1993 г. икона прибыла в Козельщинский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/1841680.html

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Конец XIX – начало XX в. Одна из самых любимых икон – «Всех скорбящих Радость». Впервые образ с таким названием прославился в Москве в XIX веке. Списки с него разошлись по всей России. При этом они нередко существенно отличались друг от друга: на одних Богородица изображена с Богомладенцем, на других Одна, разнятся и группы предстоящих. Иконографию определяют слова молитвы, которая написана на вьющихся вокруг Божией Матери лентах: «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех ангел и архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех вспоможение и заступление». Каждая молитвенная строка расположена над иллюстрирующим её изображением. Здесь и алчущие, обретающие пищу, и нагие, получающие одежду, и исцелённые и т.д. Икона Божией Матери «Целительница». Прорись Так же развернут сюжет и в других иконах. «Нечаянная Радость» и «Целительница» были созданы как иллюстрации к духовной книге о Богородице свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» 146 . Явления Пресвятой Богородицы картинно запечатлены в образах Божией Матери Пюхтицская, где мы видим Её стоящей у источника, и «Спорительница хлебов», где Она с облаков благословляет пшеничное поле. К иконам, основанным на литературной аллегории можно отнести «Прибавление ума», «Умягчение злых сердец», «Споручница грешных», «Неувядаемый цвет», «Призри на смирение», «Неупиваемая чаша», Козельщанская, «Взыскание погибших», Леньковская – именуемая «Спасительница утопающих», «Недремлющее Око», «Прозрение очес», «Умиление» Серафимо-Дивеевская, «Тучная Гора» и другие. 141 Подробнее об иконографии: Сарабьянов В. Д. «Похвала Богоматери» в русской иконографической традиции//Искусство христианского мира. Вып. 1. М., 1996. С. 41–51. 144 «Древнейшее известное на сегодня изображение Богоматери Неопалимой Купины восходит к XIV в.», – пишет Г.И. Вздорнов в комментариях к публикации работы А.И. Анисимова «Владимирская икона Божией Матери»//Материалы и Каталог выставки «Богоматерь Владимирская». М., 1995. С. 66. К сожалению, подобного изображения не имеем и вынуждены опираться в своих рассуждениях на более поздние списки.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Икос 11); на списках К. и. чаша изображается в виде потира, тем самым акцентируется тема жертвенного приношения. По-видимому, живопись иконы поновлялась, особенно светло-оливковый фон со светлыми контурами нимбов и традиц. надписями («  :  :» и «  :  :»), что затрудняет ее датировку. Серебряный с позолотой и эмалью оклад был создан в Москве; голова Божией Матери увенчана короной из камней и украшена бисерным венком. В наст. время К. и. находится в киоте (изготовлен в 2005) в левом приделе храма Рождества Пресв. Богородицы. Перед ней совершается ежедневное чтение Акафиста (Служба и Акафист предположительно были составлены в кон. XIX - нач. XX в. в Красногорском Покровском жен. мон-ре), а по воскресным дням молебное пение. После возвращения в обитель К. и. вывозилась для молитвенного предстояния в Кременчуг и Комсомольск. Козельщанская икона Божией Матери в ц.Рождества Пресвятой Богородицы Козельщинского мон-ря Козельщанская икона Божией Матери в ц.Рождества Пресвятой Богородицы Козельщинского мон-ря Списки Стремительный рост почитания К. и., к-рая после пребывания в Москве стала известной по всей России, обусловил появление мн. списков. В 1888 г., еще до возведения Козельщинской общины в мон-рь, была создана школа иконописания (существовала до закрытия мон-ря в 1929); не исключено, что нек-рые списки К. и. были монастырского письма. С Козельщинским мон-рем связан чтимый список, который при закрытии обители в 1949 г. был вывезен игум. Феофанией и насельницами в свт. Николая Чудотворца Лебединский женский монастырь . После закрытия Лебединского мон-ря в 60-х гг. XX в. монахини перевезли икону в Красногорский Покровский мон-рь близ Золотоноши (из этой обители вышла 1-я начальница общины, впосл. игумения Козельщинского мон-ря Олимпиада I (Дмитриева)); в наст. время икона пребывает в Покровском храме. Распространению изображения К. и. способствовало его типографское тиражирование. Так, спустя 11 лет после прославления появилось литографическое воспроизведение иконы, достаточно точно передающее ее особенности: 21 февр.

http://pravenc.ru/text/1841680.html

Задача создателя иконы — распознать эту печать в ветхом человеке и изобразить ее. При этом иконописец не должен вводить ничего лишнего и изобретать новое, помня, что икона всегда реалистична и документальна. (Для святых отцов VII Bceлehckoro Собора само существование икон Христа было подтверждением подлинности Его воплощения.) Древние иконы всегда писались строго в установленных святыми отцами пределах по освященным Церковью канонам и почитались чудотворными от момента написания, а не в силу их намоленности. На Руси понимание духовного творчества иконописца сохранялось довольно долго. Первые, не канонические, а человеческим мудрованием написанные иконы появляются только к середине XVI века. В них заметно преобладает широко распространенная на Западе аллегория, и символические образы Священного Писания уже не осмысливаются и не находят живописного истолкования, согласно соборному учению, а изображаются впрямую. Они были запрещены к написанию Московскими Соборами, против них выступал св. Максим Грек († 1556 г.), патриарх Никон († 1681 г.) разбивал их как еретические. Но наша трудная отечественная история — Смутное время, Раскол, реформы Nempa I, уничтожившие Патриаршество, и многое другое — отодвинули вопрос иконопочитания далеко за рамки основных интересов государства и Церкви. Начало XX века ознаменовалось открытием русской иконы. В 1901 году Hukoлaeм II был утвержден Комитет попечительства о русской иконописи. Однако революция и последовавшие за ней гонения на Церковь надолго отбросили назад иконописное дело и церковное искусство в целом. Нынешнее невнимание к древнему учению Церкви подчас объясняется рассуждениями такого рода: оно совершенно излишне, более того, — чуждо самой Церкви, придумано искусствоведами, отвлекает верующих от «истинного» иконопочитания. В доказательство приводятся многие чудотворные святыни, в которых не только не соблюден канон, как, например, в Козельщанской иконе Божией Матери, написанной в католической живописной манере, но даже есть изображения, запрещенные к написанию (например, Бог Саваоф в Державной иконе Божией Матери). Но ведь не в посрамление же древних канонов в последние три века прославлялись Богом эти иконы? Подобные размышления ведут к скрытому иконоборчеству и даже протестантизму, так как Бог творит чудеса там, где Ему молятся, в том числе — вне храмов и без икон. Его снисхождение к человеческим слабостям и несовершенствам никогда не означало отмену святоотеческого Предания.

http://pravmir.ru/voprosy-ikonografii-sv...

В феврале 1904 года Медведниковская больница приняла первых пациентов на 150 кроватей, 30 из них отдали детям. К 1906 году уже существовало кроме терапевтического, хирургическое и зубоврачебное отделения. При необходимости к больным приглашались специалисты из других клиник Москвы. В 1914 году больница праздновала десятилетие со дня своего основания. Ее директор и главный врач Степан Яковлевич Попов в своем отчете сообщил, что 65% пациентов — это тяжелые больные, требующие тщательного ухода и лечения. Для того, что бы медицинский персонал имел возможность быть на уровне современной медицинской науки, в больнице существовала медицинская библиотека, приобретались и выписывались выходящие за рубежом медицинские журналы. В годы Первой мировой войны часть коек была отведена для раненых солдат и офицеров, а в здании богадельни в конце войны были размещены инфекционные больные, среди них было много беженцев с детьми. Квартирный корпус в парке больницы также был отдан под госпиталь для раненых. Родители и вдовы убитых на войне офицеров считали своим долгом помочь больнице и раненым воинам. Они делали пожертвования на содержание одной или нескольких коек. В отчетах больницы того времени такие койки называ­лись именными, например, «койка вдовы штабс-капитана X» или «койка памяти поручика Н» и т.д. В таком виде больница просуществовала до революции 1917 года. В 1918 году распоряжением советской власти богадельня закрывается, и все корпуса больницы становятся лечебными, а сама больница становится туберкулезной. Главным врачом ее был назначен доктор В.Д. Коноплянкин — опытный и энергичный администратор, тесно сотрудничав­ший с партийными органами. В 1922 году в Медведниковскую больницу из 4-ой Градской переводятся госпитальные хирургическая и терапевтическая клиники 2-го Московского государственного университета. 15 декабря 1922 года в газе­те «Правда» появилась заметка: «Открытие госпитальной клиники 2-го Московского университета. Вчера в здании бывшей Медведниковской больницы состоялось открытие хирургической клиники, нескольких рентгеновских кабинетов при ней и терапевтической клиники. Среди гостей — значительная часть московской профессуры, нарком здравоохранения Н.А. Семашко, Ружейников из Наркомата просвещения, студенты, больные, младший медицинский персонал, которые буквально облепили ступеньки, хоры, проходы.

http://pravmir.ru/sto-let-dobrodelaniya/

Корпус келий с храмом Преображения Господня выстроен в 1887-1890 гг. Т-образный в плане, он протянулся с севера на юг. Архитектурное решение храма, примыкающего к центру восточного фасада корпуса, по-своему примечательно: основная часть – высокая, с 2-ярусными фасадами, в плане представляет собой равноконечный крест; во входящих углах этого креста – 1-ярусные пристройки, приближающие общий план сооружения к квадрату; при этом приделы храма расположены в паре западных пристроек, и входы в них устроены прямо из корпуса. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Козельщанская икона Божией Матери При закрытии монастыря в 1929 г. икона была тайно вынесена монахинями в скит с. Обиток, а после его закрытия в 1932 г. негласно хранилась в местечке Кобеляках, в 1941-1949 гг. – вновь пребывала в Козельщинской обители, затем – в Лебединском монастыре на Черкащине, с 1961 г. – в киевской квартире у бывших козельщинских насельниц, 23 февраля 1993 г. была возвращена в Козельщину. В записной книжке графа Владимира Капниста существовала запись: «Эта икона в моем семействе, а также и в окрестностях издавна пользуется славой чудотворений. Жена моя в особенности всегда чтила икону эту, что заимствовали от нее и наши дети». Одно из старинных печатных описаний гласит: «Старик Козельский не раз передавал графу, что один из его предков, Сиромаха, был запорожским войсковым писарем… Сиромаха, по желанию Государыни, был обвенчан в Петербурге с одной из ее фрейлин из какого-то итальянского рода, фамилия которой в точности неизвестна. Портрет жены Сиромахи хранится и теперь, и он несомненно доказывает, что супруга войскового писаря – женщина южного происхождения… В семействе г. Козельского всегда существовало предание, что чтимый в настоящее время образ Божией Матери принадлежал жене Сиромахи. К этому убеждению приводит и то еще обстоятельство, что живопись на образе напоминает живопись итальянской школы». Исцеление Марии Капнист 21 февраля 1881 г. после усердной молитвы перед этой иконой подтверждено московскими врачами (включая Николая Склифосовского) и французским невропатологом Шарко. Многие случаи исцелений, имевшие место позже, записаны самими исцеленными или их родными, подтверждены свидетелями, проверены особой комиссией и опубликованы в старинных изданиях о Козельщинской обители и ее чудотворной иконе. Подобные чудеса совершаются и теперь, и о них свидетельствуют новые описания монастыря. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Козельщанский_...

Козельщанский Рождество-Богородичный женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Козельщанский женский монастырь Рождества Богородицы — православный женский монастырь Кременчугской епархии Украинской Православной Церкви. Главная святыня обители — Козельщанская икона Божией Матери. При монастыре имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Предыстория [ править править код ] По одним данным, Козельщина основана в 1-й четверти XVII в. и с 1654 г. входила в состав Кобелякской сотни Полтавского полка; по другим – Козельщину основал в 1-й четверти XVIII в. Кобелякский сотник Павел Козельский. Его отец, войсковой товарищ Полтавского полка Степан Козельский, считается начальником украинского казацко-старшинского рода Козельских. Старший сын Павла, Иаков, служил Полтавским есаулом, а младший, также Иаков, стал известным философом и математиком. Сын старшего из сыновей Павла, Федор, был поэтом и мемуаристом (собрание его сочинений издавали в 1769-1771 и 1778 гг.). Последним из рода владел Козельщиной предводитель дворянства Кобелякского уезда Полтавской губернии Павел Козельский (†1879), завещавший это имение Софии Капнист– дочери математика Михаила Остроградского(1801-1861) и жене графа Владимира Капниста (потомок поэта и общественного деятеля Василия Капниста, †1823). В нач.1880 г. семью Капнистов постигло горе – тяжкий недуг 15-летней дочери Марии, которая училась в Полтавском институте благородных девиц. Годы спустя Мария вспоминала: «Училась хорошо. Была общей любимицей… Любимым моим занятием было прыгать по лестнице, по ступенькам сверху вниз. Сначала через две, потом через три. А раз перепрыгнула через пять. И впервые почувствовала боль в ступне ноги. Сначала скрывала эту болезнь. Но она становилась все острее… Воспитательница обратила внимание, пригласила врача, и оказали первую помощь. Но боль не унималась. Появилась опухоль, стало выкручивать ногу… Забинтовали в гипс. Так пролежала до Св. Пасхи… Вторую ногу стало выворачивать… Я пережила новые мучительные боли… И вторую мою ногу залили в гипс».

http://azbyka.ru/palomnik/Козельщанский_...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010