В церкви построен 3-ярусный позолоченный иконостас, украшенный резными колоннами с изображением цветов, виноградной лозы и листьев, выполненный в кон. XVIII в. Среди икон - «Благовещение Пресв. Богородицы» (XVI в.), икона Живоначальной Троицы (XVII в.), «Господь Вседержитель» (1799; иконописец С. П. Казанцев), Боголюбский образ Божией Матери (XVIII в.; иконописец архим. Алимпий) и др. Уникальны царские врата (кон. XVI в.). В основном объеме храма находятся образ свт. Николая Чудотворца (XVI в.), икона св. Иоанна Воина (XVII в.), образы Божией Матери «Знамение» (XVII в.), «Страшный Суд» (XVII в.). Многие иконы М. Б. м. написаны в XVII-XVIII вв. местными иконописцами, жившими при обители. К 2017 г. в М. Б. м. особо почитается Козельщанская икона Божией Матери. Некрополь При Благовещенской ц. с давних времен существовал некрополь. По традиции первоначально он находился в подклете храма. Одним из первых там был погребен блгв. кн. Михаил, затем - кн. Константин с кнг. Ириной и их сын Феодор. Здесь же хоронили первых муромских христиан. Впосл. кладбище находилось у стен собора. В XVI в., после учреждения М. Б. м., на кладбище стали хоронить братию. Особым почитанием у верующих пользуется каменная гробница схим. Иулиана (Кочукова; 1638; пам. 26 марта), обнаруженная в 1834 г. в подклете. В 1725 г. ему были составлены тропарь и кондак. В дек. 1997 г. в ходе ремонтных работ в подклете Благовещенской ц. под приделом Всех Русских святых (первоначально свт. Иоанна Златоуста) обнаружили белокаменное надгробие Евфросинии Матвеевой ( 1 сент. 1571). В подклете храма находится белокаменная плита XVII в. с надписью: «Лета 7153 (1645 г.- В. Ч.) февраля 6 дня преставился раб Божий инок схимник Феодосий Никитин сын Балыклотов (Балымотов.- В. Ч.)». Он был представителем древнего муромского купеческого рода ( Чернышев. 2004. С. 23-27). Сохранившиеся надгробия относятся в основном к XIX - нач. ХХ в. 1919-1942 гг. В 1919 г. М. Б. м. был закрыт, монахи, насильственно выселенные из келий, стали жить в городе на частных квартирах.

http://pravenc.ru/text/2564378.html

Козельщанская икона Божией Матери принадлежит к числу икон позднейших по времени прославления (1881) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых. Икона эта, написанная в итальянском стиле конца XV – начала XVI веков, была привезена из Италии в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761). Впоследствии эта придворная дама вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В XIX веке она находилась в семье графа Капниста в селе Козельщине Полтавской губернии. Сведения о том, кто и когда приобрел эту икону, семейное предание не сохранило. Но икона почиталась как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой об устройстве семейного счастья. На сырной седмице 1880 года дочь В. И. Капниста – Мария – заболела. Местный врач определил незначительный вывих ноги и наложил гипсовую повязку. Спустя некоторое время ее повезли к харьковскому хирургу. Он также определил вывих. Чтобы уменьшить боль в ноге при ходьбе, был сделан особый башмак со стальными пружинами и предписано принимать теплые ванны. Прошел пост, но больная не чувствовала облегчения. После Пасхи Мария почувствовала страшную боль и в другой ноге, которая у нее искривилась, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к доктору, который нашел и в левой ноге вывих, надел и на эту ногу стальные пружины, посоветовав немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Путешествие на Кавказ и лечение причинили еще большие страдания. Силы девочки ослабли, она потеряла всякую чувствительность в руках и ногах, даже к уколам. При осмотре, кроме прежних повреждений организма, были найдены еще вывихи в плечевых суставах, в левом бедре и крайняя чувствитель ность в позвоночном столбе на всем его протяжении. Такая сильная степень болезни и безрезультатность лечения заставили возвратиться домой. В октябре месяце отец поехал с больной дочерью в Москву. Там он обращался к известнейшим докторам, которые заявили, что они бессильны перед болезнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В нем находится чудотворная икона Козельщанская. При обители есть церковноприходская школа, мастерская иконописи и другая школа для мальчиков. Управляет монастырем игуменья. Красногорский Иоанно-Богословский монастырь в Золотоношском уезде. Монастырь расположен в 3 в. от своего уездного города и в 5 в. от станции «Золотоноши» Московско-Киево-Воронежской ж. дороги. Обитель сначала была мужской, а с 1789 года преобразована в женскую. Храмов три: во имя Преображения Господня, в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Св. ап. ев. Иоанна Богослова. Последняя церковь отстоит от обители на версту, при духовном женском училище. В соборном Преображенском храме находятся две месточтимые иконы Богоматери: 1) Дубицкая, или Дубенская, и 2) Коредкая. Первая названа Дубицкой, или Дубенской, потому что она чудесно явилась на дубе (в XVII веке). Она помещается над царскими вратами, в особо устроенном золоченом киоте, и в известные времена спускается для благоговейного поклонения богомольцев. Вторая названа Корецкою (именуемая также «Споручница грешных») потому, что была вырезана на коре дерева, росшего на монастырской горе, по преданию, основавшим монастырь пустынножителем; впоследствии изображен было снято с дерева, покрыто живописью, украшено серебряной ризой с жемчугом и вделано в киот. Управляет обителью игуменья. Ладинский Покровский монастырь в Прилукском уезде. Монастырь находится в 17 вер. от г. Прилук, около села Ладина, на правом берегу р. Удая. Когда и кем основана обитель, – неизвестно, но она уже существовала в конце ст. и была мужской. В 1619 r., по желанию кн. Ирины Михайловны Вишневецкой, монахи ее были переведены в Густынский Трояцкий монастырь, а обитель преобразована епископом Луцким Исайей в женскую. Храмов в монастыре два: во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Св. Николая Чудотворца. В обители между прочим хранятся следующие древности: деревянный крест, сделанный в 1712 г., и несколько старопечатных книг XII в.; при Евангелия (из них одно печати 1616 г.), Апостол, печати Львовской 1639 г., Потребник, Московской печати 1636 г.; Трефологион, печати 1637 г.; икона Божией Матери «Ключ разумения», печати 1665 г.; «Огородок Марии Богородицы», печати К.-Печерской лавры 1676 г., и другие. Управляет обителью игуменья.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

23 числа, в 6 ½ ч. утра оставили Пустынь и поспешили в Осташков, куда и прибыли в 1 час пополудни. На следующий день предстояло освящение придельного храма в Знаменском женском монастыре. С вечера в 6 часов я присутствовал там за всенощною службой и выходил на литию и величание. Служба отправлялась очень стройно и чинно. 24 числа, в 10 часов утра, началось освящение храма в честь иконы Знамения Божией Матери. Затем последовала литургия, на которой произнесена была заупокойная эктения о почивших игумениях Агнии и Ольге и о новопреставленном рабе Божием Феодоре 857 . По окончании литургии, я благословил игумению Антонию иконою, сказав при этом следующие слова: «Преподобнейшая Матерь Игумения! Усердно приветствую тебя и вверенных твоему духовному руководству и попечению сестер с нынешним светлым и радостным торжеством вашей обители. Матерь Божия, имя Коей наречено на освященном ныне благодатию Св. Духа храме, да будет для тебя и для сестер твоих о Христе, стеною необоримою при нахождении наветов вражиих и твердою защитою и утешением в печалях и скорбях житейских. Сердечно разделяя с Вами настоящую радость и духовное торжество, прошу принять от меня в благословение и на память нынешнего празднества священное изображение с особенным благоговением чтимого тобою Угодника Божия, Святого Благоверного Великого Князя Михаила Тверского». После обедни, в покоях игумении приготовлена была праздничная трапеза, к которой приглашены были, кроме служащего духовенства, многие лица из городского общества.» Ночью приехал из Петербурга и остановился на монастырском подворье вместе со мною добрый мой знакомый сенатор Ник. Оттов. Тизенгаузен. Он прибыл в Осташков, для молитвенного участия в предстоящем, 27 ч., празднике в честь преподобного Нила Столобенского чудотворца. 25 числа слушал раннюю литургию в Воскресенской церкви, где временно находилась принадлежащая прихожанину этой церкви, мещанину Цицурину, икона Божией Матери Козельщанская, ознаменованная несколькими чудесными исцелениями. – Об этой иконе подробнее говорено будет ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

24-го числа, в 10 часов утра, началось освящение храма в честь иконы Знамения Божией Матери. Затем последовала литургия, на которой произнесена была заупокойная ектенья о почивших игуменьях Агнии и Ольге и о новопреставленном рабе Божием Феодоре. 588 По окончании литургии, я благословил игуменью Антонию иконою, сказав при этом следующие слова: «Преподобнейшая Матерь Игуменья! Усердно приветствую тебя и вверенных твоему духов- —749— ному руководству и попечению сестер с нынешним светлым и радостным торжеством вашей обители. Матерь Божия, имя Коей наречено на освященном ныне благодатию Св. Духа храме, да будет для тебя и для сестер твоих о Христе, стеною необоримою при нахождении наветов вражиих и твердою защитою и утешением в печалях и скорбях житейских. Сердечно разделяя с Вами настоящую радость и духовное торжество, прошу принять от меня в благословение и на память нынешнего празднества священное изображение с особенным благоговением чтимого тобою Угодника Божия, Святого Благоверного Великого Князя Михаила Тверского». После обедни, в покоях игуменьи приготовлена была праздничная трапеза, к которой приглашены были, кроме служащего духовенства, многие лица из городского общества». Ночью приехал из Петербурга и остановился на монастырском подворье вместе со мною добрый мой знакомый сенатор Ник. Оттов. Тизенгаузен. Он прибыл в Осташков, для молитвенного участия в предстоящем, 27-го ч., празднике в честь преподобного Нила Столобенского чудотворца. 25-го числа слушал раннюю литургию в Воскресенской церкви, где временно находилась принадлежащая прихожанину этой церкви, мещанину Цицурину, икона Божией Матери Козельщанская, ознаменованная несколькими чудесными исцелениями. – Об этой иконе подробнее говорено будет ниже. Напившись чаю, обозревал городские церкви; был в духовном училище и посетил некоторых, наиболее усердных к церкви, граждан. Был между прочим, в доме благочестивого купца Григория Артемьевича Савина, у которого семейство возросло до 32 человек. В 4 часа пополудни отправился на пароходе в Нилову Пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Товарищ Н.А. Семашко в своем приветствии отметил, что коллективом клиники проявлена героическая способность и преданность к работе. «Мы празднуем,- сказал товарищ Семашко, — научную масленицу». Товарищ Ружейников сказал, что его поражает самоотверженная деятельность и энергия профессуры 2-го МГУ, он жалеет, что среди гостей нет представи­телей западной науки. Оборудование этих клиник послужило бы самой лучшей агитацией к научной работе в крестьянской России. Выступали представители от профессуры, врачей и студенты». Итак, с 1922 года больница становится клинической, а в 1924 году ей присваивается название, которое оно сохраняла почти 30 лет — 5-я Советская клиническая больница. Для духовной жизни больницы это время было непростым. Еще в октябре 1918 года персонал Медведниковской больницы, желая сохранить действующими обе церкви — Козельщанской и Тихвинской икон Божией Матери, организовали приходскую общину. К тому же, по результатам обследования храмов, проведенного искусствоведами в ноябре 1920 года, было отмечено, что оба храма, как продуманное воплощение плодов изучения древнерусского творчества, представляют оригинальное художественное целое как со стороны архитектуры, так и внутреннего убранства, поэтому подлежат принятию их на учет и охрану со стороны Комиссии по охране памятников искусства и старины». Несмотря на это заявление специалистов и сопротивление новой общины, Козельщанский храм был закрыт, а в апреле 1923 года, официально опечатан ревизором Моссовета. Тогда же в фонд Мосфинотдела были вывезены серебряная утварь церкви и священные сосуды. В рамках очередной антирелигиозной кампании, проводимой богоборческой властью, в 1923 году в газете «Известия» было опубликовано постановление о ликвидации больничных церквей, по кото­рому и Тихвинский храм был закрыт. Оба храма были превращены в лечебные отделения больницы и учебную аудиторию. В работе клиники использовались все новейшие методы диагностики и лечения: широко применялось переливание крови, антибиотики, новые оперативные приемы. Постепенно в клинике стала развиваться экстренная хирургия. Известны блестяще проведенные операции при бронхиальной астме, резекции кардии при раке желудка (B.C. Левит).

http://pravmir.ru/sto-let-dobrodelaniya/

В 1928 г. B.C. Левит провел пневмотомию при эхинококкозе легких. В 1932 г. на XXII съезде клиника выступила с докладом об эндемическом зобе. Широким фронтом шли изыскания научных сотрудников клиники и хирургов о довольно редких явлениях: болезни Гиршпрунта, функциях резецированного желудка, патогенезе шока и др. С 1922 по 1941 годы основными крупными отделениями больницы стали хирургическое, терапевтическое и туберкулезное. Врачи-исследователи туберкулеза В.Л. Эйнис, Б.Я. Садурский, Ф.А. Михайлов, Н.К. Мюллер опубликовали свыше 130 научных работ, в том числе статей в Большой Медицинской и Большой Советской энциклопедиях, и стали создателями первой программы по туберкулезу. Значительный интерес в истории больницы представляет этап, когда на ее базе (еще на базе Медведниковской лечебницы) был создан Государственный институт народного здравоохранения (ГИНЗ) — ведущее научное учреждение страны, выполняющее исследования в области эпидемиологии и гигиены. Директором его был назначен Председатель научно-медицинского Совета при Наркомздраве РСФСР Л.А. Тарасевич. За короткое время он сумел превратить ГИНЗ в крупнейший многопрофильный научный центр, работающий как по единым программам, так и выполняющих исследования по профилю отдельных, входящих в него институтов: Институт контроля сывороток и вакцин, Санитарно-гигиенический институт, Институт микробиологии, Институт туберкулеза, Институт экспериментальной биологии, Тропический институт и Институт биологической химии. После десяти лет плодотворной работы ГИНЗ в 1930 году все же распался на отдельные институты, в которых сложи­лись известные научные школы. Уникальный опыт ГИНЗа, центральное здание которого находилось в 5-й Советской клинической больнице (бывш. Медведниковской) показал возможность реальной коорди­нации научно-исследовательской деятельности разнопро­фильных фундаментальных и прикладных работ при общей научно-практической ориентации, а также эффективность такой научно-организационной формы работы в области здравоохранения, как ассоциация институтов.

http://pravmir.ru/sto-let-dobrodelaniya/

В Г. е. развивается духовно-просветительская деятельность. В 2000-2002 гг. при Свято-Никольском муж. мон-ре действовали катехизаторские курсы для преподавателей и студентов. В июне 2001 г. при гомельском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» открылся духовно-просветительский центр, в рамках к-рого в сент. следующего года начали работу богословско-катехизаторские 2-годичные курсы. С 2003 г. при духовно-просветительском центре действует молодежное братство св. царственных страстотерпцев, ориентированное на работу с юношеством. Братство организует паломничества, крестные ходы, активно сотрудничает со светскими молодежными орг-циями. Члены братства взяли под свой патронат расположенные в Гомеле детский дом и обл. клиническую больницу. С 1995 г. на гомельском телевидении выходит еженедельная программа архиеп. Аристарха «Беседы о вечном». С 1996 г. в епархии издавалась правосл. газета для семейного чтения «Лампада», преобразованная в 2006 г. в ежемесячный ж. «Сретение». С 2002 г. на гомельском радио 2 раза в неделю выходит программа «Ключ разумения», над к-рой работает духовенство епархии и сотрудники духовно-просветительского центра. Делу духовного просвещения способствует распространение правосл. б-к, к-рых в епархии насчитывается 91, имеется 14 отделов правосл. лит-ры при гос. б-ках. В 24 общеобразовательных школах Гомеля факультативно преподается предмет основы православной культуры. Для преподавателей этого курса епархиальный отдел образования проводит методические семинары. Ежегодно епархия проводит Пасхальный фестиваль детского творчества. Козельщанская икона Божией Матери. XIX в. (Гомельский Свято-Никольский мон-рь) Козельщанская икона Божией Матери. XIX в. (Гомельский Свято-Никольский мон-рь) На базе Гомельского медун-та в 2004 г. создано правосл. медико-просветительское об-во во имя свт. Луки, исповедника Крымского. Ежегодно об-во проводит Сретенскую научно-практическую конференцию, главная тема к-рой - взаимодействие между правосл. Церковью и медицинскими учреждениями. В деле духовного просвещения плодотворным оказалось многолетнее сотрудничество епархии с гомельским обл. объединением «Общество Кирилла Туровского» и городским об-вом «Знание», совместно с к-рыми регулярно организуются конференции, семинары и лекции в учебных заведениях и на предприятиях Гомеля и области.

http://pravenc.ru/text/166101.html

В среднем иконописец-«красочник» за неделю изготовлял 4-7 икон, за год - до 175. В сер. 80-х гг. XIX в. «красочники» написали ок. 8750 образов. Иконописец-«личкун» за 6-дневную неделю писал 18-25 несложных сюжетов, в год - от 720 до 1200 икон. По сведениям 1885 г., среднестатистическим борисовским «личкуном» было написано ок. 750 икон; количество икон, произведенных всеми иконописцами слободы, составило 307 тыс. Т. о., все борисовские иконописцы в 1885 г. создали ок. 315 750 икон. Также до 300 тыс. образов было написано в Борисовке с 1895 по 1896 г. (Кустарные промыслы: Текущая статистика за 1895/6 сельскохоз. год. СПб., 1897. С. 168). Число иконописцев с сер. 80-х гг. XIX в. до нач. 1900-х гг. оставалось почти неизменным - ок. 500 чел., при этом количество икон в год в среднем неизменно составляло ок. 300 тыс. образов. Воскресение Христово. Вход Господень в Иерусалим. Икона. Посл. четв. XIX в. Иконописная мастерская, Борисовка (частное собрание) Воскресение Христово. Вход Господень в Иерусалим. Икона. Посл. четв. XIX в. Иконописная мастерская, Борисовка (частное собрание) Иконографическую тематику определяли спрос и вкус южнорус. крестьянина: чтимые святые, покровители домашнего хозяйства, заступники в различных болезнях, святые, соименные покупателю иконы и членам его семьи, праздники. Наиболее распространенными в борисовской иконописи были иконы Христа Вседержителя и Пресв. Богородицы (Смоленской, Владимирской, Казанской), часто образующие пару, которой принято благословлять новобрачных, а также Тихвинская (чудотворная святыня края, находившаяся в Борисовском Тихвинском жен. мон-ре) и Козельщанская (прославилась чудотворениями с 1881 в расположенном недалеко от Борисовки с. Козельщине Полтавской губ.) иконы Божией Матери, иконы двунадесятых праздников, свт. Николая Чудотворца, сщмч. Харалампия Магнезийского (защитника «от глада и мора или злотворного воздуха, погубляющего плоды»), сщмч. Власия Севастийского (покровителя домашнего скота, защитника от чумных поветрий).

http://pravenc.ru/text/2462311.html

(об. 8) Икон на болших тяблех, у деисуса над царьскыми дверми, пядниць, обложеных серебром и золочены, на нижнем тябле: икона Иван Богослов, икона святых седмь отроков, икона явление пречистые Богородици Сергию чюдотворцу, икона пречистые Богородици, да у ней три гривны серебрены. Икона пречистые Богородици к лицу же, Феодосей поставил, да у ней три гривны серебрены, да круг её жемчюгом осажено, да в венце три камени да два жемчюга; да у Младенца гривна маленка да в венце жемчюжек, а венци оба сканные. Икона пречистые Одигитриа, в венце у Пречистые три камени, да у Младенца три ж камени, да гривна не велика басмянная, да цатка маленка с каменем. Икона образ Спасов седячей. Икона Спасов же образ, ве (л. 9) нец у него сканьной. Икона Спасов же образ на престоле, с сторону Пречистая, а з другую Прдтечя, письмо старое. Да две иконы: распятие Христово да въскресение Христово, обе Дионисьева письма. Икона образ Спасов Нерукотворенной. Икона Никола чудотворец седячей. Да на середнем тябле обложеных же икон серебром пядниц и золочены: икона Иван Предтечя седячей, икона образ Пречистые Рублева письма, да у ней гривна серебрена, а другая золо (об. 9) тая, на лице сель. Икона образ Спасов Нерукотворенной, да у него в венце два жемчюга да камень. Икона преображение Христово. Икона Спас на престоле, с сторону Пречистая да Предотечя, да за ними архааггелы. Икона образ Пречистые Владимерская, да у нее в венце пять каменей. Икона образ Пречистые ж. Икона О тебе радуется. Икона Феодор да Андрей Стратилаты, венци у них у обеих сканные: поставил тое икону княз Феодор Борисович. Да туто ж поставил икону, образ пречистые Богородици, Герман Слепушкин, обложена серебром и золочена. И по лета 7055 маиа 16 всех пядниц икон, обложенных серебром и золочены, 39. (л. 10) Да на правом столпе обложеных же икон серебром и золочены, что ставил Марко старець, в верхней ряду: икона об- —191— раз Пречистые, Тихвиньской образец: икона-образ Спасов седячей; икона-образ Спасов Еммануил, манастырская, а Марков оклад; икона въскресение Христово; икона Иван Предтечя седячей, а вверху Троица святая, а поставил и обложил тое икону Тит Кандратовской. Да в другом ряду обложеных же икон, Марко ставил: икона Макарей чюдотворец Калязинской; икона пречистые Богородици, Тихвиньской образец, болшая пядница, манастырская, а Марков оклад, венци у Пречистые и у Младенца сканные. Икона-образ Пречистые, болшая ж пядница; икона Ни (об. 10) кола чюдотворец стоячей; икона Варламей, чюдотворец Футыньской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010