Физиология, думающая обойтись без психологических исследований, может просмотреть многие из этих психических фактов и, во всяком случае, представить их в другом виде, чем каковы они на самом деле. Физиология, принимаясь за исследования физиологической стороны психической деятельности, или должна принять результаты психологического анализа за исходный свой пункт, или сделать его снова, но в последнем случае она превратилась бы в психологию. Это замечание относится ко всем отделам психической жизни. Все ли психические процессы, для объяснения которых спиритуалисты обращались к гипотезе психической силы, объяснил Н. О. Ковалевский со своей точки зрения? Мы думаем, что далеко не все. Он обратил внимание только на простейшие душевные явления, – ощущения, память и первые начала умственной и произвольной деятельности, зависимость которых от физиологических условий очевидна. Но он оставил без объяснения высшие психические акты, например, логические законы, всеобщие и необходимые убеждения, деятельность творческой фантазии, чувство эстетическое, моральное и религиозное. Он ни слова не сказал в объяснение единства сознания, которое спиритуалисты всегда считали главным основанием принимать особое психическое начало. Но, как мы видели, и в простейших процессах душевной жизни, кроме возбуждения нервов и мозга, существует деятельность необъяснимая из строений и функций нервной системы и предполагающая участие другого фактора кроме материи и её сил. Если бы мы не боялись слишком растянуть нашу критику, мы могли бы привести свидетельства замечательных физиологов нынешнего времени в подтверждение того, что посредством одних изменений в структуре нервов и мозга физиология не может объяснить даже ощущения. Как Н. О. Ковалевский заметил в своей речи, в настоящее время дознано, что процесс нервного возбуждения есть не что иное, как особый характерный вид молекулярного движения. Весьма вероятно, что волнообразные движения органа зрения, вызываемые чрезвычайно быстрыми дрожаниями светового эфира, имеют иную форму, чем движения слухового нерва, возбуждаемые сравнительно медленными вибрациями воздуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Результат будет тот, к которому, действительно, и пришёл Н. О. Ковалевский, именно – полное смешение психических явлений с их физиологическими условиями. Если бы наш почтенный физиолог имел в виду, что воспоминание с психической стороны есть узнавание прежних впечатлений, он не сказал бы, что память есть общее свойство материи. Он сделал бы тогда весьма важную поправку: именно, он сказал бы, что способность нервного вещества к повторению, при некоторых условиях, прежних вибраций представляет условие для психического акта воспоминания. Опускать из виду психологические процессы неудобно в том ещё отношении, что исследователь может легко принять описание только некоторых частей нервного механизма и их функций за полное объяснение психических явлений, отличающихся большой сложностью. Так, например, течение наших мыслей определяется не только законами ассоциации, возможность для которых дана органическими соединениями мозговых клеток. Мы можем произвольно останавливать внимание на одном каком-нибудь представлении, которое вызовет затем другие представления по закону ассоциации. Но с данным представлением ассоциировано не одно, а множество других представлений. Порядок, в котором они будут следовать, будет определяться тем интересом, который в данный момент мы имеем в представлениях известного рода, или теми чувствами удовольствия и страдания, которые связаны с ними. Голодный вспомнит кусок мяса, это представление вызовет другую идею, которая также отвечает его интересу. Всё течение идей будет следовать, может быть с некоторыми перерывами, в этом направлении, определяемом чувством голода. В своём физиологическом объяснении воспроизведения идей Н. О. Ковалевский упустил из виду это важное значение чувств удовольствия и страдания, которыми направляется течение идей. Он говорит, что воспроизведение следует нервной иррадиации «роковым образом», что ощущение, или представление вызывает другое в силу установившихся посредством упражнения органических сообщений между клетками. Таким образом, нервному механизму с его цепями, закрепляемыми упражнением, придано больше значения чем он имеет на самом деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Следующие страницы книги (38–42) заняты очень длинною речью об отношении человеческого разума к божественному откровению, как источнику истинной мудрости, об обязанностях христианина заботиться о просвещении ума светом Христовой истины, о значении в душе человека чистого христианского разума (стр. 42–47), о великой трудности сохранять разум от земных привязанностей и о средствах к достижению богомыслия по учению св. Макария Египетского и блаженного Феодорита Кирского (стр. 47–53). После такого отдельного, не имеющего прямого отношения к вопросу о «юродстве», которое ни разу не упоминается на протяжении 15 страниц, – рассуждения об уме, автор сразу приступает к частнейшим выяснениям стремления св. юродивых к Богу, ум которых (юрод.) постоянно был занят Богом и служил им руководителем, указателем и наставником в выборе средств к сохранению и утверждению в себе даров благодати Божией. Такими средствами для размышления служили все зрелища переплетающихся человеческих отношений, побуждая св. юродивых стремиться к высшей духовной жизни, заставляя их забыть себя и все земное, – что естественно вызывало беспорядок в их внешней жизни, – вовсе отрешиться от уз чувственности, всего себя и вся благая мира принести в жертву Богу, чтобы тем совершеннее жить для него, быть чистым орудием воли Божией, совершенным органом жизни божественной (стр. 53–57). Выяснив естественность отношения св. юродивых к разуму и показав, что они отрешались ума только во внешней жизни, автор для большей очевидности нравственной важности подвига «юродства», далее, решает вопрос – сообразно ли с духом христианства вообще и в частности с природою человека, как разумно-чувственного существа, отвержение от ума в том виде, в каком оно замечается в юродивых? Ответы на эти вопросы даны Сладкопевцевым в «Духовной беседе» за 1860 г. т. X, стр. 373–375, и о. Ковалевский воспользовался только готовыми данными, что «образ жизни юродивых, несогласный с жизнию по обыкновенному порядку, имеет свое основание в природе нашего духа и вполне согласен с нравственным законом, потому что, если бы можно было понять нашу природу и уразуметь её законы и требования и по ним определить свое достоинство и назначение, измерив глубину, в которую мы ниспали, то, может быть, увидели бы, что «юродство», по непреложным законам нашего духа, есть одно из действительнейших средств, которыми человек может пользоваться при восстании от падения», – и Покровским в его учебнике по нравственному богословию, откуда о. Ковалевский заимствовал определение «юродства», как отрицательного способа представления нравственного идеала в жизни (стр. 57–62, ср. учебн. Покровского стр. 203–204).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несколько дней после того пробыл дьяк без дела, и вот приходит к нему есаул Ковалевский. «Хотел бы, – говорил он, – гетман и все старшины отправить послов своих к царю, да не смеет никто ехать – боятся гнева царского, задержания и ссылки». Дьяк сказал: «Великий государь наш щедр и милостив. Поезжай, Иван, ты без сомнения, а старшину разговори, чтобы войной не ходили на царские украинные города». Тогда Ковалевский, сторонник Выговского, хотел подделаться к царскому послу и начала наговаривать на своего предводителя. «Правду скажу, и я многие из нас не чинили бы этого, да гетман страшит нас смертью и муками; да и все казаки в запорожском войске видят, что гетман великое разорение делает: видят, да терпят, – боятся татарской сабли». 4 сентября, царского посла пригласили в шатер к Немиричу. Там сидел гетман и несколько полковников. За день перед тем привезли в обозе скованного Барабаша. По известиям, сообщенным пред тем тайно послу от одного казака, Барабаш под пыткой сказал, что он гетманом назывался по своей охоте, а вовсе не по наущению Ромодановского, и ему никаких грамот не прислано от царя. Но теперь гетман послу сказал так: «Открылось нам вот что: как мы с войском и с крымскими татарами пошли на бунтовщиков и злочницев наших, то царское величество, услышав об этом, приказал бунтовщика Барабаша послать в Киев – будто бы отдавать его в войско запорожское, на войсковые права, а на самом деле для того, чтобы гетман приехал в Киев, и тут бы Шереметев гетмана схватил. Барабаш так говорит, можешь его спросить. Да еще видно не милосердие к нам царского величества: перебежчики из московского войска говорили нам, что сами слушали царскую грамоту, присланную к Ромодановскому, – велено чинить промысел над гетманом и старшиною: всех переловить и побить». «Как это вы Бога не боитесь! ... Выдумываете такую неправду на его царское величество, когда великий государь прислал меня к вам со своею милостью? Яшка Барабаш говорит воровски, затевает с досады, чем бы гетмана от милости государевой отлучить; и простой человек рассудит: какое уж добро говорить вору и изменнику, на смерть осужденному! Незачем мне видеть Барабаша: с таким вором мне и говорить не годится».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Из-за своих либеральных взглядов Ковалевский 18 лет прожил за границей, а в 1905 году вернулся в Россию. Здесь он встретился с наиболее известным представителем леволиберального течения П.Н.Милюковым и посоветовал ему не упустить возможность воспользоваться многовековым организационным опытом масонства, заручившись таким образом поддержкой Запада в деле русского " освободительного " (то есть антимонархического) движения. Милюков отказался, но Ковалевский получил поддержку у других. Сам он принадлежал к французскому масонству и в 1906 году запросил у Совета Великого Востока Франции разрешение на открытие ложи в России (факсимиле этого письма воспроизведено в журнале " The Slavonie Review " , 1966, July, XXXIV). Разрешение было получено, и в 1906 году в Москве открылась ложа " Возрождение " , работавшая по французскому ритуалу. Другая ложа, " Полярная Звезда " , была вскоре основана в Санкт-Петербурге. 1906 - 1908-й - годы становления русского масонства. Ложи учреждались как " Великим Востоком " , так и " Великой Ложей " Франции. Вся работа проводилась в тесном сотрудничестве с французским масонством. Направлялись " братские " миссии из России во Францию и из Франции в Россию. Было открыто 9 лож в разных городах, велись переговоры о дальнейшем увеличении их числа. В 1908 году состоялся съезд (конвент), сформировавший Верховный Совет. Масонство в России не было легализовано и в сношениях с " братьями " других стран пользовалось " рекомендательными письмами " Великого Востока Франции. Представители русского масонства посетили ряд стран и, как сообщается, " установили нужные отношения " . Особенно обстоятельные переговоры велись в Турции, где русские ознакомились с системой масонской пропаганды в армии. Незадолго до этого (в 1908 году) здесь произошла революция, лидеры которой - младотурки Энвер Паша и Талаат Паша - принадлежали к масонству. С ними и состоялись встречи. (По иронии судьбы эти связи обеспечил русский масон, армянин по национальности, через живших в Турции армян. Вскоре именно младотурки-масоны станут инициаторами их резни в этой стране, за что Талаат Паша в 1918 году будет убит армянским студентом.)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/1...

Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский уверен, что визит такого уровня – это «знак добрых отношений между РФ и Святым Престолом, с одной стороны, и Римско-Католической Церковью и  Русской Православной Церковью – с другой». Визит госсекретаря Ватикана подтверждает, что эти взаимоотношения «выходят на новый уровень». О. Игорь сообщил, что в рамках визита состоится встреча кардинала Паролина с католической общиной России (21 августа он отслужит мессу в кафедральном соборе Москвы). Священник выразил надежду, что визит будет способствовать улучшению отношений российских католиков с местными органами власти - «в целом они хорошие», но в Москве, например, их омрачает судебная тяжба из-за церковных зданий, которая, однако, близка к разрешению . Свидетельством «фантастического прогресса в отношениях между Церквами и государствами» назвал предстоящий визит госсекретаря Ватикана ответственный секретарь Католической энциклопедии, доцент Центра изучения религий РГГУ Алексей Юдин. Он напомнил о кризисе, в котором оказались эти взаимоотношения в 2002 году, и о том, что всего за 15 лет (а исторически это очень малый срок) этот кризис оказался преодолен, и диалог успешно продолжается. О программе предстоящего визита и о дипломатических планах кардинала Паролина дает представление его интервью итальянской газете «Коррьере делла сера», продолжил Юдин. Госсекретарь Ватикана упоминает о вопросах, которые намерен обсуждать в России, и главный из них  – это  «наведение мостов между Востоком и Западом», выполнение общих задач, в отношении которых «есть согласие»: Сирия, Ближний Восток, мигранты. В этом же интервью четко сказано, что вопрос о возможном визите понтифика в Россию не входит в повестку дня, обратил внимание журналистов о.Стефан. Это закономерно, продолжил о. Игорь, поскольку, по его «сугубо личному мнению», Россия «еще не готова принять столь высокого гостя, общество еще не созрело, не надо торопить события». Сама по себе Гаванская встреча – это «уже величайший прорыв» и возможно, встречи в подобном формате – в третьих странах, например, могут быть продолжены, но говорить о встрече глав Церквей в России преждевременно, считает Ковалевский.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Родился Николай Васильевич Краинский 1 мая 1869 г. в Киеве в семье агронома. Он был одарённым ребёнком, в т.ч. интересовался музыкой, обучался игре на музыкальных инструментах. После успешного окончания харьковской второй гимназии (1888), Николай Краинский поступает на медицинский факультет Императорского Харьковского университета, который с отличием оканчивает в 1893 г. Будучи студентом, он активно занимается научной работой по общей патологии под руководством опытных профессоров. А его сочинение " Исследование психофизических реакций на тактильные и болевые раздражения у здоровых, нервных и больных людей " (1892) было удостоено золотой медали Харьковского университета. Выбор темы был не случаен. В Харькове обязательное преподавание психиатрии началось с 1877 г., когда приват-доцентом по кафедре нервных и душевных болезней был избран П.И. Ковалевский. Со временем он возглавил кафедру (его преемником на этом посту в 1894 г. станет выдающийся психиатр, один из учредителей Харьковского Отдела Русского Собрания Я.А. Анфимов). П.И. Ковалевский был инициатором и издания первого русского психиатрического журнала " Архив психиатрии, нейрологии и судебной психопатологии " , который издавался в Харькове с 1883 г. по 1896 гг. Учениками П.И.Ковалевского были многие известные отечественные психиатры. К числу их относился и Н.В.Краинский. По окончании курса обучения он был принят ординатором в одну из лучших российских клиник того времени - клинику на Сабуровой даче (ныне Харьковская городская клиническая психиатрическая больница 15), где наряду с практической работой занимался и научно-исследовательской деятельностью. Его доклады были предметом оживлённых дебатов на заседаниях Харьковского медицинского общества. В 1896 г. Николай Васильевич успешно защитил в Московском университете докторскую диссертацию на тему: " К учению о патологии эпилепсий " , в которой впервые обосновал токсическую природу эпилепсии. В том же году впервые за всё время существования Сабуровой дачи губернская управа назначила старшим врачом Харьковской губернской психиатрической больницы не терапевта, а психиатра. Им стал Н. В. Краинский. В этой должности он работал до 1898 г., когда был командирован за границу в клинику Бинсвангера для научного усовершенствования, а затем прикомандирован к клинике В. М. Бехтерева в Военно-медицинской академии.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/06/...

В Библии Сковорода осязал Самого Христа. Его гимны Христу – образцы глубокой поэзии: «О, часть моя всесладчайшая, – Ты Един явил мне двое: сень и беззвестную тайну. Ты есть тайна моя; вся же плоть – сень и закров Твой. Всяка плоть есть риза Твоя, сень и пепел; Ты же зерно, фимиам, стакты и кассия – пречистый, нетленный и вечный. Все Тебе подобно, и Ты всему, но ничто же есть Тобою, и Ты ничем же»... «Воздохнем ко Христу» – призыв Сковороды к людям. Умер Сковорода так же чисто и человечно, как жил. В августе 1794 года, семидесятидвухлетним стариком, он путешествует в Орловскую губернию, откуда возвращается на Украину, в родную Слобожанщину, и останавливается в с. Пан-Ивановке, у своего друга Ковалевскаго. Сковорода чувствует приближение своей кончины, и говорит о ней. У местного священника он исповедуется и причащается Св. Таин. Самый день его смерти описан И. И. Срезневским . В семье Ковалевских предоставлена была Сковороде небольшая комната, с окнами в сад, отдельная, уютная, – она стала его последним жилищем. Бывал он в ней не часто; обыкновенно, или беседовал с Ковалевским, также со стариком добрым, и преданным Богу, или ходил по саду и полям. Был чудный день. К Ковалевскому прибыло много соседей, погостить, а также и послушать Сковороду. За обедом Сковорода был необычайно весел и разговорчив, рассказывал про прошлое, про свои путешествия, про трудные моменты жизни. После обеда, все встали очарованные его красноречием. Сковорода незаметно вышел из дому. Долго ходил по неровным дорогам. Минул день; под вечер, Ковалевский пошел искать Сковороду и нашел его под большою липою. Солнце заходило, последний луч пробивался между листьями. Сковорода, с заступом в руке, копал могилу. На вопрос Ковалевскаго, Сковорода ответил: «час, друже, кинчати блукання, бо й так усе волосся злетило з биднои голови. Час дати спокий» 2 ... И пошли к дому. Сковорода удалился в свою комнату, переменил белье, помолился Богу, и положивши под голову Библию , тетради своих творений и серую свитку, лег сложивши накрест руки. Долго его ждали на ужин. Сковорода не пришел. На другой день он не пришел ни к чаю, ни к обеду. Это всех удивило. Когда Ковалевский пришел в его комнату, разбудить, нашел его уже мертвым, холодным, закостенелым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Я предложила мужу свидания с детьми в моем присутствии, но он отказался. Младшей он вообще не интересуется. Несколько раз отпускала старшую дочь к нему в гости, после чего она становилась очень агрессивной, нервной, неуправляемой, писалась по ночам. Сейчас он ее даже не приглашает к себе. Как мне поступить? Позвонить и настаивать на том, что бы он приезжал к детям? Или потребовать, что бы забирал старшую каждые выходные? Как будет себя чувствовать младший ребенок в этом случае – у сестры есть папа, а она совсем не нужна? Или просто замалчивать тему папы, создать идеальный образ и внушать детям? Помогите, пожалуйста, я просто в отчаянии!!! С уважением, Виктория, 30 лет Психолог Оксана Ковалевская: Судя по всему, папа отошел от семьи. Нет никакого смысла насильственно выстраивать его общение с детьми. Потому что ребенок в ситуации конфликтных отношений между родителями будет испытывать стресс при встрече с папой, и писаться он будет, ситуация совершенно понятная. По тому, как здесь себя ведет папа, имеет смысл, потребовать алименты и заниматься воспитанием детей без расчета на этого человека. Если он когда-то одумается и появится должным образом, должным для детей, включенным, тогда все может обсуждаться, и встречи можно будет как-то организовывать. Специально что-то здесь выкручивать не стоит. Старшему ребенку надо организовать наполненную интересную жизнь. А младший ребенок растет без папы, я не думаю, что у него будут вопросы в такой форме, в какой сегодня они роятся в голове у мамы. Протоиерей Алексий Уминский: Это надо пережить. Просто пережить. Оксана Ковалевская: И еще: маленькие дети имеют очень слабую ретроспективную память. Если папа исчез, они какое-то время будут вспоминать привычные бытовые вещи. Эти воспоминания совсем необязательно будут болезненны. Болезненную окрашенность всей ситуации для ребенка может давать индукция маминого состояния на детей. Даже если она старается не озвучивать его, ее состояние все равно будет индуцироваться на детей. Они будут в этом поле, они будут это отражать, не будучи сами включенными.

http://pravmir.ru/esli-papa-ushel/

§ Живое Предание Георгий Ковалевский Музыковед, научный сотрудник Российского института истории искусств. Русское богословие в музыке английского композитора Георгий Ковалевский О творческих поисках Джона Тавенера, о том, почему в его произведениях так много «русского», рассказывает музыковед, научный сотрудник Российского института истории искусств Георгий Ковалевский. Пять произведений Чайковского, отражающих его поиск Бога Георгий Ковалевский К 130-летию со дня смерти великого композитора. О христианских мотивах в творчестве Чайковского рассказывает музыковед, научный сотрудник Российского института истории искусств Георгий Ковалевский. Задостойник, тропарь и кондак: как славят Богородицу в Церкви Георгий Ковалевский Рождество Пресвятой Богородицы — первый из двунадесятых праздников, образующих линию жизни Девы Марии от Рождества до Успения. Какими песнопениями издревле славила Церковь Богородицу и какие поются сегодня в храмах? Помочь Преданию § Рассылка Новинки Блога Новинки и подборки Живого Предания каждую неделю в вашем почтовом ящике. В любую погоду и при любом настроении. Группа Вконтакте — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://blog.predanie.ru/article/writer/g...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010