М.Н. Боголюбов Казанская Духовная Академия – один из центров отечественного монголоведения В. Л. Успенский Хорошо известно, что Казань является колыбелью отечественного научного монголоведения. Хорошо известны и труды профессоров Казанского университета О. М. Ковалевского и А. В. Попова по изучению монгольского языка, истории и культуры монгольских народов, сбору рукописей. Однако среди монголоведов как-то само собою разумеющимся считается, что после перевода восточного факультета из Казани в Петербург в 1855 г. монголоведение в Казани полностью исчезло. Мне кажется, что пора покончить с этим печальным заблуждением и воздать должное трудам многих поколений монголоведов – преподавателей и выпускников Казанской Духовной Академии (далее – КазДА). Их деятельность продолжалась и после перевода восточного факультета в Петербург и прекратилась вскоре после октябрьской революции 1917 г. КазДА была образована на основе духовной семинарии в 1797 г. Вскоре она бьла закрыта, и преподавание в ней было возобновлено в 1842 г. В этом же году началась подготовка миссионеров, а в 1854/55 учебном году были открыты миссионерские отделения обличения старообрядческого раскола, ислама и буддизма. Как отмечал в середине XIX в. ректор КазДА архимандрит Иоанн, «от Камчатки до Кавказа, от Нижнего Новгорода до Томска и Енисейска, на 15 губерний, не считая самой Камчатки, простирается учебный округ Казанской академии» 236 . Поэтому российские губернии, где проживали монгольские народы – буряты и калмыки, входили в учебный округ КазДА. Основы преподавания монгольского языка на миссионерском отделении КазДА заложил выдающийся русский монголовед А. А. Бобровников (1821–1865). Созданная им в стенах Академии «Грамматика монгольско-калмыцкого языка» (Казань, 1849) и по сей день является лучшей из существующих монгольских грамматик. Бобровников недолго служил в КазДА. С его уходом преподавание монгольского языка продолжалось с перерывами до 1870 г., а затем прекратилось за отсутствием желающих обучаться. Такое положение продолжалось до 1884 г., когда преподавание возобновилось. Были созданы две кафедры:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН БОСОЙ (Ковалевский Иван Григорьевич; 1807, Киев - 7.06.1855, там же), юрод., подвижник благочестия. Род. в семье потомственных киевских мещан. После смерти матери Ивана вместе с младшей сестрой воспитывал отец. В 1816 г. поступил в 1-ю киевскую гимназию, в к-рой прилежно учился 4 года. В 1820 г., после смерти отца, оставил учебу и поступил «на испытание» писцом в канцелярию Киевского губ. правления (стол по уголовным делам). В 1823 г. был зачислен в штат канцеляристом. С детства отличался набожностью, с возрастом все более отдалялся от мирской жизни. Странное для канцеляриста поведение Ковалевского - аскетический полумонашеский образ жизни, кротость в общении, отказ от продвижения по службе - вскоре сделало его белой вороной в кругу губ. канцеляристов, настроивших против него начальство. В 1834 г. Ковалевский был вынужден выйти в отставку «по болезни». Некоторые исследователи считают, что И. Б. в период работы в губ. канцелярии стал прототипом Акакия Акакиевича, персонажа повести Н. В. Гоголя «Шинель». Гоголь мог узнать о «странном» канцеляристе Ковалевском во время пребывания в Киеве в июле 1835 г. ( Евдокимов О. В. Кто же «вошел» в гоголевскую «Шинель»?//Начало. СПб., 1995. 2. С. 188-199). После выхода в отставку Ковалевский на время покинул Киев, отправившись странствовать по св. местам. В 40-х гг. XIX в. вернулся в родной город, поселился при Киево-Печерской лавре , где безвозмездно трудился на братской кухне, поднося дрова и воду, и ухаживал за немощными. К тому времени И. Б. уже принял на себя подвиг юродства, постоянно носил одну и ту же одежду, летом ходил в сапогах, а зимой - босиком, за что и получил свое прозвище. Пользуясь большим уважением не только прихожан, но и лаврской братии, И. Б. обратил на себя внимание Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) , приглашавшего его на свои трапезы. В жизнеописании И. Б. говорится об обнаружившемся у него даре прозорливости и чудотворения ( Зноско. 1994. С. 99). Среди наиболее известных предсказаний - предупреждение прп. Алексию Киево-Печерскому , в то время еще послушнику при лаврской типографии, о некой «опасности», к-рая грозит ему от мирянок. Также известна история об исцелении им блюстителя Дальних пещер игум. Иннокентия (Кузнецова) (Там же. С. 102-104).

http://pravenc.ru/text/469834.html

Храм Архангела Михаила (Гюмри) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Архангела Михаила (Гюмри) была возведена в 1880 году и служила для отпевания русских воинов, убитых и погибших от ран при многочисленных штурмах турецкой крепости Карс в 1828, 1855 и 1877–1878 годах. Содержание История [ править править код ] Восстановление «Холма чести» — кладбища с часовней святого Архистратига Михаила, изначально приписанной к ныне освященному храму святой мученицы Царицы Александры — заслуживает особого внимания. Убитых и погибших от ран офицеров русской армии перевозили и хоронили в Александрополе (ныне город Гюмри — Армения). Таким образом, здесь покоятся останки 240 русских офицеров, павших при штурмах Карса в 1828, 1855 и 1877-1878 гг., в том числе и генерала Ковалевского, князя Гагарина, Граббе, князя Челокаева. Над входом в русскую часовню начертаны слова: «Здесь царство мира и покоя». С попустительства городских властей в 1956-1975гг. мемориальное кладбище было срыто, надгробия уничтожены или использованы для строительных нужд. Более того, здесь (т.е. на кладбище) были построены два корпуса, в которых разместился детский санаторий и бассейн. После землетрясения в здании санатория проживало 10 семей, а территория кладбища представляла собой свалку бытовых отходов. Сегодня как в Армении, так и в России найдены общественные силы, принявшие участие в деле восстановления этой оскверненной святыни. Разработана общественная программа восстановления «Холма чести», в которой сделан акцент на привлечении молодежи: историков, археологов, миссионеров. После освящения храма святой мученицы Царицы Александры , с начала июня 2009 года начались восстановительные работы силами воинов 102 Военной базы. 14 августа 2009 года в ОВЦС состоялась встреча Председателя ОВЦС архиепископа Волоколамского Илариона с новоназначенным Чрезвычайным и полномочным послом России в РА Коваленко В. Е. Владыка Иларион выразил надежду на оказание помощи со стороны посольства в восстановлении «Холма Чести». (Служба коммуникации ОВЦС)

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Архангела...

Малая Рогозянка. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1701 г. был сооружён деревянный храм. В 1762 г. его разобрали из-за ветхости и построили новую деревянную церковь, названную в честь Вознесения Господня. 7 октября 1855 г. взамен деревянной на средства помещицы Надежды Андреевны Ольшевской возвели каменный однопрестольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. При храме были построены помещения для причта и церковно-приходская школа. Несколько позднее построили отдельно стоящую колокольню. Авторы проекта церкви и колокольни неизвестны. После Октябрьской революции 1917 г. колокольню и ограду храма снесли, в начале 1930-х гг. храм вовсе закрыли. Во время оккупации немецко-фашистскими захватчиками (около 1942 г.) храм открыли. После освобождения села 16 августа 1943 г. богослужения продолжались до первой половины 1960 гг. В 1950 гг. стены оштукатурены раствором. В 1963-64 гг. приход ликвидировали и храм закрыли. Помещение храма стало колхозным складом, а затем, когда здание совсем обветшало, его и вовсе забросили. Решением Харьковского областного совета народных депутатов от 5 июня 1995 г. в Малой Рогозянке возобновлена деятельность Свято-Успенского храма. Реставрационные работы начаты весной 1997 г. 29 апреля 1998 г. воздвигнут крест на куполе храма. 26 октября 1999 г. храм освятил Владыка Никодим. По материалам официального сайта Харьковской епархии Успенская церковь построена в 1856 г. на средства помещицы Надежды Ольшевской; каменная, однопрестольная. Земли усадебной 1 дес., пахотной и сенокосной 33 дес. Прихожан муж. пола 333 души, жен. пола 323 души. Капитал причта 4009 руб. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Помещения для причта церковные. Имеется церковно-приходская школа, приходского попечительства нет. В приходе село Малая Рогозянка и хутора: Неделькин и Феськов. Священник Иоанн Толмачев, на настоящем месте с 1900 г., состоит законоучителем местной школы. Псаломщик Иоанн Сиятовский, на настоящем месте с 1886 г. Церковный староста крестьянин Андрей Степаненко с 1899 г. " Справочная книга Харьковской епархии " , составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом 1904 г. Комментарии и обсуждение Урожденная Ковалевская, вдова полковника Надежда Алексеевна Ольшевская - храмостроительница Успенской церкви Харьковского уезда села Малой Рогозянки. Родилась 1808г. Марта… построила храм 1855г.октября 7-го дня. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04007

В годы Французской революции и наполеоновских войн русская церковь периодически закрывалась, и ее клирики вынужденно возвращались на родину, сопровождая русских дипломатов. Императору Александру I, в апреле 1814 г. вошедшему в Париж во главе русских войск, пришлось разыскивать по городу где-то пропавшую утварь русской церкви. Она наконец нашлась в американском посольстве и была размещена в особом помещении, предоставленном Государю французскими властями для удобного посещения страстных и пасхальных богослужений. Нельзя не упомянуть и того грандиозного православного торжества, которое имело место в первый день Пасхи, 10 апреля 1814 г., на площади Согласия (Конкорд). Перед выстроенными русскими войсками, в присутствии французских властей, иностранных дипломатов и огромной толпы. На возвышении, воздвигнутом на том месте, где в революцию находилась гильотина и был, среди прочих, обезглавлен король Франции, русским полковым духовенством был отслужен и спет военными хорами торжественный молебен в благодарение Господу за наступивший мир. Однако прочный мир в Европе наступил только после окончательного поражения, вернувшегося было на трон Наполеона. Русская посольская церковь в Париже была восстановлена указом от 12 февраля 1816 г. и обеспечена причтом в составе священника, псаломщика и двух певчих. С тех пор, невзирая на превратности отношений между Францией и Россией, она беспрерывно окормляла православную паству в Париже. Даже во время Крымской войны 1854–1856 гг. в русской церкви не прерывались богослужения. В 1819 г. парижский храм покинул здание русского посольства и обосновался в нанятой для него квартире в доме на rue Meslay, недалеко от boulevard Montmartre. Место было не особенно подходящее, вблизи от тогдашнего главного средоточия характерных парижских развлечений. В 1831 г. храм был устроен в большом зале отдельного дома, нанятого российским посольством для церкви и причта на rue de Berri, в тогда еще малозаселенном и дешевом квартале Елисейских Полей. Церковная утварь понемногу возобновлялась и обогащалась. В 1854 г. был написан для церкви новый иконостас (ныне он установлен в нижнем храме собора на ул. Дарю). Метрические книги храма, сохранившиеся с 1816 г., а также письма прот. Иосифа Васильева 2 позволяют проследить быстро прогрессирующий рост посещаемости парижской церкви начиная с середины 1840-х годов. С 1816 по 1846 гг. среднее общее годовое количество крещений, браков и отпеваний не превышало десяти, с 1847 по 1855 гг. цифра эта колебалась около двадцати, а в 1859 г. перевалила за пятьдесят. В дни великих праздников прихожане исчислялись уже не десятками, а сотнями. Для их обслуживания причт был увеличен. С 1846 по 1917 гг. он состоял из двух священников, диакона и трех псаломщиков. С 1859 г. материальной жизнью храма стал заведовать церковный староста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он до тончайших деталей предсказывал то или иное событие: смерть, рождение, сватовство, войну. Выбрав юродство сознательно Иван Яковлевич среди блаженных выделялся ореолом романтичности: подписывался, например, «студент холодных вод». Прославляли его самые знаменитые люди 19 века: святитель Филарет (Дроздов) , писатели Лесков, Достоевский, Толстой, Островский. И все же результатом всего стало помещение Ивана Яковлевича в сумасшедший дом в Москве на Преображенке. Оставшиеся 47 лет жизни стен больниц для душевнобольных он уже не покидал. Занимал он в большой комнате маленький уголок у печки, остальное пространство было полностью занято посетителями. Можно сказать, на Ивана Яковлевича ходила вся Москва и многие из любопытства. А посмотреть было на что! Лечил он экстремально: то девицу на колени посадит, то почтенную матрону нечистотами обмажет, то подерется с жаждущим исцеления. Говорят, терпеть не мог настоящих дураков и нелепых вопросов. Зато с такими важными и умными господами как, например, филолог Буслаев, историк Погодин, по одной из легенд – Гоголь, говорил помногу и при закрытых дверях. Иван Босый Киевский юродивый Иван Босый (1807–1855). Начало его жизни было вполне благополучным: мальчик рос, опекаемый родителями, успешно учился в гимназии. Но когда ему было 14 лет, он остался круглым сиротою. Гимназию пришлось бросить. К тому же, Ивану предстояло позаботиться о своей маленькой сестре. Поиски заработка привели его на рутинную чиновничью службу. Претерпев многие обиды и унижения, Иван Григорьевич в 1834 году был вынужден выйти в отставку, и оказался совершенно без средств существования. Пристроив сестру, несколько лет он странствовал по святым местам, питаясь одним подаянием, а в 40х годах, наконец, смог поселиться в Киево-Печерской лавре, возложив на себя подвиг юродства. Существует мнение, что личность Ивана Григорьевича Ковалевского послужила художественным материалом для Николая Гоголя, создавшего известный литературный образ Акакия Акакиевича в повести “Шинель”.

http://azbyka.ru/yurodivye-hrista-radi

Самые первые здания соборного храма не сохранились. Построенное в 1743 г., которое указано в «Справочной книге о церквах…» 1909 года, было, конечно, не первым, и просуществовало оно полтора века, а сохранившееся до наших дней возведено в последнем десятилетии XIX в. Храм начали строить на средства прихожан в 1890 г., а завершили строительство в 1898 г. Южный престол освящен 3 декабря 1898 г. во имя Рождества Богородицы, северный – 4 декабря во имя Св. Николая Чудотворца, а главный – 14 декабря во имя Св. Троицы. К приходу Свято-Троицкой церкви относилась часть г. Обояни. В 1915 г. в него входило 342 дома, в них 1029 муж., 1036 жен., в том числе: духовенства 9 домов, 23 муж., 23 жен.; дворян 10 домов, 18 муж., 15 жен.; мещан 281 дом, 903 муж„ 892 жен.; крестьян 42 дома, 85 муж., 106 жен. Ближайшей к Свято-Троицкому храму была Смоленская церковь г. Обояни. Соборному храму принадлежали 171 десятин полевой земли, 115 десятин сенокосной, 45 десятин лесной. При этом часть земли была подарена прихожанами. Прихожане заботились о храме. В 1915 г. был произведен ремонт здания. При храме действовала церковно-приходская школа. Много внимания ее работе уделял настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Василий Иванович Ковалевский, назначенный на эту должность в январе 1890 г. Окончив Белгородскую духовную семинарию в 1855 г., он священствовал в разных храмах епархии, отдавая много сил организации начального образования, в 1890-х г.г. открыл 12 церковно-приходских школ, был членом училищного Совета Обоянской прогимназии. Одновременно с этим ему приходилось уделять много внимания строительству двух Обоянских храмов – Свято-Троицкого соборного и Александро-Невского. После выхода в свет декрета СНК РСФСР от 23.01.1918 г. Свято-Троицкий храм продолжал функционировать на основании устава и договора с Обоянским уездным исполкомом. Документы, составленные при заключении договора в 1920, 1923 гг., характеризуют внешний облик и убранство храма: здание его каменное, одноэтажное, теплое, имеется подвал для отопления; 13 глав храма покрыты железом, на них железные кресты; окон 38, из них 17 с решетками; паперть закрытая. Площадь Троицкого храма составляет 768 кв. м, он считается самым большим в области. Ограда была оставлена старая — каменная с железной решеткой. Колокольня также осталась прежняя, считавшаяся построенной в 1743 г. на средства прихожан, колоколов на ней семь: 325 пудов 10 фунтов, 55 пудов, 12 пудов, 2 пуда, 1 пуд 10 фунтов, 35 фунтов, 30 фунтов. Рядом с храмом находилась каменная, крытая железом сторожка.

http://sobory.ru/article/?object=08494

10 сент. 1855 г. К. был назначен братским духовником. Среди его учеников был и иером. Иоанникий (Аверкиев), впосл. также ставший святогорским духовником. «Сначала,- признавался иером. Иоанникий,- очень надоедали мне на исповеди разные странницы и черницы своими рассказами про видения и чудеса, будто с ними бывшие; дела не говорят, а только время проводят, да свою мнимую святость на вид поставляют. Вот и спросил я батюшку отца Киприана, как тут быть с этим народом. Тот и посоветовал: «Назначай за каждое подобное видение или чудо, тебе рассказанное на духу, поклоны творить рассказавшей для самохвальства, без духовной к тому нужды, и поверь - скоро оставят они тебя в покое». Начал так делать, не понравилось богомолкам, перестали ко мне идти на дух, стали к другим духовникам обращаться, меня жестоким прозвали, а я и рад, ибо от них одно затруднение только выходило: иная целый час толкует о своих видениях у аналоя, а другие тем временем ждут» ( Ковалевский. 1894. С. 62). В память войны 1853-1856 гг. К. был пожалован наперсный крест на Владимирской ленте. 25 апр. 1862 г. «за службу по епархиальному ведомству» Синод наградил его золотым наперсным крестом. К. был погребен близ подземной ц. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. На могиле была установлена гробница с чугунной плитой. 8 мая 2008 г. Свящ. Синод УПЦ, рассмотрев Житие, труды, подвиги, чудеса и народное почитание подвижников благочестия, «иже во святых горах на Донце», благословил «для местного прославления и чествования в числе прочих в лике преподобного иеромонаха Киприана (Манько)». Празднование Собору Святогорских святых принято отмечать ежегодно 11 сент. Лит.: Святогорская общежит. Успенская пустынь. М., 1867; Ковалевский А. Ф. Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пустыни настоятеля архим. Германа. М., 1894; [Кулжинский Г. И.] Святогорская Успенская общежит. пуст. в Харьковской епархии. Од., 18986; Жизнеописание игум. Филарета, возобновителя Глинской общежит. пуст. Курской епархии. Од., 19053.; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пустынь. М., 1994; он же. Глинский Патерик. М., 1997. С. 398-399; ЖПодв. Февр. С. 142, 147, 152. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684706.html

Иеросхимон. Феофил. Литография Поля Пети по рис. неизв. худож. Сер. XIX в. (ГИМ) Иеросхимон. Феофил. Литография Поля Пети по рис. неизв. худож. Сер. XIX в. (ГИМ) Особое место пустынь занимала в лаврском погребальном комплексе. После приостановки в нач. 80-х гг. XVIII в. захоронения непосредственно на территории Печерской лавры тех, кто ранее сделали вклады на погребение на погосте Вел. Успенской ц., хоронили в пустыни. Об этом свидетельствуют захоронение 1781 г. у Троицкой ц. флоровской мон. Афанасии (в миру кнг. Т. Г. Горчакова; в девичестве Морткина), при жизни она внесла вклад на погребение при Успенской ц., а также обращение 1782 г. в Духовный собор вдовы киево-подольского мещанина И. Бовтка (ктитора ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Доброго), похороненного в лавре по вкладу на погребение обоих супругов). В этом обращении вдова, ссылаясь на то, «что мертвых тел в Лавре уже погребать запрещено», просит похоронить ее в пустыни (Там же. Оп. 1 общ. Д. 160. Л. 5). Всего же на погосте китаевской Троицкой ц. находилось более 100 захоронений. У сев. стены храма были погребены преподобные Досифей Китаевский и Феофил (Горенковский) . В пустыни был похоронен и настоятель киевского Выдубицкого мон-ря архим. Вениамин (Базилевич; † 1873). Киевский юродивый Иоанн Босой (Ковалевский;1855) погребен в склепе, который для себя и своего друга Иоанна построил иером. Иларион (см.: Зноско В., свящ. Христа ради юродивый странник Иван Григорьевич, по прозванию «Босый»//Киевские подвижники благочестия. К., 1994. С. 73-120). Значительное по размерам кладбище действовало в сев. части монастырского подворья до 1870 г. В 60-70-х гг. XIX в. недалеко от подворья Троицкого мон-ря был построен Преображенский скит. После закрытия кладбища на территории Троицкого монастыря лаврскую братию стали хоронить в Преображенской пустыни. К 70-м гг. XX в. кладбищенский комплекс пустыни был практически уничтожен. В XXI в. кладбище предполагается возобновить в прежних границах. В хозяйственной жизни лавры значительную роль играли белильня воска и свечной завод. При обители имелась небольшая пасека, сады и огороды; для обеспечения мукой и хлебом китаевской братии на р. Самборе, по соседству с пустынью, были построены плотина с мельницей, на подворье - пекарня. Однако из-за отсутствия хлебопахотных угодий собственных ресурсов для обеспечения мон-ря зерном и мукой не хватало: братия получала ежемесячное довольствие из лавры, а также пожертвования благодетелей. В Помяннике, составленном в 1728 г. при храме прп. Сергия Радонежского и переписанном в 1867 г. уже в Троицкой ц., список «боголюбивых ктиторов» возглавляет род кн. Д. Голицына, названы роды княгинь Горчаковой, Долгоруковой, Кохановской (НБУВ ИР. Ф. 160. 491. Л. 17-17 об.).

http://pravenc.ru/text/1841139.html

Среди них - могилы известного деятеля Свято-Владимирского братства г. Бредихина; княгини Т. Горчаковой, монахини Киево-Флоровского монастыря (в монашестве - Анастасии) и др. В числе утраченных могил - склеп из двух камер, где покоились Иеросхимомонах, книготорговец Киево-Печерской лавры Иларион и известный Лаврский юродивый Ковалевский Иван Григорьевич (1807-1855), имевший прозвище «Босый»; погребение Вениамина (в миру - Базилевич Дмитрий Ильич; 1787-1873) - печатника и архитектора Киево-Печерской лавры, архимандрита Киево-Выдубицкого монастыря (1856-1867), автора полного «Киевского месяцеслова»; Епифания (1770-1828) - философа, богослова, проповедника, иеромонаха, руководителя Лаврской типографии (1814-1822). Несколько человек были похоронены в Троицкой церкви. В 1970-х г.г. возле с. Круглик было устроено новое кладбище Китаевской пустыни, рядом с которым возник скит Преображенская пустынь. В 1920-х г.г. в пустыне находилась детская колония, часть сооружений использовалась сельскохозяйственными заведениями. В 1930 г. территория и здания переданы, основанному в это время, Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства (с 1954 г. - украинский НИИ садоводства). Во время Великой Отечественной войны все здания сильно пострадали. Позже здесь размещались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений (с 1956 г.). После реставрации Троицкой церкви (1992) и ремонта трапезной с кельями эти здания переданы Украинской православной церкви Московского патриархата. «Свод памятников истории и культуры Украины». – М.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского. Хозяйственный двор Напротив главного двора пустыни через ул. Китаевскую, вдоль которой установлено ажурное металлическое ограждение на кирпичных столбах. На территории двора содержались сооружения жилого и хозяйственного назначения – госпитали, конюшни, погреба, переведенный из Киево-Печерской лавры свечной завод и т.д.; часть их сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=06709

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010