От Иудеев пять раз дано мне было по сороку ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от других народов, в опасностях в городе, в опасностях на море, в опасностях между лжебратьями; в труде и в изнурении, часто во бдении, в гладе и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе… Слово крестное, – говорит тот же благовестник Христов, – погибающим юродство есть, а спасаемым сила Божия, не обуй ли Бог премудрость мира сего? Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих ( 1Kop. I– 21 ). Буяя мира избра Бог , да премудрые посрамит и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая, и худородная мира и уничиженная избра Бог( 1Kop. I:27, 28 ). Тот же апостол обращается с увещанием к Коринфянам: Никтоже себе да прельщает: аще кто мнится мудр выти в вас, в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет. Премудрость бо мира сего, буйство у Бога есть ( 1Kop. III– 19 ). Хотя эти увещания апостола Павла, обращенные к христианам богатого и многолюдного Коринфа, у которых была в большой чести и уважении языческая ученость, имеют тот прямой и непосредственный смысл, чтобы Коринфяне не увлекались мнимою мудростию и, предав себя водительству веры в силу Креста (Распятого на кресте), в глубоком смирении сердца искали подкрепления и силы в благодати; но несомненно также, что эти выражения апостола имеют и более общее приложение, – что для приобретения духовной мудрости необходимо сознание ограниченности и несовершенств нашего разума, – смиренное уничижение себя пред Богом; но это внутреннее уничижение «кичливого разума» ( 1Kop. VIII:1 ) нашего не исключает и самоуничижения внешнего, подобно тому, как внутреннее (в сердце) отвержение богатства, заповедуемое Евангелием, не исключает и внешнего отвержения, на какое решались многие из святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Познав же, что иначе не могу овладеть ею, как если дарует Бог, – и то уже было делом разума, чтобы познать, чей это дар, – я обратился к Господу и молился Ему от всего сердца моего (VIII, 17 – 18, 21). Апостол, говоря о буйстве или юродстве в делах веры и называя себя, равно как и других апостолов, буиими Христа ради, в то же время свидетельствует: мы ум Христов имамы 65 ( 1Kop. II:16 ); аще и невежда (аз) словом, но не разумом ( 2Kop. XI:6 ). Будите убо мудри яко змия, – учит Спаситель ( Мф. Х:16 ) и в писаниях апостолов между другими важными наставлениями и правилами находим также увещание, чтобы мы заботились об усовершенствовании своего ума: вся искушающе, доброго держитесь ( 1Coл. V:21 ), не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть ( 1Uh. IV:1 ); апостол молится о Колоссянах, да исполнятся в разуме воли Божией во всякой премудрости и разуме духовнем, яко ходити вам достойне Богу во всяком угождении и во всяком деле блазе, плодоносяще и возрастающе в разуме Божии ( Koл. I– II ) 66 ; заповедуется, чтобы мы постоянно возрастали в разуме Господа нашего Иисуса Христа ( 2Nem. III:18 ), чтобы не были детьми по уму, но младенствовали злобою, умом же были бы совершении ( 1Kop. XIV:20 ), чтобы мы на всяк день обновлялись духом ума своего, – так как в этом обновлении заключается восстановление образа Божия и воскресение духовного человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины ( Eф. IV:22,23 ); совлекшеся ветхого человека с деяньми его, облецытеся, – убеждает апостол, – в нового, обновляемого в разуме по образу создавшего его ( Koл. III:10 ). «Если я, почитаемый безумным и проповедником безумия, говорит святой Златоуст, победил мудрых, то победившая мудрость есть не безумие, но мудрость совершеннейшая и столь превосходнейшая внешней мудрости, что она кажется безумием» 67 . Рассматривая жизнь юродивых и особенно исключительное отношение их к этой высшей познавательной силе человеческой души, к разуму, – мы с очевидностию убеждаемся, что они действительно были истинно мудрыми, «имели ум Христов», «разум правый и истинный».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Серапион, придя в Лакедемон, узнал, что здесь один благочестивый муж заражен был ересью Манихейскою. Подвижник продал себя ему и в два года успел своими наставлениями отклонить от ереси его самого и жену со всем домом его и присоединить их к Церкви. Наставив их в благочестии, Серапион через несколько времени удалился от них, отдав им деньги, за которые продал себя, и, не имея с собою решительно ничего, сел на корабль, плывший в Рим. Корабельщики, смотря на него, думали, что он сам, или кто-либо по его просьбе, перенес на корабль его пожитки, или что станет тратить золото на издержки, и поэтому без расспросов приняли его. Отплыв стадий на пятьсот от Александрии, около захождения солнца, прежде пообедали корабельщики, потом стали есть и прочие, бывшие на корабле. Видя, что Серапион не ест в первый день, они предполагали, что он получил отвращение от пищи вследствие плавания, то же было и во второй, в третий и четвертый день. Когда в пятый день во время общего обеда, увидели, что он опять ничего не ест, спросили его: «Что ты не ешь, любезный?» – «Мне нечего есть», – отвечал он им. Услышав это, корабельщики стали спрашивать друг друга, кто взял его запасы на корабль. Когда же узнали, что никто не брал их (ибо ничего у него не было), то начали бранить его и говорили: «Как ты пошел сюда без всяких запасов? Чем будешь питаться в продолжение плавания? И чем заплатишь нам за перевоз?» Он спокойно отвечал им: «У меня ничего нет кроме худого рубища, которое на мне. Отвезите и бросьте меня там, где взяли». – «При настоящем, благодаря Бога, попутном ветре, – отвечали ему, – мы не согласимся сделать этого, если бы ты дал нам даже сто золотых». Таким образом Серапион пробыл без забот на корабле, и корабельщики кормили его до самого Рима. Здесь он встретился с одним доблестным в подвижничестве мужем, учеником Оригена , Домником, который совершал великие подвиги. О нем ходила молва, что он творил много чудес; говорили, что по смерти его даже постель его исцеляла болезни. Встретившись с ним и получив от него наставления (ибо сей муж отличался и нравом, и познаниями, и словом, и жизнью), Серапион спросил его: какой еще есть здесь подвижник или подвижница? – и узнал от него об одной девице, пребывающей в безмолвии, которая двадцать пять лет жила, заключившись в своей келье и ни с кем за это время не виделась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

“А что, нет на тебя силы? Подожди, ты еще узнаешь!” – подумал Серёжа. Хлопнул наружной дверью и выскочил на улицу. Только бы застать на работе Георгия Матвеевича! Он-то скажет, что делать! Должна же быть управа на этого типа! До отделения милиции Серёжа не дошел. В квартале от него он столкнулся с лейтенантом Серёжей Ковалевским. Вернее, врезался в него. – Ну и скорость у вас, дорогой капитан, – сказал лейтенант, держась за ушибленный живот. – В какую новую битву стремитесь? – К вам стремлюсь. – А что случилось? – тут же насторожился Ковалевский. – Да случилось… У Стаськи. И он рассказал. Сбивчиво и сердито, но, в общем-то, понятно. По-крайней мере Ковалевский сказал: – Понятненько. – Ну, что делать? – Есть два варианта, – как бы размышляя вслух, ответил Ковалевский. – Первый вариант – пойти посоветоваться с начальством. Второй – для начала посмотреть хотя бы, что это за фигура Грачёв. Первый – разумнее, второй – оперативнее. – А разве вы сами не начальство? – спросил Серёжа – Ну, в какой-то степени… Ладно, идем. Когда они поднялись по лестнице, увидели Наташу. Она топталась перед закрытой дверью. – Стучу, стучу, никто не открывает. Грачёв спросил, услышал что я, и замолк… Ты куда исчез? – По делам службы, – ответил за Серёжу Ковалевский Наташа взглянула на него со сдержанным любопытством Серёжа торопливо отпер дверь. В коридоре Ковалевский спросил: – Где его комната? Эта? – И он постучал согнутым пальцем. – В чем дело? – донесся голос Грачёва. Лейтенант осторожно открыл дверь и встал на пороге. – Гражданин Грачёв? Из-за спины Ковалевского Серёже видно было, как Грачёв изменился в лице. Но ответил с вызовом: – У меня дома все в порядке. Почему вы ко мне вторгаетесь? Лейтенант сделал шаг назад. – А вы, гражданин Грачёв, пройдите в коридор, чтобы не было речи о вторжении, здесь и побеседуем. Стаськин отец нехотя вышел. Бросил нелюбезный взгляд на Серёжу и Наташу. Ковалевский очень сдержанно сказал: – Есть сведения, что вы плохо относитесь к сыну. Вы понимаете, о чем я говорю, не так ли? Настолько плохо, что это серьезно вредит ему. Возможно, из-за этого он чуть-чуть не помог преступнику.

http://azbyka.ru/fiction/malchik-so-shpa...

184 Беседа XI кн. 1871 г., ст. Лавровского: Черногория и черногорцы, стр. 207. Ковалевского, Черногория, стр. 131. – Макушев считает только 7 нахий, именно: катунскую, речскую, ирницкую, льщинскую, брдскую, морачекую и васоевичскую. стр. 136. 185 Макушев считает черногорцев только 125,000 (стр. 6), иные считают еще меньше (Попова путеш. по Черногории 1847 г. стр. 23), другие больше (Пып. II). По словам Лавровского в 1864 г. их считалось муж. и ж. пола 196,238. (Бес. XI кн. 1871 г.), а по словам Ковалевского 122,000. (Чернот. 131). 187 Беседа XI кн. 1871 г. стр. 224. Местность эту до черногорцев занимали лабеаты. Гильф. т. I. стр. 3. 192 Голуб. 598– 601. Майк. 218, 273. Макуш. 71. – Пон. 73. – По словам Ковалевского еще до Даниила, в отсутствии черногорских князей, управляли Черногорией митрополиты: Герман, Павел, Василий. Никодим, при которых турки часто покушались на независимость Черногории, затем – Руфим Балевич, Пахомий Коман, Мардарий Корпечанин, Руфим Велекрамский, Василий Велекрайский, Виссарион Бойца и Савва Калугерич. Черног. и слав, земли. 1872 г. стр. 52– 53. 196 Так в 1752 г. он получил 8,000 р., панагию, церк. сосуды и богослужебные книги; в 1758 г определил 15 черногорцев в русские учебные заведения, и пр. Бес. XI кн. 1871 г. стр. 233. 198 Бес. XI кн. 1871 г. стр. 241– 246. Отеч. Зан. 1867 г. ноябр. 1 кн. ст. Турки, славяне и греки, стр. 49. Поп. 97. Сем. Вечера, 1870 г. 2. стр. 87– 89. – Ковалевского, Черногория стр. 16– 17 199 Бес. XI кн. 1871 г. стр. 348. Отеч. Зап. 1867. Ноябр. 1 кн. 49. Петр был очень высокого роста, стройный, с черными, как смоль, волосами, блестящими глазами, и правильными чертами лица. Он отличался силою воли; жил очень умеренно; любил бедных до того, что готов был отдать им последнюю одежду. Хорошо говорил и писал по русски и по французски, и отчасти по итальянски. Ковалевского Черногория, стр. 20. 200 Национальную одежду черногорского владыки составляли: красная феска, обвитая черною материею, в виде небольшой чалмы, ярко пунцовый джамадан (в виде жилета), шитый золотом, кожанный пояс, шаровары, сюртук, башмаки. Путеш. Попова по Черног. стр. 3. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Известному писателю Мережковскому принадлежит, между прочим, такой афоризм: «Если бы меня спросили: какая книга самая свободная, самая мятежная, я ответил бы: Библия! Не даром католикам ее запрещено читать, а мы – не смеем или не умеем» («Р. Сл.» 1913 г., 226). Оставляя на совести Мережковского первую часть афоризма, мы находим в названной брошюре Ковалевского подтверждение второй его части. Мы русские, даже имея в виду писать о Библии, читать ее действительно не смеем. Мы даже не умеем озаглавить, как следует, то, о чем желаем писать и называем Библией Ветхий Завет , противопоставляя Библию учению Христа. Получается абсурд в самом заглавии. «Библия и нравственность», как будто Евангелие с его высокой моралью, пред которой преклоняется сам автор, не составляет части той же Библии, которую профессор желает противопоставить христианской морали. «Но мы и не умеем читать Библию». Автор известного труда об Иисусе Христе Дидон в одном своем труде говорит: «Читайте Библию не как ученый профессор, толкователь, историк, а как человек: читайте совестью». В труде проф. Ковалевского этот совет Дидона остался неиспользованным и это сделало его труд бесполезным и даже вредным для неутвержденных в вере. Неудивительно, что и результат чтения Библии для Ковалевского оказался совсем иным, чем для Неплюева. В то время, как для Неплюева, по прочтении последней страницы «Книги Жизни», «храм мира сиял во всем несказанном величии предвечной мысли Верховного Разума, во всей ослепительной красоте любви животворящей» и Библия во всем своем объеме «представляла стройное архитектурное здание, где всякая мелочь, как деталь в здании, имеет свое значение, выясняя идею целого» («Что есть истина»?); для профессора Ковалевского, при его рационалистическом мировоззрении и ясно эволюционной точке зрения на прогресс, Библия потеряла единство в целом своем составе, «обратилась, – по словам Неплюева, – в холодный труп отвлеченной мысли». «Ветхий Завет (по терминологии профессора Ковалевского «Библия») не есть подготовка к новому, а его полная противоположность. Религия Израиля – необыкновенно симпатична для номада и дикаря, но она ниже понятия и нравственных требований современного образованного человека. Бог Ветхого Завета ничего не имеет общего с Богом Христа». Он и не всеведущ, и не справедлив, и жесток, и мстителен, и эгоистичен, и узок (« Библия и нравственность, стр. 7 и 9).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

– Да, да, да! – воскликнул Ковалевский. – Наша борьба за свободу потребует многих жертв… – Ковалевский зажмурился. – В свое время Марат насчитал 270 тысяч желательных трупов, в действительности их было… миллионы! Что же касается нас… тут даже трудно себе и вообразить. Но пусть, пусть на алтарь свободы мы принесем десятки миллионов жизней… свобода стоит таких жертв! Не правда ли? Уж на что тот же Белинский… кстати, вы как… к Белинскому? Тарас Петрович наклонил голову то ли в знак сочувствия и уважения, то ли просто, затрудняясь найти правильные слова, и Ковалевский продолжил: – «Я, кажется, начинаю любить человечество по-маратовски: чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я, кажется, огнем и мечом истребил бы остальную». А?.. А вот это как вам понравится? «Люди так глупы, что их насильственно надо вести к счастью. Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданиями миллионов!» А? Кто это? Робеспьер? Дантон? А вот и не угадали! Это наш доморощенный Марат – неистовый, как его называли друзья, Виссарион, увлекший своими идеалами большую часть студенчества и интеллигенции! – воскликнул Максим Максимович и вдруг с чувством задекламировал:– Как сладостно отчизну ненавидеть!.. – И жадно ждать ее уничтоженья! – подхватил Тарас Петрович, и они вместе докончили: – И в разрушении отчизны видеть Всемирного денницы пробужденья!.. – Так вы наш?! – воскликнул Максим Максимович. – Совсем, совсем наш? – Ваш, – ответил взволнованный Тарас Петрович. – Весь ваш! И Ковалевский бросился ему на шею. После пылких дружеских объятий выпили на брудершафт. – А знаешь ли ты, Тарас Петрович, нашу конечную цель? – запросто, уже называя будущего «брата» на ты, спросил Ковалевский. – Я догадываюсь, – важно ответил тот. – Уничтожение всех алтарей и тронов! Ах, как сладко задрожало, заныло сердце в мучительном, непереносимом восторге, даже слезы выступили на глаза. – Екатерине дали спокойно умереть за ее великие заслуги перед масонством, – продолжал Максим Максимович. – Как-никак именно при ней расцвел Московский университет, созданный нашим незабвенным дорогим братом Алексеем Шуваловым, где постепенно вся профессура оказалась в благодетельном братском союзе. Но, уже начиная с Павла…

http://pravoslavie.ru/90710.html

Рус. композиторы XIX-XX вв., основываясь на синодальных изданиях, делали гармонизации песнопений Г. р.: предначинательного псалма (А. Ф. Львов, Г. Ф. Львовский, Д. Н. Соловьёв, В. А. Бирюков, прот. Д. В. Аллеманов, свящ. И. Беляев, свящ. М. А. Березовский, А. Д. Кастальский, И. Я. Андриевский, Н. Н. Толстяков, Н. Д. Лебедев, А. Ф. Пащенко, И. Н. Разсохин, П. Г. Чесноков, Н. Н. Кедров-сын), антифона «Блажен муж» (свящ. И. Беляев, Соловьёв, А. А. Филатьев, Чесноков, Н. Н. Черепнин, свящ. А. Беляев), гимна «Свете тихий» (Чесноков), тропаря «Богородице Дево» (А. А. Архангельский, Кедров-сын), полиелея (Львов, свящ. И. Беляев), воскресных тропарей по непорочнах (В. А. Жданов, Кедров-сын и М. Е. Ковалевский), антифона 4-го гласа «От юности моея» (А. П. Жаворонков, Аллеманов, В. А. Нелидов, Бирюков, Львов, свящ. И. Беляев, прот. М. Лисицын, Пащенко), степенн 8 гласов (Львов, Аллеманов), ирмосов воскресных, праздничных и др. канонов (Д. С. Бортнянский, Львов, прот. Д. Разумовский, иером. Нафанаил (Бачкало), С. В. Смоленский), «Величит душа Моя Господа» (П. И. Чайковский, Жаворонков, Бирюков), «Взбранной Воеводе» (свящ. И. Беляев, Толстяков, свящ. А. Беляев, А. В. Касторский, С. В. Рахманинов, диак. Сергий Трубачёв), «Приидите, поклонимся» (Н. И. Смирнов, Бирюков, Ковалевский), херувимской песни (Львовский, И. С. Дворецкий, А. В. Никольский, Б. Рандхартингер, Ковалевский), «Достойно есть» (Львов, свящ. М. И. Георгиевский, иером. Викторин, свящ. А. Беляев, Чесноков), «О Тебе радуется» (Львовский, Жданов, Смоленский, В. Д. Беневский, свящ. И. Беляев, прот. П. Турчанинов, Н. И. Компанейский, Андриевский, прот. В. Металлов, иером. Нафанаил, Е. С. Азеев, А. Ф. Шишкин, Бирюков, В. А. Фатеев, свящ. А. Беляев, А. Правдолюбов, диак. С. Трубачёв), причастна «Творяй ангелы» (Ковалевский), «Да исправится» (М. И. Глинка, Львовский, Георгиевский, Азеев, П. Г. Григорьев, Жданов, Металлов, А. И. Нешумов, Смирнов), Κριε λησον (Львов, Смирнов, Ковалевский), Αξιος (И. А. Гарднер), «На реках Вавилонских» (А. И. Рожнов, свящ. М. Георгиевский, свящ. И. Беляев, свящ. А. Беляев), «Тебе, Бога, хвалим» (Георгиевский, И. Я. Тёрнов, Д. М. Яичков), песнопения «Под Твою милость» (Бортнянский), различных тропарей и кондаков (Львовский, Компанейский, Тёрнов, В. М. Орлов, Смоленский, свящ. И. Беляев, Архангельский, А. Е. Ставровский, Трубачёв, архим. Матфей (Мормыль)) и др. ( Лисицын. Обзор; Свод напевов).

http://pravenc.ru/text/166465.html

поиск:   разделы   рассылка Священник Игорь Ковалевский: " Не стоит с религиозной точки зрения комментировать Крымскую войну " Крымская война была для России войной в защиту православных святынь Палестины, считают в Московском патриархате, представители католической церкви призывают не искать в истории кампании религиозную составляющую. " В основе Крымской войны было посягательство западных католических держав на ключи от Вифлеемского храма, на святые места. Это ущемляло интересы православного Иерусалимского патриархата, за которые и вступилась православная Россия " , – сказал РИА Новости зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк. Он принимает участие в конференции " Крымская (восточная) война в культурной памяти народов России и мира " , которая открылась во вторник в московском президент-отеле по инициативе Центра национальной славы России (ЦНСР). По словам епископа, в советское время " эта позиция была задавлена пропагандой " . " Россия, вследствие идеологических причин, в течение всего советского времени использовала следующий принцип: чем хуже для царской России, тем лучше. Эта позиция стала господствующей " , – считает представитель Московского патриархата. Со своей стороны, генсек конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский в беседе с журналистами высказал мнение, что " не стоит с религиозной точки зрения комментировать Крымскую войну " . По его словам, попытки представить эту кампанию как посягательство католических держав на православные святыни Палестины и защиту этих святых мест Россией – " не что иное, как идеология, а не история " . " Межгосударственные и межнациональные проблемы – это не то же самое, что проблемы межконфессиональные " , – добавил священнослужитель. Он выразил сожаление, что политики часто используют религиозные идеи в своих корыстных целях. " Возможно, это использовалось и во время Крымской войны " , – сказал Ковалевский. Вице-президент Центра национальной славы России, историк-востоковед Михаил Якушев, выступая на конференции, назвал крымскую кампанию " войной за святые места Палестины " . " Если смотреть на цели, ради которых Россия вступила в войну – сохранение и утверждение статуса-кво святых мест в Палестине, то Россия Крымскую войну выиграла, достигнув этих целей " , – сказал Якушев. Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор исторических наук, профессор Виталий Шеремет отметил, что в результате крымской кампании " во всей полноте зазвучала симфония православной церкви и Российского государства " . Об этом сообщает " РИА Новости " По материалам:  Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_34502.html

261 А. П. Ковалевский предполагал, что термины хаданг и халандж являются диалектическими вариантами и могут означать: береза, бук, белый тополь и клен (Ибн Фадлан 1939. С. 161. Примеч. 1131). Позднее А. П. Ковалевский считал, что слово хаданг может означать «сосна». В тексте Йакута в этом месте – халандж (вероятно, «береза»: Ибн Фадлан 1956. С. 214. Примеч. 539; С. 247. Примеч. 768). Б. Н. Заходер считал термины неидентичными и полагал, что халандж – это береза, а хаданг может означать «осина, дуб, тополь или еще какое-то дерево, обладающее устойчивостью против влаги» (Заходер 1962. С. 112). 262 Речь идет о неких обрядовых речах, не обращенных ни к кому из присутствующих конкретно (Ибн Фадлан 1956. С. 247–248. Примеч. 772). 263 «Кумач» – добротная материя, необязательно красная. Аналоги имеются и в арабском, и в персидском языках (Ибн Фадлан 1956. С. 248. С. 774). 264 По выражению А. П. Ковалевского, «профессионалка своего дела, которую приглашали для такого обряда, почему ей и присвоено прозвище “распорядителя смерти " » (Ибн Фадлан 1956. С. 249. Примеч. 778, 780). Руководя обрядовыми приготовлениями, старуха устраивает переход в иной мир. Подобные руководительницы известны у индийцев, хеттов, литовцев; сказочная Баба Яга в русском фольклоре зачастую выполняет ту же функцию (Петрухин 1995. С. 212–213). 265 О шароварах русов упоминалось также в «Анонимной записке» (см.: I.4.1.4). На поминальных камнях острова Готланд изображены воины в широких, подвязанных под коленами штанах, напоминающих шаровары русов (Лебедев 1978. С. 23). 266 Костные останки таких животных были найдены при археологических раскопках в курганах на территории и Скандинавии, и Восточной Европы (Lewicki 1955. S. 144–146; Жарнов 1991). 267 А. П. Ковалевский считал этот обряд пережитком группового брака (Ибн Фадлан 1956. С. 252. Примеч. 808). 268 А. П. Ковалевский отмечал, что «поскольку автор мусульманин, можно перевести и “время вечерней молитвы " » (Ибн Фадлан 1956. С. 252. Примеч. 810). Для понимания мусульманских молитвенных обычаев в климатических условиях Волжской Булгарии это сообщение приобрело особое значение (Салахетдинова 1994).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010