Если же хочешь попользоваться и от внешних (ибо говорят, что садовые смоковницы, обильные плодами, надобно обсаживать смоковницами малоплодными и дикими), то скажу, что и Исократ, когда послал Димонику нравственные слова, дал совет: «В одежде будь любителем изящества, но не щеголем, потому что любителю изящества свойственно благолепие, а щеголю – излишество. И что сие верно, ясно доказывается тем, что сказал Диоген. Ибо он, увидев одного юношу, наряженного роскошнее, нежели как прилично мужу, сказал ему: «Если пойдешь к мужчинам – беда тебе, а если к женщинам, то наделаешь бед». Посему, если и внешние имели попечение о приличии, то как же бы оный священный и боголюбивый муж, возводя подчиненных к любомудрию, не воспретил им всякой пестроты, роскоши и щегольства, и не узаконил благоприличия и степенности, при которых только и возможно преуспевать в доблестной жизни? 175. Пресвитеру Мартиниану Говорят некоторые, что ты, ненасытный и бесчувственный хлебный торгаш, наблюдаешь времена, высматриваешь нужды и пользуешься бедствиями. Но знай, что как для бедных заключаешь ты свое милосердие, так для себя заключится Божие. Посему, размыслив, что не столько другие имеют нужду в тебе, сколько ты – в Боге, уважь свое сродство с человеками. 176. Зосиме, обязанному передать книги Порядок книг, о которых писал я тебе в точности, сделай известным другу, чтобы вкравшаяся забывчивость не причинила тебе убытка, а ему – осуждения в неблагодарности. 177. Епископу Леонтию То, что стало начатком дружбы, искрою любви, и уязвило нас обоих – и меня, и доблестного Евтония – взаимною друг к другу привязанностью, есть ненавидящий лукавство нрав. Ибо как скоро увидел я, что охотно подвергает он себя опасности не только за добродетель, но и за любителей добродетели, с этого самого времени, следя за любомудрием этого мужа и во всем прочем, уязвился я дружбою. Когда же некоторые из обольщенных софистами ухищрялись искажать догматы благочестия, мы, оградившись здесь их же оружием и поражая их же умозаключениями, не иначе кончили дело, как совершенно обратив их в бегство и вполне взяв над ними верх. Это второе не второю только искрою, но уже пламенем любви возгорелось у нас, потому что таков закон любви божественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

Чинъ ногъ в четвертокъ Бывает литургиа Великаго Василиа, во свое время по чину. По заамвонной же молитве архиерей омывает нозе по чину сице. Исходит царскими дверьми из олтаря на архиерейское, идеже облачается, место, никим поддержимь, без посоха, а пред ним несет диакон Святое Евангелие да два диакона несут лахань и рукомойник сребряныя: и диакон полагает Святое Евангелие на аналогии, между предних столпов поставленном. А в то время глаголют протопоп со священники псалом 50: Помилуй мя, Боже , по стихом, косно: а на месте поставляют иподиакони кресла, а не кафедру. Архиерей же возшед на место, сядет в креслах, и поставляют пред ним скамейку, покрыту червчатым сукном, а на скамейку ставят лахань с рукомойником, полным воды, на котором положен запон кисейный да лентион. А власти, коим быти в чину омовения, сидят во олтаре по своим местам по-степенно. И ко архиерею приходят протодиакон да диакон и приемлют благословение, и из олтаря выводят по два архимандрйта, или по два иереа (архимандриты же покланяются архиерею по чину) и посаждают на уготованном месте по степенем. А в то время певцы поют пятую песнь канона Великаго Четвертка. Песнь 5, ирмос: Союзом любве связуеми апостоли, Владычествующему всеми, себе Христу возложше, красны ноги очищаху, благовествующе всем мир . Неодержимую держащая и превыспреннюю на воздусе воду, бездны обуздавающая и моря востязующая Божия Премудрость воду во умывальницу вливает, ноги же омывает рабов Владыка. Учеником показует смирения образ Владыка, облаки облагаяй небо, препоясуется лентием и приклоняет колено, рабов омывати ноги, в Егоже руце дыхание всех сущих. Таже стихиры самогласны, умовения. Глас 1: Лентием препоясавыйся и омывый ноги учеников, Христе Боже, омый души нашея помысл и опояши нас союзом духовным, еже творити заповеди Твоея благости. Глас 2: Великое благодетельство прияти хотяще, вернии, благоговейно честному умовению притецем, не плотскую скверну омывающе, но душы же тайно освящающе. Христос бо Спас наш, призираяй на землю и творяй ю трястися, приклоняет Самаго Себе и следам касается бренным, на всякую сопротивную силу твердое даруя нахождение. Тому благодарно возопием: изрядный возвышения путь показавый нам – смирение, спаси нас, Блаже, яко Человеколюбец. Глас 3: Петр благоговеяше омытися ногам от рук, имиже создан быстъ Адам: услыша же: Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною. Трепетом многим содержимь, вопияше Тебе, Господи: не токмо нозе мои умыеши, но и руце и главу. О великих Владычных даров! Общники творит благодати Своя ученики и часть имети с ними обещавает в неизреченней славе, якоже и в Тайной Чаши рече, новую сию пити с ними в Царствии Небеснем, еяжс и нас сподоби, яко милостив и Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Можно распространить это правило и на обувь. Многие дошли до такой изнеженности и роскоши, что даже обувь свою украшают и всячески испещряют не менее, чем другие лице, это - знак нечистой и развращенной души. Хотя это кажется маловажным, однако как в мужчинах, так и в женщинах это есть знак и доказательство великаго невоздержания. Итак и обувь можно употреблять для Бога, если всегда будем удовлетворять только нужде ее ставить мерою при пользовании вещами. А что и походкой и одеянием можно прославлять Бога, о том, послушай, что говорит мудрый муж: одеяние мужа, и смех зубов, и стопы человека возвестят, яже о нем (Сир. XIX, 27). Если мы в одежде будем соблюдать приличие и степенность и во всем показывать великую скромность, то и неверный и невоздержный и буйный, как бы он ни был безчувствен, при первой встрече с таким человеком будет удивляться ему. Когда мы в брак вступаем, то и это должны делать для Бога, имея в виду не то, чтобы получить богатое имение, но чтобы найти в жене благородство души, не множество денег и знаменитость предков, но добродетель и кротость нравов; мы должны брать сопутницу в жизни, а не участницу в пиршествах. Но к чему исчислять все? Мы можем, подобно вышесказанному, проследить каждое событие и дело, и все совершать для Бога. Как торговцы, плавающие по морю и пристающие к городам, выходят из пристани на торжище не прежде, как узнавши, что можно получить прибыль от своих товаров, так и ты ничего не делай и не говори, от чего не будет пользы во славу Божию. Не говори мне, что невозможно делать все для Бога. Если обувь, стрижение волос, одежда, походка, взгляд, беседы и собрания, входы и выходы, шутки и похвалы, укоризны и одобрения, дружба и вражда могут быть для Бога, то что еще остается, что не может совершаться для Бога, если мы захотим? Что хуже положения темничнаго стража? Жизнь его не почитается ли ниже всякой другой? Однако может и он, если захочет, проводить эту жизнь с пользою для себя, когда будет щадить узников, услуживать заключенным неправедно, не торговать чужими несчастиями, когда будет общим пристанищем для всех имеющих в том нужду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

1 См. Васильевский В. Г. Обозрение трудов по византийской истории, в. I, Спб. 1890 г., стр. 1–10, 21, 22, 25, 48–49, 55–61. Слухи, что рукописи библиотеки византийских императоров находятся в султанской библиотеке в серале проверяли: а) в XVII в. французский посол в Константинополе Жирарден и б) в 1727–1730 гг. Севн. Оба они пришли к отрицательным результатам. Донесения их напечатаны в книге Delisle – Cabinet des manuscrits de la bibliotheque nationale, Paris, 1868, t. I, p. 296 и 380–385. См. также: Foerster – De antiquitatibus et libris manuscriptis constantinopolitanis commentatio. Rostochii, 1877. Все это указано в цитованной книге В. Г. Васильевского Обозрение и пр. стр. 60 и 61. А. И. Соболевский в Археологических Известиях и Заметках 1897 г. 10, стр. 314, поместил небольшую особую статью, в коей спрашивал: куда делась библиотека последних византийских императоров? – О султанской библиотеке Г. П. Беглери (в Константппополе) сообщает следующее: «мне известно, что существует здесь так сказать библиотека дворцовая в Трезоре, которую посещали: Карл Миллер, Детие и Вамбери, которым турки показывали не охотно и не очень много рукописей, в том числе: ркп. Критовула, историка деяний завоевателя Константинополя, географию Птоломея, историю топографии Константинополя Михаила Эхмалота, план Юстиниановой колонны, историю Поливия, карту Константинополя, составленную Буондельмондом и некоторые другие ркпп. Из рассказов этих посетителей, а равно и некоторых интеллигентных турок, можно заключить, что в этой библиотеке существует много древних рукописей, кои турки скрывают, и из числа многих ящиков (в коих хранятся рукописи) показывают всегда знатным посетителям один или два ящика. Вамбери, хорошо зная, что в этой дворцовой библиотеке хранится и библиотека венгерского короля Матвея Корвина, захваченная турками в XVI в., несколько лет тому назад испросил у султана разрешение взять несколько (до 10) рукописей для Венгерской выставки, которые теперь находятся в Пште. Один интеллигентный пожилой турок передавал, что вовремя русско-турецкой войны 1828–29 гг. заведующий библиотекой из опасения, что русские могут взять Константинополь, спустил в находящуюся около Трезора цистерну много ящиков с древними рукописями, которые будто бы и по ныне там на ходятся». (Сообщено чрез посредство советника вашего посольства в Константинополе Ю. Н. Щербачева, предполагающего, что сия библиотека есть тот архивный склад, в который, по особому султанскому разрешению, он имеет право входить).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Несмотря на такое положительное заявление после тех соображений, которые я сейчас приведу, думаю, никто не усумнится, что в этом письме речь идет именно о тех рукописях и книгах, которые привез Арсений Суханов в 1655 г. в Москву. Прежде всего самый текст письма говорит против мнения г. Соболевского, что здесь идет речь об иноязычных рукописях, бывших в царской библиотеке еще в XVI веке. Паисий Лигарид пишет, что «уже давно стало известно, что царь приобрел в разных библиотеках избранные (отборные) рукописи». Лигарид не говорит, что царь имеет, что оне ему достались от предков, но что царь Алексей сам приобрел их, сам собрал их из разных библиотек. Паисий не говорит также, что эти рукописи находятся в царской именно библиотеке; он только просит у царя разрешение заниматься ими, иметь «свободный доступный в ваши книгохранилища». А встарину «царской книгохранительницей» называли даже библиотеку Московского Печатного двора. Патр. Адриан в 1696 г. предлагал передать книги из Посольского приказа «в их царскую книгохранительную палату на Печатной двор,... где в их царского пресветлого величества книгохранитльнице все книги их государския разобраны чином» и пр. 455 ... Если мы обратимся к современным документам, то узнаем о какой покупке, приобретении царем Алексеем Михаиловичем греческих и латинских codices говорит Паисий Лигарид в приведенном выше письме. Вопрос этот довольно определенно разрешает послание патриарха Никона Паисию Лигариду, написанное вследствие и в ответ на приведенное выше письмо последнего. Сообщив довольно подробно сведения по своему делу, обстоятельства и причины своей размолвки с царем, Никон в конце своего послания делает следующую приписку: «о книгах пишешь до царского величества, яко от многих стран собраны суть и запечатлены без пользы, несть была на се царская воля, но мы трудились в тех и есть ныне в далних наших монастырех отвезены». Никон возражает Паисию, говорит, что рукописи, о которых писал царю Лигарид, собрал не царь, «несть была на се царская воля», но что о приобретении их хлопотал патриарх Никон , «мы трудились в тех». Из этого ответа патр. Никона ясно, что в письме Лигарида речь шла не об иноязычных рукописях царской библиотеки, а о рукописях и книгах, собранных патриархом Никоном , привезенных при Никоне с Востока Арсением Сухановым и другими. Может быть, вследствие этого письма Паисия Лигарида допрашивали о них патр. Никона в 1662 г. 456 В Патриаршей библиотеке в прежнее время кроме греческих рукописей было значительное собрание иноязычных печатных книг: латинских, греколатинских, греческих и др. Паисий Лигарид, как видно будет сейчас, пользовался и сими печатными книгами. Их-то он между прочим также разумеет, прося разрешить ему доступ в книгохранительницу 457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

901 Стилистическую несамостоятельность Аллеманова отмечал еще в самом начале XX века М. Лисицын в своем «Обзоре духовно-музыкальной литературы» (С.-Петербург, 1901, перечислено 110 авторов духовно-музыкальных произведений и 1500 их произведений), стр. 4–19, особенно под 3, 7, 13, 19, 92, 93. 902 Так они поются и в Сербской Церкви, в которой церковные напевы сильно отличаются от русских церковных напевов. 903 Напомним, что кондак «Дева днесь» является самоподобном для песнопений 3-го гласа тропарного типа. См.: И. Гарднер: Забытое богатство (о пении на подобен). Варшава, 1930, стр. 25. (Отдельный оттиск из журнала «Воскресное чтение»). 907 Для ознакомления с современной греческой безлинейной певческой нотацией имеет значение книга, написанная Д. Аллемановым совместно со Зверевым: Современное нотописание Греческой Церкви. С.-Петербург, 1907, ОЛДП, CLXVI, 8 о , 58 стр. (Москва, Синодальная типография). Однако эта работа уступает превосходному труду: J.B. Rebours: Traité de psaltique. Théorie et pratique du chant dans l " église greque. Paris (Picard); Leipzig (Otto Harrassovitz). 1906. 8 о , 290 pp. 909 В. Виноградов : Против церковности в музыке. Москва, 1931. (Государственное музыкальное издательство), стр. 20. Маленькая (33 страницы формата 16 о ) брошюрка пропагандистского, резко антицерковного (и вообще антирелигиозного) направления. Однако в ней можно найти материал, ценный для историка русского церковного пения после революции 1917 года. 910 Н. Голованова ко времени революции был одним из помощников регента Московского Синодального хора при регенте Н.М. Данилине и директоре А.Д. Кастальском. Впоследствии Н. Голованов был дирижером Московского Большого театра и профессором Московской консерватории. 911 «Всенощное бдение», оп. 37, С. В. Рахманинова напето в богослужебном исполнении (т.е. напето все воскресное всенощное бдение в неделю 7-го гласа), причем неизменяемые песнопения (кроме ектений) все взяты из партитуры Рахманинова, а передвижные, гласовые песнопения – по обычному напеву, за исключением антифона степенна 7-го гласа знаменного роспева, который взят из знаменного роспева в хоровой обработке другого композитора, т.к. у Рахманинова гласовые песнопения в партитуре «Всенощной» отсутствуют. Напета эта пластинка двумя хорами: 1) смешанный хор – известный немецкий хор Johannes-Damascenus-Chor в г. Эссене (Западная Германия), под управлением Карла Линке, исполняет произведение Рахманинова; 2) мужской хор «Руссикума» в Риме, под управлением партера Людвига Пихлера, исполняет все гласовые песнопения. На пластинке имеются все полагающиеся возгласы диакона, священника, все чтения. Пластинка издана фирмой Christophorus-Verlag i/Br. (Западная Германия), SCK 70319. Съемка была сделана в конце 1967 или в самом начале 1968 года. Более подробно см.: Gardner Johann v. Diskographie des russischen Kirchengesangts: «Ostkirchliche Studien». Wurrzburg, 1968, Band 17, Heft 2/3. S. 192–196. Nr.169 (108).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   19. Отцы и братие! Прошу и молю, стойте, терпите доблестно, благодушествуйте, мужайтеся, помышляя, какой славы сподобятся треблаженные и святые послушники. Всеконечно, каждый в каком чине жизни благоугодил Богу, сообразно с тем получит и благая своя в будущем веке. Но какой чин лучше? Вонмите! Велики служащие Богу «в горах, вертепах и пропастех земных» (Евр.11:38), отшельники, столпники, затворники и другим каким образом жизни прославляющие Бога. Но, как вам известно. Господь наш Иисус Христос, раздаятель недомыслимых благ, сошедши на землю, не пустынный, не столпнический и не другой какой возлюбил образ жизни, но благоволил состоять в послушании. Ибо Сам сказал о Себе: «снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» (Ин.6:38). И еще: «яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю… но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» (Ин.14:10, 12:19). Также лентием препоясался Он и, рабий зрак прияв, умыл ноги учеников, отирая их лентием, и сказал об этом негде в другом месте: «Аз же посреде вас есмь яко служай» (Лк.22:27). Если же, как видите, Он, Владыка сый всяческих, благоволил, паче всех других, восприять наш послушнический образ жизни, то как вам не радоваться, как не ликовать, как не восторгаться оттого, что вы жительствуете подобно Господу? После сего есть ли для вас что другое, более достойное ублажения? И можно ли вам большее иметь расположение к другим видам жительства? Итак, не ублажайте другого образа жизни паче вашего, если добре его проходите. Почему и в Герондике (Отечнике), или в сказаниях о святых старцах из трех тружеников чрез откровение явлен был более славным послушник, паче пустынника и больного, благодушно с благодарностию переносящего болезнь. Ей, говорю вам, велик наш образ жизни и всесвят; и вы, добре совершив течение ваше, прославлены будете с Авраамом, с мучениками возликовствуете и водворитесь с праведными. Теките же добре, не останавливаясь, и да не обуморит вас завистливое око диавола. Помажьте ноги ваши елеем терпения, чтоб, разогревшись душевными стремлениями, были вы довольны к совершению своего пути. Облекитесь в одежду правды и радования, пейте воду чистоты и целомудрия и не говорите: доколе же? Это слово ленивых. Мы не тысячелетни: ныне-завтра смерть. Каждодневно полагая сие пред очи ума, мы добре творим, шествуя законом отеческим. С сим законом сообразовались отцы наши в немногие дни жизни сей. Да будет же в вас, по святой молитве отца моего, милость, мир, любовь, незавидование, независтность, степенность, добрая послушность, слово благо, сотрудничество, взаимное сочувствие, смиренномудрие. Так живите и так действуйте!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Твой Г. Письмо твое получено несколько поздно . Жуковский, боясь, чтобы письма ко мне не разъехались со мною, хранил их до моего приезда во Франкфурт, а я пробыл в Остенде, где беру, или брал, морские ванны, немного долее; теперь еду к Жуковскому, а с ним пробуду недели две до отъезда моего в Италию и там отделаю окончательно мои дела относительно всяких ответов и писем. Предисловие ко второму изданию «М д » посылаю на днях к Плетневу. От него ты получишь его процензированное. Виньетку на обертку для книги закажи ту же самую Сиверсу . Читаю я твои лекции по экземпляру, полученному от тебя, и жду с нетерпением второй тетради. Это первое степенное дело в нашей литературе. Но вот тебе покамест замечание: ты поторопился подать читателю или слушателям вперед тобою выведенные результаты, для полного уразумения которых еще не так подготовлены читатель или слушатель, а потому твоя книга покуда не вся целиком поймется всеми. Но это ничего. Может быть, посчастливится мне подставить ступеньку к твоей книге тем, которые без того не подымутся к ней. Но прощай! Буду писать к тебе скоро и подробней… Плетневу П. А., 3 октября н. ст. 1846 54. П. А. ПЛЕТНЕВУ. Франкфурт. 3 октябр нового стиля . Письмо твое (от 27 август стар стил ) получил . Ничего не успеваю тебе на этот раз сказать. Посылаю только предисловие к второму изданию «Мертв душ», которое дай Никитенке подписать и отправь немедленно Шевыреву . О прочем в следующем. Спешу не опоздать с почтой. Четвертую тетрадь, высланную на прошлой неделе из Остенде, ты, вероятно, получил. Занят пятою, которая будет готова с небольшим через неделю. Прощай! Твой Г. Перевороти страницу: там есть поправка одного места в четвертой тетради. В том месте, где говорится о дворянстве, сказано так: «Сословие это в своем ядре прекрасно, несмотря на шелуху, его облекающую». Нужно так: «Сословие это, в своем истинно русском ядре, прекрасно, несмотря на временно наросшую чужеземную шелуху». В середине то же места о дворянстве сказано так: «Государь любит это сословие больше всех других, но любит в его истинном виде».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

В 1715 г. Буйсон из Парижа прислал с Лефортом царю Петру I вместе с печатными книгами и несколько рукописей. В письме к царю об этом Буйсон между прочим писал: «прошу ваше величество отпустить мне смелость, которую я принял, вруча г. Лефорту несколько куриозных книг, которые я чаю достойны любопытства в в-ства: две книги, которые описуют о артиллерии и о всем, что до ее касается, так в крепостях, как в поле, зело изысканы суть и лучше и пространнее их в сем деле в печати еще не изданы. Книга, которая описует о водяных и иных машинах, зело от инженеров почтена. А в той книге, где фигуры зело чисто вырезаны, суть копии, списанные с славных картин Рубенсовых из галерии Люксамбурского дому, которые картины все знатоки почитают за наилучшие в малярстве из давных времен. Кроме того, сие есть гистория вся короля Генриха IV, монарха славного и почтенного во всей Европе для героических добродетелей. Да история же короля Людовика 13 сына его» 99 . В 1720 году вместе с поступившими в Коллегию Иностранных Дел 4 летописцами, хронографом, степенной книгой и с 19 другими книгами 100 поступили «куранты французские» (246 12 томов географии Блавиановой, 5 еще географических книг и атласов, 7 других книг «на латинском языке», и 6 летописцев 101 . Для описи имение князей Долгоруких Сенатом в 1730 г. командирован был капитан Никита Румянцев. Вследствие одного из донесений его Сенатом велено было: «явльшияся в доме князя Василия Лукича Долгорукова письма на немецком, французском и других языках для рассмотрения отослать в Иностранную Коллегию». В виду этого постановления 23 ноября 1730 г. были присланы в Коллегию следующие 5 сундуков: «а) дому кн. В. Л. Долгорукого: 1) сундук большой сосновой обит железом с книгами; 2) сундук сосновый по углам окован железом с книгами; 3) ящик липовой обит железом с письмами, в том же ящике письма кн. Алексее Долгорукова; б) кн. Ивана Долгорукого – сундук обит красною кожею и железом с скобами железными с (немецкими) книгами; и в) кн. Сергея Долгорукого – коробка белая осиновая небольшая с письмами, в той же коробке книги кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Современники знали и ценили начитанность дьяка Ивана и его литературные труды. Дьяк Записного приказа Тимофей Кудрявцев, которому в 60-х годах XVII в. царем Алексеем Михайловичем было поручено составить продолжение Степенной книги, пишет: «Гость Матвей Васильев сказывал мне про дьяка Ивана Тимофеева ,– был де он книгочтец и временных книг писец, а жаловал де его за то боярин князь Иван Михайлович Воротынский, и потому Ивановых книг или списка с тех книг у стольника у князя Ивана Алексеевича Воротынского чаят. Да купчина Герасим Дьяков про летописные книги того же дьяка Ивана Тимофеева сказывал мне: чаят де те Ивановы летописные книги остались после боярина князя Алексея Михайловича Львова, в дому ево». 5 Когда и как начал служить Иван Тимофеев – неизвестно, В 1598 г. он уже как дьяк подписался на избирательной грамоте царя Бориса Годунова, а затем оставался в Москве до 1607 г., выполняя различные поручения. Так, в «Книге десятен» Епифани, составленной в 1605 г. во время правления первого самозванца, значится: «Лета 7114 по государеву цареву великого князя Дмитрия Ивановича всеа Русии наказу боярин князь Василий Кардануковичь Черкаской да князь Ондрей Васильевич Хилков да дьяк Иван Тимофеев верстали на Туле Государевым царевым и великого князя Дмитрия Ивановича всеа Русии жалованьем, поместными оклады и деньгами Епифанцев детей боярских и новиков служилых и неслужилых»... 6 Эта книга, где Тимофеев должен был расписаться как дьяк, донесла до нас его личную подпись – автограф. 7 В 1607 г. царем Василием Шуйским Тимофеев был отправлен в Новгород. Здесь он нес службу до начала 1610 г.; когда пришло время вернуться в Москву, он не мог этого сделать, как он сам говорит, – по недостатку средств, и остался в Новгороде до взятия его шведами. Вместе с новгородцами он переживал в Новгороде период шведской оккупации и имел в это время какое-то отношение к новгородскому митрополиту Исидору, который, зная его начитанность и склонность к литературному труду, и предложил ему в 1616 г. рассказать потомству о происшедших в Новгороде событиях. В это время Тимофеев был уже немолодым человеком. В заключительных строках своего труда, используя евангельскую притчу о виноградарях, он пишет о том, что не только не сподобился с «первого часа» работать в саду своего «господина», но лишился даже того, что получили работавшие с 11-го, потому что пропустил время, удобное для работы, состарившись и проведя в безделии средний период жизни. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010