мысли России XVIII в. Л., 1980. С. 24, 33, 50, 202-203; Серов Д. О. Юрьевская Степенная и ее автор//Лит-ра и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосиб., 1987. С. 115-127; он же. Степенная книга редакции Ивана Юрьева (1716-1718 гг.): АКД. Л., 1991; он же. Чудо в Юрьевской Степенной книге//ГДРЛ. 1992. Сб. 4. С. 318-328; Покровский Н. Н. Афанасий//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 73-79 [Библиогр.]; он же. Томский список Степенной книги царского родословия и нек-рые вопросы ранней истории памятника//Обществ. сознание и лит-ра: XVI-XX вв. Новосиб., 2001. С. 3-43; он же. Визант. дьякон Агапит (VI в.) и Московский митр. Афанасий (XVI в.)//Человек в культуре античности, средних веков и Возрождения: Сб. науч. тр. в честь юбилея Н. В. Ревякиной. Иваново, 2006. С. 165-175; он же. О концепции святости рус. государей в представлении создателей Степенной книги царского родословия//Времена и судьбы: Сб. ст. в честь 75-летия В. М. Панеяха. СПб., 2006. С. 97-107; Неберекутина Е. В. Митр. Афанасий и проблема авторства Степенной книги//От Нестора до Фонвизина: Новые методы определения авторства. М., 1994. С. 126-153; она же. Поиски автора Степенной книги//Там же. С. 154-224; Турилов А. А. Древнейшая история славян и Руси в «Книге степенной царского родословия»: Хронология, круг источников, их отбор и использование//Славяне и их соседи: Миф и история: Тез. 15-й конф. М., 1996. С. 46-52; Lenhoff G. D. Unofficial Veneration of the Daniilovichi in Muscovite Rus "http://Московская Русь (1359-1584): Культура и ист. самосознание. М., 1997. С. 391-416; eadem. How the Bones of Plato and Two Kievan Princes were Baptised: Notes on the Political Theology of the «Stepennaja Kniga»//Die Welt der Slaven. Münch., 2001. Bd. 46. S. 313-330; eadem. The Tale of Tamerlane in the Royal Book of Degrees//Место России в Евразии. Bdpst., 2001. Р. 122-129; eadem. Novgorod " s Znamenie Legend in Moscow " s Stepennaia Kniga//Московская Русь: Специфика развития. Bdpst., 2003. P. 175-182; eadem. The «Stepennaja Kniga» and the Idea of the Book in Medieval Russia//Germano-slavistische Beiträge: FS f.

http://pravenc.ru/text/1841562.html

312 Ко времени п. Адриана относятся след. расходных книг: 137–1690 г.; 143–1691 г.; 147–1692 г., 152–1693 г.; 156– 1694 г.; 160–1695 г.; 165–1696 г.; N° 170–1697 г.; JN 173 –1698 г.; 176– 1699 / 1700 г. И. Шимко. II. Казен. Приказ, стр. 216. 313 И. Шимко. II. Каз. Приказ, стр. 228. Кн. II. Каз. Прик. 137 лл. 336–381; кн. 143, лл. 362–366. 317 Н. Писарев, стр. 101–102. У п. Адриана в библиотечке в последние годы находились следующия книги: 1) Книга Описание всего света (с печатными лицами); 2) Библия большая в лицах; 3) О седьми тайнах и иные многие вещи приписаны и странник и о Иеросалиме; 4) О седми тайнах и иные вещи; 5) Книга Хрисмологион: 6) Книга степенная; 7) Книга зборица; 8) Книга Венец веры; 9) Книга Зерцало великое; 10) Книга степенная; 11) Книга Греческая – Поставление Иова патриарха письменная; 12) Книга немецкая в белой коже. Русский Архив 1864 г. – «Описание патриаршей библиотеки 1718 года 788–799: книги, которые после св. Адриана патриарха отданы в ризницу». 318 Н. Писарев. История, причины домашнего быта и уклада жизни всероссийских патриархов, стр. 15. 320 Известно еще, что п. Адриан при самом вступлении на патриаршество в 1690 г. купил немецкую карету с тремя стекольчатыми окончиками и с 4 медными яблоками на верхних углах, покрытую черною кожею с золочеными гвоздями. И. Забелин. Ист. гор. Москвы, стр. 583. 1 Православная богословская энциклопедия. Адриан, последний патриарх всероссийский. Чтения в Общ. Ист. и древ. Рос. Н. А. А. П. Адриан, стр. 34. 1848 г. 8. 22 Все исторические свидетельства (Соловьев. История России Книг: 3, 877, 878, 881, 891, 1093, 1094. и мн. др.) за исключением свид. Иосифа, архиеписк. Коломенского: «патриарх. Иоаким грамоте мало умеет, на соборе только сидит, уставя бороду, ничего не знает, непостоянен, трус, поучение станет читать только гноит и слушать нечего» (Соловьев З, 745), которому мы не придаем веры, говорит о крупном выдающемся положении, которое занимал п. Иоаким. 329 H. Н. Писарев. Домашний быт русских патриархов, стр. 233 и Приложение XVII. Дневник дальних походов свят. патриархов, стр. 156–164.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

98 Описание сей ркп. см. ниже в Приложениях на стр. CLV-CLXI. О присылке ее см. Греческие дела 1704 г. 23. (Лист к государю Петру I от настоятеля и братии монастыря Успенского, называемого Майромольского и пр.). 100 Вот полный список их: «Опись книгам, которые положены в сундук, а имянно: 1) книга степенная казенная Ростовского митрополита; 2) летописец Троицкого Сергиева монастыря, которая взята из Монастырского приказу; 3) летописец Владимерского Рожественского монастыря; 4) хронограф Шипулинский; 5) летописец Владимерского Рожественского монастыря; 6) летописец Кириллова монастыря ; 7) книга инженерская и артирейская; 8)книга о существе Черного моря; 9) церемориал французского двора; 10) доказательство, какие правы герцогиня Курлянская над герцогством Курляндии имеет; 11) книжка архитектура гражданская; 12) книжка расходу корабелному; 13) краткая гражданская архитектура; 14) архитектура гражданская; 15) трактат о мире, учиненном между цесарем и Францией); 16) книга о морском плавании; 17) книга о отдалении суда нарского; 18) книга о баталии генерала Векий; 19) лист поздравительные вирши; 20) тетрадка, в полдесть, реляцион о графе Зоборе; 21) церемониал французского двора; 22) манифесты о разрушении мира с турками; 23) книга матиматическая и о фортификации; 24) куранты француские и русские всех нумеров 246; 25) книга летописец писменной». А. М. И. Д. Входящие и исходящие дела Архива 1720 г., л. 249. Ркп. за 1–6 и «Вертоград королевский» по 1188 (1517) г., на 465 лл., были отправлены в 1725 г. Шафирову к сочинению истории о Петре I. См. ibid. 1725 г., лл. 28–31, 44. 101 Ibidem л. 250. В 1720 г. декабря 28 вместе с архивск. делами, посланными из Москвы в Петербург в количестве 11 сундуков, от правлены были также следующия книги: 1) книга инженерная и артилерская; 2) книга по смерти великобританского князя Вильгельма похвальная и опи сание его фомилии на латинском языке; 3) книга печатная руская о морском плавании печатана в Амстердаме 1701-го году; 4) семь книг о учреждении корабелного устояние; и 5) чертежи разные с русскими и немецкими подписьми; тут же раскаран турецкой на немецком языке о вере их бусурманской. Ibid., л. 239.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

P. Rehder zum 65. Geburstag. Münch., 2004. S. 449-458; eadem. The Construction of Russian History in Stepennaja Kniga//RES. 2005. T. 76. N 1. P. 31-50; eadem. The Economics of a Medieval Literary Project: Direct and Indirect Costs of Producing the Stepennaia Kniga//Russian History. Pittsburgh (Penn.), 2007. Vol. 34. P. 219-237; eadem. The Chudov Monastery and the Stepennaia Kniga//Religion und Integration im Moskauer Russland. Wiesbaden, 2010. S. 97-116; Кривцов Д. Ю. Рассказ Степенной книги о «шествиях» в Орду митр. Алексия и царско-митрополичьи отношения 60-х гг. XVI в.//Мининские чт. Н. Новг., 2001. С. 67-84; Soldat C. Die Erzählungen über Empfängnis und Geburt russischer Herrscher in der Stepennaja kniga carskogo rodoslovia und ihr Zusammenhang mit alten slavischen Fruchtbarkeitsriten//Wiener slavistisches Jb. W., 2004. Bd. 50. S. 139-152; Охотникова В. И. Житие Всеволода-Гавриила в составе Степенной книги//Рус. агиография: Исслед. Публ. Полемика. СПб., 2005. С. 484-503; Усачёв А. С. Забытое мнение о Степенной книге: (Из неопубл. наследия М. Я. Диева)//АЕ за 2004 г. М., 2005. С. 77-84; он же. «Долгий XVI век» российской историографии//Обществ. науки и современность. 2008. 2. С. 104-115; он же. Степенная книга и древнерус. книжность времени митр. Макария. М.; СПб., 2009 [Библиогр.]; он же. Об исторической ценности древнерус. сообщений о чудесах: (На мат-ле чуда о свечении под Казанью 1552 г.)//ДРВМ. 2010. 1(39). С. 112-116; он же. Об одном читателе Чудовского списка Степенной книги//Летописи и хроники: Новые исслед., 2009-2010. М.; СПб., 2010. С. 281-287; он же. Комментарии к Степенной книге: Нек-рые доп.//ДРВМ. 2012. 4(50). C. 108-119; он же. Митр. Афанасий и памятники рус. летописания сер.- 3-й четв. XVI в.//Летописи и хроники: Новые исслед., 2011-2012. М.; СПб., 2012. С. 253-274; он же. «Третий Рим» или «Третий Киев»?: Московское царство XVI в. в восприятии современников//Обществ. науки и современность. М., 2012. 1. С. 69-87; он же. Время создания Степенной книги: В продолж.

http://pravenc.ru/text/1841562.html

из древнейших старописных и древних старопечатных до Никона патриарха книг I. Об изображениях креста в древнейших старописных книгах Здесь мы скажем: а) об изображении креста киноварью и чернилами в начале греческого рукописного Евангелия XII века и Апостола XIII века, при надлежащих к памятникам отечественной древности, и б) о древнейших памятниках креста, представленных в снимках в Степенной Лицевой книге благоверных князей (за 887–1379 годы) старинного письма и из этой книги заимствованных в рукописную же книгу, писанную в 1723 году и принадлежавшую архиепископу Архангельскому и Холмогорскому Варсонофию. а) В начале греческого рукописного Евангелия 119 1144 года (перед греческими словами: γα κα μεγλη κυριακ το πσχα), согласно древнейшему христианскому обычаю, изображён киноварью и вместе голубцом (киноварь по краям, а голубая краска в средине) следующий крестик: Кроме того, после каждого стиха чернилами начертаны маленькие четвероконечные же крестики, а в начале Апостола, пред теми же словами, такое начертание креста: + , после же каждого стиха, писанного скорописью, такое: б) Древнейшие кресты, которые следует теперь нам описать, большей частью суть не что иное, как выносные кресты, которые и прежде стояли и теперь обыкновенно стоят в алтаре за престолом и носятся в крестных ходах или при освящении церкви. Форма их большей частью однообразна везде: именно – они представляют четыре равные один другому по длине концы креста, на которых сделаны шары или круги, – форма, которая, как мы видели выше, ведёт своё начало от равноапостольного Константина; к нижнему концу таких крестов приделывались рукоятки, которые, впрочем, делались иногда из одного цельного с крестом дерева. Между этими крестами есть и крест Филофея, патриарха Константинопольского, посланный им в дар преподобному Сергию Радонежскому. Так как выписки из Степенной книги взяты в отрывке – из средины, то они и начинаются так, как будто бы составляли продолжение чего-то, о чём говорилось раньше. Представим их, как они есть:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

    Хор (степенны. Антифон 1-й, глас 6): На небо очи мои возвожу, к Тебе, Слове: ущедри мя, да живу Тебе! Помилуй нас, уничиженных, устрояя благопотребныя Твоя сосуды, Слове!     Слава, и ныне: Святому Духу, всякая всеспасительная вина, аще коему Сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, восперяет, возращает, устрояет горе.     Антифон 2-й: Аще не Господь бы был в нас, никтоже от нас противу возмогл бы вражиим бранем одолети: побеждающии бо от зде возносятся. Зубы их да не ята будет душа моя, яко птенец, Слове: увы мне, како имам от врага избыти, грехолюбив сый!     Слава: Святым Духом обожение всем, благоволение, разум, мир и благословение: равнодетелен бо есть Отцу и Слову.     И ныне, тойже.     Антифон 3-й: Надеющиеся на Господа, врагом страшни, и всем дивни, горе бо зрят. В беззакония рук своих, праведных жребий, помощника Тя имея, Спасе, не простирает.     Слава: Святаго Духа держава на всех: Емуже вышняя воинства покланяются со всяким дыханием дольным.     И ныне, тойже.    На все праздники в седмичные дни и в праздники Господни, даже если они совпадают с воскресеньем, поется антифон 1-й 4 гласа «От юности моея...». Антифоны степенны Глас 1     Антифон 1-й: Внегда скорбети ми, услыши моя болезни, Господи, Тебе зову.    Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, сущим вне суетнаго мира.     Слава, и ныне: Святому Духу честь и слава, якоже Отцу подобает, купно же и Сыну: сего ради да поем Троице единодержавие!     Антифон 2-й: На горы Твоих вознесл еси мя законов, добродетельми просвети, Боже, да пою Тя.    Десною Твоею рукою приим Ты, Слове, сохрани мя, соблюди, да не огнь мене опалит греховный!     Слава, и ныне: Святым Духом всяка тварь обновляется, таки текущи на первое: равномощен бо есть Отцу и Слову.     Антифон 3-й: О рекших мне: «Внидем во дворы Господни», возвеселися мой дух, срадуется сердце!    В доме Давидове страх велик: тамо бо престолом поставленным, судятся вся племена земная и языцы.     Слава, и ныне: Святому Духу честь, поклонение, славу и державу, якоже Отцу достоит, и Сынови подобает приносити: Единица бо есть Троица естеством, но не лицы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Рукописи были следующие: а) Волынского: 1) летописец Стриковского старинной (ныне ркп. 59/81, XVII–XIII вв.); 2) летописец старинной же (ныне ркп. за 7/7?); 3) гранограф старинной же (ныне ркп. за 1/1, XVII в.); 4) летописец вел. князей российских (ныне ркп. за 13/14, 1736 г.); 5) летописец великих князей российских же (ркп. 9/9?); 6) история Казанская и Скифская (ркп. и 57/77, XVIII в.); 7) известие о житии и действах державствующих великих князей российских, начав от первого в России кн. Рюрика и иных по нем бывших; выписано из книги летописца российского, рукописного, зовомой Степенной, (ныне ркп. 19/24, 1716 года; и 8) книга родословия вел. князей российских и прочих знатных фамилий (ркп. 48/68?). Платона Мусина-Пушкина: 1) История Казанская (ркп. 51/71); 2) книга о тайнах Речи Посполитой (ркп. 192/321): книга конской лчебник, переведен с немецкого печатного (ркп. 271/475); 4) каталог митрополитов и князей великих российских (ркп. 133/187?); 5) книга како произыде российских государей царей корень от Августа кесаря, обладающего всею вселенною (ркп. 18/19?); 6) книга о царстве Сибирском и пр., истории Российского государства (ркп. 272/502?); 7) летописец старинной (отослан в Коллегию в 1746 г.); 8) книга в имеющейся в Новгородской таможне записной прошлых лет челобитен и памятей и устав таможенной старинной (ркп. 224/392); 9) речи, переведенные с латинского языка на русской («нет»). – в) Соймонова: 1) летописец о многих мятежах и о разорении Московского государства от внутренних и внешних неприятелей и от протчих тогдашних времен по преставлении царя Ивана Васильевича (ркп. 24/32); 2) описание рек и городов польских, русских и по Дунаю и Крымских пределов, и персицких, и бухарских, и моря Хвалынского и всего севера урочищами и верстами, откуда как и протоки и гор превеликих (ркп. 45/64?); и 3) книга гранограф исторический или греческих царств летописец (ркп. 2/2). – г) Андрея Хрущова: 1) летописец старинный о божестве и о царствах и княжениях (ркп. 5/5, Хронограф); 2) летописец же царского родословия, иже в Русской земле, старинной (ркп. 26/34, Степенная) и 3) книга письменная о правлении гражданском, где пишет о начале, о основании, о натуре, о власти, гражданстве и ради чего гражданство учинилось (ркп. XVIII в., 140 стр., 194/324). – А. М. И. Д. Входящие и исходящие дела 1740 г., лл. 217–218. 1746 г., л. 84. – Разные реестры делам 1735–1757. E. IX. (XII. 88 лев.). Ср. Древняя и Новая Россия 1876 г. 1; 1877 г. 1, 3–8 и 11. Чтение И. О. И. и Д. Рос. 1858 г., кн. II.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

G. B. de Rossi. Roma Sotterranea. 1864–77. – Bullettino di arch. cristiana. 1864–98. Nuova Serie. 1899–sq. G. B. de Rossi. Musaici cristiani di Roma. 1872–96. Garrucci, R. Storia d. arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa. 6 vol. 500 tav. Prato. 1873–81. Salazaro, D. Studi sui mon. d. Italia merid. dal IV al XIII s. 1871–86. – L’arte romana al medio evo. 1881. Crowe u. Cavalcaselle. Geschichte der italienischen Malerei. 6 Bde. 1869–1876. Изд. итал. и англ. Kraus, F. K. Real-Encyclopädie d. chr. Alterth. 1882–6. 2 Bde. Wessely. Ikonographie Gottes u. d. Heil. 1874. Ongania, ed. La basilica di San Marco. 1878–1900. Müntz, Eug. Notes sur les mosaïques chr. de l’Italie. Revue Arch. 1875–1882. Schlumberger, G. Sigillographie de l’empire byzantin. 1884. Venturi, A. Storia dell’arte italiana. I–VII. 1901–1911. Wilpert, J. Le pitture d. catacombe rom. 1903–1904. Cabrol. Dictionnaire d’arch. chrétienne 1903– J. P. Richter and Camerone Taylor. The golden age of cl. christian art. 1904. André Michel. Histoire de l’art depuis les prem. temps chrétiens. 4 t. en 7 vol. 1905–1912. Diehl, Ch. Manuel d’archéologie byzantine. 1910. Dalton, О. М. Byzantine art and archaeology. 1911. Mâle Émile. L’art religieux du XIII-e siecle France. 1910. Reinach, Salomon. Répertoire de peintures du moyen âge et de la Renaissance (1280–1580). 3 vol. 1905–1910. ¦ По указаниям Ф. И. Буслаева (Исторические очерки русской народной словесности и искусства, I, стр. 377–8), в русских «Сборных Подлинниках графа Строганова довольно подробно изложены сказания об иконах Богородичных (числом 137), с иконописными замечаниями о их подобиях. При некоторых сказаниях указаны источники, а именно: подписи на самих иконах, Патерики – Синайский, Скитский, Афонский, Минеи и Пролога, Летописец Греческий, история Афонская, жития Святых, полные сказания о некоторых иконах, книга Соборник, Степенная книга, Царственная книга, Русский Летописец, Киевский, Польский, История Новгородская, Книга Барония, Звезда Пресветлая, Киевские печатные листы; некоторые из старопечатных книг, каковы: Кириллова книга (1644 г.), Огородок Антония Радивиловского (1676 г.), Руно Орошенное Димитрия Ростовского (1683 г.) и особенно – Небо Новое Иоанник. Галятовского (1665 г.)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Доказательство Бога из превосходства человека, одарённого нарочито. Доказательства Бога из действия чувств (происхождение чувствующего от творца). Духовное отправление их, а не скотское приводит к признательности в отношении творца. Вселенная есть книга. Из примеров Китайской истории выводит бытие распорядителя (судии). История есть книга. Онтология, истины о рае и аде, и проч. не ведомы мудрым; они откровенны в фургани. Человек есть зеркало, Бог – красавица; посему, тело и душа суть книга. Созерцание явлений разумных и явлений жизни, доказывающих Бога. Самопознание ведет к Богу. Жаль, что люди не хотят понимать и эпикурействуют. О Божесном существе и действии (Бэнь юн) Непостижимость Бога. Он рассматривается сам в себе, Бэнь жань, и в отношении к миру в его юн. Совершенства его, Бэнь жань, есть могущество на все. Его юн в сотворении, управлении миром и людьми. Бог в себе есть Цин чжень; в проявлении хранитель и питатель. Различие миров: единичного, степенного и бесстепенного (последние два мира форм). Миры форм, сюань мяо и инь ву нын ю, глубочайшая сокровенность высшего повторением сюань мяо. Нравственное приложение. Воля Бога (Тянь мин) В определении свойств человека; разница натур. Син зависит от мин, как дождь от облака; в сущности – одно. Из неё (мин) образуются разные натуры (мин принимается и за жизнь. Смешал). Mo мин лучшей натуры; они приняли И ма на. Воля Бога, открытая через Магомета. Тян мин, шен синь и фу юй, практика мудрых, добродетели необязательные. Постановления Тян мин; необходимость послушания и сообразования. Му мин должен следовать И сы лю му. Замечание о семи пещерах сердца. Имаму: Цзяо мин; его дело руководить целой страной. Предопределение Возражение о неравенстве состояний, и проч. Предопределение есть море; собственная воля – судно с веслами; обстоятельства – ветер и волны. Без моря нет судна; без судна не является море. Способности чувственные предопределены; но видоизменение их – от собственной воли. Предопределение есть столб; собственная воля – обделка его; обстоятельства – украшения.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

5 . Книга астрономическая китайская. (Остермана 157. – 4-ку, 905). 6 . Календарь 1777 на знатнейшие места Российской империи. В Санктпетербурге. 7 . Календарь 1778 года с росписью чиновных особ. В Санктпетербурге. Два экземпляра. 8 . Календарь 1779 года на знатнейшие места Российской империи. В Санктпетербурге. 9 . – такой же календарь 1781 года. В Санктпетербурге. 10 . – такой же календарь 1782 года. В Санктпетербурге. 11 . Календарь 1779 года с росписью чиновных особ. В Санктпетербурге. 12 . – такой же календарь 1775 года. 13 . – такой же календарь 1781 года. 14 . – такой же календарь 1782 года. Oeconomici In folio 1 . L’instruction du Roi en éxercise de monter á, cheval, par Mr. de Pruvinel. A Paris, 1629. Francof. et Holland. In quarto 1 . Johann Heinrich Denffers. Vernunfft- und Erfahrungs- mässiger Discours. Mitau, 1740. Сия книга в бархатном красном переплете в круг обложена золотым галуном. Б. Реестр рукописных книг В лист 1 . Deliciae Lublinensis seu descriptio Crucis miraculosae Lubliniensis. 2 . История на арабском языке. (Кера рук. 2). 3 . Родословная государей, великих князей и фамилий российских. (Из числа «Коллежских» по реестру 1749 г.). 4 . Хронограф греческой и российской по 1614-й год. Из библиотеки Волынского. 5 . Хронограф греческой и российской по 1681-й год, собранный митрополитом Дорофеем, и на российской язык, переведенный Деонисием Греком. Из библиотеки Соймонова. 6 . Летописец от сотворения мира, содержащий греческую и российскую историю по 1645-й год. Из библиотеки Хрущова. 7 . Летописец от сотворения мира, содержащий греческую и российскую историю по 1651-й год. 8 . Степенная книга российской истории, тут же и новая российская история, также и Казанская. Из библиотеки Хрушова. 9 . Летописец великия России. Списан 1736 года. 10 . Летописец российской, в четырех томах. Из библиотеки графа Остермана. 11 . Летописец о многих мятежах, или новая российская история, со времени царя Бориса Годунова по 1700-й год. 12 . Казанская история. Из библиотеки Мусина-Пушкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010