Во-первых, Христос смог бы удостовериться в массе лжепророчеств Чарльза Рассела. Если уж сегодня самой организацией вся его хронология и апокалипсические «истины» преданы анафеме как небиблейские, то нетрудно предположить, как бы реагировал на все это сам Иисус Христос. Во-вторых, его вниманию была бы представлена самая грандиозная публикация того времени – книга «Завершенная тайна» (1917). В предыдущих главах мы уже смогли познакомиться с этим трудом, где не исполнившиеся обещания первого Президента не только активно поддерживались, но и обросли невероятными подробностями. Например, на 1918–1920 годы были гарантированы горы трупов «номинальных христиан», беспрецедентные по масштабам социальные потрясения, свержение правительств (в том числе американского) и конец света. Кроме массы лжи, выданной за обещания Бога, книга содержала самые нелепые толкования Библии, которые никогда не цитируются в современных публикациях Общества. К примеру, разбирая пророчество ветхозаветного пророка Наума о падении Ниневии (2:3–6), авторы «Завершенной тайны» утверждали, что описанные военные действия являются прообразом на паровоз с машинистом и кочегаром. Если Христос, «придя» в 1918 году и ознакомившись с беспрецедентным количеством лжепророчеств и читая все эти «своевременные» откровения, решил, что ОСБ – это истинная религия, дающая единственно правильную «духовную пищу», то возникает вопрос: какому Христу поклоняются в этой организации? Как метко выразился бывший член Руководящего совета Свидетелей Иеговы Реймонд Френц, «это было бы оскорблением по отношению к Иисусу Христу утверждать, что он избрал организацию на основании того, чему они учили до 1919 года». Напомним, что парадокс ситуации заключается еще и в том, что до 1927 года организация настаивала, что «раб» – это конкретный человек, то есть Чарльз Рассел. Как мог Христос избрать КЛАСС «раба», если на протяжении почти десятка лет после мнимого избрания сами же члены культа не верили ни в какой класс, и были убеждены, что их истинный «раб» давно воскрес на небеса и пребывает там вместе с царствующим с 1874 года Иисусом Христом?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svidetel...

Все эти черты ясно указывают на поход Сеннахирима на Иудею, на произведенное этим царем опустошение земли, на посольство им вестников к Езекии, чтобы вынудить у этого царя сдачу Иерусалима и через то жителей царства Иудова окончательно подчинить своей власти (сн. Ис.36–37 ). В своих речах пророк передал народу Божественное определение суда над утеснительницей Израиля ( Наум.1 ), возвестил исполнение этого определения, имевшее проявиться во взятии неприятелем, разграблении и разрушении Ниневии ( Наум.2 ), наконец высказал вину Ниневии и неизбежность ее погибели ( Наум.3 ). I. Божие определение суда над Ниневией Приступая к изложению своего грозного предсказания о Ниневии, пророк делает надпись, в которой показывает содержание и предмет своей предстоящей речи. «Бремя Ниневии», говорит он, – предметом речи пророка будет служить грозное изречение судьбы Ниневии. Это первое положение надписи определяется еще через второе положение, в котором высказывается форма предвозвещения Божия, лицо, изрекающее это предвозвещение. «Книга», читается это второе положение, «видения Наума элкомитянина 2 , – книга, в которой Наум элкомитянин изрекает о Ниневии то, что он созерцал в духе пророческом (1:1). «Иегова – Бог ревнитель и мститель» ( Исх.20:5 ; ср. 34:14; Втор.4:24; 59 ), возвещает Наум; «мститель Иегова», повторяет он, усиливая изображение, и чтобы еще более усилить прибавляет – «и Господь ярости», – Господь есть обладатель ярости самой пламенной, самой сильной. Против кого же Господь является особенным ревнителем своей праведности и святости? На кого же Он изливает месть? «Мститель Иегова», разъясняет пророк, «врагам своим ( Втор.6:15 ) и бережет гнев для ненавидящих Его». Правда, гнев свой Иегова не тотчас изливает на врагов своих, – «Иегова долготерпелив» ( Исх.34:6 ; Чис.14:18 ), – но долготерпение это есть следствие не бессилия Его, или слабости, а следствие любви Его и милосердия, потому что Он «велик могуществом» ( Чис.14:17 ), и «не наказанным греха не оставляет», – не оставляет без наказания ни одного греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

4. Вопрос о судьбе сельского духовенства остается открытым. Велльгаузен считал, что левиты и священники провинциальных алтарей одно и то же ( Ю. Велльгаузен. Введение в историю Израиля, с. 125). Но в настоящее время полагают, что «левит» в царскую эпоху все еще означало просто члена клана, а не профессиональной корпорации. Есть предположение, что Хилкия вообще не принадлежал к левитскому роду. Он происходил от Цадока, первосвященника времен Соломона, а некоторые исследователи Библии думают, что Цадок вел свое происхождение от местных ханаанских жрецов. Его род при Соломоне оттеснил род Абиатара, удалившегося в Анатот. См.: А. Cody. А Hismory of Old Testament Priesthood, р. 127, ff, R. de Vaux. Ancienm Israel, р. 372, ff. 5. В устной своей форме Закон Святости восходит к Моисеевым временам. Но тщательная разработка ритуала показывает, что записан он был позднее. Условное название дано тексту после работы Клостермана (1877). Текст этот долго считали после пленной компиляцией. В настоящее время он отнесен к периоду, предшествующему плену. Древнейший фрагмент кодекса (VI в до н. э.) найден среди манускриптов Мертвого моря (см.: И. Амусин. Рукописи Мертвого моря, 1960, с. 86). О структуре кодекса см.: Roland J. Faley. Levimucus.-JBC, р 78, ff. 6. О Науме Элькошите ничего не известно. Даже его имя, означающее «утешение», может быть псевдонимом. Где находился Элькош, из которого он был родом, тоже неясно. Полагают, что он проповедовал в храме. Книга его распадается на четыре гимна: 1) Явление Бога-Судии, 11, 1-10, 2) Благословения и угрозы, 1, 11-15, 3) Осада Ниневии, 2, 4) Конец Ниневии, 3. Время написания гимнов относится к 612 г. См.: А. Глаголев. Книга пророка Наума. — ТБ, VII, с. 273, Р. Heinisah. Тне Hismory of Israel, 1952, р. 254. 7. Из буквального текста Библии (4 Цар 23, 29-30, 2 Пар 35, 20-26) возникает впечатление, что Нехо шел воевать против ассирийцев. Но согласно вавилонской хронике (ХДВ, с 247), он собирался вмешаться в борьбу на стороне ассирийцев. О разрушении Мегиддо в Библии не упоминается, но о нем свидетельствуют раскопки. См: W. Albrighm. Тне Archaeology, р. 129-130.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Наум.1:3 .  Господь долготерпелив и велик силою, и очищая, Он не сделает никого не виновным. В греческом тексте это сказано выразительнее: χα αθων (или θον οχ θωσει) (или χα θον οχ θοσει) 2 . Смысл же этого следующий: хотя Он долго терпел злодеяния ассириян и, в силу Своего великодушия, переносил беззакония их, призывая их в покаянию; но так как они, пренебрегши благость Божию, но нераскаянному сердцу, собирали себе гнев на день гнева ( Рим. 2, 4–5 ), то Тот, который прежде терпел, не допустит, чтобы они остались безнаказанными, как бы будучи чистыми и невинными. Или, может быть, (так как мы хотим также и в хорошую сторону понимать то, что говорится), Он долготерпелив в том смысле, что поддерживает всех падающих и восставляет низверженных ( Псал. 144, 14 ), исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их ( Псал. 146, 3 ), и велика сила Его, потому что Он упраздняет вражду плотию ( Ефес. 2, 15 ) и не делает виновного невиновным, вразумляя того, кто слишком многое приписывает себе самому, что он спасся не по собственным заслугам, а по милости Божией. Ибо хотя тот говорит: «се толико лет работаю тебе и николиже заповеди твоя преступих» ( Лук. 15, 29 ), однако, так вак «благ Господь всяческим, и щедроты его на всех делех Его» ( Псал. 144, 9 ), и «вси согрешиша, и лишени суть славы Божия» ( Рим. 3, 23 ), то тот, кто даром был оправдан Им, услышит: «аще око твое лукаво есть, яко аз благ есмь» ( Матф. 20, 15 )? Таким образом чрез то самое, что Он обличает и прощает, Он никого не допускает остаться безнаказанным. Господь «в буре, и в вихре пути Его, и облака – пыль от ног Его». Вместо бури и вихря LXX перевели «скончание» и «потрясение», хотя там, где мы поставили «в буре», в еврейском тексте написано «basupha», что также можно понимать «в потрясении». Означает же это то, что при конце мира все будет потрясено согласно с написанным у Аггея: «еще единою Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею» ( Агг. 2, 6 ) Когда все будет потрясено, чтобы верили пути Господа, говорящего в Евангелии: «Аз есмь путь, и живот и истина» ( Ин. 14, 6 ), и когда Сын человеческий придет на облаках, которым у Исаии (гл. 5) повелевается не проливать дождя на виноградник и до которых достигла истина Божия по словам псалмописца: «истина Твоя до облак» ( Псал. 35, 6 ); тогда также эти облака, то есть пророки и души святых, которые прежде были обременяемы тяжестью соединения их с телом, вознесутся в высшие области, сделаются более утонченными и, обратившись в подножие ног Божиих, будут среди ангелов исполнять последние обязанности служения, потому что они не могут знать первого и прежнего служения, которое принадлежит голове. Другие могут понимать облака в противоположном смысле, в том, что они постоянно затемняют то, что ясно, и стремятся закрыть своим мраком яркий свет солнца и звезд, но впоследствии, подчинившись власти Господа, они обращаются в прах и в ничто, и бывшая в них густота, свойственная земле, разлагается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Здесь мы по еврейскому тексту перевели: «по причине множества блудодеяний развратницы»; но LXX переводчиков признали как бы другое начало предложения, так что они говорят: «от множества блудодеяний», и закончив этим мысль, начинают затем новое предложение словами: «развратница красивая и очаровательная, начальница чародеяний». Вместо «начальница чародеяний» Акила и Симмах перевели: «пользующаяся чарами». Тому, что Ниневия служит уже самою очаровательною из развратниц, не будет удивляться тот, кто знает, что такое множество людей блудодействовало с нею и что вследствие чар ее и некоторого рода заклинаний почти все увлекались любовию в ней. Она продавала народы блудодеяниями своими, чрез которые отнимаются члены у Христа и делаются членами блудницы ( 1Кор. 6 ), и племена продавала чарованиями своими. Ибо она заставляет их любить то, что они должны были ненавидеть, и гнушаться того, что они должны были любить, так что, быв сами обольщены, они, согласно с написанным: «тлят обычаи благи беседы злы» ( 1Кор. 15, 33 ), своим пагубным искусством соблазняют и других. Я читал, что в Священных Писаниях чародеи принимаются также и в хорошую сторону: „и чародея, мудро заклинающего ( Псал. 57 )“. Но чародей такого рода пользуется заклинаниями для того, чтобы увлеченных любовию к развратной Ниневии обратить к здравому уму. Так как ты, Ниневия, продавала народы чрез блудодеяния свои и семейства чрез чарования свои и, подобно публичной непотребной женщине, раскладывала ноги свои для всякого, то Я сам приду для разрушения тебя, – Я не пошлю ангела и не поручу другим суда над тобою. Я открою срамные части твои пред лицом твоим, чтобы пред глазами твоими было то, чего ты прежде не видела. Я покажу народам наготу твою и царствам бесчестие твое, чтобы те самые, которые блудодействовали с тобою, презирали тебя, издевались над тобою и позорили тебя, и ты будешь служить примером для всех видящих тебя. Все это излагается под образом (sub mataphora) женщины прелюбодейной, которая, быв уличенною, выводится пред народом и бесчестится пред глазами всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И не будет ни одной души, которая не страшилась бы суда Божия, потому что даже «звезды нечисты... пред Ним» ( Иов. 25, 5 ). Далее, еврейское слово jaccum, которое Акила и LXX перевели «воспротивится», мы должны понимать применительно к тому смыслу, в каком во второй книге Царств и в первой Паралипоменон о «гневе (ira) Божием» говорится в мужеском роде 3 . Никто не может сомневаться в том, что там под гневом Божиим разумеется диавол и ангелы злые, посылаемые для наказания тех, кои достойны гнева. Таким образом при кончине мира трудно будет найти такого, кто был бы непорочен и чист и осмелился бы сказать: вот «грядет сего мира князь, и во мне не имать ничесоже» ( Ин. 14, 30 ), и стать прямо против него. В отношении же к ассириянам это должно так понимать, что когда придет Господь в буре и вихре, иссушая власть Вавилона, которую означает море, разрушая все зависящие от него царства, которые разумеются под реками, уничтожая могущество и изобилие его, что метафорически ( μεταφοριχς) выражается чрез Васан, Кармил и цвет на Ливане, чрез горы и холмы, и потрясая обширные владения его, которые называются шаром земным; тогда никакая сила не будет в состоянии противустать Богу, гневающемуся и мстящему за народ Свой. Негодование Его разлилось как огонь, и скалы распались пред Ним. LXX: Ярость Его истребляет власти, и скалы сокрушены Им. Вместо поставленного нами «разлилось» Акила перевел συνεκωνεθη, то есть «воспламенилось», Симмах и Феодотион σταξεν, то есть «излилось каплями» (stillavit). Воспламенилось ли негодование Божие подобно огню, или ярость Его излилась каплями, как при пожаре, чтобы грубые сердца человеческие, называющияся скалами, сокрушились и распались, полезно негодование Божие, которое, долго и терпеливо перенося наши грехи, едва наконец воспламенилось, и однако не все оно устремилось для наказания, но излилось на нас в виде умеренно горячих капель. Но если капля негодования Его истреблнет власти, против которых мы постоянно должны вести борьбу ( Ефес. 6, 12 ), то что было бы, если бы весь гнев Божий пролился на нас? Да соделает Иисус, чтобы у нас было взято сердце каменное и изменилось сердце плотяное, чтобы, по смягчении грубости, оно могло воспринять заповеди Господни, в которых написано: «жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Псал. 50, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

22:13). Слово «тасота», которое мы перевели «месту его», все разделили на два слова, так что «та» перевели предлогом то есть «от», а «сота» чрез «восстающие». Так, Акила говорит: πο νισταμνων, то есть «от восстающих», LXX: восстающие, Феодотион: «восстающим против него», пятое издание: «от восстающих против него». Один только Симмах согласно с вашим переводом говорит: «и по миновании наводнения положит конец месту его». Некоторые из наших под восстающими и врагами понимают Маркиона и всех древних еретиков, направляющих свои словопрения против Творца. Наум.1:9. Что умышляете вы против Господа? Он сам совершит истребление; не восстанет двоякое бедствие.    LXX:Чmo вы умышляете против Господа? Он сам совершит истребление; Он не будет дважды, мстить за одно и тоже чрез бедствие.    Симмах яснее перевел: «они не выдержат нападения второго бедствия», Феодотион: «не восстанет второе бедствие». Это в иносказательном смысле (juxta tropologiam) сказано против Маркиона, о котором мы выше сказали, и всех древних еретиков, которые, измыслив какого-то доброго Бога, говорят, что Он сам совершит разрушение мира, и ставят в укор Богу Закона, как бы жестокость, то, что Он многих карает и налагает наказания за грехи. Что вы улышляете против Господа? Тот, кто создал мир, совершит и истребление его. Но если Он кажется вам жестоким, суровым и кровожадным потому, что Он истребил род человеческий потопом. (Быт. 7), пролил огонь и серу на Содом и Гоморру (Быт. 19), потопил египтян в воде (Исх. 14), распростер трупы израильтян в пустыне (Числ. 32); то знайте, что Он потому наказывает в настоящее время, чтобы не наказывать вечно. Без сомнения, то, что говорят пророки, или истинно, или ложно. Если истинно то, что они говорят, по-видимому, о строгости Его, то они же сказали: «Господь не будет мстит дважды за одно и то же чрез бедствие». А если они лгут, то ложь составляют также слова: «не восстанет двоякое бедствие», следовательно ложна и та жестокость Его, которая будто бы изображена в Законе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

Также пророк Иеремия, разумея под «Амоном» или «Но» Александрию в видении против Египта и говоря в отношении к последнему: «юница... украшена Египет», подстрекатель «от полунощи прииде на ню» ( Иер. 46, 20 ), прибавляет с большею ясностию также следующее: посрамлет «есть дщи египетска, дана в руце людем полунощным, рече Господь сил, Бог Исраилев. Се Аз посещу на Аммона» Менно, то есть мятежное население (tumultum) 16 Александрии, потому что «Амон», как мы сказали, означает «народы», предлог «мен» – из, а «Но» означает Александрию. «И посещу, – говорит, – на фараона, и на Египет, и на боги его, и на цари его, и на фараона и на уповающия нань. И дам их в руце ищущих души их, и в руку Навуходоносора, царя вавилонска, и в руце слуг его» ( Иер.46, 24–26 ). Таким образом Ниневии говорится: разве ты многолюднее или сильнее Александрии? При этом описывается положение Александрии, лежащей при Ниле и море и окруженной со всех сторон водами и реками. «Вода вокруг нее; море богатство ее; воды – стены ее», потому что она с одной стороны имеет реку Нил, с другой – Мареотское озеро, с третьей – море. Что касается Ефиопии, Египта, Африки, вместо чего в еврейском стоит Phut, и ливийцев, служащих подкреплением ее, то это указывает на самое положение стран и города. Также и та, которая, – говорит пророк, – описывается в моей речи, будете взята царем вавилонским, и один и тот же будет и твоим, и ее разрушителем. Об этом сообщает в своих книгах также Иосиф, автор иудейской истории. «Младенцы ее будут разбиты на перекрестках» (или «в оковах»), знатных ея будут делить между собою по жребию победители, и князья ея, бывшие некогда весьма сильными, будут уведены в плен в оковах. Такого рода участь испытает Александрия; также и ты, Ниневия, будешь пить из той же чаши, и опьянеешь, и, погрузившись в сон, будешь лежать и служить предметом презрения и дойдешь до такой крайности, что будешь просить помощи у вавилонян или против вавилонян у врагов своих. Все твои укрепления, и высоко поднимающияся степы, и высокие башни, которые ты теперь считаешь непреодолимыми, и храбрые люди и воители твои будут подобны ранним смоквам, которые, если слегка дотронуться до них и тряхнуть, будут падать в рот ядущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Там пожрет тебя огонь, истребит тебя меч и поест тебя, как саранча. Так как ты отяжелеешь, как гусеница, то соберись подобно гусенице. Умножились у тебя торговые дела более звезд небесных. Речь продолжается еще относительно Ниневии. Неудивительно, что твои храбрецы и воители, подобно спелым плодам смоковницы, прямо падают в рот ядущего, когда народ твой стал женоподобным и не может противустоять. Ворота твои отворятся, город откроется для врагов и самые крепкие запоры, которыми запирались ворота, пожрет огонь. Поэтому начерпай воды и позаботься о том, чтобы не было недостатка в питье при осаде крепости; приготовь кирпичей для исправления проломов в стенах, потому что приближается осада. Когда ты все это сделаешь, то будешь пожран мечем, как трава (humus) гусеницею. Но когда ты умножишься, как гусеница, и соберешься вместе подобно саранче и соберешь богатства свои, как звезды небесные; то ты рассеешься и убежишь подобно саранче и гусенице и тому роду небольшой саранчи, которая называется ammelabi и которая при солнечной жаре улетает, – так что нельзя найдти ее. Ибо саранче свойственно во время холода оставаться без движения, а при жаре – летать. Далее ammelabus, что Акила выразительнее перевел чрез слово «пожиратель» (comessorem), есть небольшая саранча, нечто среднее между саранчею и гусеницею (bruchus); обладая небольшими крыльями, она более ползает, нежели летает, и постоянно подпрыгивает; поэтому где она появится, там она истребляет все до последней пылинки, потому что, пока не вырастут крылья, она не может удалиться. Это, для облегчения понимания читателю, я раскрыл и изъяснил применительно к еврейскому тексту, следуя шаг за шагом за самыми словами Писания. Теперь я продолжу начатое иносказательное толкование ( τροπολογαν) применительно к переводу LXX, сначала вкратце, то есть как бы в сокращенном виде (in epitone), а затем подробно раскрывая каждый пункт в частности. Жители твои, Ниневия, то есть люди мирские, которые собственно называются народом города ассирийского, так обессилели вследствие страстей и так ослабели вследствие пороков, что уподобляются бессильным женщинам; ибо они не имеют в душах своих ничего сильного, ничего твердого и мужественного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Впрочем, без колебания можно назвать гусеницею множество людей, идущих по широкому пути и живущих жизнию мира сего, когда видишь, что они всецело преданы земле, устремляются по легкомыслию своему то в ту, то в другую сторону и не могут возноситься мыслию в высшие области. Посмотри на Рим и на Константинополь, оставивший вместе с прежним именем прежнюю бедность, посмотри на Александрию, столицу Египта, и когда увидишь, что вследствие недостатка хлеба или (вследствие чего следует стыдиться и краснеть) из-за наездников, мимов и актеров происходит восстание и народ, всецело отдавшись порокам, устремляется, вследствие своего легкомыслия и непостоянства, подобно гусенице, то туда, то сюда, то по истине можешь сказать: «гусеница стремительно удалилась» и улетела. Что касается следующих затем слов: «спрыгнул кузнечик или (ет) смесник твой, как саранча», то смесник, как я полагаю, тем отличается от гусеницы, что гусеница указывает на невежество и многочисленность народа, а смесник на разнообразный состав его из всяких племен. И как жители городов состоят или из граждан, или из чужеземцев, предпочитающих жить не в своем городе; так под смесником, живущим в Ниневии, я разумею тех, которые считают себя следующими каким-либо учениям истины и которые в том отношении лучше гусеницы, что гусеница постоянно остается только на земле и, не имея крыльев, заботится лишь о пище и чреве, а кузнечик пользуется по крайней мере небольшими крыльями, и хотя не может высоко летать, однако старается подняться от земли; впрочем, когда из него образуется саранча, то хотя она летает, но летание ее не продолжается постоянно, потому что, при отсутствии крыльев и сжавшись от холода, также и саранча сидит, и сидит не на плодоносном дереве и не на зеленых листьях, а на изгороди, сплетенной из терновника и хвороста, или на ограде, сложенной из всяких, попавшихся под руку, камней. Взглянем на мудрецов греческих, египетских и персидских, на гимнософистов индийских, на самарян с их разнообразными, взаимно противоречащими мнениями, на иудеев с их фарисеями и саддукеями и на разнообразные ереси церкви, – и мы увидим и кузнечика, едва поднимающегося от земли, и саранчу, хотя и летающую, но не с полною свободою, и так как она не согревается Солнцем правды, то, по охлаждении любви к Богу, садится на колючих изгородях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010