Диавол всегда старается о том, чтобы усыплять бодрствующие души. Поэтому при страдании Господнем он наводит глубокий сон на апостолов, которых пробуждает Спаситель, говоря им: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть» ( Мк. 14, 38 ), и: «яже вам глаголю, всем глаголю: бдите» ( Мк. 13, 37 ). Так как он не перестает беспрестанно усыплять бодрствующих, то слово Божие пробуждает всех тех, коих он обольстил и как бы посредством приятного, но пагубного пения сирен заманил ко сну, и говорит: «востани спяй и поднимись, и осветит тя Христос» ( Ефес. 5, 14 ). Таким образом, когда придет Христос и будет господствовать слово Божие и учение Церкви, и когда погибнет Ниневия, бывшая некогда весьма красивою блудницею, тогда быстро поднимается народ, который прежде был усыплен учителями, и пойдет к горам Писаний, и найдет там горы – Моисея и Иисуса, сына Навина, горы – пророков, горы Нового завета – апостолов и евангелистов, и когда он убежит к этим горам и займется чтением этого рода гор, то, если не найдет такого, кто учил бы его, – ибо «жатва... многа делателей же мало» ( Матф. 9, 37 ), – в таком случае будет одобрено то рвение его, с которым он бежал к горам, и изобличено нерадение учителей, ибо добавлено: «и некому было принять его». Далее следует: «нет врачевства для сокрушения твоего; опухла язва твоя». Смесник Ниневии не может исцелиться, потому что он не оставляет высокомерия, и рана постоянно остается свежею вследствие ударов, ежедневно наносимых диаволом. После всего этого не может быть врачевства для сокрушения его, и хотя он считает себя здоровым, однако душа его разбита и сокрушена ударами молота всей земли и не исцеляется, потому что всегда остается высокомерною. Но если она смирится и покорится Христу, то «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», и: «жертва Богу дух сокрушен» ( Псал. 50, 19 ). Наконец говорится: «все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе. Ибо на кого не устремлялась беспрестанно злоба твоя?» Когда ты, смесник ( ´ σμμιχτε), подвергнешься наказаниям, то все те, которые услышат весть, будут общим стуком, и звуками Голоса и, так сказать, гармониею дел выражать радость и ликование о тебе; потому что или совсем никого нет, или очень мало есть таких, на которых не устремлялась или не нападала беспрестанно злоба твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В 3-й гл. снова говорится об осаде Ниневии и показываются причины её падения. Причины эти – те, что Ниневия была городом кровей и постоянного хищничества, что она, как весьма красивая блудница, продавала народы своим блудодейством и волшебством. При сем изображает великий позор Ниневии, который она заслужила, как и великий город Но-Аммон. А потому Ниневия скроется, все крепости её будут уничтожены, не смотря на защиту города Ниневии, во время осады, все её жители погибнут, а её многочисленные купцы и союзники оставят ее и разлетятся, как саранча, все народы порадуются падению Ниневии. Книга св. пр. Наума отличается особенною живостию изображения. Читая сию книгу, можно думать, что св. пророк сам находился во время осады Ниневии, видел самих врагов, всадников и конницу, их колесницы, беспорядок и ужасы осады: так живы его описания! Изображения, сравнения, и подобия безпрестанно сменяются другими, поражают неожиданностию и живостью. Таковы вообще изображение войск, осаждающих Ниневию, и сама осада её, отведевие в плен Ассириан, бегство их союзников и другие. Изображение Господа Ревнителя и Мстителя отличаются особенною возвышенностию. Прим. Пособия при толковании книги св. пр. Наума были теже, какие были при толковании книг св. прор: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия и Ионы. Толкование на книгу Св. пророка Наума. Глава 1. Пророчество о Ниневии: книга видения Наума сына Елкесеева. С Евр.: «Бремя Ниневии. Книга видения Наума Елкошитянина». Пророчество 8 . По мнению блаж. Феодорита Св. пророкам от Бога давалась особенная пророчественная благодать, которая внезапно объемля ум пророков и отрешая их от всего человеческого, соделывала способными стать орудиями и служителями для изглаголания пророческих словес. Сие то именно восхищение ума и преставление от всего человеческого пророк назвал пророчеством. Ум мой, говорит пророк, провидет, что будет с Ниневиею... Ниневия, столица Ассирийской монархии, здесь берется за все это государство. Не одной Ниневии, а всей Ассирийской монархии Господь Бог , чрез св. пр. Наума, возвещает конечное истребление. Книга видения, т. е. сверхъестественного по откровению свыше, видения кончины Ассирийского царства и столицы его Ниневии. Наума сына Елкесеева. Блаж. Иероним, а с ним и другие толковники под Елкесеем разумеют не Елкесея, отца св. пр. Наума, а месторождение его – селение Елкош в Галилеи. Все это не более, как заглавие книги, говорящее о том, что книга св. Наума есть сверхъестественное пророчество о кончине Ниневии и всего Ассирийскаго царства. Само пророчество начинается со следующего стиха. 2 .     Бог ревнив и мстяй Господь, мстяй Господь с яростию. Господь мстяй сопостатом своим и потребляяй сам враги своя.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Книга пророка Наума начинается с псалма о гневе Ягве против «умысливших злое» и с кратких пророчеств, в которых противопоставляются кара Ассура и спасение Иудеи ( Наум 1:2–2:3 ). Однако главная тема, как указано в надписании, – гибель Ниневии; эта гибель возвещается и описывается с такой непреоборимой силой, что это позволяет отнести пророка Наума к великим поэтам Израиля ( Наум 2:4–3:19 ). Нет никаких оснований для того, чтобы изначально отвергать его авторство псалма и пророчества: они хорошо предваряют эту картину, способную пробудить ужас. Существовала концепция, не имеющая под собой, однако, достаточных оснований, согласно которой это введение или даже вся книга коренятся в культе или, по крайней мере, применялись пР. Х.амовом богослужении. Пророчество относится ко времени незадолго до захвата Ниневии в 612 г. до Р. Х. В нем ощущается вся страстность устремлений Израиля против наследственного врага – народа Ассура, слышится отзвук надежд, пробужденных его поражением. Но среди всего этого воинствующего национализма, который абсолютно ничем не напоминает ни Евангелие, ни универсализм второй части книги пророка Исайи, находит свое выражение идеал праведности и веры: гибель Ниневии – это суд Божий, которым караются «умыслившие злое против Господа» ( Наум 1:11 , ср. 2:1), угнетатели Израиля ( Наум 1:12–13 ) и всех народов (3:1–7). Книжечка пророка Наума была призвана укрепить человеческие надежды Израиля в 612 г. до Р. Х., однако радость была быстротечной; вслед за гибелью Ниневии свершилось разрушение Иерусалима. Здесь углубляется и расширяется смысл собственно пророчества; Ис 52:7  воспринимает из Наум 2:1  образ для описания начала спасения. Среди кумранских находок оказались фрагменты комментария к книге пророка Наума, в котором высказывания пророка произвольно обращены на врагов общины ессеев. Книга пророка Аввакума Краткая книга пророка Аввакума составлена весьма тщательно. Она начинается с диалога пророка и его Бога; на две жалобы пророка Бог отвечает двумя речами ( Авв 1:2–2:4 ). Вторая Его речь изобилует проклятиями против нечестивого угнетателя ( Авв 2:5–20 ). Затем пророк в псалме воспевает конечную победу Бога ( Авв. 3 ). Подлинность этой последней главы подвергалась сомнению, но без нее книга казалось бы обрубком. Слова о пении в начале и в конце, выделяющие этот псалом, свидетельствуют лишь о том, что он применялся в богослужении. Сомнительно, применялась ли в богослужении книга в целом; ее стиль в достаточной степени объясняется подражанием богослужебным текстам. Такого подражания недостаточно для того, чтобы причислить Аввакума как храмового пророка к служителям храма. Комментарий на пророка Аввакума, найденный в Кумране, не выходит за пределы второй главы, но это еще не свидетельствует против изначальности главы третьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Наума Введение Автор Наум означает «утешитель» и, возможно, является аббревиатурой более полной формы, которую мы имеем в имени «Неемия» «Господь утешает». За именем следует определение «Елкосеянин» возможное указание на место рождения или последующего пророческого служения Наума. Предполагается, в частности, что оно связано с названиями местностей, или близ древней Ниневии, или в Галилее (напр., Капернаум город Наума), или в Иудее. Свидетельство, заключенное в самой книге (1,15), говорит в пользу Иудеи как места, где пророчествовал Наум. В этой книге мы видим пророка, глубоко убежденного в абсолютном превосходстве и всемогуществе Божием. Возвещение пророка можно выразить одной фразой: неотвратимый суд над городом Ниневией. Чаша грехов ассирийской державы переполнена, суд грядет, и будут смертельно поражены богачи столицы Ниневии. Время и обстоятельства написания Упоминание о предстоящем разрушении Ниневии дает ключ к датировке пророчества. Наум предрек это событие до 612 г. до Р.Х. времени, когда оно действительно произошло (3,5–7). В 3,8 пророк упоминает Но-Аммон (Фивы), величественную столицу Египта, захваченную в 663 г. до Р.Х. ассирийскими армиями Ашшурбанапала. Отсюда явствует, что Наум жил в VII в. до Р.Х. и являлся современником таких пророков, как Захария, Иеремия и, может быть, Аввакум. Во времена его пророчества два тяжелых кризиса поразили Ассирийскую империю. Причиной одного из них были мидяне и наступавшие скифы (642–638 гг. до Р.Х.). Однако основной кризис этого периода был связан с Вавилонским восстанием (652–648 гг. до Р.Х.). Таким образом, возможной датой пророчества Наума могло быть время между 660 и 650 гг. до Р.Х. в дни царствования царя Иудеи Манассии, верного вассала Ассирии. Характерные особенности и темы Книга пророка Наума имеет двойное название (1,1): «Пророчество о Ниневии» и «Книга видений Наума Елкосеянина». Пророчество часто означает послание Господа осуждением иноземных народов (см. Ис. 13,1 ). Видение подразумевает уникальную способность пророка воспринять это послание. Иногда пророк получает указание записать определенные пророчества ( Ис. 8,1–4; 30,8 ) или даже «все слова», которые по внушению Господа он должен был произнести ( Иер. 36,1–32 ). Письменная форма являлась тогда надежным дополнительным свидетельством непременного исполнения Божественных речений. Двойное название книги поэтому было как бы веским подтверждением подлинности пророчества о гибели Ниневии и неотвратимости грядущего Божиего суда над Ассирийским царством.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Книга пророка Наума 1. Сведения о пророке Науме Имя пророка Наума (евр. Нахум) означает «утешитель». Прозвище его – Елкосеянин (евр. Элькоши) – указывает на происхождение из города Елкоса и Элькоша. Правда, толковники расходятся во мнениях относительно географического положения этого города. По Иерониму Елкос находится на севере Галилеи, а по св. Кириллу – в Иудее. Славянский и греческий переводы, где Наум назван «сыном Елкесеевым», в данном месте ошибочны. Время служения пророка, не обозначенное в книге, можно определить по содержанию его пророчеств. Так можно заключить, что Наум пророчествовал в Иудее в ассирийскую эпоху до момента падения Ниневии, о котором он предсказывает. Из того, что в 3, 8–10 говорится о разрушении Но-Амона (египетские Фивы), завоеванного в 663 году до Р.Хр. ассирийским царем Асаргадоном, следует, что Наум начал свое пророчество после этой даты (около этого времени Асаргадон увел в оковах в Вавилон иудейского царя Манассию, 2Пар. 33, 11 , и переселил в Ассирию остатки израильтян, живущих на территории бывшего десятиколенного царства, 1Езд. 4, 2, 10 ). Поскольку иудеи в книге Наума не обличаются в идолопоклонстве, а изображаются как страдальцы от ассирийского ига, которым возвещается спасение от Господа (1, 12–15), время написания книги можно отнести к 621–812 гг., т.е. ко второй половине царствования благочестивого Иосии (640–609 гг.), предпринявшего в 621 году религиозную реформу с целью искоренения идолослужения и сосредоточения богослужения в Иерусалимском храме ( 4Цар. 22–23 ). 2. Состав и содержание книги Книга пророка Наума по своему содержанию относится к тем отделам пророческой письменности, предметом которых является будущая судьба языческого народа. Главная тема книги – приближающееся падение Ниневии, столицы могущественной и жестокой Ассирии, которая в древнем мире стала символом кровожадной жажды завоеваний. Поработив Сирию, Палестину, Египет, Вавилон, часть Малой Азии и Кавказа, Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и угнав в плен сотни тысяч жителей. Все народы смотрели на Ниневию как на ненавистную угнетательницу. Неудивительно поэтому, что для Наума Ниневия была воплощением зла (военная мощь Ассирии пошатнулась в результате нашествия скифов. В 616 г. Ассирия потерпела жестокое поражение в битве с восставшими вавилонянами. В 614 г. халдеи в союзе с мидянами захватили древнюю столицу Ассирии – Ассур. В 612 г. пала и Ниневия. Все порабощенные ею страны ликовали).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

В какую эпоху жил Наум? Этот непростой вопрос подвигает нас к следующему пункту. 2. Время написания книги Книга Наума сконцентрирована на историческом событии – на падении Ниневии, столицы Ассирийской империи, которое произошло в 612 г. до н.э. Проблема состоит в том, чтобы определить, провозвещает ли пророк будущее или говорит об уже происшедшем. К этим двум интерпретациям, помещающим книгу прежде или после означаемого события, можем добавить третью: Ниневия – это уже не историческая реальность, а ключевое слово для обозначения иной империи. Такое мнение высказывал все тот же Хаппель, помещавший книгу в эпоху Селевкидов (II в. до н.э.). Эта третья интерпретация не представляется адекватной. Произведению явно свойственна историчность, а эсхатологические элементы вовсе не обязательно относятся к послепленному периоду. Остаются, таким образом две первых интерпретации. Хумберт, которому среди прочих следовали Зеллин и Лодс, считал, что книга была отредактирована для использования в богослужении, во время которого воспоминалось падение Ниневии, поэтому ее следует относить ко времени после 612 г. Но эта литургическая интерпретация не представляется верной. Хотя вводный псалом и помещает нас в культовую обстановку, но произведение описывает будущее событие, которое изменит судьбу народа Божьего. Поэтому большинство комментаторов склоняется к тому, чтобы датировать книгу Наума периодом до 612 года. Обращаясь далее в прошлое, мы имеем еще одну ключевую дату – дату падения Фив (Но-Амона), упомянутого в 3:8. Это событие произошло в 668/667 г., хотя некоторые авторы относят его к 663/662 г. Исходя из этих датировок, мы должны поместить книгу между этими двумя событиями – падением Фив (668) и падением Ниневии (612). Более точная датировка затруднительна, как об этом свидетельствует многочисленность мнений . Если будем учитывать эти даты, сможем конкретизировать кое-что еще. Первое: Фивы восстановили свое господство к 654 г. Было бы странным, если бы говорилось о разрушении этого города после этой даты. Второе: похоже, книга говорит о тяжелом ассирийском притеснении Иудеи, а его уже не было после 627 года, то есть после смерти Ашшурбанипала. Всю тяжесть ассирийского ярма Иудея чувствовала в середине VII века, то есть в ту эпоху, когда у всех в памяти была трагическая судьба Фив. Поэтому мы не считаем абсурдным относить книгу Наума к 668-654 годам, то есть к периоду между падением Фив и их восстановлением . В таком случае, Наум – единственный известный пророк за все долгое царствование Менаше (698-643). Это открывает нам новую перспективу: в книге Наума мы встречаем не только осуждение Ниневии, но также и скрытую критику проассирийской политики этого царя.

http://bogoslov.ru/article/4589207

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Структура Книга Наума называется «пророчеством», «книгой» и «видением» (1:1). «Пророчество» – это перевод еврейского слова ивр. (масса), которое иногда переводится, как «бремя». Оно часто употребляется в книге пророка Исайи, в словах, обращенных против других народов ( Ис.13:1, 14:28, 15:1, 17:1, 19:1 и т.д.) Наум – единственная книга, которая так и называется «книгой». Это заставило некоторых считать, что слова этой книги никогда не существовали в устной форме, но с самого начала были записаны и предназначались для чтения, будучи «подпольным» документом. 1043 Наума отличают возвышенный тон и поэтический стиль. Его фразы часто коротки и обрывисты, как, например, в описании прорыва атакующих войск в Ненвию (2:36, 3:23). Текст изобилует образами и фигурами речи. Например, Ниневия сравнивается со львом, которого вот-вот убьют (2:1113), с блудницей, у которой вот-вот обнажится нагота (3:36), созревшей фигой, которая вот-вот попадет в рот (3:12). 1044 Некоторые ученые увидели в 1:37 часть акростиха, другие расширили его до стихов 210. Однако, свидетельства того, что даже половина этого текста содержит акростих, кажутся слишком слабыми. 1045 Книга Наума сильно связана с книгой Ионы. Обе книги обращаются к Ниневии. Обе завершаются вопросом. Обе раскрывают тему характера Божьего на основании книги Исход 34:67. Иона подчеркивает позитивный аспект. Ниневия кается и получает прощение, ибо Бог милостив и сострадателен ( Ион.3:10, 4:2 ; Исх.34:6 ). 1046 Наум показывает другую сторону. Бог медлен на гнев, но не оставит греха ненаказанным ( Наум 1:3 ; Исх.37:4 ). Оба взгляда необходимы, чтобы полностью понять природу библейского Бога. Ученые не имеют общего мнения относительно структуры книги, но, кажется, что в ней существуют некоторые внутренние ключи, которые заметила Элизабет Ахтмайер. 1047 Ее идея выглядит примерно так: I. Заголовок – 1:1 II. Вводный гимн о характере Бога – 1:211 III. Пять пророчеств против Ниневии – 1:123:19 a. Первое пророчество: падение Ниневии, хорошая новость для Иудеи – 1:215 1048

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Память св.пр.Наума празднуется 1/14 декабря. Состав и содержание книги. Книга пророка Наума по своему содержанию относится к тем отделам пророческой письменности, предметом которых является будущая судьба языческих народов. Главная тема пророчества Наума – приближающееся падение Ниневии, столицы могущественной, но жестокой Ассирии, которая в древнем мире стала символом кровожадной жажды завоеваний. Армии ассирийцев постоянно маршировали по разным странам древнего Востока, грабя и разрушая всё на своём пути, не останавливаясь ни перед какими насилиями, наполняя ужасом сердца более слабых народов. Более двухсот лет нависала над жизнью народов Ближнего Востока тень ассирийского завоевания. Неудивительно поэтому, что для Наума Ниневия была воплощением зла. Пророчество о падении Ниневии и Ассирии раскрывается в трёх главах книги. В первой главе описывается всемогущество и правосудие Божие, направленные против Ассура, враждебного Богу и иудеям, которым предвозвещается спасение от ассирийского ига. Во второй главе подробно предвозвещается разграбление и окончательное разрушение Ниневии. В третьей главе выясняются причины падения Ниневии – её беззакония, и предызображается картина будущего вечного запустения Ниневии. Изображая в этой главе картину беззаконий «города кровей», пророк Наум перечисляет страшные бесчинства, достойные возмездия: сплошной обман, бесчисленные убийства, грабительства, распутства, чародействия, преступления против других народов. В ряде мест книги пророк говорит, что Господь «всепотопляющим наводнением» положит конец Ниневии (см.1:8; 2:6; ср.3:8). Пророчество о погибели Ниневии «от воды» и её вечном запустении исполнилось с буквальной точностью в 612 г. до Р.Х. Ниневия, упорно оборонявшаяся против осаждающих её мидян и вавилонян, была взята мидийским царём Клаксаром, и вавилонским царём Набопаласаром, после того как была устроена запруда реки Тигр, мощные воды которой, изменившие течение, устремились в город, подмыли городские стены и позволили неприятелю вторгнуться в него. Царь ассирийский Сарданапал (Синшаруишкун), отчаявшись в спасении от плена, приказал разжечь во дворце огромный костёр, и, собрав золото и серебро, сжёг себя вместе с жёнами, наложницами и драгоценностями. С тех пор Ниневия никогда не восставала. «Где же логовище львов, куда лев таскал сокровища» (ср.2:11) – иронически вопрошает пророк, провидя будущее запустение величайшего города того времени. И действительно, ещё не так давно неизвестно было даже местоположение Ниневии, разрушенной более двух тысяч лет назад и только в середине 19 века открытой благодаря раскопкам Лейярда. Книга пророка Аввакума

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010