Он упоминается в 4Цар. 14:25 (книге, относящейся к царствованию Иеровоама II, 793–753 гг. до н. э.) как пророчествовавший ранее. Хотя Божье возмездие может быть отложено, Бог никогда о нем не забывает; Он ревностно заботится о справедливости. Книга Пророка Наума доказывает это с исчерпывающей полнотой. Основная идея Книга Пророка Наума – это небольшая, необычайно страстная книга, пронизанная одной главной идеей: Господь наказывает Ассирию за ее вопиющие злодеяния. Манера, избранная Наумом для выражения этой идеи, приводит в отчаяние некоторых впечатлительных комментаторов. Тон задан в самом начале (1:2), где сказано буквально следующее: «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим, и не пощадит противников Своих». Слово, переведенное как «ревнитель», образовано от корня, имеющего значение «рвение, усердие, ревность». Оно может указывать на ревность в негативном смысле, то есть зависть ( Быт. 26:14; 30:1; 37:11 ; Пс. 72:3 ), но чаще означает «испытывать оправданную ревность» (напр.: Чис. 5:14,30 ) или «иметь похвальное рвение» (напр.: Чис. 11:29; 25:11 ). Слова, переведенные как «мститель, мстит», образованы от корня, который мог иметь негативный смысл, например, «вынашивать планы мести против своего ближнего». Это запрещено в Лев. 19:18 и противопоставлено любви: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя». Обычно этот корень используется для обозначения справедливого возмездия ( Чис. 31:2–3 ; Втор. 32:43 ). Выражение «страшен в гневе» указывает на крайнее раздражение и ярость ( Быт. 27:44–45 ; Дан. 8:6 ). Итак, Книга Пророка Наума – это весьма эмоциональная книга. Бог Библии – это не равнодушный, неприступный и невозмутимый бог, подобный философскому идеалу древних греков. Он взирает на людской род, видит его греховность и восклицает: «Как вы смеете так себя вести в Моем мире? Я сотворил вас, и без согласия со Мной у вас не будет ни жизни, ни права на существование, ни будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

4. Весть Наума Пожалуй, Наумпророк, которого комментаторы критикуют наиболее сурово. Его обвиняют в игнорировании грехов своего народа, в яростной жажде крови Ниневии, в злорадстве, в презрении к язычникам… В конечном счете, в том, что он лжепророк. Конечно, чтение того, что говорит о Ниневии Иона, доставляет нам больше удовольствия. Наум восторгает нас как поэт и как поэт причиняет нам боль. Несомненно, в его вести есть что-то очень серьезное, коль она сохранилась. Не верю, что в ней лишь беспощадный национализм и дух мстительности. Самое важное для него – это божественное правосудие в истории, проблема, которая так волновала иудеев во все времена и так занимает наших современников. Иона мог простить Ниневию, потому что в его рассказе Ниневия покаялась. Но что делать, когда угнетатель не кается, когда логово львов продолжает наполняться жертвами (2:13) ? когда беспрестанно распространяется на народы злоба мучителя (3:19)? Может ли Бог простить и в этом случае? Для Наума ответ очевиден: нет. Правосудие этого не позволяет. Верность тех, кто доверяет Богу, не терпит такого. Наказание Ниневии справедливо, и Наум воспевает его с гневом угнетенного, без малейшего сострадания. Это представляется нам жестоким. Однако, в этом – неотъемлемый элемент богословия истории, часть большой головоломки, состоящей из самых различных пророчеств. Новый Завет нигде не цитирует Наума напрямую. Тема Божьего гнева (1:6) появляется в Апокалипсисе (Откр 6:17). Куда больший успех получил образ благовестника, возвещающего мир (2:1 ), прилагаемый ко Христу в Деян 10:36, к апостолам в Рим 10:15 и ко всем христианам в Еф 6:15. Перевод с испанского: игумен Арсений (Соколов), Бейрут. Это мнение кажется еще более курьезным, если учесть, что стих перестает быть алфавитным уже после 1:8. Впрочем, некоторые находят алфавитное устройство вплоть до 1:10 включительно. – Прим. пер. Согласно Кёнигу, пророк обращается к ассирийской гражданской войне, случившейся в царствование Самас-сум-укина, в 648 г. Стоунхаус связывает содержание книги с мидийской атакой Ниневии в 626/625 г. Большинство склоняется к годам накануне 612 года: Остерлей и Робинсон: 616 г.; Халдар: 614 г.; Пфайффер: между 614 и 612 гг.

http://bogoslov.ru/article/4589207

Но это – уже специфическая черта Аввакума, который является по преимуществу пророком живой веры. Так ведь и можно отметить, что Наум провозглашал в особенности идею возмездия, наказания, а Аввакуму предстояли с особенною силою вопросы, которые особенно важны для верующего сознания и сердца 41 . – Так выясняется более или менее твёрдо (без претензий на невозможную по существу дела точность) то, что пророк Аввакум был младшим современником Исаии, Михея и Наума, или во всяком случае жил вскоре после них. Младшим современником их (если только современником) пророк может быть назван потому, что идейная и стилистическая близость позволяют утверждать его непосредственную преимущественную бли­зость по времени к Исаии, Михею и Науму. А если принять во внимание, что эпоху Наума наш русский исследователь приближает к царствованию также Манассии 42 , как это мы утверждаем приблизительно относительно книги Авва­кума, то можно считать их служение одновременным или почти одновременным. Старшим вероятно был Михей, затем продолжительное служение его современника Исаии, смерть которого падает на первую (нечестивую) эпоху царствования Манассии. К концу же царствования Манассии относятся, следовательно, служения Наума и Аввакума. Единство книги пророка Аввакума. Её содержание Книга пророка Аввакума есть, прежде всего, единое психологическое целое. Вопреки представителям фраг­ментарной теории, предполагающим редактора разнородных частей книги, в книге Аввакума гораздо больше внутренней скрепы, чем внешнего искусственного един­ства. Вот почему с внешней стороны книга вряд ли нуждается в особых похвалах её внешней стройности и единству. Ведь последние всё-таки у представителей отрицательной критики сопровождаются сетованиями, что текст книги представляется испорченным, что для выдержания полного единства и стройности необходимо произвести перестановку тех или иных частей. Значит, строение книги представляется недостаточно совершенным в его настоящем виде и его логическом ходе недостаточно правильным.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Такое объяснение термина даётся и в толкованиях блаж. Иеронима. И мы считаем необходимым подтвердить наши разъяснения его авторитетом. «Слово massa употре­бляется во вступлении только тогда, когда что-либо кажется неприятным (тяжким – grave), и полным тягости и труда (ponderis laborisque plenum). Отсюда необходимо следуете, что и настоящее (Аввакума) пророчество заключает в себе нечто строгое, подобно тому, как тяжко было бремя у Наума, которое он видел против города Ассириян; таким образом и в настоящем случае должно исследовать, против кого эта тягость, открывающаяся духовному зрению пророка? В книге двенадцати пророков есть четыре, из которых три, – именно: Наум, Аввакум и Малахия – в начале имеют вступление (надписание – titulum) λμμα т. е. тягость (pondus), а потом Захария употребляет два надписания подобного рода, в средине и к концу»... 65 . В своём толковании на Наума, на которое блаженный Иероним указал в приведённых словах, он выясняет, что в еврейском тексте Наума 1:1 стоить «massa», обращенное против Ниневии, «т. е. тяжкое бремя (grave onus), ибо оно подавляет ту, против которой направлено это видение, и не позволяет ей поднять головы» 66 . В другом месте блаженный Иероним даёт совершенно определенное истолкование нашему термину в его приложении к пророческому слову. «Еврейское слово massa Акила перевёл μα, т. е. бремя и тягость (onus et pondus); Симмах, LXX и Феодотион – восприятие (assumptionem). Везде, где есть тяжкое, чем угрожает Господь, и полное тягости и труда, и не удобоносимое, там и в надписании говорится μα т. е. тягость. А где Господь обещает благополучное, или после угроз обещает лучшее, там говорится видение (visio), или, по крайней мере, слово Господне (verbum Domini), чтобы из самого надписания пророчества – тягость, или видение и слово Божие – было очевидно, какое следует пророчество» 67 . «Еврейское слово messa () можно понимать (и передать на латинском языке) или onus или pondus. И там, где оно предпослано (praepositum fuerit), то, что говорится, полно угроз» 68 . Очень интересно отметить, что блаженный Иероним хотя и не считает λμμα LXX-mu правильным переводом слова , но всё-таки находит возможным отыскать точку их соприкосновения. «Должно (также) заметить», говорит он в прологе к толкованию книги пророка Ав­вакума, «и то, что видение пророка есть assumptio (выше этим словом Иероним перевёл слово λμμα) или pondus, что, как мы сказали, обозначает тяжкие бедствия, и то, что он ясно понимает своё видение» 69 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Глава 1 Наум.1:1Пророчество о Ниневии: книга видения Наума Елкесеянина 1 . Определяет сначала цель пророчества и благополезно разъясняет, на что и куда надо обратить внимание. Потом ясно указывает, кто такой говорящий и откуда? Пророчество, говорит, то есть полученное, в руках находящееся предсказание относится ни к кому, как только к Ниневии, или: главным предметом пророчества должно считать Ниневию. Надписывается же: книга, видение Наума, из Елкесы. Это без сомнения есть селение страны иудейской; ибо название « του  Ελκεσαιου» должно производить не от отца, а вернее от местности. И это мы говорим на основании предания, полученного от людей сведущих. Наум.1:2–3 .  Бог ревнив и мстяй Господь, мстяй Господь с яростию: Господь мстяй сопостатом своим, и потребляяй сам враги своя. Господь долготерпелив, и велика крепость его, и очищаяй не очистит. Глубокое это слово и не легкое для понимания, доступное разве тем только, которые захотят весьма тщательно вникнуть в его содержание. Если допустим, что это относилось к Иудеям, то найдем, что к справедливому порицанию здесь искусно примешано и утешение. Если же предполагать, что это относилось и было сказано против Ниневии, то смысл сих изречений несколько изменится и подвергшимся плену будет подавать и укреплять в них надежду на возвращение в прежнее состояние. Итак, допустим, что обе эти мысли составляют несомненную цель (пророчества). Отвергнув любовь к Богу и ни во что поставляя благоговение к Нему, Иудеи совсем впали в многобожие, в странное заблуждение и жизнь беззаконную, построили жертвенники, воздвигли капища, совершали празднества, приносили жертвы делам рук своих, Астарте, Хамосу, Веелфегору, золотым тельцам и, что еще бессмысленнее сего, воспевали в честь их благодарственные песни; по безумию своему несчастные говорили: «сии бози твои, Исраилю, иже изведоша тя из земли Египетския» ( Исх.32:4 ). Но они забыли, что столь ужасными нечестивыми делами они возбуждают против себя самих Бога, покровителя и спасителя своего; они сделались врагами Его и оказались Его неприятелями, посвящая и себя самих тем, которые по природе не боги, хотя древле Моисей провозглашал о Боге, что Он – «Бог ревнитель, огнь потребляяй» и не потерпит решившихся делать изваянное ( Втор.4:24 и сл.).; ибо провозглашал, что «тии раздражиша мя не о Бозе, прогневаша мя во идолех своих: и аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их» ( Втор.32:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Этот год как раз и служит верхней границей для примерного определения времени написания книги пророком. Нижней же границей признается 612 год, когда в свою очередь была взята столица стремительно клонившейся тогда к закату Ассирийской империи — Ниневия. Дискуссии по поводу последней даты ведутся до сих пор. Многие экзегеты предлагают считать наиболее вероятной датой 625 г., когда на историческую сцену вступает основатель халдейской династии в Вавилоне, отец Навуходоносора II — Набопаласар, начавший сразу же активную и успешную борьбу с ассирийцами. Также вполне можно допустить и время уже после падения Ниневии, учитывая местами довольно точные подробности в описании штурма у пророка Наума. Данное предположение не противоречит восприятию текста как пророчества, так как под последним у евреев имелось в виду не столько предсказание будущего, сколько провозглашение воли Бога относительно тех или иных событий и деяний (как например, пророческое обличение Нафаном преступлений царя Давида в 2 Цар 12). Впрочем, непосредственное впечатление от текста — что Ниневия еще не взята, хотя угроза, нависшая над ней, как утверждает пророк, неотвратима и вскоре должна осуществиться. Ослабление Ассирийской военной державы, выразившееся в целом ряде поражений, которые нанесли ей в ходе восстания вавилонские и мидийские правители, стало основным внешним поводом, подвигшим Наума взяться за написание книги. Вместе со многими мыслящими людьми своего времени как в Иудее, так и за ее пределами пророк почувствовал наступление весны освобождения от рабства, угнетения и насилия, которые на протяжении полутора столетий чинили в отношении многих народов и государств ассирийские цари. Пророк исполняется необыкновенного духовного энтузиазма и облекает свою речь в торжественную поэтическую форму. Но Наум, будучи захвачен обличительным пафосом, не просто радуется освобождению и жестко иронизирует над бессилием некогда могущественного государства-тирана; прежде всего он богословствует. Именно с поэтических рассуждений о божественном возмездии начинается его книга.

http://patriarchia.ru/db/text/964221.htm...

Содержание Глава 1 Наум.1:1. Пророчество о Ниневии: книга видения Наума Елкесеянина.   Определяет сначала цель пророчества и благополезно разъясняет, на что и куда надо обратить внимание. Потом ясно указывает, кто такой говорящий и откуда? Пророчество, говорит, то есть полученное, в руках находящееся предсказание относится ни к кому, как только к Ниневии, или: главным предметом пророчества должно считать Ниневию. Надписывается же: книга, видение Наума, из Елкесы. Это без сомнения есть селение страны иудейской; ибо название «του Ελκεσαιου» должно производить не от отца, а вернее от местности. И это мы говорим на основании предания, полученного от людей сведущих. Наум.1:2—3. Бог ревнив и мстяй Господь, мстяй Господь с яростию: Господь мстяй сопостатом своим, и потребляяй сам враги своя. Господь долготерпелив, и велика крепость его, и очищаяй не очистит.    Глубокое это слово и не легкое для понимания, доступное разве тем только, которые захотят весьма тщательно вникнуть в его содержание. Если допустим, что это относилось к Иудеям, то найдем, что к справедливому порицанию здесь искусно примешано и утешение. Если же предполагать, что это относилось и было сказано против Ниневии, то смысл сих изречений несколько изменится и подвергшимся плену будет подавать и укреплять в них надежду на возвращение в прежнее состояние. Итак, допустим, что обе эти мысли составляют несомненную цель (пророчества). Отвергнув любовь к Богу и ни во что поставляя благоговение к Нему, Иудеи совсем впали в многобожие, в странное заблуждение и жизнь беззаконную, построили жертвенники, воздвигли капища, совершали празднества, приносили жертвы делам рук своих, Астарте, Хамосу, Веелфегору, золотым тельцам и, что еще бессмысленнее сего, воспевали в честь их благодарственные песни; по безумию своему несчастные говорили: «сии бози твои, Исраилю, иже изведоша тя из земли Египетския» (Исх.32:4). Но они забыли, что столь ужасными нечестивыми делами они возбуждают против себя самих Бога, покровителя и спасителя своего; они сделались врагами Его и оказались Его неприятелями, посвящая и себя самих тем, которые по природе не боги, хотя древле Моисей провозглашал о Боге, что Он — «Бог ревнитель, огнь потребляяй» и не потерпит решившихся делать изваянное (Втор.4:24 и сл.).; ибо провозглашал, что «тии раздражиша мя не о Бозе, прогневаша мя во идолех своих: и аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их» (Втор.32:21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3526...

3:17. Князья и военачальники. Наум использует здесь (в оригинале) хорошо известные ассирийские титулы царедворцев и чиновников. Документы этого периода показывают, что некоторым членам правительства во главе с Ашшур-Убаллитом II удалось бежать на запад в Харран, когда стало понятно, что падение Ниневии неизбежно. 3:18. Царь ассирийский. Поскольку дата написания книги Наума неизвестна, неясно, о каком царе идет речь. Большинство исследователей считают, что самая ранняя дата может относиться ко времени непосредственно после падения Фив в 663 г. до н. э., а самая поздняя – ко времени падения Ниневии в 612 г. до н. э. Возможно, Книга Пророка Наума предназначалась для ободрения и поддержки народа Иудеи в борьбе против Ассирийской империи, которая начала распадаться после смерти Ашшурбанипала в 627 г. до н. э. Впрочем, не исключено, что здесь подразумевается Син-Шар-Ишкун, который был царем Ассирии, когда пала Ниневия. Книга Пророка Аввакума 1:1–11 Первое сетование и ответ на него 1:2–4. Сетование по поводу социальной несправедливости. Хотя Аввакум обращается к народу Иудеи в конце VII в. до н. э., его обличение социальной несправедливости напоминает весть пророка Амоса в VIII в. до н. э. народу Северного царства Израиля. Оба порока осуждают самодовольных и продажных вождей своего народа (см. также коммент. к Ам. 2:8 ). Обвинения в социальной несправедливости типичны для египетской «литературы премудростей». Писатели стремятся поставить высокую нравственную планку для вождей народа, а также выявить и осудить коррупцию в высших эшелонах власти, что жизненно важно для сохранения национальной культуры. Так, в Египте в эпоху Среднего царства (2050–1800 гг. до н. э.) произведение, известное под названием «Спор господина с рабом», вскрывало социальные язвы, которые практически разрушили египетское общество в Первый переходный период (2258–2050 гг. до н. э.). Человек, который ищет спасения в смерти путем самоубийства, жалуется, что «все воры» и «алчные души» и что «преступления никого не оскорбляют». В этот смутный период появилась также «Повесть о красноречивом поселянине», герой которой говорит, что правителям Египта следует контролировать действия судей и надзирателей, которые «одобряют разбой» и «закрывают глаза на коррупцию». Он призывает судей не брать взяток и не судить предвзято. В древности на Ближнем Востоке справедливость считалась одной из фундаментальных и необходимых предпосылок существования общества. Поддерживать справедливость в обществе было обязанностью царя. В широком смысле завет с Яхве требовал, чтобы справедливость поддерживалась в Израиле как на персональном, так и на общественном уровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010