Предмет пророческих видений Наума обозначен в первых словах его книги: пророчество о Ниневии ( Наум 1:1 ), а с подлинника это место переводят так: бремя Ниневии, т. е. предсказание бедствий, которые на этот город наведет Господь мститель правосудный, идущий в буре и вихре, так что от ног Его пыль поднимется облаком, а от грозного взгляда Его высохнут моря, повянет Васан и Кармил, поблекнет Ливан и задрожат горы; ибо ярость Его на врагов есть огонь, растопляющий скалы (1:2–6 1204 ); а надеющимся на Него Он твердая защита в день бедствия (1:7 1205 )… и вот теперь в потопе пути или сильным разливом вод положит конец существованию Ниневии за то, что развращение в ней стало терновым плетнем непроходимым и непреодолимым, и из неё вышел злой помысл на Господа, т. е. дозволившие себе хулу против Всевышнего (Иеговы) (Сеннахирим и его армия), скошенные во множестве под стенами Иерусалима и теперь обреченные на окончательное истребление, как проклятые (1:8–14 1206 ). Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир (1:15; ср. Ис 52:7 ; 1207 Рим 10:15 1208 ). Посему празднуй, Иудея, праздники твоя; ибо не пройдет по тебе злодей, т. е. Сенахирим и его войско, о коих можно было думать, что они попытаются загладить свою неудачу и вновь явятся под стенами Иерусалима (1:15; ср. Ис 37:37 1209 ). Против их столицы, т. е. Ниневии, идет опустошитель, который ограбит и разрушит в ней все (2:1–10 1210 ), так что в этом логовище львов или храбрых воинов не останется воспоминания о прежних подвигах вышедших оттуда завоевателей (2:11–13 1211 ). Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство (3:1)! Вот свистнул бич; застучали колеса колесниц и копыта коней, блеснул меч… и нет прохода от множества трупов на улицах твоих (3:2–3). За разврат и развившееся идолопоклонство (после проповеди Ионы) постигло тебя такое страшное наказание или посрамление, и всякий увидев тебя побежит от тебя и скажет: разорена Ниневия, кто пожалеет о ней? (3:4–7). Ниневия не лучше Но-Аммона или Диосполя Египетского, разграбленного, разрушенного и отведенного в плен (3:8–10 1212 ). Ее крепости, наполненные сокровищами, будут приманкой для врагов, как спелые плоды ранних смокв, падающие во уста ядущего; вот и народ твой, как женщины у тебя: врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей, и многочисленная армия твоя разлетится, как саранча от восшедшого солнца. Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя, Ниневия, ибо на кого не простиралась злоба твоя (3:11–19)?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Без сомнения теперь, пока ты находишься в благополучии, в твоих стенах находится множество князей и начальников, которые приходят искать у тебя убежища; но они поступят, как рой мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен: когда же взойдет солнце, они разлетятся, и не узнаешь места, где они были. Спят пастыри твои, царь Ассирийский; покоятся вельможи твои в своих палатках; народ твой, в своей беспечности, рассеялся по горам и некому собрать его. Нет врачества для раны твоей; смертельна язва твоя! Все услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе; ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (12–19). V. Теперь нам остается исследовать отношения Наумова пророчества против Ниневии к совокупности божественных откровений. Ветхий Завет всецело возвещает, предъизображает и предготовляет к явлению Мессии: в каком смысле это справедливо в отношении к книге Наума! Эта книга стоит в связи с многочисленными предсказаниями против языческих народов, о которых мы читаем в писаниях других пророков, и следовательно вопрос состоит в том, чтобы определить вообще какое место эти предсказания пророка Наума занимают в откровении. Во всяком пророчестве как Ветхого, так и Нового Завета, идут два параллельные ряда, которые, предполагают и восполняют себя взаимно: ряд обетований и ряд угроз. Обетования, относятся к тем, которые имеют веру в истинного Бога, почитают Его и на Него одного возлагают свое упование. Обетования имеют своим предметом освобождение: освобождение от зол временных бедствий, войны, плена, и – освобождение от зол духовных, греха, его виновности, страданий и осуждения за него. Тот и другой ряд происходит из милосердия Божия в Иисусе Христе, который, от начала мира, умиротворил Отца своею жертвою. Второй ряд есть ряд угроз, которые обращены и к язычникам, восстающим против верующих и против Церкви, и к ложным лицемерным членам Церкви, которые, по своему неверию и по образу жизни суть истинные язычники. Если бы Бог не угрожал злым, то это значило бы, что их грехи не оскорбляют Его правды, не возбуждают Его гнева и не призывают на виновных Его наказаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

На обе просьбы Моисея есть ответ. На первую («открой мне путь твой») Бог отвечает: «Сам Я пойду». На вторую («покажи мне славу Твою») ответом является: «Я проведу пред тобою всю славу Мою (т.е. видимое откровение), и провозглашу имя Иеговы пред тобою» (т.е. понятийное откровение). Обещание затем обрывается, и к нему возвращаются лишь в 34:6: «И прошел Господь пред лицем его, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый...». Далее следует описание Божьего характера, которое часто упоминается в иудейских преданиях как «тринадцать атрибутов Бога» – перечень, отраженный в таких отрывках как Числа (14:18); Книга Неемии (9:17:31); Псалтирь (85:15; 102:8; 144:8); Книга Пророка Иеремии (32:18); Книга Пророка Иоиля (2:13); Книга Пророка Ионы (4:2) и Книга Пророка Наума (1:3). Бог виден в том, что Он совершает, и в том, как Он действует. Ранее Бог Сам стоял на скале в Хориве (17:6). Теперь очередь Моисея стать в расщелине скалы и мимолетом уловить промелькнувшую спину Бога (33:23). Дойдя до 34-й главы, мы готовы к обновлению завета. Речь напоминает 19-ю главу Книги Исход: «И будь готов к утру... никто не должен восходить с тобою ... даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей... И сошел Господь в облаке» (34:2–5). Моисей по-прежнему беспокоится о своем народе: «Да пойдет Владыка посреди нас ... Прости беззакония наши и грехи наши, и сделай нас наследием Твоим» (34:9). Здесь нет никакого хвастовства, равно как и Моисей не пытается оправдать себя. Он полностью отождествляет себя со своим народом. Стихи 10–26 являются Божьим словом, обращенным к Израилю. Во-первых, Бог призывает нетерпимо относиться ко всем формам языческого поклонения (ст. 11–16). Не должно быть никаких уз с неверующими. Далее, в стихах с 17-го по 26-й следует выборка законов как из Декалога (34:17:21), так и из книги завета (34:23:26). Эти запреты или предупреждения входят в одну из двух категорий: запрет отступничества либо культовый перечень. Именно в этих сферах Израиль согрешил, построив золотого тельца – воздвигнув запретного идола, после чего последовал религиозный праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

И сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышим голос послов твоих» (Наум 2:12-13). Действительно, в течение двух тысяч лет позабытым оказалось и самое место, где стояла Ниневия, и только в прошлом столетии оно было найдено, благодаря раскопкам Раулинсона и других. Эти археологические открытия еще яснее подтверждают истинность и изумительную точность пророчеств Наума. Книга пророка Аввакума    Аввакум был левит (потомки Левия были священниками и служителями при храме) и пел в Иерусалимском храме. Жил он незадолго до разрушения Иерусалима и был современником пророка Иеремии. Его книга отличается чистым, возвышенным и поэтическим языком. Знатоки Священного Писания восхваляют его книгу за простоту, краткость и глубину изображений. Пророк Аввакум учил, что неправедный и беззаконный погибнет, а праведный будет спасен своей верой. Мысль эта открывается сначала в форме разговора между Богом и пророком о суде и гибели нечестивых, а затем в гимне-песне пророка, изображающей Суд Божий, результатом которого последует истребление нечестивых и спасение праведников. «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв.3:17-19). Пророк Аввакум предсказывал о благодатном оправдании верой в Царстве Мессии: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4; ср. Гал. 3:11; ср. Евр. 10:38). Вторая и третья главы Книги пророка Аввакума служат образцом для ирмосов 4 песни канонов утрени. В некоторых ирмосах даже буквально повторяются выражения из этих глав, так, например, «На страже моей стану» — в пасхальном каноне; или: «Господи! Услышал слух Твой и убоялся (я услышал весть о Тебе и испугался)... Покрыло небеса величие Его... » и др. Эти фразы пророка Аввакума святые отцы относят к Мессии. Пророк Аввакум видел то далекое будущее, когда «земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв. 2:14).    Содержание Книги пророка Аввакума:    недоумение пророка по поводу успеха беззаконных (Авв. 1:1-4);    ответ Господа (Авв. 1:5-11);    дальнейшие недоумения пророка (Авв. 1:12-17);    ответ Господа (Авв. 2:1-5);    предсказания горя халдеям за их хищничество (Авв. 2:6-20);

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Сказал бы я, – добавляет в своем толковании святитель Кирилл Александрийский, – что и изобретатель греха, то есть сатана, повсюду распростирающий сети злобы своей, увлекший в заблуждение поднебесную и опутавший ее сетями погибели, теперь пораженный Христом и лишенный владычества над нами, по справедливости мог бы выслушать (слова пророка): «Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (Наум. 3: 19)» с. 239]. Книга пророка Наума за богослужением не употребляется.   Глава 29. Книга пророка Аввакума В Книге пророка Аввакума нет никаких сведений ни о его происхождении, ни о том, где и как он жил. Судя по содержанию пророчеств, они произнесены до нашествия вавилонян. Место книги в каноне Писания свидетельствует о том, что ее написание следует отнести ко второй половине VII beka. Пророк Аввакум упоминается в Книге пророка Даниила, в неканонической ее части, где описывается пребывание Даниила во рву (Дан. 14: 33–38). Ангел переносит Аввакума, несущего похлебку, в ров к Даниилу, чтобы он не погиб от голода. Таким образом, если принять это свидетельство, время служения пророка Аввакума должно простираться и на время плена. Блаженный Иероним и святой Епифаний Кипрский считали, что пророк Аввакум во время нашествия вавилонян бежал в Аравию и потом, после того как был уведен Иеремия в Египет, вернулся снова и проживал в Иудее [см. 89, с. 188]. 29.1. Первый вопрос пророка: почему зло остается безнаказанным? В первой части книги пророк Аввакум молитвенно вопрошает о том, почему Господь не карает за зло, почему злодеи процветают, а праведники страдают: « Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда, и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв. 1: 3–4). Объясняя происхождение этого вопроса, блаженный Феодорит Кирский пишет: «Есть люди, которые весьма огорчаются, видя благоденствие делающих неправду. И одни сомневаются в том, что Бог всяческих промышляет о людях, а другие веруют, правда, учению о Промысле, но недоумевают, почему так устрояются дела человеческие. Приняв на себя мысль последних, чудный пророк Аввакум и недоумение изъявляет, как бы сам желая дознать причину того, что бывает в мире, и предлагает решение недоумения, какое преподала ему благодать Духа» т. 30, c. 21].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Где же , — с изумлением спрашивает пророк, — логовище львов, куда лев таскал сокровища? Все это погибло бесследно» (2:12–13). Действительно, в течение двух тысяч лет позабытым оказалось и самое место, где стояла Ниневия и только в прошлом столетии оно было найдено, благодаря раскопкам Раулинсона и других. Эти археологические открытия еще яснее подтверждают истинность и изумительную точность пророчеств Наума.   Книга пророка Аввакума Аввакум был левит (потомки Левия были священниками и служителями при храме и пели в Иерусалимском храме). Жил он незадолго до разрушения Иерусалима и был современником прор. Иеремии. Его книга отличается чистым, возвышенным и поэтическим языком. Знатоки Священного Писания восхваляют его книгу за простоту, краткость и глубину изображений. Пророк Аввакум учил, что неправедный и беззаконный погибнет, а праведный будет спасен своей верой. Мысль эта открывается сначала в форме разговора между Богом и пророком о суде и гибели нечестивых, а затем в гимне-песне пророка, изображающей суд Божий, результатом которого последует истребление нечестивых и спасение праведников.   «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня» (Авв. 3:17–19).   Пророк Аввакум предсказывал о благодатном оправдании верой в Царстве Мессии: «Вот душа надменная не успокоится, а праведный верой жив будет» (Авв. 2:4, смотри Гал. 3:11 и Евр. 10:38).   Вторая и третья главы книги пророка Аввакума служат образцом для ирмосов 4-й песни канонов Утрени. В некоторых ирмосах даже буквально повторяются выражения из этих глав, так например, «На страже моей стану» — в пасхальном каноне; или: «Господи! Услышах слух Твой и убояхся (я услышал весть о Тебе и испугался)… Покрыло небеса величие Его…» и др. Эти фразы пророка Аввакума святые отцы относят к Мессии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Дальше очень картинно и ярко описывается падение и разрушение Ниневии. За что? За то, что свою собственную силу она сделала богом для себя и поклонялась самой себе — за идолопоклонство. И говорится, что очень быстро произойдет это падение, что эта огромная стена, огромный город, окруженный стеной, гордящийся своей силой, внезапно падет: «Речные ворота отворяются, и дворец разрушается» (Наум 2:6). Дело в том, что когда мидийские и вавилонские войска приступили к Ниневии, которая, действительно, была укреплена так, что эта осада могла затянуться на долгие и долгие годы, началось наводнение, которое размыло часть стены. Кроме того, было еще некое собственное ассирийское пророчество, где тоже говорилось о наводнении, с которым будет связана гибель Ассирии; поэтому сам факт разрушения стены и этого природного явления, с которым были связаны некоторые грозные ожидания, привели к тому, что ассирийцы стали в панике разбегаться, и осаждающие очень легко проникли в город и разрушили его так, что до середины XIX века никто даже не знал, где этот город находился. Только в 1847 году его обнаружил А.Х.Лейярд и с тех пор начались раскопки. Говорится, что «где теперь логовище львов и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их» (Наум 2:11). Так описывается будущее Ниневии. Пророк живописует драматическую картину гибели города: «Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их. Это — за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими — племена» (Наум 3:3-4). Зачем же такая книга нужна в Священном Писании? Пророк Наум говорит: «Князья твои — как саранча, и военачальники твои — как рои мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются, и не узнаешь места, где они были... Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (Наум 3:17,19). Блаженный Феодорит комментирует это так: «Пророк Наум, провидя силу Божия Духа и предвозвещая, научает, что Владыка Бог не оставляет ничего без Своего о том попечения, промышления, но по справедливому Своему определению у каждого требует отчета во всем, что сделано им в жизни» т. 30, с. 5-6]. В книге пророка Исаии мы видели, что Ассирия называется бритвой, которая нанята Богом для того, чтобы обрить своих соседей, включая Израиль и Иудею (Ис. 7:20); а теперь настало время эту бритву сломать, поскольку орудия божественного суда сами от этого суда не освобождаются. Только народы, надеющиеся на Бога, а не на свою военную мощь узрят «на горах — стопы благовестника, возвещающего мир» (Наум 1:15).

http://sedmitza.ru/lib/text/431468/

Очень часто эти этапы описываются словами: «Слово Господне, которое было к…» ( Ос.1:1 , Иоиль 1:1 , Мих.1:1 , Соф.1:1 , Зах.1:1 , Мал.1:1 ) или словами «видение»: «Видение Авдия» ( Авд.1:1 ), «книга видений Наума» ( Наум.1:1 ), «Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум» ( Авв.1:1 ). Формула пророческого призвания – это именно сакральная формула, а не описание события, произошедшего в жизни пророка. Как всякая сакральная формула, она может иметь краткую форму, которая соразмерна количеству текста данной книги. Недаром кратчайшая формула встречается исключительно в книгах малых пророков. Отметим, что в новозаветной книге Деяний Апостолов описание призвания и поставления на пророческое служение Савла происходит по полной схеме, отмеченной нами у Исаии, и включает все шесть этапов, и даже несколько больше. Лука добавляет еще два этапа, причем делает это с определенной целью. Покажем в виде таблицы, как текст описания этого призвания может быть соотнесен с предложенной нами схемой. Выделенные этапы призвания пророка Деяния, 9–я глава: призвание Савла 1 этап: призыв. Господа «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет, с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (3–4). 2 этап: покаяние как активное действие, которое рождается в человеке в ответ на призыв Господа. «Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет, тебе, что тебе надобно делать» (5–6). 2 «А» этап: возвещение пророкам Церкви о предстоящем служении нового пророка. «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от. многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет, от. первосвященников власть вязать всех, призывающих имя. Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя. Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя. Мое» (10–16).

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Всю свою обязательную силу для христиан сохранило и Десятисловие Моисея. Суть этих заповедей Господь в беседе с законником изложил так: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22:37–40 ). Но свое значение для христиан сохранило не только богословие Ветхого Завета и его нравственное учение. Ветхозаветные правовые нормы оказали влияние на каноническое право христианской Церкви. Некоторые из них признаются действующими в Церкви, например, требование показаний двух или трех свидетелей для установления истины на суде. Отдельные ветхозаветные правовые институты существовали в Церкви в определенные эпохи ее истории, например, десятина, запрещение взимать проценты, впрочем, в Ветхом Завете ограниченное лишь единоплеменниками: Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост ( Втор. 23:20 ). Полную силу сохранило и ветхозаветное запрещение кровосмесительных браков. В канонах часто встречаются ссылки на ветхозаветные тексты. В 21-м правиле свт. Василия цитируется пророк Иеремия (3:1) и книга Притчей (18:23): «Аще муж, сожительствуя жене, и потом не довольствуяся браком, впадет в блуд, таковаго почитаем блудником, и надолго оставляем его под епитимиею. Впрочем, не имеем правила подвергати его вине прелюбодеяния, аще грех соделан с свободною от брака. Ибо речено: прелюбодейца сквернящися осквернится, и к мужу своему не возвратится. Такожде: держащий прелюбодейцу безумен и нечестив». На эти же места из Иеремии и Притчей ссылаются и отцы Трулльского Собора в 87-м правиле. В 16-м правиле 7 Вселенского Собора цитируется книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Исполнилось в них написанное: мерзость… грешнику богочестие ( Сир. 1:25 ), то аще обрящутся некие, посмевающиеся носящим простое и скромное одеяние, епитимиею да исправляются…». Некоторые канонические нормы основаны на ветхозаветных текстах, которые сами по себе не содержат соответствующих юридических формул по их буквальному смыслу, но в которых заключены мысли, используемые для их обоснования, и эти места из Ветхого Завета цитируются в канонах. Так, в церковной судебной практике за свои преступления и грехи клирики не подлежат наравне с мирянами отлучению от Причастия, а только извержению из сана на основании общего принципа, не допускающего налагать двойное наказание за одно и то же преступление. Эта норма сформулирована в 25-м апостольском правиле, которое содержит в себе ссылку на книгу пророка Наума: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священнаго чина, но да не будет отлучен от общения церковнаго. Ибо Писание гласит: Не отмстиши дважды за едино (1:9)».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010