До революции надоконный верх остающейся открытою алтарной стены собора и простенки между дверями и окнами северной паперти были покрыты священными изображениями, причем над окнами алтарной стены – так называемые клейма, или священные изображения в круглых и круглоовальных рамках (в две линии – под кровлей над карнизом, который по причине позднейшей надкладки довольно низко, и под карнизом над окнами), а в простенках между окнами паперти – изображения отдельных святых в натуральную величину, все же свободное пространство алтарной стены и папертных стен было окрашено бледно-розовой краской. В настоящее время этих изображений не существует, но некоторое представление о них можно получить, осмотрев внешний вид Никоновского храма и Серапионовой палатки, где подобные изображения сохранились. Западный притвор, или западная трапеза, пристроена к собору когда-то до 1584 года, ибо в одном акте этого года она упоминается как существующая, а проход между трапезою и ризницею накрыт кровлею и загорожен стенками и таким образом превращен как бы в паперть (которою он и называется, но которой на самом деле не составляет, оставаясь именно проходом) в 1793 году. Из одного документа узнаем, что трапеза до 1642 года имела покровом своим не каменные своды, а деревянный потолок и кровля ее была тесовая. А из описи лавры 1768 года видно, что у ней было крыльцо на юг, ибо, по описи, у собора с полуденной стороны (без Никоновской церкви) два крыльца каменных, крытых тесом. Северная паперть пристроена к собору когда-то до 1768 года. В 1793 году она была переделана, а потом еще переделана в 1829 году. Южная паперть, составляющая проход между Никоновскою церковию и Серапионовскою палаткою, сделана, то есть обращена из открытого прохода в закрытый, вероятно, в 1783 году, одновременно с тем, как перестроена была Серапионовская палатка; во всяком случае, она есть на одном плане лавры конца XVIII – начала XIX столетия. В южном отделении алтаря, или в южном предалтарии (диаконике), в старое время находился придел в честь Похвалы Богородицы (празднование в пятую субботу Великого поста, или Субботу Акафиста). Когда был устроен придел и когда уничтожен – сведений не имеем, первое известное нам упоминание о нем относится к 1559 году, последнее – к 1680 году. В описи лавры 1641 года придел подробно описывается (местных образов в его иконостасе было три; над местными образами были еще два ряда икон, из коих в одном ряду, называвшемся деисусом, было их семь, а в другом ряду, называвшемся тяблом, – девять, а всех икон с запрестольными, наджертвенничными и настенными было до 50-ти). Принимая, что придел был устроен в воспоминание явления Преподобному Сергию Божией Матери, не невероятно будет отнести его устроение самому преподобному Никону. Уничтожен он в конце XVII или начале XVIII века за крайней теснотой; на плане Троицкого собора в упомянутой выше книге планов и фасадов 1745 года его уже нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Иконография Самым ранним изображением греч. мастеров-строителей является миниатюра из Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 107 об.), где они представлены в многофигурной композиции, иллюстрирующей статью об основании Великой печерской церкви. В Ближних пещерах Киево-Печерской лавры непосредственно над мощами святых помещена икона 40-х гг. XIX в. (выполнена в мастерской лавры) с ростовыми образами в ряд всех 12 создателей Успенской ц.- и строителей, и иконописцев. Божия Матерь благославляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ) Божия Матерь благославляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ) В киево-печерской иконографии XVIII-XIX вв. получил распространение сюжет явления Божией Матери во Влахерне, где, согласно тексту Патерика, изображались только 4 мастера-зодчие, как на живописном образе 1-й пол. XIX в. мастерской Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ). Иконографическим источником этого извода послужила гравюра Леонтия Тарасевича для издания Патерика 1702 г., композиционно, но в зеркальном отражении повторяющая гравюру мастера Илии к 1-му изданию 1661 г. (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). В правой части представлена Божия Матерь в короне и царских одеждах, восседающая на троне под балдахином в окружении ангельского воинства. Она вручает икону Успения Богородицы одному из мастеров, другие предстоят слева (один держит мешочек с золотом, полученным на строительство церкви), рядом с ними - преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. В верхней части на облаке - видение Печерской церкви (в архитектурных формах 1-й пол. XVIII в.). На гравюрах внизу имеется 2 небольших клейма: явление церкви на облаке греч. зодчим и приход мастеров с иконой Успения Богородицы к преподобным Антонию и Феодосию, к-рые встречают их у входа в пещеру. Рядом со св. мощами 12 греч. мастеров, а также в келье прп. Антония в Ближних пещерах и в келье прп. Феодосия в Дальних пещерах находятся икона 40-х гг. XIX в. и росписи XIX в. (поновлены в XX в.) с изображением чуда во Влахерне работы лаврских иконописцев - строгая 2-частная композиция, в верхней половине которой в небесах представлена Успенская ц.

http://pravenc.ru/text/171474.html

М. Афонские списки «Богоматери Портаитиссы» и проблема подобия в иконописи//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 345). Вслед за Ушаковым к иконографии М. и. обращались др. мастера Оружейной палаты ( Комашко. Икона «Богоматерь Муромская». 2003. С. 70). Подтверждениями этому являются близкий к ушаковской иконе список рубежа XVII и XVIII вв. (ГРМ; «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». 1995) и список «иконописца Алимпия» (1765; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 72-75. Ил. 63). М. и. в клеймах икон Ранние повествовательные циклы истории М. и. неизвестны ни в иконописи, ни в миниатюре. Изображение этой святыни иногда усматривают в 2 клеймах иконы «Благоверные князья Петр и Феврония Муромские, с житием в 32 клеймах» (1618, МИХМ; Иконы Мурома. 2004. С. 150-159. Кат. 19). Сцены в клеймах 12 и 19 представляют торжественные встречи княжеской четы у городских ворот Мурома народом и духовенством с образом Божией Матери «Умиление» сокращенного извода (типа Игоревской). Это предположительно М. и., однако неизвестно, ассоциировалось ли данное изображение у мастера или заказчика, муромского воеводы А. Ф. Палицына, с образом, к-рый принес Муромский блгв. кн. Константин,- о почитании иконы с таким названием в Муроме в то время сведений нет. Тем не менее именно такой тип иконографии в дальнейшем будет использоваться при написании образа М. и. в клеймах икон XVIII в. и на миниатюрах рукописей рубежа XIX и XX вв. Наиболее подробное отражение в искусстве история М. и. получила в клеймах грандиозной иконы муромского изографа А. И. Казанцева «Благоверные князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием в 87 клеймах» 1714 г. (МИХМ; Иконы Мурома. 2004. Кат. 57. С. 302-318. Ил. С. 303, 306-307, 310, 312-314, 316, 319; Сухова. 2006. С. 7-8, 30; Ил. на с. 48-53; см. ст. Казанцевы ). Клейма этой иконы содержат самый полный иллюстрированный вариант Жития муромских князей и истории свт. Василия. Вторая редакция Повести о свт. Василии вошла в Житие князей и бытовала только в его составе, во всех редакциях рассказ о свт.

http://pravenc.ru/text/Муромской иконой ...

Иоанну Воину. Житие/Сост.: иером. Карион (Истомин). М., 1695. Л. 45-52). Сохранилось неск. ранних житийных икон И. В. с подробными циклами, включающими более 10 сцен: икона с 18 клеймами (5 утрачены) из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе Костромы (1-я треть XVIII в., КГОИАМЗ); икона с 16 клеймами из Никольской ц. Устюженского у. (кон. XVII в.?, УКМ); икона с 12 клеймами (нач. XVIII в., ЦМиАР). Судя по иконам из КГОИАМЗ и ЦМиАР, программы подобных произведений в целом соответствовали Житию, составленному Карионом Истоминым. Так, в них включены изображения И. В., посылаемого имп. Юлианом Отступником для участия в гонениях на христиан, сцены деяний И. В. и его помощи скорбящим. Вместе с тем в циклах представлены отсутствующие в тексте рождество (икона ЦМиАР) и крещение святого (обе иконы). В цикл иконы из КГОИАМЗ входят сцены преставления, посмертных чудес и обретения мощей И. В. (в частности, явление вдове, к-рой святой сообщил свое имя и указал место погребения). На иконе из ЦМиАР показано только преставление И. В., большое внимание уделено эпизодам с участием императора, к-рые не имеют лит. параллелей (И. В. изображен стоящим перед имп. Юлианом, пирующим вместе с ним и получающим от императора меч), и изображениям И. В. в походе (в 3 клеймах он представлен на коне и в шлеме). Эти сюжеты в сочетании с иконографией средника, где изображено много оружия, вероятно, отражают пожелания заказчика, к-рый почитал И. В. прежде всего как св. воина (при этом в составе цикла иконы из ЦМиАР есть 2 клейма, посвященные делам милосердия святого - утешению скорбящих и раздаче милостыни калекам). Пространные циклы, относящиеся к XIX в., иллюстрируют Житие более точно и последовательно. Среди них есть крупные храмовые образы, такие как рама с 12 сценами кон. XIX в. для храмовой иконы московской ц. во имя св. Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка (Москва православная. 2000. С. 597), и небольшие домашние иконы (палехская икона из собрания Н. П. Лихачёва с 14 сценами, 2 из к-рых в среднике, 1-я пол. XIX в., ГРМ; икона с 12 сценами, рубеж XIX и XX вв., частное собрание). По составу клейм эти памятники почти идентичны.

http://pravenc.ru/text/471095.html

9. Клейма иконы «Богоматерь Феодоровская с чудесами»: «Пожар в соборе Феодора Стратилата в Костроме и сохранение иконы»; Моление перед иконой князя Василия Георгиевича с «освященным собором» и людьми». Первая половина XVIII века. Историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское», Москва. Выдвигая на первый план критерий ослабления «авторитета Бога», автор пропускает с точки зрения традиционного православного богословия очень важный момент: чудо не может рассматриваться нормой жизни церкви, богослужебная практика которой определяется единственным чудом – воплощением Бога, «а никак не частными чудесами, даже совершенными самим Спасителем» (см.: Успенский Л., 1989, с. 410). В противоположность этому основное внимание уделялось уяснению чудотворения иконы как излияния потока божественной благодати. Традиционно противопоставляя Ветхий и Новый Завет как религию закона и благодати, автор доказывал, что в новозаветной церкви чудес должно быть несоизмеримо больше, поскольку с пришествием Христа в мир «поток божественной благодати излился с неба». Отсюда получалась характерная для «народного сознания» зависимость: чем больше чудотворных икон в миру, тем больше в нем благодати, и наоборот. Сколь не совсем осторожной являлась уступка синодальной церкви в распространенной уверенности, будто все мощи святых – нетленны (см.: Мень, 1980, с. 216), столь же не совсем осторожной получалась зависимость веры в чудодейственную силу икон от веры в чудеса самого Христа (Соснин, 1833, с. 66, 65, 13:4). Сложившийся в XVI–XVII вв. некий общий «религиозный фонд» коллективных установок и системы чувств, связанный с особенностями строительства Московского царства особой харизмы, неизменно подвергался различного рода влияниям. Тяготение культуры христианского мира к единству как бы исподволь привносило в этот фонд «чужеродные» элементы – например, слагавшиеся на «посттридентском» Западе многочисленные богородичные сказания, католические и протестантские иконографические схемы, различного рода назидательные притчи и элементы житийных циклов святых.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Воскресение Христово видевше,//поклонимся Святому Господу Иисусу,//Единому Безгрешному.//Кресту Твоему поклоняемся, Христе,//и святое Воскресение Твое поем и славим://Ты бо еси Бог наш,//разве Тебе иного не знаем, //имя Твое именуем.//Приидите вси вернии,//поклонимся святому Христову Воскрссснию: //се бо прииде Крестом радость всему миру.//Всегда благословящс Господа, //поем воскресение Его://Распятие бо претерпев,//смертию смерть разруши. Анализируя многочисленные исторические изображения, фотографии, иконопись Соловецкого монастыря, нетрудно заметить, что крест был одним из основных элементов священной топографии, опорной точкой духовно-символического пространства Соловков. Многометровые восьмиконечные деревянные кресты воздвигались по всему побережью архипелага и центральной части островов. В 1429 году первоначальники Соловецкие, преподобные Савватай и Герман, после долгого морского путешествия, «на третий день достигли... острова Соловецкого... И вышли на берег, и поставили шатер свой, и водрузили крест на месте том, где пристали к острову». И лишь после водружения креста, пустынники стали строить себе постоянные кельи 277 . Другой подвижник Соловецкий, преподобный Елеазар, ища уединения осенью 1616 года добрался на утлой лодочке до пустынных берегов Анзера, выбрал себе место для проживания «и ту абие крест постави, по времени же келию згромаждь» 278 . Водружение креста на пустынной, не обжитой еще земле было первоочередным и важнейшим делом. Об этом, в первую очередь, заботились подвижники еще до сооружения жилища. У Креста, при отсутствии храма или часовни, отправлялись молитвы ко Господу. Крест обозначал принадлежность пустынных земель Православному миру. Крест был опорой и защитой в духовной брани против нечистой силы и врагов христианства. «Спаси, Господи, люди Твоя,//и благослови достояние Твое,//победы на сопротивныя даруя,//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», – возносился иноками тропарь Кресту и молитва за Отечество. Традиция воздвижения деревянных восьмиконечных крестов не прерывалась на протяжении многих веков, как на Соловецких островах, так и по всему Поморью. К концу XVIII – началу XIX веков сложилась определенная ставрография Соловецкого Поклонного Креста. Один из типичных соловецких крестов, ныне утраченный (рис. 1), был зафиксирован историком Π. К. Казариновым в 1934 году 279 . На его лицевой (западной) части вырезаны круглые клейма-монограммы с титлами:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Также многочисленны и разнообразны по формам наперсные кресты, резные по кости и дереву. Из них выделяется крест 25 русской работы XV века, резанный из дерева, двустворчатый, наподобие складня. С внутренней стороны его изображено: на левой створке в середине Спас в силах, над ним Троица, и под ним два ряда святых; на другой створке шесть праздников, на обороте левой створки тоже шесть праздников, а на оборотной стороне праздников – Знамение Божией Матери, окруженное херувимами, и святые. Крест 37 – серебряный, хорошей формы, но грубой резьбы, со вставленным над головою Распятого Христа миниатюрным резным из кости изображением Знамения Божией Матери; внизу надпись «бустрофедон» 294 : «пантелимоначюд» и затем вторая строка «ищомацровт» (т. е. «творца мощи»), – редкое явление для креста XV–XVI века. Интересны своей драгоценностью и тонкостью ювелирной работы панагии и кресты XVIII века, например, круглая бриллиантовая панагия 1744 года в серебряной оправе, с финифтевыми изображениями Нерукотворенного Образа и Владимирской Божией Матери, осыпанными бриллиантами и яхонтами, с круглой бриллиантовой подвеской, на оборотной стороне которой – эмалевый портрет императрицы Елизаветы Петровны. В Ризнице сохранилось также немалое количество церковной и трапезной серебряной посуды. Отметим несколько характерных предметов: две большие серебряные чаши – 11, для выноса просфор и водоосвящения, вклад старца лавры Варсонофия Якимова, галичанина, 1581 года, и 15, вклад келаря Александра Булатникова 1631 года, гладкая – 54 сантиметров диаметром; по верхнему краю ее идет широкая гравированная надпись красивой вязи; под надписью две литые львиные личины, хорошо пройденные чеканом, держат во рту круглые кольца-ручки; на дне чаши, в кругу, чеканное изображение креста на фоне города, округлено гравированным сиянием и шестью камнями в кастах; но низу поддона сквозное литье. Затем ряд больших блюд: описанное выше, золотое 1, 1561 года; 3, «1708 года дачи стольника Юрия Иванова сына Кологривова жены ево Марфы»; блюдо в виде четырех-лепесткового цветка, с чеканными фигурами плавающих морских чудовищ и зверей; клейма указывают на работу лондонских мастеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 6 (84) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2019-07-18) Происхождение изображения: Загружено 2019-07-18, анонимно. Описание: Оклад иконы «Богоматерь Феодотьевская» Период создания: Конец XVIII - начало XIX века Материал, техника: серебро, золочение, чеканка, канфарение Размер: 12,0х9,7х0,5 см Место создания: — Номер в Госкаталоге: 17814917 Номер по ГИК (КП): ЦМиАР КП-1694/2 Инвентарный номер: 3101-I Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева " Оклад покрывает всю поверхность иконы, оставляя прорези для ликов и рук Богоматери и Младенца, а также ступней ног у Младенца. Композиция оклада повторяет изображение на иконе. Богоматерь представлена прямолично, по пояс с Младенцем, сидящем на её левой руке. В правой руке у неё жезл, увенчанный крестом. У Христа правая рука открыта ладонью, на левой руке – держава. Голова Богоматери покрыта мафорием, который на груди скреплен застёжкой из четырёх бусинок, выполненных чеканкой. По краю одежд точечный орнамент. Фигура Богоматери выполнена в невысоком рельефе, а правая рука и плечо – в высоком рельефе. Изображение Христа выполнено рельефом, при этом левая нога – в более низком рельефе. Нимбы гладкие, чеканные, с изображением корон, увенчанных крестом. По краю нимба Богоматери – точечный орнамент. Платье и плат Богоматери, а также гиматий Христа обработаны канфарником. Фон гладкий. По краю – рамка с орнаментом из треугольничков. Надписи гравированные в верхней и нижней части. На нижнем бортике три клейма: в прямоугольных щитках «IB» со сбитыми цифрами под буквами (?) – клеймо московского пробирного мастера Ивана Вихляева (?), 1802–1819 гг.; «СМ(?)» – клеймо неизвестного мастера, «84» – проба; сбитое клеймо (без щитка, перевернутое) в виде скачущего всадника, побивающего змия (?) – городовое клеймо г. Москвы. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Феодотьевская " .

http://pravicon.com/image-33856

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Дегтярёвская (Дехтяровская) " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Дегтярёвская Икона Божией Матери Дегтярёвская (укр. — икона Богородицы, почитаемая чудотворной в Черниговщине, Киеве и Украине. Икона почитается заступницей от враждебных сил, избавительницей от жизненных скорбей, а также особой покровительницей земледельцев. Икона местночтимая, празднование ей официально не установлено и совершается 23 июля. В 16 км. от Новгорода-Северского в деревне Дегтярёвка в начале 18 в. на средства гетмана Украины Ивана Мазепы был построен храм Покровы Пресвятой Богородицы. В этой церкви находилась чудотворная икона “Богоматери Дегтярёвской”. Народная легенда сообщает о том, что перед наступлением шведских войск (Северная война 1700-1721 гг.) на иконе верующие увидели слёзы. Икона плакала. Деревня Дегтярёвка принадлежала в те времена Новгород-Северскому мужскому монастырю. Монахи захотели иметь у себя в обители чудотворный образ и перенесли его в монастырскую церковь. Икона не захотела поселиться в монастыре, и чудом вернулась в храм Покровы Пр[...] Дехтяровская икона Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Дехтяровская [икона], именующаяся так по месту своего пребывания в селе Дехтяровке Новгород-Северского уезда Черниговской губернии. Сия икона явилась в 1392 году; Богородица изображена на ней обнимающей обеими руками шею Богомладенца. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Икона Богоматери " Дегтярёвская " в серебряном окладе. Дерево, золочение (сусальное), масло, 33х26,5 см. Сохранность очень хорошая: под слоем старой олифы, утраты в местах соприкосновения иконы с окладом, незначительные осыпи и потёртости, след воздействия высокой температуры на изображении правой щеки Богородицы. Оклад: серебро, чеканка, гравировка, просечка, золочение. Клейма на окладе отсутствуют. Россия, юго-западные земли, вторая половина XVIII в.

http://pravicon.com/icon-496

Она имеет арочный выход в центре южного откоса арки дьяконника на высоте около 4 м от нынешнего пола, поднятого относительно первоначального уровня минимум на 1 м 546 . Напротив этой арки и на том же уровне в кладке южного алтарного столба сохранилось выразительное по своей форме и размерам гнездо в виде пггробы размерами около 50 х 20 см. где могла бы крепиться мощная и широкая балка, по которой свободно можно было бы ходить. Очевидно, что перед нами следы аналогичного сооружения – самого темплона или скорее конструкции, рассчитанной для подъема к нему, которая могла напоминать своими формами темплон ладожского Успенского собора. Не менее убедительную параллель изложенным материалам дают остатки росписей 1158–1161 гг. на западных гранях алтарных столбов Успенского собора во Владимире, которые закрыты в настоящее время иконостасом XVIII в. Здесь в нижней зоне расположены два огромных креста (ил. 23), изначально имевших высоту около 4 м, над которыми находятся клейма мраморировок, и лишь выше располагаются фигуры святых, относящиеся уже к рублевской росписи 547 . Совершенно очевидно, что перед нами остатки фрескового обрамления первоначальной алтарной преграды, относящейся к собору Андрея Боголюбского, которая обнаруживает несомненное типологическое сходство с рассмотренными преградами Новгорода и Пскова. Разнообразные косвенные свидетельства, в той или иной степени подтверждающие предложенные реконструкции, содержатся и в некоторых письменных источниках. В частности, постройки Андрея Боголюбского неоднократно уподобляются Храму Соломона, основанием для чего служит именно внутренняя декорация церквей 548 . В описании пожара 1185 г., при котором пострадал Успенский собор Владимира, упоминаются «порты», «паволоки» и «укси церковные»; последнее слово Е. Е. Голубинский переводит как название драгоценной пурпурной материи 549 . Эти ткани, согласно реконструкции Н. Н. Воронина, на праздники развешивались на «вервях» поперек собора вдоль алтарной преграды, вероятно, имитируя тем самым завесы Скинии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010