«Это именно Костромская иконопись и ее становление в XVI веке. Взлет  -  первая половина XVII века и затем очень долгое, ровное горение в XVIII веке, когда параллельно уже развивается светское искусство. Развивается в столице, в то время, как  вся Россия жила вот этим – иконой!.. – говорит Наталья Комашко, и добавляет. - Сейчас на них совершенно иначе смотрят, потому что часто они выше того, что делалось в светском искусстве. В светском искусстве было подражательство, в иконописи – нам не было равных. Мы хотели эту жизнеспособность иконописной традиции показать». Формирование костромского стиля, для которого характерна яркая декоративность, свободная манера письма и почти акварельная прозрачность, приходиться на 60-70-е годы XVII века, и, как мы уже говорили, связано с именами Любима Агеева и Гурия Никитина. Особый дар Никитина демонстрирует целый ряд икон. «Троица Ветхозаветная с деяниями» 1690 года, «Мученики Кирик и Улита» 1680 года из церкви Ильи Пророка в Ярославле. Удивительные по колориту образы, в которых иконописец смело и щедро использует киноварно-розовые, золотистые, охристые, пурпурно-коричневые тона. К этому же времени относится икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни с житием» (1687 года). Иоанн Предтеча стоит с распростертыми крылами. В левой руке он держит чашу с младенцем и свиток: «Се агнец Божий….». Тематически образы, естественно, повторяются: есть канон, в рамках которого проявляется во всем неповторимом своеобразии дар каждого мастера, есть сюжеты, которыми традиционно вдохновляются иконописцы. Так, другой мастер - Василий Никитин Вощин – делает новый список Федоровской Богоматери и иконы «Иоанн предтеча Ангел Пустыни с житием» 1714 года. Вощин, сохраняя традицию, дает строгий образ. Клейма на иконе более поздние. Сделаны, как говорят специалисты, в Палехе в конце XVIII века. XVIII век, самый яркий для костромской иконописи, представлен на выставке широко. Связан он в основном с дворянской культурой, с культурой усадебных храмов, очевидно здесь и влияние барочного стиля. (В иконах Ивана Федорова Липина). При этом, параллельно начинает развиваться «низовое» направление. Самодостаточная, стилистически консервативная «сельская икона» появляется в округе Галича. Это и «Чудо Георгия о змии с житием», «Сказание об исходе души праведной и грешной», удивительные парные иконы, на которых образы размещены вертикально один под другим - «Пророк Исайя. Покров» и «Пророк Соломон. Преображение Господне». Наконец необычный образ «Жертвоприношение Авраама». Исаак, совсем маленький мальчик, покорно сидит с завязанными платком глазами. Ангел касается кончика меча, уже опускающегося на ребенка.  Авраам показан здесь не одержимым, как у  Рембрандта, где он откликается на обращение ангела. Не в забытьи, как у Караваджо, когда ангел крепко держит руку праведника, готового немедля убить сына. В иконе простыми средствами передано переживание, в котором соединились страдание, отчаяние, покорность и торжество любви.

http://pravoslavie.ru/275.html

изображена в красном плаще возлежащей на ложе. Образы К. и М. представлены также в 3-м клейме верхнего ряда «Варфоломей приводит старца-монаха в дом родителей». Композиция безупречно выстроена на фоне здания с полуциркульным сводом: К. и М., показанные средовеками, обращены в полупоклоне навстречу пришедшему. К. изображен в зеленой одежде с округлой, не очень длинной русой бородой, руки протянуты к старцу; за ним - М. в такой же красной одежде, как и в клейме «Рождество Варфоломея». Эти клейма достаточно точно воспроизводятся на др. житийных иконах прп. Сергия, написанных в Москве на основе Жития авторства Пахомия Логофета: кон. XV в. из Успенского собора Московского Кремля (ГММК), 1-й трети XVI в. из ц. Благовещения Пресв. Богородицы Чудова мон-ря (ГММК), ок. 1510 г. (работа сына Дионисия Феодосия) из Успенского собора Дмитрова (ЦМиАР; всего 17 клейм, нет изображения посещения старцем дома родителей), нач. XVI в. из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ (СПГИАХМЗ; всего 18 клейм), 1-й пол. XVI в. с поновлениями XVIII-XIX вв. из собора Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове (ГТГ), сер. XVI в. из старообрядческой молельни в Токмаковом пер. в Москве (ГТГ; см.: 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 75, 341-342. Кат. 93), посл. четв. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ТСЛ (СПГИАХМЗ; см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат./Сост.: Л. М. Воронцова. Серг. П., 1996. Кат. 12), 1586 г. из Троицкого собора Ипатиевского монастыря в Костроме (вклад Д. И. Годунова; ЦИАМ Костромской епархии; см.: Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 475. Кат. 20. Ил. 28). По основному составу клейм к этой группе относятся и 2 иконы работы мон. Евстафия (Головкина) - 1591 г. и кон. XVI в. (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; всего 20 клейм). Одеяния святых, их позы и жесты немного варьируются: напр., на иконе письма Феодосия на голове М. белый плат. Здесь и в 1-м клейме образа прп. Сергия с 12 клеймами жития 1-й трети XVI в. (Собрание рус. икон при поддержке Фонда св. всехвального ап. Андрея Первозванного; см.: Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2004. С. 42, 199. Кат. 17) она изображена с нимбом. Чудо прп. Сергия Радонежского до его рождения. Икона. Кон. XVIII в. (Старообрядческий Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве) Чудо прп. Сергия Радонежского до его рождения. Икона. Кон. XVIII в. (Старообрядческий Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве)

http://pravenc.ru/text/1840437.html

В среднике святые представлены в рост, вполоборота к центру, босыми, в молении Иисусу Христу Еммануилу в облачном сегменте. И. одет в зеленую, Л.- в желтую рубаху. Образцом для композиции средника, очевидно, послужил лист Сийского иконописного подлинника. Клейма размещены вдоль верхнего и боковых краев иконы в нетрадиц. порядке чтения, пояснительные надписи уцелели полностью только для 6 верхних сюжетов. Состав клейм восстановлен в хронологическом порядке на основании Сказания о чудесах святых Иоанна и Логгина Яренгских: 1. Обретение мощей И.; 2. Погребение И.; 3. Явление И. жительнице Яреньги Акилине; 4. Рассказ Акилины о явлении И. в Яреньге; 5. Поездка за мощами И.; 6. Обретение мощей И.; 7. Перенесение мощей И.; 8. Погребение мощей И. в храме; 9. Чудо о расслабленном; 10. Исцеление расслабленного; 11. Обретение мощей Л.; 12. Перенесение мощей Л.; 13. Погребение мощей Л. в храме; 14. Чудо о Якове Носыреве; 15. Исцеление Анисима Панова; 16. Исцеление от «трясовичной» болезни. Икона была создана на Поморском Севере (о чем свидетельствует, напр., изображение характерных поморских рыболовных карбасов с парусами), либо иконописцем в Соловецком мон-ре, к-рый был заинтересован в распространении почитания И. и Л., либо холмогорским мастером, работавшим по заказу недавно учрежденной Холмогорской и Важской епархии. На небольшой сев. иконе «Праведные Артемий Веркольский и Иоанн Яренгский, с 8 клеймами жития» 1-й пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ), происходящей из ц. св. Иоанна Предтечи Дюдиковой пуст. в Вологде, воспроизведены в нижней части в 2 ряда по 4 сюжета из Житий прав. Артемия и И., в частности: обретение мощей И., явление святого Акилине во сне, исцеление жены у гроба И. и перенесение его мощей ( Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 290, 336. Кат. 251). В XVII-XIX вв. образы И. и Л. вводились в состав ростовых деисусных чинов поморских храмов, напр. на иконах «Преподобные Герман Соловецкий и Логгин Яренгский» кон. XVIII - нач. XIX в. (из Кьяндского прихода Шенкурского у., АМИИ), «Праведный Логгин Яренгский» XVII в.

http://pravenc.ru/text/471222.html

Церковь приходила в ветхость и неоднократно подвергалась перестройкам в XVII—XIX вв. Результаты этих перестроек были отчетливо видны на здании до начала работ по его частичной реставрации в 1946 г. Несомненно, что в конце XVII в, первоначальные восьмискатные покрытия основного объема храма и его придела были переделаны на четырехскатные, подобно тому, как были в это время изменены крыши всех церквей Пскова. Тогда же были перекрыты сводами боковые притворы, а с запада пристроено новое каменное крыльцо и переделаны окна. Судя по состоянию каменной кладки, находившейся под надкладками, сделанными в конце XVII в. (сняты в 1948 г.), церковь перед этой перестройкой сильно обветшала. Крыши на ней не было. На Сретенском приделе росла трава, а верхние части стен (как придела, так и основной части храма) были сильно размыты и разрушены. Не менее заметными были и следы перестройки, относившейся к концу XVIII в. Тогда рядом с церковью была выстроена колокольня, у южной абсиды построена новая часовня, вновь подверглись переделке окна храма, а над его барабаном была сделана новая глава с перехватом, сохраняющаяся и поныне. Клейма на полосовом железе, из которого сделан каркас главы, свидетельствуют, что оно было изготовлено в конце XVIII в. Перестройки продолжались и в XIX в. В 1865 и 1873 гг. производились работы по южному приделу Иоанна Богослова, входе которых до уровня земли были снесены все выступавшие к югу от четверика храма части (может быть, измененные уже в XVII в.), а на их месте, на новых фундаментах построена южная пристройка. Капитальной переделке церковь подвергалась также в 1878—1879 гг., когда были расширены ее окна, надстроен деревянный верх колокольни, подняты полы и произведены другие работы. В XX в. церковь Николы на Усохе не перестраивалась, но потеряла иконостас та все внутреннее убранство. В 1941 г. здание было повреждено пожаром, а в 1946 г., реставрировалось (за исключением притворов). Эта реставрация ставила целью возвратить памятнику его первоначальные формы и сопровождалась его изучением. Последнее облегчалось, в частности, ясно различимой разницей между кладками отдельных строительных периодов.

http://sobory.ru/article/?object=00262

На плавно обтекающем объем сомкнутом своде, прорезанном световым барабаном, представлена небесная иерархия – прославляющий Господа обширный сонм ангелов с различными атрибутами, в ярких одеждах. Над иконостасом неканоничный для Православия, но широко распространенный в XVIII-XIX веках сюжет – «Коронование Божией Матери». На западной стене, над поддерживаемым ангелами образом Спаса Нерукотворного помещена композиция – «Сошествие Святого Духа на апостолов». Сюжеты из Жития Иоанна Предтечи можно видеть на состоящей из четырех клейм верхней плоскости южной стены. Фигуры святых размещены в нишах окон. Конечно, это далеко неполный состав композиций – многие повреждены или утрачены. Помимо великолепных клейм обращает на себя внимание архитектурная составляющая росписей – так называемая «живописная уборка». В стенописях XVIII-XIX столетий она обычно значила не меньше, чем сюжеты, поскольку, наряду с резьбой и позолотой иконостасов, составляла оформление интерьера. В собрании Угличского музея находится чертеж, несомненно, являющийся эскизом росписей Предтеченского храма, – представляющий развертку южной и западной стен. Там можно видеть прописанные орнаменты, намеченные композиции сводов и некоторые фигуры. При этом сюжеты отсутствуют – их обычно выполняли по отдельно составлявшемуся реестру, по согласованным эскизам и образцам. Изначальный замысел росписей в процессе работы мог подвергаться изменениям – так и здесь можно видеть несколько иные орнаменты. На западной стене еще присутствует среднее окно, которое в дальнейшем для размещения крупного клейма будет заложено. На западном лотке свода ангелы поддерживают круглое обрамление. Орнаменты, имитирующие лепной декор, поражают просто сказочным разнообразием. Карнизы, рамки, сложнейшие изгибы струящихся по стенам стилизованных побегов, листьев и пальметт, – растворяющиеся в общем разнообразии, но при этом сохраняющие четкость деталей. Различные цветные вставки-фоны и золоченые надписи. Отдельно следует отметить тонировки под мрамор ниш нижних окон и напоминающие морские волны орнаменты верхних. Данная работа свидетельствует о блестяще проявленных таланте и вкусе мастера, тончайшем понимании цветовой гаммы... "

http://sobory.ru/article/?object=05719

2 Церковь Воскресения Христова в Медведево (1755) Храм стоит при впадении речки Большая Нореньга в Сухону, на старинной дороге от Устюга к Тотьме. Первоначально погост с двумя деревянными церквями был в деревне Князь (Сидоровская) на левом берегу Сухоны, напротив устья реки Старая Тотьма, где в стародавние времена располагалось первое русское поселение в Тотемском районе. В середине XVIII века погост решили перенести в деревню Медведево. Каменные церкви Вокресения Господня и Благовещения Богородицы в Старототемской волости Тотемского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Воскресенскую церковь построили на средства богатого тотемского купца Ивана Левзинова. Фото Михаила Ильина/sobory.ru/CC BY-SA 3.0 Исследователи считают, что именно медведевская церковь стала первым храмом с конструкционным решением, который позже воплотился в основе большинства тотемских и других церквей с картушами на стенах. Правда, у храма в Медведеве клейма на стенах еще очень простые, незатейливые. С настоящими тотемскими картушами они несравнимы. Тем не менее эти разрезные фронтоны в духе московского барокко XVII века перекликаются с украшениями церквей Великого Устюга XVIII века и могут считаться предшественниками так называемого тотемского барокко. Колокольня старототемской церкви была пристроена в конце XIX века в классическом стиле и ничего общего с барокко не имела. Ее снесли в советские годы, до войны. Сам закрытый храм местные жители потихоньку растаскивали на кирпич, но председатель колхоза приспособил пустующие здание под гараж и ремонтные мастерские. Это продлило жизнь руинам церкви. Увы, сегодня состояние стен памятника плачевное. Местные жители пытаются провести противоаварийные и консервационные работы на здании. На куполе и стенах второго этажа сохранились росписи, созданные умелым художником. Храм ждет своих спасителей и реставраторов. 3 Церковь Спаса Преображения (1780), слобода Коченьга, Тотемский район Фото Михаила Ильина/sobory.ru/CC BY-SA 3.0

http://sever.foma.ru/hramy-po-suhonskim-...

В поствизант. период популярным оставался сюжет «Огненное восхождение», в иконографии к-рого использовались самые невероятные формы колесницы и расположение коней. Наиболее часто встречается вариант фронтальной иконографии, когда полуфигура И. помещена в колесницу, напоминающую по форме лодку, с каждой стороны к-рой у колеса - по коню, напр.: болг. икона - фрагмент темплона (XVI в., ЦИАМ); македон. икона из ц. св. Афанасия в с. Гари, где отсутствует изображение прор. Елисея, И. держит развернутый свиток (2-я пол. XVII в., Художественная галерея, Скопье - см.: Поповска-Коробар. 2004. Кат. 105); икона из ц. св. Николая Больничного в Охриде (Македония), И. также изображен со свитком (рубеж XVII и XVIII вв., Галерея икон, Охрид), и др. На иконе иерея Петара, написанной для ц. Спасителя, И. изображен в профиль, в левой руке - свиток с надписью: «Пророк Илия рече ко Елисею: седи убо зде. Яко посла мя Господь...», а правой отдает милоть прор. Елисею (1802, Художественная галерея, Скопье - см.: Поповска-Коробар. 2004. Кат. 159). Очевидно, в поздней иконографии «Огненного восхождения» акцент переносится на преемственность пророческого служения Елисея. Реже встречался сюжет «Прор. Илия в пустыне», напр. икона XVIII в. из иконостаса мон-ря Сучевица. В искусстве поствизант. и Нового времени - т. н. Балканского возрождения - часто встречаются житийные иконы И. Иногда клейма располагаются традиционно, по периметру средника, как, напр., на македон. иконе (1626) из ц. арх. Михаила мон-ря Лесново, где средник с поясным изображением И. окружают 12 клейм (Художественная галерея, Скопье - см.: Поповска-Коробар. 2004. Кат. 65). На румын. иконе 1795 г. иконописца Раду Диакону (Национальный музей искусства Румынии, Бухарест) в среднике И. изображен в рост, с развернутым свитком в руке, внизу - маленькие фигурки ктиторов. Житийный цикл на этой иконе состоит из 20 сюжетов, нек-рые достаточно редкие (напр., клеймо «Прор. Илия молится о дожде, царь Ахав уезжает в колеснице»); цикл завершается клеймом «Преображение Господне».

http://pravenc.ru/text/389301.html

В обеих «троицах» выделены центральные фигуры - П. и св. Константина, что, вероятно, подчеркивало в этом памятнике иерархическое превосходство старших князей по отношению к молодым княжичам и св. женам. Эта икона является характерным памятником местного искусства и отражает вкусы посадского населения города. Иконописец, воспользовавшись в качестве образца надгробным образом П. и Ф. с муромским кремлем в среднике (кон. XVI в.- 1-я треть XVII в., МИХМ), не просто скопировал его, а переработал: изображение града как святого места он поместил в «заглавном» крупном клейме; цикл из 40 житийных клейм разместил не так, как в иконе-образце, а традиционно построчно. Манера письма в клеймах в большей степени напоминает миниатюры рукописей, чем иконописную технику ( Мосунова Т. М. Техника личного письма икон XVI-XVIII вв.: Из собр. Муромского музея//Уваровские чт., 5-е. Муром, 2003. С. 91-93). Композиции житийных икон П. и Ф. легли в основу их грандиозного житийного комплекса на отдельных досках кон. XVII - нач. XVIII в., авторство к-рого приписывается А. И. Казанцеву (см. ст. Казанцевы); на каждой доске (75,4×71 см) было по 4 крупных клейма (38×33,5 см). В кон. XIX в. худож. Н. П. Андрин выполнил «Копии с 10-ти икон, находящихся в Богородицком соборе в приделе во имя св. бл. кн. Петра и Февронии» (РНБ. F. I. 832; то же - ГИМ. Муз. 3789) с 40 клейм этого утраченного памятника, в к-рых объединил обе версии иллюстрирования Жития П. и Ф. Иконописец, пользуясь имеющимися в городе образцами, предложил свое «прочтение» Жития. Он сохранил любопытные подробности в сценах борьбы П. со змеем и испытания в мудрости Ф., как на иконе с кремлем (кон. XVI в.- 1-я треть XVII в.), при этом уделил большое внимание не только свадьбе, но и венчанию П. и Ф., как на иконе 1618 г. Его версия носит репрезентативный характер, в ней подчеркивается значение «града Мурома». Не копируя кремль со средника 1-й иконы, он использовал его архитектурные мотивы, применив их в качестве фонов композиций, внеся архитектурный стаффаж даже в те, в образцах к-рых он отсутствует, а также создал оригинальные сцены, дополненные городскими строениями (РНБ.

http://pravenc.ru/text/2580394.html

В 1884 г. интерьер церкви Григория Богослова был поновлен в русском стиле артелью Н.М. Сафонова. Реставрация проходила под наблюдением Московского Археологического Общества на средства крестьянина Ивана Алексеевича Рублева. Во время этой последней реставрации была переписана живопись в картушах. В центральном кубе в нижней части западной стены написаны новые клейма: «Изгнание торгующих из храма», «Нагорная проповедь» и «Насыщение 10 тысяч десятью хлебами». На восточной стене трапезы написана фигура Антония Римлянина, плывущего на камне из Рима в Новгород. Оконные откосы заполнил измельченный травной орнамент в «русском» стиле, состоящий из красных и зеленых побегов на желтом фоне. Перегруженный деталями травной узор сверху донизу покрыл своды и стены трапезы, паперти и притворы. Церковь стала походить на затейливую сказочную шкатулку. Тогда же в окна были вставлены узорчатые рамы с цветными стеклами. В 1880-х г.г. соорудили новый иконостас, украшенный плоской позолоченной резьбой на красном фоне. Царские двери для иконостаса были сделаны ростовским резчиком Никольским по образцу царских врат церкви Иоанна Богослова на Ишне. Ныне врата Никольского перенесены в Ишненскую церковь, а подлинные уникальные врата из церкви Иоанна Богослова, вырезанные иноком Исайей в 1562 г., находятся в экспозиции Ростовского музея. Все иконы 5-ярусного иконостаса Григорьевской церкви выполнены мастерами сафоновской артели в 1880-х г.г., в том числе и местные: «Вседержитель с Евангелием», «Богоматерь с предстоящими Антонием и Феодосием», «Григорий Богослов», «Стефан Пермский в житии», «Зачатие Иоанна Предтечи» и «Преподобная Елизавета». Две последние иконы изображают патронов основных вкладчиков реставрации. Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М.: Искусство, 1964; Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1969; Баниге В.С. Кремль Ростова Великого XVIIXVIII века. – М.: Искусство, 1976; Кривоносов В. Ростовский музей-заповедник. – Ярославль, 1985; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог/Гос. музей-заповедник " Ростовский кремль " . – М.: Северный паломник, 2008; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель/текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней/Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.

http://sobory.ru/article/?object=00591

В нижней части иконы на лицевой стороне расположены 3 клейма с сюжетами из истории Смоленского мон-ря, к-рые сопровождаются пространными текстами из «Сказания о Смоленской иконе Божией Матери и о создании монастыря во имя ее». В 1-й композиции представлены встреча иконы «Одигитрии» игум. Иоилем и братией, а также поставление иконы в Толгской обители; на 2-м клейме представлены водосвятие и моление духовенства и народа перед иконой в храме (в тексте сообщается об окончании строительства Смоленской ц., перенесении туда Смоленской иконы и первых чудесах от нее). Можно предположить, что на этих клеймах в числе предстоящих есть О. На 3-м клейме изображены видение в 1626 г. благочестивому жителю Романова Сампсону Богомолу образа Богоматери с «кадилом горящим и древом многолиственным» и пророчество О. о скорбях в семье Сампсона и монашеском постриге его жены и детей. Юродивый написан в левой части композиции за деревянной стеной, он обращается к коленопреклоненному перед образом Богоматери Сампсону. О.- благообразного вида средовек с густыми, немного взлохмаченными волосами и небольшой русой бородой; на нем длинная темно-синяя подпоясанная рубаха и черная обувь, нимб отсутствует; надпись: «Блаженны ahyipu». Стилистические особенности живописи указывают на принадлежность иконы к ярославским памятникам XVIII в. Лит.: Зубатенко А. В., Полушкина Л. Л. Выносная икона XVIII в. со сценами основания ярославского Смоленского, что на Бору, мон-ря//XIX Науч. чт. пам. И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2015. С. 76-82. Л. Л. Полушкина Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак

http://pravenc.ru/text/2578459.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010