О. Ю. Тарасов Список черно-белых иллюстраций и цветных таблиц Черно-белые иллюстрации в тексте 1 . В Заволжских лесах. Почтовая открытка. Начало ХХ века. Архив Г.И. Вздорнова, Москва. 2 . Кремль в городе Москве, празднование Вербного воскресенья. Гравюра из книги «Voyage du Adam Olearius». Paris, 1727. Музей книги, РГБ. 3 . Клятва московитов. Гравюра из той же книги. 4 . Сретение иконы Владимирской Богоматери. 30х71. XIX век. ГМЗК. 5 . И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880–1883. ГТГ. б. К. Савицкий. Встреча иконы. 1878. ГТГ. 7 . В.Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. ГТГ. 8 . Серафим Саронский с житием. Начало ХХ века. ЦМиАР. 9 . «Пожар в соборе Феодора Стратилата в Костроме и сохранение иконы»: перед иконой князя Василия Георгиевича с носвященным собором“ и людьми». Клейма иконы «Богоматерь Феодоровская с чудесами». Первая половина XVIII века. ГМЗК. 10 . Авраамий Галицкий с житием. XVIII век, 56х106,5. ЦМиАР. 11 . Явление чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинской». Литография. Типография Е. И. Фесенко в Одессе. Конец XIX – начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 12 . Шествие по воде св. Василия, епископа Муромского. Миниатюра XIX века. Архив автора. 13 . Адриан Пошехонский. Вторая половина ХЖ века. ЦМиАР. 14 . Тихон Калужский. Вторая половина XIX века. 18х14. ЦМиАР. 15 . Никандр Псковский чудотворец. Цветная литография. Типография И. и В. Морозовых. Конец ХХ-начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 16 . Явление иконы Богоматери Авраамию Галицкому. Вторая половина XVII века. 32х28. ГМЗК. 17 . Н.С. Матвеев. Пожар. 1891. ГМИР. 18 . Убор Богоматери Казанской, XVII век. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 19 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Вторая половина хек века. мм. 20 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Конец XVIII – первая половина XIX века. ГМИР. 21 . Никоново мудрование. Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». ОР БАН, ф. 67, ед. хр. 49, л. 51. 22 . Поморские ответы. Фрагмент рукописи с рисунками на полях. ОР РГБ, ф. 17, 28.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Вологда. Церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе. Никольская церковь во Владычной слободе Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Николая во Владычной слободе принадлежит к древнейшим по времени построения церквям города Вологды. Каменный храм был построен в 1669 году. Местность, в которой он находится, получила название по принадлежности до 1649 года Вологодскому Архиерейскому Дому (Владыке). Владычненские крестьяне характеризовали собственное положение так: «Мы живем не на пашне, а промышляем торжком».  Николаевская во Владычной слободе церковь была восьмым каменным храмом города, но поскольку церкви Иоанна Предтечи и Знамения Божией Матери в Дюдиковой пустыни, храмы Свято-Духова монастыря и Кирилло-Иоанно-Богословская Семинарская церковь на Соляном дворе, имеющие более раннее происхождение, до настоящего времени не сохранились, это храм становится третьим по древности из сохранившихся в городе памятников каменного зодчества, после Софийского собора и холодной церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. Архитектурные формы храма частично изменены позднейшими перестройками, однако он сохранил свою прежнюю монументальность, что в целом было характерно для вологодских церквей середины XVII века, во многом подражавших еще кафедральному Софийскому собору. Г. Лукомский так описывал храм: " Церковь св. Николая во Владычной слободе представляет собою очень высокий куб, увенчанный пятью, тесно и красиво по композиции поставленными, куполами. Хороши формы блестящих, упругих, луковичных глав, барабаны убраны, как и в Иоанновской церкви в Дюдиковой пустыни, арочным поясом, поддерживающимся колонками, перехваченными по середине гирьками " . В деталях обработки фасадов куба заметно стремление к декоративизму, выраженное особенно ярко в больших закомарах, отделенных от стен карнизом. Здесь еще в начале XX века помещали живописные клейма с изображением двунадесятых праздников. Стенной живописью были также украшены входы в верхний храм. Примыкающая к церкви с западной стороны трапезная связывает храм с изящной ярусной колокольней, выстроенной в середине XVIII века и выглядящей контрастно по отношению к церкви. Ее стройный изящный столп состоит из четверика, высокого восьмигранного яруса со звоном и двух небольших, поставленных друг на друга восьмериков, завершенных главкой. Подобные ярусные колокольни, пришедшие в XVIII веке на смену древнерусским шатровым, были весьма характерны для архитектуры Вологды, а также других северных городов России того времени. Самый тяжелый колокол на колокольне весом 2 тонны отлил в 1782 году в Москве мастер Асан Струговщиков.

http://sobory.ru/article/?object=01095

Вятка (Киров). Собор Воскресения Христова. Воскресенский Собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Срубленная еще в 1615 году деревянная Воскресенская церковь заняла одну из самых эффектных высот городского ландшафта. В течение XVII века храм неоднократно горел, что побудило Преосвященнейшего Иону в 1695 году благословить прихожан на сооружение каменной церкви. Артель местных зодчих – первых мастеров каменных дел к концу 1700 году закончила основные работы по возведению храма, но до окончательного завершения было еще далеко: велись внутренние работы, храм обустраивался, в 1725 был возведен правый придел Рождества Богородицы.(прим.: здесь в статье ошибка, проименование данного придела - Введения во храм Пресвятой Богоридицы). А через 33 года – и левый придел, в честь митрополита Ростовского Дмитрия. К началу 80-х годов XVIII века пристроены рундуки, в храме выстелен чугунный пол, обновлены росписи. К середине XIX века верх строения был покрыт железом, а в 1852 году возведена новая колокольня. Воскресенский собор - удивительный архитектурный артефакт с долгой историей: в ней, как в зеркале, отразились основные тенденции архитектуры и способы внутреннего обустройства, соответствующие каждому этапу доработки. И стоит отдать должное мастерам, работавшим над собором: единая стилистика храма не была нарушена, и последняя достроенная колокольня, немного отличающаяся от базовой четырехэлементной конструкции, не нарушает гармонию этого памятника архитектуры. Достопримечательностью собора являлся четырехъярусный резной иконостас, представлявший собой образец древнерусской резьбы. Живопись маслом, выполненная художником Саврасовым в 1848 году заполняла пышные клейма, стены теплой церкви украшало немало икон старинного письма. Интересной особенностью можно считать расположение церквей и соборов города Хлынова в конце XVII века. Застройка тогда осуществлялась под наблюдением архиепископа Ионы и имела очень символичный подтекст: храмы были воздвигнуты в центре города против движения солнца. После пожара в 1679 году, благодаря вынесению Воскресенской церкви на возвышенность, получила завершение круговая застройка, которая в архитектуре храмов повествовала о евангельской истории, неотделимой от русского православного сознания: это история Богоявления (Богоявленский собор), Преображения (Преображенский собор), Воскресения (Воскресенский собор) и Вознесения Господня (Вознесенский собор). И каждый год, в четвертое воскресение Великого поста, по этому кругу двигался Крестный ход с иконой Всемилостивого Спаса.

http://sobory.ru/article/?object=32473

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Велижская Замковая икона Божией Матери Велижская икона Божией Матери – чудотворный образ, почитаемый в городе Велиже (в XVII-XVIII вв. – поветовый (уездный) центр Витебского воеводства, в XIX в. – уездный город Витебской губернии, ныне в Смоленской области). Около середины XVII в. икона была установлена на вратах велижского замка (отсюда ее название «Замковая»), построенного в 1536 г., сожженного до основания в 1580 г., затем восстановленного. Размещение Богородичных икон на въездных башнях и городских вратах получило в XVII в. распространение в городах Великого княжества Литовского, на восточных рубежах которого находился Велиж (подобным образом помещались иконы Божией Матери на вратах – «брамах» Вильно и Могилёва). Позднее икона была перенесена в замковую церковь Велижа. В 1792 г. эта церковь была снесена, а икону поместили в часовне (каплице) на берегу Западной Двины, где она пребывала до постройки в 1823 г. велижского Свято-Духова храма (первоначально униатского, с 1839 православного, с 1841 – соборный храм города). В нем Велижская икона Богородицы и находилась на горнем месте, в пристенном алтаре, традиционно для белорусских храмов XVIII – 1-й пол. XIX в. Предположительно Велижская Заступница принадлежала к одному из вариантов извода иконографического типа «Одигитрия». По сторонам иконы (на ее полях или в отдельных круглых медальонах, среди деревянной резьбы алтаря-киота) были размещены изображенные в кругах-клеймах «12 сцен праздников»; это могли быть клейма с изображением акафистных сюжетов или, как на белорусских иконах XVII-XVIII вв., сцен из жизни Богородицы, помещенных, как было принято в католических и униатской Церквах, в круглые клейма, оформленные в виде цветов розы. Алтарь-киот и серебряная риза иконы были выполнены на средства велижского купца Патрикея Савицкого. Самые торжественные богослужения, акафисты и молебны перед Велижской Затупницей совершались в Свято-Духовом соборе 8 сенттября, в праздник Рождества Богородицы, и в дни празднования памяти святителя Николая Мирликийского.

http://pravicon.com/info-4021

Мишуково (Вожбал). Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Старинная церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, располагается рядом с селом Вожбал. Строительство каменного комплекса датируется первой половиной XVIII века, первое богослужение упоминается 1736 годом. В архитектурном облике преобладают черты барокко. Центральный объем возведен формой классического трехэтажного четверика с пологим сферическим куполом в обрамлении арочных фронтонов. Глава одна, на небольшом двойном восьмигранном барабанчике вторичного типа. С восточного торца располагается пятигранная апсида с конической конхой. С западного торца располагается двухэтажная прямоугольная трапезная, ранее сопряженная с приделом трехъярусной колокольни - утрачена в советское время. В наружной отделке из кладочного декора представлены: широкий ступенчатый карниз, украшенный фризом, пилястры по граням, фигурные обрамления оконных проемов. Внутренняя отделка практически не уцелела, есть несколько едва различимых фрагментов фресок. В настоящее время церковь Благовещения Пресвятой Богородицы пустует и сильно обветшала. Восстановительные работы в скором времени не предполагаются. http://www.2rf.ru/rest/10227 Если подъезжать к Вожбалу со стороны Царевы, то сразу за деревней Ивановской открывается живописный вид: внизу на солнце блестит река, за ней на высоких холмах, среди жёлтых полей и зелёных сенокосов, стоит деревня, а в центре этой идиллистической картины видна стройная церковь среди тёмного куста берёз и елей на старинном погосте. Это Благовещенская церковь, интересная своими сохранившимися росписями. Нижний этаж (тёплый храм) Благовещенской церкви на Вожбале возвели в 1736 году, когда стиль тотемского барокко ещё не появился, поэтому килевидные наличники над окнами первого ряда традиционны для русской архитектуры предыдущего, XVII столетия. Верхний двусветный этаж (холодный храм) был надстроен спустя четверть века. Клейма на его стенах очень сильно напоминают барочное узорочье Введенского собора Сольвычегодска вплоть до мелочей, однако пышное барокко с берегов Вычегды на тотемской земле как-то " завяло " и " усохло " . Тем не менее вожбальские клейма оригинальны, это настоящее народное творчество! Строители так увлеклись украшением храма, что даже забыли про симметрию. Более того, картуши северной и южной стен разные. Очень органично в состав клейм вписаны четырёх- и пятиконечные звёзды-розетки.

http://sobory.ru/article/?object=06407

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Дегтярёвская (Дехтяровская) " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Дегтярёвская Икона Божией Матери Дегтярёвская (укр. — икона Богородицы, почитаемая чудотворной в Черниговщине, Киеве и Украине. Икона почитается заступницей от враждебных сил, избавительницей от жизненных скорбей, а также особой покровительницей земледельцев. Икона местночтимая, празднование ей официально не установлено и совершается 23 июля. В 16 км. от Новгорода-Северского в деревне Дегтярёвка в начале 18 в. на средства гетмана Украины Ивана Мазепы был построен храм Покровы Пресвятой Богородицы. В этой церкви находилась чудотворная икона “Богоматери Дегтярёвской”. Народная легенда сообщает о том, что перед наступлением шведских войск (Северная война 1700-1721 гг.) на иконе верующие увидели слёзы. Икона плакала. Деревня Дегтярёвка принадлежала в те времена Новгород-Северскому мужскому монастырю. Монахи захотели иметь у себя в обители чудотворный образ и перенесли его в монастырскую церковь. Икона не захотела поселиться в монастыре, и чудом вернулась в храм Покровы Пр[...] Дехтяровская икона Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Дехтяровская [икона], именующаяся так по месту своего пребывания в селе Дехтяровке Новгород-Северского уезда Черниговской губернии. Сия икона явилась в 1392 году; Богородица изображена на ней обнимающей обеими руками шею Богомладенца. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Икона Богоматери " Дегтярёвская " в серебряном окладе. Дерево, золочение (сусальное), масло, 33х26,5 см. Сохранность очень хорошая: под слоем старой олифы, утраты в местах соприкосновения иконы с окладом, незначительные осыпи и потёртости, след воздействия высокой температуры на изображении правой щеки Богородицы. Оклад: серебро, чеканка, гравировка, просечка, золочение. Клейма на окладе отсутствуют. Россия, юго-западные земли, вторая половина XVIII в.

http://pravicon.com/icon-496

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 10 (608) , (24) . в этом году (за прошлые годы с 2011-04-16) Происхождение изображения: Загружено 2011-04-16, анонимно. Описание: Образ Распятия и Страстей Господних, с изображением чудотворных икон Пре­святой Богородицы и Приснодевы Марии. Икона конца XVIII - начала XIX вв. Дерево, темпера, масло. 164x134. Богоявленский Кафедральный собор. Москва. Средник: Распятие, вписанное в поклонный Крест, стороны которого повествуют о Святых спасительных Страстях Господа нашего Иисуса Христа (Моление о чаше, Поцелуй Иуды, Христос пред Понтием Пилатом, Бичевание Христа). Кресту предстоят Пресвятая Дева Мария и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Далее запе­чатлены потир — символ таинства причастия Но­возаветной Церкви, и Ветхозаветные скрижали Моисея. У подножия Креста написана Гробница Господня, символизирующая Престол Православной Церкви. Окончания средника увенчаны образами Благовещения Пресвятой Богородицы, Рож­дества Христова, Светлого Христова Воскресения и Вознесения Христова. 142 клейма: I ряд: «Неопалимая Купина», Римская, Владимирская, Тихвинская, Иверская, Донская, Гру­зинская, Смоленская, «Троеручица», Руден-ская, Костромская Феодоровская, Любеч-ская, Ярославская, Муромская. II ряд: Ильинская Черниговская, Венская что в Уграх, Страстная, Братская (Киевско-Брат-ская Вышгородская), Иерусалимская, Елецкая Черниговская, Яскинская, Дамаскин-ская, Коневская, Пименовская, Цесарская, Цареградская, Абалацкая, Шуйская. III ряд: Святогорская, Мателикийская, Мирожская, Сицилийская, Метехская, Боголюбская, Псковская, Кипрская, Тобольская,«Неувядаемый Цвет», «Знамение» Курская «Коренная», Абульская, «Блаженное Чрево», «Огневидная». IV ряд: Ерманская, Александрийская, «Призри на смирение», «Что у Спаса во Дворе», Коломенская, Византийская, «Умиление что на Черных Горах», Феодотьевская, «Слово плоть бысть», Думницкая, Сокольская, «Воспитание», Дектоурская, Далматская.

http://pravicon.com/image-12262

Кижи, остров. Музей-заповедник " Кижи " . Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Одна из самых древних русских деревянных культовых построек, сохранившихся до нашего времени - Лазаревская церковь б. Муромского монастыря. Она находилась на юго-восточном берегу Онежского озера. Как гласит предание, церковь была построена в XIV в. иноком Лазарем, основателем монастыря. В 1960 г. ее перевезли в Кижский заповедник. Сооружение это является типичной клетской церковью. Подобные церкви и часовни были весьма распространены в Заонежье вплоть до начала XVIII в. Лазаревская церковь невелика по размерам: ее длина равняется 8,8 метра, ширина 3,6 метра. Церковь состоит из трех клетей, каждая из которых покрыта кровлей на два ската. Средняя клеть имеет небольшую главку. Стены срублены «в обло». Церковь эта напоминает отчасти хозяйственную постройку. Не случайно клетские часовни часто в народе, особенно на юге Архангельской и Вологодской областей, называли «амбаронками». От амбаров они отличались только тем, что на коньке кровли находился барабанчик с луковицей. Внутреннее убранство Лазаревской церкви мало изменилось и поэтому представляет значительный интерес как пример решения интерьера в маленьких и тесных помещениях. Часовни такого типа, вероятно, были весьма распространены на Севере в XIV—XV вв. и особенно в небольших селениях. В Лазаревской церкви каждый вошедший в сени обращает прежде всего внимание на стену с дверью, ведущей в главное помещение. В неглубоких полутемных сенях кажется, что стена срублена из бревен гигантской толщины. Это впечатление усиливается узкой массивной дверью. Простая, обрамленная в толстую рубленую оправу — колоду и приподнятая над полом на одно бревно, дверь является одним из главных элементов внутреннего убранства. Основной элемент интерьера церкви — насыщенный по цвету иконостас, освещенный боковыми окнами. Тябловый иконостас не совсем обычен. Он состоит из двух ярусов: верхнего «деисусного» и нижнего — «местного». Большинство икон написано в XV—XVI вв. Особенно привлекают красивые по цвету и тонкие по письму иконы верхнего ряда, изображающие архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и миниатюрные царские врата. Чтобы зрительно увеличить высоту помещения, на их створках, весьма удлиненной формы, написаны во весь рост фигуры Василия Великого и Иоанна Златоуста. Художник отказался от более распространенного сюжета с четырьмя евангелистами, так как это было связано с расчленением плоскости створок на квадратные клейма.

http://sobory.ru/article/?object=05871

«Многим был еси во спасение» С 29 декабря в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит первая в России большая выставка, посвященная великому русскому святому преподобному Серафиму Саровскому. Экспозиция приурочена к 100-летию канонизации и 250-летию со дня рождения подвижника. В ее организации приняли участие более двух десятков российских музеев, библиотек и архивов, были привлечены материалы из частных собраний. На выставке «Преподобный Серафим Саровский. К 100-летию канонизации» представлены около 500 экспонатов, позволяющих наглядно представить время преподобного Серафима, проследить возникновение и развитие его иконографии в живописи, графике, иконописи и декоративно-прикладном искусстве XIX-XX веков. Большая часть экспозиции представляет материалы, свидетельствующие о широком почитании старца в середине — второй половине XIX столетия задолго до его канонизации, а также документы по истории серафимовских монастырей. Посетители выставки смогут взглянуть на эти обители глазами современников преподобного. Многих художников вдохновляли замечательные панорамы Саровской обители, затерянной в вековых сосновых лесах. В залах Настоятельского корпуса разместились рисунки, офорты, гравюры, литографии с видами монастыря, созданные при жизни или вскоре после кончины старца. С портретов на нас смотрят настоятели и подвижники Саровской пустыни, в витринах выставлены книги, переписанные в обители в XVIII веке, которые мог держать в руках сам преподобный, а также Устав монастыря, гласивший: «Все монашествующие Сатисо-Градо-Саровской пустыни единомысленно согласились провождать уединенную жизнь свою в терпении и послушании… Жить всем в совершенном равенстве, не гордясь даяниями или мирским саном своим и не требуя себе отличия…». Один из подразделов экспозиции посвящен схимонахине Александре (Мельгуновой), основательнице Серафимо-Дивеевского монастыря.. До нас дошли ее портреты, келейные и почитаемые иконы, биографические материалы. Особое место отводится сохранившимся прижизненным и наиболее ранним портретам старца. «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и святых, а мы – люди, и люди-то грешные», – ответил однажды преподобный Серафим на просьбу написать его портрет. Однако, по настойчивой просьбе почитателей, еще при его жизни были созданы портреты С. Серебряковым и Д. Евстафьевым. Вероятно, тогда же появились и его портреты в клобуке с полумантией с суковатой палкой в руке. Вскоре после кончины старца появилась монастырская традиция раздавать паломникам его изображения на кусочках моленного камня. Трудам и подвигам святого Серафима посвящены многие гравюры и литографии, эмалевые образки. О житии святого, молитвенных подвигах, принятии побоев от рук разбойников и ласковом обращении с дикими зверями рассказывают клейма икон.

http://pravoslavie.ru/81.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 6 (84) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2019-07-18) Происхождение изображения: Загружено 2019-07-18, анонимно. Описание: Оклад иконы «Богоматерь Феодотьевская» Период создания: Конец XVIII - начало XIX века Материал, техника: серебро, золочение, чеканка, канфарение Размер: 12,0х9,7х0,5 см Место создания: — Номер в Госкаталоге: 17814917 Номер по ГИК (КП): ЦМиАР КП-1694/2 Инвентарный номер: 3101-I Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева " Оклад покрывает всю поверхность иконы, оставляя прорези для ликов и рук Богоматери и Младенца, а также ступней ног у Младенца. Композиция оклада повторяет изображение на иконе. Богоматерь представлена прямолично, по пояс с Младенцем, сидящем на её левой руке. В правой руке у неё жезл, увенчанный крестом. У Христа правая рука открыта ладонью, на левой руке – держава. Голова Богоматери покрыта мафорием, который на груди скреплен застёжкой из четырёх бусинок, выполненных чеканкой. По краю одежд точечный орнамент. Фигура Богоматери выполнена в невысоком рельефе, а правая рука и плечо – в высоком рельефе. Изображение Христа выполнено рельефом, при этом левая нога – в более низком рельефе. Нимбы гладкие, чеканные, с изображением корон, увенчанных крестом. По краю нимба Богоматери – точечный орнамент. Платье и плат Богоматери, а также гиматий Христа обработаны канфарником. Фон гладкий. По краю – рамка с орнаментом из треугольничков. Надписи гравированные в верхней и нижней части. На нижнем бортике три клейма: в прямоугольных щитках «IB» со сбитыми цифрами под буквами (?) – клеймо московского пробирного мастера Ивана Вихляева (?), 1802–1819 гг.; «СМ(?)» – клеймо неизвестного мастера, «84» – проба; сбитое клеймо (без щитка, перевернутое) в виде скачущего всадника, побивающего змия (?) – городовое клеймо г. Москвы. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Феодотьевская " .

http://pravicon.com/image-33856

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010