1998. Σ. 226, 233, 234. Εικ. 1, 3); в некоторых случаях сцены страданий П. как назидательные помещались близ композиций Страшного Суда. Житийные циклы П. в иконописи получили распространение на Балканах, в Др. Руси и в слав. регионах Польско-Литовского гос-ва (совр. земли Польши, Белоруссии, Украины), в поствизантийском мире наблюдалось соединение или смешение житийных сюжетов, связанных с разными святыми-соименницами, Римской и Иконийской. Состав и последовательность композиций восходят к агиографическим текстам, рисунок и цветовые варианты повторяют визант. образцы. Клейма могут огибать средник с 3 сторон, как на иконе из Национального музея в Кракове (XV в., см.: Biskupski R. Ikony w zbiorach polskich. Warsz., 1991. S. 34, il. 11), на иконе 1659 г. из Троицкой ц. с. Бездеж Брестской обл., Белоруссия (НХМ; Высоцкая Н. Ф. Сакральная живопись Беларуси XV-XVIII вв. Мн., 2007. 54). В Др. Руси клейма житийных икон обрамляли средник с 4 сторон. В среднике иконы может помещаться фигура святой в рост с поднятым в правой руке крестом и свитком в левой - на иконе из Спасской ц. Пятницкого мон-ря в Дмитрове (1-я треть XVI в., МЗДК); поясная фигура - на иконе из церкви ее имени с. Поречья Бежецкого р-на Тверской обл. (1-я треть XVI в., ЦМиАР). Под влиянием поствизант. произведений фигуру святой могут венчать ангелы, как на иконе кон. XVI в. из Дома-музея П. Д. Корина (ГТГ), на иконе северного письма кон. XVII в. (ГЭ, см.: Косцова, Побединская. 1999. Кат. 33). Как правило, клейм 12, в них иллюстрируются известия о проповеди святой среди язычников, о ее заключении, осуждении игемоном, мучениях, явлении Пресв. Богородицы и ангелов (иногда - 2-кратном), низвержении идолов, казни, погребении и наказании игемона (гибели во рву, куда он был сброшен с седла). Начало цикла может отличаться: в самых ранних - это явление П. пророка Иеремии, подающего святой кодекс Евангелия (икона из ц. прор. Илии (Илии Мокрого) в Запсковье, ГИМ; икона из Дмитрова), исповедь перед царем (икона нач. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Шитая пелена. 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Шитая пелена. 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) На иконах, в основе к-рых лежит текст Минейной редакции Жития, обычно совпадают клейма, изображающие пострижение, рукоположение во иеромонаха, основание мон-ря в Переяславле, встречу с прп. Сергием Радонежским и блгв. вел. кн. Димитрием Донским, уход с Авнеги, основание обители в Вологде, пророчества святого, его преставление и погребение, но есть варианты и с более подробным изображением чудес от гроба (иконы XVI-XVIII вв., ВГИАХМЗ), когда на первый план выдвигается целительная помощь святого. В житийном цикле встречаются и редкие сюжеты: сретение иконы Д., чудо о болезни «корчета», чудо о белоризцах, названное в Житии «Чудо о граде Вологде», разорение мон-ря в Смутное время (икона XVII в. из собр. ЯХМ). Известны житийные иконы, где повествование строится в соответствии с агиографической традицией, начиная от рождения Д. Сохранилась икона преподобного с 12 клеймами жития 2-й пол. XVI в. (музей в Рекклингхаузене, Германия), в т. ч. с композициями: крещение, обучение грамоте, поставления в сан иеродиакона, пресвитера и игумена (редкие сюжеты). Подобный состав клейм, подчеркивающий избранность и служение Богу Д. с детства,- на иконе с 18 клеймами из ц. Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (XVII в., ВГИАХМЗ); он близок ранним житийным циклам прп. Сергия Радонежского. Впосл. в отдельный иконописный сюжет выделились житийные клейма «Сретение иконы прп. Димитрия Прилуцкого» (икона-хоругвь 2-й пол. XVI в. с оплечным образом Иисуса Христа на лицевой стороне из ц. равноапостольных Константина и Елены, основанной на месте сретения образа Д., ВГИАХМЗ) и «Чудо о белоризцах» (икона XIX в., ВГИАХМЗ), к-рые подчеркивают значение Д. как защитника города и помощника в ратном деле. С XVII в. получило распространение изображение Д. вместе с Вологодским святым прп. Игнатием Прилуцким. В 1635 г. костромской иконописец Денис вместе с товарищем Терентием выполняли стенопись и иконы в Димитриевом Прилуцком мон-ре, в т.

http://pravenc.ru/text/178017.html

Второй, более редкий иконографический тип представлен изображениями И. В. в молении. Они близки к гравюре 1695 г. Василия Андреева, но в то же время напоминают о традициях строгановского искусства и сходны с гравированным образом И. В. нач. XVIII в., описанным Ровинским ( Ровинский. Народные картинки. Кат. 1483. С. 615), а также с изображениями др. воинов (ср. с иконой вмч. Димитрия Солунского, ок. 1700, ГТГ). Частичную зависимость от гравюры 1695 г. обнаруживает лишь средник житийной иконы нач. XVIII в. (ЦМиАР). Здесь образ святого также сопровождается стихотворным текстом, прославляющим И. В. как заступника, однако в остальном композиция отличается от гравюры: отсутствуют иконографические мотивы зап. происхождения, вирши помещены не на свитке, а в картуше, фоном которого служит сложная композиция, состоящая из меча, копья, алебарды, булавы и др. предметов вооружения (картуш с надписью показан и на иконе раннего XVIII в. из частного собрания в Германии). К 1-й трети или ко 2-й четв. XVIII в. относится образ И. В. в молении в московской ц. свт. Николая в Хамовниках (Москва православная. 1994. С. 19); слева от фигуры святого на пейзажном фоне изображена процессия с его телом - сцена погребения или перенесения мощей. Эта икона представляет собой ранний пример иконографии И. В. с новым атрибутом - пальмовой ветвью, к-рую он держит в левой руке вместе с копьем (ср. с окладом 1-й пол. XVIII в., НКПИКЗ; см.: Киево-Печерский гос. ист.-культурный музей-заповедник: Фотоальбом. К., 1984. С. 206); этот атрибут часто использовался позднее. Наиболее сложную интерпретацию иконография молящегося И. В. получила на иконе сер. XVIII в. из Никольской ц. Сухачского погоста (ЧерМО). Композиция иконы включает не только образ Христа и сцену перенесения мощей святого с приступающими к ним калеками, но и фигуру ангела, возлагающего на голову мученика венок (сцена перенесения мощей и фигура ангела также присутствуют на иконе 2-й пол. (?) XIX в. в притворе Успенской ц. московского Новодевичьего мон-ря; в композиции большую роль играют клейма с текстами тропаря, кондака святому и молитвы ему). Образ И. В. в молении также известен по среднику житийной иконы кон. XVII в. (?) (УКМ). Сохранились небольшие домашние иконы такого типа, напр. образ кон. XVIII в., принадлежавший М. Ю. Лермонтову (благословение его бабушки Е. А. Арсеньевой при отъезде на Кавказ; ИРЛИ ПД), и икона, написанная ок. 1806 г. в связи с рождением отца худож. В. И. Сурикова (Красноярский краеведческий музей).

http://pravenc.ru/text/471095.html

Мишуково (Вожбал). Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Барокко , Тотемское барокко Год постройки:1736. Верхний этаж и венчания - 1780-1790-е. Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, с. Вожбал, д. Мишуково Координаты: 59.970604, 42.279281 Проезд:От трассы Чекшино - Тотьма по указателю на Вожбал (вязкий грейдер, 13 км) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Старинная церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, располагается рядом с селом Вожбал. Строительство каменного комплекса датируется первой половиной XVIII века, первое богослужение упоминается 1736 годом. В архитектурном облике преобладают черты барокко. Центральный объем возведен формой классического трехэтажного четверика с пологим сферическим куполом в обрамлении арочных фронтонов. Глава одна, на небольшом двойном восьмигранном барабанчике вторичного типа. С восточного торца располагается пятигранная апсида с конической конхой. С западного торца располагается двухэтажная прямоугольная трапезная, ранее сопряженная с приделом трехъярусной колокольни - утрачена в советское время. В наружной отделке из кладочного декора представлены: широкий ступенчатый карниз, украшенный фризом, пилястры по граням, фигурные обрамления оконных проемов. Внутренняя отделка практически не уцелела, есть несколько едва различимых фрагментов фресок. В настоящее время церковь Благовещения Пресвятой Богородицы пустует и сильно обветшала. Восстановительные работы в скором времени не предполагаются. http://www.2rf.ru/rest/10227 Если подъезжать к Вожбалу со стороны Царевы, то сразу за деревней Ивановской открывается живописный вид: внизу на солнце блестит река, за ней на высоких холмах, среди жёлтых полей и зелёных сенокосов, стоит деревня, а в центре этой идиллистической картины видна стройная церковь среди тёмного куста берёз и елей на старинном погосте. Это Благовещенская церковь, интересная своими сохранившимися росписями. Нижний этаж (тёплый храм) Благовещенской церкви на Вожбале возвели в 1736 году, когда стиль тотемского барокко ещё не появился, поэтому килевидные наличники над окнами первого ряда традиционны для русской архитектуры предыдущего, XVII столетия. Верхний двусветный этаж (холодный храм) был надстроен спустя четверть века. Клейма на его стенах очень сильно напоминают барочное узорочье Введенского собора Сольвычегодска вплоть до мелочей, однако пышное барокко с берегов Вычегды на тотемской земле как-то " завяло " и " усохло " . Тем не менее вожбальские клейма оригинальны, это настоящее народное творчество! Строители так увлеклись украшением храма, что даже забыли про симметрию. Более того, картуши северной и южной стен разные. Очень органично в состав клейм вписаны четырёх- и пятиконечные звёзды-розетки.

http://sobory.ru/article/?object=06407

2011. С. 68). Земельные пожалования, названные в чуде (деревни Кобылино и Шиднем), сопоставимы с теми, к-рые обозначены в грамоте 1542 г. (по этой грамоте мон-рь получил починки Кобылин и Олексин Бор (Алексин Бор), пуст. Ортюшино (Артюшино)). Во всяком случае, автор 2-й редакции чуда в нач. XVIII в. соотнес их с этой грамотой и на этом основании датировал чудо. Составитель чуда об Иоанне Грозном стремился «удревнить» монастырскую земельную собственность, указывая, что она получена при Василии III. Возможно, именно в сер. XVII в., когда вновь обострился вопрос о церковном землевладении (согласно Уложению 1649 г., мон-рям было запрещено расширять свои владения как покупкой земли, так и получением ее в дар), мон-рю необходимо было подтвердить свои имущественные права. Последнее, 19-е, чудо повествует об исцелении жителя Ростова, что свидетельствует о распространении почитания К. по всей Ростовской епархии. В Житии сообщается об обычае отмечать день памяти К. Чудеса прп. Кирилла Новоезерского. Клейма иконы «Прп. Кирилл Новоезерский, в житии». Сер. XVII в. (ЧерМО) Чудеса прп. Кирилла Новоезерского. Клейма иконы «Прп. Кирилл Новоезерский, в житии». Сер. XVII в. (ЧерМО) В 1581 г. над мощами святого уже стояла деревянная часовня, у раки преподобного собирались пожертвования. В описи Новоезерского монастыря 1581 г. иконы К. не упоминаются. В описи 1614 г. зафиксированы 2 иконы преподобного: местный образ в Воскресенской ц. и икона-пядница в часовне. В 1612 г., когда обитель испытывала материальные трудности, средства собирали у населения ближайшей округи с некой иконой, возможно с образом К.: «Да Ондрей старец с образом собрал о чюдотворцове памяте» (Арх. СПб ИИ РАН. Кол. 115. Д. 662. Л. 19, 27, 79). В 1626 г. по монастырскому заказу были написаны 4 иконы К., по-видимому «раздаточные» (Там же. Л. 174 об.). Согласно описи 1628 г., на раке святого находилась его икона - вклад кн. И. М. Катырева-Ростовского (ГИМ. Увар. 1116. Л. 14 об.). В чуде, датированном дек. 1627 г., рассказывается: когда во время служения молебна у мощей преподобного подняли помост, чтобы, согласно установившейся практике, взять «персть», от мощей изошел «благовонный дым», видимый всеми собравшимися; одновременно совершились исцеления, о к-рых сообщили в Москву.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Имя К. внесено в монастырский синодик XVII в.,- как указал Н. С. Стромилов, около имени преподобного в рукописи «украшения травчатаго письма, т. е. рисованы вокруг клейма цветы и листья» (Козьмина мон-ря синодик. 1884. 5. С. 1; также см.: Монастыри. 1906. С. 113). В XVII в. наилучшего состояния Яхренский мон-рь достиг в период деятельности игум. свт. Митрофана (1666-1675; впосл. епископ Воронежский) ( Ефимова. 2002. С. 248-251). К этому времени относятся все известные списки Жития К. и по крайней мере один список канона К. (РНБ. Солов. 182/182. Л. 173-176). Вероятно, в XVII в. почитание К. уже вышло за пределы Космина монастыря. Так, согласно тексту вкладной записи 1666 г. в рукописи, содержащей Житие К. (П), «старица инока скиница княгиня Палагея Борисова» по «родителех на вечной поминок» вложила эту книгу в московский в честь Вознесения Господня мужской монастырь (РНБ. Погод. 729. Л. 1-105). В 1-й пол. XVIII в. почитание К. было не столь распространено, это, по всей видимости, было связано с утратой былого значения Космина мон-ря: как «малобратственный», он временно был приписан к синодальному Никольскому Волосову мон-рю (1726-1727) ( Ефимова. 2002. С. 251). Житие К., по-видимому, не переписывалось. Возможно, в обители к этому времени либо уже не было списка чудес преподобного, либо они не были известны братии. Так, в 1744 г. последовал указ имп. Елизаветы Петровны по всем епархиям предоставить сведения о мощах, хранящихся «под спудом». В своем ответе игумен Космина монастыря Иаков сообщил, что К. «издревле» совершалась служба 14 окт. (текст службы хранился в мон-ре), а о чудесах этого святого ничего не известно ( Голубинский. Канонизация святых. С. 443-445). На этом основании Е. Е. Голубинский заключил, что «о начале местного празднования ему ничего не может быть сказано» (Там же. С. 151). Во 2-й пол. XVIII в., по-видимому, интерес к К. возрос, в мон-ре не позднее 1775 г. был известен список XVIII в., содержавший Житие, чудеса и службу, к-рым воспользовался Павлинский (см.: Житие. 1883. С. 249-250). Возможно, написание полного списка Жития и чудес К. было связано с запросом имп. Елизаветы. Учитывая то, что монастырь к тому времени не располагал достаточными сведениями о К., можно полагать, что для создания данного списка привлекались материалы, хранящиеся вне обители. Вероятно, был привлечен суздальский список Жития из б-ки Спасо-Евфимиева мон-ря, с которым Яхренская обитель, судя по всему, в XVI-XVIII вв. поддерживала контакты (ср. указание на переписывание в XVII в. Жития К. ризничим Косминской обители «старцем Феоктистом суждальцем» - запись на л. 123 об. ркп., содержащей П, переписку между бывш. косминским игуменом еп. Воронежским Митрофаном и спасо-евфимиевским архим. Варлаамом в нач. XVIII в., наличие имен игуменов Спасо-Евфимиева мон-ря в синодике Косминского мон-ря - Монастыри. 1906. С. 50, 113; Усачев. Списки и источники. 2011. С. 28. Примеч. 28).

http://pravenc.ru/text/2458773.html

Свт. Иоанн Златоуст. Фронтиспис в кн. «Беседы на Послание ап. Павла» Иоанна Златоуста. М., 1709. Гравер И. Ф. Зубов (1675/77, Москва - 1743, там же), старший сын Ф. Е., мастер московской школы гравюры петровского времени. Вместе с братом с 1698 г. был иконописным учеником Оружейной палаты, в 1703 г. отдан на обучение в гравировальную мастерскую Оружейной палаты к Схонебеку. В окт. 1708 г. направлен вместе с мастером-гравером П. Пикартом в Московский Печатный двор, где после перевода (1714) Пикарта с учениками и печатниками в С.-Петербургскую типографию остался единственным мастером-гравером. С 1721 г. служил в Синодальной типографии, откуда уволен в связи с упразднением гравировальной мастерской (окт. 1728). Впосл. исполнял гравюры на продажу, состоял на службе в Мануфактур-коллегии, где гравировал клейма для гербовой бумаги. Вид Троиц-Сергиева мон-ря, с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. Гравюра. 1-я пол. XVIII в. Гравер И. Ф. Зубов Вид Троиц-Сергиева мон-ря, с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. Гравюра. 1-я пол. XVIII в. Гравер И. Ф. Зубов И. Ф. создавал аллегорические композиции (конклюзии), портреты, архитектурные виды; темами работ этого мастера офорта и резцовой гравюры были события общественно-политической жизни петровского времени, религ. сюжеты. Среди произведений И. Ф. на светские темы наиболее известны: «Ботик Петра I» (20-е гг. XVIII в.), «Врата Синодальные» (1721), парные портреты имп. Петра I и имп. Екатерины I (1721, с оригинала Ж. М. Натье (?)), транспаранты фейерверков 1722 и 1723 гг., портрет имп. Петра II (1728, с оригинала И. П. Люддена), «Вид Измайлова» (кон. 20-х гг. XVIII в.). Образцами произведений И. Ф. на религ. темы служат «Воскресение Христово» (1703, с гравюры Ж. Лепотра), «Тезис Луки Мультанского, посвященный Рафаилу Краснопольскому» (1709), «Тезис Феофила Кролика и Василия Гоголева, посвященный Полтавской победе» (1709, совм. с М. Д. Карновским), «Тезис Михаила Заборовского, посвященный митр. Смоленскому и Дорогобужскому Сильвестру Крайскому» (1711) и «Тезис Лаврентия Трансильванского, посвященный переходу в русское подданство Дмитрия Кантемира» (1712, оба совм. с Г. П. Тепчегорским), «Тезис Гедеона Вишневецкого, посвященный коронации Екатерины I» (1724), вид Троице-Сергиевой лавры (1725), вид Соловецкого монастыря (1744, совм. с братом), «Прп. Феофилакт (Лопатинский)» (30-е гг. XVIII в.), «Прп. Лев Катанский» и «Свт. Варсонофий» (обе после 1721).

http://pravenc.ru/text/200105.html

Вскоре после прославления Д. появились его иконы с Ростовскими и избранными святыми, тезоименными заказчикам, напр. образ 80-х гг. XVIII в. в окладе мастера С. П. Кузова (СПГИАХМЗ, находился в усыпальнице под Успенским собором ТСЛ), икона XIX в. (частное собр.), «Владимирская икона Божией Матери, с избранными и ростовскими святыми» 1855 г. письма А. Ф. Крылова (ГМЗРК). Вероятно, как новопрославленный святой Д. представлен венчающим левую группу на иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ). Икона святителя 2-й пол. XVIII в. (ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в пос. Выездное близ Арзамаса) включает клейма с 2 иконами Божией Матери, избранными праздниками, святым и тропарем в картушах. Несмотря на традиц. стиль исполнения образа избранных святых в петербургском окладе 1833 г. (ЦМиАР, в центре - свт. Митрофан Воронежский), сохраняется крест в деснице Д. как отсылка к его портретам. Вместе с Московскими святителями и свт. Митрофаном Д. был изображен на ярославской иконе 30-х гг. XIX в. (ЯХМ). Очевидно, частным заказом объясняется иконография эмалевой иконы нач. XX в. мастера А. А. Назарова (ГМЗРК) - коленопреклоненные равноап. кнг. Ольга и Д. перед изображением Покрова Богородицы. Вместе со свт. Иаковом Ростовским Д. представлен молящимся в облаках над фигурами избранных святых (эмаль 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). Необычны по иконографии иконописные образы Д. кон. XVIII в. (МПИ), 30-х гг. XIX в. работы художников арзамасской школы из придела в честь Покрова Богородицы Воскресенского собора в Арзамасе и ц. Смоленской иконы Божией Матери в Выездном. Изображения Д. в составе Собора Ростовских чудотворцев известны со 2-й пол. XVIII в. (икона из ГРМ - «Пречистому образу Твоему поклоняемся…» - Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 1995. С. 230. Кат. 145). В нек-рых произведениях святитель представлен в центре композиции, напр. на иконе со мн. местночтимыми святыми 1838 г. (Д. вполоборота вправо, в омофоре под архиерейской мантией и в клобуке, с крестом и развернутым свитком) и кон. XIX - нач. XX в. (обе в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) - прямолично, в богослужебном облачении, с благословляющей десницей и высоким жезлом в левой руке ( Вахрина В. И. Изображения местночтимых Ростовских святых в иконописи//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223). Эта иконография получила распространение в финифти - образок кон. XVIII - нач. XIX в. (А. И. Всесвяцкий?, ГИМ), 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), складень «Ростовские чудотворцы» кон. XIX в. из собр. А. А. Титова (ГМЗРК) и др. Часто писались совместные иконы Д. и свт. Иакова Ростовского - покровителей Спасо-Иаковлевского мон-ря, особенно монастырскими мастерами или по заказам обители (икона 1-й пол. XIX в., эмали XIX в., ГМЗРК).

http://pravenc.ru/text/178011.html

В. Шапран Рака с мощами свт. Афанасия III Пателлария. Благовещенский кафедральный собор Харькова Рака с мощами свт. Афанасия III Пателлария. Благовещенский кафедральный собор Харькова Иконография. Наиболее ранние сохранившиеся иконы А. П. относятся ко 2-й пол. XVIII в. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. под 17 мая о святителе сказано: «Сед, брада шире Власиевой, в шапке и в сакосе, в стуле сидя, во Псковском [так!] монастыре на Манагарской горе…» (БАН. Строг. 66. Л. 107об.); в подлиннике сер. XIX в.: «Сед, брада аки Власиева шире, на главе шапка патриаршая, ризы святительския, саккос и омофор» (РНБ. Собр. СПбДА. A.II.54. Л. 28). Известны 2 варианта изображений мощей А. П.- извод краткий и развернутый. О характере развернутого извода дает представление икона кон. XVIII - нач. XIX в. (ГИМ), где находилась частица мощей святителя, также икона кон. XVIII - нач. XIX в. в серебряном окладе московской работы 1809 г. (собрание банка Амбровенето. Виченца). Гробница с мощами А. П. помещена в интерьер трехнефного храма, причем над ракой под балдахином на тонких колонках он стоит, «аки жив», в богослужебном святительском облачении, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке, с седой окладистой бородой (по-видимому, изображена икона или портрет святителя), вверху - неск. ангелов, поддерживающих балдахин и с рипидами, 2 ангела с посохами в руках стоят на пюпитрах по сторонам от сени. На литографии 1876 г., выполненной в мастерской П. А. Глушкова (РГБ), вокруг раки изображены духовенство и молящиеся. Краткий извод получил широкое распространение в небольших паломнических иконах, как, напр., икона нач. XIX в. из собрания Н. В. Покровского (ГРМ), иконы 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР, ГИМ), где на подножии представлена рака барочных форм (иногда видны клейма с датой «1819», «года» и монограммой «АПК» в раме с архиерейскими атрибутами), в к-рой под сенью с открытыми «окошками» покоятся в сидячем положении мощи А. П. в архиерейском облачении, с митрой на голове, видимой остается часть лика, облачений и руки. Подобные воспроизведения св. мощей известны, напр., в XVII-XIX вв. в греч. и южнослав. иконах и гравюрах свт. Спиридона , еп. Тримифунтского; эта иконография могла повлиять на тип изображения А. П. На иконе кон. XIX - нач. XX в., принадлежавшей свт. Афанасию (Сахарову) , А. П. изображен в рост, в саккосе, омофоре, с панагией на груди, благословляющей десницей и жезлом в левой руке, рядом - рака святого под сенью с колоннами. Возможно, образ выполнен на основе хромолитографии 1887 г. (изд. в Полтаве; РГБ), где также совмещаются изображения святителя и его мощей.

http://pravenc.ru/text/76940.html

Во время работы в Московском Печатном дворе И. Ф. исполнил большинство иллюстраций, фронтисписов и титульных листов к книгам церковнослав. шрифта (богослужебным и четьим). Среди них - «Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий ап. Павла» (1709, с фронтисписом с изображением свт. Иоанна Златоуста, «Камень веры» митр. Стефана (Яворского) (1728, с портретом автора), Евангелие (1717, 1722, 1724), Апостол (1713, 1719, 1726, 1733), НЗ (1715, 1725), Псалтирь (1716, 1718, 1723, 1725, 1726, 1727). Д. А. Ровинский указывает, что И. Ф. исполнен 30-листовой цельногравированный Синодик (в наст. время ни одного экз. не известно). Лит.: Ровинский. Народные картинки. 1881. Т. 4. С. 379, 380, 451, 522, 730, 749; Т. 5. С. 8-12, 17, 20, 30; он же. Словарь граверов. 1895. Т. 1. Стб. 353-380; Зернова А. С., Каменева Т. Н. Сводный каталог книги кирилловской печати XVIII в. М., 1968; Алексеева М. А. Братья Иван и Алексей Зубовы и гравюра петровского времени//Россия в период реформ Петра I. М., 1973. С. 337-361; она же. Жанр конклюзий в рус. искусстве кон. XVII - нач. XVIII в.//Рус. искусство барокко: Мат-лы и исслед. М., 1977. С. 7-30; она же. Гравюра петровского времени. Л., 1990. С. 64-102; Макаров В. К. Рус. светская гравюра 1-й четв. XVIII в.: Аннот. свод. кат. Л., 1973. С. 64-79; Алексей Федорович Зубов, 1682-1751: Кат. выст. Л., 1988; Лебедянский М. С. Алексей Зубов: Первый видописец С.-Петербурга. М., 2003. С. 171; Ходько Ю. М. Духовная гравюра на меди в книгах Моск. типографии 1-й трети XVIII в.: Образцы и переводы//От Средневековья к Новому времени: Сб. ст. в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 462-471; Князева С. Ю., Хромов О. Р. Гравированный Синодик Ивана Любецкого и Ивана Зубова 1730-х гг. из собр. МГОМЗ//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 2008. Вып. 11. С. 163-178. Алексей Федорович Сошествие Св. Духа на апостолов. Гравюра. 1701 г. Гравер А. Ф. Зубов Сошествие Св. Духа на апостолов. Гравюра. 1701 г. Гравер А. Ф. Зубов (1682/83, Москва - 1751, там же), младший сын Ф. Е., в 1689 г. был принят иконописным учеником в Оружейную палату, в 1699 г. отдан в гравировальную мастерскую Оружейной палаты учеником к голл. граверу А. Схонебеку. В 1704-1705 гг. служил рисовальщиком карт в «Турецкой комиссии» на юге России. В 1710-1711 гг. руководил гравировальной мастерской Оружейной палаты. В 1711 г. переведен в С.-Петербургскую типографию, до закрытия к-рой (1727) возглавлял гравировальную мастерскую при ней. В 1728-1729 гг. работал сдельно для С.-Петербургской имп. АН. В нояб. 1729 г. переехал в Москву, где исполнял гравюры на продажу, работал для Синодальной типографии, выполнил неск. гравюр вместе с братом Иваном. С 1744 г. состоял на службе в Мануфактур-коллегии, гравировал клейма для гербовой бумаги.

http://pravenc.ru/text/200105.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010